19.1. Разработка познавательной экскурсии «Архитектура конструктивизма в Екатеринбурге-Свердловске»

Разработка познавательной экскурсии

«Архитектура конструктивизма в Екатеринбурге-Свердловске»

Свердловск являет собой характерный пример реконструкции старого города в связи с его промышленным и культурным развитием.

Во второй половине 1920-х годов Свердловск становится административным и культурным центром огромнейшей Уральской области, простиравшейся от берегов Ледовитого океана до Прикаспийской низменности. С периодом реконструкции связано появление образцов архитектуры конструктивизма.

В данной работе мы обратились к архитектуре конструктивизма Свердловска как объекту исследования для создания познавательной экскурсии.

Контрольный текст экскурсии

Вступление

Экскурсия разработана для учащихся (9-11 кл.), студентов средних и высших учебных заведений, гостей города.

Разрабатывая экскурсию, мы поставили задачу - привлечь внимание молодежи к истории архитектуры города, познакомить их с наиболее известными архитектурными памятниками эпохи классицизма.

Главной задачей нашей экскурсии является - повышение уровня культуры и образования экскурсантов.

Основная часть

Экскурсовод: Здравствуйте, уважаемые экскурсанты! Сегодня мы проведем экскурсию по центральным улицам Екатеринбурга и познакомимся с городской архитектурой периода конструктивизма.

В середине 1920-х годов Свердловск не имел устойчивой архитектурной традиции. Бывший центр горнозаводского Урала был захудалым неблагоустроенным городом, без водопровода и канализации, деревянный и одноэтажный. Немногочисленные особняки общественные здания в духе старого классицизма являлись достопримечательностью города.

Подлинное строительство города развернулось в 1928-1932 годах. В нем появляются крупные жилые массивы, общественные сооружения, определившие лицо города. К 1926 году относится начало разработки генерального плана реконструкции Свердловска, завершенного вчерне к 1930 году. Возглавили эту работу архитекторы С.в. Домбровский и Н.А. Бойно-Радзевич. Развитие города идет за счет расширения территории.

Большинство построек, выполненных в 1920-30-е годы и до настоящего времени во многом определяющих облик городского центра, относятся к стилю конструктивизма.

Конструктивизм в Свердловске представлен разносторонне и разнокачественно.

  1. Прежде всего следует выделить большую группу местных архитекторов, работавших с тиле конструктивизма, по проектам которых выстроен целый ряд зданий, удачных с точки зрения функционального метода и представляющих несомненную историческую ценность. Эта группа организационно оформлена не была.
  2. Ряд построек в Свердловске осуществлен крупнейшими советскими архитекторами, лидерами конструктивизма, учредителями Общества современных архитекторов (ОСА).
  3. В Свердловске работала группа последователей ОСА, именовавшая себя Свердловским отделением ОСА, результатом деятельности которой было создание архитектурной композиции УЗТМ. Группа последовательно отстаивала методические принципы конструктивизма.
  4. Наконец, можно выделить целый ряд построек, осуществлен­ных по проектам членов других творческих направлений, испытавших влияние конструктивизма (АРУ, ВОПРА).

Необходимо отметить, что именно Свердловск явился пионером освоения сборного железобетона. Разработкой проблем индустриального домостроения, сборного железобетона, новых конструкций, методов и технологии строительства занимался Областной институт рационального строительства. Особо следует отметить дея­тельность-инженера Ладинского, его опыты с крупными блоками, каркасной системой, и сборным теплобетоном.

Экскурсовод: Как и в Москве, в Свердловске строились дома-коммуны с пол­ным обобществлением быта. Представляет интерес дом-коммуна рабочих Верх-Исетского завода. Однако для развития советской архитектуры более важное значение имел опыт возведения жилых комплексов-ансамблей - предтечи будущих микрорайонов.

Жилой комплекс Городка чекистов, построенный по проекту архитекторов И. П.Антонова и В.А.Соколова в начале 30-х годов, охватывает значительную площадь, образуя многоугольник, замк­нутый улицами Ленина, Луначарского, Первомайской и Сони Морозовой. Комплекс образован из блоков жилых домов, расставленных по периметру многоугольника, ориентированного с севера на юг. Одиннадцатиэтажный полуцилиндрический корпус коридорного типа по ул. Ленина был предназначен для одиноких и малосемейных, преимущественно для молодежи. В первом этаже его размещалась столовая и магазин полуфабрикатов. Корпус закрытым переходом на уровне второго этажа был связан с клубом - общественным центром комплекса. Внутри комплекса - двор-сад, среди яблонь и тополей здание детского сада и коммунальный корпус. В основе жилых корпусов по ул. Луначарского, Первомай­ской и Сони Морозовой-унифицированная жилая ячейка. Основную площадь квартир занимают, жилые комнаты в среднем по 20 кв. м. Кухни практически не существует: пространство, отведен­ное под кухню, по площади немногим более 2 кв. м. Это неизоли­рованное помещение, открытое в коридор неудобно еще оттого, что через него осуществляется проход в санузел. На этом маленьком участке приютилась плита на 4 конфорки. Обеды, приготовленные фабрикой-кухней, столовой, купленные в магазине полуфабрикатов, предполагалось только разогревать. С изменением функциональной структуры комплекса в силу объективных причин, вызванных раз­витием, общества, комплекс распался. Объединяющим звеном всех построек теперь является только объемно-пространственная композиция. Образованная из стандартных элементов построенная на контрастах ритма, света, цвета, масштабных отношений, симмет­рии и асимметрии, она наглядно свидетельствует о положительных поисках конструктивизма в области формы в условиях ориентации на стандартизацию строительства. Комплекс сравнительно безболезненно адаптировался к современности, хотя отдельные звенья распавшейся цепочки еще вызывают неудобства. Спроектирован­ный в условиях, когда конструктивизм ориентировался на создание мощной «индустрии быта», комплекс в своей дифференцированной структуре функциональных связей и поныне несет рудиментарные следы былого функционального организма.

Городок чекистов. МакетГородок чекистов. Макет

Экскурсовод: Частью грандиозного дела создания «индустрии быта» стало строительство фабрики-кухни, открытой 1 мая 1930 года по ул. Я. Свердлова. Свердловская фабрика-кухня была восьмой в стране, а первая по инициативе рабочих была открыта в 1925 году в Иваново-Вознесенске. ВЦИК приветствовал красных ткачей «в день открытия... механизированной общественной фабрики-кухни, являющейся лучшим показателем нового быта трудящихся и крупнейшего дела по пути раскрепощения женщин». Фабрика-кухня была одним из звеньев системы нового «крупного социалистического хозяйства».

Скромное здание, асимметричное в плане, решено строго и функционально. Слегка однообразный ритм оконных проемов нарушает полуцилиндрический объем лестницы. Простота и трез­вая функциональность характеризуют это сооружение. Ввиду низкого качества строительных работ и бесконечных переделок современное состояние этого здания поистине бедственно. Между тем, здание, безусловно, имеет историческую ценность.

Экскурсовод: Несмотря на острейший жилищный кризис в конце 20-х - начале 30-х годов в Свердловске возводится целый ряд сооружений административно-делового характера.

Дом юстиции. МакетДом юстиции. Макет

Среди них Дом контор по ул. Малышева (архитектор Б.И. Смирнов) по-настоящему деловая организация пространства. Архитектурный образ сооружения правдив, ясен. Дом и по сей день функционирует как конторский комплекс, даже надпись на фасаде прежняя. Может быть, именно постоянство функции спасло этот дом от «украшения».

 Дом контор Дом контор

Венцом сооружений делового ряда должен был стать Дом промышленности.

Таким образом, мы видим, как постепенно складывалась структура города, появлялись связи прочно укрепившие разрозненные постройки в единый функциональный организм нового социалисти­ческого города. Однако для конструктивизма было характерным сооружение не отдельных построек, а комплексов. Идея детерми­низма, которым был пропитан функциональный метод конструкти­визма (выразившийся внешне в посылках «рациональности» и «целесообразности»), неизбежно приводила к системному мышле­нию. Системно решен комплекс Городка чекистов, рассмотренный нами выше. Как большой комплекс жизненных функций общества мыслился город

Экскурсовод: В конце 20-х - начала 30-х годов на востоке города возникает Втузгородок, где были сконцентрированы высшие учебные, заведения студенческие общежития и научные учреждения.

Идее концентрации родственных функций обязан своим появлением Медгородок. 11 марта 1930 года в 6 часов вечера представители Облздравотдела, Облисполкома, Уралпрофсовета, представители рабочих железнодорожных мастерских, Уралмаша, ВИЗ завода «Металлист» и широкие круги общественности собрались на площади Коммунаров на торжественное открытие физиотерапев­тического института. Открытие этого сооружения, построенного по проекту Голубева и Каци находившегося неподалеку от единственного в старом Екатеринбурге, лечебного учреж­дения - госпиталя, выстроенного в начале XIX века, служило наглядным примером достижений социализма. «Уральский ра­бочий» восторженно откликнулся на это событие: «Крупнейшее лечебное учреждение со множеством палат, врачебных кабинетов и прочего, прежде всего совсем непохоже на больницу или амбулаторию. Говорится это отнюдь не в порицание. С большой чуткостью обдумано в этом светлом, доме все, начиная с расположения комнат, кончая их окраской, мебелью и даже формой посуды, из которой едят больные. Цветы, пианино для больных, изящные столы и стулья в столовых, комфортабельнейшие кресла в комнатах для воздушных ванн, зеркала в коридорах библиотека и тысячи других «бытовых мазков» заново перекрашивают лицо, лечебницы

Архитекторы, подошедшие к проектированию сооружения си­стемно, естественно, не ограничились только организацией больничного быта; прежде всего, их задачей была организация архитектурного пространства. И с этой задачей они справились блестяще. Сооружение представляет собой взаимосвязанный комплекс вытекающих друг из друга пространств, каждый объем сооружения функционально оправдан в своей связи с соседним. Пространство, созданное архитекторами, эмоционально насыщено.

В комплекс Медгородка помимо названного, физиотерапевтиче­ского института входят: институт профзаболеваний, институт ОММ, военный госпиталь, городская клиника и медицинский институт.

Экскурсовод: Постройки конструктивизма зачастую бывает трудно классифи­цировать. Любое даже отдельно стоящее сооружение, как правило, полифункционально, не говоря уже о комплексах.

Дом обороны по ул. Малышева (архитектор Г.П. Валенков) должен был стать грандиозным комплексом. В него должны были войти различные помещения для школьных кружков, специальные, для библиотеки, физкультурных занятий, отдыха, зрелищных ме­роприятий, канцелярии ОСОАВИАХИМ и еще многие другие. Была завершена лишь первая очередь строительства (по ул. Ма­лышева и 8 Марта), зрелищная часть комплекса, располагавшаяся по проекту в сторону ул. Ленина, так и не была осуществлена. В этом комплексе мы опять видим пространственное обозначение многочисленных его функций, столь характерное для раннего кон­структивизма. Это выразилось в автономности отдельных корпусов, и в пространственном соподчинении отдельных объемов здания в целом, что вступало в противоречие с идеей концентрации функций. Универсализм и топологическая ясность проектной, архитек­туры И. Леонидова не были поняты архитекторами, которые приняли конструктивизм как стиль, а не творческий метод.

Большое внимание при реконструкции Свердловска было уделено строительству клубов. Клуб конца 20-х - начала 30-х годов являлся формой добровольного общения людей вне работы. Вот почему мы встречаем клуб в комплексе Городка чекистов, в комплексе домов-коммун и просто в рабочих жилых кварталах. Клуб был тесно связан с жилищем, зачастую это акцентировалось и пространственно (закрытый переход в Городке чекистов).

Клуб строителей. МакетКлуб строителей. Макет

К 1926 году было построено восемнадцать рабочих клубов, а к 1932 году Свердловск обогатился еще целым рядом построек, таких, как совторгслужащих по ул. Володарского,клуб по ул. Первомайской, архитектор С.В. Домбровский (позднее реконструирован), клуб железнодорожников по ул. Свердлова, архитек­тор К. Т. Бабыкин.

В начале 30-х годов возникает cпорткомплекс «Динамо» на восточном берегу городского пруда (архитек­торСоколов) Интересен корпус, выходящий на пруд. Богатая пластическая разра­ботка архитектурного организма удачно сочетается здесь с функциональной и конструктивной необходимостью. Оригинальная композиция напоминает корабль с его мачтами, мостиками, круг­лой кормой и т. д.

Спорткомплекс «Динамо»Спорткомплекс «Динамо»

В 1930 году по проекту архитектора Г. А. Голубева создается Дом печати (ныне здание типографии издательства «Уральский рабочий»). Здание построено из монолитного железобетона. Совре­менному виду не хватает строгости и точности исполнения замысла, но ни неряшливое исполнение, ни низкое качество строитель­ных работ не скрывают строгого благородства этого сооружения.

Деятельность свердловских архитекторов, протекавшую в усло­виях колоссального напряжения творческих сил при предельно сжатых сроках проектирования и огромном объеме работ, несмотря
на некоторые недостатки, можно определить как прогрессивную. Создание сооружений, отвечающих требованиям общества, многосторонний подход к архитектуре - все это четко прослеживается на лучших, сооружениях.

Экскурсовод: Комплекс жилых домов по ул. Малышева и Хохрякова (архитекторы М.Я. Гинзбург, А.Л. Пастернак, инженер С.Л. Прохоров) явился результатом исследовательской работы группы архитекторов и инженеров, возглавляемой Гинзбургом, над проблемой жилища и был экспериментальным. Сам Гинзбург называл его домом «переходного типа». Комплекс представляет собой, четырехугольник жилых корпусов, расположенных вокруг внутреннего сада. В трех корпусах - жилые ячейки с полным набором; обслуживающих помещений (кухня, ванная, санузел), функциональная структура которых отражала требования определенной части общества (семейных пожилых людей) к жилищу. Четвертый корпус, расположенный по ул. Малышева, представлял собой четыре этажа двухэтажных квартир, нанизанных на два коридора, и предназначался, в основном, для студенческого общежития. Над жилыми ячейками располагалась столовая с обслуживаю­щими помещениями и терраса, на первом этаже - конторское помещение. Этот корпус был перспективным. Жилые ячейки были освобождены от всех обслуживающих помещений и мыслились как пространство для занятий, досуга и сна. В остальных кор­пусах предполагалось постепенное освобождение от кухонных элементов и реконструкция помещения под жилую комнату. Эксперимент ставился в расчете на развитие индустрии быта, отработку стандартов и принципов индустриального домостроения, и складывавшуюся социальную психологию масс. Эта триединая задача не нашла окончательного решения. Комплекс как функциональный организм взаимосвязанных элементов распался.

 Дом специалистов Дом специалистов

Экскурсовод: В свердловское отделение ОСА, возглавляемое И. И. Рабочевским, входили архитекторы Рейшер, Балакшина и Стадлер. В результате ожесточенных споров, отстаивая принципы конструк­тивизма, группа обилась работы над проектированием Уралмаша (любопытно, что в группе был только один человек - техник Стадлер, имевший опыт проектирования промышленных сооружений).

Гигантский комплекс завода составляют группы литейных цехов, цехов термической и механической обработки деталей, мощные установки по выработке электроэнергии и газа, вспомогательные. здания. Основная магистраль завода, идет с севера на юг, она начинается от заводской проходной и связывает цеховые корпуса, обращенные к ней торцами. Между корпусами в ряде мест имеют­ся озелененные участки.

Сооружения выполнены из металлических клепаных конструк­ций, однако часть корпусов - из сборного железобетона. Железо­бетонные рамы весом до 20 т изготовлялись в тепляках и пере­возились к месту стройки. Во всех корпусах - неуклонное сле­дование функциональным требованиям, что повысило их эконо­мичность. Лучшими в архитектурном отношении являются механо­сборочный и сталелитейный.

Водонапорная башняВодонапорная башня Наиболее яркий след в. строительстве Уралмаша оставил М. В. Рейшер, с 1928 года - старший архитектор по промышлен­ному строительству Уралмаша. Рейшеру принадлежит непосред­ственная разработка архитектурно-строительной части всех го­рячих цехов. Однако лучшим его сооружением явилась водонапорная башня (1929 г.), вошедшая классическим примером слияния функции, конструкции и формы во многие учебники. П. Оранский писал: «Несмотря на увлечение конструктивизмом, все же был» создано прекрасное, правдивое в своей функции и архитектурно-выразительное здание водонапорной башни».

В целом свердловское отделение ОСА внесло ощутимый вклад, в историю реконструкции Свердловска.

Свердловску в конце 20-х гг. было посвящено два всесоюзных конкурса.Один - на проект Дома промышленности, второй - на проект на проект большого синтетического театра.

В результате конкурса на проект Дома промышленности первая премия была присуждена Д. Фридману (АРУ). Когда смотришь на конкурсный проект, невольно вспоминается Адмиралтейство в Ленинграде, его градообразующая роль прежде всего. Думается, что самое важное достоинство проекта Фридмана состояло именно в его градостроительном аспекте. Стасорокаметровая башня, гордо вознесенная в небо в центре Свердловска, стала бы самым силь­ным высотным акцентом, подчинив себе доминаты Вознесенского собора, Дома связи и др. Как некогда в Петербурге, архитектур­ным центром ансамбля города стало промышленно-гражданское сооружение, так и столица Урала получила бы столь же важный центр, правдиво характеризующий ее значение.

Композиция сооружения проста: горизонтальный объем, П-образной в плане формы, соподчинен с мощной вертикалью параллелепипеда, ориентированного на ул. Ленина. Проекты других авторов представляют более сложные композиции, более дробную разработку пространства. Для выполненного немного ранее проекта Весниных характерно пространственное обозначение сложных функциональных связей сооружения, монументальная изрезанность фасадов. По сравнению с ним проект Фридмана под­купает универсальной простотой объемов.

Назначенный к постройке проект ожидали крупные переделки, связанные с изменениями функции Дома промышленности и изме­нением стилевой направленности советской архитектуры. Во второй половине 30-х годов Свердловск утратил былое административное влияние и уже не нуждался в таком громадном комплексе. Напо­ловину построенное здание с башней сгорело в 1931 году и уже больше не строилось в прежних размерах.

Большим событием явилось открытие в 1931 году Дома связи, построенного по проекту архитектора Соломонова. В здании размещалось почтовое отделение, центральный телеграф, АТС на 10 000 абонентов, междугородная телефонная станция, радиотеатр на 800 чел., базовые мастерские. Кроме того, для партийных и профсоюзных организаций, пионеров, яслей, сто­ловой и комнат для кружковой работы. Осуществленное сооружение значительно отличается от проекта уменьшением функций и пространственной организацией объемов. Заслуживает присталь­ного внимания объемно-пространственная композиция сооружения, грамотная разработка ритмических и масштабных отношений, применение полихромии, использование надписей. Дом связи и поныне является одним из лучших сооружений города, формирующих его облик.

Архитектура Свердловска конца 20-х - начала 30-х годов, которую наиболее ярко характеризует конструктивизм, реалисти­чески отразила сложное время построения социализма. Раскрытие нового социального содержания архитектуры, использование прогрессивных достижений мировой архитектуры, создание прин­ципиально новых типов зданий, участие в создании нового архитек­турного образа делает свердловский конструктивизм значительным явлением в истории советской архитектуры.

Надо отметить, что низкое качество строительства и зачастую поверхностное, отношение к формально-эстетической стороне сооружений способствовали дискредитации конструктивизма. Процесс был противоречивым: конструктивизм переживал период мутации, беспрерывно обновляясь теоретически, практика же постоянно отставала от теории. Кроме того, грандиозное строительство требовало колоссального напряжения творческих сил, сырые неза­вершенные проекты буквально вырывали из рук. Эти условия способствовали росту стилизаторства, предпочтения инженерно-кон­структивной стороны дела. Несмотря на отмеченные недостатки, конструктивизм был подлинно реалистическим, прогрессивным методом.

Свердловский конструктивизм ординарен, но нельзя забывать, что это ординарность архитектуры 20-30-х годов, сделавшей огромные успехи и выдвинувшей советскую архитектуру на первое место в мире.

Экскурсовод: Уважаемые экскурсанты, позвольте завершить нашу экскурсию по конструктивистским памятникам Екатеринбурга-Свердловска. Сегодня вы узнали о самых интересных из них.

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта