
Тихомирова И.И. От продвижения чтения - к качеству чтения
Ирина Ивановна Тихомирова,
доцент кафедры детской литературы,
Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств
От продвижения чтения к качеству чтения
В рамках секции «Пространство для чтения» хочу поделиться идеей, которую можно сформулировать так - «От продвижения чтения к качеству чтения». Период продвижения чтения с его основной задачей «Лишь бы читали» у нас затянулся на 20 лет и не принес ожидаемых результатов. Что и как читать - эти вопросы, по существу, не ставились. Нет их в «Национальной программе поддержки и развития чтения в России». Бросается в глаза сведение чтения к получению информации (совокупности фактических данных), а от нее - к знаниям. Знания или компетентность ставятся во главу угла чтения. Отсюда ниточка тянется к ЕГЭ, к разного рода кроссвордам, викторинам, телепередачам типа «Самый умный», «Как выиграть миллион» и т.п. Роль библиотеки в данной концепции - помочь добывать знания, подсказать наиболее плодотворный путь к их поиску и потреблению. Задача «Лишь бы читали» важна для поддержания функциональной грамотности, т.е. умения распознавать информацию, содержащуюся в разного рода печатных текстах. Эта задача, связанная, как правило, с чтением познавательной, деловой, учебной литературы, имеет лишь прикладное значение. Она не связаны с развитием личности растущего человека. Она использует минимум возможностей, заключенных в чтении, и не учитывает специфики чтения художественной литературы - искусства слова. На этот минимум и рассчитаны разного рода обучающие технологии - отработанные алгоритмы приемов и операций.
Из двух аспектов, определяющих качество чтения - репертуар читаемых книг и уровень восприятия прочитанного - остановлюсь только на втором, ибо первый - отделять зерна от плевел - дело библиографов.
Касаясь вопроса качества восприятия, специалисты чаще всего делают акцент на работе с текстом, цель которой - понимание прочитанного. Понимать значит постигать смысл текста. Постигнуть смысл текста - значит выделить в тексте главную мысль. Отсюда соответствующая ориентация читателя на поисковую деятельность внутри текста и соответствующая технология этого поиска. В книге «Как учить работать с книгой» (авторы Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая) приведены этапы этой работы и дана система операций в каждом этапе, начиная с работы с заголовком текста. Считается, что эта рациональная работа и обеспечивает высокое качество чтения. Допускаю, что применительно к научному или учебному тексту такого рода работа не принесет вреда. Что касается художественных произведений, то она способна лишь окончательно отбить охоту читать. Мы это видим на судьбе уроков литературы в школе, которую известный учитель с пятидесятилетним стажем Л.Айзерман назвал педагогической драмой. К подобной драме ведут чтение художественной литературы и библиотекари, взявшие за основу работы с читателями ту же технологию. Не все, кто пользуется этой технологией, осознают, что понимание не есть неизменная константа. Оно изменчиво и носит субъективный характер. Его нельзя, как информацию, изъять из текста. Как писал известный гуманитарий Юрий Лотман, понимание нельзя рассматривать как исчерпывающий акт, как окончательное знание о предмете. Это путь в бесконечность. Его можно представить как сеть истолкований и переводов разной степени приближенности. Именно их многочисленность и взаимная контрастность определяет, в конечном счете, уровень понимания художественного произведения. И еще одно соображение: восприятие искусства слова не ограничивается пониманием. Оно активизирует все свойства человеческого сознания - воображение, чувства, память, пробуждает ассоциации и аналогии, включает работу самосознания и многое другое. Эта многоаспектность восприятия и определяет влияние книги на читателя, а вместе с ним и воспитание его ума и сердца. Не текст волнует читателя и не работа с текстом. Текст - это видимость. Не с видимостью имеет дело читатель, когда погружается в книгу, а с тем, что за видимостью скрыто. Скрыта жизнь людей. Она и должна быть в центре разговора с читателем. Писатель, если он подлинный художник, вовлекает читателя в жизненные ситуации и во взаимоотношения людей, предоставляя ему самому разобраться, что его радует и что огорчает, что заставляет восхищаться, и что негодовать, что следует беречь и что подлежит отрицанию, что волнует, и что вызывает симпатии и антипатии. Здесь в борении чувств, в различении добра и зла, в переживании судеб персонажей, и происходит выработка личностных качеств ума и сердца, обогащение читателя духовным опытом людей, сконцентрированным в литературе. Здесь и происходит становление его нравственных и гражданских чувств, осознание себя как личности в сравнении с другими. Важным условием обеспечения такого эффекта чтения является творческое чтение. Это высший уровень взаимодействия читателя с книгой. Немецкий писатель Томас Манн, в своей книге «Аристократия духа» сказал об этом определенно: «Сила восприимчивости на вершине своих возможностей неизбежно становится силой творческой».
Существует много определений творческого чтения. Мы можем встретить его у психолога Л.С. Выготского, у философа В.Ф. Асмуса, у режиссера К.С.Станиславского, у историка М.В. Нечкиной и у многих других специалистов разных сфер деятельности. Какую бы трактовку этому понятию каждый из них ни давал, все они во главу угла ставят способность человека реагировать на читаемое произведение, активизировать по ходу чтения собственные мыли и чувства, воссоздавать образы, оставлять в душе след от прочитанного, соотносить читаемое со своим опытом и знаниями, углублять взгляд на мир. Огромный вклад в теорию творческого чтения внес крупнейший библиотековед и психолог чтения Н.А. Рубакин. Основная мысль ученого по поводу творческого чтения состоит в том, что книга не есть передатчик авторских переживаний, а возбудитель в читателе собственных переживаний. Его практический вывод: чтобы книга оказывала влияние на человека, надо в реальной практике учить его соединять образы, созданные писателем, с опытом собственных жизненных и читательских впечатлений. От активности этих соединений и зависит результативность чтения.
Занимаясь творческим восприятием детей многие годы, изучая его теоретически и практически, я смогла обозначить некоторые ведущие его свойства. Свою концепцию я изложила в методическом словаре-справочнике «Психология детского чтения от А до Я» (2004), в книге «Как воспитать талантливого читателя» (2009). Многое прояснилось в процессе ведения мной вузовского курса «Психология чтения детей». Смысл творческого восприятия, как я его понимаю - это путь, ведущий через образную систему художественного произведения, к душе ребенка, это расширение опыта его жизнедеятельности за счет опыта и судеб литературных персонажей, это развитие креативных способностей, это погружение во внутренний мир людей и их взаимоотношения. В индивидуальном плане это творческая самореализация личности читателя, стимулирующая потребность общения с книгой. (Здесь, на мой взгляд, и лежит путь к решению проблемы продвижения чтения в молодежную среду). В социальном значении - это интеллектуальный и духовный ресурс нации на пути движения к культуре, к прогрессу.
Назову некоторые ведущие свойства творческого восприятия художественных произведений, которые мне довелось наблюдать и культивировать:
- Способность читателя в реакции на образное слово, создавать собственные образы, из слов рождать в своем воображении картины и звуки.
- Вместе с созданием образов вызывать в сознании эмоциональный резонанс - важнейшее качество полноценного восприятия художественного произведения.
- Сопереживание судьбы героя побуждает читателя вглядываться в его внутренний мир, открывать субъективную сторону сознания другого человека, переносить ее на себя.
- Способность установить связь между персонажем и самим читателем рождает явление, называемое идентификацией. На идентификации и связанных с ней аналогиях и ассоциациях, основано самовоспитание читателя, рождения образа «Я» в настоящем и будущем.
- В процессе чтения художественных произведений в сознании читателя накапливается «банк» разнообразных жизненных ситуаций и их разрешения. Ребенок готовит себя к преодолению жизненных испытаний.
- Чтение через творческое восприятие умножает жизненный опыт ребенка, позволяет в реальной жизни пережить множество других жизней, испытать неиспытанное, видеть мир в его многозначности.
- Обогащая читателя духовным опытом персонажей, творческое восприятие способно рождать терапевтический эффект: снимать душевную и физическую боль, помогать в преодолении жизненных невзгод.
- Ребенок, воодушевленный прочитанным, ищет для себя возможность претворить читательские впечатления в продуктах собственной творческой деятельности, тем самым реализовать свою природную креативность.
- Делая выводы, которые напрашиваются во время чтения или после его, определяя свое отношение к прочитанному произведению, читатель развивает свою осознанную реакцию на добро и зло, вырабатывает критерии художественных и человеческих ценностей.
Я назвала лишь некоторые из свойств творческого восприятия художественных произведений, обогащающих и одухотворяющих личность читателя. Как практически развивают качество читательского восприятия детские библиотекари России, можно прочитать в книге «Растим читателя-творца», которая вышла в издательстве «Школьная библиотека». Она соединила в себе детей и взрослых, которые в творческом чтении нашли друг друга. К их опыту слово «технология», ориентированная на стандарт действий, не подходит. То, что они делают, называется творческой методикой, которая уникальна и имеет право называться изобретением.
Что касается получения информации как одной из составляющих процесса чтения, то надо заметить, что эйфория вокруг этого понятия в последние годы идет на убыль. В предметном указателе новой книги С.Г. Матлиной «Публичная библиотека. Пути инновационного развития» мы не найдем этого слова, в то время как предмету «чтение» отданы в книге десятки страниц. Все большее число специалистов, в том числе библиотечных, начинают осознавать ограниченность информационного, технократического образа чтения, пришедшего к нам с Запада. Стоит обратиться в этой связи к статьям С.А.Басова, Л.Н.Гусевой, А.В.Соколова, опубликованным на страницах журнала «Библиотечное дело» за 2008-2009 годы, чтобы убедиться в этом. И поразмышлять. Буксование библиотек на одной информации, на которой застряло и наше образование, начинает серьезно тревожить.
Чувствовать и переживать
Качество чтения.
И.Тихомирова
И.Тихомирова очень точно подметила, что в последнее время , чтение сводится к получению информации., знаний которые можно использовать. Эта тенденция идет с Запада. Слишком часто в последнее время мы ориентируемся не на свои национальные корни, а на престижность западного обучения и образования. Русский человек изначально более восприимчив эмоцианально и искусство слова для него более доступное понятие ,чем для западного читателя. Создавать образы из слов- творческий процесс души. Он индивидуален. Потому и способствует развитию души. Будь то взрослый или ребенок ,каждый преумножает свой жизненный опыт. На одном жизненном этапе нам требуется информационное чтение, на другом - образное, духовное. И чем больше будет второго, тем выше качество чтения и духовный рост общества.
Нужно ли противопоставлять разные виды (способы)чтения?
Рада Вашему участию в нашей конференции, уважаемая Ирина Ивановна.В последнее время упоминание о Национальной программе поддержки чтения в среде библиотекарей, болеющих за детское чтение, производит эффект, подобный размахиванию красной тряпкой в стаде боевых быков. Для практиков очевидно, что чтение для получения информации и чтение художественной литературы - разные вещи. Но существуют большие проблемы также и в чтении информационном (деловом) . PISA свидетельствует об этом. Да, научить чтению информационному намного легче. Здесь могут помочь алгоритмы и технологии. Но ведь и в этом виде (или способе) чтения тоже можно говорить о качестве - низком или высоком. Мне не хотелось бы, чтобы у библиотекарей и у ребят создалось мнение, что деловое чтение - это "чтение второго сорта", здесь тоже нужно добиваться хорошего качества. Тогда чтение познавательной литературы тоже станет ТВОРЧЕСКИМ чтением.
Конечно, сформировать вкус к чтению художественной литературы - большое мастерство. И то, что написано Вами, даёт ключи и множество подсказок к ежедневной работе библиотекаря. Но главное даже не приёмы, подсказки, советы, а сама философия творческого чтения, в ходе которого читаемое соотносится со своим опытом и знанием. активизируются собственные переживания. Понятно, что это очень трудно. Это подтверждает и опыт нашей библиотеки. В этом году впервые в фестиваль детского литературного творчества ""Волшебная строка" (проводится шестой год, в секции есть о нём статья А. Водатурской) была введена номинация "Гениальный читатель", где на конкурс представлялись литературные эссе. Рассказать о книге через собственные переживания удалось немногим.
Александр Генис недавно рассказал, что остался недоволен новой книгой, куда были включены 28 эссе - интерпретаций "Замка" Ф. Кафки. Его собственная абсолютно не совпадала с вошедшими в сборник. Великими читателями были Ю. Лотман и М. Бахтин. У многих людей есть свой собственный Пушкин, Гоголь, Достоевский. Как научить такому чтению детей? Для нас ценен любой опыт такой работы. Но ведь значительная часть библиотекарей работает на интуитивном уровне и не в состоянии отрефлексировать собственный, иногда просто блестящий опыт . Поэтому возможность участия в такой конференции может дать многое. Путь Мастера индивидуален. Но мастера - явление уникальное. Остальным - обычным библиотекарям, на мой взгляд, могут помочь конкретные приёмы и технологии, которые они интерпретируют для собственной практики. Если издать материалы секции "Пространство чтения" как сборник, это будет бесценный материал для любого библиотекаря. С уважением, М.В. Ивашина, СВердловская областная библиотека для детей и юношества
Добрый день
От продвижения чтения к качеству чтения