Отчет о достижении взятых обязательств по внедрению комплексного проекта модернизации образования Свердловской области в 2008 г

Свердловская область

Отчет о достижении взятых обязательств по внедрению комплексного проекта модернизации образования в 2008 году

Аналитическая часть

1. Введение новой системы оплаты труда учителей (НСОТ)

Концепция новой системы оплаты труда работников областных государственных общеобразовательных учреждений Свердловской области в условиях нормативного подушевого финансирования была разработана на базе Модельной методики и одобрена постановлением Правительства Свердловской области от 6 июля 2007 года № 647-ПП «Об одобрении Концепции новой системы оплаты труда работников областных государственных общеобразовательных учреждений Свердловской области в условиях нормативного подушевого финансирования».

На основе Концепции принято постановление Правительства Свердловской области от 5 сентября 2008 г. № 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», согласно которому новая система оплаты труда работников областных государственных общеобразовательных учреждений вводится с 1 декабря 2008 года в рамках выделенных ассигнований на оплату труда.

Процесс принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по введению НСОТ закончен, осуществлен перерасчет заработной платы работников общеобразовательных учреждений. Введение новой системы оплаты труда в 2008 году в муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется согласно аналогичным постановлениям органов местного самоуправления также в рамках утвержденных ассигнований на оплату труда.

Предлагаемая система оплаты труда направлена на повышение качества образовательной услуги и предусматривает оплату всех видов деятельности учителя. Предусматривается разделение фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения на базовую и стимулирующую части. Вместо фиксированных размеров ставок, окладов за норму рабочего времени учителю будет оплачиваться час его работы с каждым учеником (ученико-час), за счет стимулирующей части оплаты труда будут осуществляться поощрительные выплаты по результатам труда (премии), распределяемые учреждением на основании установленных показателей (критериев) по всем категориям работников. Основными критериями при распределении стимулирующих выплат являются качество образования, показатели здоровья и воспитания обучающихся.

В новой системе оплаты труда не предусмотрен учет стажа педагогической работы и уровень образования педагога, так как в качестве основных показателей, влияющих на зарплату, используются критерии, отражающие результаты работы педагога.

Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения обеспечивается за счет стимулирующей части фонда оплаты труда, объем которой определяется образовательным учреждением самостоятельно до 30%.

Подготовка и принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления по введению НСОТ осуществлялись в сентябре-ноябре 2008 года. Переход на НСОТ в образовательных учреждениях Свердловской области происходит с соблюдением требований законодательства в сфере труда (работники должны быть предупреждены о существенных изменениях трудового договора). Общеобразовательные школы-интернаты, центры образования и начальные школы-детские сады на НСОТ в 2008 году не переходят (хотя в электронном мониторинге учреждения данных видов участвуют как реализующие программы общего образования, но при составлении заявки обязательство в 100% определялось только в отношении общеобразовательных школ, лицеев и гимназий) В связи с этим, доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения в которых перешли на НСОТ, и доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на НСОТ, на 17 декабря 2008 года составила 93.06% и 84.57 % соответственно (показатели 1.4,1.5; обязательство - 100%).

Свердловская область в 2008 году продолжала последовательно решать проблему увеличения заработной платы работников бюджетной сферы (путем постепенного увеличения тарифной ставки 1 разряда существующей тарифной системы оплаты труда).

В 2007 году в Свердловской области средняя номинальная начисленная зарплата учителей возросла на 37% по сравнению с 2006 годом и составила 11936,0 рублей.

В 2008 году среднемесячная заработная плата в сфере образования составила 9419 рублей. Среднемесячная заработная плата учителей - 14848 рублей (на 17 декабря 2008 года). Увеличение заработной платы учителей составило: по сравнению с 2006 годом - 70%, по сравнению с 2007 годом - 24 % (показатель 1.2., обязательство - 30.0-40.0 %)

Фактическая доля оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений составила 65.61%, что практически соответствует запланированной (показатель 1.3., обязательство - 68.0%). Приказом министра общего и профессионального образования Свердловской области от 15.08.2007 года № 37-д было утверждено Примерное штатное расписание государственных общеобразовательных учреждений Свердловской области, что позволяет органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, осуществлять изменения внутренней структуры общеобразовательных учреждений, привести штатные расписания школ в соответствие с потребностями населения в тех или иных образовательных услугах. Этот процесс велся в 2007 и в 2008 гг., будет продолжен в 2009 году.

2. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ)

С 2007 года в Свердловской области объем субвенций по реализации основных общеобразовательных программ определяется в соответствии с Законом Свердловской области от 27 апреля 2007 г. № 37-ОЗ «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений общего образования, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета», в котором установлены нормативы финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений для расчета субвенций по каждой ступени общего образования. Нормативы учитывают различные типы и виды учреждений, их повышенный статус, местонахождение, наличие специальных (коррекционных) классов, групп продленного дня, дополнительных образовательных программ, углубленное изучение отдельных предметов и другие факторы, влияющие на величину норматива.

Распределение полученного из областного бюджета объема субвенции между муниципальными общеобразовательными учреждениями осуществляется администрацией муниципальных районов (городских округов).

Постановлением Правительства Свердловской области от 26.09.2008 г. № 1026-ПП «Об утверждении Методики определения объемов расходов в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе нормативного финансирования» установлен порядок определения объемов расходов в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе нормативов финансирования, утвержденных Законом Свердловской области от 27 апреля 2007 г. № 37-ОЗ.

Доля муниципальных и государственных общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, составляет 100 % (показатели 2.1., 2.2., обязательство - 100%), так как муниципальными образованиями при планировании бюджетных смет учреждений используются финансовые нормативы, утвержденные Законом Свердловской области от 27 апреля 2007 г. № 37-ОЗ и постановлением Правительства Свердловской области от 26.09.2008 г. № 1026-ПП «Об утверждении Методики определения объемов расходов в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе нормативного финансирования».

Доля общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, на 17 декабря 2008 года составила 100 % (показатель 2.3, обязательство - 100.0 %). Подготовка и переход на новую систему оплаты труда способствовали увеличению количества образовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, что позволило выполнить обязательство в полном объеме.

Относительное (к 2006 году) повышение величины нормативов подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности, составило соответственно 50.7% и 82.9% по отношению к показателям, указанным в заявке (показатели 2.4.1, 2.4.2, обязательство - 73.13%).

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.12.2007 года № 1331-ПП «О мерах по реализации Закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2008 год» объем субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2008 году первоначально утвержден в сумме 10 920 422,0 тыс. рублей, в том числе расходы на оплату труда с начислениями - 10 214 904,0 тыс. рублей, учебные расходы - 705 518,0 тыс. рублей.

В соответствии с Законом Свердловской области от 29.10.2007 г. № 101-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год» (с изменениями) расходы областного бюджета на приобретение федерального и регионального комплектов учебников и учебной литературы для общеобразовательных учреждений утверждены в сумме 196 435,0 тыс. рублей.

Таким образом, доля учебных расходов в общем объеме бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений (заработная плата и учебные расходы) составляла 8,1 процента.

В связи с решением Правительства Свердловской области об увеличении заработной платы работникам бюджетной сферы (постановление Правительства Свердловской области от 26.02.2008 г. №133-ПП) в течение 2008 года фонд оплаты труда увеличился и составил 10 912 093,0 тыс. рублей. Доля учебных расходов в общем объеме бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений стала составлять 7,6 процента (показатель 2.5, обязательство 11.23 %). Недостижение показателя объясняется тем, что при составлении заявки и определении обязательств указанное увеличение доли расходов на выплату заработной платы в общем объеме бюджетного финансирования учреждений образования не учитывалось.

3. Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО).

На развитие региональной системы оценки качества образования из средств федеральной субсидии направлено 75 918 тыс. рублей. Указанный объем финансирования предусмотрен для завершения работ по созданию государственного учреждения Региональный центр обработки информации и мониторинга качества образования, организации повышения квалификации субъектов системы оценки качества образования, приобретения и модернизации программного обеспечения РСОКО (в том числе систем информационной безопасности), оснащения оборудованием субрегиональных (окружных) и муниципальных центров оценки качества образования.

В эксперименте по введению ЕГЭ Свердловская область участвует с 2005 года (показатель 3.1.).

В 2008 году выпускникам XI (XII) классов общеобразовательных учреждений (текущего года) была предоставлена возможность пройти государственную (итоговую) аттестации в форме ЕГЭ по 9 учебным предметам (показатель 3.2, обязательство - 9 предметов).

К введению ЕГЭ в штатный режим в Свердловской области велась планомерная подготовка с 2001 года. Реализуя компетенцию государственного органа управления образованием в части подготовки к введению в штатный режим ЕГЭ, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области в 2001-2002 учебном году инициировало проведение «репетиционного» тестирования, процедура которого была максимально приближена к модели ЕГЭ. За прошедший период апробирована процедура ЕГЭ, созданы и введены в штатный режим работы структуры, обеспечивающие организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ, выстроена организационная модель на всех уровнях управления образованием. Область готова обеспечить реализацию законодательства в части организации и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников в новой форме - ЕГЭ.

В 2008 году доля выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений (текущего года), проходивших государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ, составила 98,4 % и 96,5 % от общего числа выпускников соответственно (показатели 3.3.1, 3.3.2, в обязательствах Свердловской области - 90,0%);

Указанный результат достигнут в том числе за счет предоставления возможности сдачи ЕГЭ выпускникам прошлых лет, обучающимся учреждений начального и среднего профессионального образования, освоившим программу среднего (полного) общего образования.

Доля выпускников общеобразовательных учреждений, Свердловской области проходящих государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ по трем и более учебным предметам, составила 72,5 % (показатель 3.4, обязательство - 70 %). Перевыполнение обязательства вызвано:

- увеличением количества общеобразовательных предметов (2007 год - 1; 2008 год - 9);

- значительным увеличением количества участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ учреждений высшего и среднего профессионального образования Свердловской области (2007 год - 40%; 2008 год - 100%).

Обязательство Свердловской области по показателю 3.5 «Доля выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными, межшкольными экзаменационными комиссиями» (обязательство - 3.0%) определялось с учетом количества:

- муниципальных экзаменационных комиссий, создаваемых для итоговой аттестации выпускников 9х классов по предметам профильного обучения в классах третьей ступени;

- межшкольных экзаменационных комиссий, создаваемых для итоговой аттестации в случае первой государственной аккредитации новой образовательной программы.

Поскольку Свердловская область не была официально включена в число участников федерального эксперимента по проведению итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме, значения данного показателя не вносились.

В то же время как минимум в трех муниципальных образованиях Свердловской области (областных экспериментальных базовых площадках) - городе Екатеринбурге, Качканарском городском округе, Верхнесалдинском городском округе государственная итоговая аттестация выпускников IX классов обеспечивалась работой муниципальных экзаменационных комиссий. Доля выпускников IX классов, проходивших государственную итоговую аттестацию в этих муниципальных образованиях, существенно превышает 3%. Следует признать, что наличие муниципальных экзаменационных комиссий не является достаточным условием введения новой формы итоговой аттестации выпускников IX классов, именно по этой причине данные в электронный мониторинг не внесены.

Проведение мониторинговых исследований качества образования (показатель 3.6.1) осуществляется с 2002 года в рамках проекта «Областные контрольные работы» (с 2007 года - Областной образовательный проект «ОКР»). Исследования ориентированы на измерение информационно-методологической и коммуникативной компетентности обучающихся 4, 8, 10 классов. Их результаты позволяют анализировать динамику сформированности ценностных ориентаций обучающихся.

В 2007 году по проблеме «Ценностные ориентации выпускников общеобразовательных школ Свердловской области» проведено комплексное социологическое исследование[1].

Отчеты о результатах исследований и сравнительные данные публикуются в Вестниках регионального образования, отдельными изданиями.

Часть аналитического отчета о проведении областного экспертного этапа ООП «ОКР» представлена в сборнике по итогам реализации КПМО в Свердловской области

Информация также размещена на официальном сайте Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Приказом министра общего и профессионального образования Свердловской области от 22.10.2008 г. № 930-ал «О создании информационных условий функционирования региональной системы оценки качества образования в 2008-2009 учебном году» утверждены перечень и формы сбора информации для формирования:

1) базы данных учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, государственных образовательных учреждений Свердловской области, завершающих в 2008-2009 году освоение программы среднего (полного) общего образования;

2) банка данных государственной аккредитации образовательных учреждений Свердловской области.

Указом Губернатора Свердловской области учреждено Государственное учреждение «Центр обработки информации и мониторинга качества образования» (показатель 3.6.2). Согласно Уставу, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области, предметом деятельности Центра является организационно-техническое и информационное сопровождение процедур оценки качества образования в образовательных учреждениях на территории Свердловской области. В настоящее время идет комплектование штата учреждения, ремонт помещений. Сформирован бюджет на 2009 год. В структуре данного Центра функционирует 10 окружных центров оценки качества (общего и профессионального) образования, расположенных во всех управленческих округах Свердловской области (2 в г. Екатеринбурге, 2 в Нижнем Тагиле и 6 - в каждом из управленческих округов области).

В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования с целью обеспечения информационных ресурсов системы оценки качества образования (создания муниципальных информационных центров) для 72 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования централизованно приобретено и поставлено техническое оборудование на сумму 637 тыс. рублей (в расчете на один центр).

Приказом министра общего и профессионального образования Свердловской области от 06.12.2007 г. № 672-и утверждено Положение о системе оценки качества образования Свердловской области(показатель 3.7.).

В рамках областного образовательного проекта «ОКР» проведен областной конкурс систем оценки качества образования образовательных учреждений различных типов. Материалы и результаты конкурса обсуждались на Годичном совещании работников образования Свердловской области «Управление персоналом как основа повышения качества образования в Свердловской области». Во всех управленческих округах Свердловской области (в городах Североуральск, Верхняя Салда, Екатеринбург, Первоуральск, Асбест, Ирбит) с 28 октября по 13 ноября 2008 года прошли областные этапы Годичного совещания, непосредственное участие в которых приняли 1300 педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений.

Проведена коллегия министерства образования Свердловской области (26.12.2008 г.) «Об информационных ресурсах единого государственного экзамена для управления качеством образования», на которой рассмотрены вопросы:

- об информационных ресурсах ЕГЭ для развития и функционирования региональной системы оценки качества образования Свердловской области;

- об информационно-технологических условиях ЕГЭ для внедрения автоматизированного документооборота и электронного мониторинга качества образования в систему оценки качества образования Свердловской области;

- об информационных ресурсах ЕГЭ для совершенствования методологии и стратегии отбора содержания, методов, организационных форм обучения).

По показателю 3.8. «Наличие нормативных правовых документов, предусматривающих учет при оценке качества образования внеучебных достижений учащихся» у Свердловской области обязательств не было.

Учет внеучебных достижений учащихся при оценке качества образования на территории Свердловской области осуществляется в соответствии с:

- приказом министра общего и профессионального образования Свердловской области от 06.12.2007 № 672-и «Об утверждении Положения о системе оценки качества образования Свердловской области»;

- приказом министра общего и профессионального образования Свердловской области от 26.01.2007 г. № 13-д «Об утверждении Положения об областном образовательном проекте «ОКР»;

- приказом министра общего и профессионального образования Свердловской области от 22.10.2008 г. № 930-ал «О создании информационных условий функционирования региональной системы оценки качества образования в 2008-2009 учебном году».

Обязательность учета достижений обучающихся фиксируется в рамках ООП «ОКР», Областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала, иных мероприятий, акций, проектов в системе образования в системе оценки качества образования на всех уровнях: индивидуальном, образовательного учреждения, органа управления образования, областном.

4. Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства

По показателю 4.1 «Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса» на 17 декабря 2008 года достигнуто значение 81.26 % (обязательство - 92 %).

Значения по данному показателю, указанные в заявке Свердловской области на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, были рассчитаны исходя из того, что критерием достижения будет соответствие условий получения образования требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям при прохождении процедур лицензирования. Критерии и методика подсчета исполнения взятых обязательств, определенные электронным мониторингом, на момент составления заявки отсутствовали.

В электронном мониторинге участвуют все школы Свердловской области, в том числе Центры образования, общеобразовательные школы-интернаты, начальные школы-детские сады, а также малокомплектные и малочисленные сельские школы.

Здания значительной части образовательных учреждений Свердловской области были построены и введены в эксплуатацию до внесения соответствующих изменений в санитарные правила и нормы (в 1960-1980 гг.) и соответствовали действовавшим на момент сдачи требованиям строительных и санитарных норм и правил (в том числе в части размеров и оборудования спортивных залов, наличия систем горячего и холодного водоснабжения и др.).

Типовые проекты таких зданий не предусматривали оборудование:

- спортивных залов с высотой потолка не менее 6 м. и площадью не менее 9х18 м, а также наличие при спортивных залах душевых комнат и туалетов;

- кабинетов химии вытяжкой и системой подводки воды к партам учащихся;

- территории для реализации раздела «Легкая атлетика».

Для реконструкции зданий необходимы значительные вложения денежных средств, а также длительные сроки для проведения необходимых работ

В связи с этим по ряду учреждений Свердловской области показатели 4.1.3.7, 4.1.3.12, 4.1.6.5. отрицательны (как и в 2007 году), а достижение данных показателей в целом по учреждениям Свердловской области составило на 17 декабря 2008 года 90.88%, 86.81%, 81.59 % соответственно.

По показателю 4.1.5 «Наличие в здании, где расположено учреждение, собственного (или на условиях договора пользования) лицензированного медицинского кабинета» достигнуто значение 78.92 %. Процесс лицензирования медицинских кабинетов в образовательных учреждениях осуществляется органами управления образования совместно с органами и учреждениями здравоохранения. Постановлением Правительства Свердловской области от 27.11.2008г. № 1270-пп «О совершенствовании организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений Свердловской области» в 2009 году запланировано выделение 177 млн. рублей для приобретения медицинского оборудования и инструментария для оснащения общеобразовательных учреждений. Лицензирование деятельности медицинских кабинетов будет осуществлена учреждениями здравоохранения в 2009 году.

По показателям 4.2 «Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности», 4.3 «Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности»

В системе электронного мониторинга на 17.12.2008 года величина показателя наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, составила 22.35 чел., а в учреждениях, расположенных в сельской местности - 12.71 чел. (плановые значения на 2008 год по показателям 4.2, 4.3 - 23.3 чел. и 13.9 чел. соответственно.

По итогам приема отчетов статистического государственного наблюдения (на 05.09.2008г.) средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях Свердловской области, расположенных в городской местности, составляла 22.52 чел., а в сельских школах - 12.75 чел.

Факторы, препятствующие достижению показателей по ряду муниципальных образований:

1. удаленность населенных пунктов (расстояние между сельскими населенными пунктами от 15 км до 70 км) и состояние автомобильных дорог (появляется ограничение по подвозу учащихся);

2. размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных зданиях, в зданиях, построенных в начале XX века и зданиях - памятниках архитектуры (17 школ имеют предписания территориальных органов Роспотребнадзора о максимальной наполняемости классов не более 12-20 человек в зависимости от площади учебных кабинетов);

3. возрастание социальной напряженности в населенных пунктах, в которых возможна или планируется реорганизация (ликвидация) образовательных учреждений с низкой наполняемостью классов, что обусловлено негативным отношением родителей и учащихся школ, расположенных в малых городах, рабочих поселках к укрупнению классов и организации классов-комплектов в малокомплектных школах (обращения граждан поступали не только в органы государственной власти, но и в адрес Уполномоченного по правам человека в Свердловской области и Прокуратуру Свердловской области);

4. ряд школ с невысокой наполняемостью классов отнесены к категории «городских», но находятся в территориально обособленных районах (места дислокации предприятий, вокруг которых строится вся социальная инфраструктура), поселках городского типа, дачных поселках или в закрытых административно-территориальных образованиях. Всего на территории Свердловской области можно выделить 25 муниципальных образований, в которых 49 образовательных учреждений находятся в территориально обособленных поселениях, отнесенных к поселкам городского типа. Показатель наполняемости классов в данных образовательных учреждениях составляет от 15.83 до 22.2 чел.

По итогам реализации комплексного проекта модернизации образования в Свердловской области в 2007, 2008 годах наблюдается положительная динамика по увеличению показателя средней наполняемости первых классов образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности.

В 2008 году показатель средней наполняемости первых классов образовательных учреждений, расположенных в городской местности, составил 23.43 чел. (увеличился на 0.82 чел. по сравнению с 2007 годом), а средняя наполняемость первых классов образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, составила 12.63 чел. (увеличилась на 0.77 чел. по сравнению с 2007 годом).

В 2008 году показатель средней наполняемости пятых классов в образовательных учреждениях, расположенных в городской местности, составил 22.75 чел. (увеличение - 0.4 чел). Показатель наполняемости пятых классов образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, снизился по сравнению с 2007 годом на 0.22 чел. и составил 11.7 чел. Снижение показателя обусловлено тем, что существующая практика организации образовательного процесса на основной ступени в ряде сельских школ не предусматривает комплектование объединенных классов-комплектов для обучающихся данной ступени. Тем не менее, руководители образовательных учреждений все чаще стали обращаться к опыту организации объединенных классов-комплектов для 5-9 классов, и в 2009-2010 учебном году данная практика будет более широко использоваться в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.

Следует признать, что при определении обязательств по показателям 4.2, 4.3 в заявку на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, был включен оптимистичный прогноз численности учащихся общеобразовательных учреждений и сформированных классов-комплектов. Не были учтены социальные риски, связанные с негативным отношением родителей и учащихся школ к укрупнению классов, вынесением предписаний территориальных органов Роспотребнадзора о максимальной наполняемости классов и др.

Учитывая специфику ситуации в каждом муниципальном образовании, была проведена соответствующая работа с населением, в результате которой к началу 2008-2009 учебного года в муниципальных образованиях Свердловской области:

- 5 начальных школ-детских садов реорганизованы в дошкольные образовательные учреждения,

- 12 образовательных учреждений реорганизованы путем изменения вида образовательного учреждения,

- ликвидировано 11 образовательных учреждений (3 средние, 1 основная школы, 7 филиалов школ),

- приостановлена деятельность 4 начальных школ.

В 2009 году в целях оптимизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений планируется ликвидация 6 общеобразовательных учреждений (3 средние, 2 основные, 1 начальная школы) и реорганизация 12 школ, из них:

- 3 средние школы изменят вид (на основные),

- 4 начальные школы реорганизуются в дошкольные образовательные учреждения,

- 3 основные и 2 начальные школы реорганизуются путем присоединения к средним общеобразовательных учреждениям.

Изменение сети образовательных учреждений приведет к увеличению показателя наполняемости классов.

Уменьшение числа учащихся, принявших решение получать среднее (полное) общее образование в 10-х классах общеобразовательных учреждений, прогнозировалось при составлении заявки (показатель 4.4., обязательство - 61.38 чел., факт - 56.11 чел).

В 2008 году зафиксировано общее снижение средней наполняемости в 10 классах общеобразовательных учреждений. В школах, расположенных в городской местности, средняя наполняемость 10-х классов - 21.63 чел (снижение на 0.19 чел), а в сельских образовательных учреждениях - 11.87 чел. (снижение на 0.67 чел.).

Факторы, влияющие на данный показатель:

- общая демографическая ситуация в Свердловской области (число выпускников 9-х классов в 2004-2008 годах ежегодно уменьшалось на 10-15%, число средних общеобразовательных школ за этот период сократилось с 905 до 889);

- выпускники 9-х классов выбрали для продолжения своего образования учреждения начального и среднего профессионального образования (доля выпускников 9-х классов, продолживших обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования, с 2006 года выросла на 3.2 % и составила 29.8 % от общего числа выпускников). По результатам проведенных исследований, в качестве одного из мотивов для продолжения образования за пределами школы учащиеся называют нежелание проходить государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ в общеобразовательных учреждениях. Также на выбор выпускников 9-х классов повлияли профориентационная работа учреждений начального и среднего профессионального образования, которые обеспечивают подготовку квалифицированных и высоковостребованных специалистов для нужд экономики Свердловской области. Внесение изменений в нормативные правовые акты РФ, регулирующие перечень и порядок предоставления отсрочки от службы в армии, также привело к уменьшению числа желающих продолжить образование в общеобразовательных учреждениях. В данном случае для юношей предпочтительнее к моменту призыва получить не только среднее (полное) общее, но и профессиональное образование, что расширяет возможности призывников проходить службу в различных родах войск и по различным военным специальностям.

Вместе с тем, данные о численности учащихся 9-х и 10-х классов, о доле несовершеннолетних, продолжающих после 9-го класса обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования, о числе ликвидируемых и реорганизуемых средних общеобразовательных учреждений, позволяют прогнозировать выполнение в 2009 году обязательств Свердловской области по показателю 4.4. «Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно общеобразовательное учреждение, имеющее старшую ступень».

5. Расширение общественного участия в управлении образованием

Обязательства по данному направлению реализации комплексного проекта модернизации образования Свердловской областью выполнены в полном объеме (по всем показателям).

По данным мониторинга реализации комплексного проекта модернизации образования на 17.12.2008 г. в 96.86 %. общеобразовательных учреждений созданы и работают органы государственно-общественного управления (далее - советы), обладающие комплексом управленческих полномочий (показатель 5.1.).Это превышает обязательства 2008 года (88,1%), что связано с результатами целенаправленной деятельности образовательного сообщества Свердловской области по развитию социального партнерства в образовательных учреждениях.

Все муниципальные образования имеют орган государственно-общественного управления образованием (показатель 5.2., обязательство - 100 %, факт - 100 %).

Практически все общеобразовательные учреждения имеют опубликованный публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности (показатель 5.3., обязательство - 59,1%, факт - 99,91 %). Превышение заявленных обязательств связано с развитием системы открытости образовательного процесса, которая обеспечена деятельностью образовательных учреждений по созданию и обновлению собственных сайтов, активном использовании ресурсов портала «Образование Урала».

Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет, на 17 декабря 2008 года составляет 70.27% (показатель 5.4, обязательства - 51.9 %) . Бесперебойный доступ к сети Интернет, полученный в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», поставка в образовательные учреждения стандартного базового пакета программного обеспечения, реализация программ повышения квалификации педагогов образовательных учреждений позволили увеличить количество сайтов образовательных учреждений и обеспечить регулярность их обновления.

Как и в прошлом году во всех пунктах проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ присутствовали общественные наблюдатели (показатель 5.5, обязательство 100 %).

Доля общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты, не являющиеся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием, на 17 декабря 2008 года составляет 72 % от числа всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за отчетный период (показатель 5.6., обязательство 32 %).

Сформированный областной банк экспертов позволил увеличить число учреждений, в лицензировании и аккредитации которых приняли участие общественные эксперты.

В соответствии с содержанием заявки Свердловской области на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, в 2008 году продолжалась деятельность по реализации комплекса мероприятий по расширению общественного участия в управлении образованием.

В части обеспечения деятельности Медиацентра в структуре Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Дворец молодежи»

Центр призван обеспечить комплекс информационных, организационных, исследовательских, научно-методических, образовательных условий, направленных на развитие медиаобразования, отвечающего задачам социально-экономического развития Свердловской области. Приказом министра от 15.05.2008 г. № 18-д создан Управляющий совет Регионального медиацентра Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

В состав совета вошли представители образовательных учреждений высшего, среднего, начального профессионального образования, средств массовой информации, Института развития регионального образования, департамента информационной политики Губернатора Свердловской области.

Создание медиацентра позволило сформировать базу и содержание телевизионных образовательных медиапроектов для регионального образовательного телеканала в формате аналогового и цифрового телевещания, инициировать медиаобразование в образовательных территориях области с целью медиасопровождения в соответствии с ГОС (РК).

Методическим советом Центра дополнительного образования для детей «Дворец молодежи» утверждена и передана на сертификацию в Институт развития регионального образования образовательная программа «Актуальные проблемы медиаобразования».

Подготовлена материально-техническая база образовательной деятельности для педагогов основного и дополнительного образования. Сформирована высокотехнологичная информационная образовательная среда для курсов повышения квалификации: открыт мультимедийный класс, формируется медиатека.

Для информационного обеспечения проектов Регионального медиацентра, организации связи с общественностью развивается сайт www.omo-ps.ru, выпущено два номера журнала «Образование. Медиа. Общество. Пространство сотрудничества», подготовлен третий номер, который открывается статьей Председателя Правительства Свердловской области В. Кокшарова. Формируется четвертый номер журнала.

В части подготовки и выпуска на областных телеканалах программ проекта «Камертон» в рамках телепередачи «Час Дворца» по направлениям: «Родославная», «Территория», «Кабинет»

В настоящее время формируется медиаконтент регионального образовательного телепроекта «Камертон», в основе которого результаты междисциплинарного исследования, проведенного под научным руководством д.ф.н., вице-президента Российской ассоциации социологов Зборовского Г.Е. по теме: «Положения концепции и элементы модели регионального образовательного телеканала».

В январе 2008 года на Областном телевидении (в рамках конкурса) было размещено 15 диалоговых и полилоговых программ «Камертона»: «Голоса», «Кабинет», «Решай!», а также художественно- публицистический сериал «Эпоха».

В проектах «Камертона» приняло участие 150 представителей образовательного сообщества. В настоящее время идут съемки проектов «Голоса» (диалоги с ключевыми фигурами уральской науки, образования, культуры; обсуждение актуальных вопросов современного образования с привлечение широкой педагогической, родительской общественности и представителей детско-юношеских общественных движений.

Идет работа над новыми сериями проекта «Эпоха»: фильм «Внуки», посвященный уральцу Н.Е. Макурину, герою Сталинградской и Курской битв, члену легендарного экипажа танка Т-34, установленного в мемориале «Мамаев курган»; «Большой космос: Уральские страницы» (4,5 серии), по книге «Космос. Ракеты. Судьбы» уральского журналиста А.Б. Дуняшина.

Разработаны положения интеллектуально-игровых, состязательных программ «Семейная регата», «Я почти знаменит!».

В центре данных телевизионных проектов сохранение и развитие семейных ценностей и традиций, поддержка развития профессионального мастерства, изобретательства, история Урала через судьбы земляков уральцев.

В части реализации модели Областного образовательного проекта «ОКР»

В соответствии с планом мероприятий по развитию Областного образовательного проекта «ОКР» в образовательных учреждениях Свердловской области в 2008 году, утвержденным приказом от 01.02.2008 г. № 23-и состоялись все запланированные мероприятия в рамках проекта.

Проведен конкурс детских и педагогических команд на самую «острую» тему дебатов по проблематике проекта в 2008 году. Для участия в конкурсе необходимо было сформировать команды обучающихся и команды педагогов для проведения между ними дебатов по выбранной ими тематике. В качестве наблюдателей или экспертов к работе команд могли быть привлечены родители, классные руководители, мастера производственного обучения, социальные партнеры.

На конкурс поступило 87 материалов с результатами проведения дебатов. По результатам экспертизы определены победители: сборная команда Качканарского городского округа и команда средней общеобразовательной школы № 15 г. Каменска-Уральского.

В период с 5 августа по 24 октября 2008 года проводился конкурс систем оценки качества образования образовательных учреждений. Целью проведения данного конкурса являлось достижение согласованности позиций субъектов региональной системы оценки качества образования в оценивании условий, процесса и результатов образования.

Участниками конкурса стали образовательные учреждения Свердловской области, участвующие в Областном образовательном проекте «ОКР», в которых действует (успешно используется) система оценки качества образования как совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку качества условий и технологий реализации образовательных программ, эффективность деятельности образовательных учреждений с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Для участия учреждениям необходимо было представить локальный акт (акты), отражающий подходы к оценке качества образования. Всего в конкурсе приняли участие 67 образовательных учреждений Свердловской области. Победителям конкурса приказом министра общего и профессионального образования Свердловской области от 19.11.2008 года № 140-н была объявлена благодарность. Победителями стали: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Невьянска; Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Каменска-Уральского; Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Асбеста; Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Нижнего Тагила; Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства; Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия г. Новоуральска.

В конце октября - начале ноября 2008 года прошел областной этап проекта «ОКР» - «Годичное совещание» педагогических работников системы образования Свердловской области, на котором обсуждены вопросы кадрового менеджмента в образовательных учреждениях, новой системы оплаты труда, моделей эффективной деятельности классного руководителя, а также результаты реализации проекта в 2008 году.

В декабре подводятся итоги всего проекта «ОКР» и формируется организационно-содержательная модель реализации проекта в 2009 году, с учетом опыта предыдущих лет и задач, стоящих перед системой образования Свердловской области.

В части обеспечения деятельности образовательного портала «Образование Урала»

Региональный портал «Образование Урала» в настоящий момент поддерживает два основных направления:

1) Обеспечивает сопровождение электронной системы мониторинга комплексного проекта модернизации образования в разделе «Приоритетный национальный проект «Образование» (около 1000 документов в квартал).

2) Обеспечивает предметно-содержательные линии:

- самоопределение и профессиональная ориентация (материалы
двух интернет-конференций «Абитуриент-2007», «Абитуриент-2008»);
- информационно-библиотечная (включающая материалы по сопровождению деятельности школьных библиотек);

- профессиональные образовательные сообщества (деятельность коллективов научных и педагогических кадров на основе разработки и актуализации содержания образования в различных предметных областях с использованием коллекций полнотекстовых материалов).

В настоящее время осуществляется предмодерация новостной ленты пользователей портала (обрабатывается, редактируется и готовится к публикации более 300 единиц новостей образовательных учреждений и органов управления образованием Свердловской области в квартал).

В части проведения Областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» в 2007-2008 учебном году

Мероприятия фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» в 2007-2008 учебном году проводились в соответствии с графиком, утвержденным приказом министра общего и профессионального образования Свердловской области № 572-и от 12.10.2007 года «Об организации областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала».

Общее количество участников фестиваля - 15.755 человек. Распределение участников по мероприятиям различной направленности представлено в таблице:

Название мероприятия

Участники, чел

Окружной тур областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам

11837

III региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по предметам

1643

Областной этап олимпиады профессионального мастерства обучающихся учреждений НПО и СПО

96

Защита исследовательских проектов

170

Турниры юных, конкурсы

485

Форум «Парад искусств»

1428

Интеллектуально-творческие игры «Интеллектуальная радуга», «ЭкоКолобок»

96

ВСЕГО

15755

В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 23.05.2008 г. № 498 53 учащихся Свердловской области стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады 2008 года.

В сентябре-октябре осуществлена разработка графика проведения областных мероприятий фестиваля в 2008-2009 учебном году. Традиционно включены мероприятия и конкурсы: «Турнир юных физиков», «Смотр-конкурс моделей детского и молодежного самоуправления», «Экологическая игра для младших школьников «ЭкоКолобок», «Краеведческий конкурс-форум «Мы - уральцы!» и другие.

В части обеспечения деятельности экспериментальной площадки (на базе муниципальных общеобразовательных учреждений Качканарского городского округа) по развитию механизмов общественного участия в управлении образованием

В течение 2008 года проводилась работа по разработке нормативно-правовых и программных документов по направлениям деятельности областной экспериментальной площадки. Приказом начальника управления образования Качканарского городского округа от 06.06.2008 г. № 226 утверждено Положение о муниципальных общественных наблюдателях и экспертах в системе образования Качканарского городского округа, разработаны и находятся на рассмотрении Главы Качканарского городского округа проекты Положений о муниципальном Управляющем Совете, о порядке кооптации членов муниципального Управляющего совета Качканарского городского округа.

В целях создания условий для реализации информационного обеспечения граждан, формирования единой инфраструктуры информационных ресурсов муниципальных образовательных учреждений, формирования единой инфраструктуры информационных ресурсов системы образования была создана нормативная база, регламентирующая разработку официальных web-сайтов Управления образованием и образовательных учреждений, а именно положение об официальном web-сайте образовательного учреждения Качканарского городского округа и требования к официальным сайтам общеобразовательных учреждений Качканарского городского округа.

В настоящее время ведется доработка школьных сайтов в соответствии с этой нормативной базой и современными требованиями. Работа web-сайта управления образованием также регламентируется нормативной базой, включая структуру сайта и классификацию размещаемой информации в соответствии с разделами.

20 марта 2008 года проводилась ежегодная родительская конференция «Взаимодействие семьи и школы: новые формы». Один из обсуждаемых вопросов на конференции - «Возможности медиаресурсов во взаимодействии семьи и образовательных учреждений».

Практическая значимость данного направления выразилась в эффективности использования образовательных медиаресурсов (сайтов образовательных учреждений, видеоконференций)

Участники конференции использовали медиатехнологию - телемост между старшеклассниками, начальником управления образованием Бугуевой Л.В. и родителями. Общение в телеэфире показало готовность участников к открытому общению и желанию не только обозначить проблемные поля, но и предлагать свой опыт решения, анализировать возможности развития государственно-общественного управления в системе образования. Участники видеоконференции отметили, что формы взаимодействия семьи и образовательных учреждений становятся разнообразными в связи с деятельностью областной экспериментальной площадки.

4 апреля 2008 года во время проведения городских педагогических чтений по теме «Модернизация образования: создание единого информационного пространства, обеспечивающего открытость системы образования» состоялась видеоконференция между педагогическим сообществом Качканарского городского округа и старшеклассниками города.

30 сентября 2008 года по итогам реализации первого этапа программы областной экспериментальной площадки в Качканарском городском округе был проведен семинар «Развитие механизмов общественного участия в управлении системой образования» с участием руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей, педагогов общеобразовательных учреждений, председателей и членов Советов общеобразовательных учреждений, органов общественного управления системой образования.

На семинаре обсуждались вопросы оценки качества образования, содержания и формы представления общественности публичных докладов, медиаобразования в учреждениях дошкольного и дополнительного образования.

6. Организационное обеспечение реализации РКП

Для реализации КПМО в Свердловской области в 2008 году подготовлены следующие нормативные документы и инструктивно-методические материалы для муниципальных и школьных управленческих команд:

-постановление Правительства Свердловской области № 935-ПП от 05.09.2008 г. «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

- методические рекомендации МОиПО Свердловской области руководителям органов управления образованием по введению новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ) в условиях нормативного подушевого финансирования. 2008 г.;

- постановление Правительства Свердловской области от 26.09.2008 года № 1026-ПП «Об утверждении Методики определения объемов расходов в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе нормативного финансирования»;

- письмо МОиПО Свердловской области от 06.10.2008г. № 304 «Рекомендации о порядке исчисления заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс»;

- письмо МОиПО Свердловской области руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования

от 10.01.2008 № 01 «Об обеспечении развития системы оценки качества образования в Свердловской области»;

- «Открытый (публичный) Доклад образовательного учреждения» Методические рекомендации. ИРРО. 2008 г.

- информационное письмо министерства от 09.02.2007 г. № 23 «О приведении в соответствие численности педагогических работников к штатной численности общеобразовательных учреждений»;

- приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 37-д от 15.08.2007 г. «Об утверждении Примерного штатного расписания государственных общеобразовательных учреждений Свердловской области»;

- письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Свердловской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.01.2008 г. № 102 «О внесении изменений в Примерное положение о Совете общеобразовательного учреждения»;

- «Развитие общественной составляющей в управлении образовательным учреждением (Управляющие советы)». Методические рекомендации. ИРРО. 2008 г.

Подготовленные инструктивно-методические материалы позволили муниципальным и школьным управленческим командам разработать (или внести изменения) необходимые локальные акты и документы, обеспечивающие реализацию КПМО в Свердловской области.

Система специальной подготовки (обучения) муниципальных и школьных управленческих команд по реализации КПМО включала в себя проведения образовательных программ и семинаров, а также консультаций по всем направлениям КПМО, в том числе

- Образовательные программы повышения квалификации: «Деятельность руководителя ОУ по реализации комплексного проекта модернизации образования» (288 час.); «Развитие профессионально-личностного потенциала руководителя образовательного учреждения» (168 час.); «Психолого-педагогические условия развития содержания образования периода детства». Вариативныймодуль (ВМ) «Управление дошкольным образовательным учреждением (ДОУ)» (120 час.); «Маркетинговый подход в управлении образованием» (96 час.); «Профессиональное образование в современных условиях»: Вариативный модуль: «Методика нормативного финансирования образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования» (72 час.); «Итоговая аттестация: содержание, формы, технологии (80час.); Образовательная программа повышения квалификации «Обучение тьюторов для подготовки педагогов к проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ)» (72 - 92 час.): Вариативные модули: «Обучение тьюторов для подготовки педагогов к проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике»(92 час.); «Обучение тьюторов для подготовки педагогов естественнонаучного цикла к проведению единого государственного экзамена (биология, география, химия, физика)» (72 час.); «Подготовка педагогов к проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку: обучение тьюторов» (80 час.); «Подготовка педагогов к проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе: обучение тьюторов» (80 час.); «Обучения тьюторов для подготовки педагогов к проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранному языку» (72 час.); «Обучение тьюторов для подготовки к проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике» (80 час.); «Развитие профессиональной компетентности экспертов по вопросам лицензирования, аттестации и аккредитации» (80-168 час.); «Педагогическое тестирование в системе оценки и управления качеством образования» (228 час.); «Мониторинг качества образования» (96 час.).

- Образовательные семинары: «Введение НСОТ работников общего образования, направленное на повышение доходов учителей и переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ)»; «Развитие региональной системы оценки качества образования (СОКО)»; «Развитие сети общеобразовательных учреждений Свердловской области: обеспечения условий для получения качественного общего образования»; «Расширение общественного участия в управлении образованием».

Обучение по образовательным программам и семинарам Института развития регионального образования прошли 99.3% команд общеобразовательных учреждений. Доля (количество) муниципальных образований, управленческие команды которых прошли подготовку по каждому направлению РКП составила 100.0% (72 шт.) Это позволило более четко спланировать программу и планы действий управленческих команд по реализации РКП в Свердловской области, обеспечить динамику показателей по всем направлениям проекта.

Анализ системных изменений, возникших и возникающих в ходе реализации КПМО

В результате реализации комплексного проекта в 2007 году в Свердловской области:

Системные эффекты предполагают качественные изменения в системе, в которой реализуется проект, при этом, с учетом специфики региональных систем образования, набор показателей может быть различным.

К качественным изменениям, происходящим в системе образования Свердловской области в течение последних двух лет можно отнести:

- актуализацию инновационной деятельности в образовательных учреждениях с использованием ресурса региональной системы повышения квалификации;

- становление единой системы оценки качества образования на всех уровнях: школьном, муниципальном и региональном (через соотнесение показателей результативности деятельности образовательных учреждений в федеральных конкурсах и областных проектах «ОКР» и «Юные интеллектуалы Среднего Урала»);

- развитие общественного участия в планировании, осуществлении и обсуждении результатов деятельности образовательного учреждения (через практику презентаций собственных достижений и отчетов перед профессиональным сообществом и общественностью);

- создание «школьных команд» на основе развития идей со-управления и расширения социального партнерства;

- привлечение широкого общественного внимания к проблемам и вопросам образования (через участие общественных экспертов, активизации работы органов государственно - общественного управления, активная работа средств массовой информации по освещению хода и результатов проекта).

Системность эффектов достигается за счет создания и развития в регионе механизмов поддержания изменений, позволяющих придать позитивным сдвигам необратимый характер (принципы оптимизации сети общеобразовательных учреждений, введение новой системы оплаты труда педагогических работников).

Учитывая важность всех перечисленных изменений, хотелось бы остановиться на тех, которые позволяют вывести систему образования региона в целом на качественно новый уровень: развитие системы оценки качества образования и расширение общественного участия в управлении образованием.

Качество образования, являясь ключевым понятием системы управления образованием в Свердловской области более 15 лет, традиционно рассматривается как соответствие: системы, процесса, результата образования потребностям личности, общества, государства.

Оптимизация соотношения доли внешней и внутренней составляющей в оценивании условий, процесса и результатов образования достигается за счет развития практики учета собственной оценки своих достижений субъектом (обучающимся, педагогом, коллективом образовательного учреждения), в формировании целостной оценки качества. Развитие общественной составляющей экспертизы качества образования обеспечивается мероприятиями в рамках государственной (итоговой) аттестации, в том числе в форме ЕГЭ, проведением общественных презентаций образованности обучающихся, лицензирования, аттестации образовательных учреждений, в том числе в форме выставки-аттестации; аттестации педагогических и руководящих работников, участием органов самоуправления в принятии решений по обеспечению деятельности образовательного учреждения, в том числе работа с положениями о доплатах и надбавках, разработкой квалификационных требований и образовательных программ с участием работодателей; участием общественных экспертов в оценивании результатов Областных образовательных проектов «ОКР», «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и других) формирует основы экспертного отношения общества к образованию как к институту собственного воспроизводства и развития, закладывает содержательные основы социального партнерства в сфере образования и гражданского участия в управлении образованием. В рамках областного образовательного проекта «ОКР» в 2008 году проведен областной конкурс систем оценки качества образования образовательных учреждений различных типов. Итоги конкурса также обрисовывают тенденцию выстраивания систем оценки качества в логике образовательных программ образовательных учреждений: основания и критерии оценивания достижений участников образовательного процесса являются для многих учреждений частью образовательной программы. Система оценки качества образования проявляется в образовательном учреждении как совокупность взаимосвязанных общественных и экспертных оценок условий и результатов образования в ОУ, имиджа и конкурентоспособности учреждения в целом, взаимодействия и достижений участников образовательного процесса: и обучающихся и педагогов, и администрации.

С целью развития нормативных и организационных условий, обеспечивающих завершенность и комплексность оснащения образовательных учреждений транспортными средствами, оборудованием, иными материально-техническими средствами для реализации образовательных программ, приказом Министра общего и профессионального образования Свердловской области от 21.04.2008г. № 141-и утверждено Положение о порядке планирования развития материально-технической базы муниципальных и государственных образовательных учреждений Свердловской области. Данным Положением регулируются вопросы формирования Порядка определения потребности и приема заявок по развитию материально-технической базы муниципальных и государственных образовательных учреждений Свердловской области, устанавливаются критерии определения очередности удовлетворения нужд органов местного самоуправления и государственных областных образовательных учреждений, основанные на показателях РСОКО.

Изменения сети общеобразовательных учреждений Свердловской области осуществляются в соответствии с социально-экономическими перспективами развития муниципальных образований, на основе анализа демографической ситуации, миграционных процессов, состояния сферы производства и занятости населения, а также состояния муниципальной инфраструктуры, обеспечивающей или оказывающей существенное влияние на систему образования (включая состояние муниципального жилищного фонда, учреждений здравоохранения и социальной защиты, учреждений и объектов ЖКХ, автомобильных дорог, наличие общественного автомобильного транспорта). Это приводит к оптимизации числа общеобразовательных учреждений, изменению внутренней структуры (уменьшается число средних общеобразовательных школ за счет реорганизации и изменения вида, увеличивается наполняемость классов), расширению спектра реализуемых образовательных программ (включая специальные (коррекционные) образовательные программы). Системным эффектом в данном направлении можно считать

1) развитие инфраструктуры общего и профессионального образования в целях обеспечения инновационного характера социально-экономического развития Свердловской области;

2) качественное обновление содержания общего (в том числе специального (коррекционного)) и профессионального образования на основе образовательных стандартов нового поколения в целях достижения жизненной и профессиональной успешности человека;

3) развитие системы оценки качества образования в Свердловской области для обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования и эффективного использования имеющихся ресурсов;

4) обновление организационно-экономических механизмов функционирования системы образования для стимулирования деятельности образовательных учреждений, направленной на достижение качества результатов (бюджетирование, ориентированное на результат).

Успешность реализации комплексного проекта модернизации образования Свердловской области обеспечивается за счет объединения усилий всех заинтересованных сторон в деятельности по улучшению состояния и результатов образовательного процесса, реализации прав участников образовательного процесса на участие в управлении, гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса, и в целом развитие институтов гражданского общества.

Перспективной моделью развития правовых партнерских отношений участников образовательного процесса является, по мнению педагогов Свердловской области, совместная работа над созданием и реализацией образовательной программы каждой школы, дошкольного образовательного учреждения. Требования к структуре образовательной программы впервые были сформулированы и утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 03.08.99г. № 897-ПП «Об утверждении государственного образовательного стандарта (национально-региональный компонент) в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области в новой редакции».

Уже сегодня более чем 90% учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования обладают вновь разработанными образовательными программами. Особенно ценно, то, что новые программы - результат совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей. Образовательные программы реально являются основанием для осуществления процедуры государственной аккредитации. Именно эта особенность развития общего образования в Свердловской области побудила педагогическое сообщество активно включиться в обсуждение макетов Федерального государственного образовательного стандарта летом 2008 года. Анализ представленных макетов обусловил необходимость создания собственного проекта стандарта. Предложения педагогического сообщества Свердловской области были направлены в адрес Министерства образования и науки РФ в ноябре 2008 года.

Председатель Правительства

Свердловской области В.А. Кокшаров

Руководитель комплексного проекта
модернизации образования

в Свердловской области, министр общего

и профессионального образования

Свердловской области В.В. Нестеров



[1] Шапко, И.В., Арапова, М.А., Прямикова, Е.В. Аналитический отчет о проведении комплексного социологического исследования «Ценностные ориентации выпускников общеобразовательных учреждений Свердловской области» / министерство общего и профессионального образования Свердловской области - Екатеринбург, 2007с.119-121

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта