6. Экскурсия "Арамильская слобода - мать уральских заводов"

Экскурсия «Арамильская слобода - мать уральских заводов».

Город Арамиль имеет богатый исторический потенциал. В 2005 году город отметит 330 лет. В 1675 году, где речка Арамилка впадает в реку Исеть, на территории Арамильской слободы был основан Арамильский острог - самый южный форпост на границе с башкирскими землями. Арамильская слобода была той базой, которая позволила начать освоение земель огромного края и строительство будущих гигантов нынешней экономики России - заводов и городов. Ее история - это история освоения и становления Среднего Урала. В первой четверти XVIII века на землях Арамильской слободы были основаны поселения, давшие начало городам Первоуральску, Березовскому, Сысерти. Так и Екатеринбург, годом основания которого является 1723, так же вырос из Арамильской слободы. И строился он руками арамильских мастеров.

1. Контрольный текст экскурсии по г. Арамиль

Введение.

(Рассказ ведется по пути следования в город Арамиль.)

Вы поехали на экскурсию в город Сысерть. На родину знаменитого русского сказочника Павла Петровича Бажова. На необыкновенно богатой земле родился писатель. Еще в детстве познакомился он с заводскими мастеровыми, умеющими трудится «с живинкой в деле». Вот и стал смекалистый мастеровой народ главным героем его сказов.

На родину сказочника вы едете через город Арамиль. И я вам предлагаю небольшую экскурсию по этому городу. Кто-то может подумать, что там интересного в этом маленьком провинциальном городке? Но на самом деле у г. Арамиль своя очень богатая и интересная история.

В 2005 году город отметит свое 330-и летие. Это ли не повод познакомиться с ним поближе.

Судьбы городов, как и судьбы людей, порой бывают настолько причудливыми и изломанными, нелогичными, абсурдными и зависимыми от бесчисленных случайностей, что не всякий фантаст выдумает такого.

У всех на слуху судьбы Великого Устюга, Ростова Великого и прочих русских городов, названия которых звучат в наше время, по меньшей мере, неадекватно. А град Китеж и вовсе превратился в сказочного персонажа навроде Кощея Бессмертного.

Но, вероятно, высшая справедливость судьбы в том и состоит, что она, как человеку, так и городу, дает не один шанс в жизни, а несколько. И в разное время. Чтоб, проморгав свой звездный час в молодости, каждый имел возможность предпринять вторую попытку и третью.

А вот и Арамиль, словно из тех неудачников, которым никакие подарки судьбы не идут на пользу. Хотя как знать, может быть, извечный провинциализм, уклонение, насколько возможно, от магистральных дорог прогресса - есть принципиальная позиция?

История возникновения Арамильской слободы.

(Рассказ ведется на площади около Свято-Троицкого храма.)

Сегодняшний город Арамиль, что в двадцати пяти километрах от Екатеринбурга, - лишь ничтожная часть Арамильской слободы, занимавшей в свое время огромное пространство: ее западная граница доходила до Чусовских озер, восточная шла по реке Синаре, северная - по реке Пышме и далее через озеро Балтым, Исетское. Южная граница проходила за селом Щелкун.

Известно доподлинно, что Арамильскую слободу основал в 1675-1676 годах слободчик (из деревни Тарасовой на Каме) Михайло Сарапулец и числилась слобода за тогдашним необъятным Тобольским уездом.

Однако слово «Арамиль» имеет явно тюркское происхождение. И при его истолковании всегда ссылаются на башкирско-татарский словарь, хотя версии возникают разные. От простых и эмоционально-нейтральных - «ареме», что значит место у реки, заросшее мелким кустарником, до более проникновенных - «арам», то бишь печаль, «иль» - родина.

Ну и, разумеется, существует вполне романтичная местная легенда про прекрасную Арамиль, дочь вельможного башкира. Однажды исчезла юная девушка. То ли в Исети утонула, то ли приезжий охотник украл ее, кто знает… Долго искал башкир свою дочь, долго звал ее громким голосом. Но все было безуспешно… Пропала красавица, а тоскливый крик отца долго будоражил окрестные леса. Отсюда и пошло название местности.

Разумеется, русское поселение, возникшее на землях, которые башкиры не без основания полагали своими, не могло существовать и развиваться абсолютно мирно и безоблачно. И не раз башкиры нападали на Арамильскую слободу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Слобода в свою очередь все более укреплялась как форпост российской государственности, в результате чего у места слияния двух речек - Исети и Арамилки - к 1711 году образовался острог. С двумя рубленными башнями, укрепленная со стороны рек огромной насыпью и забором. Арсенал имелся по тем временам весьма внушительный: пищаль железная, а к ней 18 ядер тоже железных; 9 пушек чугунных, а к ним 663 чугунных же ядра; 5 пищалей гладких; 7 самопалов; 38 мушкетов; пороху пушечного и ружейного 19 пудов. И, разумеется, было в остроге знамя московское, орлиное, с надписями.

Внутри острога еще размещались: церковь, судная изба, дворы священника и церковнослужителей, государева житница, дворы драгун и пушкарей, конюшня, более тридцати хлебных амбаров.

Вот как описывает Арамиль XVII века П.П.Бажов:

«В маленьком кольце полей, плотно зажатом хвойными лесами, насторожилась двумя рублеными острогами Арамильская слобода. А в лесах, вдоль дороги хоронятся беглые разных господ людишки, кои помыслы тайно на вольные сибирские земли податься. Живут в остроге стрельцы и сидит воевода для догляду, - чтобы шатания, воровства и порухи казне не было, а так же ясак (дань) брать по людям и по промыслам сколь мочно…»

Уже в 1680 году арамильцы торговали железом в Верхотурье и других местах.

Жители Арамили братья Сергей, Федор и Родион Бабины в 1702 году на речке Решетке нашли железную руду, а на реке Чусовой - медную, положив тем самым начало знаменитому Гумешевскому руднику. И в 1714 году на том месте, где сегодня стоит прославленный Уралмаш, был построен первый в округе Шувакишский железоделательный завод.

