28.1. Разработка познавательной экскурсии «Архитектурный облик Екатеринбурга рубежа XIX - XX веков»

Разработка познавательной экскурсии

«Архитектурный облик Екатеринбурга рубежа XIX - XX веков»

Архитектура второй половины XIX века в России характеризуется крайней пестротой архитектурных обра­зов, подлинным «архитектурным маскарадом», в котором классицистические композиционные приемы соседствовали с русско-византийским стилем, стилизаторство западного средневековья и восточной архитектуры сосуществовало с самыми различными интерпретациями русского нацио­нального наследия.

К конструктивно-техническим особенностям архитекту­ры этого периода следует отнести широкое применение металлических конструкций для несущих частей зданий, для возведения большепролетных перекрытий, покрытий, куполов, а также и целых сооружений. Важным этапом в истории отечественной строительной техники явилось применение в конце XIX века несущих конструкций из нового материала - железобетона. Это было началом эры железобетона в строительстве и архитектуре нашей страны.

На рубеже веков стало все больше ощутимым несо­ответствие стилизаторства русского зодчества требова­ниям жизни, связанным с развитием империализма. Использование металла, стекла, бетона и железобетона давало большие возможности для дальнейшего совер­шенствования строительной техники. Новые материалы подсказывали необычные конструктивные и архитектур­ные решения, идущие вразрез с укоренившимся в прак­тике эклектизмом. Постепенно начинает формироваться стиль «нового века» - рациональный, современный, полу­чивший название модерн.

Модернисты стремились создать новую, оригинальную архитектуру. Рациональная сторона модерна проявилась в широком использовании металлических и железобетон­ных конструкций, больших площадей остекления, в выяв­лении структуры конструкций, в - четком ритме опор « и основных несущих элементов. В создании художественных образов нового стиля архитекторы вдохновля­лись необычными композициями и формами, плавными текучими линиями, несвойственными предшествующей ар­хитектуре и основанными на произвольной деформации привычных очертаний. Особенности модерна проявились в оформлений интерьеров, в мебели, в одежде, приклад­ном искусстве - они были навеяны искусством декаден­тов, использовавших символические декоративные мотивы. Модерн как стиль не был однороден по времени: более того, русские архитекторы часто использовали его приемы в сочетании с различными историческими мотивами - так называемый стилизаторский модерн. Были и другие про­межуточные направления. Существование модерна как стиля не было долговечным - около полутора десятка лет. Этот стиль не стал господствующим в русской архитектуре. Наряду с ним в начале XX века суще­ствовали неорусский стиль, неоклассицизм, обращенный к классическому наследию. Различные мотивы эклектики продолжали сохраняться в русской архитектуре вплоть до 20-х годов, когда архитектура молодой Советской республики породила новые стили. В застройке Екатерин­бурга второй половины XIX- начала XXвеков в полной мере отразились тенденции, характерные для русской архитектуры капиталистического периода.

Контрольный текст экскурсии

Вступление

Экскурсия разработана для учащихся (9-11 кл.), студентов средних и высших учебных заведений, гостей города.

Разрабатывая экскурсию, мы поставили задачу - привлечь внимание молодежи к истории архитектуры города, познакомить их с наиболее интересными памятниками Екатеринбурга рубежа XIX - XX веков.

Главной задачей нашей экскурсии является - повышение уровня культуры и образования экскурсантов.

Основная часть

Экскурсовод: Здравствуйте, уважаемые экскурсанты! Сегодня мы познакомимся с яркими примерами архитектуры Екатеринбурга рубежа XIX -XX веков.

Развитие капитализма породило бурный рост городов. В них возникали новые промышленные предприятия, строились самые разнообразные типы зданий торговые, банковские, административно-конторские, учебные, науч­ные, музейные, казарменные, больничные, выставочные, зрелищные, а также различные транспортные и инженер­ные сооружения. Жилища в таком городе приобретали значение товара. Высокая стоимость земли повлекла за собой уплотнение застройки и повышение этажности. Преобладающим в городах стал тип многоквартирного жилого дома с квартирами, сдаваемыми внаем.

Очень часто, исходя опять-таки из интересов заказчика, архитекторы перестраивали здания, сооруженные ранее, что радикально меняло их композиционно-художественную систему, конструктивно-техническую сущность и в целом архитектурный облик.

Потребности капиталистического города выразились в строительстве целого ряда зданий нового типа - это также один из признаков развития архитектуры Екатеринбурга рубежа XIX -XX веков. В городе в этот период были построены здания банков и акционерных обществ, различные торговые заведения, административно-конторские здания, гимназии, мельницы, частные типографии, концертный зал, оперный театр, два вокзала, элек­тростанция, разнообразные жилые дома. В это время в Екатеринбурге трудились архитекторы А. И. Падучев, Ю. И. Дютель, И. П. Куроедов, К. А. Полков, И. К. Янковский и другие.

В конце XIX-начале XX века в Екатеринбурге были возведены здания, которые отразили новые тенденции застройки русских городов. Прежде всего это здание же­лезнодорожного вокзала - новое по функции и по содержанию, непривычное еще, взбудоражившее умы горо­жан. Железная дорога заметно оживила жизнь города, и два здания вокзала сыграли свею градостроительную роль. Воз­никла новая привокзальная площадь, застроился новый проспект, соединивший вокзал с центром города.

Ярким градостроительным событием явилось также строительство нового театра. Здание, отмеченное необыч­ностью и выразительностью облика, укрупненным масшта­бом и богатством архитектурных форм, стало еще одной доминантой в застройке Главного проспекта, представ­ленной в основном небольшими особнячками.

Выделялись среди рядовой застройки и крупные административно-общественные здания нового типа. Это были кирпичные здания гимназий, училищ, типографий, банков, акционерных обществ, здание концертного зала и общественного собрания. Предприимчивые представители нового класса капиталистов с большим размахом возводили свои торговые дома, магазины и лавки. По-прежнему строились крупные жилые особняки и усадьбы.

Экскурсовод: В 1878 году через Екатеринбург прошла железная дорога, связавшая город удобным и надежным видом транспорта с горнозаводским Уралом и с Централь­ной Россией, что заметно оживило его торговлю, эко­номику и строительство. В городе был построен вокзал - здание, нового типа, сооружение которого стало важным градостроительном мероприятием.

Здание старого железнодорожного вокзалаЗдание старого железнодорожного вокзала

Была выстроена привокзальная площадь, а от нее в сторону центра через слосбоду Мельковку протянулась новая Верхотурская улица. В 1904 году в честь посещения Екатеринбурга пермским генерал-губернатором Арсеньевым улица была названа Арсеньевским проспектом.. Проспект начинался от вокзала, а заканчивался вблизи механического завода Ятеса (ныне Свердловский завод транспортного машиностроения им. Я. М. Свердлова). После гражданской войны Арсеньевский проспект был переименован в улицу Яко­ва Свердлова. За ней сохранилась роль улицы, ко­торой открывается современный Екатеринбург гостям, при­бывшим в город по железной дороге.

Арсеньевский проспект как главная магистраль, соеди­нявшая вокзал с центром города, стал застраиваться представительными зданиями, украшенными затейливыми башенками, куполами и фронтонами в духе тогдашней архитектуры. Но это была только внешняя, парадная застройка. Регулярность планировки, намеченная в центре Екатеринбурга, была в это время совершенно нарушена: улицы, отходящие от проспекта, ломались и петляли.

Старый вокзал уже в конце прошлого века перестал удовлетворять потребности растущих перевозок по новым линиям до Тюмени и Челябинска. Было решено построить еще одно здание вокзала. Оно было возведено в 1910 году. До наших дней дошло в значительно измененном виде: дважды перестраивалось. В 1939 году был добавлен второй этаж, а в 1956 году к зданию пристроены боковые крылья, увеличивавшие его объем. Впоследствии была реконструирована и привокзальная площадь. На ней в 1962 году вырос величественный памятник Уральским танкистам-добровольцам. Он создан по проекту архитек­тора Г. И. Белянкина свердловскими скульпторами В. М. Друзиным и П. А. Сажиным.

Старый вокзал сохранился до наших дней, однако, застроенный со всех сторон, он потерял свое прежнее градостроительное значение. А жаль, ведь строительство этого здания в свое время обозначило новую веху разви­тия Екатеринбурга - это было отражение прогрессивных веяний русской архитектуры,

В архитектуре вокзальных зданий того времени господ­ствовали идеи историзма, обращенного к прошлому. Несмотря на новаторскую сущность этих сооружений, архитектурная характеристика их фасадов оставалась в рам­ках эклектичной стилизации. По всей России вырастали вокзалы-игрушки в виде средневековых замков или затей­ливых теремков, имитирующих сагарую Русь. В таком же псевдорусском стиле был выстроен и первый же­лезнодорожный вокзал Екатеринбурга. Д. Н. Мамин-Сибиряк в очерке 1881 года так описал его: «Самое здание его устроено в русском вкусе и поражает своим великолепием, так что трудно сравнить московские, петербургские и нижегородские вокзалы с этим произве­дением г. Губонина: низкие своды, вычурные колонны, массивная дубовая мебель, словом, все на широкую ногу».

Новая социальная функция здания отразилась в его пла­нировочной структуре: вдоль продольной оси расположены залы ожидания, кассы, различные службы. Внешний же облик вокзала, навеянный древнерусским зодчеством.

не соответствует его внутренней функциональной и ар­хитектурно-пространственной организации.

В объемной композиции здания выделены три высту­пающих вперед ризалита, акцентирующих три входа, один из которых находится по центральной оси. Этот вход дополнительно выделен пристроем типа древнерус­ского крыльца, увенчанного башенкой-шатром. Обильная декорировка здания направлена на то, чтобы подчеркнуть его национальные черты. Длинный ряд арочных окон увенчан кокошниками; высокая железная кровля; в кирпич­ной кладке использован лекальный кирпич, из которого выложены сложные декоративные украшения - наличники окон, карниз, оформление углов башенок, фигурные стол­бики, поддерживающие центральный шатер. Высокими шатрами акцентированы все три входа.

Декоративное убранство вокзала прежде было ярким, полихромным. Красный цвет кирпича сочетался с белыми декоративными, деталями, веселым шахматным рисунком кровли, изящными линиями кованых чугунных решеток. К со­жалению, в настоящее время многие детали фасада утрачены.

Не сохранилось в первоначальном виде и здание нового вокзала. Оно перестроено, и лишь по архивным фотогра­фиям можно судить о его облике. Это здание было построено по проекту архитектора К. Т. Бабыкина в стиле так называемого функционального модерна. Функция вок­зала и его конструктивная сущность отразились во внеш­нем облике здания: в четком ритме опор и членений фасада, в строгом рисунке декора, в больших плоскостях остекления, в очертаниях оконных проемов. Построенное в 1910 году здание выглядит вполне современно. Оно легло в основу реконструкции 1939 года по проекту архитекторов Г. П. Валенкова и В. И. Смирнова. Изме­нилась не только объемная структура здания - и его фасады были оформлены по-новому. Выходящий на пло­щадь главный фасад украсила крупномасштабная колонна­да ионического ордера.

Таким вокзал знают сегодня свердловчане и гости города. Изменилось градостроительное окружение при­вокзальной площади. Она обстроена новыми современными зданиями, а напротив вокзала выросла многоэтажная гостиница «Свердловск». Таким образом, идея создания «городских ворот», заложенная еще в конце прошлого века, получила развитие в настоящее время.

Рядом с новой гостиницей возвышается весьма любопыт­ное здание из красного кирпича. Это бывшая мельница купца Борчанинова - одно из новых зданий капиталистического Екатеринбурга. Оно представляет интерес как обра­зец архитектурного решения производственного сооруже­ния в духе ретроспективизма. Неоштукатуренная кладка, применение лекального кирпича для отделки фасадов, сочетание красного цвета стен и белых деталей - все это придает бывшей мельнице сходство со средневековым
замком.

Экскурсовод: Для русской архитектуры рубежа XIX-XX веков характерно строительство театров. В это время были по­строены театры в Рыбинске, Тифлисе, Киеве, Иркутске и других городах. Особенно знаменит одесский оперный театр, построенный - по "проекту венских архитекторов Г. Гельмёра и Ф. Фельнера.

В Екатеринбурге тоже было решено построить опер­ный театр. Во второй половине XIX века в городе уже сложились стойкие театральные традиции, шагнула вперед и музыкальная культура. Городской театр, существовавший с первой половины XIX века, окреп и достиг значитель­ных успехов. В Екатеринбурге часто гастролировали крупнейшие русские артисты, приносившие передовые до­стижения сценической культуры. Здесь побывали А. Яблочкина, К. Варламов, В. Долматов, В. Комиссаржевская, Л. Собинов и другие.

В городе имелись и любительские театры. Домашний театр Казанцевых существовал с первой половины XIX века. В 1900 году был открыт Народный дом, или Верх-Исетский народный театр, демократичный, до­ступный любому зрителю. Большое влияние на музыкаль­ную культуру оказал екатеринбургский музыкальный кру­жок, возникший в 70-х годах прошлого века. При нем имелась и драматическая труппа, одним из руководителей которой был Д. Н. Мамин-Сибиряк. Силами любителей ежегодно ставились две-три оперы, давалось несколько концертов. Были, поставлены такие шедевры русской и зарубежной классики, как «Фауст», «Трубадур», «Отелло», «Князь Игорь», «Садко», «Евгений. Онегин». Специально для этого кружка было, постростроено здание с концертным залом на Клубной улице (ул. Первомайская), где сейчас находится Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского.

Давались в городе и симфонические концерты. Часто они проходили в клубном саду Общественного собрания (сад им. Вайнера) исполнялись произведения Чайковского, Листа и других выдающихся композиторов.

Строительство нового городского театра явилось круп­ным событием в культурной жизни Екатеринбурга, а так­же важным градостроительным мероприятием. Место для театра было выбрано на Дровяной площади (пл. Париж­ской Коммуны), которая примыкала к Главному проспекту. Это была одна из 14 площадей Екатеринбурга, сущест­вовавшая еще с конца XVIII века. Первоначально она использовалась как место для продажи дров, строитель­ного леса.

В 1896 году на площади было сооружено деревянное здание цирка. Оно использовалось не только для цирковых представлений, но и для драматических постановок. В этом здании впоследствии проходили и первые сеансы кине­матографа.

Мысль о постройке нового театра возникала у городского правления еще в 80-х годах XIX века, однако в то время не нашлось для этого средств. В начале XX века объ­явили конкурс на лучший проект театра оперы для Ека­теринбурга. Была принята работа петербургского зодчего В. Н. Семенова. Девиз проекта был «Светлана». Впослед­ствии екатеринбуржцы долгое время так и называли новый театр. В процессе внедрения проект потребовал доработки. Была создана специальная комиссия во главе с архитек­тором К. Т. Бабыкиным. В нее вошли также инженер Т. Реммельт и скульптор Д. Вейнберг, осуществивший наружную отделку здания. Интерьеры выполнялись по проекту И. Янковского. Здание театра было рассчитано на 1500 мест.

