16.1. Экскурсия «Режевские сокровища».

Экскурсия «Режевские сокровища».

Реж как один из малых городов Свердловской области сохранил архитектурный облик прошлых веков в гражданской застройке в сочетании с более ранними культовыми сооружениями, который очень важно не разрушить при развитии необходимой туристской инфраструктуры.

Режевской район является прекрасным местом для отдыха, туризма, спорта и лечения. Красивый природный комплекс, занимательная история города, городские мероприятия и спортивные события притягивают к себе жителей района и области. Наличие и уникальность более десятка памятников природы определяет их высокую ценность для познавательного туризма. Минералогический заказник представляет интерес для прогулочного познавательного туризма, школьных экскурсий и учебных занятий для студентов географических и геологических вузов и студентов отделения социально-культурных технологий.

1. Нормативно-правовая база проектирования туруслуги «экскурсия»

Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных видов услуг: перевозки, размещения, питания, экскурсионных услуг и т.п. Отсюда и большое количество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскую деятельность.

В перечень основных документов нормативно-правовой базы проектирования услуги «экскурсия» входят:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.96 г.;
  • Закон «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. в редакции Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 212-ФЗ от 17.12.1999 г.;
  • Федеральный Закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184ФЗ.

Согласно ст.44 ч.2 Конституции РФ право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Если в частях 1 и 2 ст. 44 говорится о правах, то в части 3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию (ст. 1 и 6 Закона РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры от 1978 г.)

Федеральный Закон ''Об основах туристской деятельности в Российской Федерации'' возлагает на государство обязанности:

  • содействовать туристской деятельности и создавать благоприятные условия для ее развития;
  • определять и поддерживать приоритетные направления туристской деятельности;
  • формировать представление о России как стране, благоприятной для туризма;
  • осуществлять поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

При этом в статье 4 Федерального закона записано, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

В этой же статье также определены способы государственного регулирования туристской деятельности. К ним относятся:

  • создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
  • содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности;
  • лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта;
  • установление правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;
  • прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию целевых программ развития туризма;
  • создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
  • налоговое и таможенное регулирование;
  • предоставление льготных кредитов, установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
  • содействие кадровому обеспечению туристской деятельности, развитие научных исследований в сфере туристской индустрии;
  • содействие участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
  • обеспечение картографической продукцией.

К концу 90-х годов были выработаны основные стандарты в сфере туризма. Производя туристский продукт, необходимо привести его в соответствие с государственными стандартами. Были утверждены ГОСТы, которые предъявляют требования к туристским услугам, и, в частности, к экскурсионному обслуживанию.

  1. ГОСТ 28681.0-90. Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения.
  2. ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.
  3. ГОСТ Р 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.
  4. ГОСТ Р 50690-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования.
  5. ГОСТ Р 50681-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.

В связи с намерением России вступить во Всемирную Торговую Организацию усиливается процесс трансформации нормативно-правовой базы оказания услуг, в том числе и туристских услуг. Одним из проявлений этого процесса явилось принятие Федерального Закона «О техническом регулировании», который отменил действие законов «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и внес изменения в ряд других законов.

Однако, в связи с отсутствием новых нормативных документов, регламентирующих процесс проектирования туристских услуг, при создании новой туристской услуги приходиться использовать старый арсенал - нормативно - правовые акты.

При проектировании экскурсионной услуги мы используем ГОСТ Р 50681-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг. Настоящим стандартом устанавливается порядок разработки документации при проектировании туристских услуг.

Проектирование услуги «экскурсия» предусматривает определение:

  • тематической направленности;
  • объектов осмотра;
  • продолжительности экскурсии;
  • объема информации;
  • формы перемещения по маршруту экскурсии;
  • результатов социологического изучения предложений экскурсантов по условиям обслуживания.

Результатом проектирование услуги «экскурсия» являются следующие технологические документы:

  • технологическая карта экскурсии;
  • контрольный текст экскурсии;
  • материалы «Портфеля экскурсовода»;
  • схема трассы маршрута транспортной экскурсии.

В соответствии с задачами нашего исследования мы должны разработать схему трассы маршрута экскурсии, составить контрольный текст экскурсии и технологическую карту экскурсии. Этому будут посвящены три последующих параграфа третьей главы.

2. Разработка схемы трассы маршрута экскурсии

Исследовав историко-культурный потенциал Режевского района, и изучив нормативно-правовую базу проектирования экскурсионной услуги, мы приступаем к разработке новой экскурсии.

Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, сте­пени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:

  • разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
  • подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

В соответствии с целью исследования рассмотрим первое направление - процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.

Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени.

  1. Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
  2. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
  3. Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

Исходя из задач квалификационной работы в данном параграфе, мы рассмотрим процедуры отбора объектов показа и составления схемы трассы маршрута.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Цель проектируемой нами экскурсии: ознакомить экскурсантов с историей города Реж, его основными культурными достопримечательностями.

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Тема разрабатываемой нами экскурсии - «Режевские cокровища».

В ходе разработки новой экскурсии был составлен список источников информации, включающий книги, статьи, фотоальбомы, интернет.

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии, поэтому правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

Экскурсионные объекты классифицируются:

  • по содержанию - одноплановые (произведение живо­писи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
  • по функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основ­ными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
  • по степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача - отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

В практике подготовки экскурсий выработана опреде­ленная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

  1. Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
  2. Известность объекта, его популярность среди населения.
  3. Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием.
  4. Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом.
  5. Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.
  6. Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
  7. Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) - когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

  • наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
  • историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
  • местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
  • описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
  • источник сведений о памятнике (литература, где опи­сан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
  • сохранность памятника (состояние памятника и терри­тории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
  • охрана памятника (на кого возложена);
  • в каких экскурсиях памятник используется;
  • дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии (степени сохранности).

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полно­му раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях

соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами.

Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

  • показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;
  • наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
  • переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
  • наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

При выборе экскурсионных объектов, включаемых в маршрут экскурсии «Режевские сокровища», мы руководствовались несколькими критериями:

  1. Объект должен обладать значительным историко-культурным потенциалом, позволяющим раскрыть одну из значимых страниц истории города.
  2. Объект должен быть удобно расположен на маршруте, что максимально позволило бы выдержать хронологическую последовательность рассказа об истории города Реж.

В результате изучения различных комбинаций мы остановили свой выбор на 7 объектах, расположенных на кольцевом маршруте длиной 3,5км. Время автобусно-пешеходной экскурсии по этим объектам составляет 3,5 часа.

В маршрут включены следующие основные объекты:

  • Городской исторический музей (ул. Красноармейская, 3)
  • Музей животного мира (ул. Красноармейская, 10)
  • Памятник режевским умельцам-основателям завода (ул. Советская)
  • Минералогический музей (ул. Советская,4)
  • Городская плотина (ул. Советская)
  • Монумент трудовой и боевой славы режевлян (Площадь Победы)
  • Храм Иоанна Предтече (Орлова гора)

Схема трассы маршрута изображена на рисунке 1.

Рис. 1. Cхема трассы маршрута.Рис. 1. Cхема трассы маршрута.

Основой для составления схемы послужил план города Реж в районе проведения экскурсии

Следующим этапом нашей работы является составление контрольного текста экскурсии.

3. Характеристика объектов показа.

Решающее значение в успехе разработки новой экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который является зрительной основой в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода. Поэтому остановимся на характеристике основных объектов нашей экскурсии.

Первый объект экскурсии - Городской исторический музей.

Городской исторический музей (ул. Красноармейская, 3) основан в 1990 году большим энтузиастом, неординарным человеком Владимиром Васильевичем Токаревым. Начинался он как общественный, но к 50-летию Победы администрацией города были выделены помещение и средства.

Здание, где сейчас располагается музей, построено еще в 1847 году, где до революции находилась церковно-приходская школа для девочек при Богоявленском храме (ныне техникум). Это длинное белое здание с арками, пилястрами и капителями. Любовно созданные и сохраненные Владимиром Васильевичем, прошлыми и нынешними работниками, экспонаты разместились в залах минералов, старинных предметов, в запасниках музея. Фонды музея содержат более 10 тысяч единиц хранения, основные разделы которых - историко-бытовой, минеральный, нумизматический, живописный, фонд документов и фотографий. В одном только нумизматическом отделе около 800 единиц хранения.

В музее можно увидеть много интересного - кошёвку - одноместные сани купчихи Потаповой, в которых она лихо выезжала на масленицу; кугели - форму для выпечки сахарных петушков, разнообразную посуду, самовары, одежду, фотографии.

Работниками музея проводятся различные мероприятия для населения города:

- «Чаепитие в крестьянской избе» (от дошкольного до пенсионного возраста). Посетители знакомятся с историей появления на Руси чая, традициями русского чаепития.

- «Волшебный сундучок» (для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста) знакомит с народными промыслами и ремеслами родного края, изделиями уральских мастеров.

- «Урок в церковно-приходской школе» (для детей школьного возраста) знакомит с историей письменности на Руси, условиями обучения в церковно-приходской школе. Детям предоставлена возможность писать перьевыми ручками, решать старинные задачи, читать на старославянском языке.

- «В гостях у Хозяйки Медной горы» (для детей дошкольного и школьного возраста). Ребята знакомятся с природными богатствами родного края, легендами и преданиями о различных камнях.

Еженедельно в музее собирается Историко - родословное общество, где режевляне занимаются составлением своего генеалогического древа, научным поиском. Для детей разработана программа «Семейный летописец», работает «Клуб любителей камня», молодежное движение «Родина», цель которого - изучение истории исчезающих или уже исчезнувших селений Режевского района.

В планах музея - доподлинно произвести крестьянскую избу, мещанскую комнату, торговые лавки.

Второй объект - Музей природы.

В 1988 году в здании по улице Красноармейской, 10 открылся «Музей природы» Режевского района. В 2000 году коллекция животных музея признана лучшей в Свердловской области. В оформлении экспозиции широко используются диорамы, в которых животные показаны в естественных для них условиях обитания. Воссозданы уголки леса, тайги, озера с фигурами 60 видов птиц и зверей, представителями богатой уральской фауны. Экспонаты являются образцом своеобразного искусства скульптурной таксидермии. Все чучела животных выполнены директором музея, а также председателем Общества - Русаковой Тамарой Алексеевной - единственной женщиной - таксидермистом в России, занимающейся изготовлением чучел крупных животных (лось, медведь, кабан, олень).

Третий, основной объект показа - памятник Режевским умельцам - основателям завода.

На месте рыночной площади можно увидеть лишь два каменных здания, два памятника торговой архитектуры, сохранившиеся с тех времен: лавка О. Балакиной, ныне - магазин «Домострой», и рядом - бывшая лавка Ф. Богатеева, владельца торгового дома «Богатеев и сыновья» в Екатеринбурге.

С 1973 года эти два уникальных архитектурных памятника создают оригинальную композицию вместе с маленьким, всеми любимым сквериком и памятником Режевским умельцам - основателям завода.

Четвертый объект - Дом управителя заводом (Советская, 4).

Старейшими из сохранившихся сооружений города являются стена и каменная сторожка возле Дома управителя заводом, который занимало Управление социальной защиты населения. Именно эти неприметные постройки являются единственными свидетелями событий начала XIX века, с которых началась история Режа. Дом управителя в то время был деревянным, со всех сторон его окружала каменная стена. От первоначальной постройки XVIII сохранился лишь подвал, перекрытый рельсами, с очень сложным входом. Очевидно, в нем находился тайник, где хозяин укрывал свои ценности. Постройка дома датируется второй четвертью XIX века, а именно 1839 годом под руководством горного смотрителя Степана Багрянцева. Для города это здание необычно не только своим возрастом. Угловая конфигурация, а самое главное, не имеющая в Реже аналогов ротонда (круглая постройка, увенчанная куполом), расположенная в центре композиции, выделяют Дом управителя среди местных архитектурных памятников. Это единственная в Реже гражданская постройка, имеющая купольное завершение. В начале XX века дом был местом партийных явок, местом хранения многочисленных нелегальных книг и прокламаций. У управляющего заводом (в то время П. Е. Яргина) была великолепная библиотека, в которой значилось свыше тысячи книг. Кроме художественной литературы в ней были произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Г. Плеханова, Н. Г. Чернышевского, Добролюбова, Дарвина, Гегеля, Л. Фейербаха.

С Домом управителя связаны местные предания и легенды. К примеру, о подземных ходах, связывающих здание с многочисленными сооружениями города, о кладе, запрятанном в тайном подземелье. В начале 90-х годов действительно были обнаружены перекрытия подземелья, сделанные еще в конце XVIII века. Существует предание, что в стенах старого здания обитало привидение, имеющее женский облик.

Сейчас в доме располагается минералогический музей «Самоцветная полоса Урала».

Пятый основной объект - городская плотина и пруд.

Для Режа плотина не просто его неотъемлемая часть, она его символ и украшение. Именно плотина и является первым его архитектурным сооружением. Несколько раз она реконструировалась. В 1973 году старая деревянная плотина с перилами из дерева приобрела свой современный вид, «одевшись» в бетон и украсившись ажурной чугунной решеткой.

Река Реж является главной водной артерией Режевского района. Общая площадь ее бассейна 4350 кв. км. Длина с рекой Аять - 250 км. Основные притоки - реки Быстрая, Талица и ручей Красный. Ниже водохранилища река Реж принимает в себя реку Бобровку и ручей Кочневский. По своей длине среди 18404 рек Свердловской области река Реж занимает 15 место. Река принадлежит бассейну Карского моря. При слиянии с рекой Нейвой образуется Ница. Ница впадает в Туру, Тура - в Тобол, Тобол - в Иртыш, Иртыш - в Обь, Обь - в Карское море. Зеркало пруда занимает около 2 кв. км. Средняя глубина городского пруда составляет 4,6 метров. Общее падение реки составляет 198 метров. Наибольшие высоты в верховьях реки - до 300 метров, на востоке, в устье, местность понижается до 90 метров. В верховьях это настоящая горная река с выходами горных пород, многочисленными перекатами. Реж считается одной из красивейших рек Свердловской области с ее рельефными берегами и многообразием открывающихся пейзажей. Прежде всего, она славится своими утесами, которые на Урале еще со времен Ермака назывались «бойцами». Наиболее известные на реке Реж скалы Пять Братьев расположены в черте города. Несколько тысячелетий назад, во времена мезолита, на Пяти Братьях находилось жертвенное место.

Шестой из основных объектов показа - Монумент трудовой и боевой славы режевлян.

7 июля 1973 года, в честь 200-летия города, при громаднейшем стечении народа был открыт Монумент трудовой и боевой славы режевлян (авторы - жители Екатеринбурга скульптор Зайцев Я. П., архитектор Асташкин А. В.). Открытие нового памятника имело большой резонанс, результатом чего стало решение о ежегодном проведении Дня Города в первые выходные июля. Весь монумент в тот день был заложен цветами. У людей были и радость, и горе на глазах. Скорбили по своим близким, погибшим на войне, радовались, что в городе наконец-то появилось место, где в День Победы можно возложить цветы. Любовались новой плотиной, с интересом рассматривали необычной высоты трубу пылегазоочистных сооружений никелевого завода, радовались, что город будет чистым.

Вечный огонь был зажжен 9 мая 1974 года, в митинг, посвященный 30-летию Победы. Факел, зажженный от Вечного Огня с Могилы Неизвестного солдата в Москве, несли лучшие спортсмены города. В 1985 году, в честь 40-летия Победы, на мраморных плитах помещены имена режевлян, погибших в годы войны.

Именно с открытия монумента стали складываться городские традиции. Ежегодно в честь Дня Победы ветераны войны и труда собираются у площади ЦКиИ. В едином строю, под звуки оркестра, в сопровождении учащихся средних школ они идут по плотине к монументу. Здесь их торжественно встречают тысячи режевлян. Ветераны встают на самом почетном месте города - у подножья монументальных фигур Матери - родины, солдата и рабочего, олицетворяющих Реж военного времени. Делегации предприятий города возлагают сюда живые цветы, все собравшиеся люди минутой молчания чтут память режевлян, погибших в годы Великой Отечественной войны и молодых солдат, павших в боях в Афганистане и Чечне. Под сенью обелиска у Вечного огня проходили посвящения в рабочие, студенты. Здесь принимали юных режевлян в пионеры и в ряды ленинского комсомола. Сюда возлагают цветы молодожены, приходят с выпускных вечеров выпускники средних школ, дают клятву верности Родине юноши-призывники, будущие воины России.

В настоящее время ансамбль получил свое завершение. Сформированы Площадь и Парк Победы.

На месте Монумента, в 1839 году был сооружен деревянный однопрестольный, со своеобразной архитектурой, единоверческий Успенский храм. В пресловутый 1930 год храм был закрыт. После его ликвидации в 1949 году духовного центра в городе не стало (главная церковь на Орловой горе уже не действовала). К тому же центральная площадь была превращена в парк. Перед войной здесь располагался ОСОАВИАХИМ, прозванный в народе «домом оборонки». Позднее на этом месте возникает пекарня, в 1960 году возвышался памятник Ворошилову, а с 1973 года - Монумент трудовой и боевой славы.

Последний, седьмой, основной экскурсионный объект - Храм Иоанна Предтече на Орловой горе.

Самым первым в городе появился храм Иоанна Предтечи, на Орловой горе, самой высокой точке города, на правом берегу реки Реж. Гора представляет собой нагромождение скал с выходами серпентинитов. По замечанию академика А. П. Карпинского, она может служить наглядным пособием для изучающих геологию. Точное происхождение названия горы неизвестно, существуют лишь версии о том, что когда-то здесь гнездились могучие и гордые птицы, или, возможно, гора носит имя беглого мастерового, атамана разбойников, деда Орла, сбившего ватагу «лихих людей» и приводившего в ужас стражников всей округи.

В 1825 году, спустя 52 года после образования заводского поселка, в связи с увеличением населения, пришедшего из Владимирской, Костромской, Вятской и других губерний, в среде православных возникла мысль построить свой храм. В 1826 году внук основателя завода А.И.Яковлев дал указ заводскому приказчику Якову Сергеевичу Козлову построить православный храм.

Первые церкви на Урале, при громадном избытке лесов и за неимением мастеров каменного дела, были деревянные и строились почти по одному образцу. Расположение имели крестообразные, с примыканием в западной части крыльца и паперти. Крыльца были высокие в несколько ступеней.

Трапезный храм с устроенным в восточной части алтарем был зимним, теплым. Затем следовал летний храм, с особенно выдававшимся на восток алтарем. Кровли на церквах были или шатровые, или со скатами. Главы церквей обшивались тесом гладко или большей частью чешуей, с восьмиконечными деревянными или железными крестами. Окна делались небольшими, прямыми или вверху полукруглыми. Они были из слюды, отчего в церквах стоял полумрак. Иконостасы двух- и трехъярусные, с полукруглыми вверху царскими вратами, покрытыми сусальным золотом или поталью с накладкой разноцветной фольги. По стенам храма на полках стояли иконы. Колокольни большей частью устраивались отдельно от церквей, многоярусные - круглые или шестигранные. Верх колоколен - шатровый или пирамидальный, с гладким или чешуйчатым покрытием.

Так и здесь, на крутом правом берегу Режа, на Орловой горе было решено соорудить деревянный молитвенный дом. В 1830 году он был освещен в Иоанно-Предтеченский православный храм, названный в честь одного из самых неустрашимых пророков, который крестил Иисуса Христа и проповедовал народу смирение и покаяние, призывал кающихся к делам любви и правды.

В 1897 году деревянный храм был разобран из-за ветхости, и на его месте в том же году началось строительство каменного храма, закончившееся в 1902 году. Церковь строилась на средства от «копеечного сбора рабочих, а также на деньги состоятельного купца и мецената Николая Ивановича Замятина, которым было пожаловано 40 тысяч рублей (что по тем временам было немалой суммой). В 1902 году церковь была освящена в честь Рождества пророка Иоанна Предтечи, тогда же делают главу на колокольне.

Печально известная кампания начала 30-х годов по приведению храмов в «некультовый» вид не коснулась Иоанно-Предтеченского храма, и только в 1941 году из-за отсутствия духовенства храм был закрыт. Долгое время имущество церкви хранилось сваленным в кучу в подвальном помещении около редакции местной газеты, пока его однажды не залило водой из прохудившегося водопровода. Около 50 лет Иоанно-Предтеченский храм, возвышающийся над городом, был пристанищем птиц и хулиганов, которые обезобразили стены непотребными надписями, выворотили лиственные плахи полов, разломали лестницы, ведущие на колокольню, содрали обшивку куполов…

Временами находилось применение храму. Были попытки устроить в нем пожарную башню или склад.

Весной 1990 года медленно, но верно началось восстановление церкви. На это понадобилось всего 1,5 - 2 года и 13 декабря 1991 года храм вновь освещен и на сегодняшний день является действующим храмом города. А не так давно храм Иоанна Предтечи был признан памятником регионального значения и находится сейчас на областном учете по охране исторических и культурных памятников.

Данная характеристика основных объектов экскурсии «Режевские сокровища» может послужить нам основанием для разработки контрольного и индивидуального текста.

4. Составление контрольного текста экскурсии «Режевские сокровища».

Построение контрольного текста экскурсии следует осуществлять с учетом основ теории и методики экскурсионной работы.

Контрольный текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отра­жает структуры экскурсии и не строится в маршрутной по­следовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объ­ектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в кон­трольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

На основе контрольного текста могут быть созданы вари­анты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся. В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопро­вождаются ссылками на источники.

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионнойаудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскур­сии.

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но раз­личные обороты речи, разные слова, различная последова­тельность в рассказе, могут быть даже разные факты, под­тверждающие одно и то же положение. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта, будут говорить одно и то же.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии (методическая разработка по содержанию практически совпадает с документом ГОСТа «Технологическая карта экскурсии»). Материал в ней размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.

Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи «исполнителя». Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтемами (и объектами). В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.

Составляя индивидуальный текст, его автору нельзя забывать о логике звучащей речи, о том, что слово и изображение (объект) действуют, как правило, на чувства экскурсантов синхронно. Стремление к живости подачи материала на экскурсии не должно вести к попыткам развлекать экскурсантов. При решении вопроса о сочетании на экскурсии элементов познавательных и развлекательных дело должно быть решено по формуле: максимум познавательного и ми­нимум развлекательного. Особое место в подготовке экскур­сии имеет вопрос о легендах. В экскурсиях могут быть ис­пользованы только легенды.

По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают «стандартны». Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом.

Проводя анализ одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же. В этом состоит смысл контрольного текста как эталона.

Для индивидуальных текстов почти всех экскурсоводов на одну и ту же тему характерно сходство в содержании и изложении материала, в оценке исторических событий, фактов и примеров. Однако рассказы всех экскурсоводов индивидуальны. В чем находит свое выражение индивиду­альность экскурсовода? Все экскурсоводы, проводя экскур­сии по одной теме, рассказывают одно и то же, но говорят по-разному. Их рассказ по содержанию одинаков, а по форме, использованию словарного запаса, эмоциональному уровню различен.

Методика требует от экскурсовода, чтобы он при составлении индивидуального текста помнил о существенной разнице между речью лектора и экскурсовода.

В ходе экскурсии экскурсовода «торопят» объекты, которые необходимо показать группе. Два-три часа, отведенные на экскурсию, пребывание экскурсантов на ногах и на открытом воздухе вынуждают экскурсовода говорить кратко, четко характеризовать находящиеся перед группой памятники, сжато рассказывать о связанных с ними событиях.

Продолжительность рассказа не должна превышать времени, на какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов. Не случайно в методической литературе используется термин «язык объекта». Одна из задач экскурсовода состоит в том, чтобы заставить «заговорить» объект.

Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов).

Использование на экскурсии карточек является правом каждого экскурсовода, но с приобретением опыта у них отпадает в этом необходимость. То, что карточки находятся под рукой и могут быть в нужный момент использованы, придает экскурсоводу уверенность.

