Афанасьева О.Г. Профессионализм + креативность: библиотечные фантазии в стиле Web

Ольга Геннадьевна Афанасьева, зам. директора

по библиотечным технологиям,

Свердловская областная библиотека

для детей и юношества,

г. Екатеринбург

Профессионализм + креативность: библиотечные фантазии в стиле Web

«Библиотека функционирует в режиме молчания и борется с шумом как внутри, так и за её пределами, больше не делая событий ни для себя самой, ни для публики».

Читая профессиональные статьи зарубежных коллег, получаешь удовольствие от лаконичных и ёмких фраз, правильно подобранных образов. Всё изысканно просто.

Что же может нарушить ситуацию молчания и изменить представления о библиотеке, ускорить её «темпо-ритм»?

Произвести впечатление на современного читателя и сделать библиотеку ярким событием, задача не из легких - показать нестандартное содержание и форму, внести ауру новизны, создать средства коммуникации и образа, показать новое видение, новую лексику, новые способы выражения, работать в опережающем режиме.

Изменения, происходящие вокруг, требуют всё новых рекламных решений, новых подходов, своего стиля и диалога посредством новых технологий, виртуальных коммуникаций.

Смысл и стиль, Профессионализм и креативность - создают концепцию успеха. Происходит накопление позитивных качественных, содержательных изменений.

Качества, характеризующие профессионализм и эффективность библиотечных сотрудников в Руководстве для детских библиотек IFLA 2005 г. (секция библиотек для детей и подростков) обозначены в следующем порядке:

-Энтузиазм! (на I месте);

-Выраженные коммуникативные навыки, умение работать в команде, решать проблемы;

-Способность к сотрудничеству;

-Инициативность, гибкость, инновационность.

На первых позициях: умение и желание работать в команде, способность адаптироваться к новым условиям деятельности, нестандартно решать возникающие проблемы, находить неожиданные выходы из неразрешимых, на первый взгляд ситуаций и изобретать новые, уникальные способы достижения поставленных перед собой целей.

Новая идея рождается, генерируется, как правило, одной творческой личностью, но приобретает продуманную, совершенную форму и модель в процессе работы команды единомышленников, дополняющих друг друга. Работа в формате игры. Креативные технологии похожи на многоуровневую компьютерную игру. Для перехода с первого уровня на второй набирается определенное количество очков по предложенной методике. Но для успешного преодоления 2-го уровня методики необходимо менять, усложнять. Креативные игроки быстро адаптируются к новому блоку условий, оперативно обучаются новым приемам и правилам ведения игры. При завершении игры таким игрокам хочется придумать новую, свою игру.

Базовым элементом и условием развития информационного, культурного пространства становится креативность, спустившаяся с небес на землю и ставшая качеством. Креативность (creation - лат.) - созидание, сотворение. На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимается гораздо шире. Многие ошибочно думают, что творчество и креативность - синонимы.

В основе творческого процесса - вдохновение автора, способности и традиции. Как правило, творческие люди не задумываются, а творят, руководствуюсь собственными настроениями и эмоциями.

Главной составляющей креативного процесса становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.

Креативный продукт как картина, которая будет помещена в заранее выбранную рамку, с заранее определенным местом. Но и вне творчества креативность невозможна. Творчество всегда первично. Креативность - это технология организации творческого процесса, синтез творчества и креативности. Именно креативное ядро обеспечивает максимально эффективное восприятие информации, не дает информации остаться незамеченной.

От чего зависит креативность - от многих факторов: опыта, знаний, таланта, интуиции, способности мыслить по-новому, профессиональной среды в которой творческая личность поддерживается, оценивается, признается.

Как рождаются революционные идеи? Как стимулируется креативность?

Безусловно, важен стиль руководства. При демократическом стиле наиболее полно раскрываются творческие способности сотрудников и умение руководителя выслушать противоположные точки и выбрать конструктивное, оптимальное решение. Для создания и продвижения инновационных идей необходим творческий коллектив, способный оценить и принять идею, и в дальнейшем воплотить, реализовать её в программах деятельности.

Поддается ли оценке креатив? Да, если Вы периодически задаете себе вопросы:

-Какое из предлагаемых решений может привести к результату наиболее коротким путем и с наименьшими затратами?

-Нет ли негативных факторов в предлагаемом решении, которые перечеркивают вектор движения к результату и ведут в обратном направлении?

-Нет ли слишком большого отклонения от идеальной модели, не ведет ли это отклонение к промежуточным результатам, из которых цель будет ещё более отдаленной?

-И чем лучше мы знаем и понимаем наших читателей, тем более точно мы можем создать эффективный креатив.

Механизм креативного влияния составляет основу креативных информационных технологий. Влияние должно быть нацелено на - культурные коды, символы, мифы и психологические предпочтения потребителей информации с новыми способами выражения - цифровыми технологиями и коммуникациями.

Таким новым способом выражения стал сайт Свердловской областной библиотеки для детей и юношества: http://www.teenbook.ru/

Главная страница сайта снабжена флэш-анимацией и имеет три входа: «Дети», «Уже не дети» (юношество), «Совсем не дети» (взрослые - родители, профессионалы). Информация адаптирована с учетом возрастных особенностей.

Творческими усилиями креативной группы сотрудников разработана новая структура и дизайн сайта. Выбор состоял между традиционным, детально разработанным, структурированным сайтом, выдержанном в едином стиле содержания и формы. И авантюрным решением, выходящим за рамки привычного, за рамки стандарта: образ моря, романтики, игры, путешествия возник и увлек своей непохожестью. Морская тематика в названиях и видеоряде, совпадения с библиотечной лексикой: «море информации», «лоцман в книжном море», «спасательный круг» и др. Идея приняла законченную, яркую форму в процессе работы с дизайнерами компании ООО «Медиасайт». Понять, насколько точно выбран стиль, образ, смысл решать Читателю. Понимание и приятие произойдет в том случае, когда инновационные порывы творческих личностей совпадут с образом жизни и желаниями потенциальных читателей, состоится диалог.

Одну из главных ролей в современном информационном пространстве играют технологии воздействия на человеческое сознание и построения массовых коммуникаций, они затрагивают многие сферы деятельности, библиотеки - не исключение.

Изменения в жизни людей и технологий происходят стремительно, скорость информационных потоков можно сравнить со скоростью движения капитала на финансовых рынках. Важно умение управлять информацией, ориентируясь на особенности сознания людей, которым эта информация нужна.

Постиндустриальная парадигма в основе состоит из 4-х элементов - информация, сознание, время и инфраструктура. Эффективной становится деятельность, построенная на определенной конфигурации этих ресурсов, от умения управлять ими.

Останутся ли библиотеки местом не-события и осознают ли свою не-актуальность зависит от профессионализма и креативности сотрудников, от библиотечных фантазий.

Для современного читателя.

Вы правы , Ольга Геннадьевна,гарантами успеха любой работы , а, особенно, нашей библиотечной , являются люди , которые ее выполняют, они должны быть профессионалами,владеть новыми технологиями.И все это для современного читателя,думающего, талантливого, творческого.

Желание меняться

Недовольство собой, умение взглянуть на свою работу критически, со стороны, глазами читателей, желание меняться - в этом начало творческого процесса.

Совсем не дети

Мне интересно заходить на сайт Вашей библиотеки. Библиотека не должна быть только для кого-то конкретного. И Вам это удается

Слава нашим библиографам

Спасибо! Стараемся смотреть на сайт глазами наших читателей, постоянно совершенствуем его,"вылизываем". Видим все недостатки и работаем над их устранением. Слава нашим библиографам, особенно Галине Петровне Гурбич! Именно они прилагают титанические усилия в каждодневной информационной поддержке сайта.

Понять, насколько точно выбран стиль, образ, смысл [сайта] решат

На своих занятиях библиографы знакомят юных друзей библиотеки с сайтом СОБДиЮ. И дети, и подростки очень заинтересованно воспринимают сайт нашей библиотеки. Им нравится дизайн сайта, его содержание. Мне кажется, диалог с юными читателями обязательно состоится в современном информационном пространстве. Дети дома обязательно зайдут на наш сайт, а значит, после посетят еще раз нашу библиотеку. Балакина Н. Л.

Не обмануть ожидания

Образнасть сайта притягивает. Сложнее поддерживать этот интерес ПОСТОЯННО, быть в современном формате, в креативную форму вписывать нестандартное содержание, не обмануть ожидания наших читателей. Сайт - это лицо и коллективное творение библиотеки.

Останутся ли библиотеки местом не-события

Да, я согласна, будут ли библиотеки заметным явлением в обществе во многом зависит от самих библиотекарей. "Библиоткарь-играющий" - чудесно, "библиотекарь-думающий" - великолепно! Но главной составляющей профессионализма остается энтузиазм. А далеко ли уедешь на голом энтузиазме? Нужны мотивации. Негоже, когда библиотеки остаются на задворках государственной политики. Казимирова Л. А.

Быть

Культура всегда финансировалась по остаточному принципу и вниманием государства не избалована, библиотеки тем более, научились работать в условиях ограниченного финансирования. Кризис испытывает на прочность всех, приходится выживать за счёт внутренних, интеллектуальных ресурсов. Команда единомышленников, многие из которых энтузиасты + умелое руководство+профессионализм и креативность сотрудников спасает библиотеку. Интернет-конференция, чем не пример.

Креативность

Интересно всё, что связано с ПРОЦЕССОМ создания креативных продуктов. Как приходят идеи, что нужно для того, чтобы их взяли для воплощения, кто и как это делает, как оценивается результативность? Не на все вопросы я получила ответы. Но опыт поучительный. Интересно было бы познакомиться подробнее с механизмами работы по созданию креативного продукта от зарождения идей до оценки эффективности. О сайте написано слишком лаконично, пришлось самой прогуляться. Это здорово!Да ещё блог придумали! Любовь Самусева, педагог

Продолжение следует

В статье "Наш формат" (пока в работе) следует продолжение темы креативности, современного формата сетевого и издательского, и механизмов их создания. Надеюсь удовлетворить Ваш профессиональный интерес.

Прекрасно, что

Прекрасно, что пришлось прогуляться по сайту! Сайт и создан для того, чтобы по нему гулять и чем больше, тем лучше!

Шум прибоя

На сайте Александра Папченко птички щебечут, может и на нашем сайте звуковые эффекты добавить: шум прибоя, команды "свистать всех наверх! и т.д.

Профеесионализм и креативность - создают успех

Согласна с тем, что библиотекам не стоит "молчать", т.к. действительно, чем больше и чаще библиотека будет "говорить" о себе, от того и темпо-ритм усилится, народу больше потянется. И это здорово!! Профессиализм необходим везде, и библиотека конечно, не исключение. Чем больше в организации профессионалов, тем велики шансы на новые креативные идеи. Конечно, все зависит от руководителей. Ведь благодаря их профессиональному подходу к руководству персонала можно добиться многого. Бывает еще конечно, так что профессионалов много, но даже опытные не могут работать креактивно. Хорошо, что это случается крайне редко. А вот, посмотрите, сколько уже создано креактивной группой Свердловской Областной библиотекой для детей и юношества, как интересно разработан сайт, и это благодаря профессиональному подходу к работе. Какое желание, стремление руководителей (и других сотрудников) библиотеки создать и создавать что-то новое и интересное. Видна работа профессионалов своего дела. Сразу видна рука профессионала. Без творческого рвения, без умения работать в одной команде, вряд ли что-то можно было бы достичь. И, конечно, же, творческих бы процессов не было если б у сотрудников библиотеки не было желания. Даже если один сотрудник не хочет работать в одной группе, разрабатывать идеи во благо процветания библиотеки, то команда распадется, и будет труднее развивать библиотеку в творческом плане. Хотя вы можете мне сказать: ну и, что! Один человек погоду не сделает. Но я считаю, что «одна голова хорошо, а две лучше». В том смысле, что каждый сотрудник может подкинуть хорошую идею, мысль и так далее. Здесь, я так думаю, должно помочь руководство - настраивать таких людей к творческим замыслам, и обязательно к позитиву, а это тоже, между прочим, ВАЖНАЯ деталь! Библиотека, как и научный прогресс должна двигаться вперед. Она не должна топтаться на месте, или вообще не дай бог, останавливаться. Но такого, я не замечала, к счастью! Обратите внимание, сколько уже существует новых технологий в библиотечной сфере деятельности: профессионализм сотрудников растет, и будет расти. Ведь библиотека тесно шагает в ногу с прогрессом, а он как уже я говорила, и вообще это всем известно - шагает вперед. Библиотеки должны стараться создавать себе имидж современной библиотеки, чтобы привлечь пользователей в библиотеке было больше и больше, для этого необходимо усердно трудиться. Ведь, действительно, произвести на население, читателей хорошее впечатление и делать библиотеку ярче задача не из легких. Татьяна Первухина

Быть библиотеке

С такими молодыми и всё понимающими, рефлексирующими сотрудниками быть библиотеке современной, заметной, яркой!

не делая событий ни для себя самой, ни для публики

Браво, Ольга Геннадьевна! Действительно, очень глубоко и точно: "не делая событий ни для себя самой, ни для публики". Мне кажется, что важнее в этом контексте - события для себя самой: глупо и бессмысленно пытаться увлечь читателей, если ты сам совершенно равнодушен.

Благодарю

Спасибо за поддержку!

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"