Основы туристской деятельности. Раздел 2

Раздел II. Развитие самодеятельных форм спортивно‑оздоровительного туризма в России

Туризм начал свое организованное становление в России в конце прошлого века. Отмена крепостного права в 1861 году и последовавшее за этим бурное развитие промышленности и транспорта естественно дало импульс и для расширения сферы услуг. Стали появляться владельцы крупных, избыточных в соизмерении с предпринимательскими целями, средств и в 1885 г. создается «Предприятие для общественных путешествий во все страны света». Учреждаются альпийские или горные клубы. А с появлением относительно дешевого и мобильного средства транспорта - велосипеда, в 1895 г. возникает «Русский турист-клуб», объединивший туристов-велосипедистов. Это объединение способствовало распространению туризма в среде менее имущих, чем предпринимательская. Туризм становится реальной возможностью для разночинцев. Более того, туризм обретает такие характерные черты, как использование активных способов передвижения и автономность, т.е. полагаться на самого себя. В 1901 году клуб преобразуется в Российское общество туристов (РОТ), которое в 1914 году насчитывало пять тысяч членов.

После Октябрьской революции в 1918 г. в Наркомпросе Советской России создается бюро школьных экскурсий для школьников и красноармейцев. В 20-е годы по мере восстановления и развития народного хозяйства, туризм в стране начинает развиваться по двум направлениям - внутренний, т.е. по территории Советского Союза, и международный. Последний вначале ориентировался на привлечение иностранных туристов в страну, а с 20‑х годов и на зарубежные путешествия советских людей. Особый интерес с точки зрения массового туризма представляло его внутреннее направление. Страна поднималась из руин, оставленных первой мировой и гражданской войнами, началась индустриализация, расширялась миграция населения и логично, что комсомол поставил задачу - молодежь должна познавать свою страну, использовать походы как средство физического развития, приобретения навыков походной жизни, воспитания творчества, коллективизма и патриотизма.

В 1929 г. в РОТ вступают комсомольцы и увлеченные путешествиями люди некомсомольского возраста, и в 1929 г. учреждается «Общество Пролетарского туризма и экскурсий». Было положено начало действительно массовому туризму. В 1930 г. членами ОПТЭ стало 169 тыс. человек, а на 1 января 1935 г. число членов ОПТЭ увеличилось до 790 тыс. человек. В дальних и местных походах участвовало более 6 млн. человек. В 1936 г. руководство туризмом в стране было передано физкультурным организациям и ВЦСПС. В 1940 г. действовало несколько тысяч туристских секций на предприятиях, в учебных заведениях, было создано 165 туристских баз и лагерей. Еще в рамках ОПТЭ была развернута вспомогательная хозяйственная деятельность - производство туристского снаряжения, фотоателье и т.п. Примечательно, что для этой деятельности были представлены налоговые и иные льготы. Для туристов были введены так называемые «круговые билеты». Это означало, что проезд к началу маршрута и возвращение становилось дешевле (цена билета «туда и обратно» определялась по суммарному километражу, что давало заметную выгоду, чем покупать билет «туда» и билет «обратно»). Журнал для всех, интересующихся путешествиями, «На суше и на море» стал органом ЦК ВЛКСМ и ЦС ОПТЭ. С 1 января 1940 г. туризм был включен в комплекс ГТО. В довоенные годы широкий размах получил туризм среди школьников. В 1932 г. была создана центральная детская экскурсионно-туристская станция. Подобные станции стали создаваться во всех союзных республиках и крупных городах. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ предприняли широкомасштабные действия по восстановлению и дальнейшему развитию туризма в стране. Уже в апреле 1945 г. ВЦСПС принимает соответствующее решение. В трудное послевоенное время выделяются средства на восстановление и строительство новых турбаз и лагерей. Особый размах получило создание туристских клубов. Они стали центрами консультаций по походам, популяризации современных путешествий, местом работы маршрутных, квалификационных комиссий и по видам туризма, явились организаторами многих мероприятий, содействовали развитию новых форм туризма.

В марте 1939 г. Всесоюзный комитет физкультуры утверждает положение о значке «Турист СССР» 1 ступени, а в 1949 г. туризм был включен в Единую Всесоюзную спортивную классификацию. Это повлекло за собой развитие работы маршрутных и квалификационных (позднее маршрутно-квалификационных) комиссий, разработку классификации туристских походов. До войны было 4 категории трудности походов, после войны длительное время классификация включала 3 категории, а в последние годы - 6 категорий сложности. Поразительно возросли разнообразие и спортивная сложность походов.

Рост спортивного и самодеятельного туризма обозначил также и серьезность, высокую требовательность к участникам и руководителям походов. Случались и беды. В подавляющем большинстве аварии происходили из-за недостаточной подготовленности туристов к данному походу, в данных конкретных условиях. Начиная с 50‑х годов стали действовать школы инструкторов туризма (общественников), а с конца 50‑х годов - и школы руководителей сложных походов по видам туризма. Туризм действительно стал массовым.

В 1962 г. в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям была создана туристская контрольно-спасательная служба. Ее подразделения - службы (КСС) и отряды (КСО) - были во всех районах со сложным рельефом. Служба призвана проводить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев, осуществлять контроль за прохождением маршрутов как плановыми, так и самодеятельными туристскими группами, а также оказывать им квалифицированную помощь, организовывать поисково-спасательные работы.

В 1992 г. она была переименована в поисково-спасательную службу (ПСС) в связи с передачей Госкомитету чрезвычайных ситуаций, а с 1995 г. стала называться МЧС.

На рубеже 80-90‑х годов на территории бывшего СССР действовало более 800 туристских клубов, 60 общественных КСО, более 40 тысяч общественных комиссий, в работе которых участвовало около 700 тысяч туристов. В спортивных походах, утвержденных в МКК, участвовало 250-300 тыс. туристов (не все МКК сообщали об утвержденных походах).

