16.2. Экскурсия «Режевские сокровища».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Рис. 1 Храм Иоанна Предтече на Орловой горе.Рис. 1 Храм Иоанна Предтече на Орловой горе.






Рис. 2 Дом Ушакова по ул. СвердловаРис. 2 Дом Ушакова по ул. Свердлова
Рис. 3 Здание волостного правления по ул. Красноармейская,1Рис. 3 Здание волостного правления по ул. Красноармейская,1 Рис. 4 Дом купцов Бороздиных (ныне православный храм) по ул. Красноармейская,14Рис. 4 Дом купцов Бороздиных (ныне православный храм) по ул. Красноармейская,14
Рис. 5 Усадьба Байбородина по ул. ПушкинаРис. 5 Усадьба Байбородина по ул. Пушкина Рис. 6 Дом А. А. Пономарева по улице Костоусова, 16Рис. 6 Дом А. А. Пономарева по улице Костоусова, 16
 Рис. 7 Памятник святому Николаю Угоднику Рис. 7 Памятник святому Николаю Угоднику

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Технологическая карта экскурсии.

Введение.

Тема - «Режевские сокровища»

Вид экскурсии - по содержанию - городская обзорная, по способу передвижения - автобусно-пешеходная.

Продолжительность - 3,5 часа.

Протяженность маршрута - 3,5 км.

Состав экскурсантов - индивидуальные, приезжие туристы, местное население (взрослые и школьники)

Автор-разработчик - Матюшинская Анастасия Александровна

Цель - ознакомить экскурсантов с историей города Реж, его основными культурными достопримечательностями.

Задачи:

  1. повышать уровень знаний по истории города и его культурных памятниках;
  2. расширять кругозор, формировать мировоззрение экскурсантов;
  3. воспитывать любовь и уважение к городу, своему краю;
  4. прививать участникам «экскурсионную грамотность», то есть умение видеть объект, развивать их познавательные способности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Контрольный текст экскурсии.

Маршрут - Городской исторический музей - Музей природы - Памятник режевским умельцам-основателям завода - Минералогический музей - Плотина - Монумент трудовой и боевой славы - храм Иоанна Предтече - Городской исторический музей.

Вид экскурсии - по содержанию - городская обзорная, по способу передвижения - автобусно-пешеходная.

Продолжительность - 3,5 часа.

Протяженность маршрута - 3, 5 км.

Состав экскурсантов - местные жители, школьники, гости города, студенты отделения СКТ

Автор-разработчик - Матюшинская Анастасия Александровна

Цель - ознакомить экскурсантов с историей города Реж, его основными культурными достопримечательностями.

Задачи :

  1. повышать уровень знаний по истории города и его культурных памятниках;
  2. расширять кругозор, формировать мировоззрение экскурсантов;
  3. воспитывать любовь и уважение к городу, своему краю;
  4. прививать участникам «экскурсионную грамотность», то есть умение видеть объект, развивать их познавательные способности.

Текст экскурсовода.

Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас в городе Реж. Меня зовут __________, я ваш экскурсовод. Сегодня мы с вами совершим автобусно-пешеходную экскурсию «Режевские сокровища». Мы побываем в музеях города, узнаем о его истории, природе, совершим прогулку по старой торговой части города, пройдем по плотине, и наконец, у нас будет уникальная возможность увидеть панораму всего города с самой высокой его точки - Орловой горы. Протяженность нашего путешествия составит 3,5 километра, длительность - 3,5 часа. Задать все интересующие вопросы Вы можете в конце экскурсии. Наше путешествие начнется и закончится в одном месте, у Городского исторического музея, где мы с Вами и находимся в данный момент.

Городской исторический музей (ул. Красноармейская, 3) основан в 1990 году большим энтузиастом, неординарным человеком Владимиром Васильевичем Токаревым. Начинался он как общественный, но к 50-летию Победы администрацией города были выделены помещение и средства. Здание, где сейчас располагается музей, построено еще в 1847 году, где до революции находилась церковно-приходская школа для девочек при Богоявленском храме (ныне техникум). Это длинное белое здание с арками, пилястрами и капителями. Любовно созданные и сохраненные Владимиром Васильевичем, прошлыми и нынешними работниками, экспонаты разместились в залах минералов, старинных предметов, в запасниках музея. Фонды музея содержат более 10 тысяч единиц хранения, основные разделы которых - историко-бытовой, минеральный, нумизматический, живописный, фонд документов и фотографий. В одном только нумизматическом отделе около 800 единиц хранения. В музее можно увидеть много интересного - кошёвку - одноместные сани купчихи Потаповой, в которых она лихо выезжала на масленицу; кугели - форму для выпечки сахарных петушков, разнообразную посуду, самовары, одежду, фотографии. В планах музея - доподлинно произвести крестьянскую избу, мещанскую комнату, торговые лавки.

Еженедельно в музее собирается Историко - родословное общество, где режевляне занимаются составлением своего генеалогического древа, научным поиском. Для детей разработана программа «Семейный летописец», работает «Клуб любителей камня», молодежное движение «Родина», цель которого - изучение истории исчезающих или уже исчезнувших селений Режевского района.

Вариант 1 логического перехода «Как нам теперь уже известно, в этом здании ранее располагалась церковно-приходская школа. На этой улице сохранилось немало старинных купеческих особняков»

На улицах Красноармейская, Советская, Свердлова, Ленина сохранились купеческие дома, построенные в псевдорусском стиле. Это старые сооружения города, имеющие типичные для Режа украшения: своеобразные оконные наличники и проемы, ширинки и другие настенные украшения. В бывшем поповском доме по улице Красноармейской размещался первый детдом в городе (с 1931 года в нем работал первый в городе госбанк, а сейчас находится Режевская типография). По тем временам это было одно из лучших зданий города.

Красивое здание № 12, где сейчас располагается режевской Госстрах, до революции принадлежало самому известному доктору города Дмитрию Николаевичу Крюкову, получившему впоследствии орден Ленина за свои заслуги.

Купеческий дом № 14 до революции принадлежал семье Бороздиных, а в 1997 году по инициативе священника Алексия Долгорукова разместился храм в честь и память святого Иоанна Кронштадского

В доме №10, жили купцы Замятины - одни из самых состоятельных торговцев Режа. Перечень товаров, которые они продавали, был необычайно широк: кондитерские, галерейные товары, мануфактура, кожаная обувь. Лавка находилась рядом с домом, в здании, где сейчас размещается Режевское строительное управление № 2. В 1903 году при пожаре дом с лавкой сильно пострадали. Реконструировав свою лавку, Замятины в 1915 году открывают кинотеатр «Заря», просуществовавший до 1927 года. В годы гражданской войны в здании кинотеатра дислоцировался штаб Первого Горного Советского полка. Были разбросаны по всему поселку и замятинские кабацкие лавки. Существуют сведения, согласно которым Замятин Николай Иванович пожертвовал на строительство Иоанно - Предтеченской церкви большую по тем временам сумму - 40 тысяч рублей. С 1988 года и по настоящее время здесь размещается Музей природы.

В 2000 году коллекция животных музея признана лучшей в Свердловской области. В оформлении экспозиции широко используются диорамы, в которых животные показаны в естественных для них условиях обитания. Воссозданы уголки леса, тайги, озера с фигурами 60 видов птиц и зверей, представителями богатой уральской фауны. Экспонаты являются образцом своеобразного искусства скульптурной таксидермии. Все чучела животных выполнены директором музея, а также председателем Общества - Русаковой Тамарой Алексеевной - единственной женщиной - таксидермистом в России, занимающейся изготовлением чучел крупных животных (лось, медведь, кабан, олень).

Вариант 2 логического перехода: «Наше путешествие за режевскими сокровищами продолжается. Впереди нас ждет еще много открытий. И сейчас мы с вами отправимся в самое сердце города, его центральную часть».

Исторический центр города.

Cегодня на месте рыночной площади можно увидеть лишь два каменных здания, два памятника торговой архитектуры, сохранившиеся с тех времен: лавка О. Балакиной (ныне - магазин «Домострой»), и рядом - бывшая лавка Ф. Богатеева, владельца торгового дома «Богатеев и сыновья» в Екатеринбурге. Из наиболее интересных металлических украшений, сохранившихся на улицах Режа с дореволюционных времен представляет решетка, оформляющая крышу магазина «Домострой», одного из старейших зданий города.

С 1973 года эти два уникальных архитектурных памятника создают оригинальную композицию вместе с маленьким, всеми любимым сквериком и памятником Режевским умельцам - основателям завода.

Памятник был открыт к 200-летию Режа. Одно из наименований памятника - «У Минина и Пожарского». Скверик интересен тем, что является неофициальным центром города, его своеобразной визиткой.

В 1830 году по указу Берг - коллегии был создан первый генеральный план поселка. Основным градообразующим началом по этому плану был Режевской пруд, вокруг которого формировалась сетка улиц. Главные режевские магистрали ориентировались на архитектурные доминанты: улица Большая (ныне Ленина) на Иоанно - Предтеченскую церковь, самая первая улица города, Береговая (ныне Пушкина) на здание заводоуправления с пожарной каланчой и т. д. Все старые дома, уже сооруженные ранее, перенесли на место в соответствии с планом. Поэтому сейчас можно видеть, что все улицы Режа прямые, четко спланированные.

По преданию, первой улицей Режа является улица Береговая (ныне Пушкина). Это одна из интереснейших улиц города также украшена рядом примечательных памятников деревянного зодчества. В начале улицы сегодня формируется деловая часть города. С улицей Пушкина связано много интересных преданий и легенд. Рассказывают, что на самом конце улицы Степан Песков решил построить себе дом. Для укладки фундамента воспользовался могильными надгробиями со старообрядческого кладбища, остатки которого сегодня находятся возле центрального пляжа левобережья. Дом отстроил, но спокойной жизни в нем не знал. В конце концов, здание сгорело.

По количеству и значимости архитектурных и исторических памятников в Реже наиболее примечательна улица Советская. Практически каждое третье здание улицы имеет историческую ценность, является памятником архитектуры местного либо областного значения.

Здание заводоуправления (ныне химлаборатория РМЗ) - единственный в городе памятник промышленной архитектуры. Также это и единственная из построек в стиле классицизма XIX века, украшенная портиком, в основе которого четыре колонны тосканского ордера. Архитектурный памятник был построен во второй четверти XIX века (перестроен в начале XX века). Ранее над ним возвышалась пожарная каланча. В середине XX века здесь располагалась средняя школа № 5. В современный период это единственное здание в городе, фасад которого украшен сразу двумя мемориальными досками. Первая доска, прибитая в 1964 году, гласит о том, что «в этом здании в 1906 году выступал Я. М. Свердлов на митинге рабочих». Вторая сообщает о том, что «в этом здании 13 июля 1973 года заложена капсула - обращение режевлян к своим потомкам». Вскрывать ее будут торжественно в 2023 году, в честь 250-летия города.

Старейшими из сохранившихся сооружений города являются стена и каменная сторожка возле Дома управителя заводом, который занимало Управление социальной защиты населения (Советская, 4). Именно эти неприметные постройки являются единственными свидетелями событий начала XIX века, с которых началась история Режа. Дом управителя в то время был деревянным, со всех сторон его окружала каменная стена. От первоначальной постройки XVIII сохранился лишь подвал, перекрытый рельсами, с очень сложным входом. Очевидно, в нем находился тайник, где хозяин укрывал свои ценности. Постройка дома датируется второй четвертью XIX века, а именно 1839 годом под руководством горного смотрителя Степана Багрянцева. Для города это здание необычно не только своим возрастом. Угловая конфигурация, а самое главное, не имеющая в Реже аналогов ротонда (круглая постройка, увенчанная куполом), расположенная в центре композиции, выделяют Дом управителя среди местных архитектурных памятников. Это единственная в Реже гражданская постройка, имеющая купольное завершение. В начале XX века дом был местом партийных явок, местом хранения многочисленных нелегальных книг и прокламаций. У управляющего заводом (в то время П. Е. Яргина) была великолепная библиотека, в которой значилось свыше тысячи книг. Кроме художественной литературы в ней были произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Г. Плеханова, Н. Г. Чернышевского, Добролюбова, Дарвина, Гегеля, Л. Фейербаха.

С Домом управителя связаны местные предания и легенды. К примеру, о подземных ходах, связывающих здание со многочисленными сооружениями города, о кладе, запрятанном в тайном подземелье. В начале 90-х годов действительно были обнаружены перекрытия подземелья, сделанные еще в конце XVIII века. Существует предание, что в стенах старого здания обитало привидение, имеющее женский облик.

Вариант 3 логического перехода: используя прием заданий - что город прославило не только железо Завода, но и самоцветная полоса, проходящая через весь Режевской район.

С 2003 года в бывшем доме заводоуправителя открылся Минералогический музей, в котором представлена уникальная экспозиция минералов самоцветной полосы Урала. В девяти витринах расположены уникальные экспонаты: кристалл натриевого полевого шпата, древний лигнит - дерево, не достигшее полного окаменения, рубины и лепидолиты, агат - переливт и др. В одной из витрин выставлены предметы быта горщиков и старателей.

Вариант 4 логического перехода: «А сейчас мы с Вами последуем дальше и прогуляемся по городской плотине».

Господский сад, первый парк Режа, был разбит во французском стиле в первой половине XIX века за домом управителя заводом, на берегу пруда. Парк имел красивую ограду, а прямые тенистые аллеи и изящные беседки были любимым местом отдыха именитых режевлян. После революции здесь находилась центральная танцплощадка, играл оркестр, проходили спортивные игры. После Великой Отечественной войны парк утратил свое былое великолепие и значимость, о нем забыли и почти не благоустраивают. Он оживает лишь во время занятий физкультурой учащимися школы №3.

Вариант 5 логического перехода : «Сейчас же излюбленным местом для прогулок является городская плотина».

Вдоль плотины были высажены деревья, поставлены скамьи, около плотины находились заведения общепита, где можно было не просто перекусить, но спокойно посидеть за кружечкой пива, узнать всевозможные городские новости. К услугам молодежи, в старом Господском саду действовала танцплощадка и играл оркестр, а на самой плотине продавалось мороженое.

Особенностью многих уральских городов является то, что их рождение связано со строительством плотины, так как города возникали как поселения вокруг заводов, а плотина была необходима для приведения в действие заводских механизмов. Сегодня в таких городах плотина - часть их центра.

Для Режа плотина не просто его неотъемлемая часть, она его символ и украшение. Именно плотина и является первым его архитектурным сооружением. Несколько раз она реконструировалась. В 1973 году старая деревянная плотина с перилами из дерева приобрела свой современный вид, «одевшись» в бетон и украсившись ажурной чугунной решеткой.

Река Реж является главной водной артерией Режевского района. Общая площадь ее бассейна 4350 кв. км. Ниже водохранилища река Реж принимает в себя реку Бобровку и ручей Кочневский. По своей длине среди 18404 рек Свердловской области река Реж занимает 15 место. Зеркало пруда занимает около 2 кв. км. Средняя глубина городского пруда составляет 4,6 метров. Общее падение реки составляет 198 метров. Наибольшие высоты в верховьях реки - до 300 метров, на востоке, в устье, местность понижается до 90 метров. В верховьях это настоящая горная река с выходами горных пород, многочисленными перекатами. Реж считается одной из красивейших рек Свердловской области с ее рельефными берегами и многообразием открывающихся пейзажей. Прежде всего, она славится своими утесами, которые на Урале еще со времен Ермака назывались «бойцами». Академик Ферсман писал, что «наиболее живописный из них - Шайтанский камень… Его гранитная масса, вся пронизанная жилами, зажата в вертикально поставленные складки и слои, напоминает о тех горных цепях, которые когда-то были на месте этой равнины». Высота Шайтанского камня достигает 80 метров.

Наиболее известные на реке Реж скалы Пять Братьев расположены в черте города. Несколько тысячелетий назад, во времена мезолита, на Пяти Братьях находилось жертвенное место.

Пруд делит город на 2 части: левобережье (район Семь Ветров) и правобережье (район Гавань). Не все режевляне могут объяснить, почему в нашем сугубо сухопутном городе появился морской термин - гавань. Когда-то в этом районе стояли лесопильные заводы, лес на которые доставлялся по реке из верховьев Режа молевым сплавом. Он поступал в запань, а оттуда - подъемником на пилорамы. Неизвестный поклонник морской романтики переименовал запань в гавань. Так название и прижилось. Рассказывают, что название «Семь ветров» впервые появилось среди строителей, работавших на крыше первого дома микрорайона. Причем первоначально это словосочетание строители использовали для оправдания своего отставания в сроках сдачи дома (осенние холодные ветра 1972 года): «Мы здесь на семи ветрах работаем», - отчитывались они перед директором завода.

Самым высоким сооружением города является воздвигнутая в 1973 году труба никелевого завода, высота которой - 120 метров. Режевляне очень гордились новым сооружением, а труба РНЗ стала одним из символов города. С ней было связано очень много преданий. Одно из них. Во время возведения трубы рабочие решили разыграть мастера: в фуфайку были завернуты кирпичи и сброшены с огромной высоты. С земли казалось, что вниз падает человек. Очевидцы были шокированы увиденным. Еще рассказывают, что один юноша в порыве страсти сравнил свою возлюбленную с красавицей-трубой. С приходом новых времен индустриальные пейзажи вышли из моды, но без никелевой трубы образ города сегодня просто немыслим.

Вариант 6 логического перехода: «Давайте осмотрим еще одно примечательное место - Площадь Победы»

7 июля 1973 года в честь 200-летия города при громаднейшем стечении народа был открыт Монумент трудовой и боевой славы режевлян (авторы - жители Екатеринбурга скульптор Зайцев Я. П., архитектор Асташкин А. В.). Открытие нового памятника имело большой резонанс, результатом чего стало решение о ежегодном проведении Дня Города в первые выходные июля. Весь монумент в тот день был заложен цветами. У людей были и радость, и горе на глазах. Скорбили по своим близким, погибшим на войне, радовались, что в городе наконец-то появилось место, где в День Победы можно возложить цветы. Любовались новой плотиной, с интересом рассматривали необычной высоты трубу пылегазоочистных сооружений никелевого завода, радовались, что город будет чистым.

Вечный огонь был зажжен 9 мая 1974 года, в митинг, посвященный 30-летию Победы. Факел, зажженный от Вечного Огня с Могилы Неизвестного солдата в Москве, несли лучшие спортсмены города. В 1985 году, в честь 40-летия Победы, на мраморных плитах помещены имена режевлян, погибших в годы войны.

Именно с открытия монумента стали складываться городские традиции. Ежегодно в честь Дня Победы ветераны войны и труда собираются у площади ЦКиИ. В едином строю, под звуки оркестра, в сопровождении учащихся средних школ они идут по плотине к монументу. Здесь их торжественно встречают тысячи режевлян. Ветераны встают на самом почетном месте города - у подножья монументальных фигур Матери - родины, солдата и рабочего, олицетворяющих Реж военного времени. Делегации предприятий города возлагают сюда живые цветы, все собравшиеся люди минутой молчания чтут память режевлян, погибших в годы Великой Отечественной войны и молодых солдат, павших в боях в Афганистане и Чечне. Под сенью обелиска у Вечного огня проходили посвящения в рабочие, студенты. Здесь принимали юных режевлян в пионеры и в ряды ленинского комсомола. Сюда возлагают цветы молодожены, приходят с выпускных вечеров выпускники средних школ, дают клятву верности Родине юноши-призывники, будущие воины России.

В 1839 году на этом месте был сооружен деревянный однопрестольный, со своеобразной архитектурой, единоверческий Успенский храм. Здание было на содержании завода, священнику Адриану Кельсовичу Старцеву выплачивалось 360 рублей в год, хотя прихожан мужского пола числилось всего 499 человек.

В пресловутый 1930 год храм был закрыт. После его ликвидации в 1949 году духовного центра в городе не стало (главная церковь на Орловой горе уже не действовала). К тому же центральная площадь была превращена в парк. Приезжавшие в город гости обычно задавали один и тот же вопрос: «А где же в городе центр?» Центр оставался лишь в названии.

Перед войной здесь располагался ОСОАВИАХИМ, прозванный в народе «домом оборонки». Позднее на этом месте возникает пекарня, в 1960 году возвышался памятник Ворошилову, а с 1973 года - Монумент трудовой и боевой славы. В настоящее время ансамбль получил свое завершение. Сформированы Площадь и Парк Победы.

Наибольшее в городе количество разнообразных декоративных элементов на фасаде одного дома можно найти на здании школы № 1 по улице Советской. Здание построено в псевдорусском стиле в 1901 году. Строительство велось режевлянами на собственные средства. С них вычитали по 1 % от заработной платы и строили школу и Иоанно - Предтеченский храм на Орловой горе. Строительство велось с большой надеждой, любовью, прочно и надежно. Школа строилась как первое в поселке министерское училище, предназначенное для подготовки учителей начальной школы. Необходимо отметить, что в XIX веке двуклассные училища открывались только в уездах, поэтому строительство такого заведения в Реже свидетельствовало о значимости Режевского поселка. Выбранное место для школы у Золотого Ключика примечательно - в прошлом старатели добывали здесь золото. В школе преподавали грамматику, чистописание, Закон Божий, основы физики, геометрии, ремесел и рисования. В актовом зале на втором этаже стоял большой иконостас - перед занятиями учащиеся поднимались туда на молитву. На одной из стен висел портрет Николая II, в огромной золоченой раме. Со времени своего открытия школа становится едва ли не главным культурным центром Режа. На первом этаже школы в 1904 - 1905 годах были открыты библиотека и читальня. Это была первая в поселке библиотека для населения. Новую школу жители называли «пряничком» за необычайно красивый внешний вид. Во время II Мировой войны здание было переоборудовано под госпиталь, классы переведены в другие здания. В настоящее время школа № 1является одним из областных лидеров в организации воспитания учащихся.

За всю свою историю существования город Реж насчитывает 5 церквей, 3 из которых действуют и в настоящее время.

Самым первым в городе появился храм Иоанна Предтечи, на Орловой горе. В 1825 году, спустя 52 года после образования заводского поселка, в связи с увеличением населения, пришедшего из Владимирской, Костромской, Вятской и других губерний, в среде православных возникла мысль построить свой храм. В 1826 году внук основателя завода А.И.Яковлев дал указ заводскому приказчику Якову Сергеевичу Козлову построить православный храм.

Первые церкви на Урале, при громадном избытке лесов и за неимением мастеров каменного дела, были деревянные и строились почти по одному образцу. Расположение имели крестообразные, с примыканием в западной части крыльца и паперти. Крыльца были высокие в несколько ступеней.

Трапезный храм с устроенным в восточной части алтарем был зимним, теплым. Затем следовал летний храм, с особенно выдававшимся на восток алтарем. Кровли на церквах были или шатровые, или со скатами. Главы церквей обшивались тесом гладко или большей частью чешуей, с восьмиконечными деревянными или железными крестами. Окна делались небольшими, прямыми или вверху полукруглыми. Они были из слюды, отчего в церквах стоял полумрак. Иконостасы двух- и трехъярусные, с полукруглыми вверху царскими вратами, покрытыми сусальным золотом или поталью с накладкой разноцветной фольги. По стенам храма на полках стояли иконы. Колокольни большей частью устраивались отдельно от церквей, многоярусные - круглые или шестигранные. Верх колоколен - шатровый или пирамидальный, с гладким или чешуйчатым покрытием.

Так и здесь, на крутом правом берегу Режа, на Орловой горе было решено соорудить деревянный молитвенный дом. В 1830 году он был освещен в Иоанно-Предтеченский православный храм, названный в честь одного из самых неустрашимых пророков, который крестил Иисуса Христа и проповедовал народу смирение и покаяние, призывал кающихся к делам любви и правды.

В 1897 году деревянный храм был разобран из-за ветхости, и на его месте в том же году началось строительство каменного храма, закончившееся в 1902 году. Церковь строилась на средства от «копеечного сбора рабочих, а также на деньги состоятельного купца и мецената Николая Ивановича Замятина, которым было пожаловано 40 тысяч рублей (что по тем временам было немалой суммой). В 1902 году церковь была освещена в часть Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Тогда же делают главу на колокольне.

Печально известная кампания начала 30-х годов по приведению храмов в «некультовый» вид не коснулась Иоанно-Предтеченского храма, и только в 1941 году из-за отсутствия духовенства храм был закрыт. Долгое время имущество церкви хранилось сваленным в кучу в подвальном помещении около редакции местной газеты, пока его однажды не залило водой из прохудившегося водопровода. Около 50 лет Иоанно-Предтеченский храм, возвышающийся над городом, был пристанищем птиц и хулиганов, которые обезобразили стены непотребными надписями, выворотили лиственные плахи полов, разломали лестницы, ведущие на колокольню, содрали обшивку куполов…

Временами находилось применение храму. Были попытки устроить в нем пожарную башню или склад.

Весной 1990 года медленно, но верно началось восстановление церкви. На это понадобилось всего 1,5 - 2 года и 13 декабря 1991 года храм вновь освещен и на сегодняшний день является действующим храмом города. А не так давно храм Иоанна Предтечи был признан памятником регионального значения и находится сейчас на областном учете по охране исторических и культурных памятников.

Церковь построена в русско-византийском стиле. Она представляет собой прямоугольное в плане здание с закруглением на восточной стороне - апсидой - и главными входными дверями на стороне западной. В середине прямоугольника располагаются четыре мощных столпа, поддерживающие купол. Храм подобного устройства называют также четырехстопным крестово-купольным храмом. От центра расходятся четыре сводчатых рукава, образующие ясно читающийся крест. Поэтому храм и имеет форму креста.

Здание храма ориентировано строго с запада на восток. Именно к востоку обращено главное святилище - алтарь, находящийся в центральной апсиде - полукруглом восточном выступе; алтарь - символ и пещеры, где родился богомладенец Христос, и Голгофы, где он был распят, и небесного престола - рая, где он, воскресши, воссел справа Отца Своего.

Своды храма и его глава находятся, как было сказано выше, на четырех столпах, которые символизируют четыре Евангелия (от Луки, от Марка, от Иоанна и от Матфея) - краеугольные камни христианского учения.

Тело храма (корпус), его среднюю часть формируют стены - белокаменные, плоские, расчлененные декоративными элементами и по вершинам разделены лопатками, или пилястрами - плоскими вертикальными выступами над поверхностью. В нижней части стен находится цоколь - немного выступающая часть площадки. Она воспринимается как основание, под которым находится фундамент.

В стенах очевидны окна прямоугольной формы с дугообразным перекрытием.

Входы в храм (их - три: западные (главные), северные и южные) оформлены в виде порталов - архитектурных конструкций из перспективно уменьшающихся колонн и арок.

Своды храма - каменные перекрытия храма (крыша) имеют выпуклую поверхность и опираются на стены и столбы.

Храм является одноэтажным и имеет колокольню с шатровым завершением.

Крыши ранних храмов были плоскими - двух- или четырехскатными, повторяющими форму завершения стены равной горизонталью. В последующем форма кровли стала весьма разнообразной, вычурной, с выпуклыми поверхностями. Над кровлей возвышается барабан - цилиндрическая многогранная конструкция, которую венчает главный купол. В барабане имеются узкие оконные проемы с простым обрамлением, за счет которых барабан является световым.

Малый барабан с куполом, который находится над алтарем, совсем невысокий, без окон и гармонично сочетается как с главным куполом, так и с целым храмом. Граница перехода от купола к барабану скрыта металлическим поясом.

Купола храма обязательно венчаются изображением Креста. На колокольне самой высокой части храма, восьмиконечный крест располагается на длинном шпиле. На куполах церкви (главном и малом) также находятся восьмиконечные кресты, возникшие в России в ХY1 веке и ставшие наиболее распространенными.

Внутреннее устройство храма Иоанна Предтечи не менее разнообразно, чем его внешний вид.

Войдем в храм через притвор. Он отделен от центральной части храма тонкой перегородкой с дверями. Это западная часть храма. Прямо перед нами на восточной стороне откроется иконостас, содержащий три ряда икон. В середине иконостаса находятся Царские Врата, так как через них в Святых Тайнах Тела и Крови проходит Царь Славы Христос, которого изображает священник, совершающий богослужение. Через Царские Врата проходят только священнослужители, и никогда не должны проходит миряне.

На Центральных Вратах находятся иконы Благовещения и четырех Евангелистов, которые все говорят нам о благой вести, что вход в Царство Небесное открыт Христом теперь для всех. Над Царскими Вратами помещено изображение Св.Евхаристии или Тайной Вечери, потому что в церкви за литургией повторяется Тайная Вечеря.

Кроме Царских Врат в иконостасе имеются с правой и левой стороны еще две двери - северные и южные врата, на которых изображены святые диаконы. Через них, соответственно, и проходят дьяконы, а сами ворота и названы так - диаконские.

По бокам от Царских Врат находятся иконы: направо, Спасителя, и налево, Божьей Матери. Эти иконы находятся на самом видном месте храма. Перед глазами всех молящихся, потому что именно к Христу и Матери Божьей направлены людские молитвы. Рядом с иконой Спасителя находится икона св.Иоанна Предтечи, в честь которого и назван храм.

Над этим рядом икон, называемом местным ярусом, находится второй ярус с изображением главнейших праздников и святых.

За Иконостасом находится Святая Святых храма - алтарь, образ Царя Небесного. Церкви всегда строятся алтарем на восток, так как восток, откуда восходит солнце, символически напоминает Царство Божие, Царство Добра и Любви.

В алтаре находятся престол и жертвенник. Престол находится посредине алтаря и является самым святым местом в храме.

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя одеждами, нижней - белой, и верхний - из более дорогой материи, обычно парчи. На нем стоят Святые Дары, то есть Тело и Кровь Христа Спасителя (вино и хлеб). Господь присутствует на престоле таинственно и невидимо, когда во время обедни хлеб и вино претворяется во Святое Причастие.

На престоле лежит антиминс - шелковый платок, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб. В антиминсе всегда зашита частица мощей какого-нибудь святого, напоминая нам, что Церковь стоит на крови мучеников и жизни святых. Антиминс всегда подписан епископом - как разрешение местной общине собираться вместе как Церковь и совершать богослужение.

Кроме антиминса на престоле находятся Евангелие, крест, дарохранительница (в виде небольшой церкви), в которой хранится причастие для причащения больных, дароносица для перенесения причастия на дом больного. За престолом стоит большой запрестольный крест и семи свечник.

В северной части алтаря стоит другой стол - жертвенник, на котором приготавливаются хлеб и вино для литургии. На нем стоят чаша для вина (потир) и дискос - небольшое круглое блюдо на ножке - для хлеба. На жертвеннице также лежит особый ножик, называемый копием, лжица (ложечка) для святого причастия, особые покровцы для потира и дискоса и крестообразная звездица, которая поддерживает покровец над дискосом.

К этим предметам не позволяется никому прикасаться, кроме священника и дьяконов.

На жертвеннике же находится ковшик, в котором подается вино с водой для вливания в Святую Чашу в начале обедни, и теплота (горячая вода), которую вливают в Чашу перед причастием. В том же ковшике выносится горячая вода с вином для запивания после причастия.

Весь алтарь и иконостас возвышается над остальной частью храма, чтобы показать, что алтарь изображает собой Горнее (то есть возвышенное) Небесное Царство.

Возвышение это выходит и в среднюю часть храма. Здесь эта возвышенная часть называется солеей. Перед Царскими Вратами от солеи отходит к середине храма выступ, называемый амвоном. Стоя на амвоне, диакон или священник произносит ектеньи и читают Святое Евангелие.

По обе стороны от солеи обычно на возвышении, находятся клиросы, отгороженные от остальной части церкви иконами. На клиросах располагается церковный хор. Здесь же находятся хоругви - иконы на высоких древках. Они выносятся во время Крестного хода как знамена победы Православной Церкви.

В центральной части храма мы видим еще высокие столики особой формы со скошенной верхней доской - аналои. На них кладут иконы, Евангелие и другие священные предметы, чтобы молящиеся могли их видеть и к ним прикладываться, то есть целовать.

Также можно увидеть столик - канун, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей.

Посредине церкви, в центральной части храма висит паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.

Внутри центральный купол расписан изображением восьми шестикрылых ангелов.

Самая высокая точка города - Орлова гора, расположенная на правом берегу реки Реж. Гора представляет собой нагромождение скал с выходами серпентинитов. По замечанию академика А. П. Карпинского, она может служить наглядным пособием для изучающих геологию. Точное происхождение названия горы неизвестно, существуют лишь версии о том, что когда-то здесь гнездились могучие и гордые птицы, или, возможно, гора носит имя беглого мастерового, атамана разбойников, деда Орла, сбившего ватагу «лихих людей» и приводившего в ужас стражников всей округи. Рассказывают, что Орел грабил только богатых людей, а награбленное раздавал нуждающимся. Его много раз пытались выследить, но смекалистый разбойник всегда был хитрее. Лишь благодаря предательству, спящий Орел был убит. Товарищи похоронили своего атамана на высокой горе, которую с тех пор и прозвали Орловой.

Место нынешнего города в ту пору представлялось так: на возвышенных левом и правом берега - лес, река Реж распадалась на два русла, образующих в центре остров, где были покосы кочневцев. На более возвышенном левом берегу, по нынешней улице Трудовой, поселились староверы, перекочевавшие сюда из села Шарташ, когда между ними произошел раскол. Первые рабочие завода располагались следующим образом - начиная от деревни Реж, вниз по ключу строились примитивные бараки, где расселились рабочие из Невьянска, а рядом с ними строили свои дома привезенные из Тамбовской губернии крестьяне. На правой стороне реки также отводились места для строительства домов рабочим. Они вырубали лес и на этой площади непланово строили избы, кому как заблагорассудится.

Реж относится к немногим городам Урала (а возможно и России), которые обладают системой старинных подземных ходов (их строительство велось, начиная с первой половины XIX века). Переходы соединяют наиболее важные здания дореволюционной постройки: здание школы №1, Иоанно-Предтеченский храм, центр города. Существует несколько объяснений их происхождения. Предполагается, что они использовались для добычи золота, служили в качестве тайников, строились в качестве тайников, строились для того, чтобы начальство завода и высшие слои населения могли беспрепятственно скрыться и спрятать свое добро в случае возникновения опасности. Свидетельств существования ходов очень много, но загадка их происхождения и использования до сих пор не решена. В начале 90-х годов подземелья осмотрели специалисты из Екатеринбурга, и нашли их «чрезвычайно интересными для исследования».

Заключение.

Итак, дорогие друзья, наше путешествие заканчивается. Мы сегодня познакомились с таким небольшим, но весьма интересным уральским городком Реж. Узнали о его истории, его основных достопримечательностях, познали его тайны и сокровища. Более глубоко и подробно можно узнать об этом крае, его природе, путешествуя по реке Реж или по всей самоцветной полосе, куда мы вас и приглашаем в следующий раз. Надеемся, что Вам понравилось сегодняшнее путешествие за режевскими сокровищами, и у вас останутся светлые впечатления об этом крае - реке Реж, городе, раскинувшемся по ее берегам, землях, на которых растет рожь, пшеница, лесах, где полно всякой всячины. Хотелось бы закончить стихами нашей режевской поэтессы М. Шиполовой:

На свете много славных городов

Широких улиц, каменных дворцов.

Гордятся ими славой дорожа,

А мне милей нет города Режа.

Стоит мой город 230 лет,

Но это только для него рассвет

Великих строек легкие леса

Поднялись выше гор под небеса.

Пусть нет метро и не звенит трамвай,

Красив, как сказка, мой любимый край!

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта