
К 85-летию со дня рождения Андрея павловича Рымкевича
В 2008 году исполняется 85 лет со дня рождения Андрея Павловича Рымкевича.С именем выдающегося отечественного физика - педагога Андрея Павловича Рымкевича связана определённая эпоха в методике преподавания физики - вторая половина XX века, и начало XXI. Его сборник задач по физике в издательствах «Просвещение» и «Дрофа» в общей сложности имеет на сегодняшний день более двадцати изданий. По этому задачнику учатся школьники России и ближнего зарубежья. Сборник переведен на многие языки народов мира.В 1976 году в издательстве «Просвещение» вышел из печати написанный им учебник физики 8 класса вечерней (сменной) общеобразовательной школы. Его учебник отличают ясность изложения, четкость, краткость, основанные на прекрасном владении богатейшим арсеналом педагогических технологий, глубоком знании психологии обучающихся.Проходят годы. Не хочется верить, что его нет. Он живет в нашей памяти, в сердцах своих учеников и последователей, он живет в своих трудах.В каждой школе, куда приходишь на урок физики, сообщая домашнее задание, учитель говорит: «Дома выучите параграф и решите задачи по Рымкевичу». Во всей стране, в каждой школе и сегодня задачи решают - «по Рымкевичу». Родился Андрей Павлович в 1923 году в Ленинграде, в 1941 году с отличием окончил среднюю школу. Его выпускной бал совпал с началом Великой Отечественной войны, и он продолжил свою учебу уже в зенитно-прожекторном училище. С 1942 года служил в армии в должности командира прожекторного взвода. С частями действующей армии прошел от Астрахани до Бреслау. В 1945 году был ранен и демобилизован. В этом же году поступил учиться на факультет физики Ленинградского государственного педагогического института, который окончил с отличием, после чего был оставлен для продолжения учебы в аспирантуре. Защитил кандидатскую диссертацию и долгое время работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена.В течение многих лет Андрей Павлович совмещал работу в институте с преподаванием физики в школе. Хорошо понимая проблемы школы на каждом этапе и разделяя идеи реформы школьного образования, он многое сделал для того, чтобы воплотить эти идеи в жизнь. В разных городах нашей страны дело Андрея Павловича продолжают его ученики, бережно сохраняя светлую память о своем выдающемся учителе. ВСПОМИНАЮ АНДРЕЯ ПАВЛОВИЧА.1964 год. Я, коренная сибирячка, выпускница физико-математического факультета Тюменского пединститута. За плечами четыре года работы в качестве учителя физики средней школы, в руках рекомендация в целевую аспирантуру при ЛГПИ им. А.И. Герцена. Вступительные экзамены. Конкурс. Сдала. Поступила.Моим научным руководителем будет Андрей Павлович Рымкевич. Я его пока еще не видела. Идут дни. Знакомлюсь с аспирантами, с членами кафедры. Кафедра, вошел высокий энергичный красивый мужчина, поздоровался со всеми, и обаятельная улыбка еще более украсила его лицо. «Рымкевич» - шепнул мне кто-то из аспирантов. Аспирантские будни в течение трех лет. Составили план работы. Утвердили. Защиту планируем в срок. «Чтобы этот план выполнить, нужно работать в сутки не менее двенадцати часов» - сказал мне Андрей Павлович. «Могу» - с наивной самоуверенностью провинциалкиответила я, но слово сдержала. Работала и защитилась. Андрей Павлович был человеком исключительно пунктуальным, он никогда ничего не забывал, никогда никуда не опаздывал ни под каким предлогом. Это же он ценил и уважал в окружающих. Мы как-то очень хорошо понимали друг друга, и сейчас, по прошествии десятилетий, я вспоминаю о своем научном руководителе с восхищением и глубокой благодарностью.У А. П. Рымкевича была и своя ленинградская школа методики преподавания физики: под его руководством защитили кандидатские диссертации четырнадцать человек, среди них сегодня есть доктора наук, профессора, известные организаторы науки. Мои рукописи мы обсуждали не только в институте, иногда он приглашал меня к себе домой, в свой рабочий кабинет. Его кабинет был обставлен скромно, мебель многофункциональная, и книги, книги, книги. Телевизора в кабинете нет, он не любил смотреть телевизор. В его кабинете мы часто говорили не только о диссертации, он любил стихи - и классику, и современных поэтов. Его любимыми поэтами (как и моими) были Константин Симонов, Есенин, Пушкин, Лермонтов. Он любил музыку, задушевные лирические песни. И еще Андрей Павлович любил рыбалку, это обнаружилось между нами как-то неожиданно в его кабинете, и как всякие заядлые рыбаки мы наперебой стали рассказывать друг другу кто из нас какую рыбу ловил, где, когда и сколько. Со щуками, плотвой и прочими окунями мы пришли к единодушному мнению, вот по поводу ершей начали доказывать друг другу, какие они, ерши, бывают. И вот тут наши мнения разошлись. Поскольку ершей я ловила с дошкольных лет и не только на удочку, то мне казалось, что уж об ершах-то я знаю все! «А хотите я докажу, не выходя из этого кабинета, что ерши бывают весом до четырехсот граммов?» - спросил Рымкевич. «Докажите» - говорю я, только они и до двухсот граммов не дотягивают». Достает Андрей Павлович с полки книгу и читает, что бывают в одной из уральских рек ерши до четырехсот граммов. Я так и до сих пор не видела такого ерша, но верю, что бывают. Курил ли Андрей Павлович - не видела. Я и сейчас не знаю как об этом сказать, потому что иногда, я слышала от него: «Вчера за день я выкурил сигарету». А вот спорт он любил, особенно футбол.Андрей Павлович вообще был человеком скромным, обаятельным. Я не видела, чтобы он носил награды (хотя имел), он о них и не говорил даже. Уважительно и доброжелательно относился он ко всем окружающим, к студентам, к сослуживцам.К своим аспирантам Андрей Павлович относился также внимательно, заботливо, уважительно. Наше внимание к нему принимал с благодарностью. Так в предисловии «от авторов» к «Сборнику задач по физике»,- М. Просвещение, 1975 он счел возможным отметить и скромное участие аспирантов: «Авторы выражают искреннюю благодарность Н.Н. Гольдфарбу, Я.Ф. Лернеру, Л.А. Нотову, Б.Н. Суслову и В.М. Чуцкому за ценные указания и советы, а также О.В. Аквилевой, И.И. Беспалько, М.А. Гаджиеву и В.А Петровой за большую помощь в улучшении текста задач и рисунков». А на подаренном мне экземпляре этого задачника 10 марта 1976 года, написал: «Дорогой Валентине Архиповне в память о совместной работе». Подарив мне третье издание задачника, 4 сентября 1978 года, Андрей Павлович написал на нем: «Дорогой Валентине Архиповне в знак искренней симпатии и глубокого уважения». Неоднократно и в аспирантские годы, и позднее мы бывали вместе на научно-практических конференциях. Андрей Павлович признавался, что не любит поездки, особенно летать самолетом, но ездил и летал.В еде он был неприхотлив, в гостиницах не любил ходить в ресторан. У него всегда был с собой кипятильник. География его поездок многообразна: Молдавия, Челябинск, Ишим, Тобольск... О друзьях всегда отзывался тепло, уважительно и о фронтовых и об ученых. Работу в институте А.П. Рымкевич совмещал с работой в школе, и можно было кому угодно прийти на любой его урок, и всегда он оставался педагогом - исследователем. Уроки проходили живо, эмоционально, с юмором. Равнодушных на уроке не было. Уже тогда он широко использовал педагогику сотрудничества, его обучение было проблемным, новаторским. Прошли десятилетия, а те уроки так и остались в памяти. Высокая требовательность к уровню физических знаний учащихся сочетались с уважением, доброжелательностью, любовью к детям. Все этапы его уроков были обучающими, наряду с репродуктивной от учащихся постоянно требовалась активная творческая деятельность: задачи вычислительные, качественные, экспериментальные так и сыпались как из рога изобилия. С одной спичкой он мог предложить вереницу задач: можно найти ее объем, массу; количество теплоты, которое выделится при ее сгорании... Решение задач проходило при высокой активности учащихся, каждый мог высказать собственное предположение, мнение, согласие, несогласие, но нужное направление коллективной мысли всегда было под контролем учителя.Для меня и сегодня его школьные уроки, его лекции - та вершина педагогического мастерства, тот идеал, к которому нужно стремиться.Вернувшись на работу в родную Сибирь, в Тюменскую область, я часто брала командировки в Ленинград. С Андреем Павловичем мы переписывались. Жаль, что я не сохранила переписку с Андреем Павловичем полностью, но некоторые его письма и телеграммы у меня все-таки остались. Из его писем видно, что, работая над каждым последующим изданием, он фактически писал новый задачник.Вот строки: из его писем:26.05.1987...Пишу, фактически новый: задачник. Печатаю сам. Сейчас 614 задача, а это еще механические волны. Жутко раздался. По механике было 435, а будет (сегодня рассчитываю допечатать) 640, на 47 % больше. Еще решебник сразу делаю, надо и его выслать - это к 01.12.1987. На рыбалку хожу (вернее езжу), т.к. река все еще разлита, и ловлю на всяких ручейках и озерцах в пойме. Уловы средние. Два раза ездил за сморчками, набрали хорошо, но... на 10 грибов один клещ, правда всех сбросил…02.07.1987... Я уже в отпуске. Я решил никуда не ехать (хоть и очень зовут все в Ленинград). Буду писать задачник 1990 года. Сейчас кончил свойства жидкостей (843-я задача, а было 654). Получится почти в 1,5 раза больше, но об этом говорил с «Просвещением». Когда, будут учебники, придется вновь подгонять под учебник и легче будет выбрать нужное. На рыбалку хожу (или езжу) практически каждый день, что надеюсь и буду делать. Очень в лес хочется ходить, когда грибы пойдут, да одному неприятно из-за клещей. А напарника не найдешь, здесь все до ужаса боятся клещей, хотя в июне -августе их практически нет (вернее не активны)... Вот таким трудолюбивым обаятельным, интеллигентным, приветливым остался в моей памяти Андрей Павлович Рымкевич. Это был человек умудренный, сложный, большого внутреннего достоинства и высокой чести. Не хочется говорить об Андрее Павловиче в прошедшем времени. Проходят годы, а он все видится живым, улыбчивым, доброжелательным, жизнелюбивым. Имя Андрея Павловича Рымкевича и сегодня известно миллионам людей в нашей стране и за рубежом. Его книги издаются и используются в учебном процессе и сегодня. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ А.П. РЫМКЕВИЧА В 1975 году Андрей Павлович по семейным обстоятельствам переехал из Ленинграда в город Шадринск Курганской области, где и работал в педагогическом институте до последних дней. 60-летний юбилей Андрея Павловича мы отмечали в Шадринске в 1983 году. Кроме торжественных мероприятий в институте была встреча и в домашней обстановке, где были его родные и приехавшие его бывшие аспиранты, среди которых была и Шамало Тамара Николаевна, ныне доктор педагогических наук, профессор, проректор УрГПУ. Поздравления и подарки были и из Ленинграда, бывшие коллеги трогательно поздравили юбиляра, но особенно ласковым, проникнутым нежностью и любовью было поздравление доцента кафедры методики преподавания физики ЛГПИ им. А.И. Герцена Нины Петровны Ванюшиной. В 1999 году Шадринскому государственному педагогическому институту исполнялось 60 лет. В связи с юбилеем института была издана книга: Шадринский государственный педагогический институт. 1939-1999 (составитель и отв. Редактор В.С. Бирюков, Шадринск: изд-во Шадринского пединститута, 1996, 416 с.) В этой книге бывшие коллеги Андрея Павловича поделились воспоминаниями о нем. Вспоминает Михаил Андреевич Колесников: « Мне посчастливилось быть деканом физико - математического факультета с1981 по 1998 год… Забота о молодой смене - первая и самая прочная традиция кафедры, заложенная еще профессором А.П.Рымкевичем. До сих пор работают на кафедре проблемные группы студентов, у истоков создания которых он стоял». Вспоминает А.3. 3агайнов (зав. кафедрой физики 1971-1981г.г.) «Не много по бывшему Союзу (а сейчас России) кафедр физики (методики физики), в которых работало бы два автора учебников и учебно-наглядных пособий, по которым учатся миллионы школьников (профессор А.П. Рымкевнч, А.З. Загайнов)… А.П. Рымкевич вел методику преподавания физики в школе.На лекциях широко использовались различные технические средстваобучения, на лабораторных занятиях велся предметный разговор. Оригинальной была методика проверки знаний, умений и навыков студентов на экзаменах. Культурная, интеллектуальная личность. Нас, сибиряков, он терпел такими, какие мы есть. Страстно увлекался рыбалкой. Андрей Павлович Рымкевич - это дляменя представительленинградской интеллигенции - с необыкновенной своей доброжелательностью, простотой, деликатностью и кстудентам, и к коллегам, и к любому встречному. И одновременно с этим внутренняя сосредоточенность, необыкновенная работоспособность. И поразительная скромность в том, что он воевал в блокадном Ленинграде, о чём я узнал случайно по оговорке на лекции: «Когда я был на фронте, это делалось так...». Избегал носить награды, сидеть в президиумах, пользоваться какими-либо льготами. Всех своих студентов знал по именам, они ему придумывали задачи, проверяли решения.» Вспоминает В.С. Бирюков: «Имя профессора Шадринского педагогического института А.П. Рымкевича не нуждается в особом представлении: десятки миллионов бывших и нынешних школьников уже почти три десятилетия изучают основы физики но его «Сборнику задач по физике для средней школы». Далеко не каждый российский регион может гордиться тем, что в нем жил и творил автор учебного пособия для средней школы - произведения высшей социальной значимости и ответственности, качество которого в значительной степени определяет уровень цивилизованности целых поколений. Влияние школьного учебника на формирование мировоззренческих ценностей, установок массового сознания и личности безусловно. Задачник Рымкевича прошел многолетнюю проверку на «качество», выдержав уже 14 изданий общим тиражом более 12 миллионов экземпляров, переведен на все языки народов бывшего Советского Союза и официально признан стабильным учебным пособием. Многие шадринцы - учителя физики, - студенты и преподаватели пединститута - внесли свою лепту в совершенствование задачника, что воспринималось им с благодарностью и учитывалось в последующих изданиях. Андрей Павлович - по происхождению коренной петербуржец, потомственный интеллигент: его отец, Павел Адамович, был профессором физики. Родился А.П. Рымкевич в том роковом 1923 году, поколение которого с выпускного школьного бала ушло на самую страшную войну в истории человечества. Судьбу своего поколения в полной мере разделил и Андрей Павлович. Из школы - в военное училище, затем действующая армия с 1942 по 1945 годы, долгий путь от Астрахани до Бреслау, в самом конце войны - тяжелое ранение. После войны учился в Ленинградском пединституте, работал учителем физика в школе, затем преподавателем кафедры методики физики того же института; обучение в аспирантуре, успешная защита кандидатской диссертации, плодотворная научная и преподавательская деятельность; подготовлены первые издания задачника, учебника «Физика-8» для вечерней школы, руководство аспирантурой и работа ученым секретарем специализированного совета по защитам диссертаций, научным консультантом фирмы «Леннаучфильм», старшим научным сотрудником НИИ общей педагогики Академии Педагогических Наук, исполняющим обязанности заведующего кафедрой и декана физического факультета ЛГПИ… В конце 1975 года Андрей Павлович по семейным обстоятельствам переезжает в наш город, избирается на должность доцента, затем профессора кафедры физики Шадринского пединститута и работает в институте до своих последних дней.Значение личности и деятельности Андрея Павловича в жизни Шадринского пединститута трудно переоценить. С его появлением наш ВУЗ избавился от провинциальной обезличенности. На вопрос: «Что это такое, институт в Шадринске?» - гордо могли ответить: «Это институт, где работает Рьмкевич, автор задачника по физике» и тем удовлетворить любопытство вопрошающего. Равным образом где-нибудь в Европе или Сибири не имеет смысла для характеристики Шадринска приводить всякие экономико-географические подробности, а достаточно сказать, что это город, где жил Терентий Мальцев. Думается, что имя Андрея Павловича Рымкевича сдерживало чиновничье рвение при попытках ликвидации института. Конечно, свой основной вклад в жизнь института он сделал своей активной научной и педагогической деятельностью на протяжении всех 17 лет работы в ШГПИ. Особое значение для меня, начинающего работника ВУЗа, имело общение с Андреем Павловичем, знакомство с его талантом и мастерством преподавателя при посещении его лекций или семинарских занятий. Поражало умение Андрея Павловича как-то очень легко, естественно создавать в любой студенческой или ученической аудитории особую атмосферу творческого воодушевления, заинтересованности, доверительности отношений ученика и преподавателя. У него не было неуспевающих студентов, не было проблем с посещаемостью занятий, поддержанием дисциплины. Самые отъявленные лоботрясы усердно изучали методику физики, с великим прилежанием выполняли лабораторные работы, увлеченно писали курсовые и дипломные работы. Всех студентов он знал по именам, к каждому находил свой подход, мог увлечь, побудить к творчеству своим поразительным обаянием, доброжелательностью, душевной щедростью. Многим своим студентам он помог определиться в их судьбе, выборе жизненного пути. Его учениками были многие преподаватели института: проректор института, доцент А.В. Прокопьев, доценты В.Ю. Пирогов, З.Л. Шулиманова и др. Студенты искренне любили Андрея Павловича за его душевную мягкость, заинтересованность в их судьбе, за удивительную способность самые сложные вопросы физики раскрывать в простых и ясных образах, доступных примерах. Кстати, эта ясность, доступность изложения отличает и учебники физики, написанные Рымкевичем, которые по оценкам специалистов могли успешно конкурировать с известными учебниками, но по ряду причин не были тиражированы. Так же успешно Андрей Павлович руководил подготовкой аспирантов: под его руководством защищено 14 кандидатских диссертаций. Ряд его аспирантов стали профессорами и докторами наук. К примеру, профессор Уральского педуниверситета Т.Н. Шамало, профессор ШГПИ И.И. Беспалько, доцент Ишимского пединститута В.А. Петрова, доктор педагогических наук Марон. Значительна роль А.П. Рымкевича в повышении уровня преподавания физики в школах города и региона. Большинство учителей физики города и района его бывшие студенты, ни одно мероприятие по повышению квалификации учителей не обходилось без участия Андрея Павловича. Он являлся членом Зонального совета преподавателей физики педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока. История жизни Андрея Павловича может быть условно разделена по географическому признаку на два периода: первый и самый длительный связан с Ленинградом, второй - с Шадринском. Сам Андрей Павлович не делил свою жизнь на периоды, жил органично, следуя своей внутренней логике. Он был неприхотлив в быту, перечень его требований условиям комфортного обитания был предельно скромен: возможности для работы, общения с семьей, природой, поддержания здоровья... Город Шадринск стал для него второй Родиной, здесь выросли его дети, душа обрела уют. Когда при нем неуважительно отзывались об институте, уровне подготовки студентов или школьников, он всегда возражал, доказывая, что наша молодежь по знаниям и способностям не уступает ленинградской, а в искренности и заинтересованности в учебе даже превосходит. Андрей Павлович любил природу Зауралья, был заядлым рыбаком и грибником. Обходил все окрестные леса, реки и озера. Лучше местных жителей знал, где и когда какие грибы собирать надо, все «клевные» местечки. Непрерывно вел дневник наблюдений за погодой, клевом, урожаем грибов. Был пунктуален и обязателен, любил счетные приборы.Оберегая свою внутреннюю свободу, отдавал должное условностям быта и общения. Был доброжелателен, приветлив, хлебосолен, ровен со всеми. Ни разу на моей памяти не воспользовался привилегиями своего положения, звания, возраста или ветерана войны. За всей его открытостью, ясностью, какой-то житейской простотой чувствовался человек сложный, умудренный, большого внутреннего достоинства и высокой чести. Трудно говорить об Андрее Павловиче в прошедшем времени. Хотя и прошло уже пять лет со дня его смерти, но все видится он живым, улыбчивым, доброжелательным, жизнелюбивым...» Умер Андрей Павлович Рымкевич 7 декабря 1993 года