Число «неорганизованных» туристов, т.е. участников самодеятельных групп, получивших, в лучшем случае (по их выбору), лишь консультации, достигало 500-600 тыс. человек. В 1990 году значок «Турист СССР» был вручен 250 тыс. туристов, третий, второй и первый спортивный разряд по туризму был присвоен 80 тыс. туристов, а звание мастера спорта - 124 туристам 16-ти национальностей страны. Более 1 млн. школьников участвовало в туристских походах. Самодеятельному спортивному и школьному туризму, его видам, слетам и соревнованиям было посвящено около 2700 книг и статей, опубликованных только за 1960-1986 гг.

Одним из важнейших итогов пройденного туризмом в нашей стране пути является становление понятия туризма, содержания и назначения с точки зрения общества. Еще в тридцатые годы его социальное назначение формировалось так - это путешествие во время отпуска или каникул с целью отдыха, познания Родины и повышения культурного уровня, это один из видов физической культуры. В течение более, чем полувека, сложилось следующее понимание назначения самодеятельного и спортивного туризма - это эффективное средство оздоровления, морально волевого, нравственного развития и совершенствования человека, его ознакомление с историей и современностью, культурой и обычаями народов и наций районов походов, воспитание бережного отношения к природе и памятникам культуры, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями.

Из истории детско-юношеского туризма

Как социальное явление нового времени туризм явился детищем промышленной революции, когда крушение феодализма в Западной Европе породило новые требования к воспитанию подрастающего поколения. В конце XVII - начале XVIII вв. в школах Англии, Франции, Германии, Австрии и других стран при изучении отдельных предметов учителя стали проводить с учащимися пешеходные прогулки и поездки по окрестностям. Такие простейшие формы путешествий получили название экскурсий. Я.А. Каменский в конце своей школьной системы поставил обязательное участие в путешествии.

В нашей стране интерес к путешествиям тесно связан с развитием краеведения.

Начало краеведческих исследований в России относится к эпохе преобразований в начале XVIII в. и связано с указом Петра I (от 12 февраля 1718 г.), в котором предписывалось докладывать царю обо всех любопытных находках, а тех, кто их обнаружит, награждать.

Первые анкеты-вопросники были подготовлены Татищевым и Ломоносовым.

Одним их первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы и туризма с детьми можно считать декабриста И.Д. Якушкина. Работая в Ялуторовской женской школе, он практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанницами с целью изучения окружающей природы.

Мысль об использовании прогулок и экскурсий в народном образовании России как средства обучения и воспитания учеников медленно, трудно проникала в педагогическое сознание российского общества второй половины XIX века. Педагогическую целесообразность туризма и краеведения впервые в России теоретически обосновал К.Д. Ушинский. В своей учебной книге «Родное слово» он придавал «местному элементу» большое значение, рассматривая его как одно из важных средств наглядности и связи с окружающей жизнью. «Отечествоведение» - так определил К.Д. Ушинский эту отрасль знаний. Во время своей длительной «педагогической командировки» в страны Европы (1862-67 гг.) для изучения опыта постановки образования он обратил внимание, что в тамошних учебных заведениях давно вошло в систему проведение с учениками регулярных ближних и дальних прогулок-экскурсий на природу.

Экскурсии как метод обучения в практику преподавания естествознания впервые ввел Я.А. Герд. Настоятельно рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы «отец» русской физической культуры П.Ф. Лесгафт, включивший в составленную им классификацию физических упражнений естественные перемещения и экскурсии.

Царское Министерство лишь разрешило учебным заведениям заниматься с учащимися туризмом - включило ученические поездки и экскурсии в «число необязательных занятий во время каникул» и даже уделило несколько дней из учебного времени этим экскурсиям «и тому подобным разумным развлечениям». Это, безусловно, шаг прогрессивный. Но всего лишь шажок. Школьному туризму России было еще очень далеко до уровня его развития в ряде стран Европы.

В начале XX века к этой теме вновь привлекается внимание просвещенцев, она получает новое раскрытие в научно-педагогической литературе: известный русский деятель народного образования, педагог В.Т. Вахтеров (1853-1924 гг.), посвятил ей целую главу в своей последней книге «Основы новой педагогики» (издана в 1913 г.).

Особую ценность представляет то, что в этой работе Вахтеров впервые указал на всесторонность, комплексность воздействия на воспитуемых туристских прогулок и экскурсий, впервые обозначил шесть отдельных элементов, составляющих педагогический потенциал детского туризма, его преимущества перед иными формами работы с детьми. Кроме известных уже «трех воспитаний» - чувств, ума и тела, на которые всегда оказывает положительное действие прогулка человека на природу, Вахтеров раскрывает еще три важных «технологических» элемента:

  1. Возможность «легче, чем когда бы то ни было» изучить воспитанников, увидеть их «в совершенно новом освещении».
  2. Взаимопонимание и доверие детей к учителю, возникающие между ними в результате естественной походной близости людей, совместных переживаний, общего труда.
  3. Педагогика совместных творческих дел, самодеятельность детей как основа организации прогулок и походов. И замечательно то, что Вахтеров делает здесь упор на исключение командных методов руководства детьми, на то, что они сами могут и должны решать принципиальные вопросы дела.

Определенную роль в развитии ученических экскурсий сыграло также введение 9 марта 1902 г. специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В дальнейшем условия этого специального тарифа для групп учащихся, совершающих экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 года.

В некоторых школах экскурсии вошли в систему педагогической работы. Так, в Санкт-Петербургском лесном коммерческом училище в течение семилетнего срока обучения проводилось 50 экскурсий и походов.

В 1909 г. «Комиссия образовательных экскурсий по России» наметила проекты маршрутов по стране. Два из них были по Крыму и Волге, три - по Северу, шесть - по Кавказу, один - по Уралу. Эти зоны и сегодня являются центрами детского туризма.

