10. 2. Проектирование экскурсии «Малахитовая шкатулка».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игровая программа
"В поисках сокровищ Хозяйки медной горы"

Название игры: "В поисках сокровищ Хозяйки медной горы".

Форма участия: командная, участвуют две команды. Команды делятся на семьи рудокопов и старателей. Количество человек в командах зависит от количества экскурсантов.

Обстоятельства игры: XVIII век, округа г. Полевского - заводского поселения, места, описанные в бажовских сказах.

Географический объект: деревня, поселок Косой Брод.

Сообщество людей: жители заводского поселения.

Форма игры: дидактическая игра-путешествие на открытом воздухе.

Возраст участников: от 7 до 18 лет (целевая аудитория), желающие - до 55 лет.

Особенности костюмов: костюмы имеют сказочные персонажи, созданы по описанию в сказах - костюм Хозяйки медной горы, костюм Танюшки, Данило-мастера, Великого Полоза, Огневушки-поскакушки, бабки-Синюшки и Вихорихи.

Призы: шкатулка из любого уральского камня, наиболее подходящий - змеевик.

Общее описание сюжета игры: по прибытии в село Косой Брод проходит обзорная экскурсия. Далее начинается игра. Игру проводит аниматор или экскурсовод, которые играют роль жителя села Косой Брод, это может быть и сказочный персонаж, например, Никита Жабрей или его Жабреиха. Желательно, чтобы тоже имелся костюм. Начинается игра со встречи экскурсантов с Хозяйкой медной горы. Она кратко объясняет смысл игры и главную цель - экскурсанты ищут клад, ее самое дорогое сокровище, но какое это именно сокровище не поясняется. Ее слуги - различные персонажи из сказов вроде Огневушки, Синюшки и т.п. дают экскурсантам задания. Когда игроки выполняют задание, они получают кусочек карты. Команда, у которой меньше кусочков, может отвечать на вопросы, за правильные ответы она получает также подсказки от аниматора или от сказочных персонажей - Настасьи, Кати, Танюши и т.д. Самым последним заданием является поиск клада по карте. Клад получает команда, которая быстрее его найдет.

В игре можно раскрыть свои физические и интеллектуальные способности.

Игра проходит в пять этапов - "остановок". Каждая "остановка" предполагает задание от слуги Хозяйки.

Задания следующие:

1. Взять "старательскую" лопатку - кто быстрее откопает камешек-руду.

2. Отмерить приблизительно 3 литра воды и перенести с одного места на другое при помощи ведер и коромысла - на скорость и на чувство меры (задание от Синюшки).

3. Помолоть пшено в муку на жерновах. В этой же муке или, например, в песке отыскать 7 (или другое количество) спрятанных "стеклянных" пуговок - кто быстрее и полнее сделает задания (от ящерки).

4. Пройти по тонкому бревну, не упав (экскурсанты должны представить, что им нужно пройти через пропасть между скал Азов-горы, чтобы спастись от погони приказчиковых людей) - на скорость и ловкость.

5. Пройти под веревкой (Великий Полоз пускает свои огненные кольца, нужно от них увернуться - нагнуться как можно ниже).

Варианты замены игр зимой:

1. Слепить снежное Серебряное копытце. Как вариант - его можно раскрасить красками, украсить.

2. Дорожку расчистить от снега.

3. Лыжные соревнования - пройти определенный отрезок на скорость (лыжи могут быть специальные для ходьбы по снегу в лесу - как у Коковани).

4. Найти филина (по подсказке - отгадав загадку или ответив на вопрос), а филин и подскажет, где клад Хозяйка спрятала (может быть деревянный или игрушечный).

Вопросы:

Какие сказы П.П. Бажова вы знаете?

Каких героев вы помните из его "Малахитовой шкатулки"?

Какие волшебные предметы им помогали? (стеклянная пуговка, старательская лопатка, малахитовая шкатулка, дурман-цветок и др.)

А какие герои обладали волшебной силой? (Хозяйка Медной горы, чудесные лебеди, лисичка, кошка с огненными ушами, бурая кошка без глаз, ящерки, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка, Великий Полоз, Золотой Волос и др.)

Какие главные темы раскрыты в сказах? (любовь к труду, любимому делу, любовь к родине, добросовестность, справедливость, творческая сила народа, смелость придумки, живость выдумки - живинка в деле).

Какие уральские камни находили персонажи сказов?

А какие еще уральские камни и минералы вы можете назвать? (Авантюрин, агат, альмандин, амазонит, аметист, амфиболит, берилл, бычий глаз, габбро, гранат, демантоид, диоптаз, змеевик, изумруд, кальцит, кварц, корунд, кошачий глаз, кремень, крокоит, лиственит, лунный камень, магнетит, малахит, морион, мрамор, нефрит, обсидиан, оникс, опал, переливт, раухтопаз, родингит декоративный, родонит, рубин, сапфир, селенит, сердолик, тигровый глаз, топаз, турмалин, уваровит, флюорит, хризолит, хризопраз, хрусталь, чароит, яшма.)

В каком сказе говорится про филина и лисичку, которые помогли башкирскому охотнику выкрасть невесту? ("Золотой волос")

В каком сказе упоминаются "каменные губы"? ("Жабреев ходок")

Какие камни тали находить в тех местах, где козел ударял своим серебряным копытцем? (хризолит)

Отгадайте героев по описанию:

1). "Коса ссиза-черная…ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Однем словом, артуть-девка…А одежа, и верно, такая, что на другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье". (Хозяйка Медной горы)

2). "Веселенько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег-то от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зеленая да цветы лесные…Сама волчком да волчком - сарафанчик пузырем". (Огневушка-поскакушка)

3). "Кафтан на нем, штаны - все желтое, из золотой, слышь-ко, поповской парчи, а поверх кафтана широкий пояс с узорами и кистями, тоже из парчи, только с зеленью. Шапка желтая, а справа и слева красные зазорины, и сапожки тоже красные. Лицо желтое, в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась. Так и видно, не разогнешь их. Только глаза зеленые и светят как у кошки, а смотрят по-хорошему, ласково". (Великий Полоз).

Тексты персонажей:

"Здравствуйте, добрые молодцы и распрекрасные девицы! Узнали меня? (смеется). Мне нужны смелые ребята, такие, кто никого не боятся, и трудиться любят. Таким и отдам свое богатство! А, коли не покажете свою силу, сноровку да ум, коли увижу, что вы работы боитесь да злые намерения имеете, не покажу вам свои сокровища. Да не обзарьтесь на мои-то богатства, людям только добрым да честным я помогаю да клады открываю!"

В конце: "Ну, молодцы, ребята, теперь можно вам и чести приписать. А я от своего слова не отпорна. Подарю вам свои богатства - самое дорогое, что у меня есть!" Дарит Хозяйка шкатулку. В шкатулке находятся самые главные человеческие ценности и качества - доброта, честность, трудолюбие и т.д. Хозяйка говорит, что только если ребята дальше будут сохранять ее богатства, будет на земле мир и счастье и не придется ей пугать народ страшными своими наказаниями, которыми она наказывала приказчиков и их недобропорядочных слуг - эгоистов.

Текст для представления бабушки Вихорихи (говорит мастер игры):

"Была, сказывают, старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была. Силу в травах знала: которая от зубов, которая от надсады, которая от ломоты. Ну, все как есть. Сама те травы собирала в самое время, когда какая трава полную силу имела. Из каких трав да корешков настой готовила, отвары варила да с мазями мешала…Старушка, слышь-ко, ласковая да словоохотливая, а трав да корешков, да цветков всяких у ней насушено да навешано по всей избе". Показывается бабушка Вихориха и приглашает к себе в дом на чаепитие.

Фольклор также представлен частушками, связанными с родом занятий героев сказов Бажова (углежоги, рудокопы, старатели и т.п.).

1. Уголь, уголь, уголек,

Труден первый мне денек,

А неделю порублю,

Свою работу полюблю.

2. Кто на руднике не робил,

Тот счастливый человек:

Не примат худую славушку,

Живет в покое век.

3. Моя молодость пропала,

Всю заел ее завод.

От чахотки исхудала -

Никто замуж не берет.

4. Эх, лапти мои,

Лапти дырчатые

Лапти дырчатые,

Подковырчатые!

5. Нам не надо чики-брики

На высоких каблуках,

Лишь бы личико побаще,

Ничего, что в лапотках.

6. Все пою, все пою,

Пою, не напеваюся.

Я не летом так зимой

Куда-нибудь деваюся.

7. Ох, старатель - дорогой,

Рассчитай, пойду домой.

Я о милом стосковалась

Пуще мамоньки родной.

8. Не туман ложится нагоры

Не белая роса -

От печали помутились

Мои серые глаза.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема маршрута.Схема маршрута.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Обелиск Европа-АзияОбелиск Европа-Азия Стела при въезде в город.Стела при въезде в город.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Мраморные солнечные часы 1773 г.Мраморные солнечные часы 1773 г.

Копия расположена на автотрассе Екатеринбург - Полевской

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Экспонаты музея - книга "Малахитовая шкатулка" П.П.Бажова и малахитница -мозаика из камня

Экспонаты краеведческого музея в г. Полевской

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7


© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"