
28.1. Разработка познавательной экскурсии «Архитектурный облик Екатеринбурга рубежа XIX - XX веков»
Разработка познавательной экскурсии
«Архитектурный облик Екатеринбурга рубежа XIX - XX веков»
Архитектура второй половины XIX века в России характеризуется крайней пестротой архитектурных образов, подлинным «архитектурным маскарадом», в котором классицистические композиционные приемы соседствовали с русско-византийским стилем, стилизаторство западного средневековья и восточной архитектуры сосуществовало с самыми различными интерпретациями русского национального наследия.
К конструктивно-техническим особенностям архитектуры этого периода следует отнести широкое применение металлических конструкций для несущих частей зданий, для возведения большепролетных перекрытий, покрытий, куполов, а также и целых сооружений. Важным этапом в истории отечественной строительной техники явилось применение в конце XIX века несущих конструкций из нового материала - железобетона. Это было началом эры железобетона в строительстве и архитектуре нашей страны.
На рубеже веков стало все больше ощутимым несоответствие стилизаторства русского зодчества требованиям жизни, связанным с развитием империализма. Использование металла, стекла, бетона и железобетона давало большие возможности для дальнейшего совершенствования строительной техники. Новые материалы подсказывали необычные конструктивные и архитектурные решения, идущие вразрез с укоренившимся в практике эклектизмом. Постепенно начинает формироваться стиль «нового века» - рациональный, современный, получивший название модерн.
Модернисты стремились создать новую, оригинальную архитектуру. Рациональная сторона модерна проявилась в широком использовании металлических и железобетонных конструкций, больших площадей остекления, в выявлении структуры конструкций, в - четком ритме опор « и основных несущих элементов. В создании художественных образов нового стиля архитекторы вдохновлялись необычными композициями и формами, плавными текучими линиями, несвойственными предшествующей архитектуре и основанными на произвольной деформации привычных очертаний. Особенности модерна проявились в оформлений интерьеров, в мебели, в одежде, прикладном искусстве - они были навеяны искусством декадентов, использовавших символические декоративные мотивы. Модерн как стиль не был однороден по времени: более того, русские архитекторы часто использовали его приемы в сочетании с различными историческими мотивами - так называемый стилизаторский модерн. Были и другие промежуточные направления. Существование модерна как стиля не было долговечным - около полутора десятка лет. Этот стиль не стал господствующим в русской архитектуре. Наряду с ним в начале XX века существовали неорусский стиль, неоклассицизм, обращенный к классическому наследию. Различные мотивы эклектики продолжали сохраняться в русской архитектуре вплоть до 20-х годов, когда архитектура молодой Советской республики породила новые стили. В застройке Екатеринбурга второй половины XIX- начала XXвеков в полной мере отразились тенденции, характерные для русской архитектуры капиталистического периода.
Контрольный текст экскурсии
Вступление
Экскурсия разработана для учащихся (9-11 кл.), студентов средних и высших учебных заведений, гостей города.
Разрабатывая экскурсию, мы поставили задачу - привлечь внимание молодежи к истории архитектуры города, познакомить их с наиболее интересными памятниками Екатеринбурга рубежа XIX - XX веков.
Главной задачей нашей экскурсии является - повышение уровня культуры и образования экскурсантов.
Основная часть
Экскурсовод: Здравствуйте, уважаемые экскурсанты! Сегодня мы познакомимся с яркими примерами архитектуры Екатеринбурга рубежа XIX -XX веков.
Развитие капитализма породило бурный рост городов. В них возникали новые промышленные предприятия, строились самые разнообразные типы зданий торговые, банковские, административно-конторские, учебные, научные, музейные, казарменные, больничные, выставочные, зрелищные, а также различные транспортные и инженерные сооружения. Жилища в таком городе приобретали значение товара. Высокая стоимость земли повлекла за собой уплотнение застройки и повышение этажности. Преобладающим в городах стал тип многоквартирного жилого дома с квартирами, сдаваемыми внаем.
Очень часто, исходя опять-таки из интересов заказчика, архитекторы перестраивали здания, сооруженные ранее, что радикально меняло их композиционно-художественную систему, конструктивно-техническую сущность и в целом архитектурный облик.
Потребности капиталистического города выразились в строительстве целого ряда зданий нового типа - это также один из признаков развития архитектуры Екатеринбурга рубежа XIX -XX веков. В городе в этот период были построены здания банков и акционерных обществ, различные торговые заведения, административно-конторские здания, гимназии, мельницы, частные типографии, концертный зал, оперный театр, два вокзала, электростанция, разнообразные жилые дома. В это время в Екатеринбурге трудились архитекторы А. И. Падучев, Ю. И. Дютель, И. П. Куроедов, К. А. Полков, И. К. Янковский и другие.
В конце XIX-начале XX века в Екатеринбурге были возведены здания, которые отразили новые тенденции застройки русских городов. Прежде всего это здание железнодорожного вокзала - новое по функции и по содержанию, непривычное еще, взбудоражившее умы горожан. Железная дорога заметно оживила жизнь города, и два здания вокзала сыграли свею градостроительную роль. Возникла новая привокзальная площадь, застроился новый проспект, соединивший вокзал с центром города.
Ярким градостроительным событием явилось также строительство нового театра. Здание, отмеченное необычностью и выразительностью облика, укрупненным масштабом и богатством архитектурных форм, стало еще одной доминантой в застройке Главного проспекта, представленной в основном небольшими особнячками.
Выделялись среди рядовой застройки и крупные административно-общественные здания нового типа. Это были кирпичные здания гимназий, училищ, типографий, банков, акционерных обществ, здание концертного зала и общественного собрания. Предприимчивые представители нового класса капиталистов с большим размахом возводили свои торговые дома, магазины и лавки. По-прежнему строились крупные жилые особняки и усадьбы.
Экскурсовод: В 1878 году через Екатеринбург прошла железная дорога, связавшая город удобным и надежным видом транспорта с горнозаводским Уралом и с Центральной Россией, что заметно оживило его торговлю, экономику и строительство. В городе был построен вокзал - здание, нового типа, сооружение которого стало важным градостроительном мероприятием.
Здание старого железнодорожного вокзала
Была выстроена привокзальная площадь, а от нее в сторону центра через слосбоду Мельковку протянулась новая Верхотурская улица. В 1904 году в честь посещения Екатеринбурга пермским генерал-губернатором Арсеньевым улица была названа Арсеньевским проспектом.. Проспект начинался от вокзала, а заканчивался вблизи механического завода Ятеса (ныне Свердловский завод транспортного машиностроения им. Я. М. Свердлова). После гражданской войны Арсеньевский проспект был переименован в улицу Якова Свердлова. За ней сохранилась роль улицы, которой открывается современный Екатеринбург гостям, прибывшим в город по железной дороге.
Арсеньевский проспект как главная магистраль, соединявшая вокзал с центром города, стал застраиваться представительными зданиями, украшенными затейливыми башенками, куполами и фронтонами в духе тогдашней архитектуры. Но это была только внешняя, парадная застройка. Регулярность планировки, намеченная в центре Екатеринбурга, была в это время совершенно нарушена: улицы, отходящие от проспекта, ломались и петляли.
Старый вокзал уже в конце прошлого века перестал удовлетворять потребности растущих перевозок по новым линиям до Тюмени и Челябинска. Было решено построить еще одно здание вокзала. Оно было возведено в 1910 году. До наших дней дошло в значительно измененном виде: дважды перестраивалось. В 1939 году был добавлен второй этаж, а в 1956 году к зданию пристроены боковые крылья, увеличивавшие его объем. Впоследствии была реконструирована и привокзальная площадь. На ней в 1962 году вырос величественный памятник Уральским танкистам-добровольцам. Он создан по проекту архитектора Г. И. Белянкина свердловскими скульпторами В. М. Друзиным и П. А. Сажиным.
Старый вокзал сохранился до наших дней, однако, застроенный со всех сторон, он потерял свое прежнее градостроительное значение. А жаль, ведь строительство этого здания в свое время обозначило новую веху развития Екатеринбурга - это было отражение прогрессивных веяний русской архитектуры,
В архитектуре вокзальных зданий того времени господствовали идеи историзма, обращенного к прошлому. Несмотря на новаторскую сущность этих сооружений, архитектурная характеристика их фасадов оставалась в рамках эклектичной стилизации. По всей России вырастали вокзалы-игрушки в виде средневековых замков или затейливых теремков, имитирующих сагарую Русь. В таком же псевдорусском стиле был выстроен и первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга. Д. Н. Мамин-Сибиряк в очерке 1881 года так описал его: «Самое здание его устроено в русском вкусе и поражает своим великолепием, так что трудно сравнить московские, петербургские и нижегородские вокзалы с этим произведением г. Губонина: низкие своды, вычурные колонны, массивная дубовая мебель, словом, все на широкую ногу».
Новая социальная функция здания отразилась в его планировочной структуре: вдоль продольной оси расположены залы ожидания, кассы, различные службы. Внешний же облик вокзала, навеянный древнерусским зодчеством.
не соответствует его внутренней функциональной и архитектурно-пространственной организации.
В объемной композиции здания выделены три выступающих вперед ризалита, акцентирующих три входа, один из которых находится по центральной оси. Этот вход дополнительно выделен пристроем типа древнерусского крыльца, увенчанного башенкой-шатром. Обильная декорировка здания направлена на то, чтобы подчеркнуть его национальные черты. Длинный ряд арочных окон увенчан кокошниками; высокая железная кровля; в кирпичной кладке использован лекальный кирпич, из которого выложены сложные декоративные украшения - наличники окон, карниз, оформление углов башенок, фигурные столбики, поддерживающие центральный шатер. Высокими шатрами акцентированы все три входа.
Декоративное убранство вокзала прежде было ярким, полихромным. Красный цвет кирпича сочетался с белыми декоративными, деталями, веселым шахматным рисунком кровли, изящными линиями кованых чугунных решеток. К сожалению, в настоящее время многие детали фасада утрачены.
Не сохранилось в первоначальном виде и здание нового вокзала. Оно перестроено, и лишь по архивным фотографиям можно судить о его облике. Это здание было построено по проекту архитектора К. Т. Бабыкина в стиле так называемого функционального модерна. Функция вокзала и его конструктивная сущность отразились во внешнем облике здания: в четком ритме опор и членений фасада, в строгом рисунке декора, в больших плоскостях остекления, в очертаниях оконных проемов. Построенное в 1910 году здание выглядит вполне современно. Оно легло в основу реконструкции 1939 года по проекту архитекторов Г. П. Валенкова и В. И. Смирнова. Изменилась не только объемная структура здания - и его фасады были оформлены по-новому. Выходящий на площадь главный фасад украсила крупномасштабная колоннада ионического ордера.
Таким вокзал знают сегодня свердловчане и гости города. Изменилось градостроительное окружение привокзальной площади. Она обстроена новыми современными зданиями, а напротив вокзала выросла многоэтажная гостиница «Свердловск». Таким образом, идея создания «городских ворот», заложенная еще в конце прошлого века, получила развитие в настоящее время.
Рядом с новой гостиницей возвышается весьма любопытное здание из красного кирпича. Это бывшая мельница купца Борчанинова - одно из новых зданий капиталистического Екатеринбурга. Оно представляет интерес как образец архитектурного решения производственного сооружения в духе ретроспективизма. Неоштукатуренная кладка, применение лекального кирпича для отделки фасадов, сочетание красного цвета стен и белых деталей - все это придает бывшей мельнице сходство со средневековым
замком.
Экскурсовод: Для русской архитектуры рубежа XIX-XX веков характерно строительство театров. В это время были построены театры в Рыбинске, Тифлисе, Киеве, Иркутске и других городах. Особенно знаменит одесский оперный театр, построенный - по "проекту венских архитекторов Г. Гельмёра и Ф. Фельнера.
В Екатеринбурге тоже было решено построить оперный театр. Во второй половине XIX века в городе уже сложились стойкие театральные традиции, шагнула вперед и музыкальная культура. Городской театр, существовавший с первой половины XIX века, окреп и достиг значительных успехов. В Екатеринбурге часто гастролировали крупнейшие русские артисты, приносившие передовые достижения сценической культуры. Здесь побывали А. Яблочкина, К. Варламов, В. Долматов, В. Комиссаржевская, Л. Собинов и другие.
В городе имелись и любительские театры. Домашний театр Казанцевых существовал с первой половины XIX века. В 1900 году был открыт Народный дом, или Верх-Исетский народный театр, демократичный, доступный любому зрителю. Большое влияние на музыкальную культуру оказал екатеринбургский музыкальный кружок, возникший в 70-х годах прошлого века. При нем имелась и драматическая труппа, одним из руководителей которой был Д. Н. Мамин-Сибиряк. Силами любителей ежегодно ставились две-три оперы, давалось несколько концертов. Были, поставлены такие шедевры русской и зарубежной классики, как «Фауст», «Трубадур», «Отелло», «Князь Игорь», «Садко», «Евгений. Онегин». Специально для этого кружка было, постростроено здание с концертным залом на Клубной улице (ул. Первомайская), где сейчас находится Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского.
Давались в городе и симфонические концерты. Часто они проходили в клубном саду Общественного собрания (сад им. Вайнера) исполнялись произведения Чайковского, Листа и других выдающихся композиторов.
Строительство нового городского театра явилось крупным событием в культурной жизни Екатеринбурга, а также важным градостроительным мероприятием. Место для театра было выбрано на Дровяной площади (пл. Парижской Коммуны), которая примыкала к Главному проспекту. Это была одна из 14 площадей Екатеринбурга, существовавшая еще с конца XVIII века. Первоначально она использовалась как место для продажи дров, строительного леса.
В 1896 году на площади было сооружено деревянное здание цирка. Оно использовалось не только для цирковых представлений, но и для драматических постановок. В этом здании впоследствии проходили и первые сеансы кинематографа.
Мысль о постройке нового театра возникала у городского правления еще в 80-х годах XIX века, однако в то время не нашлось для этого средств. В начале XX века объявили конкурс на лучший проект театра оперы для Екатеринбурга. Была принята работа петербургского зодчего В. Н. Семенова. Девиз проекта был «Светлана». Впоследствии екатеринбуржцы долгое время так и называли новый театр. В процессе внедрения проект потребовал доработки. Была создана специальная комиссия во главе с архитектором К. Т. Бабыкиным. В нее вошли также инженер Т. Реммельт и скульптор Д. Вейнберг, осуществивший наружную отделку здания. Интерьеры выполнялись по проекту И. Янковского. Здание театра было рассчитано на 1500 мест.
В январе 1910 года была окончательно утверждена смета на строительство, которая выразилась в сумме 300 тысяч рублей. Производство работ взял на себя частный подрядчик на условиях договора с городской строительной компанией.Театр оперы и балета им. А.В. Луначарского
Строительство театра было отражением новых веяний и требований жизни начала прошлого века. Сам образ здания навеян господствующими в то время идеями - он как бы перекликается с великолепием грандиозного театра в Одессе. Архитектура здания эклектична, но при этом конструктивно-планировочное решение отразило прогрессивные достижения строительной техники начала века. Объем здания выполнен традиционно - из кирпича, но конструкции зрительного зала из нового в то время материала - железобетона. Новое оригинальное конструктивное решение обусловило не только необычную форму зала, но и хорошую акустику.
В октябре 1912 года театр открыл свой первый сезон оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин». Связан театр и с революционными событиями. Именно с его сцены 26 октября 1917 года была провозглашена Советская власть в Екатеринбурге. В декабре этого же года открылся первый советский оперный сезон. Зрительный зал и фойе заполнила новая публика. 6 ноября 1924 года в зале театра было объявлено о переименовании города, который с того момента стал называться Свердловском. В 1924 году в театре выступил с речью А. В. Луначарский. Его имя носит сегодня Свердловский государственный академический театр оперы и балета.
Дровяная площадь, на которой был выстроен театр, до революции оставалась неблагоустроенной, только к его входу подвели каменный тротуар. Величественное здание резко контрастировало с окружением. Одна из актрис первой труппы театра М. Ростовская-Ковалевская вспоминала: «...Новый театр нас глубоко порадовал. Серебристо-серый, он гордо высился на большой площади, и скромные одноэтажные деревянные особнячки робко отступали перед ним».
После революции Дровяная площадь получила имя Парижской коммуны. 15 июля 1927 года на ней торжественно открыли памятник Я. М. Свердлову (скульптор М. Я. Харламов). Сейчас площадь окружают современные многоэтажные здания, позади театра и вокруг памятника Я. М. Свердлову разбиты скверы.
Театр, который поначалу был удобен для артистов и зрителей, со временем перестал удовлетворять возросшим потребностям. Увеличилась труппа театра, изменились требования к сценическому оборудованию. Стала остро ощущаться нехватка производственных помещений. В 50-е годы делались попытки перестроить здание, но они мало что изменили.
В 1977 году институту Свердловскгражданпроект было поручено разработать проект реконструкции театра. Творческий коллектив под руководством заслуженного архитектора РСФСР А. Е. Заславского разработал и осуществил этот проект. В конце 1982 года здание предстало перед свердловчанами в обновленном виде. Увеличение высоты сценической коробки, сооружение боковых крыльев и пристройка со стороны заднего фасада - все это повлияло в целом на объемную композицию здания, однако архитекторы сделали все возможное, чтобы не нарушить общий образный строй театра, максимально сохранить и отреставрировать его старую часть. Увеличение объема сделало театр более сомасштабным современному градостроительному окружению. При этом внешний облик части здания, включающей в себя фойе, вестибюль, кассовый зал, при реконструкции был максимально сохранен, изменена частично лишь внутренняя планировка.
В основу объемной композиции положена симметричная схема с подковообразным зрительным залом, вписанным в объем наружных стен. Форма зрительного зала образована линиями ярусов, он окружен кольцевыми кулуарами для зрителей. Стена здания прихотливо изломана и расчленена выступами. На фоне крупной рустовки выделяются многочисленные декоративные акценты. Главный северный фасад театра, выходящий на проспект с центральным выступом, акцентирующим вход, богато декорирован нарядными балконами с балюстрадами, лепными украшениями, аттиком, завершенным в центре скульптурной группой из трех муз. Лепные детали декорируют все фасадные плоскости, акцентируют сложный ритм стен. Это многочисленные розетки, растительные орнаменты, скульптурные барельефы. Венчающая часть здания украшена балюстрадами с изящными башенками.
В отделке интерьеров здания отразились те же тенденции эклектизма в сочетании с некоторыми композиционными приемами модерна, что выразилось в плавных очертаниях ярусов зрительного зала, в рисунке некоторых элементов декора, решеток перил внутренних лестниц. В процессе реставрационных работ бережно восстановлены и покрыты позолотой лепные украшения интерьеров - плафон на потолке, обрамление портала сцены, оформление ярусов. Восстановлены люстры, светильники, изготовлена новая мебель. Интерьеры являют сегодня всю пышность декоративного убранства театрального здания начала века.
Здание театра - одно из самых значительных сооружений, отразившее эстетические идеалы и передовую конструктивную мысль накала нынешнего века.
Экскурсовод: Во второй половине XIX - начале XX века Екатеринбург все увереннее заявлял о себе как о культурном центре Урала, в этом также было отражено веление времени, новые запросы общества. В 1861 году открылась мужская классическая гимназия. Она расположилась в здании горного училища, первоначально заняв первый этаж, а затем и все здание. Училище же было переведено в примыкающий к Главному горному правлению дом..
В 60-е годы открылась в городе и женская гимназия, которая стала расти довольно быстро и в 1874 году насчитывала 265 учениц. Имелись помимо горного епархиальное и реальное училища, а в начале XXвека открылась вторая женская гимназия.
Для новых учебных заведений строились солидные здания, которые выделялись среди рядовой застройки Екатеринбурга. Возводились они, как правило, в так называемом «кирпичном» стиле, который стал не только символом практических устремлений века, но и стилем массового дешевого строительства. Он был чрезвычайно распространен в России того времени, особенно в строительстве казенных зданий - больниц, школ, народных домов, театров, торговых палат, казарм и т.
![]() |
Дляпервой женской гимназии было выстроено специальное здание на Вознесенском проспекте (ул. Карла Либкнехта, 9). Строение кирпичное, двухэтажное. Композиция главного фасада строго симметрична, по центральной оси находится главный вход, выделенный широким, выступающим вперед крыльцом. Ритмично чередуются высокие арочные окна и простенки, рельефно декорированные кирпичом. На фоне кирпичной пластики фасадов выделяются белые наличники окон. Богато декорирована венчающая часть карниза с резными орнаментами, башенками, рельефными пилястрами. Подобное здание типично для «кирпичной» архитектуры. В таком же духе была выстроена и вторая женская гимназия (ныне здание Свердловского горного института на ул. Куйбышева). Это кирпичное неоштукатуренное здание, имеющее симметричную композицию и трехчастное членение. Центр выделен не только дополнительным этажом, но и значительным выступом вперед по отношению к линии главного фасада, а также ступенчатым аттиком. Контраст с красно-кирпичными стенами здания составила легкая ажурная решетка чугунной ограды, окружающей здание.
В «кирпичном» стиле, имитирующем готические мотивы, построено здание реального училища на Главном проспекте (ныне музыкальная школа, пр. Ленина, 13). В отличие от двух предыдущих зданий, композиция его асимметрична, что обусловлено угловым положением дома и его Г-образным планом. Вход выделен смещенным с центральной оси ризалитом. Левая часть фасада несколько понижена по отношению к правой и разбита ритмическим рядом прямоугольных оконных проемов. Правая часть декорирована более богато, окна на ней имеют полуциркульное завершение, а также снабжены круглыми проемами над ними. Сложная конфигурация окон, пилястры необычной вытянутой формы, рельефный карниз - все это придает зданию сходство со средневековым замком.
«Романскими» мотивами стилизаторского стиля отмечено здание епархиального училища (Университетский переулок, 9). Это солидное трехэтажное здание с полуподвальным этажом. Объем его П-образный в плане, в какой-то мере приближается к композиции учебных зданий советского периода. Для застройки Екатеринбурга начала века это было довольно крупное строение. Епархиальное училище имело свою церковь, некогда распогложенную в левом крыле. Училище строилось в 1913-1917 годах по проекту екатеринбургского архитектора К. А. Подкова, Выполненное в духе эклектичной архитектуры своего времени, здание тент не менее отмечено хорошим вкусом, что выразилось в масштабе, композиции, в тщательной проработке пластических акцентов. Особую выразительность главному фасаду придает ряд оконных проемов, отмеченных хорошими пропорциями и продуманной декорировкой. Нижний ярус здания - высокий цокольный этаж - облицован гранитом, первый этаж отделан крупным рустом и отделен от второго горизонтальной тягой. Вся верхняя часть стены оставлена в кирпиче и контрастирует с грубой обработкой нижнего яруса, подчерк кивая его стабильность и постаментную роль. Это одно из интереснейших казенных зданий Екатеринбурга периода капитализма.
Экскурсовод: В сохранившейся застройке улицы Розы Люксембург особенно замечателен дом № 56. Это бывший дом Дом А.А. ЖелезноваЖелезновых, построенный в конце XIX века архитектором Ю. И. Дютелем. Здание выполнено в псевдорусском стиле. Кирпичная кладка служит не только конструктивным, но и декоративным материалом. Из фигурного кирпича выложены декоративные детали здания, имитирующие местами даже деревянную резьбу. Дом напоминает древнерусские хоромы. Образу здания соответствует и его объемная композиция. Единый объем имитирует за счет различных башенок и надстроек живописную попалатную группировку масс, свойственную хоромному строительству. Впечатление сочетания разных объемов усиливается силуэтом здания, отдельные части которого перекрыты по-разному: наряду с обычными скатными кровлями применены крыши-палатки, крыши-шатры. Центральный вход выделен массивной, богато декорированной башней, увенчанной граненым конусообразным шатром. Высокое каменное входное крыльцо заглублено внутрь башни, перекрыто фигурной аркой и декорировано резными гранитными столбами. В духе архитектуры здания сделана и ограда - частично глухая, выложенная из кирпича, частично - с кирпичными устоями и ажурной решеткой между ними. Ограда окружает дом и небольшой сад за ним. В доме частично сохранилась внутренняя отделка - фигурные печи, богатая Лепнина на потолке и стенах залов, даже старинные зеркала и мебель. Дом Железнова, безусловно, самый яркий образец псевдорусской кирпичной архитектуры в Екатеринбурге конца прошлого века.
Интересную интерпретацию объемно-планировочной схемы классицистического наугольного дома угловой ротондой представляет собой дом Севастьянова на углу Главного проспекта и Тарасовской улицы (пр. Ленина и ул. Горького). Дом, построенный по проекту екатеринбургского архитектора А.И. Падучева, - один из самых ярких образцов архитектуры второй половины XIX века в Екатеринбурге.
Дом СевастьяноваМодерн как новый стиль XX века нашел отражение лишь в отдельных постройках Екатеринбурга, не получив большого распространения в архитектуре уральского города. В жилых домах отдельные приемы этого стиля, как правило, соединялись с эклектичным смешением других стилей - это было проявление стилизаторского модерна. Отдельные черты его прозвучали в облике здания аптеки на улице Пушкинской, дома на улице Карла Либкнехта, 3 и других построек.
Своеобразно проявление модерна и в деревянной архитектуре Екатеринбурга.
Экскурсовод: Уважаемые экскурсанты, позвольте завершить наше знакомство с памятниками архитектуры старого Екатеринбурга рубежа XIX-XX веков.
там жили