После 1910 г. на развитие экскурсионного дела среди учащихся обратили внимание уездные и губернские земства, начавшие выделять некоторые средства для экскурсий. В их сметах даже появилась особая графа - «Ученические экскурсии».

В первых документах Советской власти о народном образовании были поставлены задачи коренного изменения методов обучения, в качестве одного из основных стали пропагандировать метод наглядного обучения. При разработке принципов единой трудовой школы летом 1918 года отдел реформы школы Наркомпроса предлагал, чтобы школьники занимались семь дней в неделю, но из них два дня должны быть отданы под экскурсии.

В целях реализации задач по наглядному обучению, организации экскурсий, урегулирования приема школьников и помощи им, Народный Комиссариат Просвещения РСФСР по предложению Н.К. Крупской в декабре 1918 года организовал в Москве Центральное бюро школьных экскурсий. Таким образом, было положено начало создания государственной системы детско-юношеского туризма.

В Петрограде в феврале 1919 года была создана экскурсионная станция, которая, поставив перед собой задачу организации экскурсионного дела в школах, прежде всего начала создавать загородные естественноисторические станции для проведения экскурсий со школьниками под руководством опытных педагогов. В окрестностях Петрограда было организовано шесть экскурсионных станций. Создаваемые учреждения стали называть станциями, имея в виду место, где учащиеся делали остановку во время своих путешествий.

Летом 1920 года была проведена одна из первых дальних школьных экскурсий. Из полотенец и веревок сделали ребята заплечные мешки, соорудили носилки для переноски вещей, организовали целую мастерскую по изготовлению обуви на веревочной подошве. Деньги заработали сами: был поставлен школьной агитбригадой спектакль «Скованный Прометей» Эсхила. В воскресенье на базаре провели лотерею, это помогло добыть еще немного денег. Все члены группы получили какое-либо задание: одни ведали хозяйством, другие - ремонтом обуви, третьи - редактировали походный журнал и печатали отчеты об экспедиции на гектографе. Была избрана специальная комиссия по сбору и приобретению экспонатов для местного музея.

Путешествие продолжалось целое лето. От Козлова (ныне г. Мичуринск Тамбовской области) до Москвы расстояние небольшое, около 400 км, а ехали туристы больше недели. В столице деревенских школьников поместили на экскурсионной базе на Арбате. И начались напряженные дни учебы. После посещения музеев, театров, картинных галерей все ребята по очереди писали отчеты. Естественнонаучные занятия проходили в Зоологическом и Ботаническом садах, в университете. Показывали школьникам достопримечательности Москвы профессора И.М. Корф, И.А. Гейнике и другие специалисты экскурсионного дела. После двухмесячной экскурсионной работы в Москве и выезда во Владимир туристы совершили путешествие вниз по Волге, от Ярославля до Саратова с остановкой в Нижнем Новгороде.

Серьезно использовал туризм в своей работе известный советский педагог С.Т. Шацкий (1878-1934 гг.). В 1920-е годы по его инициативе Наркомпросом была создана первая опытная станция по народному образованию, руководителем которой он и был назначен. Большое место в жизни школы-колонии в 20-е годы занимали дальние экскурсии. Они оценивались Шацким как средство всестороннего развития колонистов.

Туристско-краеведческая деятельность за период 1918-1928 гг. была сосредоточена во внешкольных организациях и проводилась в форме экскурсий и многодневных (6‑10 дней) путешествий - «кочевок», как их называли в то время. Главной тематикой походов было изучение сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов близлежащих районов. Нарком просвещения А.А. Луначарский, оценивая значение школьного туризма, подчеркивал, что советская школа должна вносить определенный вклад во «всенародное научное обследование нашей страны».

В 1927 году Коллегией Наркомпроса РСФСР было утверждено положение о Центральной опытной экскурсионной базе, в котором говорилось, что база является опытно-исследовательским учреждением, в задачи которого входит разработка экскурсионного дела в системе воспитания. Центральная база имела свои отделения в различных регионах России.

Своим опытом туристской работы в коммуне им. Дзержинского А.С. Макаренко доказал, что в каникулярный период «нет лучше метода развития и образования молодежи, как летние походы». Но, к сожалению, такие коллективы были единичны. В стране еще не сложилась единая система методической службы помощи школам, отсутствовала подготовка специальных кадров.

В 1930 г. состоялась Всесоюзная конференция по вопросам туристско-экскурсионной деятельности со школьниками, на которой происходил обмен опытом работы, а также рассматривались вопросы внешкольных экскурсий и детского туризма в связи с решением задач пятилетки.

В сентябре 1931 г. Президиум Центрального бюро детских коммунистических организаций ЦК ВЛКСМ обсудил вопрос о состоянии и задачах экскурсионно-туристской работы среди детей. В принятом постановлении констатировалось неудовлетворительное состояние экскурсионно-туристской работы в пионерских отрядах и школах.

Главной базой для развертывания экскурсионно-туристской работы среди детей признавался пионеротряд и школа, а основной формой работы - местные экскурсии с включением туристских элементов и дальние экскурсии на новостройки, в национальные области и пролетарские центры.

Коллегия Наркомпроса РСФСР в 1932 г. рассмотрела вопрос о состоянии экскурсионно-туристской работы с детьми и приняла постановление, в котором ставилась задача каждой школе, в соответствии с программами, включить в учебный план и расписание школы минимум проведения местных экскурсий.

Дальнейшему развитию туризма способствовало постановление ЦК ВКП (б) от 21 апреля 1932 г. «О работе пионерской организации», в котором указывалось на необходимость применения и расширения детского туризма как важного оздоровительного средства.

В 1930 г. Наркомпрос РСФСР создает Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦДЭТС), наделяя ее организационно-методическими функциями. Вскоре в областях и краях РСФСР начинают создаваться свои областные ДЭТС. В 1936 году в столице открывается городская станция - МосгорДЭТС, а к 1941 году в Российской Федерации уже насчитывалось 54 ДЭТС. Центральные ДЭТС были созданы в каждой союзной республике.

Большая работа по развитию школьного краеведения проделана заместителем Наркома просвещения РСФСР Н.К. Крупской. Н.К. Крупская не только была идеологом нового дела и инициатором создания первых экскурсионно-туристских учреждений, она посещала экскурсионные базы и встречалась там со школьниками-экскурсантами и учителями, сама присутствовала на совещаниях работников этих учреждений.

В 1940 году Академия наук СССР обратилась к школьникам Советского Союза с призывом взяться за изучение малых рек, а ЦДЭТС были объявлены два всероссийских похода: по историческим местам Гражданской войны и по малым рекам. Участники экспедиций проводили описание рек и прибрежной полосы, измеряли глубину, ширину и скорость течения, описывали геологические обнажения, собирали коллекции полезных ископаемых, флоры, фауны, вели метеорологические наблюдения.

В приказе Наркомпроса РСФСР «О детском туризме» 1940 года предлагалось: «Организовать в каждой средней школе кружок юных туристов, выделить из числа учителей в каждой средней школе ответственного организатора туристской работы с учащимися». Это был первый официальный документ, обязывавший школы и учителей включать туризм в педагогические средства воспитания.

В декабре 1940 г. Коллегия Наркомпроса вынесла решение о проведении в 1941 г. Всероссийской туристской экспедиции пионеров и школьников по изучению своего края, вменив в обязанность всем школам и отделам народного образования подготовить группы ее участников. Идея экспедиции была поддержана Академией наук, ЦК ВЛКСМ, научными и хозяйственными организациями. В экспедиционных отрядах объединились около двух миллионов школьников.

Война помешала дальнейшему развитию экскурсионно-туристской работы с детьми. Перед детским туризмом в годы войны встали задачи военно-физической подготовки школьников, привития туристских навыков, имеющих оборонное значение, вовлечения школьников в общественно полезную работу в помощь фронту: изыскание местных природных хозяйственных ресурсов, сбор лекарственного сырья, помощь школам в освобожденных от фашистов районах, сбор исторических данных о Великой Отечественной войне, биографических данных о героях. Станциями юных туристов организуются лагеря бивуачного типа, основной целью деятельности которых был сбор дикорастущих полезных растений, и в первую очередь лекарственных трав, грибов и ягод в помощь фронту. Московская городская ДЭТС в 1942 году организовала 64 лагеря, где провели каникулы 9650 школьников. Они собрали и сдали на заготовительные пункты 54 тонны грибов, 12,5 тонн щавеля, 12 тонн крапивы, 6 тонн рябины и 11 тонн лекарственных трав. Помимо этого организовывались походы по местам боев, во время которых школьники собирали материалы о боевых эпизодах, записывали биографические данные героев. Ребята работали также на колхозных и совхозных полях, помогали семьям фронтовиков, инвалидов войны.

В послевоенное время органы народного образования продолжали уделять большое внимание детскому туризму. Вскоре после войны восстанавливаются большинство областных ДЭТС, ликвидированных в 1941 г. На Всероссийском совещании по народному образованию в 1945 г. была создана специальная внешкольная секция. В опубликованных материалах этой секции подчеркивалось огромное значение внешкольной работы по туризму, рекомендовалось Дворцам и Домам пионеров, детским домам, школам и другим школьным и внешкольным детским учреждениям шире использовать туристско-краеведческую деятельность как средство познавательной и оздоровительной работы с учащимися. Значительную работу в эти и последующие годы проводит Центральная детская экскурсионно-туристская станция при Министерстве просвещения РСФСР.

1950-е годы для детского туризма были годами массового распространения и бурного развития. Это связано, главным образом, с приходом в школы бывших фронтовиков, которые стали организовывать походы и экскурсии по местам сражений Великой Отечественной, приобщать воспитанников к подвигам народа. Всюду по просторам Родины тянулись цепочки пеших туристов, колесили по дорогам велотуристы, водники преодолевали речные преграды на байдарках, лодках и плотах, группы школьников отправлялись штурмовать горные хребты и перевалы.

Развитию туризма с активными средствами передвижения способствовало включение туризма в единую Всесоюзную спортивную классификацию (1949 г.), установление разрядных спортивных нормативов (в том числе и юношеских разрядов) по туризму.

В эти годы возникли в стране школьные туристские лагеря. Первыми были водно-туристские лагеря в московских школах № 31 и № 46 (организатор - учитель Э.Г. Костяшкин), одновременно был создан знаменитый турлагерь районного туристского актива Первомайского района Москвы «Кочевник» (бессменный организатор его - В.Н. Розов). Система работы таких лагерей в те годы и позже строилась на сочетании походов с сельскохозяйственным трудом в помощь колхозам и совхозам: один отряд уходил на неделю в поход, а остальные работали на полях, затем в поход уходил другой отряд. Эти лагеря действовали все лето, группы успевали побывать в 3-4-х местных и дальних походах. В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов организация школьных турлагерей достигла своего пика: например, в Ленинском районе Москвы более половины всех школ создавали свои летние турлагеря и даже зимние турбазы. В 1960‑х годах количество турлагерей стало сокращаться - под давлением партийных органов школы были обязаны создавать трудовые (колхозные) лагеря, которые вскоре получили официальный статус лагерей труда и отдыха (ЛТО).

В 1954 г. ЦК ВЛКСМ утверждает новый значок - «Юный турист» - для поощрения школьников, регулярно участвующих в турпоходах. Инструктивно-методическая литература, изданная ВЦСПС, впервые указывает на необходимость исследовательской работы в туризме. Отдельные областные и республиканские издательства выпустили пособия в помощь турорганизатору школы. Все эти меры положительно сказались на развитии школьного туризма. 1951-1955 годы для советского детского туризма были периодом его массового распространения и развития, когда руководители органов народного образования и директора школ обратили на него пристальное внимание.

Для примера приведем некоторые итоги работы школ Фрунзенского района Москвы за 1958-59 учебный год (включая лето 1959 г.): в районе было 26 школ; всего проведено за учебный год 845 походов (в среднем на школу по 32,5 похода); в том числе однодневных походов - 680 (участвовали все школы), походов на 2-3 дня - 127 (все школы, кроме 3-х), многодневных - 38 (кроме 7 школ). В учебном году все, кроме двух школ, провели свои туристские слеты (некоторые провели по два слета) - итого 36 школьных слетов. Летом школами района было открыто 19 загородных самодеятельных лагерей, зимой - 8 школьных лыжных турбаз.

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР». В реализации этого закона немалую роль должна была сыграть и туристско-краеведческая деятельность учащихся. В 1959 г. были утверждены новые учебные планы и программы. В них говорилось, что программа по географии обеспечивает краеведческий подход при изучении начального курса физической географии и экономической географии СССР, уделяет большое внимание проведению практических занятий на местности.

В 1960 г. Министерство просвещения РСФСР и Центральный комитет ВЛКСМ утвердили положение об областных, краевых, республиканских детских экскурсионно-туристских станциях, в котором были определены цели, задачи и сфера их деятельности. На станции возлагалась обязанность совместно с институтами усовершенствования учителей, Дворцами и Домами пионеров проводить семинары, подготовку турорганизаторов, совещания, учебные походы, конференции, консультации для пионервожатых, учителей, руководителей туристских кружков.

В программе «Ориентир», вышедшей в 1968 г. было определено содержание туристских умений и навыков по возрастным группам, начиная с 9 лет. Программа также содержала нормативные и разрядные требования по сдаче норм на значок «Юный турист», «Турист СССР». Особый упор в ней делался на организацию школьных кружков туристско-краеведческого характера, руководить которыми могли учителя, имеющие опыт участия в походах. Для осуществления отдельных сложных мероприятий программа рекомендовала приглашать специалистов.

Центральной детской экскурсионно-туристской станцией министерства просвещения РСФСР и газетой «Пионерская правда» организуются туристско-краеведческие всесоюзные экспедиции пионеров и школьников: в честь 40-летия Октября, «По дорогам пятилетки», «Из искры возгорится пламя».

В 1960-е годы берет свое начало Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Около 3 млн. человек приняли в нем участие. Молодые патриоты сооружали памятники павшим героям, приводили в порядок места захоронений, устанавливали имена тех, кто погребен в братских могилах, писали летопись боевых дел воинских соединений, помогали в поиске пропавших без вести. Первый Всесоюзный слет участников похода - комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа открылся 19 сентября 1965 г. в крепости-герое Бресте.

В каждой экспедиции пионеров и школьников, которые стали проводиться в рамках Всесоюзного похода, участвовало до 10 млн. учащихся, которые собрали большое количество материалов о героях Гражданской и Великой Отечественной войн, познакомились с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, подготовили богатые коллекции, узнали много нового об истории родного края. Общественные, государственные, научные организации, сами школы давали участникам этих экспедиций задания.

В 1970-е гг. продолжалось проведение Всесоюзных туристско-краеведческих экспедиций пионеров и школьников. В 1972 г. газета «Пионерская правда» и Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения СССР объявили положение о Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР», в каждом этапе которой участвовало от 14 до 16 млн. учащихся. Сущностью экспедиции было выполнение во время туристских походов и экскурсий различных краеведческих, поисковых, собирательских заданий. Экспедиция объединила в стране всю туристско-краеведческую работу среди учащихся. Итоги этой работы подводились регулярно на местных слетах-конференциях и раз в три года - на Всесоюзных слетах по итогам каждого этапа экспедиции.

В результате активизации туристско-краеведческой работы в школах создавались краеведческие кружки и музеи, роль которых в учебно-воспитательной работе с учащимися значительно возросла. Собранный туристами и краеведами материал широко использовался учителями на уроках истории и обществоведения, литературы, географии, биологии. Залы музеев стали местом торжественных пионерских линеек, комсомольских собраний, встреч с ветеранами, тематических конференций.

Другим важным мероприятием детского туризма в 1970-80-е гг. был Всесоюзный слет-соревнование пионеров и школьников, который проводился раз в три года в пять этапов: от походов и слетов общеобразовательных школ, районных, городских, областных, краевых и республиканских слетов-соревнований до финала - Всесоюзного слета-соревнования школ. Слеты-соревнования активизировали спортивный туризм в школе. До распада СССР было проведено семь Всесоюзных соревнований юных туристов:

1973 г. - Карпаты (г. Сколе Львовской области)

1976 г. - Белоруссия, Полоцкий р-н Витебской области

1979 г. - Башкирия, г. Белорецк

1982 г. - Азербайджан, Кубинский район

1985 г. - Карпаты (г. Сколе Львовской области)

1988 г. - Таджикистан

1991 г. - Приморский край, п/л «Океан»

В программу соревнований (по двум возрастным группам) включались виды:

  • туристский многодневный поход по району проведения соревнований;
  • соревнования по технике пешеходного туризма;
  • контрольный туристский маршрут;
  • глазомерная топографическая съемка местности (площадная и маршрутная);
  • соревнования по туристским навыкам.

С первых лет советской власти в стране начинает развиваться так называемый плановый туризм. Особенно бурное развитие эта сфера туристских услуг получила после 1936 года, когда по решению правительства все дело туризма из самостоятельной общественной организации - Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) было передано в введение профсоюзов (ТЭУ ВЦСПС). Таким образом, организационно туризм в СССР разделился на две обособленные ветви - плановый и самодеятельный. В том же 1936 году произошел «развод» между ними: руководство плановым туризмом закреплено за ВЦСПС, а самодеятельный туризм отдан под призор новообразованного Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК Союза ССР.

Таким образом, перед потребителями туризма все четче вырисовывалась альтернатива: либо купить путевку на турбазу и путешествовать по «плану», либо создавать самодеятельную группу и полагаться на свои силы, самим себе обеспечивать все необходимое для путешествия. Детский туризм всегда был и остается в ведении органов народного образования. По признаку отношения производства и потребления туристских услуг он, в основном, является самодеятельным. Однако со временем в школу все больше стал внедряться плановый (коммерческий) туризм. При этом своих собственных организационных структур для оказания школьникам туристских услуг (бесплатных или коммерческих) система народного образования фактически не имела. Главным «поставщиком» коммерциализированных туристских услуг для школ с годами постепенно становилось созданное ЦК ВЛКСМ в 1958 году Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник». Надо отметить, что все его мероприятия были пропитаны чрезмерной идеологизацией и совершенно не касались такого важного для школьной молодежи направления, как спортивный туризм.

Конец 1960-х годов ознаменовался событием для туризма чрезвычайным: высшие власти - ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ - издали в 1969 году специальное постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». В нем поставлена задача - превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения. И хотя постановление, в основном, направлено на развитие туризма среди взрослого населения, в части развития детского туризма тоже кое-что было предусмотрено: расширить сеть, улучшить материальную базу детских экскурсионных туристских станций (ДЭТС), турбаз и лагерей; выделять в каждом районе в дни каникул помещения в школах и интернатах для приема туристов-школьников, создать при ДЭТС, Дворцах и Домах пионеров прокатные базы туристского снаряжения, и, наконец, создать Центральную ДЭТС Минпроса СССР (она начала работу летом 1971 г.). Седьмое десятилетие двадцатого столетия стало десятилетием наивысшего расцвета школьного туризма, после которого наступил если не спад, то сильное торможение в его развитии.

Бурное развитие самодеятельного туризма в нашей стране, количественный рост сложных в техническом отношении путешествий участили случаи травматизма. Это вызвало необходимость обобщить передовой туристский опыт проведения походов и путешествий и изложить его в документах, регламентирующих порядок оформления маршрутов, документов, проверки туристских групп перед выходом на маршрут и т.д.

В 1972 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС опубликовал «Правила организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР». Их выполнение являлось обязательным для всех организаций и туристов, принимающих участие в походах и путешествиях. Организация и проведение походов и путешествий с учащимися общеобразовательных школ регламентировалась также инструкцией Министерства просвещения СССР, введенной в 1974 г. Этот важный документ в значительной степени содействовал упорядочению школьного туризма.

Важнейшим событием явилось включение туризма с 1972 г. в систему Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО. Нормативом для школьников явился поход на один-два дня. Это обеспечило дополнительный и серьезный толчок органам народного образования, администрации школ в осознании ими необходимости проведения туристских походов с детьми.

В 1970-е - начале 1980-х гг. появилось много интересных научно-методических работ, посвященных детскому туризму. Среди них следует выделить программы «Туризм и краеведение» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, которые позволили более планово и систематично вести туристско-краеведческую работу в кружках и секциях.

В целом весь этот период (особенно 1970-е годы) характеризовался весьма энергичным нормотворчеством партийных и государственных органов в области туризма. Единые требования к проведению экскурсионно-туристской работы отражены в Положении о туристско-краеведческой и экскурсионной работе в общеобразовательной школе, утвержденном приказом Минпроса СССР № 190 в 1985 г.

Документами школьный туризм и краеведение признаются (хотя бы теоретически) наиболее комплексной формой педагогического воздействия, важнейшим и заслуживающим повсеместного применения видом детской внеурочной деятельности.

Самым существенным элементом единых требований было установление количественной нормы туризма по классам, а именно - 2 похода в год каждому классу с 4‑го по 10‑й, в том числе один двухдневный поход с ночлегом в полевых условиях с учащимися 6‑10‑х классов.

Однако провозглашение этой нормы осталось на бумаге - ни в те годы, ни позже они не были и не могли быть реализованы по объективным причинам. В Москве по итогам 1974-75 учебного года из 30 районов только три справились с нормой единых требований.

В целом можно констатировать, что туристско-краеведческая работа с учащимися за 50 лет (с 1930-х по 80-е годы) стала важным элементом воспитательной работы во многих школах страны.

В 1960-х годах в недрах туризма зародился и стал бурно развиваться новый вид спорта - ориентирование на местности (теперь - спортивное ориентирование). В программы туристских слетов всех масштабов стали включать как зачетные виды лично-командные соревнования по ориентированию, но уже в середине шестидесятых годов такие соревнования стали проводиться и отдельно. Спортивное ориентирование постепенно приобретало самостоятельность и все больше дистанцировалось от туризма. Оно отняло у «родителя» - туризма - много средств и сил, произошел значительный отток кадров от туризма в спортивное ориентирование.

В октябре 1980 года вышло второе Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о развитии туризма в стране, а в 1985 году вышло последнее постановление по этим вопросам, в основном также направленное на развитие «взрослого» туризма.

Суммируя содержание этих документов, нужно отметить следующие рекомендации в адрес школы и других учреждений системы образования, которым предложено:

  • полнее использовать возможности туризма и экскурсий в учебно-воспитательном процессе, уделить особое внимание развитию туризма с активными способами передвижения, регулярно проводить с учащимися походы, в каждой школе создать туристские кружки;
  • всем территориальным органам народного образования разработать планы по развитию детского самодеятельного туризма;
  • исполнительным органам власти обеспечить помещениями СЮ-Тур и пункты проката туристского снаряжения;
  • ежегодно предусматривать в сметах школ, внешкольных учреждений, педагогических учебных заведений средства на приобретение и ремонт туристского снаряжения, аренду автотранспорта;
  • расширить туристскую подготовку студентов и учащихся педагогических учебных заведений на отделениях туризма и краеведения факультетов общественных профессий; включать в учебные планы курсов в системе ИУУ вопросы организации и методики туристско-краеведческой работы со школьниками.

В 1970-80-х годах резко возросло количество дальних экскурсионных поездок школьников в столицу, областные центры и крупные города страны. Этому способствовало бурное развитие сферы экскурсионных услуг в системе профсоюзов (ЦСТЭ) и комсомола (БММТ «Спутник»), хотя было немало и групп школьников, совершавших поездки самодеятельно. Экскурсионная лихорадка подогревалась относительной легкостью проведения таких поездок в сравнении с организацией туристских походов, а также верой в то, что эти поездки лежат в русле требований о развитии туризма со школьниками. Многие такие поездки проводились бесконтрольно, на низком организационном и педагогическом уровне.

Несмотря на обилие правительственных постановлений, несмотря на министерские приказы и многочисленные приложения к ним по вопросам развития детского туризма, школьный туризм (подчеркиваем - именно школьный) в 1980-е годы пошел на спад. Не был коренным образом решен вопрос о подготовке учительских кадров для туристско-краеведческой работы с детьми. Вся «теория» сводилась к освоению технических приемов: как разжечь костер, как пользоваться картой и компасом, как завязать узел и навести переправу через реку и т.п. И только в самом конце 80-х годов авторским коллективом под руководством А.А. Остапца-Свешникова была разработана концепция детско-юношеского туризма и ее основы - туристско-краеведческой деятельности под названием «Школа - окружающий мир».

Период 1991 года в истории детского туризма, как и в истории всей страны, очень сложный. Ломаются привычные устои, идет пересмотр ценностей, на систему образования перестают выделять даже те небольшие средства, которых не хватало и в советское время. Национальные конфликты в ряде регионов, обострение криминогенной обстановки, социальная незащищенность педагогов, обнищание большей части общества сказывается и на состоянии туристско-краеведческой работы. В этот сложный период, когда государство фактически устраняется от вопросов воспитания детей, на повестку дня ставятся вопросы выживания в новой ситуации, сохранения традиций, системы, необходимой детям, родителям, народному образованию.

Заинтересованность общества в сохранении системы туристско-краеведческой работы с детьми подтверждается тем, что в течение 1990-х годов, когда распались мощнейшие структуры (самодеятельный туризм, система Центрального совета по туризму и экскурсиям), в России сеть станций юных туристов увеличилась более чем в два раза за счет создания районных и городских учреждений, и их количество в 1996 г. составило более четырехсот.

За счет роста количества туристско-краеведческих кружков на базе школ, организуемых учреждениями дополнительного образования, когда учителя становятся по совместительству педагогами дополнительного образования, статистические показатели занимающихся в школьных туристско-краеведческих объединениях более или менее благополучны. Они, конечно, мало отражают существующую действительность, так как спад туристско-краеведческой деятельности в школе виден невооруженным глазом. Застопорилось саморазвитие туризма. Оказываются исчерпанными кадры тех учителей, которые готовы отдаться полностью туризму. Учитель уходит в плановый экскурсионный туризм, а ученик - в самовольный. Падает количество организованных походов, растет число самовольных (без взрослых). Да и как может быть иначе, ведь ситуация общего ухудшения характерна для всей системы образования.

В то же время в новых социально-экономических условиях активизировалась издательская деятельность. В эти годы выходят новые книги и журналы, посвященные детско-юношескому туризму и краеведению. Проводятся научно-практические конференции по проблемам детского туризма и Школьного краеведения, ряд вузов открывают курс «Детско-юношеский туризм и краеведение» и в конце 90-х годов появляются первые дипломированные специалисты - социальные педагоги-организаторы детско-юношеского туризма. Рождается Московская Академия детско-юношеского туризма и краеведения, учреждается высшая награда Академии «Золотой компас» за достижения в науке и практике детско-юношеского туризма, проводятся массовые походы, экскурсии, экспедиции, краеведческие конференции, посвященные значительным датам в жизни страны. Особое место в этой деятельности занимают массовые слеты и соревнования. Разрабатываются новые типовые и региональные программы по детско-юношескому туризму. Большим событием было открытие в Российской Международной академии туризма (РМАТ), возглавляемой профессором В.А. Квартальновым, аспирантуры, где за четыре года защитили диссертации более сорока педагогов, работающих с детьми по туризму и краеведению.

Состояние развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской федерации

В мировой практике развития туризма самодеятельное туристское движение представляет собой уникальное общественное явление. Наиболее полно и ярко движение сформировалось в СССР и имеет официально 112-летнюю историю, а основа его была заложена еще раньше, в многочисленных путешествиях русских землепроходцев. Феноменом этого массового самодеятельного движения является то, что при минимальной поддержке государства, оно успешно может существовать в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Этому способствуют высокая доступность, в том числе и материальная, оздоровительных видов туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большой части территории Российской Федерации для туристских мероприятий.

До 1990 года СОТ, как общественное движение реализовывался через систему туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям. Число республиканских, краевых, областных, городских и районных клубов в 1989 году, который можно рассматривать как переломную точку, в РСФСР составляло более 700. На базе клубов сформировалось около 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных началах работало более 30 тысяч туристских секций и комиссий. Были разработаны и действовали более 3 тысяч классифицированных спортивных и оздоровительных маршрутов. К 1989 году было классифицировано и внесено в общесоюзный перечень 5240 перевалов в высокогорных районах и около 1 тысячи пещер.

Туристский актив и его общественные организации смогли вовлечь в занятие туризмом 6,8 миллиона человек в год, и при этом проводить походы, слеты, и соревнования для 15,2 миллионов человек. Число участников спортивных категорийных походов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и званий, составляло 136021 человек, а количество спортивных туристских групп - 14252.

Эта работа проводилась за счет незначительных ассигнований - около 6 млн. руб. в год, поступавших в 1989 г. из средств профсоюзов.

Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образованием, в структуре которых работает около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. В детских профильных туристских учреждениях трудятся свыше одиннадцати тысяч квалифицированных педагогов.

В 220 центрах и станциях юных туристов оборудованы туристические полигоны и скальные тренажеры (скалодромы), постоянно используются около 400 оборудованных учебных туристско-экскурсионных троп.

Ежегодно в Российской Федерации организуется свыше 3400 профильных лагерей, в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 350 тысяч детей.

В туристско-краеведческих кружках и секциях только учреждений дополнительного образования постоянно занимаются свыше 300 тысяч детей, а в походах, экспедициях и путешествиях, организованных ими, участвуют более 1,5 миллиона детей.

Начиная с 1990 г. многие прежние структуры управления спортивным туризмом в основном прекратили существование. Госбюджет, бюджеты профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшились, а кое-где и совсем не предусматривают выделение финансовой помощи спортивному туризму.

Количество туристских клубов уменьшилось до 300, на их базе продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. Значительное количество клубов лишилось своих помещений и действует на общественных началах.

Количество занимающихся СОТ ориентировочно снизилось по сравнению с 1989 годом в 3‑4 раза, причем пропорция между организованным и неорганизованным СОТ изменилась с 1/3 на 1/9, заметно упала управляемость движением.

За последние десять лет возросли цены на туристское снаряжение, средства передвижения самих туристов, а также услуги транспорта - все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма, даже в такие известные, и традиционные районы как Карелия, Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др.

Происходит вытеснение социальных и самодеятельных основ спортивного туризма коммерческими технологиями, что заметно влияет на внутренний дух движения.

Бюджетное финансирование по сравнению с 1989 годом сократилось в десятки раз и не обеспечивает даже минимальных потребностей развития спортивно-оздоровительного туризма в стране. По состоянию на 2000 год ориентированный объем финансирования спортивно-оздоровительного туризма из бюджетов всех уровней и других внебюджетных источников составляет не более 0,03 млрд. рублей.

Постоянно возрастает разрыв между детским и взрослым туризмом, имеет место дублирование нормативной базы, мало совместных мероприятий. Детские учреждения подвергаются объединению, реорганизации или попросту ликвидации. Управленческий штатный аппарат клубов, федераций, государственных органов по сравнению с периодом до 90 годов сократился не менее чем в 30 раз. Спортивно-оздоровительный туризм, составляющий в 1987 году одну треть туристского потока страны, полностью выпадает из общей схемы закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

Начиная с 1998 года, в развитии спортивно оздоровительного туризма наметились положительные тенденции благодаря организационной, методической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму, усилий общественного туристского актива и, самое главное, желания самих социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решать проблему своего отдыха и здорового образа жизни в сложной ситуации города.

К движению, как к источнику специалистов, владеющих навыками спасательных работ и имеющих уникальное снаряжение для действий в экстремальных ситуациях, проявляет большую заинтересованность Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.

Особенности развития спортивного туризма на современном этапе

В настоящее время в туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального, т.е. спортивного туризма на маршрутах Ш-V категории сложности, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Произошло снижение управляемости в туристском движении, т.е. увеличение количества незаявленных групп, что ведет к снижению безопасности при проведении походов. Изменилась и нормативная база спортивного туризма: появилась безвидовая классификация, а также узаконены укороченные по длине походы с прохождением ограниченного объема определяющих препятствий любых категорий трудности из разных видов туризма.

В настоящее время происходит выхолащивание основной сути спортивного туризма - природной среды его обитания. Некоторые мероприятия трудно назвать туристскими, например, недавнее проведение чемпионата Москвы по горному туризму, не в природе, а в спортзале.

Несколько замедлился рост сложности походов, а также появилась потребность в поиске более сложных маршрутов в уже давно известных и доступных районах страны, таких, как Карелия, Урал и т.п.

Спортивный туризм, как и вся страна, входит в полосу большего государственного регулирования. Причина этого заложена в самом спортивном туризме, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны фундаментальную базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора и традиционного направления - организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.

Учитывая полное отсутствие у спортивно-оздоровительного туристского движения материальной базы, ориентированной на спортивный туризм и расположенной в местах проведения спортмероприятий, наиболее важной задачей для Госкомспорта России и Федерации спортивного туризма является создание спортивно-оздоровительных центров в природной среде и координация их деятельности.

В настоящее время в ряде регионов России (Алтай, Западный Кавказ, Центр России, Байкал, Камчатка и др.) начинается создание спортивных туристских центров, напоминающих альплагеря. Основная направленность центров состоит в проведении соревнований, подготовке кадров, размещении детских лагерей, а также в целях проведения деловых встреч, спортивных туров и отдыха в наиболее интересных информативных природных зонах России. Создаваемые центры, как правило, должны носить четкую видовую (по виду туризма) ориентацию, служить опорой всему Российскому туризму и всячески поощряться со стороны государства, общественных и коммерческих организаций сферы туризма, как места по отработке моделей и передовых технологий развития движения, как на уровне региона, так и в целом в стране.

Для развития материально-технической базы и инфраструктуры спортивно-оздоровительного туризма предстоит разработать и реализовать проекты предприятий размещения и питания, дополнительных услуг туристам и населению, комфортабельных гостиниц и ресторанов малой вместимости, предназначенных для оказания туристских услуг в небольших городах и сельской местности.

Прикрепленный файлРазмер
Раздел 2.pdf233.5 кб
© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта