28. Разработка познавательной экскурсии «Деревянное зодчество Екатеринбурга»

Разработка познавательной экскурсии

«Деревянное зодчество Екатеринбурга»

Деревянное зодчество второй половины XIX - нача­ла XX века - одно из самых ярких явлений в русской архитектуре того времени. Этот демократичный вариант «русского» стиля был широко распространен в Екатерин­бурге. Деревянные здания составляли основную массу застройки уральского города, так как дерево - материал в высшей степени гигиеничный и податливый в обработ­ке, а также сравнительно дешевый - было наиболее дос­тупным и давало большие возможности дляобразования сложных форм, свойственных стилизаторской архитектуре.

Контрольный текст экскурсии

Вступление

Экскурсия разработана для учащихся (9-11 кл.), студентов средних и высших учебных заведений, гостей города.

Разрабатывая экскурсию, мы поставили задачу - привлечь внимание молодежи к истории архитектуры города, познакомить их с наиболее известными екатеринбургскими памятниками деревянного зодчества.

Главной задачей нашей экскурсии является - повышение уровня культуры и образования экскурсантов.

Основная часть

Экскурсовод: Здравствуйте, уважаемые экскурсанты! Сегодня мы познакомимся с яркими памятниками деревянной архитектуры Екатеринбурга второй половины XIX - нача­ла XX века.

Все, что было свойственно русской архитектуре того времени, нашло отражение в деревянном зодчестве Ека­теринбурга. Архитекторы, работавшие в области дере­вянного строительства, вдохновлялись господствующими в то время эстетическими идеалами «русского» стиля. Во многом шли они от внешней декоративной формы, от отдельных элементов и деталей, однако часто обраща­лись и к традиционной схеме крестьянской избы, претво­ряя ее в городском доме. Деревянные и полукамен­ные постройки конца XIX- начала XX века, отмеченные яркой характерностью и индивидуальностью облика, состав­ляют сегодня неотъемлемую часть архитектурного насле­дия Екатеринбурга.

Большинство деревянных домов возводилось артелями подрядчиков - зачастую по чертежам землемеров или техников (даже учителей рисования). И только в последние десятилетия XIX века деревянные дома попадают в поле зрения архитеторов-профессионалов. Это было время увлечения отечественным народным искусством - национальным фольклором, деревянной резьбой, орнаментами, мотивы которых вобрал в себя "русский" стиль, ставший одним из массовых архитетурных течений Екатеринбурга.

Деревянные дома заметно укрупнялись: подтягивались к размерам каменных, а иногда и превосходили их. Часто в Екатеринбурге воздвигались дома, у которых первый этаж либо цоколь выкладывался из кирпича, а вся верхняя часть была деревянной. Такой прием был весьма практичен - низ дома получался несгорае­мым, а также хорошо предохранял верх от гниения. В го­роде были построены самые разнообразные типы таких полукаменных жилых особняков - едва ли можно найти похожие друг на друга. Таковы, например, дома купеческих усадеб Е.Ф. Степанова и Ф.И. Крутикова на Механической и 2-й Беговой. Дерево давало большие возмож­ности для создания различных вариантов домов, начиная от традиционно симметричных объемов с мезонинами и кончая живописными асимметричными композициями.

Дом Е.Ф. СтепановаДом Е.Ф. Степанова

В среде екатеринбургских архитекторов и строителей к этому врмени уже можно выделить круг мастеров, преимущественно занятых проектами деревянных и полукаменных домов. Среди них С.А. Бояршинов, техники-строители А.С. Чирковский и М.Л. Бяллозор, в rjywt XIX - нача­ла XX века попеременно исполнявшие обязанности городских архитекторов. Это, наконец, В.В. Коновалов - военный инженер, успешно занимавшийся архитектурными проектами после ухода в 1886 году в отставку. Ему-то и принадлежали наиболее яркие образцы деревянных построек Екатеринбурга.

Деревянные строения были подчинены общей тенден­ции плотной поквартальной застройки. Деревянные и полукаменные здания очень богато декорировались в духе архитектурных идей своего времени. Для художе­ственного оформления фасадов широко использовалась про­резная деревянная резьба, производство которой было в то время поставлено на промышленную основу. Предприя­тия, выпускавшие деревянные строительные детали, из­готавливали также и узорчатую пропильную доску, ко­торая стала основным материалом для декоративного оформления фасадов (В 1890-е годы на лесопильне купца П.И. Липатова было налажено изготовление деталей фасадного резного декора - наличников. карнизов и прочего - по шаблонам). Определенный ассортимент готовых деталей позволял составлять самые различные композиции для декорирования фризов, карнизов, подзоров кровли, для украшения оконных и дверных проемов, ворот, балконов, парадных крылец. Деревянный декор создавал индивидуальный эстетический облик здания.

Немало любопытных деревянных зданий сохранилось в кварталах между городским прудом, улицей Че­люскинцев и проспектом Ленина. Это было прежде настоящее купеческое гнездо, даже улицы назывались по фамилиям купцов - Фетисовская, Ломаевская, Коковинская, Усольцевская.

На Усольцевсуой улице (ныне ул. Сакко и Ванцетти) сохра­нились дома бывшей усадьбы Агафуровых, обосновав­шихся в Екатеринбурге в 70-х годах прошлого века. Дома были построены, очевидно, с большим размахом, даже сегодня поражает их укрупненный масштаб, казалось бы вовсе и несвойственный деревянному жилому дому.

Экскурсовод: Один из домов усадьбы (ул. Сакко и Ванцетти, 28) носит ярко выраженный наугольный характер и акцентирует перекресток улиц. Это грандиозный рубленый двухэтажный дом на высоком каменном цоколе.Дом АгафуровыхДом Агафуровых Купеческий размах виден, во всем в размерах здания, в богатой декорировке, отмеченной, правда, несколько грубой проработкой. Угол постройки акцентирован выступом стены и завершением в виде высокой четырехгранной шатровой башенки, крытой железом «под лемех». На фоне бревенчатых стен выделяются большие окна, украшенные пропильной резьбой, такая же резьба декорирует карниз кровли, проходит по верху стены в виде фриза. Со стороны южного фасада выступает просторная остекленная веранда, а главным акцентом восточного фасада являет­ся крупномасштабный фронтон, богато декорированный резьбой, изображающей растительные мотивы. Распределение пластических акцентов, выразительный силуэт здания, его богатая декорировка - все это создает имитацию какого-то древнерусского терема.

Несколько иной характер носит другой дом усадьбы (ул. Сакко и Ванцетти, 24). Это образец ярко выраженной деревянной эклектики. В архитектуре дома причудливо переплелись русские, готические и восточные мотивы. Просторный двухэтажный дом состоит как бы из двух частей, образующих строго симметричную компози­цию объема, с углами, акцентированными одинаковыми трехгранными эркерами на уровне второго этажа. Под ними находятся парадные входы с крыльцами, крытыми металлическими козырьками на изящных кованых кронштейнах. Ось симметрии объема подчеркнута на крыше невы­сокой, но весьма характерной бочкообразной башенкой в каком-то «мавританском» стиле. С южной и северной сторон здания по второму этажу протянулись две террасы со сплошным остеклением, состоящим из одинаковых окон сложной арочной формы. Эти окна прежде были застеклены цветными желтыми и синими стекла­ми, что в сочетании со стрельчатыми арками проемов усиливало восточный колорит здания. В таком же духе выдержаны и элементы декора фасадов, украшенных накладной резьбой и необычными для уральской архи­тектуры мотивами звезд и полумесяцев.

Контраст составляет дом, стоящий напротив через улицу,- интерпретация традиционной композиционно-функциональной схемы русской избы, правда в несколько укрупненном масштабе. Это вариант симметричного объема с мезонином. Мезонин построен и перекрыт крупномасш­табным фронтоном», богато декорированным объемной резь­бой. Вдоль мезонина протянулся балкон с резными дере­вянными перилами. Вход смещен с центральной оси и ак­центирован парадным крыльцом под шатром. В общий фасадный фронт включена и ограда с массивными, истин­но «купеческими» воротами. Крупные членения фасада, открытый сруб, добротно выполненный декор из пропильной доски - все это создает впечатление солидной русской избы, перенесенной в городскую застройку.

Еще один исторический фрагмент квартала Усольцевской улицы составляет блок деревянных домов К.М. Попова и А.С. Лебедева. Эти дома - живописные и декоративные образцы деревянного зодчества конца XIX века. В их асимметрической композиции использованы купола, крупный объемммезонина, навесы на резных столбах над входами и пластичный резной орнамент, выигрышно офрмляющие фасады.Дом К.М. ПоповаДом К.М. Попова

Экскурсовод: Асимметричные композиции фасадов встречаются не только в наугольных постройках, но и в зданиях, стоя­щих среди рядовой застройки улицы. Таким примером может служить дом на улице Толмачева, 24 (бывшей Колобовской), построенный архитектором Ю. И. Дютелем в начале XXвека. Объемная композиция этого здания живописна и образована сложным ритмом высту­пающих и западающих поверхностей стен, создающих ими­тацию «хоромности» компактного здания, Главный, запад­ный фасад, асимметричен. Асимметрия его подчеркнута смещением входа к углу здания. Вход акцентирован козырьком над дверью и куполообразной башенкой со шпилем и круглыми окошками. Оконные проемы различ­ных пропорций образуют сложный ритмический ряд по главному фасаду. Живописность силуэта обусловлена тем, что верхний этаж до площади меньше нижнего и играет как бы роль мезонина, перекрытого плоской шатровой кровлей. Со стороны южного фасада выступает остекленная веранда, придающая зданию какой-то юж­ный колорит.

Дом Э.Ф. ФилитцДом Э.Ф. ФилитцОдин из ярких образцов деревянной архитектуры Екатеринбурга - дом по улице Мамина-Сибиряка, 181 (бывший дом Филитц) - еще один вариант асимметрич­ной композиции наугольного дома, созданной архитектором Ю. И. Дютелем.

Дом, акцентирующий перекресток, имеет Г-образную форму, угол его выделен изящной башенкой под шатровой кровлей, а также просторным остеклен­ным эркером. Со стороны южного фасада находится парадный вход с высоким крыльцом, мраморные ступени которого переходят органично в гранитные плиты мощения двора. Во всем видна логичность построения объемной композиции и тактичное применение декоративных эле­ментов, соответствующих традиционной схеме русского народного зодчества. Дом окружен палисадником, обнесен­ным кованой оградой с крупными звеньями. Выдержанный в лучших традициях национальной архитектуры, в сочетании естественных материалов - дерева, гранита, ажур­ного кружева декоративных решеток,- он создает впечат­ление удивительно уютного городского жилища, в котором удобство планировки сочетается с изящной прихотливостью внешнего облика.Дом СеребряковыхДом Серебряковых

Примером деревянного модерна может служить Дом Серебряковых.



Экскурсовод:
В Екатеринбурге сохранилось еще немало прекрасных образцов деревянной архитектуры рубежа XIX-XX веков, они придают особое очарование исторической застройке города. В силу своей недолговечности «терема» требуют пристального внимания с целью их дальнейшего сохра­нения и использования.

Экскурсовод: Уважаемые экскурсанты, позвольте завершить нашу экскурсию по наиболее интересным памятникам деревянной архитектуры старого Екатеринбурга.

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"