15. 2. Тематическая экскурсия «Екатеринбургский метрополитен».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Хроника строительства метрополитена.

1980 год

Август. 28 августа из вертикального ствола шахты на будущей станции «Свердловская» вынут первый экскаваторный ковш земли.

Сентябрь. На станции «Свердловская» развернулись горнопроходческие работы.

Октябрь. Началось строительство ствола №7. В районе станции стадион «Динамо» организована выноска инженерных коммуникаций/

Ноябрь. Первые заказы метростроевцев появились на заводе Уралмаш.

За первый год строительства было пройдено 28 метров различных горных выработок.

1981год

Январь. В районе станций «Уралмаш» и «Машиностроителей» началось перемещение инженерных и транспортных сетей.

Февраль. На станциях «Динамо» и «Площадь 1905 года» увеличена доля горнокапитальных работ, начато обустройство поверхностных площадок.

Май. На станции «Свердловская» закончена проходка шахтного ствола.

Июнь. Начался снос старых домов в районе стройплощадки станции «Площадь1905 года».

Октябрь. На станции «Динамо» завершена проходка шахтного ствола. На станции «Площадь 1905» начата проходка подходной выработки - ответвления от ве ртикального ствола.

Декабрь. Построен и введен в эксплуатацию административно- бытовой корпус на станции «Свердловская».

Всего в 1981 году пройдено 122 погонных метра.

1982 год

Январь Впервые решено освоить на строительно - монтажных работах не менее 3-х миллионов рублей..

Февраль Закончена армировка шахтного ствола на станции «Площадь 1905 года».

Апрель. Решено организовать отливку и обработку чугунных тюбингов на металлургических заводах и машиностроительных предприятиях Среднего Урала.

Май. Началась разработка самого большого котлована под станцию «Проспект Космонавтов».

Июнь. На станции «Свердловская» завершено сооружение подходной выработки.

Август. На самом длинном перегоне пускового участка между станциями «Свердловская» и «Машиностроителей» началось строительство тоннелей. За первые полтора месяца было пройдено более 30 метров будущей транспортной магистрали.

Сентябрь На станции «Свердловская» сдан в эксплуатацию железнодорожный тупик с прирельсовыми складами. На станции «Площадь 1905 года» смонтирован копер.

Декабрь. Проведен итог года: пройдено 304 метра горных выработок.

1983 год

Февраль Началась разработка котлована под станцию «Уралмаш».

Июнь. На перегоне «Площадь 1905 года» - «Динамо» началась проходка обоих тоннелей.

Июль. Организуется разработка котлована под станцию «Машиностроителей».

Октябрь. Смонтирована конструкция первого вестибюля станции «Проспект Космонавтов».

Ноябрь. Завершен монтаж вестибюля №2 на станции «Проспект Космонавтов».

Декабрь. Протяженность тоннелей увеличилась на 657 метров.

1984 год.

Январь. На станции «Динамо» закончилась подготовка к проходке левого и правого перегонных тоннелей в сторону станции «Свердловская».

Март. Возведение объектов электродепо и железнодорожной ветки к нему.

Август. На стройплощадки подземки поступили первые кольца чугунной обделки (тюбинги), обработку, которых наладил Уралмашзавод.

Сентябрь. В левом перегонном тоннеле , связывающем соседние станции «Проспект Космонавтов» и «Уралмаш», собран горнопроходческий щит КМ-34.

Декабрь. Проходчики преодолели за год 1357 метров.

1985 год

Апрель В котловане станции «Уралмаш» состоялась первая сбойка перегонных тоннелей. Пробит коридор длиной 906 метров.

Июнь Пройден рабочий ствол №10 на перегоне между станциями «Свердловская» и «Машиностроителей».

Октябрь. Организовано управление Свердловскметрострой. На помощь уральцам прибыли 30 опытных инженерно-технических работников из других регионов.

Ноябрь Возведение объектов на станциях «Площадь 1905 года», «Динамо», и «Проспект Космонавтов» поручено тоннельному отряду №36.

Декабрь. За 1985 года выработано 3202 метра тоннелей.

1986 год

Март. На сооружении станционных тоннелей начался монтаж чугунной оболочки из тюбингов большого диаметра 8,5 метров.

Апрель Проходчики начали пробивать левый перегонный тоннель под городским прудом, самый трудный участок.

Июнь. На станции «Проспект Космонавтов» развернулись архитектурно-отделочные работы. В районе «Площади 1905 года» началось строительство инженерно- отделочные работы. В районе площади 1905 года началось строительство инженерного корпуса метрополитена. В связи с сооружением южного вестибюля станции «Площадь 1905 года» , пешеходного перехода в районе улицы 8 Марта и Театрального переулка был организован перенос трамвайных путей на улицу Московскую.

Июль. За шесть месяцев метростроевцы прошли 1890 метров тоннелей разной сложности.. Смонтировано почти шесть тысяч кубометров сборных конструкций.

Октябрь На станции «Уралмаш» закончился монтаж конструкций вестибюля №2. На площади 1905 года началось строительство станционных тоннелей.

Декабрь . За год пройдено 3414 погонных метров горных выработок.

1987 год

Февраль. На станции «Свердловская» началось строительство наклонного эскалаторного хода. Архитектурно-отделочные работы развернулись на станции «Машиностроителей».

Май. Началась разработка котлована под вестибюль №1 станции «Площадь 1905 года»

Июнь. Первые тюбинги уложены в эскалаторном тоннеле на станции «Динамо».

Август. Из котлована станции «Машиностроителей» проведена сложнейшая проходка под железнодорожными путями в направлении вестибюля №1 и проходных завода им.Калинина.

Декабрь. Произведена сбойка с тоннелем, идущим от станции «Динамо». На станции «Свердловская» развернулись работы по проходке среднего станционного тоннеля. Освоено 3200 метров перегонных и станционных тоннелей..

1988 год

Январь. На станции «Машиностроителей» смонтировано тысячное кольцо чугунной обделки - 45 метров.

Февраль. В перегонном тоннеле от «Машиностроителей» к станции «Уралмаш» уложены первые кубометры бетона на устройство постоянного железнодорожного пути.

Март. На станции «Уралмаш» отделочные работы Нижнетагильским мрамором. Первые наклонные тюбинги на сооружение эскалаторного хода станции «Площадь 1905года». На станции «Машиностроителей» отделка колонн Коелгинским мрамором.

Июнь. На станции «Машиностроителей» начат монтаж первого эскалатора.

Август Закончена укладка путевого бетона в правом перегонном тоннеле между станциями «Машиностроителей» и «Уралмаш» , на участке началось движение мотозавоза по широкой колее.

Сентябрь На станции «Уралмаш» завершено бетонирование свода платформенного участка.

Ноябрь. Совершена сбойка в левом перегонном тоннеле на трассе между станциями «Свердловская» и «Машиностроителей», позади - 1560 метров.

Декабрь. Пройдено 12500 погонных метров , 1220 станционных и эскалаторных тоннелей.

1989 год

Январь. Архитектурно - отделочные работы начались на пешеходном переходе № 3 станции «Проспект Космонавтов».

К сооружению обратного свода приступили на станции «Динамо».

Июнь Начаты работы по монтажу эскалаторов в вестибюле станции №1 «Машиностроителей» и вестибюле №1 станции «Уралмаш».В Свердловск поступили 24 вагона для метрополитена. Завершилась проходка наклонного хода на станции «Свердловская» . Закончен монтаж конструкций СТП на станции «Машиностроителей».

Июль. Обеспечено сквозное движение рабочих поездов по обоим тоннелям до центра города.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рисунок 1. Схема метрополитенаРисунок 1. Схема метрополитена

Проспект Космонавтов


Фото 1

Уралмаш



Фото 2

Машиностроителей



Фото 3

Железнодорожный вокзал


Фото 4 Старый железнодорожный вокзалФото 4 Старый железнодорожный вокзал

Фото 5 Вокзал 60-х годовФото 5 Вокзал 60-х годов

Фото 6 Современное здание вокзалаФото 6 Современное здание вокзала


Фото 7


Динамо


Фото 8


Площадь 1905 года


Фото 9 Фрагмент интерьераФото 9 Фрагмент интерьера
Фото 10 Общий вид станцииФото 10 Общий вид станции

Геологическая


Фото 12 Общий вид станцииФото 12 Общий вид станции
Фото 11 Фрагмент интерьераФото 11 Фрагмент интерьера
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"