Перепелица М.Ф. Краевая библиотека - центр совершенствования профессионального мастерства детских библиотек Кубани

Марина Фёдоровна Перепелица,

заместитель директора,

Краснодарская краевая детская библиотека

имени братьев Игнатовых

Краевая детская библиотека - центр совершенствования

профессионального мастерства детских библиотек Кубани

Как известно, гарантом успеха любой работы являются люди, которые её выполняют.

В современных условиях библиотечные работники должны быть профессионалами, свободно ориентирующимися в книжном рынке и владеющими новыми информационными технологиями, при этом способные организовать и провести мероприятия не только муниципального, регионального, но и всероссийского масштаба, разработать и выпустить электронные продукты, внедрить инновационные формы работы.

Между тем, практика показывает, что в информационный век прежняя образовательная система подготовки библиотечных работников уже не может удовлетворить новые запросы общественного развития.

Для радикальной перестройки библиотечного обслуживания населения сельской местности в концепции краевой целевой программы «Кадровое обеспечение сферы культуры и искусства Краснодарского края на 2010-2013 годы» предусмотрен отдельный подраздел, посвященный поддержке и развитию кадрового потенциала сельских библиотек.

В этом году в общедоступных муниципальных библиотеках Краснодарского края объявлен краевой смотр-конкурс на лучшее внедрение информационных технологий в деятельность библиотек «Лидер библиотечных инноваций». Более 20 детских библиотек прияли участие в конкурсе. Ежегодно проводятся курсы повышения квалификации по работе в автоматизированном режиме по программе «АС-Библиотека-3».

Эти меры будут способствовать повышению эффективности непрерывного образования библиотечных работников и созданию единого образовательного профессионального пространства.

Изучение компьютерных и телекоммуникационных технологий должно стать, бесспорно, основным компонентом системы повышения квалификации.

Но для сотрудников детских библиотек по-прежнему актуальным остаются проблемы чтения детей в условиях развития новейших информационных технологий.

Была сформирована программа развития краевой детской библиотеки как центра совершенствования профессионального мастерства и методико-информационного обеспечения работников детских библиотек края. Основной идеей работы центра является развитие и организация непрерывного образования детских библиотекарей края. Краевая детская библиотека все эти годы формировала творческое сообщество детских библиотекарей. Перед нами были поставлены задачи:

- побудить работников детских библиотек к самостоятельной разработке и внедрению новых идей;

- вселить уверенность в каждого специалиста в возможность развития его индивидуального творческого потенциала.

Была пересмотрена вся система переподготовки детских библиотекарей, разработана концепция непрерывного образования, направленная на раскрытие творческого потенциала сотрудников детских библиотек.

Ежегодно краевая детская библиотека при поддержке департамента культуры Краснодарского края инициирует, организует, проводит акции краевого масштаба, направленные на улучшение обслуживания читателей-детей.

Участвуя в подобных масштабных мероприятиях, детские библиотеки края активно ищут пути обновления библиотечной работы: разрабатывают новые аспекты, новые темы, новые приёмы работе с книгой.

У ведущих специалистов детских библиотек Краснодарского края есть уникальная возможность перенять практический опыт работы своих коллег из России и ближнего зарубежья на Творческой лаборатории работников детских библиотек «Книга. Библиотека. Общество». 15 лет ежегодно, на гостеприимном Черноморском побережье работает экспериментальная площадка по продвижению книг к юному читателю в современном информационном обществе. Все эти годы краевая детская библиотека совместно с департаментом культуры Краснодарского края, Российской государственной детской библиотекой, секцией детских библиотек Российской библиотечной ассоциации, краевым учебно-методическим центром по подготовке и повышению квалификации кадров культуры и искусства проводит общероссийское мероприятие, переросшее в последнее время в международный форум.

Темы, поднимаемые на геленджикских встречах, всегда интересны и актуальны: «Чтение детей и культура», «Книги, меняющие жизнь», «Патриотизм.Толерантность. Гражданственность», «Детская библиотека - центр гармоничного развития личности», «Детское чтение и библиотеки в современном информационном обществе».

Активное участие в работе творческой лаборатории принимают детские библиотеки Южного Федерального округа, Сибири, Урала, Поволжья, Центральной части России, Казахстана, Белоруссии.

Всего за эти годы в работе творческой лаборатории работников детских библиотек России «Книга. Библиотека. Общество» приняли участие более 1000 представителей из 50 регионов России, стран СНГ и детских библиотек Краснодарского края.

Анализируя в дальнейшем опыт работы детских библиотек края, мы видим, что участие в мастер-классах, тренингах, деловых играх ведущих библиотековедов России, встречи с детскими писателями, журналистами, литературными критиками, издателями дают новые идеи, активно внедряемые в работу детских библиотек Кубани.

В 2006 году библиотекой была внедрена и получила горячую поддержку и одобрение коллег зональная форма повышения квалификации - Школа библиотечного менеджмента «Детская библиотека: новая реальность».

За два года работы более 500 сотрудников из всех муниципальных образований края имели возможность познакомиться с опытом работы детских библиотек девяти городов.

Послушать выступления ведущих специалистов краевой детской библиотеки, краевой научной библиотеки, департамента культуры Краснодарского края по темам «Открытый мир детской библиотеки: принципы и практика» (2006 г.); «Библиотечное краеведение: от традиций к инновационному поиску (2007 г.).

Начиная с 2008 года, наша Школа - теперь Школа информационных технологий - работает по теме «Новые информационные технологии в работе библиотек, обслуживающих детей и подростков». Ведь, прежде всего, детские библиотеки должны реализовывать права детей на доступ к информации, книгам, мультимедийным материалам, быть современными, технологически оснащёнными центрами, обеспечивать свободный доступ юным в кибер-пространство.

Поэтому, представляя опыт работы медиатек, электронных читальных залов, проводя практические занятия, презентации электронных продуктов, краевая детская библиотека, даёт возможность ознакомиться с инновационным опытом работы в вопросах информатизации не только библиотекарей центральных детских библиотек, но и сельских библиотек-филиалов.

Анализируя кадровую ситуацию в детских библиотеках, мы планируем уже с 2010 года, к уже апробированным формам - Творческой лаборатории, Школе информационных технологий, добавить Школы детских библиографов, методистов. Это позволит сотрудникам детских библиотек оперативно получать новые знания по использованию современных методов библиотечного обслуживания, иметь возможность встречаться с коллегами, перенимать интересный опыт, осваивать новые информационные технологии, а значит выстраивать перспективы дальнейшего развития детских библиотек Краснодарского края.

Как рождаются идеи?

Творческие лаборатории для работников детских библиотек, которые проводит Ваша библиотека знамениты на всю Россию. Была в Геленджике у вас два года назад. Это действительно яркое и незабываемое мероприятие. Жаль, что в Вашем выступлении (слишком сухом, деловитом, лаконичном) это не прозвучало. Как вы готовитесь? Как разрабатывается концепция лаборатории? Как всё обсуждается? Как рождаются идеи? Роль команды? Вся эта "кухня" могла бы быть интересна практикам. Это ведь и есть ПРОЦЕСС перезагрузки сознания. М.В. Ивашина
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"