Занковский урок. Какой он?

Занковский урок. Какой он?

В нашей системе используются разные организационные формы. Наряду с уроком особую значимость приобретают экскурсии, театрализация, живое общение между учениками, между учениками и учителем в школе и вне школы. В зависимости от учебной задачи используются индивидуальные, групповые, фронтальные способы ее решения или сочетание этих способов.

На уроке обучающую роль играют и слово учителя, и высказывания детей, и информация, добытая ими. Правилом для учеников наших классов является самостоятельное осмысление информации, обычна для них работа
в библиотеке со справочной и другой дополнительной литературой. Таким образом, уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Размываются стандартные части урока: опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными. Так каков же урок в занковской системе?
Каждый урок в системе Л.В. Занкова прежде всего нацелен на общее развитие школьников. Его эффективность оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов системы общего развития (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения материала, работа над развитием каждого, в том числе и слабого ученика) или типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность). Свое воплощение эти свойства находят в трех компонентах урока:
- в его содержании,
- построении процесса учения,
- в характере отношений.
Коротко поясним сказанное.

Содержание урока. На уроке учитель планирует или изучение нового материала, или открытие учениками новых связей между уже изученным, или столкновение и разведение сходных, но различающихся знаний. На каждом уроке школьники рассматривают какую-то новую ситуацию. Поэтому при определении содержания урока следует учитывать следующие положения:
- разнообразие источников содержания урока: учебник, рабочая тетрадь, учитель, ученики, литература, словари, окружающая действительность и прочее;
- соотношение на уроке нового и уже известного материала (зависит от состава класса и этапа обучения);
- степень новизны в содержании каждого задания;
- широта, богатство, глубина рассматриваемых проблем и связей.
Отбор конкретного материала определяется тем новым, что планируется на данном уроке, т. е. темой любого раздела. Вокруг этого нового концентрируются схожие с ним знания и противоположные, для того чтобы новое нашло свое место в системе знаний.

Процесс обучения. При планировании процесса обучения учитель ориентируется на богатство и разнообразие видов деятельности, которые он предложит ученикам. Он думает о соотношении репродуктивной и творческой деятельности школьников на уроке, об оправданности применения прямых и косвенных путей учения. Он старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения коллизий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимостей.
Учитель организует сравнение материала, его анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерности, к формулированию этой закономерности.

Характер отношений между учениками и между учителем и учениками не должен блокировать свободную мысль учеников, возможность самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное. Это значит, что источником языковой проблемы может быть и учитель, и любой ученик. Леонид Владимирович Занков призывал учителей держать паузу после проблемного вопроса, чтобы дать ученикам возможность подумать, обсудить ответ друг с другом. Желательно, чтобы правильность или неправильность поиска определял не учитель, а школьники, реагируя на ответы товарищей. Учитель же выступает в роли опытного проводника, ведущего через горы непростым путем, дающего возможность преодолевать препятствия, чтобы сплотить и сделать опытной свою команду. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Благодаря этому на уроке нет места основному врагу познания - скуке.
Безусловно, ни один урок как создание конкретного учителя и конкретного класса не может быть образцом. Но основой любого урока должны стать: глубокая теория, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между пройденным, изучаемым и перспективным материалом, открытие новых и новых граней в уже известном, изученном.
Это те позиции, которые, как нам кажется, воспримут многие учителя. Учителю, начинающему работать по системе общего развития Л.В. Занкова, труднее всего бывает преодолеть привычку решать за детей все проблемы. Учителя спешат с подсказывающим конкретным вопросом, торопятся вызвать сильного ученика, сделать обобщение за класс.

Вы можете ознакомиться с учебно-методическими материалами, представленными Издательским домом "Федоров".


Другие материалы по теме

Аудитория:

Педагог Родитель

Развивающая система обучения Л. Занкова

Здравствуйте!

Уважаемые коллеги, рекомендую Вам зайти на сайт, который полностью посвящен системе Занкова www.zankov.ru/article.asp?edition=1&heading=1&article=1. Одна из навигаций сайта - это форум. На форуме обсуждаются главным образом вопросы, связанные с обучением в начальной школе по системе Л. Занкова, различные аспекты применения этой образовательной системы, её достоинства и недостатки.
В форумах участвуют родители, учителя, учащиеся. Можно получить компетентные ответы на вопросы по системе обучения Л. Занкова. Открывать новые темы в форумах и участвовать в обсуждении могут все желающие.


© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"