Перед создателями экскурсии стоит задача связать содержание всех подтем в единое целое. Она решается с помощью логических переходов, которые должны рассматриваться как важная, хотя и не имеющая самостоятельного значения, часть экскурсии. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом.

Часто в экскурсиях при переходе от одной подтемы к другой пользуются формальными (конструктивными) переходами. Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является «переходным мостиком» от одной части экскурсии к другой. Не следует, однако, отрицать правомерность использования таких переходов вообще и считать их одной из ошибок в экскурсионной работе. В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, такие переходы неизбежны. Конструктивный переход, не являясь «переходным мостиком» между подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим объектом.

Более эффективен логический переход, увязанный с темой экскурсии. Такой переход может начаться до передвижения группы к следующей остановке или закончиться уже на остановке около объекта. Логический переход диктуется не столько особенностями экскурсионного объекта, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой делается этот переход.

Длительность логического перехода обычно равна по времени переезду (переходу) группы от объекта к объекту, но она может быть и больше, и меньше.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы.

В результате проектирования автобусной экскурсии нами подготовлены основные технологические документы: схема трассы маршрута экскурсии (рис. 1), технологическая карта экскурсии (Приложение №2), контрольный текст экскурсии (Приложение №3).

Список литературы

  1. Анимица Е. Г. Города Среднего Урала. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983.
  2. Архипова Н. П. Заповедные места Свердловской области. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1984.
  3. Барзенкова Т. Возрождение ярмарки: о проведении ярмарок в городе. // Правда коммунизма. - 1988. - 24 дек.
  4. Бесова В. М. Мы живем в глубине России. Реж, 1997.
  5. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. - М.: Стройиздат, 1998.
  6. Была ли в Реже подземная жизнь? // Режевская весть. - 1993. - 13 февр.
  7. Владыкин. Подарок господа бога. // Урал. рабочий. - 1994. - 8 февр.
  8. Волков Н. Так начинался заводской поселок // Правда коммунизма. - Реж, 1973. - 22 февр.
  9. Волков Н. Реж до реформы 1861 года. Правда коммунизма, № 22, 20 февраля 1973 г.
  10. Волков С. Н., Емлин Э. Ф., Кецко О. Г. Город Реж и его окрестности: природа, техника, человек. - Реж-Екатеринбург, 1992
  11. Волков Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2003
  12. Времена противоречий. //Режевская весть. - 1993. - 12 июня.
  13. Всемирная история издательства, 7 том. М., 1960.
  14. ГАСО, фонд 68, дело 1
  15. Горшков В. Сохранить красоту: Красная книга Режа // Правда коммунизма. - 1988. - 5 июля.
  16. ГОСТ Р 50 644 - 94 Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсоводов.
  17. ГОСТ Р 50 681 - 94 Туристско - экскурсионное обслуживание. Проектирование туруслуг.
  18. ГОСТ Р 50 690 - 94 Туристско - экскурсионное обслуживание. Туруслуги. Общие требования.
  19. ГОСТ Р 50691 - 2000 Модель обеспечения качества услуг.
  20. Гуляев В. Г, Организация туристской деятельности. - М.:Нолидж, 1996
  21. Дорохина Н. Подземные ходы Режа: легенда или быль. // Режевская весть. - 1998. - 18 июля
  22. Дрягилева З. Люблю этот город знакомый до слез. // Режевская весть. - 1997. - 5 июля.
  23. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. - 5-е изд. - М.:Советский спорт, 2004
  24. Золото - режевскому железу. //Правда коммунизма. - 1988. - 1 янв..
  25. Ивунин А. Режевские православные храмы. Реж, 1996
  26. Из истории Урала: Урал с древнейших времен до 1917 года // Под ред. Агатицкой А. Ср-Урал.кн. изд-во, 1971
  27. Избрант И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китай (1692 - 1695). М., 1967
  28. Ильиных Л. Город, в котором я живу // Режевская весть. - 1996. - 22 окт.
  29. История артели: организация и развитие бытового обслуживания в городе //Режевская весть. - 1993. - 13 мая. - с. 2
  30. Капустин В. Г., Корнев И. Н. География свердловской области. Учеб.пособие. Ср.-Урал. книжное изд-во, 1996
  31. Карпова И. Возвращение отрешенных памятников. // Режевская весть. - 1993. - 23 февр. - с. 2
  32. Клочкова О. Забытые рудники. [из истории разработки месторождений Режевского района] // Режевская весть. - 2004. - 28 авг. с.2
  33. Ковалева Т. Проводники добра //Обл. газета. - 2000. - 17 авг. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. Одобрена Указом Президента РФ от 22. 12. 95 № 1284.
  34. Коротаев Н. Наша история. [из истории почтовой связи в Реже] // Режевская весть. 2002. - 27 июня.
  35. Кротова Е. Л. Рекреационно-туристский комплекс региона: стратегические приоритеты развития. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003
  36. Крылова Л. Возраст мудрости: из истории г. Реж. //Правда коммунизма. - 1986. - 5 июля.
  37. Купола растеряли золото, звонари по миру слоняются - колокола сбиты и расколоты» «На смену!», 11 декабря 1990 г., с.4
  38. Масленников Е. П., Рубель Р. Б. По окрестностям Свердловска. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1978.
  39. Марычев Ф. …И вырос город //Правда коммунизма. - 1973. - 23 июня.
  40. На берегу реки Реж…//Открой свой мир, №6 (20), март 15-31, 2004
  41. Нестеркова Т. Приходите в гости к нам // Режевская весть. - 1999. - 18 мая. - с. 3
  42. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Федеральный Закон РФ от 24. 11. 96 №132-ФЗ
  43. «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации». Указ Президента РФ от 22. 12. 95 №1284 (в редакции Указа Президента РФ от 09. 07. 97 №711)
  44. Особо охраняемые природные территории Свердловской области. - Свердловск, 1985.
  45. Пискунов А. Раскол и раскольники. // Урал. рабочий. - 2002. 16 июля. - с.5
  46. Попова Г. Не оскудела русская земля? // Режевская весть. - 2001. - 13 нояб. - с. 3.
  47. Реж. // Под ред. И. Шакинко. Средне-Уральское Книжное Издательство. Свердловск, 1968
  48. Режевская весть. - 2003. - 30 окт.(ИП Чайковский)
  49. Ровесница века. // Режевская весть. - 2000. - 9 дек.
  50. Рубцов В., Терлецкий В. Разбазаренное наследство // Урал. Рабочий. - 1998. 5 июня. - с. 4
  51. Рычков А., Рычков Д. Город Реж: рекорды и достижения. Реж,2002 г
  52. Садовников А. В. Нестареющая память нашей истории. Реж, 1998 г.
  53. Самойлов И. Д. Сокровища Нижней Синячихи. Екатеринбург, ИПП «Уральский рабочий», 1995
  54. Сергеев В. Мы жили по соседству, встречались просто так… // Режевская весть. - 2000. - 22 авг.
  55. Cергеев В. Охотничьи угодья в надежных руках. // Режевская весть. - 2004. - 24 авг.
  56. Старов А. П. История Режевской средней школы №1. Реж, 2001.
  57. Старов А. П. Реж накануне перемен. Реж, 1995
  58. Токарев В. Ворох старых новостей. // Регион (Режевская весть), 2002. - 17 янв. - с. 12
  59. Ферсман. Путешествие за камнем. М., издательство Академии Наук СССР, 1960
  60. Хожу я гуляю вдоль хороводу: Реж 1773 - 1993 // Режевская весть. - 1993. - 18 февр.
  61. Швецов Н. Дела торговые //Режевская весть. - 1991. - 19 февр.
  62. Шукшаев А. Из истории Зауралья: записки горного егеря. // Ур. Следопыт. - 2003. - №3-4-5.
  63. Юбилейный выпуск. - Режу - 220 лет: [история, знаменательные даты, интервью] // Режевская весть. - 1993. - 3 июля.
  64. Документы Режевского городского архивного отдела.
  65. Материалы и фотографии Городского исторического музея.
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"