В первой четверти XVIII века Арамильская слобода уже имела на своей территории Уктусский, Елизаветинский, Верх-Исетский, Сысертский, Каменский заводы. Именно с Каменского завода в Москву были доставлены первые 35 пушек уральского производства, а так же 224 пуда железа и 8 пудов стали.

На землях Арамильской слободы были основаны поселения, давшие начало городам Первоуральску, Березовскому, Сысерти да и самому Екатеринбургу, годом рождения которого считается 1723-й, когда заработал новый Уктусский завод. Место для последнего двумя годами раньше по приказу самого В.Н.Татищева нашли рудный мастер Родион Бабин, плотинные мастера Иван Мелентьев и Федор Михайлов.

Таким образом, наиболее крупными населенными пунктами Среднего Урала в первой половине XVIII века были Арамильская слобода, насчитывавшая к тому времени 348 дворов, и Уктусский завод - 140 дворов.

Словом, совершенно очевидно, что начинался Екатеринбург трудами арамильских мастеровых - ибо других поблизости просто не было.

С 1730-го по 1770 год Федор Бабин оформил несколько заявок на здешние месторождения руд, в эти же годы были организованны многочисленные артели по добыче золота, а в 1880-м началась добыча асбеста и талька в соседних Шабрах…

Ну, а повседневная жизнь арамильцев, которым не удалось сделаться знаменитыми рудными да плотинными мастерами, протекала в трудах и заботах обычных для того времени. Они откупали в государственной конторе лес, собирали живицу, рубили, жгли древесный уголь, доставляя его на металлургические заводы. И государство облагало угольной податью не только крестьян, но и всех прочих обитателей слободы: попов, дьячков, писарей и даже - по отдельному разряду - бобылей.

Арамиль православная.

(Рассказ ведется на площади у Свято-Троицкого храма).

Однако вернемся к истокам Арамильской слободы. Люди, проживавшие на ее территории, разумеется, в подавляющем своем большинстве были людьми православными, глубоко верующими. И о Боге, в которого веруют, знали не понаслышке, а благодаря религиозному просвещению, которое в той или иной форме всегда и повсеместно присутствовало на Руси.

Как мы помним, первая церковь в Арамили была построена вместе с острогом. Острога без церкви просто быть не могло. Она просуществовала недолго, была сожжена башкирами во время бунта 1709 году. В 1712 -1717 годах по благословению Митрополита Тобольского Иоана была построена новая деревянная церковь в честь Рождества Христова. Однако и она в 1782 году сгорела, уцелела только колокольня.

Арамильцы на общем собрании слободы решили ходатайствовать перед уездным, а так же епархиальным начальством о строительстве более подобающего для Арамили храма - каменного.

И вот, Свято-Троицкий трехпридельный каменный храм был заложен всего-то через сорок восемь лет после исторического решения. И через восемь лет, в 1838 году, был освящен левый придел - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 6 июня 1842 года Преосвященный Мелхиседек освятил главный храм, а 15 июня 1858 года епископ Иоанн Благословский освятил последний правый придел в честь пророка Илии.

На сегодняшний день действует только главный храм, но по плану на 2005 год планируется реставрация правого придела и строительство колокольни на 9 колоколов.

Тайны старого моста.

(Рассказ ведется по ходу движения автобуса по улице 1 Мая. Проезжаем по мосту через реку Арамилку).

Проезжая через мост, хочу рассказать вам о его истории.

Дорожные рабочие, устанавливающие в 50-х годах (XX век) железобетонные пешеходные дорожки, рассказывают, что якобы под одной из плит видели выбитую на булыжнике надпись - «1886 год». Если рабочие не ошиблись, то нашему мосту в этом году исполнится 119 лет.

Молодцы строители позапрошлого века. Их сооружение до сих пор спокойно выдерживает многотонные грузовики и, пожалуй, еще столько же прослужит. Хотя в то время об автомобилях никто и не предполагал.

Со старым мостом связано немало интересных событий. За достоверность поручаться не могу, но, говорят, под правым пролетом моста покоится памятник - бюст последнего царя Николая II. Монумент был установлен в скверике рядом. Рассказывают, столкнул бюст с постамента и утопил, бросив с моста, известный в наших местах большевик Иван Бабушкин. Еще говорят, пришлось ему за эти дела отбывать ссылку. Зато потом, это уже реальность, благодарные земляки на родине смелого рабочего, в пос. Большой Исток, поставили памятник, он до сих пор существует.

На бывший царский постамент был водружен бюст нового, советского царя - Владимира Ульянова-Ленина. Много десятилетий в апрельский день 22 числа, пионеры возлагали к памятнику цветы и сосновые гирлянды. Однако сегодня постамент снова пуст. Где он теперь?

Свято место пусто не бывает. Кто удостоится чести занять царский постамент пока не ясно.

Вот такая история.

Киносъемки в Арамили.

(Рассказ ведется по ходу движения автобуса по улице 1 Мая, сразу за мостом).

В конце шестидесятых годов в Арамили работала творческая группа Свердловской киностудии, снимавшая один из первых еще советских телесериалов «Во власти золота», по мотивам одноименного романа известного писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка. Позднее, здесь же снимался фильм «Приваловские миллионы», по одноименному роману тог8о же писателя. И в том и другом случае режиссером фильмов был Ярополк Лапшин. Для съемок фильмов не нужно было строить декорации. Облик Арамили того времени полностью подходил. Сейчас мы проезжаем именно это место. Слева от нас Школа искусств (она тоже вошла в кадр) и здание бывшей почты. (использовать портфель экскурсовода).

Сейчас мы с вами отправимся на арамильскую суконную фабрику, и по пути следования я немного расскажу о промыслах и ремеслах, которыми занимались на территории Арамильской слободы.

(Рассказ ведется по ходу движения автобуса).

Российская власть на Урале окрепла настолько, что Арамильская слобода, как форпост государственности, постепенно утратила свое значение - ушел в прошлое острог, стрельцы стали называться солдатами, присмирела казачья вольница, покорились судьбе башкиры и прочие свободолюбивые здешние народы.

Слобода стала волостью, Арамиль - большим и мирным селом. Ко временам реформы 1861 года (как мы помним это отмена крепостного права на Руси) в Арамили было 339 дворов на 1874 жителя.

После отмены крепостного права люди, проработавшие на заготовке угля не меньше двадцати лет, получили по «уставной грамоте» земельные наделы площадью пять десятин, а еще им давалось право очистить от леса и окультурить под луга и пашни столько земли, сколько им было под силу.

Земли, полученные от казны, после смерти владельца поступали в общинную собственность и подлежали разделу между безземельными; а земли, отвоеванные у дикой природы, становились уже полноценной собственностью человека со всеми вытекающими отсюда последствиями - свободная продажа, наследование и прочее.

Кроме хлебопашества, выращивания льна и гречихи арамильцы продолжают заниматься «практической» геологией и кустарной металлургией в своих маленьких домницах, добывали «белую» глину, сдавали ее на появившиеся уже фарфоровые заводы, но кое-кто и сам баловался фарфоровой игрушкой (навроде дымковской), но этот промысел почему-то существенного развития в Арамили не получил.

Кроме того, извоз, сперва воспринимавшийся исключительно как повинность, со временем сделался уже вполне добровольным и весьма прибыльным занятием. Государственная гужевая повинность еще действовала, но помимо нее можно было заработать перевозкой муки с мельниц и доставкой зерна на мельницы, в изобилии появившиеся по всей волости еще в XVIII веке. Так что лошадей в Арамили всегда было очень много.

А мельницы, ради которых чаще всего и строились бесчисленные плотины на реках и речках, были в основном мелкими, конечно, большинство их них кануло в Лету, хотя весьма вероятно, что останки лиственничных срубов еще покоится в толще исетского ила.

А еще в те же времена в Арамили действовала фабрика пыжей Воробьева, несколько гончарных производств, некто Бирюков держал «ямщину», то есть почту. День и ночь десятки бирюковских троек с бубенцами развозили по окрестностям земских начальников, а так же богатых бездельников, кои оказывались впоследствии учеными-краеведами да сочинителями-бытописателями, донесшими до нас хотя и довольно скудную, но добросовестную информацию о тех днях.

Рассказ об арамильской суконной фабрике

(рассказ ведется по ходу движения автобуса)

Была в Арамили и ничем особо не примечательная мельница Блиновых. Давшая начало другому промышленному предприятию, истоия которого чуть не на целое столетие стала фактически историей самой Арамили.

Тагильский купец Михаил Клементьевич Ушков купил у Блиновых их невзрачную мельницу, незамедлительно сломал ее и поставил на освободившемся месте кузницу из камня-плитняка, возвел на островке, образованном двумя рукавами Исети, двухэтажный каменный корпус, в котором оборудовал два цеха - столярный и литейный. И начал производить ходовой товар - мелкие, но весьма необходимые в крестьянском хозяйстве медные вещицы, а так же различные иглы для шитья и для вязания.

Однако промышленник Ушков был не только прирожденный менеджер, как сказали бы теперь, но и специалист по маркетингу.

Оттого промышленное предприятие, основанное в 1840 году, за несколько первых лет своего существования претерпело ряд стремительных модернизаций, пока наконец не нашло себя в стихии тогдашнего свободного рынка. После недолгой работы с металлом предприятие Ушкова перешло на выпуск тканных ситцевых платков из покупных ниток, а потом освоило производство так называемых выбойных тканей, которые после «выбойки» красили в самый любимый потребителем красный цвет, а уж по красному наносили валиком черный рисунок. Очень, говорят, «смотрелось»…

Наконец в 1857 году в том же корпусе начали ткать сукно. Для расширения фабрики промышленник купил еще одну мельницу, стоящую по соседству. Построил новую плотину. Вода, падавшая с плотины, вращала огромное колесо, а уж от этого колеса с помощью бесчисленных приводных ремней крутились все фабричные механизмы. Фабричный люд называл эту хитроумную механизацию звучным иностранным словом «трансмиссия». Собственно, тогда и появились на фабрике первые механические станки, до этого были исключительно ручные.

Несколько позже Ушков построил новое здание - верх деревянный, а низ каменный, оба строения соединили деревянным переходом и стали вырабатывать очень качественное по тем временам чистошерстяное сукно.

Ушковское предприятие в те годы на огромном российском пространстве было единственным в своем роде. Ушков нашел-таки что искал, и будущее, не без оснований, представлялось в самых радужных тонах как в прямом, так и переносом смысле

Но, как это часто бывает, причем не только в России, талантливый предприниматель умер, не оставив после себя достойного приемника. Хотя сыновей-наследников произвел на свет аж пятерых, и никто не умер в младенчестве, что было в те времена большой редкостью.

Итак, в 1870 году фабрика попала, так сказать, в коллективную собственность. Один брат уехал в Москву к тестю, и больше не было о нем ни слуху, ни духу, так что даже имя его не известно. Другой отправился в Тавду единолично владеть небольшой фабрикой (его звали Вениамином). А трое - Лев, Дмитрий и Евтихий - остались в Арамили. У Вениамина дело сразу не заладилось, наводнение смыло плотину, а заодно и фабриченку затопило, и скоро он присоединился к братьям.

Однажды братья послали Дмитрия на ярмарку в Ирбит, где арамильское сукно пользовалось большой популярностью у купцов-оптовиков. Дмитрий там славно поторговал, выручил около сорока тысяч рублей - целое состояние, был он молод и азартен… Словом, проигрался в карты, что называется, «до нитки».

И отцовское дело, сулившее безоблачное существование многим ушковским поколениям, покатилось под откос. Незадачливые наследники брали у местного купца Рожнева ссуду, пытаясь спасти дело покойного родителя, но вернуть долг не смогли, и фабрика по решению суда перешла в собственность Рожнева. Браьям Ушковым предложили съезжать с квартир. Как они потом устроились в жизни, неизвестно.

(Рассказ ведется около суконной фабрики. Из автобуса.)

А Рожнев, обретя фабрику, не придумал ничего лучшего, как закрыть ее. Очевидно, в его планы не входило заниматься столь хлопотным делом - не считал себя специалистом в текстильной области.

Так что фабрика целых пять лет простояла без всякой пользы. То есть с 1890 года по 1895-й. Пока не купили ее у Рожнева братья Злоказовы. И вошла она в историю, причем не только армильскую, под этим именем - Злоказовская суконная фабрика. Дело вновь попало в хорошие руки. Повезло фабрике, а вместе с ней и Арамили, форпостом российской государственности давно не являвшейся, но пребывавшей центром большой и крепкой во всех отношениях волости.

В 1900 году братья Злоказовы построили на левом берегу Исети новые кирпичные корпуса. Скупив на Урале все старые и неперспективные текстильные фабрики, они собрали годное для эксплуатации оборудование в Арамили. Завезли из Германии новые механизмы и станки, тем самым, оснастив предприятие по последнему слову техники.

А еще хозяева построили несколько четырех квартирных домов для рабочих - они назывались казармами. Огромное, на 150 комнат общежитие - «номера». Переманили с прекративших существование фабриченок квалифицированные кадры. И стали вырабатывать уже не грубое, но тонкое сукно, имевшее устойчивый спрос не только в России, но и далеко за ее пределами.

Статистический справочник, изданный в самом конце XIX века главой Екатеринбурга И.И.Симановым, информирует, что Злоказовы Петр Алексеевич, Николай Алексеевич, Федор Алексеевич и сын Петра Владимир создали каменную суконно-ткацкую фабрику, при которой плотина, деревянные казармы, двухэтажное общежитие, два каменных склада, контора, сад. Фиксирует справочник и находящиеся в Екатеринбурге злоказовские оптовые склады вина и спирта, водочный завод, 6 трактиров, винную лавку, ренсковый погреб. (Ренсковый погреб - магазин, где торговали импортными винами).

Братья Злоказоы имеют «Торговый дом» в Екатеринбурге. Выделывают в сутки до пятисот аршин сукна из киргизской шерсти, которой перерабатывается до пятнадцати тысяч пудов в год.

На фабрике 300 рабочих, аппаратный цех с трепальной машиной, двумя пушилками и другим машинами, прядильный с тремя ватерами (прядильная машина, в которой вытягивание, кручение и наматывание нити на шпули следуют друг за другом) на 600 веретен и тремя на 900. ткацкий цех оснащен семьюдесятью ручными станами и десятью самоткацкими.

Управлял всеми делами на фабрике нанятый хозяевами горный инженер, коллежский асессор Иосиф Иосифович Тибо-Бриниоль…

Сами же хозяева проживали в городе Анапе, на черноморском побережье.

В итоге всех технико-экономических мероприятий к 1913 году фабрика вырабатывала в год 650 300 метров ткани. На ней трудилась значительная часть населения Арамили, а кроме того, обитатели окрестных деревень за несколько верст ходили на фабрику, чтоб заработать денег в свободное от сельской страды время.

Режим работы был обычным для тех времен - с шести до девятнадцати с часовым перерывом. В субботу на час меньше. Между прочим, такой продолжительный рабочий день имели и конторские служащие и сам управляющий.

Квалифицированные специалисты-ткачи (тогда - поголовно мужчины) зарабатывали в день до одного рубля, неквалифицированные - до пятидесяти копеек. А если учесть, что фунт хорошей говядины стоил тогда две копейки, то смело, можно сказать, что рабочие не бедствовали.

Общеизвестно, что история уральских городов - это история уральских заводов. А история Арамили, повторимся, есть история злоказовской фабрики. И по мере того, как в XX веке теряла передовые позиции, хирела и становилась убыточной некогда прославленная фабрика, теряла административный вес, утрачивала перспективу и переходила в разряд дотационных территорий сама Арамиль.

На сегодняшний день фабрика сменила нескольких хозяев. Дела не всегда шли гладко, но однако сегодня моряки экипажа подводной лодки «Верхотурье» - подшефных Свердловской области, носят куртки, сшитые из лучшего сукна фирмы «Артекс» (Арамильский текстиль).

Сейчас я вам предлагаю проехать к другому градообразующему предприятию - Уральский завод «Полимерконтейнер».

(Рассказ ведется по ходу движения автобуса).

Война, стала для арамильцев, как и для всего народа, долгим мучительным испытанием.

С первых месяцев войны на Урал и другие восточные районы было перебазировано более полутора тысяч промышленных предприятий с западный областей.

К концу 1941 года арамильцы приступили к монтажу привезенного с Украины оборудования, комбината искусственного волокна «Киевволокно». (Только в марте 1942 года комбинат переименовывается в завод № 508.) он должен был выпускать самую что ни на есть военную продукцию - порох.

Но строить новые корпуса времени не было. И не хватало всего, чего могло не хватать: листовой стали и листового свинца, емкостей, строительных материалов, квалифицированных кадров, транспорта, жилья для приехавших вместе с заводом. Да и оборудование доходило до Урала в основном некомплектным - грузили-то впопыхах да под обстрелом.

(Рассказ ведется около здания администрации завода «Полимерконтейнер».)

Помимо монтажа оборудования завода № 508 в освобожденных для этого «номерах» бывшей злоказовской фабрики и фабричного клуба сразу потребовалось строительство линии электропередачи со стороны Химмаша, железнодорожной ветки.

Арамильские предприятия, колхозы, школы, учреждения получили особые задания по прокладке полотна железной дороги. Люди работали вручную при катастрофической нехватке транспорта, ведь все немногочисленные грузовики и значительная часть лошадей были мобилизованы на фронт. И все работы велись без оплаты, даже без дополнительного хлебного пайка.

За ударный труд во время войны выдавались щедрые денежные премии, но это была довольно хитрая игра - основная сумма денег уходила на займы, на танковую колонну, на эскадрилью. Но были и другие премии. Например, талоны в столовую. А еще в военные годы работникам ежегодно выделялось (на предприятие в целом): 300 пар ботинок, 300 штук пальто, отрезы сукна (серо-шинельного, разумеется, арамильского), валенки (изготовленные сверх плана арамильской артелью), 50 литров вина, 20 килограммов соли и 40 кусков хозяйственного мыла…

И конечно же, были законы военного времени.

Между тем в середине августа 1943 года дал первую продукцию завод № 508. Первый арамильский порох. К этому времени на заводе успело смениться около десятка директоров. То есть примерно столько человек поплатились карьерой, а то и головой за недостаточно энергичное руководство.

После войны завод произвел реконструкцию, ввели новое техническое оборудование. Укрепились рабочими и инженерно-техническими кадрами. Выпуск искусственного штапельного волокна к концу 1960 года составил 17-18 тонн в сутки. В 1963 году завод № 508 переименован в Арамильский завод искусственного волокна. К 1975 г. за 10 месяцев выпущено сверх плана 21 тонна штапельного волокна.

3 марта 1977 года АЗИВ переименовывается в Уральский завод «Полимерконтейнер» при сохранении штата завода. Осуществляется выпуск новой продукции - полипропиленового волокна. Оно обладает ценными качествами: крепче капрона, не поддается действию кислот, хорошо окрашивается в яркие и сочные тона. Такая ткань недорогая, не мнется, хорошо чистится, идет на изготовление ковров, рыболовных снастей, спортивного инвентаря. Отходы волокна можно использовать для изготовления различных сантехизделий.

Сейчас завод пластмасс работает, коллектив старается сохранить предприятие.

Мы же с вами отправляемся дальше. (рассказ ведется по ходу движения автобуса по улице Рабочей).

После войны арамильцы, как и весь народ, восстановливали порушенное войной хозяйство. И хотя Арамиль не знала ни артобстрелов, ни бомбежек, работа всего и всех на износ, на разрыв, на излом тоже была чем-то навроде бомбежки.

Арамильская промышленность была изнурена, изношена до последней степени, сельское хозяйство истощено, измотано. Все рушилось на глазах, требовало безотлагательного ремонта или немедленного сноса, чтоб начать с нуля на чистом месте. Но кто бы позволил такую роскошь. Все больше рассчитывали на германский металлолом, который полагался в качестве контрибуции.

В общем, давно отработавшим ресурс станкам и механизмам пришлось еще долго трудиться. Как и отработавшим ресурс людям. Людям, возможно, было даже легче, поскольку сама природа позаботилась о них, наделив способностью, почти умирая вечером, уторм, как ни в чем не бывало, возрождаться вновь…

В 1956 году в результате очередной реорганизации Арамильский район ликвидируется, арамильцы без всяких признаков ликования, впрочем, и не особо огорчась, становятся гражданами Сысертского района.

Однако решение властей арамильцы восприняли философски, то есть как саму судьбу. Это, кстати, старая российская традиция, которая стала давать видимые трещины лишь в последние годы. А тогда, в 1956-м, она было прочна как монолит, хотя уже начинался период, названный позже «оттепелью».

«Оттепель» в Арамили ознаменовалась тем, что власть, словно бы проснувшись и спохватившись, решила, что купеческих особняков и хижин образца XVIII века для такого рабочего поселка, как Арамиль, явно недостаточно. И началось бурное строительство, какого арамильская история еще не знала. И суконная фабрика, и завод искусственного волокна - бывший 508-й - начинают строить жилье, детские учреждения, как школьные, так и дошкольные.

Очень скоро завод искусственного волокна, на котором никогда больше шестисот человек не работало, то есть, по российским меркам, так себе заводишко, выходит вперед. Фабрика еще лепит двухэтажные домишки, а завод уже забирается выше - четыре, пять этажей. Так называемые «хрущевки». При взгляде издалека на левобережье Исети, поселок напоминает настоящий город. (посмотрите в левые окна автобуса) Так же строиться весьма солидный, как две капли воды похожий на районный, Дворец культуры. К которому мы с вами сейчас и подъедем..

Еще в 1958 году был построен Дом культуры в центре города. Но едва появился заводской очаг культуры, в прежний сразу перебралась местная администрация. Она и сейчас находится там же. (по улице 1 Мая).

Дворец культуры построен к 300-летию города, в 1975 году. Сейчас это место где проходят различные вечера, смотры художественной самодеятельности и конечно же молодежные дискотеки.

(Рассказ ведется около здания ДК.)

Но я вам хочу рассказать о хоре русской песни «Романтик».

В 2004 году хору ветеранов «Романтик» исполнилось 45 лет.

Рождение хорового коллектива пришлось на далекий 1959 год. В цехе арамильского завода пластических масс был «Красный уголок», где комсомольцы проводили вечера и конкурсы художественной самодеятельности между коллективами цехов. Все принимали активное участие (некоторые даже вместе со своими семьями). Эти мероприятия устраивались ко всем праздникам и собирали большое количество зрителей. В дальнейшем небольшие коллективы объединялись в более крупные.

Завод работал, развивался, и в 70-е годы решили строить свой дворец культуры. Очень ждали его открытия. Помогали, кто как мог. В основном это - субботники и воскресники.

В 1975 году, к 300- летию города Арамиль, дворец культуры был сдан в эксплуатацию. Теперь смотры художественной самодеятельности и концерты проводились на «настоящей» сцене. И из маленьких цеховых коллективов сложился большой хор. Более 30 человек. Репертуар разнообразный: русские, украинские песни, частушки.

В годы перестройки участникам хора было особенно тяжело. Комнаты в ДК сдавали в аренду коммерсантам. Так что репетировать приходилось, то в коридоре, то в раздевалке.

1995 году состоялся референдум, в результате которого образовалось Муниципальное Образование «Город Арамиль». (Как я уже ранее говорила г.Арамиль входил в состав Сысертского района. И хор выступал, как районный.) И как следствие - хор перестали приглашать на областные смотры и конкурсы художественной самодеятельности. Участники хора написали письмо председателю ветеранских хоров города Екатеринбурга. Тут же пришел ответ - приглашение принять участие в конкурсе ветеранских хоров в областном центре. В итоге - призовое место, почетные грамоты, ценный приз.

19 января 1997 года в Екатеринбурге на конкурсе ветеранских клубов, посвященный 100-летию маршала Жукова Г.К., арамильский хор «Романтик» был признан одним из лучших.

Теперь арамильский хор называется - хор ветеранов «Романтик». Их еще называют «бабушки-старушки», но они еще очень молоды душой и не собираются прекращать свою трудовую деятельность.

Хор русской песни имеет 30 Почетных грамот, четыре кубка, десять ценных подарков и призов, книги, денежные премии.

Уже много лет руководит хором Лаптев Владимир Васильевич. Талантливый музыкант. Сам сочиняет музыку на слова арамильских поэтов: Щепеткиной З.В., Карпушиной С., Перегудовой О и других. В хоре есть и свои сочинители песен и частушек.

Хор частый гость в госпитале Ветеранов войн в Екатеринбурге. Приглашают его и в Арамильский ЗАГС на празднование «Золотых свадеб», в городскую библиотеку на литературные вечера.

(Выходим из автобуса. Небольшой концерт хора «Романтик».)

(Отъезжаем от ДК. И по улице Рабочей через Соколовский мост, обратно к месту, где началась экскурсия. Т.е. к Свято-Троицкому храму.)

И в заключении нашей экскурсии по городу Арамиль, хочу рассказать о его гербе и флаге. (использовать портфель экскурсовода).

Символы герба и флага города Арамиль.

Система герботворчества сложилась еще в 12 веке. Вспомним Европу рыцарских времен, одетых в одинаковые железные латы воинов. Чтобы как-то различать друг друга в бою, они разрисовывали свои боевые щиты различными символами - гербами. Герб подчеркивал индивидуальную особенность его обладателя.

Рыцари наделялись землями, и герб стал распространяться на все их земли, символизировать их.

На гербе принято отражать только хорошее.

В 1721 году Петром I была создана Геральдическая контора, которая стала заниматься разработкой дворянских гербов и гербов территорий. Началась тогда работа над Российским флагом и гербом.

Наша страна долго жила под тремя флагами: черно-желто-красный - флаг Романовского дома, Андреевский - белое полотнище, перекрещенное голубыми линиями, и флаг бело-сине-красный. В конце концов, этот флаг и стал Российским. Единение трех славянских народов - украинцев, белорусов и русских - дало цвета Российскому флагу.

19 октября 2002 года состоялось торжество по поводу вручения герба и флага МО «Город Арамиль».

В гербе и флаге МО «Город Арамиль» использованы два основных цвета - синий и зеленый. Синий цвет, лазурь - это цвет неба, символ мирного неба, мирного труда. Зеленый - зелень, луговая трава, символ надежды, изобилия, радости.

Основная фигура - острог. Это то, с чего начиналась Арамильская Слобода. Острог был призван защищать Урал от набегов кочевников с юга.

Башня означает независимость, самостоятельность.

То, что фигура деревянная, говорит о древности поселения. Шпиль идет ввысь: мы - люди земные, но у нас высокие помыслы и устремления. И в то же время все под Богом ходим.

Две волны означают две реки - Исеть и Арамилку.

Семь восьмиугольных звезд означают число муниципальных образований, которые «выросли» из существовавшей когда-то Арамильской Слободы. А именно - Екатеринбург, Каменск-Уральский, Сысерть, Полевской, Ревда, Дегтярск и собственно Арамиль.

Звезда - символ надежды, стремления все превозмочь, ассоциируется со священным огнем, горевшим в Соломоновом храме, со светом разума и благородства, со светом истины.

Восьмиконечная звезда - божественный знак у египтян, солнечный символ в Вавилоне. Это замаскированные кресты. Не зря же восьмиконечная звезда - наиболее распространенный орденский знак.

Ромб. Это символическое изображение ткацкого веретена. Кроме того, такие фигуры, как ромб, круг символизируют женское начало.

Проект нового герба согласовывается с местной Думой. Затем его выносят на суд областной геральдической комиссии. Конечная инстанция - Геральдический Совет при Президенте.

Принятие герба и флага - это, прежде всего, воспитание патриотизма. Развитие чувства гордости за себя, за свой город и народ. Это - престиж, имя, знак достоинства, чести, доблести. Отличительная особенность. Надо любить свой герб и наполнять его только хорошим смыслом.

Вот, собственно, и все об Арамили, забавно-трогательной матери уральских городов, забывших свою мать, а если не забывших, то словно бы стесняющихся малокультурной, плохо одетой мамы. Но кто знает, может быть, вот сейчас, сию минуту, родился в Арамили первый, по-настоящему великий гражданин, будущая гордость не только Арамили, но и всей России.

И, возможно, будущие поколения при слове «Арамиль» будут восклицать: «Как же, знаем! Здесь родился великий…». Фамилию еще не знает никто. Да это и неважно. В конце концов, история должна быть историей людей. А уж потом - муниципалитетов, заводов, геологических эпох.

На этом свой рассказ об Арамили я заканчиваю, если есть вопросы - отвечу с удовольствием.

2. Оценка экономической эффективности тура (по Черных Н.Б.)

При разработке нового туристского продукта (экскурсий, маршрутов, туров) важно определить, насколько экономически эффективными они окажутся.

Процесс определения экономической эффективности турпродукта включает в себя три основных этапа:

  • расчет себестоимости турпродукта;
  • расчет цены турпродукта и дохода от его реализации;
  • оценку экономической эффективности турпродукта.

Расчет себестоимости турпродукта

Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура.

К переменным (прямым и косвенным) затратам относятся: стоимость размещения туристов в гостинице, стоимость заказного питания, стоимость перевозки, стоимость экскурсий, стоимости трансфера и организации встречи / проводов, а также комиссионные турагентам и расходы на руководителя группы.

К основным постоянным затратам туристской фирмы относятся: аренда офиса, заработная плата управленческого и иного персонала с отчислениями на социальное страхование, затраты на общую рекламу, прочие общехозяйственные расходы.

Для расчета себестоимости экскурсии по городу Арамиль не будем брать в расчет постоянные затраты. Т.к. экскурсия разрабатывается по заказу краеведческого музея МО «Город Арамиль».

Рассчитаем себестоимость экскурсии по городу Арамиль.

Начнем с перевозки.

Стоимость перевозки зависит от вида используемого транспорта и условий его предоставления. Для экскурсии по городу Арамиль используется автобусный транспорт. Автобус может принадлежать турфирме или арендоваться ею у автотранспортного предприятия. Арендная плата может быть двух типов: почасовая или покилометровая.

Стоимость перевозки одного туриста за время действия аренды можно определить по следующей формуле:

R пер. = R ар./ N тур ,

Где R ар - стоимость аренды автобуса (полная);

N тур. - количество туристов в группе.

Возьмем данные «Ассоциации транспортных пассажирских перевозок г. Екатеринбурга».

Почасовая оплата действует в Екатеринбурге и в радиусе 100 км от города.

Минимальное время заказа - 3 часа.

Дополнительно оплачивается 1 час на подачу автобуса, если автобус заказан менее чем на 5 часов.

Город Арамиль расположен в 25 километрах от Екатеринбурга. Т.е. арендная плата - почасовая.

Время, затраченное на дорогу (в обе стороны) - 1 час. Время, затраченное на экскурсию - 1 час. Итого -2 часа. Но минимальное время заказа 3 часа. Плюс 1 час на подачу автобуса. Итого 4 часа.

Обычно при планировании (разработки тура) устанавливается минимальная численность группы, которая принимается за основу при плановых экономических расчетах. Обычно эта численность составляет 20-30 человек. Допустим, что у нас - 30 человек. Соответственно, мест в автобусе тоже 30.

Аренда автобуса («Икарус») на 30 человек составляет 500 рублей в час. Подставляем в формулу.

4 часа x 500 рублей / 30 человек = 67 рублей

Перевозка одного туриста составляет 67 рублей.

Стоимость работы экскурсовода 1 час - 150 рублей.

Экскурсия по городу Арамиль - 1 час.

Стоимость экскурсии в расчете на одного туриста определяется по формуле:

R экс.1 = R экс. / N тур.

R экс.1 = 150 / 30

R экс.1 = 5 рублей.

Стоимость экскурсии в расчете на одного туриста - 5 рублей.

В состав экскурсии входит выступление хора ветеранов «Романтик».

Стоимость - 600 рублей за 1 час выступления.

Планируем выступление на 15 минут. Итого 150 рублей.

Стоимость выступления в расчете на одного туриста:

150 / 30 = 5 рублей.

Печатная продукция (календари карманные) - 5 рублей - 1 штука.

5 x 30 = 150 рублей.

Итого, себестоимость экскурсии на одного туриста составляет:

67 + 5 + 5 + 5 = 82 рубля.

Себестоимость экскурсии 2000 + 150 + 150 + 150 = 2450 рублей.

Расчет цены экскурсии.

В условиях рыночных отношений сильным регулятором цен является сам рынок, где цена определяется в результате спроса и предложения. Для упрощения расчета цены разрабатываемого туристского маршрута пользуемся методом «затраты плюс прибыль».

В этом случае цена туристского маршрута для конкретного туриста будет определяться по формуле:

Ц = S + (К x S)

где, Ц - цена тур.маршрута для конкретного туриста;

S - себестоимость данного маршрута для одного туриста;

К - установленный коэффициент рентабельности (прибыли).

В нашем случае установим коэффициент рентабельности - 20%.

Подсчитаем. 82 x 20% = 16,4 рублей.

Подставим данные в формулу.

Ц = 82 + 16,4 = 98,4

Цена экскурсии для одного туриста составляет - 98 рублей.

Определим цену экскурсии.

Коэффициент рентабельности - 2450 x 20% = 490 рублей;

Цена экскурсии = 2450 + 490 = 2940 рублей.

Если наша экскурсия проводится для учеников школ города Арамиль, то цена за аренду автобуса «аннулируется». Т.к. школы города Арамиль имеют свой школьный автобус. Цена на экскурсию будет равна 15 рублям.

Если предположить, что экскурсия по городу Арамиль проводится по пути следования в город Сысерть, то попробуем рассчитать этот маршрут.

Дорога до города Сысерть занимает 2 часа в оба конца. Экскурсия по Сысерти - 2 часа. Но за аренду автобуса, если он заказан менее чем на 5 часов, требуется заплатить еще за один час. Именно за этот доплаченный час проводиться экскурсия по городу Арамиль.

Расчет себестоимости:

Аренда автобуса: 5 часов x 500 рублей = 2500 рублей.

Экскурсия по г.Сысерть: 2 часа x 150 рублей = 300 рублей.

Экскурсия по г.Арамиль: 1 час x 150 рублей = 150 рублей.

Выступление хора «Романтик» - 15 минут - 150 рублей.

Печатная продукция - 150 рублей.

Себестоимость экскурсии: 2500 + 300 + 150 +150 + 150 = 3250 рублей.

Цена экскурсии: 650 + 3250 = 3900 рублей

Рентабельность - 3250 x 20% = 650 рублей

Цена (с учетом расходов на экскурсию по г.Арамиль) на одного туриста: 3900 / 30 = 130 рублей.

Себестоимость путевки по г.Сысерть: 2500 + 300 = 2800 рублей.

Рентабельность: 2800 x 1.2 = 560 рублей.

Цена экскурсии: 2800 + 560 = 3360 рублей.

Цена экскурсии на одного туриста: 3360 / 30 = 112 рублей.

Вывод: разница между ценами на экскурсии - 540 рублей. Что полностью окупит стоимость аренды автобуса за один дополнительный час.

Развитие экскурсионного обслуживания по городу Арамиль следует рассматривать как проявление интереса к городу местных жителей и населения Свердловской области. В результате осуществления экскурсионного обслуживания будут созданы условия для сохранения и поддержания исторических и культурных объектов города. Создание позитивного имиджа.

Реализация экскурсионного обслуживания станет одним из факторов решения проблемы привлекательности города как туристского объекта, позволит создать условия для развития туризма в г. Арамиль. Все это станет хорошей основой для социально-экономического развития Муниципального образования «Город Арамиль».


Список литературы

  1. Александрова А.Ю. «Международный туризм». Учебное пособие. Москва.2001 год.
  2. Серия АЛЛО. Весь Екатеринбург». Выпуск первый. Екатеринбург, 1996 год.
  3. Анимица Е.Г. «Формирование системы городских поселений Свердловской области». Выпуск № 2. Свердловский СИНХ, 1970 год.
  4. Анимица Е.Г. «Города Среднего Урала». Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1983 год.
  5. Анимица Е.Г. «Вопросы формирования системы расселения и развития городов и районов Свердловской области». Свердловск, УНЦ АН СССР, 1978 год.
  6. «Арамили - 325 лет». Рекламный проспект. Березовский, 2000 год.
  7. Архипова Н.П. «Окрестности Свердловска», 3-е издание. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1981 год.
  8. Беляева Л.А. «Человек и его потребности». Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности: 230500 - социально-культурный сервис и туризм. Екатеринбург, 2003 год.
  9. Бажов П.П. «Публицистика. Письма. Дневники.», Свердловск, 1955 год.
  10. Балюк Н.А. «Социально - экономическое развитие западно- сибирской деревни конца XVI - XIX вв. (По материалам Тобольского уезда)», Тобольск, 1996 год.
  11. Биржаков М.Б. «Введение в туризм». Санкт-Петербург. 2001 год.
  12. «Весь Урал` 96. Свердловская область», Екатеринбург, 1996 год.
  13. Викулова Н.П. «Сысертский район. Географическое краеведение», Сысерть, 2000 г.
  14. «Вторые Татищевские чтения. Тезисы докладов и сообщений». Екатеринбург, 1999 год.
  15. «Города России: энциклопедия» Гл.редактор Г.М.Лаппо - Большая Российская энциклопедия, 1994 год.
  16. Емельянов Б.В. «Экскурсоведение», Москва, 2002 год.
  17. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 04.10.1996 год.
  18. Закон РФ «О защите прав потребителей». От 07.02.1992 года, №2300 - 1, в редакции федеральных законов от 09.02.1996 года №2 - ФЗ и от 17.12.1999 года №212 - ФЗ - 2000.
  19. Зорин И., Квартальнов В. «Толковый словарь туристский терминов. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес», Москва, INFOGROUP, 1994 год.
  20. Ильина Е.Н. «Деятельность туристических агентств: туристский рынок и предпринимательство». Москва, 2004 год.
  21. «История Урала с древнейших времен до 1861 года», Москва, 1989 год.
  22. Кротова Е.Л. «Рекреационно-туристский комплекс региона: стратегические приоритеты развития», Екатеринбург, институт экономики УроРАН, 2003 год.
  23. «Летопись уральских деревень». Реж, 1995 год.
  24. Матвеев А.К. «Географические названия Урала», Свердловск, 1987 год.
  25. «Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Свердловская область», Москва, 1983 год.
  26. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». Москва, 1992 год.
  27. «Очерк кустарных промыслов Екатеринбургского уезда Пермской губернии». Пермь, 1912 год.
  28. Преображенский А.А. «Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII вв.», Москва, 1972 год.
  29. Программа развития въездного и внутреннего туризма в г. Екатеринбурге на 2005 - 2006 годы.
  30. Программа социально - экономического развития Муниципального образования город Арамиль на 2004 - 2007 годы.
  31. «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», Екатеринбург, 1902 год.
  32. «Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии». Екатеринбург, 1889 год.
  33. Сафонова Л.В. «Социальные технологии в сфере сервиса и туризма», учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2003 год.
  34. Скутина Т.П. «Место поселков городского типа в системе расселения Среднего Урала». СИНХ - УрГУ, 1978 год.
  35. «Современный словарь иностранных слов». Москва, 1992 год.
  36. «Список населенных мест Российской империи. Тобольская губерния», том 10. Санкт-Петербург, 1871 год.
  37. «Список населенных пунктов Уральской области», том 3. Свердловск, 1928 год.
  38. «Уральская историческая энциклопедия», Гл. редактор Алексеев В.В. Екатеринбург, 1998 год.
  39. Черных Н.Б. «Технология путешествий и организация обслуживания клиентов»,учебное пособие, Москва, 2002 год.
  40. Чуманов А.Н. «Малахитовая провинция. Культурно-исторические очерки». Казань, 2001 год.
  41. Чупин Н.К. «Географический и статистический словарь Пермской губернии. Арамильское село», Пермь, 1873 г.
  42. Щепеткина З.В. «Арамильская слобода - Арамиль моя». Ревда, 2000 год.
  43. «Экономическая энциклопедия регионов России. Свердловская область». Москва 2000 год.
Основные архивные источники: Государственный архив Свердловской области - ГАСО:
  1. Фонд 6 «Екатеринбургская духовная консистория»;
  2. Фонд Р-2588 «Уральский завод «Полимерконтейнер». Министерство химической промышленности СССР»;
  3. Фонд Р-37 «Арамильская суконная фабрика. Министерство легкой промышленности РСФСР».
  4. Фонды архива филиала Областного краеведческого музея в г. Сысерть.
  5. Фонды краеведческого музея г. Арамиль.
  6. Журнал «Уральский следопыт» 1975. № 4. Гордеев П. «Арамили - 300 лет». Стр. 49.
  7. Газета «Арамильские вести»
  8. Газета «Уральский рабочий» 1975. 24 августа. Ветлугин В. «История далекая и близкая».
  9. Газета «Уральский рабочий» 1973. 7 марта. Кондратов Н. «По следам черноокой Арамили».
  10. Газета «На смену!» 1998. 31 октября Коновалов С. «Екатеринбург - «сын» Арамили?!».
Прикрепленный файлРазмер
_Арамильская слобода _ мать уральских заводов_..pdf176.92 кб

Арамильская слобода

В статье "...в 1714г....первый в округе Шувакишский... завод...", а как же Уктусский завод, строительство плотины на реке Уктус( Патрушиха) начато в 1702 году. В 1704 г. завод дал первый метал.
© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта