
Водатурская А.И. Музей библиотеки как ресурс развития
Антонина Ивановна Водатурская
зав. нучно-методическим отделом
Свердловская областная библиотека для детей и юношества,
г. Екатеринбург
Музей библиотеки как ресурс развития
(Заявка на проект: Музей в библиотеке
"Детская книга и культура детства на Урале")
Цель проекта.
Показать в исторической перспективе, как формируется личность ребенка, какую роль в этом играют народные традиции и среда, а какую - литературные источники. Момент, представляющий особый интерес - специфические особенности этих процессов в Уральском регионе, ментальность Уральской литературы.
Создать базу, организованную с учетом особенностей детской психологии, для передачи детям литературных богатств, созданных для детей народной культурой и литературой.
Предоставить воспитателям, родителям, ученым для использования в практике и для исследований богатейшие материалы об уральских традициях воспитания; литературных процессах, особенностях восприятия литературных текстов уральскими детьми в прошлом и сегодня и т.д.
Содержание проекта.
На базе уникального фонда Областной библиотеки для детей и юношества:
1) Создать единственный в своем роде фонд, включающий:
- документы по традиционной детской культуре на Урале - мифология, материнский фольклор, уральская сказка, традиционные промыслы и ремесла;
- документы по истории проникновения на Урал детских книг из сокровищницы мировой детской литературы; представить картину детского чтения в различные исторические эпохи.
- произведения уральских писателей для детей, документы по истории их создания, их восприятию детьми в прошлом и сегодня;
- документы, отражающие православные традиции в уральской литературе для детей;
- документы о традиции детской игрушки и ее взаимосвязи с литературой;
- фонд непосредственно детских игрушек;
- Фонд детского литературного творчества и творчества в других жанрах, помогающего детям "проживать" литературный текст (поделки, рисунки и т.д.);
- материалы по детской субкультуре.
2) Организовать музейную композицию из этих материалов и разработать методику активных форм освоения материалов музея в стиле импровизированного театра: игр, активно включающих в "действие" всех посетителей; студии по изготовлению игрушек; краеведческие «экспедиции».
3) Создать творческую группу, для проведения исследований по проблемам детской литературы, истории и тенденциям развития детского чтения и детской культуры. Объединить силы заинтересованных организаций и лиц: Кафедра детской литературы Челябинского института культуры, кафедра этнографии УРГУ, Педагогический университет, Литературный музей, Центр детского краеведения, Кукольный театр - с которыми уже налажены творческие контакты и осуществляется совместно ряд проектов (Проведение фестивалей детского творчества, Краеведческих олимпиад, конференцияй и т.д.)
Значимость проекта:
1)Это будет единственное учреждение, в комплексе разрабатывающее проблему детской литературы и детского чтения с учетом уральской специфики.
2)Только здесь будет создаваться фонд детского творчества: детский самиздат, литературные произведения; исследования, связанные с историей и культурой края и др.
3)Уникальность формы воплощения: это будет органичное слияние музейных и театральных приемов, поскольку для ребенка восприятие литературного произведения невозможно без творческого "проживания": через проигрывание ситуаций в импровизированном театре; иллюстрирование прочитанного; воплощение своих фантазий в игрушках, поделках- созидательное творчество детей.
4) Реализация проекта создаст мощный ресурс развития, утверждения в культурно-историческом пространстве, средств самовыражения библиотеке и ее юным читателям!
Уважаемая
Идеальная модель
Пока, к сожалению, реализация такой идеальной концепции Музея утопична, нужны определенные денежные вливания: на реставрацию фонда, на экспозиционное оборудование и т.д. В кризис лучше мечтается, понять можно, иначе, чем жить. Конечно мы не единственные, думающие над проблемой детской литературы и детского чтения с учетом уральской специфики. Амбиции иногда помогают двигаться дальше.
На что
На что спорим?
Такой музей - не дорогая мебель и экспонаты. Тут надо знать специалистов и любителей, кто занимается проблемой: историки, краеведы, музейщики. Какие есть богатейшие пласты, никем не востребованные, или востребованные очень узким кругом.
Да, думающих возможно немало - мало делающих! Я уже была в такой ситуации когда в кризисные 90-е осуществила региональную краеведческую конференцию "Урал - территория жизни" И краеведы развели руками - как она была всем нужна, а сделала - детская библиотека. И год ходили за мной, ждали следующих шагов. Но ведь это было за пределами библиотечных функций.
А самые интересные, нужные проекты - на стыке отраслей, наук. Проект осуществим. Но... "Мы ленивы и нелюбопытны" - сказал А.С.Пушкин
музей
Любовь
Любовь Аркадьевна, я не случайно пришла к идее именно такого "комплексного " музея для детей:
1) в силу визуального характера восприятия детей - они хотят видеть не только книгу, но и то, что в книге написано.
2) игрового восприятия прочитанного - дети проигрывают, реконструируют события сказки, При этом они гениальны в том, что взрослые фантасты называют "созданием иной реальности". Детям достаточно для этого одной крошечной исторической детали.
3)деятельного восприятия: они спокойно и уверенно начинают реконструировать вещественную сторону "иной реальности" - мастерская при музее совершенно органична.
Вот так, примерно. Но, к сожалению, идея не получила одобрения.
Музей в
Музей в библиотеке, в котором будут рассказываться о традициях и истории фольклора Урала несомненно нужны сегодня, так как это культурное достояние Урала. Несомненно, для ребенка, музей будет выполнять функции комплектации, хранения и изучения культурно-исторического наследия региона, что так не хватает для современного общества.
Стрельникова Н.А.