В январе 1910 года была окончательно утверждена смета на строительство, которая выразилась в сумме 300 тысяч рублей. Производство работ взял на себя част­ный подрядчик на условиях договора с городской строи­тельной компанией.Театр оперы и балета им. А.В. ЛуначарскогоТеатр оперы и балета им. А.В. Луначарского

Строительство театра было отражением новых веяний и требований жизни начала прошлого века. Сам образ здания навеян господствующими в то время идеями - он как бы перекликается с великолепием грандиозного театра в Одессе. Архитектура здания эклектична, но при этом конструктивно-планировочное решение отразило про­грессивные достижения строительной техники начала века. Объем здания выполнен традиционно - из кирпича, но конструкции зрительного зала из нового в то время ма­териала - железобетона. Новое оригинальное конструктив­ное решение обусловило не только необычную форму зала, но и хорошую акустику.

В октябре 1912 года театр открыл свой первый сезон оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин». Связан театр и с революционными событиями. Именно с его сцены 26 октября 1917 года была провозглашена Советская власть в Екатеринбурге. В декабре этого же года открылся первый советский оперный сезон. Зрительный зал и фойе заполнила новая публика. 6 ноября 1924 года в зале театра было объявлено о переименовании города, который с того момента стал называться Свердловском. В 1924 году в театре выступил с речью А. В. Луначарский. Его имя носит сегодня Свердловский государственный академиче­ский театр оперы и балета.

Дровяная площадь, на которой был выстроен театр, до революции оставалась неблагоустроенной, только к его входу подвели каменный тротуар. Величественное здание резко контрастировало с окружением. Одна из актрис первой труппы театра М. Ростовская-Ковалевская вспо­минала: «...Новый театр нас глубоко порадовал. Сере­бристо-серый, он гордо высился на большой площади, и скромные одноэтажные деревянные особнячки робко отступали перед ним».

После революции Дровяная площадь получила имя Парижской коммуны. 15 июля 1927 года на ней торжест­венно открыли памятник Я. М. Свердлову (скульптор М. Я. Харламов). Сейчас площадь окружают современ­ные многоэтажные здания, позади театра и вокруг па­мятника Я. М. Свердлову разбиты скверы.

Театр, который поначалу был удобен для артистов и зрителей, со временем перестал удовлетворять возросшим потребностям. Увеличилась труппа театра, изменились тре­бования к сценическому оборудованию. Стала остро ощу­щаться нехватка производственных помещений. В 50-е годы делались попытки перестроить здание, но они мало что из­менили.

В 1977 году институту Свердловскгражданпроект было поручено разработать проект реконструкции театра. Творческий коллектив под руководством заслуженного архитектора РСФСР А. Е. Заславского разработал и осу­ществил этот проект. В конце 1982 года здание предстало перед свердловчанами в обновленном виде. Увеличение высоты сценической коробки, сооружение боковых крыльев и пристройка со стороны заднего фасада - все это повлияло в целом на объемную композицию здания, однако архитекторы сделали все возможное, чтобы не нарушить общий образный строй театра, максимально сохранить и отреставрировать его старую часть. Увеличение объема сделало театр более сомасштабным современному градостроительному окружению. При этом внешний облик части здания, включающей в себя фойе, вестибюль, кассовый зал, при реконструкции был максимально сохранен, изме­нена частично лишь внутренняя планировка.

В основу объемной композиции положена симметрич­ная схема с подковообразным зрительным залом, вписан­ным в объем наружных стен. Форма зрительного зала образована линиями ярусов, он окружен кольцевыми ку­луарами для зрителей. Стена здания прихотливо изломана и расчленена выступами. На фоне крупной рустовки вы­деляются многочисленные декоративные акценты. Главный северный фасад театра, выходящий на проспект с централь­ным выступом, акцентирующим вход, богато декорирован нарядными балконами с балюстрадами, лепными украше­ниями, аттиком, завершенным в центре скульптурной группой из трех муз. Лепные детали декорируют все фа­садные плоскости, акцентируют сложный ритм стен. Это многочисленные розетки, растительные орнаменты, скульптурные барельефы. Венчающая часть здания украшена балюстрадами с изящными башенками.

В отделке интерьеров здания отразились те же тенден­ции эклектизма в сочетании с некоторыми композицион­ными приемами модерна, что выразилось в плавных очер­таниях ярусов зрительного зала, в рисунке некоторых эле­ментов декора, решеток перил внутренних лестниц. В про­цессе реставрационных работ бережно восстановлены и по­крыты позолотой лепные украшения интерьеров - плафон на потолке, обрамление портала сцены, оформление яру­сов. Восстановлены люстры, светильники, изготовлена новая мебель. Интерьеры являют сегодня всю пышность декоративного убранства театрального здания начала века.

Здание театра - одно из самых значительных соору­жений, отразившее эстетические идеалы и передовую конструктивную мысль накала нынешнего века.

Экскурсовод: Во второй половине XIX - начале XX века Екатерин­бург все увереннее заявлял о себе как о культурном центре Урала, в этом также было отражено веление времени, новые запросы общества. В 1861 году открылась мужская классическая гимназия. Она расположилась в зда­нии горного училища, первоначально заняв первый этаж, а затем и все здание. Училище же было переведено в примыкающий к Главному горному правлению дом..

В 60-е годы открылась в городе и женская гимна­зия, которая стала расти довольно быстро и в 1874 году насчитывала 265 учениц. Имелись помимо горного епар­хиальное и реальное училища, а в начале XXвека откры­лась вторая женская гимназия.

Для новых учебных заведений строились солидные здания, которые выделялись среди рядовой застройки Ека­теринбурга. Возводились они, как правило, в так назы­ваемом «кирпичном» стиле, который стал не только симво­лом практических устремлений века, но и стилем массо­вого дешевого строительства. Он был чрезвычайно распро­странен в России того времени, особенно в строительстве казенных зданий - больниц, школ, народных домов, теат­ров, торговых палат, казарм и т.

Первая женская гимназияПервая женская гимназия

Дляпервой женской гимназии было выстроено спе­циальное здание на Вознесенском проспекте (ул. Карла Либкнехта, 9). Строение кирпичное, двухэтажное. Компо­зиция главного фасада строго симметрична, по централь­ной оси находится главный вход, выделенный широким, выступающим вперед крыльцом. Ритмично чередуются высокие арочные окна и простенки, рельефно декориро­ванные кирпичом. На фоне кирпичной пластики фасадов выделяются белые наличники окон. Богато декорирована венчающая часть карниза с резными орнаментами, башен­ками, рельефными пилястрами. Подобное здание типично для «кирпичной» архитектуры. В таком же духе была вы­строена и вторая женская гимназия (ныне здание Сверд­ловского горного института на ул. Куйбышева). Это кир­пичное неоштукатуренное здание, имеющее симметричную композицию и трехчастное членение. Центр выделен не только дополнительным этажом, но и значительным вы­ступом вперед по отношению к линии главного фасада, а также ступенчатым аттиком. Контраст с красно-кир­пичными стенами здания составила легкая ажурная решет­ка чугунной ограды, окружающей здание.

В «кирпичном» стиле, имитирующем готические моти­вы, построено здание реального училища на Главном проспекте (ныне музыкальная школа, пр. Ленина, 13). В отличие от двух предыдущих зданий, композиция его асимметрична, что обусловлено угловым положением дома и его Г-образным планом. Вход выделен смещенным с центральной оси ризалитом. Левая часть фасада не­сколько понижена по отношению к правой и разбита рит­мическим рядом прямоугольных оконных проемов. Правая часть декорирована более богато, окна на ней имеют по­луциркульное завершение, а также снабжены круглыми проемами над ними. Сложная конфигурация окон, пи­лястры необычной вытянутой формы, рельефный кар­низ - все это придает зданию сходство со средневековым замком.

«Романскими» мотивами стилизаторского стиля отме­чено здание епархиального училища (Университетский переулок, 9). Это солидное трехэтажное здание с полу­подвальным этажом. Объем его П-образный в плане, в какой-то мере приближается к композиции учебных зда­ний советского периода. Для застройки Екатеринбурга начала века это было довольно крупное строение. Епар­хиальное училище имело свою церковь, некогда распогложенную в левом крыле. Училище строилось в 1913-1917 годах по проекту екатеринбургского архитектора К. А. Подкова, Выполненное в духе эклектичной архи­тектуры своего времени, здание тент не менее отмечено хорошим вкусом, что выразилось в масштабе, композиции, в тщательной проработке пластических акцентов. Особую выразительность главному фасаду придает ряд оконных проемов, отмеченных хорошими пропорциями и продуман­ной декорировкой. Нижний ярус здания - высокий цо­кольный этаж - облицован гранитом, первый этаж отделан крупным рустом и отделен от второго горизонтальной тягой. Вся верхняя часть стены оставлена в кирпиче и контрастирует с грубой обработкой нижнего яруса, подчерк кивая его стабильность и постаментную роль. Это одно из интереснейших казенных зданий Екатеринбурга пе­риода капитализма.

Экскурсовод: В сохранившейся застройке улицы Розы Люксембург особенно замечателен дом № 56. Это бывший дом Дом А.А. ЖелезноваДом А.А. ЖелезноваЖелезновых, построенный в конце XIX века архитектором Ю. И. Дютелем. Здание выполнено в псевдорусском стиле. Кирпичная кладка служит не только конструктивным, но и декоративным материалом. Из фигурного кирпича выложены декоративные детали здания, ими­тирующие местами даже деревянную резьбу. Дом напо­минает древнерусские хоромы. Образу здания соответ­ствует и его объемная композиция. Единый объем ими­тирует за счет различных башенок и надстроек живопис­ную попалатную группировку масс, свойственную хором­ному строительству. Впечатление сочетания разных объемов усиливается силуэтом здания, отдельные части которого перекрыты по-разному: наряду с обычными скатными кровлями применены крыши-палатки, крыши-шатры. Цент­ральный вход выделен массивной, богато декорированной башней, увенчанной граненым конусообразным шатром. Вы­сокое каменное входное крыльцо заглублено внутрь башни, перекрыто фигурной аркой и декорировано резными гра­нитными столбами. В духе архитектуры здания сделана и ограда - частично глухая, выложенная из кирпича, частично - с кирпичными устоями и ажурной решеткой меж­ду ними. Ограда окружает дом и небольшой сад за ним. В доме частично сохранилась внутренняя отделка - фигурные печи, богатая Лепнина на потолке и стенах залов, даже старинные зеркала и мебель. Дом Железнова, безусловно, самый яркий образец псевдорусской кирпич­ной архитектуры в Екатеринбурге конца прошлого века.

Интересную интерпретацию объемно-планировочной схемы классицистического наугольного дома угловой ротондой представляет собой дом Севастьянова на углу Главного проспекта и Тарасовской улицы (пр. Ленина и ул. Горького). Дом, построенный по проекту екатеринбургского архитектора А.И. Падучева, - один из самых ярких образцов архитектуры второй половины XIX века в Екатеринбурге.

Дом СевастьяноваДом СевастьяноваМодерн как новый стиль XX века нашел отражение лишь в отдельных постройках Екатеринбурга, не получив большого распространения в архитектуре уральского города. В жилых домах отдельные приемы этого стиля, как правило, соединялись с эклектичным смешением других стилей - это было проявление стилизаторского модерна. Отдельные черты его прозвучали в облике здания апте­ки на улице Пушкинской, дома на улице Карла Либкнехта, 3 и других построек.

Своеобразно проявление модерна и в деревянной архитектуре Екатеринбурга.

Экскурсовод: Уважаемые экскурсанты, позвольте завершить наше знакомство с памятниками архитектуры старого Екатеринбурга рубежа XIX-XX веков.

там жили

там жили буржуи!,
© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта