Ивашина М.В. Библиотекарь на виртуальной кухне, или Для чего библиотеке блог

Марина Вячеславовна Ивашина,

зам. директора по научной и инновационной деятельности,

Свердловская областная библиотекадля детей и юношества,

г. Екатеринбург

Библиотекарь на виртуальной кухне, или Для чего библиотеке блог

Новый Дневниковый Период

Снизошедший на Россию и библиотеки Новый Дневниковый Период (Шевелев И. Новый Дневниковый Период, Нез. газ., 2008, 26 июня) заставляет более пристально присмотреться к явлению, выходящему из глубин андеграунда и всё более активно вторгающемуся в повседневную библиотечную практику. Как известно, слово «блог» произошло путём соединения двух английских слов: «web» , т.е. паутина, и «log» журнал, дневник. Новая словоформа «weblog» со временем редуцировалась в блог.

На информационно-справочном портале «Library.ru» представлено 35 адресов известных библиотечных блогов, личных и корпоративных. Но, скорее всего, их значительно больше. Библиотечные блоги ещё ждут своего исследователя, а пока всё более ощутимо вторгаются из виртуального мира в реальную библиотечную жизнь, создавая «бурление идей» и некую «турбулентность», побуждающие к интенсивному движению вперёд и делающие интерактивность принципом развития.

Дневники велись ещё в глубокой древности. Пять веков назад автобиографические дневники считались гигиеническим средством для души. Латинское название diarium - подённые записи - естественным образом связывалось с диареей. С тех пор немногое изменилось. Обыватели компенсируют в сетевых дневниках свои многочисленные комплексы. Интернет-дневники приняли вид «восстания масс». Часто в них «сливаются» темы и проблемы, не имеющие однозначной оценки, дискуссионные, не решаемые и требующие публичной, либо профессиональной рефлексии. Библиотекари также встают на путь блогерства, не удовлетворяясь другими формами профессионального и неформального общения. Из библиотечных сетевых дневников наиболее интересны те, что не просто дублируют или дополняют информационную составляющую своих сайтов, но создают НОВОЕ КАЧЕСТВО: интерактивность как принцип развития, поиск индивидуального стиля и приоритет личности, творческая свобода и выдвижение идей, сотрудничество в их реализации. Иными словами, блог становится и площадкой для профессиональной саморефлексии, и инкубатором инновационных идей, и ячейкой самоорганизующегося гражданского общества, развивающей горизонтальные связи между заинтересованными субъектами - руководителями библиотек, специалистами, интеллектуалами - игроками книжного рынка и читателями.

8 сентября в Екатеринбурге состоялась встреча блогеров от библиотек, что-то вроде семинара по обмену опытом "Блоги библиотечных специалистов. Их настоящее и будущее". Для обсуждения были предложены вопросы:1. Сложности, с которыми столкнулись. 2. Блог создан, работает. Что дальше? 3. О чем писать? 4. Анонимность авторов? 5. Есть ли ощутимая польза? 6. Является ли блог частной инициативой, или это "высший промысел" - реализация стратегических и тактических целей библиотеки?
На встречу собрались авторы и участники четырёх блогов:
-"Как пройти в библиотеку?" http://community.livejournal.com/teenbook_ekt (Свердловская областная библиотека для детей и юношества)
-"Книги и библиотеки" http://book.uraic.ru/blog (Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского)
-"Мышь библиотечная" http://rusu-library.blogspot.com/ (персональный блог Екатерины Ефимовой, специалиста Научной библиотеки Уральского государственного университета, несмотря на юный возраст, патриарха блогерского библиотечного движения )
-"Мысли вслух" http://biblio-koshka.livejournal.com/ (персональный блог «библиокошки», специалиста Научной библиотеки Уральского государственного университета).

Нужна ли была встреча в оффлайне (ведь можно всё обсуждать, оставаясь в своих библиотеках), и не разочаровались ли блогеры во время дебатов «глаза в глаза»?

Виртуальная кухня

Неутомимый вояжёр Пётр Вайль считал, что путешествие - вовсе не поиск незнаемого, путешествие - способ самопознания. Точно так же общение в сети и ведение блога - не только обмен информацией и её обсуждение - это способ самопознания и достаточно мощный рычаг для профессиональной рефлексии: что делаем? почему делаем? как делаем? для чего? соответствует ли это нашим и читательским ожиданиям?

Блог Свердловской областной библиотеки для детей и юношества «Как пройти в библиотеку?» (помните, знаменитый фрагмент из культового фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» и крылатую фразу, увековеченную Г. Вициным?) настраивает на серьёзно-ироничный стиль, свободную, раскованную манеру общения, уважение к личности и персональной позиции каждого участника. Он напоминает мне интеллигентскую кухню 60-х-80-х годов, бывшую символом независимой культурной и социальной жизни. На кухне моего детства висел знаменитый портрет Хэма в свитере. Здесь, в жуткой тесноте пели под гитару, читали вслух затёртые рукописи, варили из подручных средств любимый напиток женщин и флибустьеров всех стран и времён - грог, до хрипоты спорили. Времена изменились. Но метафора «кухня» как символ социального и культурного сопротивления современна и сегодня. Именно поэтому первый российский фестиваль разговоров и немассовой культуры, прошедший в 2008 году в Томске с участием неформалов был назван «Кухня». Он заявил о себе как своеобразной «кухне идей», независимой не только от массовой культуры, но и от любых шаблонов-стандартов, принятых в обществе, и от административного пафоса.

О чём же ведутся беседы на виртуальной кухне, какие блюда готовятся для читателей и библиотекарей, какие идеи вызревают в сетевых разговорах, чтобы начать рваться в реальную жизнь? Все темы блога можно разделить на четыре группы.

«Библиотека мечты»

Во-первых, все события в библиотеке становятся информационным поводом для совместной рефлексии - соответствуем ли вызовам времени и представлениям читателей о «библиотеке мечты»? «Переверни своё представление о библиотеке!» - слоган последних лет. Библиотека осваивает новые пространства - площади, скверы, улицы города, фойе кинотеатров, коридоры перед залами научных конференций, виртуальные миры. Отказывается от чистого культуртрегерства, осваивает новые роли - досугового и общественного центра, построенные на интерактивных технологиях. Обсуждается всё - от творческих работ по динозаврам, выращенному в саду урожаю и домашним любимцам до молодёжных вечеринок с DJ, уличных акций «Забей на то, что мешает здоровью», ярмарки профессий и конкурса социальной рекламы «Территория жизни», где среди победителей неожиданно оказываются неформалы, создавшие особый колорит в стенах старинного особняка и представившие ролик в стиле рэп «Нет - наркотикам! Занимайся паркуром!». Библиотека становится особой интеллектуальной кровеносной системой, пронизывающей город и охватывающей всех - от новорожденных младенцев до молодых людей, выбирающих профессию и уходящих в армию. Не все согласны с таким «разбиблиотечиванием», поэтому интеллектуальные баталии стабильно продолжаются. А что думают читатели? Они считают, что в «библиотеке мечты» «должны быть все книги, которые захочешь получить, ежемесячно устраиваться ролевые игры по культовым книгам и сниматься по ним фильмы, желательно иметь помещение для фехтования и книги по всем видам спорта, ну и, разумеется, библиотека должна стать информационным полем галактики, где подключаешься напрямую».

Как стать новым Бильбао?

Во-вторых, всё происходящее в библиотеке рассматривается через призму культурных событий в России и мире. Обрушившаяся на головы наших ближайших соседей из Пермского края культурная революция, организованная губернатором Олегом Чиркуновым и известным галеристом и политтехнологом Маратом Гельманом, побудила вновь заглянуть в «антикризисные планы» и скорректировать их. Повторить подвиг Бильбао, превративший, благодаря музею современного искусства, депрессивный испанский регион в престижный центр, сможет не каждый, но донести до руководства идею, что культура - это тоже экономический ресурс, и только тот, кто читает и думает, сможет в дальнейшем внести существенный вклад в развитие региона, возможно.

Есть в блоге подсказки и образцы, на которые держим курс, и неслучайно к таким постам сделано астрономическое число «каментов». Например, Первый московский фестиваль вольных издателей «БУ!ФЕСТ», каких довольно мало проходит в наших без меры серьёзных учреждениях культуры и образования. Уметь устроить весёлый «интеллектуальный балаган» и вдохнуть жизнь в книжное «мероприятие» - большое искусство, каким владеют только настоящие профессионалы. Вызвали интерес подсказки по работе с молодёжной аудиторией, ориентированной на контркультуру, журналов «Сноб» и «Хулиган» (сетевые версии: http://www.snob.ru/ ; http://www.xyligan.ru/) Обсуждение готовящегося к выпуску издательством «Лимбус-Пресс» нового Учебника Словесности, который будет написан известными литераторами - З. Прилепиным, Д. Быковым, П. Крусановым, О. Славниковой и др., чтобы добавить школьной программе «жизни и крови», вылилось в бурный разговор о новой жизни классики, в том числе и в библиотеке, и о том, что можно сделать, чтобы литература начала волновать учеников и «зажигать» читателей.

Прочти и передай дальше...

В-третьих, постоянное обсуждение книг и проблем чтения в рубриках «Дневник чтения заместителя директора», персональные топ-5 читающих библиотекарей - Татьяны Патраковой, Татьяны Шмотьевой, Марины Ивашиной, обсуждение выпускающегося пятый год рекомендательного издания «Литературный странник», представляющего 25 самых «громких» новинок года. Извечное стремление библиотекарей найти культовые книги - книги, которые меняют наш личный взгляд на вещи. Книги, по которым мы узнаём своих, подобно масонскому знаку или куртке байкера. Те книги, которые мы передаём друзьям со словами: «Прочти и передай дальше...» В некотором смысле это ключевые тексты современной культуры. Чтобы найти претендентов на них, надо обсуждать варианты в кругу «братьев по крови» - читателей и библиотекарей. Новую дискуссию в блог подбросила дружественная библиотека из Свердловской области, замыслившая, по предложениям своих читателей, организовать кафедру интеллектуальной литературы. Предложив ответить на вопросы, что есть интеллектуальная книга? и какие книги (перечислить первые 10!) можно определить как интеллектуальные, они устроили бум в блогерской среде, получив несколько десятков вариантов противоположных ответов (в том числе от заграничных интеллектуалов) и выразительных (а попробуйте сами!) топ-десяток.

Путь к «Библиотеке 2.0»

В-четвёртых, о чём бы ни говорили, абсолютно всё касается проблем развития библиотеки и будущего библиотечной профессии. Особенно острым разговор получается при участии в нём «людей со стороны», такой взгляд способствует переоценке ценностей. Получивший в Локарно международную премию фильм А. Мизгирёва «Бубен, барабан» с Н. Негодой в главной роли, в котором режиссёр, чтобы поговорить о «расчеловечивании», выбрал библиотекаря, (хотя утверждал, что играли не профессию, но человека) начал тему, продолженную известным екатеринбургским журналистом и критиком на сайте «Частный корреспондент» (http://www.chaskor.ru/p.php?id=10313). Небольшой фрагмент: «А вы знаете, что по всей России уничтожают книги? Не скинхеды, не фашисты, не анархисты, а самые обыкновенные библиотекари... В публичных и школьных библиотеках варварство стало нормой... библиотекари-вандалы упорно уничтожают русскую и иную классику... Неходовое старье не храним: логика товароведа из бутика... Библиотекарей новой формации не коробит требование оценивать книги, как коллекции нижнего белья, по году выпуска... Место хрупких рыцарей просвещения заняли дурно образованные безграмотные девицы... место просвещенческой идеи заняла идея информационно-досуговая...». Перехлёст эмоций, обида (естественные в данных ситуациях) порой мешают выработке конструктивных предложений. Но масштаб дискуссии позволяет из множества вариантов найти приемлемые и попытаться ответить на вопросы, поставленные самим себе, в первую очередь.

Кроме нравственных проблем, библиотекарей волнуют и технологические, способные радикально изменить облик и функции библиотеки. Так несколько раз возвращались к обсуждению технологий, приближающих нас к «Библиотеке 2.0», развивающейся на основе «веба второго поколения». По определению Майкла Кейзи, "Библиотека.2.0" не только использует технологии "Паутины-2" (блоги, wiki и другие технические средства для поддержки интерактивности), но и помогает читателю стать партнёром в развитии библиотечных сервисов. Обстоятельный аналитический обзор по этим проблемам делает Ю.В. Самодова "Внедрение новых технологий в практику библиотек: приближают ли они времена "Библиотеки 2.0"? (Библиотечное дело - XXI век. Прилож. к журналу "Библиотековедение", 2009, №1(17), С.149-190). Аллан Чо видит 4 пути к "Библиотеке 2.0": 1)диалог (библиотека делится планами и методами работы, читатели обсуждают, библиотекари реагируют); 2)сообщество и участие (пользователи участвуют в планировании и оценке услуг); 3)опыт (место обучения, исследования и развлечений; атмосфера сотрудничества, открытая для новых инициатив); 4)совместная деятельность (участие в online-сообществах и виртуальное сотрудничество с библиотекой). По мнению блогеров, движение к «двунольной библиотеке» необходимо. Участие в блоге по сути является тренировочной площадкой для развития в этом направлении.

Маски и персонажи

Из шести авторов постов (скоро их будет больше), лишь один работает, используя в качестве аватара собственную фотографию. Другие укрылись за масками своих персонажей. Не заигрались ли? Маски позволяют совмещать несколько граней личности, которые не реализуются иначе в силу занимаемой должности или других причин, играть с дополнительными смыслами, сюжетами и легендами, делать необходимые акценты. Представлю персонажей блога:

  • Teenbook_ekt - молодая хозяйка блога, инициатор и объединитель, тактично и осторожно подводит к теме, подбрасывает малыми порциями интересную информацию для размышления.
  • Evamihe - светлый радостный человек, организующий серфинг по главным библиотечным событиям, искренне радующийся всему, что происходит вокруг неё.
  • Zamestodir (не является заместителем директора Свердловской областной библиотеки для детей и юношества) - мизантроп и провокатор, мастер интеллектуального буйства и язвительного сарказма, обладает способностью мощного прямого удара, редкого среди нынешнего хитрописания.
  • Comte-monte (граф) - закоренелый книжный флибустьер, ведёт рубрику «Записки библиотечного авантюриста», во всех действиях ищет приключения - и в будущем учебнике по литературе, и в поездке на конференцию, и в новой культурной политике губернатора Пермского края.
  • Nechitaric - суровый поборник здорового образа жизни.

Несмотря на важность и серьёзность обсуждаемых проблем, конечно, все эти роли - всего лишь виртуальная игра. Но такая игра, по мнению Я. Корчака, - это возможность отыскать себя в обществе, в человечестве, во Вселенной.

Сайт или блог?

Возникает вопрос - так ли уж нужен блог? Не лучше ли модернизировать сайт, чтобы он смог выполнять функции виртуальной дискуссионной площадки для библиотекарей и читателей?

На мой взгляд, не надо противопоставлять сайт и блог. С сайта Свердловской областной библиотеки для детей и юношества можно выйти в два наших блога: первый "Как пройти в библиотеку" (для читающих библиотекарей и читателей), второй "Хроники teen"эйджера" (для всех подростков, в том числе и не читающих). Оба они на платформе ЖЖ, поэтому круг потенциальных посетителей гораздо шире. Сайт и блог бьют в один нерв, но разными средствами.

Даже модернизированный сайт не даст возможность вести общение на таком уровне как блог: различны стилистика и характер рефлексии. На сайте констатируют, в блоге размышляют. Теоретически у каждой библиотеки может быть несколько блогов. Реально - их не так уж много. Причина - в блоге размещается отрефлексированная информация часто с поставленными вопросами, на которые пока нет однозначных ответов, поэтому организуется дискуссия. Есть возможность устроить "интеллектуальный балаган" для "взрыва мозга". Иногда помогает лучше, чем административная встряска. А слабая способность библиотекарей к рефлексии общеизвестна. Материалы блога привлекательны прежде всего - ПОЗИЦИЕЙ и рождающимися из идей и мыслей действиями.

Блог расширяет контекст повседневной библиотечной деятельности и создаёт пространство - поле для информационно-библиотечного БЫТА, работающего на развитие. В повседневной библиотечной деятельности, работе с информацией и ориентацией на чужие интересы и потребности всегда есть нехватка личностного «я», блог её восполняет, представляя человека во плоти и крови с мельчайшими нюансами, вкусами и мнениями. В блоге индивидуальная позиция и многообразие мнений принципиальны. Совсем по Вольтеру: «Я могу быть не согласен с Вашим мнением, но я готов жизнь отдать за Ваше право высказать его».

Блог всегда актуален в стремлении схватить трепещущий нерв современности. Выработка «чувства самурая» - готовности к неожиданностям - непременная часть стилистики блога. Ведь нужно с ходу включаться в дискуссию, комментировать любую тему без всякой подготовки. Блоггеры прислушиваются к гулу в недрах библиотечных событий, и не только транслируют его дальше, но и создают на его основе актуальные события.

Блог помогает найти современный язык и преодолеть эстетический провинциализм - «звериную серьёзность» и административно-научный официоз. В солидном месте - коридоре офиса бизнес-центра главного вирусолова страны Евгения Валентиновича Касперского размещена настоящая фотогаллерея: «старейшины» офиса сфотографированы в образе индейских вождей - перья, боевая раскраска, томагавки. В кабинете - знаменитый анфас Че Гевары, только с лицом Касперского. В шкафу среди сувениров - декоративная палица - устройство управления персоналом. Сам Касперский считает, что компьютер не принёс в мир ничего нового. Это всё та же информация, просто в более удобном виде. Это те же самые базы данных, но теперь их можно уместить на одной флэшке, а не в двух чемоданах. Но существование этой информации в мире людей требует другого стиля, подчёркнуто ироничного (ирония - орудие вновь приходящих!). Вряд ли стоит его бояться, лучше прислушаться к выдающемуся австрийскому этологу Конраду Лоренцу, который сказал: «Собаки, которые лают, иногда всё-таки кусают, но люди, которые смеются, не стреляют никогда». Нувориши любой эпохи боятся смеха. А в блоге «падонкафский словарег» никого не смущает: «превед, медвед; аффтар, выпей йаду! киса, ты обиделсо?; многабукафф; абалденный креатифф». Здесь позволен интеллектуальный балаган. Он не только помогает сбросить «тяжкое бремя культуры», строго определённые рамки, стереотипы. В такой обстановке рождаются неожиданные идеи, выливающиеся в конструктивные предложения. Да и просто складывать слоги и слова в предложения гораздо интереснее.

Современные библиотекари должны сделать отрасль, построенную на технологиях прошлых эпох, жизнеспособной в XXI веке. Фактически надо создать концепцию библиотеки, книги и чтения применительно к цифровой эпохе. Кому-то покажется абсурдным, но... без блогов здесь не обойтись. Я вижу в блогерской деятельности 2 цели:1) рождение самоуправляемого профессионального сообщества: люди (библиотекари и читатели) выдвигают идеи, которые могут сами воплощать в жизнь; 2) дополнительные шаги к "Библиотеке 2.0" - интерактивность, диалог, партнёрство библиотекарей и читателей в создании и использовании ресурсов.

Итоги

Вернёмся к встрече блогеров, прошедшей в Екатеринбурге. Так ли она была необходима, и каковы итоги? Конечно, мы можем существовать друг без друга. Но вместе нам интереснее. Нам хочется поддерживать друг друга, «сверять часы», смотреть на то, что происходит на других виртуальных библиотечных площадках через призму восприятия интересных нам личностей. Принимать участие в обсуждении профессиональных проблем. Устраивать акции - виртуальные флэш-мобы для поддержки важных для нас идей. Скорее всего, мы придумаем ещё много интересного...

В фольклоре энтузиастов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) бытует некое Правило Ленца (Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать. - Ростов на Дону, 2007. - 445 с. - (Новое в писхологии). Не закон индукции и не закон теплового действия электрического тока, а «Правило 20 на 80» об эмпирически установленном соотношении различных сил. Суть: в многочисленном творческом коллективе генерируют идеи примерно 20% сотрудников, 80% - исполнители. 20% заказчиков обеспечивают 80% прибылей крупной фирме. 20% деталей машиностроения должно строго соответствовать своему функциональному назначению (шейка вала, резьба), а форма, размеры и другие свойства остальных 80% не имеют принципиального значения. Почему-то мне кажется (хотя такие исследования не проводились), что, в соответствии с Правилом Ленца, 20% библиотекарей ведут или комментируют сетевые дневники, а 20% библиотечных блогеров генерируют 80% новых продуктивных идей, способных двигать библиотеки вперёд. Именно они находят нестандартные решения проблем, генерируют идеи, отторгаемые библиотечной классикой сразу и безоговорочно, устраивают «взрыв мозга», заставляя думать, не соглашаться, искать собственные варианты. И именно они приближают нас к «Библиотеке 2.0». Поживём - увидим.

На блоги

На блоги библиотечные и прочие вообще всегда с двух сторон смотрят - с одной стороны, это действительно неформальное общение, которое помогает избегать занудности, упрощает рождение каких-то новых идей, в конце концов, связь людей друг с другом проще. С другой стороны, все это рискует остаться исключительно в виртуальном пространстве, действительно, превратиться в эдакую игру, мало связанную с действительностью. Еще, мне как-то мало верится тоже, что библиотечный блог в массовом порядке придут читать люди, в общем-то, не читающие. А читающие и являющиеся активными интернет-пользователями - придут ли в реальную библиотеку, ведь гораздо проще и быстрее читать книги в электронном виде? А вообще, блоги - это здорово) Я, как довольно активный жж-юзер, уже вступила в екатеринбургское сообщество:) А вот о библиотечной кошке не слышала - пожалуй, пойду почитаю!))

упомянутое

упомянутое "правило Ленца" - это широко известное правило 80/20 итальянского мыслителя, социолога и экономиста В.Парето.

Спасибо за

Спасибо за уточнение, я брала информацию из книги Ю.Г. Тамберга, на которую сослалась

В гости бы...

Блог - это прекрасно, но мне после прочтения Вашей статьи мучительно захотелось побывать в Екатеринбурге "живьем". Не планируете ли Вы в 2010 году какую-нибудь традиционную конференцию или семинар? Очень-очень хочется. А материал прекрасный, даже хвалить не буду, все равно слов не хватит. Спасибо! Буду теперь следить за Вашими "кухонными" и прочими делами. С уважением (это не словесный модуль, а - реальное человеческое чувство), Андреева Юлия Федоровна, Отрадненская городская библиотека, Ленинградская обл.

Будем дружить!

Мне и раньше казалось, Юлия Фёдоровна, что библиотеки Ленинградской и Свердловской областей -"сёстры по крови", вернее по духу. Удача, что нам пришлось встретиться на площадке нашей конференции и присмотреться друг к другу получше. Ваш опыт мультимедийных презентаций показался нам очень интересным. Хочется познакомиться с ними "живьём", но поездки нам, похоже, пока придётся отложить до лучших времён. Может, жизнь ещё наладится? А вот интернет-мосты, кажется, с ленинградскими библиотеками проводить будем. По крайней мере, с таким предложением выступила Л.В. Степанова. Так что свидимся скоро, может быть. А дружить точно будем! М.В. ИВашина

Для чего библиотеке блог

Блог, прежде всего, нужен библиотекарю, а затем уже - нашему читателю! Это, действительно, новая технология для нас. Сама не принадлежу к поколению NEXT, многое в сети осваиваю «методом тыка», и разговаривать языком современного пользователя сети тоже надо учиться. Конечно, я никогда не напишу «абалденный креатифф», но «маленькие шалости» вполне могу себе позволить! А уж лучшей площадки для профессиональной саморефлексии, действительно, трудно придумать! Блог не терпит занудства, проблемы, новые идеи обсуждаются без «звериной серьезности», и что особенно важно: в блоге видна индивидуальная позиция каждого! Здесь не спрячешься за общими фразами! Краткость - сестра таланта! И читатели будут посещать блог, если темы будут для них интересны. Главное «не перегореть», не потерять интерес к этому проекту!

Блог для Читающей Личности

Давайте, согласимся, что блог нужен Читающей Личности, неравнодушной к библиотеке и книге, и желающих обсуждать связанные с ними проблемы. К этой категории можно отнести некоторых библиотекарей и читателей. Поэтому блог в целом работает на развитие библиотеки

Блог для Читающей Личности

Согласна! Читающей Личности и, именно, НЕравнодушной!

Блог всегда актуален

Актуальность блога очевидна. Сайт - это одно, т.к. он, как заметила Марина Вячеславовна, не даст вести такой уровень общения как в блоге, я с этим мнением согласна. Библиотечный блог - это новый метод в работе библиотеки. Он также может являться библиотечным исследованием в какой-то степени. Наши уважаемые читатели и нечитатели любят сидеть в Интернете больше, чем ходить в библиотеку... Отлично! Для них блог библиотеки и существует. В нем можно оставить комментарий о чем угодно, подписаться каким-нибудь именем (ником), и я думаю, что всем любопытно зайти в блог и поинтересоваться: а что это библиотеки за блог открыли? Зайду-ка я туда. Безусловно, название блога должно быть заманчивым, как например, в СОБДиЮ. А вообще, сами сотрудники самой библиотеки вырабатывают новое в своей деятельности, повышают свой профессиональный уровень знаний, общаясь в виртуально с коллегами или читателями. Блог дает возможность открыться человеку, который оставляет комментарии по предложенным вопросам, тем самым он (блог) заставляет невольно размышлять и рассуждать. На сайте порассуждать особо не получится; на нем можно "полазить", посмотреть, что на нем выставлено, и в принципе все. Единственное что мне не нравится, это то, как называют пользователей блога - блогеры :) ассоциация у меня с чем-то негативным. Хотя, здесь все как раз наоборот. Блогеры, по моему мнению, активно участвуют - оставляют свои высказывания, мнения, пожелания и т.д., комментируют других участников блога. Я сама - блогер, очень люблю работать в блоге своей библиотеки. Я получаю от этого большое удовольствие. И думаю, что не одна такая. Очень интересно читать чужие комментарии, и что-то «мотать себе на ус». Вообще было бы здорово если у каждого сотрудника библиотеки была б своя страница, и, конечно же - блог. Это большой плюс, который отражается в библиотечном деле. В каждой современной библиотеке XXI века, по моему мнению, должен быть и сайт и блог, т. к. библиотеки (и не только), живут в век информационных технологий. Татьяна Первухина.

новые роли

А ещё человек может в блоге исполнять абсолютно новые для себя роли, которые(пока!) по какой-то причине он не может играть на работе или дома. Мне, например, трудно узнать в свободном раскованном (и красноречивом) блогере скромного трудолюбивого и молчаливого сотрудника отдела комплектования. Успехов, Маргоша!

Сайт или блог?

Пока у нас не было сайта методического отдела, я не понимала насколько он нам нужен. Дисциплинирует, более тщательно продумываются все этапы мероприятия (еще бы ведь придется писать), усилился элемент рефлексии по поводу что плучилось/не получилось. Всю новую информацию оцениваю с точки зрения полезности для сайта. После общения с Вами, Марина, и другими участниками форума ШБЛ, знакомства с библиотечными блогами ("Мышь библиотечная", "Как пройти в библиотеку" интересны по разному) я решила, что блог для профессионального общения нам просто необходим. Пока я подписалась на Мастер класс: Я учусь работать в блоге! (http://groups.google.com/group/biblio-media), планирую выступать на областном семинаре с сообщением-презентацией о библиотечных блогах(27 октября) с тайной надеждой, вдруг кто-нибудь из наших библиотекарей захочет участвовать. Елена Смутнева, методист Новосибирской областной детской библиотеки

Лена, Вы

Лена, Вы сделали большое дело, когда создали свой сайт, который намного лучше библиотечного. Блог добавит ему интерактивности, и Вы сможете всё обсуждать с библиотекарями области. Я восхищаюсь Вашим упорством. У Вас непременно всё получится. Успехов Вам и на вашем семинаре 27 октября. Марина Ивашина

Заранее прошу прощения за большой объём комментария

Статья меня приятно удивила, открыла много нового, показала возможные горизонты развития идеи виртуальной библиотеки. Но, тем не менее, у меня возник ряд вопросов и новых идей, предложений...

Во-первых, постараюсь не повторяться и во многом согласиться с читателями, оставившими свои комментарии. Их идеи мне близки, но я хочу повернуть их в другом ракурсе и развить. Во-вторых, я, безусловно, поддерживаю саму идею создания виртуальной библиотеки и новых способов саморефлексии для неё. И, наконец, соглашусь с такими "плюсами" данной модели, как создание оперативной связи между людьми, которым всё это интересно; открытость и неформальность общения в рамках общих интересов; прогрессивность модели; социо-культурный скачок благодаря её внедрению и многое другое...

Самое главное, на мой взгляд, - это сегодня же ставить вопросы о практической реализации данной модели. Ведь, на самом деле, описана идеальная система. Надо многое сделать, чтоб внедрить её в общество и отладить. Важно иметь очень интеллигентных и интеллектуальных руководителей, администраторов проекта, чтобы они могли выявлять недостатки системы и их исправлять. Они должны ориентироваться в плюрализме мнений, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант дальнейшего развития и решения проблем. Надо вообще всю эту систему чётко структурировать.

Но не нужно гнаться за признанием системы "продвинутым поколением", не нужно ему потакать. Ведь данная модель призвана решать какие-то свои задачи (в первую очередь, "внутренние", профессиональные), а признание само наступит, если всё детально проработать и уделить достаточно внимания рекламе. А то ведь как узнает о виртуальной библиотеке общество?

В статье несколько раз поднимается вопрос об игре.

Игра. А почему бы и нет? В современной философии нередко встретишь мнение о том, что бытие - это игра. Игра смыслами, игра по ролям, игра в познание самого себя. Так давайте придумаем себе чёткие правила, распределим роли и будем играть в "библиотеку мечты", изменяя социо-культурное пространство вокруг себя.

У меня возник вопрос: что такое "интеллектуальный балаган"? Если тут имеется в виду "олбанский" язык ("креатифф", "аффтар" и проч.), то буду спорить с его необходимостью. Да, язык первее всего отражает мировоззренческие повороты в обществе, но думаю, нам не стОит опускаться до неграмотной и "иронизирующей" молодёжи. Пусть они, приходя в нашу игру, играют по нашим правилам! Ведь виртуальную библиотеку можно рассматривать и как средство влияния на общекультурный уровень молодого поколения. Мы не должны потакать им, а наоборот, на своём примере показывать всю красоту, ёмкость и яркость нашего языка. Я хочу видеть эту красоту, метафоричность, этимологические связи, а не грязь и коверканье. Ведь "олбанский", как любой сленг или мат, - это проявление ущербности тех людей, которые его используют, потому что они не могут с помощью обычных слов выразить свои эмоции, ёмко и ярко что-то описать. Да и вообще легче написать "аффтар жжот", чем выразить какие-то конструктивные мысли или своё восхищение текстом. На мой взгляд, это проблема, которую стОит решать посредством виртуальной библиотеки.

Ну, а воплотить все эти замечательные идеи можно следующим образом. Думаю, будет здОрово, если разные библиотеки соберутся вместе и организуют целый единый портал. Так легче будет эту идею разрекламировать и внедрить в массы; общаться не только со свои кругом читателей и библиотекарей, но всем вместе; проводить совместные конкурсы, проекты, конференции и т.п. На портале должны быть собраны не только блоги и обсуждения, но и сами книги в электронном варианте - из разных библиотек или по разделам. На портале тогда будет много виртуальных библиотек, как комнат (со своими шкафчиками и полочками) в одном здании, а также общие «залы» или «гостиные», где будет происходить обсуждение общих вопросов. Например, совместные блоги для всех библиотек могут специализироваться так:
- по вопросам модернизации библиотеки вообще (такая «книга жалоб и предложений»);
- общие культурные мероприятия, конкурсы и т.п.;
- обмен опытом в профессиональной сфере для работников библиотек;
- для читателей тоже обмен опытом, но уже по поводу книг, новых ресурсов в Интернете…

Ещё ставлю большой плюсик идее о том, что в виртуальной библиотеке планируется поддержание свободы творчества читателей, чтоб они сами создавали, чтоб помогали библиотеке.

Помимо всего вышесказанного, замечу ещё, что надо рассматривать личность библиотекаря в новом контексте, стараться заранее предсказать возможные психологические, социальные, культурные и этические последствия, чтобы как можно более полно, инновационно и эффективно осуществить эту замечательную идею виртуальной библиотеки!

Биричева Е. В.

Чуток разбавим

Ведь "олбанский", как любой сленг или мат, - это проявление ущербности тех людей, которые его используют, потому что они не могут с помощью обычных слов выразить свои эмоции, ёмко и ярко что-то описать

Не согласен с оценкой людей использующих сленг как ущербных. Мне кажется что в данном случае есть некий перегиб, т.к. в этом случае IT-специалисты, моряки, шахтёры и иные профессионалы будут считаться ущербными и неграмотными. А это несколько не соответсвует истине

легче написать "аффтар жжот", чем выразить какие-то конструктивные мысли или своё восхищение текстом

Когда мы видим красивый пейзаж, то неужто мы начинаем выражать "конструктивные мысли" или просто вырывается "Ух ты...."?

На портале должны быть собраны не только блоги и обсуждения, но и сами книги в электронном варианте - из разных библиотек или по разделам

Тяга к собирательству убивает саму идею Сети - гипертекстовость, распределённость. Зачем дублировать фонды и занимать ресурсы?

Я вижу роль такого портала максимум как отправную точку для новичков - эдакий столб с указателями куда можно пойти.

PapaSasha

teenbook-ekb "У меня

teenbook-ekb "У меня возник вопрос: что такое "интеллектуальный балаган"? Если тут имеется в виду "олбанский" язык ("креатифф", "аффтар" и проч.), то буду спорить с его необходимостью. Да, язык первее всего отражает мировоззренческие повороты в обществе, но думаю, нам не стОит опускаться до неграмотной и "иронизирующей" молодёжи. Пусть они, приходя в нашу игру, играют по нашим правилам!" Разрешите с вами поспорить... Интернет живет по своим правилам. И никому не "защититься" от албанского. Да и надо ли? Что плохого в иронии? "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Серьезное лицо - еще не признак ума. Самые большие глупости на земле совершались именно с этим выражением лица"", - говорил всем известный Мюнхгаузен.

...

Мне очень интересно, почему Вы связываете албанский с иронией?

Будем думать!

Благодарю за обстоятельный разбор статьи и множество мыслей для обсуждения. Всё правильно, описана совершенная (пока для нас) система - "Библиотека 2.0" ("дванольная" интерактивная библиотека, где библиотекарь и читатель-партнёры в создании и использовании ресурсов.К ней надо стремиться, хотя не все так считают; для кого-то интерактивность есть зло). Блог помогает нам приблизиться к ней, у сайта таких возможностей нет.

Относительно взаимоотношений с "продвинутым поколением". Давно участвуем в споре - склоняться ли нам (в культурном отношении) к ним, или тянуть их к себе. Получается, что считать себя культурным образцом для них? Но стараемся идти навстречу и постоянно учиться - такой культурно-технологический обмен.

В интернете немало отлично структурированных виртуальных библиотек. Мы работаем над своей. Но эта работа должна вестись в интерактивном режиме, причём, с тем самым продвинутым поколением.

Под "интеллектуальным балаганом" понимается интеллектуальная раскованность и возможность творческого самовыражения, уход от "звериной серьёзности" общения на "птичьем"псевдонаучном языке, прикрывающем серьёзными терминами интеллектуальную убогость. Я бы сказала, это имитация научности, на самом деле - оборотная сторона "олбанского", неизвестно что хуже. Высокие смыслы можно выражать ярко, метафорично, без занудства и наукообразия.

...

Про раскованность я ни слова не сказала... Это хорошо!!! И о серьёзности и научности - тоже ничего не написала!!!!!! Не понимаю, почему так восприняли мою мысль((((
Я лишь хотела подчеркнуть своё личное мнение... Считаю, что, безусловно, и как научный язык, и как мат, и как сленги албанский имеет право на существование... Но мы на то и образованные, грамотные, современные люди, чтобы уметь применять разные стили родного языка в той или иной ситуации!!! Зачем всякими "кг/ам", "выпей йаду" и "имхо" выражать свои мысли по поводу высокого искусства, книг??? Если Вы считаете это прогрессивным - Ваше право... Но я - нет... не согласна... не понимаю этого!!! (хотя вроде и принадлежу "молодому поколению")

Сленг против пафоса и патетики

Извините, если Ваши мысли были истолкованы неверно. Ваше мнение, как и любое другое, имеет право на существование. По противоположным точкам зрения мы сверяем свои мысли, видим их сильные и слабые стороны. Конечно, употребление сленга должно быть оправдано. У него есть, например, функция снижения неоправданных пафоса и патетики, которые начинают уже работать против высокого искусства. Сожалею, если разочаровала Вас, М.В. Ивашина

Интересуются все те же...

Поскольку все плюсы блогов разложены по полочкам, предпочту высказать сомнения. Не думаю, что виртуальная игра является возможностью "отыскать себя в обществе, в человечестве, во Вселенной". Размышления людей в блоге вряд ли имеют отношение к реальному человеческому общению. То, что здесь позволен интеллектуальный балаган подтверждает попытку, именно попытку найти общий язык с "продвинутым" поколением. Если быть честной, я впервые знакомлюсь с понятием "библиотечный блог". Стыдно, но как-то и без них обходилась. Обязательно поинтересуюсь. Это я к тому, что если не все студенты УрГУ знакомы с ними, то что говорить о "нечитающих подростках"? Думаю, несправедливо утверждать, что блоги приобщают таковых к библиотекам. Они на эти блоги даже не заходят. Скорее всего, они даже не знают об их существовании. Безусловно, библиотека в широком смысле этого слова вышла на новый, более высокий уровень, что не может не радовать. Однако не следует переоценивать возможности блогов. Они, как и сами библиотеки, по-прежнему интересуют тот же слой населения, что и раньше, оставляя других равнодушными. Очень приятно слышать, что в обсуждениях рождаются идеи, приводящие к реальным действиям и изменениям. Тогда стоит подумать не только о тех людях, которые раньше просто ходили в библиотеку, а теперь интересуются ее сайтом и блогами, но и о тех, которые в силу различных причин обходят стороной эту важную часть нашей жизни. Яковлева Юлия УрГУ гр. 302 (культурология)

Teenbook-ekb: Кто

Teenbook-ekb: Кто ищет, то находит. В сети возможные самые неожиданные встречи, в том числе, наших читателей с нами, библиотекой. Насчет того, что читатели могут не знать про наш блог - это вполне возможно (блог существует всего несколько месяцев). Нужно проводить его офф-лайновую рекламу: листовки, рекламки и.т.д. "Размышления людей в блоге вряд ли имеют отношение к реальному человеческому общению." Позвольте с вами не согласиться. Что это, если не человеческое общение?

Юля, возможно,

Юля, возможно, блог не сам по себе привлечёт читателей, но в результате развернувшейся на нём дискуссии появятся новые идеи, которые изменят библиотеку. Тогда станет более привлекательной для "продвинутого поколения". Ведь не всегда прямой путь самый короткий и целесообразный. Согласна, что не стоит переоценивать возможности блога - это всего лишь виртуальная кухня. Всё, что родилось здесь - может выйти в Большой мир и сыграть свою роль, а может и исчезнуть без следа. Насчёт виртуальной игры, да и игры вообще - это вещь серьёзная. Может быть пришлось прочесть Й. Хёзингу "Homo Ludens" (Человек Играющий)? Она достойна стать настольной книгой культуролога. Если - нет, то Вам повезло - Вы будете её читать в первый раз!

Юлия, рада, что

Юлия, рада, что такое явление как библиотечный блог, Вас заинтересовало. Но не надо думать, что блог - это единственное средство для привлечения читателей в библиотеку. И, на мой взгляд, если блог привлечет хотя бы одного читателя, усилия, затраченные на его создание, будут оправданы :) Успехов Вам в учебе и ждем в библиотеке УрГУ и на других библиотечных блогах. Катерина Ефимова (НБ УрГУ)

Хорошо, что мы есть или Полная отсебятина

Вообще, с 2007 года количество библиоблогов на территории стран бывшего союза выросло с 2 до примерно 40. И меня лично радует, что появляются все новые и новые. И что радует еще больше, так это то, что в отличие от многих стран, особенно от США, в России библиотекари не воспринимали блоги как "новую игрушку", блоги появлялись (и появляются), потому что стали востребованы и полезны. Наверное единственный блог, созданный из любопытства - это "Мышь библиотечная", да, ее автору просто было интересно поиграться с новыми технологиями и интернет-сервисами. И во что эта игра превратилось? Материалы из "Мыши" не только цитируют в Интернете, но и в серьезных печатных изданиях. Катерина Ефимова

Благодарю

Благодарю патриарха библиотечного блогового движения, мнение которого для меня чрезвычайно важно. Вы стали создателем хорошей умной "игрушки", которая может изменить профессиональное сознание, или, по крайнем мере, заставит упорно работать над собой.Всегда голосую за "Мышь библиотечную",жаль, нельзя двумя руками. М.В. Ивашина

О библиотеке и молодежи

Создание библиотечного блога способствует решению одной из, как мне кажется, наиболее серьезных проблем современной педагогики и всего общества в целом,а именно - проблемы нечитающей молодежи. К сожалению, косвенно её росту способствует и закоренелый типичный образ библиотеки из советской эпохи - этакого пыльного хранилища скучных томов, в которое не то что регулярно и с удовольствием ходить - даже заглядывать без особой необходимости не хочется...Между тем стоит полностью согласиться с автором в том, что современная библиотека активно меняет свой облик, стиль деятельности, приобретает новый имидж и путем использования новых, нетрадиционных средств старается искоренить стереотипы о навевающем тоску книжном хранилище. Блог в этом процессе - мощное оружие, ведь он отвечает двум, на мой взгляд, ключевым характеристикам нашего времени: интерактивность и коммуникация. Современные дети и молодежь - люди нового, "продвинутого" поколения, и библиотека должна расти вместе с ними и разговаривать с ними на их языке, ведь это простое и давно известное правило установления доброжелательного контакта и построения диалога. Возможно, таким неожиданным, ломающим все устоявшиеся в обществе и молодом сознании представления о библиотеке удастся показать юным активным пользователям Сети, что библиотека может стать не только виртуальным, но и реальным другом, с которым возможна не только формальная и отчужденная коммуникация, но и вполне активная и увлекательная жизнь на одной волне. Самойленко Елена, студент УрГУ факультет искусствоведения и культурологии

Спасибо,

Спасибо, действительно наша библиотека старается найти общий язык с "продвинутым" поколением. Блог - это технология развития интерактивных отношений взаимодействия

О новой библиотеке

Очень точно, на мой взгляд, объсняется преимущества блога библиотеки - ведь это реальное средство привлечения современного читателя в современную библиотеку. Одно только наличие блога библиотекаря ломает стереотипы о принципах работы данного учреждения. Ведь библиотека современная может быть интересной, интерактивной, может стать полем общения молодежи, продвинутых, читающих, развиващихся людей, творческих и деловых. Это не какой-то изживший себя архаизм, как полагают некоторые незнающие люди. Библиотека стремтся быть актуальной и современной, стремится отвечать на вызовы времени - и это, безусловно, прогрессивное начинание. Но основной проблемой, как мне кажется, является привечение читателей в библиотеку. Ведь сегодня существует огромное колличество блогов на совершенно разные темы. Как же сделать так, чтобы пользователь выбрал именно библиотечный блок? И можно ли с его помощью привлечь нечитающего посетителя? И все это в условиях того, что человеку сегодня прелагается множество форм проведения своего досуга, помимо чтения книг. Акимова Анна

Спасибо, Вы

Спасибо, Вы сделали важные акценты. Мы пытаемся сделать библиотеку и блог полем общения для молодёжи, стать интересными для молодых читателей. Но для этого надо измениться самим. Блог очень в этом помогает
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"