Парламентские слушания

1 июня 2009 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись Парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей».

Слушания, посвященные проблемам школьных библиотек, были инициированы Русской школьной библиотечной ассоциацией. Организаторами выступили три комитета Государственной Думы: Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, Комитет по культуре, Комитет по образованию.

Обсуждались актуальные вопросы законодательного регулирования деятельности школьных библиотек как важнейшей системы формирования духовно-нравственного мира ребёнка, развития его интеллектуальных и творческих способностей, а также создания организационных и ресурсных условий для преодоления кризисного состояния самой крупной библиотечной сети страны и обеспечения нового качества информационно-библиотечного обслуживания учащихся.

Это событие имеет историческое значение для школьных библиотек и является закономерным этапом всей предыдущей исследовательской, правозащитной, законотворческой работы.

Источник: http://www.rusla.ru/rsba/

Рекомендации парламентских слушаний на тему «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей»


Соображения о рекомендациях парламентских слушаний о проблемах…

Прежде всего, хочется отметить, что сам факт проведения парламентских слушаний, посвященных проблемам библиотекам образовательных учреждений, отраден и вселяет умеренный оптимизм. В рекомендациях парламентских слушаний четко обозначены проблемы, тормозящие развитие школьных библиотек. Выделю в качестве наиболее значимых профессиональную подготовку школьного библиотекаря, его социальный статус и оплату труда. В рекомендациях перспективы профессиональной подготовки связываются с педагогическими вузами, причем речь идет о специализации «Библиотекарь-педагог информационной культуры». Специализация возникает на базе определенной специальности: на базе какой специальности предполагается готовить названных специалистов? На мой взгляд, основной базой подготовки специалистов высшей квалификации должны оставаться вузы культуры, готовящие специалистов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Здесь и нужны рекомендации Учебно-методическому объединению по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», Минкультуры РФ и соответсвующей секции РБА. Необходимо предусмотреть возможность подготовки школьных библиотекарей в условиях двухуровневого образовательного стандарта (бакалавриат-магистратура). Если будет свернута подготовка библиотечных специалистов для образовательных учреждений в вузах культуры, а в педвузах эта работа начнется с нулевого цикла, проблема подготовки квалифицированных специалистов для школьных библиотек может затянуться на долгие годы; в первую очередь потому, что педвузы не располагают профессорско-преподавательским составом по этой специальности, традициями подготовки библиотечных специалистов. Остра и болезненна проблема статуса школьного библиотекаря и оплаты его труда. Статус этот низок, профессия библиотекаря не востребована абитуриентами вузов. В частности, в 2009 году набор абитуриентов в вузах культуры на основе ЕГЭ был на грани провала; даже в университетах культуры Москвы и Санкт-Петербурга были колоссальные проблемы. Связано это, прежде всего, с недопустимо низкой оплатой труда школьного библиотекаря. Ситуация с кадрами школьных библиотека катастрофична, но размеры этой катастрофы неочевидны, потому что не ведется мониторинг кадров. Невооруженным глазом видно, что в школьных библиотеках преобладают специалисты пенсионного возраста с недостаточным квалификационным уровнем. Изложенное приводит к выводу, что кризис школьных библиотек носит системный характер; он может быть преодолен лишь совокупностью комплексных решений, изложенных в рекомендациях. Заостряю внимание на проблемах школьного библиотекаря, потому что он является ключевой фигурой, приводящей в движение различные ресурсы: Можно подойти к обозначенной проблеме глубже: в стране катастрофически узок круг специалистов, компетентных в вопросах детско-юношеского чтения и литературы для этой категории читателей. Поэтому ключевая проблема - подготовка кадров по всему кругу проблем культуры детства. 27. 08. 2009 Профессор В. Я. Аскарова, зав. кафедрой БИД ЧГАКИ
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"