9. Проектирование автобусного экскурсионного маршрута «Свердловск – Екатеринбург: город Бориса Ельцина».

Проектирование автобусного экскурсионного маршрута «Свердловск - Екатеринбург: город Бориса Ельцина».

В России туризм - развивающаяся отрасль. Екатеринбург относится к регионам, перспективным с точки зрения туризма. Широкий спектр туристских ресурсов Екатеринбурга и, как следствие, возможности его позиционирования как города, интересного для различных групп туристов, создают предпосылки для значительного роста количества гостей города, приезжающих в Екатеринбург с разнообразными целями. В связи с активным развитием туристской индустрии многие иностранные туристы проявляют интерес к нашему городу, так как Екатеринбург - это сокровищница большого числа памятников истории и культуры. Поэтому экскурсионный потенциал города Екатеринбурга является неотъемлемой частью туристской индустрии. Туристский продукт города является уникальным по своей значимости и наличию объектов туристского показа и интереса.

Екатеринбург - гостеприимный красивый город, удобный для ведения бизнеса, установления новых деловых контактов, культурный и образовательный центр международного значения. Город интересен и как мегаполис с множеством достопримечательностей, богатыми традициями, и как транзитный узел для посещения любого туристического объекта на Среднем Урале. Экскурсионный потенциал города Екатеринбурга очень велик. Свою роль в увеличении потенциала Екатеринбурга в сфере туризма Администрация города видит в развитии существующей инфраструктуры и формировании положительного имиджа города. Для реализации этих задач Администрацией города выполняется Программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в городе Екатеринбурге на 2005-2006 годы».

1. Технология подготовки новой экскурсии

«Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.» [19, с.21].

Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:

  • разработка новой темы экскурсии;
  • подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой экскурсии.

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

  • Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
  • Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
  • Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

  • организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);
  • информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующей цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему.

В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенной последовательности.

  1. Определение цели и задач экскурсии - работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели.
  2. Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое.
  3. Отбор литературы и составление библиографии - в ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста.
  4. Определение других источников экскурсионного материала - помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий.
  5. Отбор и изучение экскурсионных объектов - правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В качестве объектов могут быть:
  • памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего города, развитием общества и государства;
  • здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), здания культурного назначения и другие постройки;
  • природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
  • экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
  • памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
  • памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.
Экскурсионные объекты классифицируются:
  • по содержанию - одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
  • по функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
  • по степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта, его популярность среди населения.

Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием. Экзотичность может быть природного характера.

Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам, сезонам) - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объекта вносятся следующие данные:

.

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т.д.);

4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежний виды.

  1. Составление маршрута экскурсии. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

Существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движениями», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами» [19, с.128].

Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следубщих требований:

  • показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута, то есть так называемых «петель»;
  • наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
  • переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
  • наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспорных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километрожа и времени использования автотранспорта.

  1. Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут; уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок; провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; проверить целесообразность использования намеченных объектов показа; выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; выбрать методику ознакомления с объектом; в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.
  2. Подготовка контрольного текста экскурсии. Тект призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

  1. Комплектование «портфеля экскурсовода». «Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может также возникнуть задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним.

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей.

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

  1. Определение методических приемов проведения экскурсии. Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории, времени проведения экскурсии, особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.
  2. Определение техники ведения экскурсии. Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты «портфеля экскурсовода» и т.д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки «Организационные указания». Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещение в салоне). Важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля экскурсовода» и т.д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.
  3. Составление методической разработки. «Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно» [19, с.133]. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

  1. Составление индивидуального текста. Основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта, будут говорить одно и то же.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии.

По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают «стандартны». Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом.

  1. Прием (сдача) экскурсии. При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководителя других секций.Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов.
  2. Утверждение экскурсии. При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы: список литературы по теме; карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут; контрольный текст экскурсии; индивидуальные тексты экскурсоводов; схема (карта) маршрута; «портфель экскурсовода»; методическая разработка на тему; материалы экскурсии; список экскурсоводов, которые проводят экскурсии по теме.

2. Техника ведения экскурсий.

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят: знакомство экскурсовода с группой; правильная расстановка группы у объекта; выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство); использование экскурсоводом микрофона; соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем; ответы на вопросы экскурсантов и т.д.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, то есть начинает экскурсию вступлением.

Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода.

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.

«Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии» [19, с.169].

У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

Выход экскурсантов из автобуса. К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остается сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Тем самым экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом.

«Количество остановок с выходом группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересовать экзотичностью, необычностью объекта» [19, с.169].

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту.

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой. В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали здания, сооружения, местности, объекта природы.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтобы один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтобы одна группа не заслоняла другой объект наблюдения.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода - в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные - позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7 метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы на маршруте не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление опасных зон в работающих цехах и т.д.

Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели. Подойдя к объекту, он начинает свой рассказ не сразу, а после того, как соберется вся группа.

Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь его, увидеть своеобразные черты архитектуры. «Они взбираются на холм, чтобы определить его высоту, поднимаются на колокольню, минарет, чтобы убедиться в необычном «шаге» ступеней крутой лестницы, спускаются в крепостной ров для определения его глубины и т.д. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить неповторимые черты объектов, особенности событий, которым посвящена экскурсия» [19, с.171].

Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем. Стоять экскурсоводу при движении автобуса (так же как и экскурсантам) не разрешается в целях безопасности.

На месте расположения объекта экскурсовод должен располагаться вполоборота к нему. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений. Это особенно важно в автобусных экскурсиях, когда экскурсовод во время движения автобуса, сидя на своем месте спиной к экскурсантам, смотрит в переднее стекло автобуса и рассказывает о том, что уже видят или вот-вот увидят экскурсанты.

Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. «Умение уложиться в отведенное время к экскурсоводу приходит не сразу. Для этого требуется большая практика, в том числе проведения экскурсии с часами в руках: дома, у конкретного объекта. Нужно добиться соблюдения времени при проведении логического перехода, освещении отдельно взятой подтемы и основных вопросов. Помогает экскурсоводу хронометраж затраты времени на отдельные части экскурсии. На основе такого хронометража, с учетом замечаний прослушивающего, экскурсовод вносит соответствующие коррективы в свой рассказ. Из экскурсии убирается все лишнее, что ведет к перерасходу времени» [19, с.172].

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, экскурсоводу вести рассказ во время движения автобуса бесполезно. Шум двигателя и тряска автобуса ограничивают слышимость, так что пояснения будут слышны лишь экскурсантам, сидящим вблизи. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности.

Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на четыре группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсий по теме. Первые три группы вопросов связаны с методикой проведения экскурсий и лишь четвертая группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий. Содержание их различно - иногда они связаны с объектами, иногда - с жизнью известных деятелей, а нередко - с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. «Главное правило работы с такими вопросами - не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании» [19, с.173].

Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие задачи: смысловая, когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами; дать кратковременный отдых экскурсантам, она не несет какой-либо смысловой нагрузки.

Техника использования «портфеля экскурсовода». Содержание «портфеля экскурсовода», его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат - фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения объектов.

3. Подготовка контрольного текста автобусного экскурсионного маршрута «Свердловск - Екатеринбург: город Бориса Ельцина».

(В автобусе). Добрый день, уважаемые экскурсанты. Меня зовут Ольга, сегодня я буду вашим экскурсоводом. Водителя автобуса зовут…. Я хотела бы Вам напомнить, что во время движения нельзя вставать с места и передвигаться по салону автобуса. Только после полной остановки по моему приглашению мы выходим из автобуса и идем к объекту экскурсионного показа. Во время остановок и выхода из автобуса я попрошу Вас соблюдать правила дорожного движения и не отставать от группы.

Тема нашей экскурсии звучит следующим образом: «Свердловск - Екатеринбург: город Бориса Ельцина». Надеюсь, все знают этого человека? В ходе экскурсии мы с Вами посетим объекты, связанные с биографией и трудовой деятельностью первого Президента России в период жизни на Урале. Наша экскурсия продлится около трех часов. А сейчас я займу свое место и продолжу рассказ.

Борис Николаевич Ельцин родился 1 февраля 1931 года в селе Бутка Талицкого района Свердловской области в семье крестьянина [см. приложение 5, рис.14]. Село Бутка расположено в двухстах пятидесяти километрах к востоку от города Екатеринбурга и в тридцати шести километрах к югу от Талицы. Родине первого Президента Российской Федерации - селу Бутка более 300 лет. Буткинская слобода была основана в 1676 году, однако впервые ее географию, а также экономическое положение описал только в 1746 году путешественник-географ Гмелин-младший. В 1936 году была построена первая шоссейная дорога, соединившая село с районным центром Талицей. В 1936 году в Бутке произошло знаковое культурное событие, о котором до сих пор помнят старожилы. Тогда в селе был продемонстрирован первый звуковой фильм «Сокровища погибшего корабля».

В 1937 году в Бутке открылась первая школа, а в 1941-м был первый выпуск - 7 девушек и 5 юношей. Все 5 выпускников не вернулись домой с фронтов Великой Отечественной войны. В 1949 году методом народной стройки была протянута 50-километровая железнодорожная ветка, соединившая Бутку с узловой станцией Поклевская. Сейчас этой железной дороги уже не существует, поскольку в 90-х годах полотно разобрали на металлолом местные жители. В 1950 году открылась знаменитая Буткинская ковроткаческая фабрика. До начала 90-х подобных фабрик ручного ковроткачества в СССР было 158. В современной России осталась одна Буткинская. Расцвет села пришелся на 1976 год, когда Борис Ельцин стал первым секретарем Свердловского обкома КПСС. При нем все улицы Бутки были заасфальтированы, построены дома отдыха для работников. Уже в бытность президентом России Ельцин постоянно помогал своему родному селу, о чем до сих пор с благодарностью вспоминают буткинцы. Село крупное, в нем имеется свое производство: крахмальный завод, а также фабрика «Сувенир», которая занимается выпуском ковров ручной работы. В Бутке делают замечательные ковры: яркие, оригинальные, полные уральского колорита. Буткинским мастерам по плечу самые сложные темы и композиции. В селе также есть православная церковь Святого Тихона.

Сегодня Бутка - умирающее село. Дороги разрушены, колхозы и совхозы прекратили свое существование.

Сейчас в селе Бутка в доме Ельциных по адресу переулок Короткий, 1 живет семья Ботаниных. Тридцать лет назад им посчастливилось купить домик на самом краю поселка. Бывшие хозяева - Клавдия и Николай Ельцины - продавали дом, а сами переезжали в Свердловск. Их сын Борис Николаевич был в это время уже большим начальником: секретарем Свердловского обкома партии. Сегодняшние хозяева рассказывают, что поначалу они жили тихо, мирно, а в 90-х годах, когда Ельцина назначили президентом, к ним стали ездить иностранцы, журналисты. Посещают также школу, в которой учился Борис Николаевич [см. приложение 5, рис.13]. В школе первому Президенту России посвящен маленький уголок.

Феномен Б.Н. Ельцина, которым интересуются во всем мире, зародился не в Москве, а на Среднем Урале - родине первого Президента России.

Борис Николаевич длительное время жил и работал в Свердловске, стал здесь крупным руководителем и внес большой вклад в развитие Свердловской области.

Сейчас мы едем к первому объекту нашей экскурсии - Уральскому политехническому институту, в который Б.Н. Ельцин поступил в 1949 году [см. приложение 5, рис.1].

Мы подъезжаем к площади Парижской коммуны. Раньше она называлась Дровяной, так как на ней торговали лесом. На площади стояло деревянное здание цирка, а в 1910 году на месте цирка был заложен новый городской театр - это Государственный театр оперы и балета имени Луначарского, который Вы можете видеть в правые окна автобуса. Проект театрального здания под названием «Светлана» принадлежит русскому инженеру Семенову. 29 сентября 1912 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» был открыт первый сезон нового театра. Именно в здании театра 26 октября 1917 года в Екатеринбурге была провозглашена Советская власть. В 1966 году театру было присвоено звание Академический.

В центре площади с левой стороны возвышается памятник Якову Михайловичу Свердлову. Бронзовая фигура установлена на гранитном постаменте в форме скалы. Автор памятника - скульптор М.Я. Харламов. Памятник был установлен в 1927 году.

Справа располагается здание киностудии. Сейчас это торговый комплекс «Сити центр». Здание построено по проекту архитектора Я.А. Корнфельда в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Отреставрировано здание было в 2000 году.

В левые окна автобуса Вы можете наблюдать памятник, установленный в честь великого русского полководца и военачальника Георгия Константиновича Жукова. Памятник был сооружен к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Классическая фигура на коне - так автор этого архитектурного проекта Грюнберг изобразил великого русского полководца.

Улица Восточная, к которой мы подъезжаем, раньше (в начале 20 века) была восточной границей города. В настоящее время за этой улицей расположен жилой район Втузгородок. Этот район начал формироваться накануне первой пятилетки на территории, занятой густым лесом. И первыми зданиями во Втузгородке были учебные корпуса Уральского политехнического института имени С.М. Кирова, которые Вы уже можете наблюдать в лобовые окна автобуса. Учебный корпус размещен весьма удачно. Несколько приподнятый рельефом местности, он замыкает четырехкилометровый проспект Ленина. На участке Втузгородка проспект застраивался в основном после Отечественной войны, вплоть до 1956-1958 годов.

Институт был основан 19 октября 1920 года. Уральский политехнический институт является одним из крупнейших университетов страны и самым крупным на Среднем Урале. Это здание университет занял в 1939 году. Здесь обучается около 19 тысяч студентов. В составе университета сегодня работает 26 факультетов и филиал в городе Нижний Тагил. УПИ располагается в пяти учебных корпусах. Создателями комплекса университетских зданий стали архитекторы Г.Я. Вольфензон, Н.П. Уткин и К.Т. Бабыкин. С 1934 года УПИ носит имя Кирова, поэтому площадь перед университетом тоже была названа площадью Кирова. Эта площадь - крупнейшая в городе. В центре площади в 80-е годы был установлен памятник Кирову. Автор памятника - Мочалов.

Среди выпускников института бывший Председатель Совета Министров СССР Н.И. Рыжков, мэр Екатеринбурга А.М. Чернецкий и, конечно же, первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин.

В правые окна автобуса Вы видите памятник, установленный в честь студентов и преподавателей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Памятник увековечивает подвиг студентов, преподавателей и сотрудников Уральского политехнического института, павших смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны. Открыт памятник в День Победы над Германией - 9 мая 1961 года. Монумент сооружен из бронзы и красного и серого уральского гранита по проекту свердловского скульптора В.М. Друзина и архитектора Г.И. Белянкина.

Мы подъехали к Уральскому политехническому институту. Сейчас выходим из автобуса и направимся к зданию строительного факультета.

(Около входа на строительный факультет). В 1949 году Б.Н. Ельцин поступил учиться в Уральский политехнический институт на строительный факультет. В своей книге «Исповедь на заданную тему» он пишет, что «поступил сравнительно легко - две четверки, остальные пятерки. Началась студенческая жизнь: бурная, интересная. С первого курса окунулся в общественную работу: организовывал все спортивные мероприятия» [19, с.32-33]. В студенческие годы Б.Н. Ельцин профессионально и с полной самоотдачей занимался волейболом - играл за сборную Свердловска в играх высшей лиги страны.

Учился Б.Н. Ельцин достаточно хорошо, на экзаменах получал в основном пятерки, хотя очень много времени отнимал волейбол, тренировки, поездки на соревнования.

Дипломная работа Б.Н. Ельцина называлась «Телевизионная башня». Защитился он на отлично.

В 1955 году Борис Николаевич окончил институт с квалификацией «инженер-строитель».

В 2004 году строительный факультет, выпускниками которого являются супруги Ельцины, отметил свой юбилей - 75 лет со дня основания. Подарком факультету стало открытие специализированной именной аудитории СП-206 куда мы сейчас с Вами и направляемся [см. приложение 5, рис.2].

(Около аудитории имени Б.Н. Ельцина). Аудиторию имени Президента России Б.Н. Ельцина презентовали 12 ноября 2004 года. Готовили президентский учебный класс в течение нескольких месяцев. Отделка и обустройство аудитории велись в полной тайне от студентов. Открывать класс в здании строительного факультета УГТУ-УПИ приезжала жена Бориса Николаевича Наина Ельцина. В этой аудитории установлены компьютеры. Этот класс отныне внесен в список самых замечательных мест Екатеринбурга. В аудитории планируется выставлять в отдельных стендах все последующие подарки четы Ельциных своему вузу. В аудитории есть небольшой стенд, на котором представлены фотографии, где Борис Николаевич запечатлен уже, будучи первым Президентом России [см. приложение 5, рис.3] Сейчас давайте пройдем в аудиторию.

А сейчас мы отправляемся в музей Уральского политехнического института, где первому Президенту России посвящен небольшой стенд.

(Около главного входа в УПИ). На здании университета вы можете видеть памятную табличку, на которой написано, что здесь учился Б.Н. Ельцин - первый Президент Российской Федерации.

Здесь же в университете Б.Н. Ельцин познакомился со своей будущей женой - Наиной Гириной, которая тоже училась на строительном факультете вместе с Борисом Николаевичем в параллельной группе. Молодые люди в то время были очень скромны и сдержанны. Единственное, что позволяли себе Борис и Наина - это украдкой целоваться у колонны перед актовым залом института.

Вот что рассказывал по этому поводу Б.Н. Ельцин в своей книге «Исповедь на заданную тему»: «Наши взаимные симпатии нарастали постепенно, но виду мы не подавали и даже если с ней целовались, то, как со всеми девчатами, в щечку. Помню, первый раз мы объяснились друг другу в любви на втором курсе на галерке фойе перед актовым залом института. И поцеловались у одной из колонн, и уже не в щечку, а по настоящему…» [12, с.90]. Существует даже легенда, что все влюбленные, поцеловавшиеся у колонны в фойе, где будущая первая леди страны целовалась с будущим Президентом России, будут счастливы в семейной жизни. Пойдемте дальше.

Сейчас мы с Вами находимся в музее УГТУ-УПИ. Музей истории УПИ был создан в 1964 году по инициативе комсомольской организации института. Более чем за 30 лет существования музей превратился в крупное хранилище ценнейших документов. Сейчас фонды музея насчитывают около 10000 экспонатов. В музее Вы можете увидеть стенд, посвященный одному из выпускников УПИ Б.Н. Ельцину. На стенде представлены фотографии, где изображен Борис Николаевич в студенческие годы и в качестве первого Президента России [см. приложение 5, рис.4]. Сейчас Вы можете самостоятельно поближе ознакомиться с фотографиями, а затем мы возвращаемся в автобус, чтобы продолжить нашу экскурсию.

(В автобусе). Прежде чем занять по распределению должность мастера, молодой инженер-строитель решил в течение года освоить двенадцать строительных специальностей - каменщика, бетонщика, крановщика, плотника и т.д. И только после этого Ельцин счел возможным начать работать как инженер. Затем он стал начальником участка на строительстве различных промышленных объектов Урала, главным инженером управления, начальником стройуправления. Тогда же Б.Н. Ельцин вступил в КПСС. В 32 года Борис Николаевич становится начальником крупного домостроительного комбината. Производству было отдано четырнадцать лет. Затем Б.Н. Ельцину предложили возглавить отдел строительства Свердловского обкома партии. В этой должности он проработал почти семь лет. Избранный затем секретарем обкома, Борис Николаевич уже через год, 2 ноября 1976 года, становится первым секретарем Свердловского обкома партии.

Сейчас мы направляемся к следующему объекту нашей экскурсии, но остановку делать не будем, поэтому будьте внимательны.

Полуцилиндрическое здание гостиницы «Исеть» Вы чуть позже сможете наблюдать в правые окна автобуса. Это еще один архитектурный символ города. Здание гостиницы построено в конце 20-х годов в стиле конструктивизм, популярного в то время в Советской России. Гостиница территориально входит в жилой комплекс, называемый «Городок чекистов», построенный в одно время со зданием гостиницы. По одной из версий, архитекторы комплекса спланировали здание гостиницы так, что сверху она должна напоминать серп и молот. Известно, что до «Исети» гостиница носила другое название - «Спорт». Комплекс проектировался группой архитекторов, которую в конце 1920-х годов возглавлял И.П. Антонов, а в начале 1930-х годов - В.Д. Соколов. «Городок» занимает целый квартал и включает, кроме здания гостиницы «Исеть», бывший Дом культуры им. Дзержинского (ныне это одно из зданий Областного краеведческого музея).

На первом этаже здания гостиницы «Исеть» располагается ресторан «Уральские пельмени» [см. приложение 5, рис.5]. Это - единственный в городе ресторан уральской кухни. Он располагается в самом центре Екатеринбурга.

В феврале 2003 года ресторан был закрыт на ремонт. Его отреставрировали и открыли в начале 2005 года. Ресторан обрел новый вид и внутреннее убранство.

Именно в этом ресторане очень любил бывать Б.Н. Ельцин. Здесь Борис Николаевич обедал чаще всего. Для первого секретаря обкома в ресторане готовили вкусные пельмени. Б.Н. Ельцин как-то заявил, что «вкуснее уральских пельменей нет ничего на свете».

Следующая наша остановка будет возле здания облисполкома, расположенного также на проспекте Ленина, в котором начинал свою карьеру Б.Н. Ельцин [см. приложение 5, рис.6].

Справа Вы можете наблюдать Уральский Государственный университет имени Максима Горького. Монументальное здание университета было возведено в 1954 году. Стиль этого здания - советская неоклассика. В здании университета размещается несколько гуманитарных факультетов, а также ректорат университета. Ранее здесь размещался Уральский Областной Совет народного хозяйства. Считается, что образование, полученное в этом университете, является самым престижным в городе. УрГУ - это второй крупный университет в Екатеринбурге после Уральского политехнического института.

Также в правые окна автобуса Вы можете видеть желтое четырехэтажное здание. Это Дом печати, спроектированный архитектором Г.А. Голубевым и построенное в 1934 году в стиле конструктивизм. Сейчас в доме находится типография «Уральский рабочий». К Дому печати примыкает здание театра Музыкальной комедии. Театр Музкомедии появился в городе в 1933 году. Труппа театра считается одной из самых лучших в России. За большие заслуги театру присвоено звание Академический.

Далее в правые окна автобуса Вы можете наблюдать желтое здание с белыми полуколоннами - это кинотеатр «Колизей». Здание в классическом стиле было построено в 1847 году по проекту архитектора К.Г. Турского специально для первого городского театра. 7 ноября 1896 года в театре состоялся первый сеанс кинематографа. Вскоре театр превратился в кинотеатр под названием сначала «Колизей», а после революции - «Октябрь». Сейчас кинотеатру вернули его прежнее название.

Справа Вы также можете наблюдать бывший Нуровский сквер. Сейчас это парк Попова. Он назван так в честь Александра Степановича Попова - изобретателя радио. Здесь же в парке расположен памятник Попову. Он был установлен 7 мая 1975 года. Авторы памятника: скульптор В. Егоров и архитектор П. Деминцев. Отливали скульптуру на Уральском компрессорном заводе. Чеканные работы и окончательная обработка были проведены на Уральском турбомоторном заводе. Скульптура высотой более 3-х метров установлена на гранитном двухметровом постаменте.

Итак, мы с Вами подъехали к нашему следующему объекту, сейчас выходим из автобуса и направляемся к нему.

Сейчас мы находимся на площади Труда, которая раньше называлась Екатерининской. Перед Вами здание облисполкома, доминирующее на площади. Строительство здания осуществлялось в рамках концепции плана «Большой Свердловск», разработанного в 1930-е годы. Согласно этом плану, Екатерининская площадь после сноса Екатерининского собора приобретала новое функциональное назначение и новое наименование - площадь Труда.

На проект здания был объявлен Всесоюзный архитектурный конкурс. Конкурсная работа архитекторов-конструктивистов Весниных оказала заметное влияние на окончательное проектное решение архитектора С.В. Захарова.

Здание расположено по всей длине южной границы площади. Представляет собой П-образный комплекс из административного и жилого корпусов, связанных наземным переходом.

Главный фасад содержит формы и приемы, характерные для стилистики конструктивизма: ритмическую организацию плоскостей горизонтальным остеклением, броские угловые вертикальные акценты, призванные подчеркнуть положение входа и торец жилого корпуса.

Здание относится к образцам крупномасштабных административных сооружений конструктивизма в застройке центра Свердловска 1930-х годов.

Обком КПСС и облисполком находились в этом здании до 1982 года, а потом переехали в другое.

В этом здании начинал свою партийную карьеру Б.Н. Ельцин. В 1976 году Б.Н. Ельцина избрали первым секретарем Обкома партии. В своей книге «Исповедь на заданную тему» Б.Н. Ельцин писал: «Начался период бурной работы. И, как всегда в моей жизни бывало, больше всего я не жалел самого себя. Постепенно втягивались и остальные, кто-то не отставал, кто-то приближался к заданному ритму. Некоторые не выдерживали этого темпа, меньше брали на себя, но я к этим людям особых претензий не предъявлял, самое главное, чтобы была отдача, был результат…» [12, с.62-63].

Волевых качеств Б.Н. Ельцину было не занимать. Поэтому не случайно в Свердловске за ним закрепилось прозвище «Бульдозер», отразившее не только профессиональное происхождение, но и особенности натуры, для достижения поставленных задач сметающей на своем пути любые препятствия. Борис Николаевич возглавлял Свердловский обком КПСС с 1976 по 1985 год.

Сейчас давайте вернемся в автобус и продолжим нашу экскурсию.

Если Вы посмотрите в правые окна автобуса, то можете увидеть Исторический сквер, который расположен на территории бывшего Екатеринбургского железоделательного завода. Он был сооружен в 1973 году к 250-летию города. Плотина - это первое сооружение в городе, сохранившееся до нашего времени. Плотина была построена в 1723 году из специального материала - уральской лиственницы, которая под воздействием воды затвердевает и становится как камень. Поэтому в основе своей плотина сохранилась неизменной. Плотина нужна была для того, чтобы обеспечить завод энергией.

Также с правой стороны Вы можете наблюдать здание Музея изобразительных искусств. Здание музея было построено в 1749 году. Изначально здесь располагался госпиталь горного ведомства. Стеклянная стена появилась уже в наше время в ходе реконструкции здания в 1985 году. Музей хранит бесценную коллекцию, состоящую из картинной галереи, коллекции камнерезного и гранильного искусства Урала, чугунного литья, живописи по металлу. Основным экспонатом в коллекции музея Изобразительных искусств является настоящий шедевр мирового искусства - Каслинский чугунный павильон. Павильон строился на Каслинском заводе для Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Создавал это каслинское чудо архитектор Евгений Ваумгартен в византийском стиле. Высота павильона составила около 5 метров. На Всемирной выставке в Париже павильон получил Гран при. После выставки он был разобран и надолго забыт его современниками. Лишь в 1949 году начались реставрационные работы. 3 мая 1958 года павильон был открыт, получив тем самым второе рождение.

Справа Вы можете наблюдать памятник первому председателю Екатеринбургского комитета партии большевиков И. М. Малышеву. Выполненный из красного гранита 11-метровый памятник был открыт в 1977 году. Скульптор памятника В. Е. Егоров, архитекторы Л. Б. Масленникова, В. А. Краснова.

Сейчас справа перед Вами возвышается Театр Эстрады, который, к сожалению, находится в стадии реконструкции [см. приложение 5, рис.7]. Здание, в котором он помещается, стоит здесь уже без малого три десятилетия. И старые свердловчане еще не отвыкли называть его прежним именем - ДПП, то есть Дом политпросвещения.

В течение 20 лет этот дом был главным местом партийных радений. Именно здесь блистал на партхозактивах и партконференциях молодой еще Борис Ельцин, здесь же в январе 1984 года его присмотрел для высоких партийных дел секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев и сразу же по телефону поделился радостью открытия с Михаилом Горбачевым - еще не Генсеком, но уже секретарем ЦК, ответственным за кадровую политику в партии, о том, что первый секретарь Свердловского обкома - «яркая личность».

Здесь же, в Малом зале первого этажа проходил и последний пленум Свердловского горкома КПСС в августе 1991 года прерванный сообщением, что Указом Президента Ельцина деятельность компартии прекращена.

Архитектором здания является А.Е. Заславский.

В течение 5 лет после упразднения КПСС дом с огромным залом для собраний, с обширным фойе и буфетами, читальным залом, двумя этажами просторных аудиторий и другими полезными помещениями находился в невнятной роли Общественно-политического центра. В мае 1996 года губернатор Э.Э. Россель издал указ об учреждении на базе бывшего ДПП Государственного театра Эстрады. В конце 1997 года театр впервые открыл двери для посетителей.

А теперь прошу обратить Ваше внимание на расположенный рядом вход в метро [см. приложение 5, рис.8]. Строительство метро в Екатеринбурге было начато при Борисе Николаевиче Ельцине. О том, как это происходило, описывает в своей книге «Исповедь на заданную тему» сам первый Президент: «Нам надо было пробить вопрос о строительстве метро - все-таки уже миллион двести тысяч в Свердловске, а для этого нужно решение Политбюро. Поэтому я решил пойти к Брежневу. Созвонился. «ну, давай, приезжай», - говорит. Я, зная стиль его работы в тот период, подготовил на его имя записку, чтобы ему оставалось только наложить резолюцию. Зашел, переговорили буквально пять-семь минут - это был четверг, обычно последний день его работы на неделе… Поэтому он торопился в четверг все дела закончить побыстрее. Резолюции он сам сочинить не мог. Говорит мне: «Давай диктуй, что мне писать». Я, естественно, диктую: «ознакомить Политбюро, подготовить проект постановления Политбюро о строительстве метро в Свердловске». Он написал то, что я ему сказал, расписался… Помощник забрал бумаги, мы попрощались, и скоро Свердловск получил решение Политбюро о строительстве метро» [12, с.66-67].

Строительство метро в Свердловске началось 28 августа 1980 года. Первое время работы велись очень медленно, сказывался недостаток специалистов, материалов, техники. Поэтому за первые три года удалось сделать довольно-таки мало. В полную силу метростроевцы заработали только в 1985 году, когда было организовано управление «Свердловскметрострой».

Официальной датой открытия Свердловского-Екатеринбургского метро считается 26 апреля 1991 года, когда состоялся торжественный митинг на станции «Машиностроителей».

В 6 часов утра 27 апреля началось регулярное движение поездов, и многие горожане смогли осуществить свою давнюю мечту - «прокатиться с ветерком» в подземке.

Екатеринбургское метро является самым коротким в мире, поэтому оно даже вошло в книгу рекордов Гиннеса.

А мы с Вами отправляемся дальше.

Справа Вы видите желтое здание с белыми колоннами и арочными проемами - это бывшая канцелярия Главного правления уральских горных заводов. Сейчас это здание Уральской Государственной консерватории. Это первое каменное здание Екатеринбурга. Построено оно в 1739-1743 гг. Первоначально имело два этажа и высокую, на голландский манер, крышу. В 1833-1835 гг. здание было перестроено по проекту архитектора М.П. Малахова: надстроен третий этаж и переделан главный фасад.

Через дорогу расположено здание городской гимназии № 9. Это здание было выстроено в 1849-1852 гг. специально для Уральского горного училища, открытие которого состоялось весной 1853 года. С 1861 года часть помещений здания была отдана первой в Екатеринбурге мужской гимназии. В 1879 году горное училище перевели в дом напротив, где и поныне находится Горно-металлургический колледж, и все здание перешло к гимназии.

Мы подъехали к нашему следующему экскурсионному объекту. Сейчас выходим из автобуса и идем за мной.

Итак, перед Вами дом, в котором жил Борис Николаевич Ельцин, будучи первым секретарем Свердловского обкома КПСС [см. приложение 5, рис.9]. Этот дом первый Президент строил для себя. Он находится в одном из самых престижных районов Екатеринбурга - в центре города на набережной Рабочей молодежи, 1. Шестиэтажный «президентский дом» трудно назвать элитным жильем в современном смысле этого слова. Он не похож на сверкающие тонированным стеклом и металлом небоскребы или коттеджи в стиле средневековых замков. Много лет назад, когда Б.Н. Ельцин был первым секретарем Свердловского обкома КПСС, он дал распоряжение построить на набережной дом для руководства области. Квартира Ельциных была самой роскошной. Эту высотку построили в конце 60-х годов. Семья Ельциных туда въехала, когда глава семьи стал первым секретарем Свердловского обкома партии.

Угловая квартира Ельциных занимала весь четвертый этаж. Окна пятикомнатной квартиры, в которой проживали Ельцины, выходят на пруд, резиденцию губернатора, киноконцертный театр «Космос», Плотинку и старинные особняки. Это дом с тихим двориком, круглосуточной охраной, бассейном и бильярдным залом, обслуживается частным ЖЭУ. В квартире имеется большой холл, просторные светлые комнаты, четыре застекленные со двора лоджии. Общая площадь президентских апартаментов - 167 квадратных метров. Высота потолков составляет 2,8 метра.

В доме по-прежнему живет областная элита: бывшие соседи Б.Н. Ельцина по подъезду - сенатор Совета Федерации от Свердловской области Валерий Трушников, депутат Областной Думы и первый секретарь обкома КПРФ по Свердловской области Владимир Кадочников, бывший командующий Уральским военным округом, ныне советник губернатора Юрий Греков. Подъезд охраняется милицией.

Лишним людям, в том числе журналистам, квартиру не показывают.

Бывшие соседи Бориса Николаевича рассказывают, что Ельцин всегда старался быть «ближе к народу». Сам водил детей в садик, что располагался неподалеку, на работу ходил пешком. Борис Николаевич Ельцин был очень скромным и неприхотливым, в отличие от многих своих коллег.

Местные жители охотно рассказывают о квартире Б.Н. Ельцина. Многие еще помнят знаменитого соседа. По словам жильцов, когда-то этот дом был пределом мечтаний каждого екатеринбуржца - образцовый элитной постройкой конца 60-х годов. Сейчас в столице Урала имеются гораздо более комфортные жилые комплексы. Правда, стоимость квадратного метра там сопоставима с ценами на квартиры в «ельцинском доме» - 1000-1200 долларов за квадратный метр. Приблизительная стоимость апартаментов - 200 тысяч долларов. Столь высокая для периферии цена объясняется громким именем ее бывшего владельца, а еще тем, что расположен дом в живописном месте.

После того, как Борис Николаевич переехал в Москву, квартиру передали семье военных. В телефонных базах данных квартира была записана на В.А. Чердынцева. Соседи говорили, что там жили старушка, отставной генерал и молодой офицер с женой.

8 августа 2003 года одной из риэлтерских фирм квартира первого Президента была выставлена на продажу. Хозяева, которые сейчас живут в этой квартире, приобрели ее в марте 2004 года. Они поставили жесткое условие: сведения об их семье не должны разглашаться. Известно только то, что это очень влиятельный и известный человек из правительства Свердловской области.

Президентский дом на набережной Рабочей молодежи, 1 называют ярким примером архитектуры советского модернизма.

Итак, я предлагаю отправиться дальше.

Мы подъехали к нашему очередному экскурсионному объекту. Давайте выйдем из автобуса. Сейчас мы с Вами находимся на Октябрьской площади, сформированной в первой половине 1980-х годов. Перед Вами возвышается 23-этажное здание Дома Советов - так оно изначально называлось [см. приложение 5, рис.10]. Построено здание в начале 1980-х годов для Обкома партии. Теперь в нем помещаются Областное правительство и Областная Дума. И называется оно в обиходе «Белым домом».

До недавнего времени здесь же работал губернатор со своим аппаратом. Сам он занимал кабинет, принадлежавший некогда Б.Н. Ельцину. Теперь у губернатора - своя резиденция на берегу городского пруда.

При виде этого здания возникает ощущение не столько эстетическое, сколько иерархическое: и высотой, и мраморной отделкой снизу доверху - всем своим обликом оно как бы демонстрирует высоту и непреклонность власти. Так оно и задумывалось.

Есть свидетели тому, что Б.Н. Ельцин, бывший уже секретарем обкома, когда строительство начиналось, и в качестве первого секретаря разрезавший ленточку при сдаче его в эксплуатацию в 1982 году особенно подчеркивал, что символическое значение этого здания более значительно, чем функциональное.

А в функциональном плане бывший Дом Советов сильно проигрывает: небольшие кабинеты при обширных холлах, значительная часть объема занята лестницами и лифтами, постоянные вынужденные прогулки служащих вверх-вниз.

Давайте вернемся в автобус и продолжим экскурсию.

Мы подъезжаем к Площади 1905 года, выходя из автобуса, пожалуйста, не забывайте свои вещи, так как в автобус мы больше не вернемся.

Мне бы хотелось обратить Ваше внимание на каменную трибуну на главной городской площади, где под рукой гранитного Владимира Ильича Ленина Б.Н. Ельцин в свое время принимал парады и приветствовал демонстрации [см. приложение 5, рис.11].

Торжественное открытие этого памятника состоялось 5 ноября 1957 года к сорокалетию Октябрьской революции. Скульптура изображает вождя пролетарской революции, выступающего перед народом. Характерен ленинский жест - правая рука поднята, а левая сжимает лацкан распахнутого пальто. Шестиметровая фигура В.И. Ленина установлена на постаменте темно-серого полированного гранита. Скульптура и постамент находятся в центральной части гранитной трибуны. Автор монумента - скульптор В.И. Ингал, проектировал памятник архитектор А.И. Прибульский при участии архитектора П.Д. Деминцева.

Сейчас мы направляемся в Институт региональной политики, где полтора года назад создали информационный центр, который занимается свердловским периодом жизни первого Президента России [см. приложение 5, рис.12]. Ученые со всего мира на основе данных центра пишут объемные исследования о Б.Н. Ельцине. Сейчас пытаются найти связь между характером Бориса Николаевича и его уральским происхождением. В Институте региональной политики, помимо музея Уральского политехнического института, создают еще один музей Б.Н. Ельцина. Здесь собрали почти две тысячи статей о нем и около 500 фотографий, кроме того, видеоматериалы. Говорят, что помогают пополнять личный архив Президента, отправляют ему все копии.

По словам директора института региональной политики Анатолия Дмитриевича Кириллова, центру удалось собрать уникальные фотоматериалы и документы, в его распоряжении все (или почти все) издания, связанные с деятельностью нашего знаменитого земляка, изменившего ход российской истории.

Итак, сейчас мы с Вами находимся в Институте региональной политики и я хочу Вам представить директора института - Кириллова Анатолия Дмитриевича. Пожалуйста, Вам слово…

Итак, уважаемые экскурсанты, на этом наша экскурсия окончена. Какие у Вас есть вопросы? Спасибо за внимание, до свидания.

Предложенный в данной работе экскурсионный маршрут является лишь частью этой быстро развивающейся ветви туризма.

В ходе проведенного исследования удалось:

- показать формирование личности первого Президента;

- изучить свердловский период деятельности Б.Н. Ельцина;

- проанализировать московский период деятельности Б.Н. Ельцина;

- оценить вклад Бориса Николаевича в российские реформы;

- описать технологию подготовки новой экскурсии;

- изучить технику ведения экскурсий;

- составить контрольный текст автобусного экскурсионного маршрута.

Предложенный автобусный экскурсионный маршрут может выступать в качестве:

1. Учебного как дополнение к урокам, лекциям по истории.

2. Общеобразовательного, предназначенного для расширения общего культурного кругозора.

Таким образом, подведя итог о проделанной работе можно сказать, что экскурсионный потенциал, воплощенный в маршрутах, имеет большое значение для развития индустрии туризма в городе Екатеринбурге.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисин Н. После Ельцина. Картинки путинской поры. - М.: Мангрув, 2003. - 224 с.
  2. Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1979. - 112 с.
  3. Борис Ельцин в объективе В.М. Ветлугина: фотохроника (1977-1996 гг.) / авт.-сост. А.Д. Кириллов. - Екатеринбург: Изд-во Института региональной политики, 2005. - 32 с.
  4. Борис Ельцин: Записки президента. - М.: изд-во «Огонек», 1994. - 415 с.
  5. Борис Николаевич Ельцин / Фот. Д. Донского. - Б.м., Б.г. - 105 с.
  6. Бунич И.Л. Меч президента. - М.: Изд-во Яуза; Изд-во Эксмо, 2004. - 768 с.
  7. Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. - М.: Вагриус, 1997. - 367 с.
  8. Городская дискуссионная трибуна. 1987-1980: Сборник статей, документов и материалов. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 1997. - 6о с.
  9. Горюн А. Борис Ельцин - свет и тени. - Свердловск, 1991. - 30 с.
  10. Гусейнов В. От Ельцина к...? Книга 2. Пьянящий дурман власти. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 495 с.
  11. Докторов Б.З., Ослон А.А., Петренко Е.С. Эпоха Ельцина: мнения россиян: Социологические очерки. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. - 382 с.
  12. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1990. - 240 с.
  13. Ельцин Б.Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 428 с.
  14. Ельцин Б.Н. Средний Урал: рубежи созидания. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1981. - 155 с.
  15. Ельцин Б.Н. / Центр документации общественных организаций Свердловской области; Клуб ЮНЕСКО «Архивист». - Екатеринбург, 1996. - 74 с.
  16. Ельцин Б.Н. Выступления в Российской Академии государственной службы 6 сентября 1995 г. - М.: Юрид. лит., 1995. - 15 с.
  17. Ельцин Б.Н. Пятьдесят семь вопросов избирателей Президенту России. - М., 1996. - 79 с.
  18. Ельцин - Хасбулатов: единство, компромисс, борьба / Сост.: Л.Н. Доброхотов, В.Н. Колодежный, А.И. Кожокина, Г.В. Лобанцова. - М.: «Терра», 1994. - 616 с.
  19. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.
  20. Звагельская В.Е., Стариков А.А., Токменинова Л.И., Черняк Е.В. Екатеринбург: История города в архитектуре / Каталог. - Екатеринбург: Сократ, 1998. - 128 с.
  21. Зенькович Н.А. Покушение в Кремле: от Ленина до Ельцина: Тайны. Версии. Подоплека. - М.: Инфра-м, 1995. - 160 с.
  22. Зенькович Н.А. Борис Ельцин: Разные жизни: В 2 кн. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - Кн. 2: Кремлевский отступник. - 576 с.
  23. Ильин А.Л., Кадацкий В.Ф., Никифоров К.В., Пихоя Л.Г. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого президента России.- М.: Изд-во ИМА-пресс, 1999. - 144 с.
  24. История России (IX-XX вв.): Учебное пособие / Отв. ред. Я.А. Перехов. - М.: Гадарики, 2003. - 623 с.
  25. История России: В 2 т. Т. 2: С начала XIX до начала XXI века / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 862 с.
  26. История Урала с древнейших времен до наших дней: Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений / Кол. авторов. Под общ. ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2004. - 496 с.
  27. Каета Г.К. Борис Ельцин. Уральский период жизни: Докум. Очерк. - Екатеринбург, 1996. - 45 с.
  28. Кириллов А.Д. Урал: от Ельцина до Ельцина (хроника политического развития, 1990-1997 гг.). - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1997. - 392 с.
  29. Коржаков А. Борис Ельцин: от рассвета до заката. - М.: Издательство «Интербук», 1997. - 479 с.
  30. Костиков В.В. Роман с президентом: Записки пресс-секретаря. - М.: Вагриус, 1997. - 352 с.
  31. Красильников Б.Н. Разгром Советского Союза. - М.: «Альтернатива», 2005. - 300 с.
  32. Кузнецов А.О. Камера для президента: мален. демократ. истории Кремля ельцинской эпохи / Александр кузнецов. - М.: АиФ Принт, 2005. - 368 с.
  33. Лукьянин В., Никулина М. Прогулки по Екатеринбургу. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. - 176 с., ил. (серия «Мой город», вып. 1). Третье издание, исправленное и дополненное.
  34. Манюхин В.М. Прыжок назад. - Екатеринбург: Издательский дом «ПАКРУС», 2002. - 264 с.
  35. Млечин Л.М. Кремль. Президенты России: Стратегия власти от Б.Н. Ельцина до В.В. Путина. - М.: Центрполиграф, 2003. - 703 с.
  36. Мухин Ю.И. Код Ельцина. - М.: Яуза, Пресском, 2005. - 160 с.
  37. Никольский Б.Н. Кремлевские миражи. Роман-исследование. - СПб., 2001. - 416 с.
  38. Общероссийское движение общественной поддержки Б.Н. Ельцина на выборах Президента Российской Федерации: Материалы съезда (6 апр. 1996 г.). - М.: Б. и., 1996. - 64 с.
  39. Озерский В.В. Правители России от Рюрика до Путина. История в портретах. - Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 352 с.
  40. ОТ «ПЕРЕСТРОЙКИ» ДО «ВОЗРОЖДЕНИЯ»: социально-политические реформы в России на рубеже XXI века. Материалы научно-практической конференции (Екатеринбург, 18 марта 2005 г.) / Под ред. А.Д. Кириллова. - Екатеринбург: Изд-во ИРП, 2005. - 106 с.
  41. Попов Г.Х. Демократическая альтернатива Ельцину. В 2 т. Т. 1: Платформа демократической оппозиции. - М., 2001. - 432 с.
  42. Попов Г.Х. Демократическая альтернатива Ельцину. В 2 т. Т. 2: Российское движение демократических реформ и «социал-демократы»: этапы формирования демократической альтернативы. - М., 2001. - 464 с.
  43. Попцов О.М. Хроника времен «царя Бориса». - М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2000. - 544 с.
  44. Президент России: 100 вопросов и ответов / Под ред. И.В. Захарова. - М., 1996. - 96 с.
  45. Программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в городе Екатеринбурге на 2005-2006 годы» от 25 января 2005 г. № 69/
  46. Путеводитель. Свердловская область. - Издание первое. - М.: Издательство «Авангард», 2002. - 208 с.
  47. Сванидзе Н. Б.Н. Документальный фильм к юбилею Б.Н. Ельцина. - Россия, 1 февраля 2006 г.
  48. Свердловск. Путеводитель - справочник. - Свердловск: Средне-Уральское кн. Изд-во, 1975. - 304 с.
  49. Справочный материал по отдельным архитектурным и историческим памятникам города (к 250-летию г. Свердловска). - Свердловск: Свердловское кн. Изд-во, 1973. - 32 с.
  50. Соловьев В., Клепикова Е. Борис Ельцин. Политические метаморфозы. - М.: Вагриус, 1992. - 200 с.
  51. Спирькин Л. Монумент для Ельцина: рассказы и вирши на заданную тему. - Тюмень. 2000. - 52 с.
  52. Стариков А.А. Екатеринбург: История города в архитектуре. - Екатеринбург: Сократ, 1998. - 240 с.
  53. Тэлботт С. Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии. / Перевод с англ. М. Немцова.- М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. - 528 с.
  54. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 г. (с изменениями от 10.07.03 г.)
  55. Шевцова Л. Режим Бориса Ельцина / Моск. центр Карнеги. - М.: РОССПЭН (Российская политическая энциклопедия), 1999. - 535 с.
  56. Эпоха Ельцина: Очерки политической истории / Ю.М. Батурин, А.И. Ильин, В.Ф. Кадацкий. - М.: Вагриус, 2001. - 815 с.
  57. «Родному селу Ельцина исполнилось 325 лет» http://03nov2001.interport.ru/russia/butka.html
  58. «На Урале открыли музей первого президента» http://www.lenta.ru/news/2005/06/20/museum/
  59. «На родине Ельцина растет будущий президент?» http://www.e1.ru/news/print/news_id-265838.html


© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"