Плохотник Т.М. Заметки из блокнота методиста

Татьяна Михайловна Плохотник,

заместитель директора по методико-инновационной

деятельности МУК «ЦСДБ им. А.С.Пушкина»,

г. Саров Нижегородской обл.

Заметки из блокнота методиста

Методист библиотеки: каким он должен быть? Эту тему активно обсуждают в библиотечном сообществе довольно давно. И вопросы ставят серьезные: «Что понимать под методической работой? Если помощь, то какую?». И даже «Нужна ли вообще методическая работа?». Как-то не по себе становится, страшно за свою профессиональную востребованность.

Хотя вполне могу понять тех, кто ставит вопросы таким образом. Я сама еще недавно, получив должность методиста, искала на них ответ. Понять суть методической работы не так уж и просто, а увидеть ее еще труднее. Это ведь не абонемент, где каждый контрольный показатель - «читатели, посещаемость, книговыдача» - говорит в защиту библиотекаря. Работу методиста нельзя «потрогать», трудно зафиксировать и показать.

Тем не менее, активные полемики вокруг методической деятельности привели к появлению глубоких, качественных аналитических изданий, доказывающих её значимость. Они включают как изучение и анализ, так и четкие формулировки, классификацию и перспективные направления нашей профессии[1]. Приведенная в систему, профессия методиста раскрывается как многоаспектная, гибкая. Наверно поэтому, и еще из-за нашей человеческой «разности», каждый методист выбирает для себя свое любимое направление и работает по нему углубленно. Не случайно же в библиотеках можно встретить научно-методический, методико-инновационный, методико-библиографический, маркетинговый и др. отделы.

И вроде бы все уже обсудили, проанализировали и выяснили, а споры вокруг понятия «методист библиотеки» не утихают. Почему? Думается, все из-за той самой нашей «разности». ЧТО должен делать методист мы выяснили. А вот КАК делать, какие личностные качества в этой профессии приоритетны - каждый понимает по-своему.

Что поставим «во главу угла»?

Для кого как, а для меня ключевые качества методиста детской библиотеки - это три «К»: «Компетентность, Креативность, Контактность». Знаю, что к этому еще многое можно и нужно добавить, но все-таки их ставлю на первое место.

На мой взгляд, суть профессии методиста:

- учить (главное, понимать чему и как - и здесь без Компетентности и Контактности не обойтись),

- видеть перспективу, быть готовым к переменам и вести к ним других (Креативность).

- вести работу по выстраиванию положительного имиджа библиотеки и позитивного настроя в коллективе (здесь не обойтись без всех трех качеств).

Общаться будем?

Нужно ли методисту детской библиотеки общаться с детьми и подростками, т.е. должен ли он участвовать в обслуживании читателей?

Мой ответ : ДА!

Считаю, что работа с детьми как раз и дает толчок креативному мышлению. Не общаясь с читателями, не «варясь» в их проблемах и интересах что-то изобрести, придумать инновационное, на мой взгляд, трудно, даже невозможно. Любые теоретические выводы и рекомендации должны строиться на практических наработках и их анализе. Тем более, что в наше время взрослым порой приходится учиться у «продвинутых» детей компьютерного века (хотя бы владению новыми информационными технологиями, ведь не секрет, что подчас наши юные читатели знают компьютер лучше нас). И здесь опять же нельзя не упомянуть компетентность.

Приведу всего лишь один пример из своей практики. В нашей библиотеке нагрузки по проведению массовых мероприятий на каждого сотрудника довольно большие, и, став методистом, я продолжаю вести ряд литературно-нравственных циклов для подростков. В ходе живого общения идет незаметный для ребят мониторинг их интересов, приоритетов. Регулярные встречи позволяют проводить блиц-опросы и анкетирования в рамках занятий. Это крайне важно, ведь недаром многие детские библиотекари честно признаются, что привлечь подростков в библиотеку для них проблема.

Сами ребята натолкнули меня на мысль о проведении в библиотеке познавательно-развлекательного шоу «Кумиры и поклонники». Наиболее популярными музыкально-танцевальными направлениями сейчас для них являются хип-хоп, многие увлечены брейк-дансом. Вот именно команда брейк-данса и стала нашим социальным партнером в подготовке и проведении этого мероприятия. И не торопитесь сказать, что к библиотечной работе подобное мероприятие «притянуто за уши» (поинтересуйтесь на досуге историей брейк-данса - эту тему вполне можно использовать в помощь воспитанию толерантности, не говоря уж о здоровом образе жизни). Вместе с этими, в прямом смысле слова, дворовыми мальчишками (от10 до 16 лет) мы разрабатывали сценарий. Ребята принесли видеоклипы выступлений ведущих брейкеров мира, разработали «Советы начинающим брейкерам», вместе мы искали в Интернете информацию об истории танца, я подбирала литературу по теме, выстраивала видеопрезентацию. Результаты ошеломили всех - зал был переполнен, пришли подростки, учащиеся ПТУ, учителя, школьные библиотекари и... даже родители (в зале на 110 мест - 200 человек!). Встреча закончилась в холле библиотеки мастер-классом юных брейкеров. И это еще не все. Именно этим мероприятием был дан старт работе клуба любителей современной музыки для старшеклассников и целому ряду крупных праздников, организованных в стиле шоу-программ и презентаций читательских талантов. А партнерство с юными брейкерами продолжается уже второй год. Они участвуют и в социальных проектах (организация вечера отдыха для солдат-сирот воинской части города в детской библиотеке) и во многих наших литературно-развлекательных мероприятиях.

И еще один пример в качестве аргумента за живое общение с читателями, правда, теперь уже медицинской тематики. Ни один врач не возьмет на себя ответственность выписать лекарства по телефону, не осмотрев пациента. И это правильно - ведь даже при визуальном осмотре не всегда получается поставить точный диагноз. Что уж говорить о диагнозах и вариантах лечения, предложенных «заочно»!

Я не имею в виду постоянную ежедневную работу методиста на абонементе. Но периодически вставать за кафедру, разрабатывать и проводить отдельные мероприятия необходимо. По крайней мере, для методической профессии важно достаточное время проработать в библиотеке, начиная с «азов», с обслуживания, а лучше - во всех ее отделах, чтобы понять и структуру учреждения с особенностями технологических процессов, и ПСИХОЛОГИЮ ЧИТАТЕЛЯ.

Возможно, с этим согласятся не все. Но, по-моему, прирожденный (по складу характера) методист никогда не будет четко разграничивать работу на «мое» и «чужое». Он обязательно рано или поздно «сунет нос» во все дела библиотеки, потому что ему ИНТЕРЕСНО! И вот здесь-то пригодится опыт прошлой работы, а компетентность и контактность будут способствовать доверию коллег и поддержке креативных предложений. Кроме того, не надо забывать - методист выстраивает стратегию деятельности всей библиотеки, т.е. должен видеть её в общем, в то же время представляя работу «отдельных частей механизма».

Крепкий коллектив - важный фактор успешности и библиотеки в целом, и методиста в частности.

На третьем «К» - контактности - хотелось бы остановиться особо. Думаю, нет нужды убеждать, что эффективность работы библиотеки во многом зависит от атмосферы в коллективе. Создание крепкого профессионального коллектива единомышленников, воспринимающих свою работу и профессию вообще позитивно, коллектива, настроенного оптимистично и готового к инновациям - это задача прежде всего администрации (в том числе и методиста). И вот здесь очень помогает умение контактировать с совершенно разными по складу характера людьми, находить с ними общий язык. Этим качеством овладеть труднее всего. Как доказать, что твои «безумные» идеи заслуживают внимания и достойны претворения в жизнь? Как сделать замечание и, одновременно, не обидеть коллегу, который, порой, вдвое старше тебя? Как стать авторитетом в своем коллективе? Здесь нужна чисто человеческая, житейская мудрость, которая приходит с годами. Этому мы учимся всю жизнь, и порой у своего же коллектива.

В одном из номеров ж. «Библиотечное дело» за 2008 год встретила шокирующую меня мысль: «Как правило, мир двигают вперед люди, мучимые тревогой, обеспокоенные, недовольные. Тот, кто видит грядущие проблемы и желает изменений». После этого мне не кажется удивительной оценка автором статьи своих коллег, в которой отмечено «отсутствие фонтанирующего креатива, вялотекущая депрессия, обстоятельность и скучноватость без блеска». Позволю себе не согласиться. У человека недовольного, настроенного пессимистически чаще всего руки опускаются, появляется апатия, нежелание что-либо делать, потому как «К чему хлопотать? Все равно ничего не выйдет». А вот оптимист - это другое дело. Он запрограммирован на удачу, везение (недаром же психологи заметили, что к людям улыбающимся, довольным жизнью тянутся окружающие, с ними охотнее идут на контакт). Оптимист готов претворять в жизнь даже самые невероятные идеи. Его постоянное мысленное состояние: « А что, если....?!!!!». И чаще всего он своего добивается. Благодаря креативности и контактности, умению заразить своей идеей окружающих. Убеждена, что методист должен быть именно оптимистом по складу характера.

«Мы все учились понемногу...»

Методисту приходится учиться даже больше, чем всем остальным. Учиться, искать, накапливать идеи, чтобы потом самому генерировать их, претворяя в жизнь, и учить других - это вечный круговорот методической деятельности. Источники этой учебы всем хорошо известны - командировки, профессиональная периодика, изучение своей, «местной» ситуации...

И здесь не могу не упомянуть областные семинары и конференции, за которые низкий поклон нашему методическому центру - Нижегородской Государственной областной детской библиотеке. Здесь всегда приятно удивляет плотный график занятий, богатая культурная программа, разнообразие и глубина методических материалов, выдаваемых каждому участнику. А чего стоят, к примеру, ежегодные «Методические рекомендации к НДК»! Вот уж где кладезь креативных идей, воплощать которые можно в течение всего года!

Как правило, удивительными, запоминающимися и, самое главное, всегда актуальными бывают здесь мастер-классы и лекции приглашенных специалистов. На таких встречах, в ходе живого общения со светилами библиотечной науки и практики завязываются бесценные связи, немало способствующие формированию стратегии нашей дальнейшей работы, рождаются интересные совместные проекты.

Приведу пример из жизни нашей саровской детской библиотеки. Всероссийская ежегодная школа «Лидер», организованная НГОДБ, в 2008 году была посвящена проблемам толерантности. В числе приглашенных специалистов - профессор института социологии РАН Тамара Завеновна Адамьянц. Идея её проекта «Изучение картин мира школьников» так понравилась нам, что мы решили провести подобное исследование на городском уровне. Консультации по данному исследованию, а также помощь в анализе собранных нами анкет нам любезно оказывает Тамара Завеновна.

Очень продуктивным оказался и мастер-класс представителей НГОДБ, организованный на базе нашей библиотеки в рамках конференции городов ЗАТО (14-17 октября 2008 г.). Идея «чтения-дарения», основанная на методике комментированных чтений О.Громовой и преследующая цель разговора с детьми по книге от своего имени, была с удовольствием подхвачена как детскими, так и школьными библиотекарями Сарова. Конечно, элементы такой работы уже существовали в нашей практике, но вот систематизировать её, делать на ней акцент мы начали только сейчас. Мало того, в нашей библиотеке эта идея получила свое развитие в инновационном проекте - дискуссионном видеосалоне «Классика на экране: Читаем. Смотрим. Обсуждаем».

Ремарка по поводу

Кстати, о необходимости идентификации собственного мнения библиотекаря в ходе работы с детьми и подростками говорят все чаще, эта идея вполне перспективна. К примеру, на конференции, прошедшей в марте 2009 г. в г.Озерске, доцентом кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧКАГИ Сафоновой Н.К. был представлен анализ мониторинга современной подростковой среды. Главный вывод: надо искать новые подходы в работе с подростками. Чем мы, библиотекари, можем быть им интересны? Все подростки «ведутся» на «Я», т.е. важен диалог от своего имени, от личности библиотекаря. Подростки это уважают и в ответ «раскрываются» сами.

В 2009 году Нижегородская государственная областная детская библиотека отмечает юбилей - 90 лет со дня основания. Солидный возраст для детской библиотеки, определенный рубеж, к которому наш методический центр подходит, накопив богатый опыт, оцененный по всей России. И уверена, что с этого большого праздника начнется новый творческий виток в его деятельности - вверх и вперед! А мы, со своей стороны, всегда готовы поддержать ваши идеи и реализовать их. Удачи вам, дорогие коллеги!

Мысль в подарок

В заключении, говоря о «формуле успеха»[2] методической работы, хочется привести историю из жизни Серафима Саровского, святого старца, жившего когда-то в наших краях. Однажды пришел к отцу Серафиму будущий настоятель одного из русских монастырей, чтобы попросить благословение исполнять эту должность. Старец задал ему вопрос:

- Ты понимаешь, кем ты должен для братии стать?

- Отцом?

- Нет, не отцом, а матерью ты им стать должен.

Думается, отношение хорошего методиста к своему коллективу, к коллегам тоже должно быть сродни материнским чувствам - в их основе должна лежать любовь. Тогда и отдача будет - будут и инновационные идеи, и желание претворять их в жизнь. Ведь, так же, как «один в поле не воин», так и методист без коллектива мало на что способен.


[1] Авраева , Ю.Б., Очирова, Э.С. Методист библиотеки: Формула успеха: научно-методическое пособие. - М.: Либерея-Бибинформ, 2008. - 96 с.

[2] Авраева , Ю.Б., Очирова, Э.С. Методист библиотеки: Формула успеха: научно-методическое пособие. - М.: Либерея-Бибинформ, 2008. - 96 с.

Надо быть точнее с цитатами

Несмотря на то, что выхваченные из контекста цитаты из моей статьи, опубликованной в этой же секции СПЕЦИАЛЬНО, приобретают искажённый смысл (разве я говорила об оптимизме ВООБЩЕ?, речь шла о конкретных выводах по конкретному исследованию), статья мне понравилась. Яркостью ощущений и верой (чуть-чуть не добавила, наивной) в то, что делаешь. Верю в то, что автор является хорошим методистом, что большая редкость и настоящая доблесть в наше время. Впечатляет опыт работы с читателями, особенно с юными брейкерами - довольно трудной категорией. Необходимость живого общения с читателями - принципиальная позиция - заслуживает всяческого поощрения. Только так методист не превратится в "кота-методиста" из известного анекдота. С уважением, М.В. Ивашина

Марина

Марина Вячеславовна, спасибо за рецензию моей статьи, для меня это было важно. С Вашей книгой "Человек и информация", которую мне в буквальном смысле слова удалось урвать на конференции в Озерске (март 2009 г.) мы начали активно работать. Искренне сожалею, что она вышла таким маленьким тиражом, в основном на уральский регион. И статьи ВАШИ изучаю с карандашом, многое для себя выписываю. Так что спасибо за идеи. А за конференцию - огромное ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО! Блестящая идея, обязательно посадим всех сотрудников за изучение материалов, представленных на ВАШЕМ сайте.

Будем сотрудничать!

Не надо укрупнять, Татьяна Михайловна, меня и нашу конференцию (хотя она мне и самой нравится). ВЫ человек думающий, неравнодушный, это невооружённым глазом заметно. Я думаю, нам есть, что сказать друг другу. Так что будем сотрудничать, обмениваться идеями и материалами. Вы достойные партнёры. М.В. Ивашина

Давайте продолжим

Я методист с большим стажем, ваши размышления мне понравились, хочу продолжить наше общение. О главном предназначении методиста я так думаю: открыть в каждом ЕГО талант. В каждом есть искра, иногда так глубоко, что он сам о ней не подозревает. Если сумел ее разглядеть и раздуть, убедить человека - ты можешь! - тогда ты имеешь право быть методистом. И это высшее проявление любви. (Это как тест Маленького принца - если рассмотрел слона в удаве на рисунке - можно говорить с тобой дальше). Еще один дар - заслужить доверие. С библиотекарем, как с ребенком - нельзя его обманывать. Один раз обманул, подвел, не до конца выложился - и нет доверия.А возможно полное сотрудничество, только если как в песне "Мы за вас горой - вы за нас стеной". Третий дар: собрать рабочую группу из разных людей, возможно доселе незнакомых - и вдохновить их некой идеей, возможно вполне завиральной.В фундаменте этого дара - два предыдущих. А не создать ли нам, Татьяна Михайловна, 1)манифест методиста новой формации 2)тест на выявление способности быть методистом 3)алгоритм производства методистов? А.И.Водатурская, СОБДиЮ

Как приятно

Как приятно встретиться с единомышленником! А тем более, с человеком с большим стажем методической работы, сама-то я методист начинающий. Ваши идеи интересные, с удовольствием поучаствую в их претворении. Мой e-mail для связи: csdb-plohotnik@yandex.ru

Методист библиотеки

Здравствуйте, коллеги! Прочитала ваши статьи - есть интересные материалы, есть спорные моменты, но так и должно быть. Я работаю методистом по библиотечным фондам в сфере школьных библиотек. По роду деятельности, приходится выполнять роли матери, отца, добродетеля, защитника, юриста, бухгалтера, учителя, наставника - кого угодно, главное вовремя себя остановить и понять что ты методист, а не нянька специального назначения. А сделать это бывает ох как сложно. Кадровый состав школьных бибиотекарей состоит из 55% профессионалов с высшим образованием и стажем больше 20 лет, и новичков, как правило, из педагогического состава вышедших на пенсию с явным желанием отсидеться на пенсии. Ломать стереотипы применяя креативное мышление на основе компетентности и контактности очень сложно, но как говориться, под лежачий камень вода не течет. С этим работаю постоянно. Только знаете в глубине души есть осадок ощущения, что я говорю сама с собой, прекрасно понимая что это моя недоработка, только иногда теряешься и руки опускаются когда, к примеру, на семинаре всё рассказала и показала, а через время тебе в глаза - "А, я, этого незнала!" Получается нужно постоянно за ними ходить? Невольно задумываюсь о статусе профессии методиста - "Кто ты: специалист владеющий методом профессионального развития и саморазвития, либо всё та же нянька специального назначения?" Извините, что немного грустно, но это правда. С уважением, Елена.

Добрый день,

Добрый день, Елена! Приятно, что на этой виртуальной площадке есть и коллеги из школьных библиотек. И хотя во многом специфика нашей работы различается (Вы ведь считаетесь прежде всего методистом по учебным фондам?), тем не менее, суть методической профессии везде одна - мы должны УМЕТЬ не только владеть библиотечными технологиями, но и НАЙТИ ПОДХОД к любому сотруднику, понять его, найти к нему ключик, чтобы потом донести свои мысли и идеи, а также получить ответную рефлексию - разбудить творческую жилку, которая, уверена, есть у каждого библиотекаря. И этот процесс не только очень сложен (все ли из нас отдают себе отчет в том, что важно не только владеть технологиями, но и УМЕТЬ доносить эти знания в понятной для коллег форме?), он еще не должен быть холодной манипуляцией со стороны методиста - только через искреннее уважение, внимательное отношение к коллегам можно добиться успеха. И еще - я об этом писала в статье - нужно не только учить, но и самому не стесняться постоянно учиться у коллег, и говорить им об этом. Ведь доброе слово приятно любому.
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"