Воробьева Л.А. Кризис: как выжить и укрепить свои позиции

Людмила Аркадьевна Воробьева,

Директор, Свердловская областная

библиотека для детей и юношества

Заслуженный работник культуры РФ

Кризис: как выжить и укрепить свои позиции?

Что не убьёт - сделает сильнее

Ф. Ницше

Рациональная экономия - это целая наука. Как вести бюджет, на чём сэкономить, как сохранить заработную плату и имеющиеся доплаты основному составу работающих в библиотеке ...? Хотим поделиться своим небольшим опытом «Как пережить финансовый кризис», к тому же кризис еще не миновал, и наша с Вами дискуссия на эту тему вполне уместна.

Ситуация в России для развития библиотек складывается практически одинаково для всех территорий. Наступило время, когда в определённых случаях нужно и можно рассуждать и действовать, не сковывая себя чёткими рамками рабочих определений, а идти и как бы поверх них.

В условиях кризиса первыми пострадают библиотеки, в которых отсутствует механизм управления, в частности стратегия управления и маркетинг. В связи с этим мы у себя внедряем систему антикризисного управления библиотекой. Главная особенность здесь - способность быстро «подстраиваться» под меняющуюся среду и создавать возможности для стабилизации, улучшения позиций библиотеки, устранения слабых сторон, которые могут способствовать кризисной ситуации.

Среди массы проблем, без решения которых невозможно говорить о современной системе библиотечного обслуживания в России, есть три основные: комплектование библиотечных фондов, компьютеризация библиотек, подготовка современных библиотечных кадров.

В 2009 году Свердловской областной библиотеке для детей и юношества (СОБДиЮ), как и другим учреждениям культуры области, уменьшили лимиты бюджетных обязательств до 86,2% (по всем статьям, включая и заработную плату) согласно Постановления Правительства Свердловской области «Об областном бюджете на 2009 год».

Во исполнение Постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2008 года № 1332-ПП «О программе действий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в области» приказом директора создана в библиотеке антикризисная комиссия, в состав которой вошли заместители директора и специалисты, которые пользуются особым доверием у руководства и коллектива библиотеки, обладают хорошими организационными данными. Этим приказом утверждён План мероприятий работы библиотеки в условиях ограниченного финансирования в 2009 году. В Свердловской областной библиотеке для детей и юношества разработана и реализуется Антикризисная программа, согласно которой проходят заседания антикризисной комиссии, а также на постоянной основе работает Совет при директоре, Советы по разным направлениям деятельности библиотеки, еженедельно оперативки при директоре для заместителей и заведующих отделами. Ежемесячно общее совещание для всего коллектива библиотеки. На всех этих заседаниях делается анализ библиотечной ситуации в условиях ограниченного финансирования, и принимаются оптимальные решения. Экономия во всем!

Важным показателем антикризисного управления является, на мой взгляд, его эффективность: корпоративность, т.е. понимание и принятие всеми работниками целей библиотеки, готовность работать в особом режиме .....

Специфика управления отражается в его технологии. Антикризисная команда, другими словами - руководство библиотеки, осуществляют действия по исключению рисков, которые могут иметь место в процессе работы, а именно:

  • риск падения научного потенциала
  • риск утраты престижа библиотеки
  • риск падения эффективности и качества работы
  • риск потери кадрового потенциала
  • риск снижения управляемости

И здесь я вижу выход из ситуации в организационном подходе к управлению, поиске инноваций, повышении квалификации и др.

Так, Свердловская областная библиотека для детей и юношества, преодолевая трудности, продвигается вперёд и в профессиональной работе и в творческом развитии. Стратегические направления развития библиотеки:

  • усиление позиций в региональной библиотечной политике, интеграция в единое информационное пространство региона и России
  • модернизация библиотечного обслуживания пользователей
  • внедрение новых моделей и форм обслуживания, образовательных и коммуникативных технологий.

В настоящее время библиотека совместно с центром «Учебная книга» ведёт работу по созданию межведомственного Союза библиотекарей при рабочих группах по развитию образования и культуры Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе. Свердловская областная библиотека для детей и юношества включена в инновационные проекты Правительства Свердловской области, стала крупным региональным культурным и образовательным центром, на базе которого проходят многочисленные мероприятия российского и международного уровня.

Новую окраску приобрела финансово-экономическая политика библиотеки. В условиях ограниченного финансирования - главное это разумное планирование и использование бюджетных ассигнований, заработанных средств, что заставляет руководство библиотеки работать более собранно и эффективно. В январе этого года на заседании Совета при директоре «Анализ библиотечной ситуации в условиях дефицита финансирования» приняты оптимальные решения по вынужденному сокращению расходов и уже в феврале проведено производственное совещание по защите Планов деятельности отделов библиотеки на 2009 г. в условиях ограниченного финансирования. Администрация библиотеки внесла изменения в договора: на содержание имущества, дезинфекцию и дератизацию здания, на пожарно-охранную сигнализацию. Сокращены расходы по оплате труда внештатных сотрудников: погрузочно-разгрузочные работы, сброс снега с крыши, мытьё окон выполняются за счёт штатных сотрудников с предоставлением дополнительных дней отдыха; расторгнут договор по информационному сопровождению правовой базы данных «Кодекс-Люкс», используем правовую базу данных «Консультант» (бесплатно).

В связи с условиями ограниченного финансирования, в том числе и по фонду оплаты труда, администрация совместно с бухгалтерией приняла ряд мер, среди них: совместителям установлена четырёхдневная рабочая неделя, некоторые из них ушли по желанию на один месяц в отпуск без сохранения заработной платы. Приветствуется руководством библиотеки и желание любого из сотрудников взять один день в месяц без сохранения заработной платы. Экономия к концу года по этой статье составит более ста тысяч рублей, необходимости уменьшать процент доплаты к основному окладу сотрудников не будет.

Сокращены расходы по услугам связи: установлены лимиты и контроль по расходованию трафика Интернет с учётом производственной необходимости, сокращены номера телефонов, выходящие на междугородную связь. Сокращены расходы по командировкам: частично отменены выезды за пределы Свердловской области. Усилен контроль за использованием расходных материалов и др.

Финансовые средства, полученные от приносящей доход деятельности библиотеки, распределяются по статьям: оплата услуг связи, приобретение книг, бумаги, картриджей, бензина, оплаты налогов и т.д.

В связи с тем, что вместо запланированных на подписку миллиона трёхсот рублей в 2009 году, выделено Свердловской областной библиотеке для детей и юношества четыреста тысяч рублей, сокращено количество наименований журналов и газет; привлекаем внебюджетные средства, работаем с партнёрами; так, библиотека получила в дар литературу от Консульства США, Союза писателей России (Уральское отделение) и др.

Сам по себе кризис даёт нам новые возможности развития, переход на новый качественный уровень деятельности. Примером тому стала наша научно-практическая конференция «Библиотека для молодого поколения: новые вызовы и новые возможности», которую мы проводим в виртуальной форме или, к примеру, областной молодёжный проект «Территория жизни», который мы реализовали в июле этого года на базе летнего лагеря Гагаринский Первоуральского городского округа совместно с центральной городской библиотекой для детей и юношества г. Первоуральска. В его рамках состоялся областной фестиваль здоровья «Я люблю жизнь!» - своеобразный марафон здоровья. Участники фестиваля (более 500 человек): подростки и молодёжь в возрасте от 12 до 16 лет, педагоги-организаторы разбились на 8 команд по 15 человек и работали на 8 площадках, состязаясь в конкурсных заданиях:

  • площадки - «Кабинет здоровья»
  • ролевая игра «Салон красоты»
  • игра «Создай свой образ»
  • «Ума палата» (игровой мир)
  • игра «Что? Где? Когда?»
  • «Библио-кайф» интеллектуальная игра
  • презентация молодёжной периодики
  • Клуб «Профи» игровая программа
  • Музыкальный ринг «Угадай мелодию».

Итоги участия команд и награждение победителей в «Марафоне здоровья» и итоги областного конкурса социальной рекламы «Территория жизни» по номинациям: «Социальный ролик» «Акция», «Эссе» состоялись на костровой поляне, где и был дан старт марафону.

СОБДиЮ заключила Договор о совместной деятельности с АНО «Центр педагогических и социальных технологий «Наследие и развитие». Цель проекта - создать условия для формирования у подростков лидерских качеств для активизации их творческой, социальной деятельности.

  • В первом блоке проекта - образовательная программа, которая строится таким образом, что каждый участник «проживает», различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, поддержке творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, умению отстаивать свою позицию и т.д. Здесь можно «узнать» себя в качестве партнёра по общению, открыть в себе самые разнообразные стороны личности.
  • Второй блок проекта - Проведение тематических акций участников проекта.
  • Третий блок проекта - Организация совместных мероприятий с волонтёрами общественных организаций города при поддержке библиотек области.

Сегодня мы разрабатываем антикризисную программу для муниципальных библиотек области, которая будет нацелена на решение стратегических и тактических задач в библиотеках. Такая программа учит работать в любых условиях - как стабильных, так и кризисных. За основу проекта мы возьмём программу Свердловской областной библиотеки для детей и юношества «Антикризис, или Пять ступенек к будущему» (авторская программа Ивашиной М.В., заместителя директора по инновационной и научной деятельности), презентация которой успешно прошла на заседании Коллегии Министерства культуры Свердловской области, Правительства Свердловской области для работников учреждений культуры Свердловской области.

В 2010 году на курсах повышения квалификации специалистов муниципальных и детских библиотек области, СОБДиЮ планирует организовать помимо лекционных занятий, систему тренингов:

  • «Есть идея!» по теме: Библиотека для детей и юношества в местном сообществе. Социально-культурное проектирование.
  • «Информационный лидер» по теме: Библиотека в информационном пространстве. Информационные сети, системы, программы.
  • «Мастерская чтения» по теме: Развитие читательской деятельности детей и юношества. Книгоиздание и литература для детей и юношества.

Итоговая аттестационная работа будет организована в форме защиты проектов с электронным сопровождением в формате Power Point.

Все вышеперечисленные проекты реализуются при использовании интеллектуальных ресурсов библиотеки без вложения финансовых средств. Да, это амбициозные проекты, а не амбициозные сегодня, на мой взгляд, не работают.

Уважаемые коллеги, друзья! В это непростое время мы хотим быть вместе с вами! Только вместе мы сильны! Впереди у нас - новые идеи, варианты решения нестандартных проблем. Мы делимся своим небольшим опытом "Как выжить и укрепить свои позиции во время кризиса, но очень хотим услышать и Вас ....!

Уважаемая

Уважаемая Людмила Аркадьевна! Большинство антикризисных мер, о которых рассказано в вашей публикации направлены в первую очередь на выживание Вашей конкретной библиотеки. С одной стороны это понятно. Но ведь статус областной предполагает, что значительная часть работы Вашей библиотеки должна быть направлена на работу с библиотеками области - иначе, чем вы отличаетесь от простой городской библиотеки? В связи с этим не могли бы Вы ответить на некоторые вопросы. 1. В публикации говорится о курсах повышения квалификации. Насколько нам известно, в Свердловской области нет областных курсов, как отдельной структуры. Как в условиях кризиса вы планируете организовать такие курсы - на платной или бесплатной основе, кто будет выступать в качестве преподавателей, кто будет оплачивать проживание обучаемых в Г. Екатеринбурге - достаточно дорогом городе? Ведь муниципальные библиотеки в 2010 году будут тоже сильно ограничены в средствах. 2. Планируется ли использование других форм, кроме курсов повышения квалификации? И как вы подходите к определению тематики этих форм? Многим областным библиотекам свойственно пытаться навязать темы исходя из своих интересов, а не из интересов муниципальных библиотек, считая что они лучше знают и понимают, что им нужно. А это не всегда так, тем более, что условия существования (даже в правовом аспекте) муниципальных и государственных библиотек за последние годы изменились и стали отличаться. 3. Как Вы бы определили основную задачу библиотек в работе с детьми и юношеством в условиях кризиса? И как вы считаете, меняется ли эта задача исторически или должна оставться неизменной? И отличается ли она в зависимости от принадлежности библиотеки тому или иному муниципальному образованию или субъекту федерации? С уважением Светлана Сергеевна Архангельская, г. Оренбург.

Уважаемая

Уважаемая Светлана Сергеевна! Отвечаю с опозданием, только что вернулась с Совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек (Санкт-Петербург). Хочу сказать, что значительная часть работы нашей библиотеки направлена на работу с библиотеками области. На базе 4-х областных библиотек с 1998 года работает Передвижной учебный центр. Занятия проходят в разных территориях области по основным направлениям деятельности библиотек. (Темы года определяются совместно с руководителями и специалистами библиотек области. Формы работы - практикумы, мастер-классы, тренинги и др.)В течение нескольких лет на базе СОБДиЮ проходят областные семинары-тренинги: "Информ-лидер" и "Мастерская чтения" для стажистов. Об этом Вы можете прочитать на нашем сайте в журнале СОБДиЮ "Читай-город". При Свердловском колледже искусств и культуры на постоянной основе работают курсы повышения квалификации библиотекарей (для начинающих). Исследования профессионального сознания библиотекарей, проведённые специалистами нашей библиотекой, легли в основу разработки образовательной программы "Инновационные стратегии в обслуживании детей и юношества (статьи выставлены на нашем сайте и опубликованы в журналах "Библиотечное дело" /2008 г.,№ 22/, "Школьная библиотека" /2008 г., № 8-9/. Программа будет запущена с 2010 г. на базе Учебного центра СОБДиЮ (на бесплатной основе). В ней сделаны акценты на интерактивные формы обучения, методы прогнозирования и развития профессиональной активности. В качестве преподавателей выступают прежде всего руководители и специалисты нашей библиотеки. Оплата командировочных за счёт направляющей стороны - недорогие гостиницы в нашем городе ещё остались, проблемы здесь не будет. Да и занятия учебного центра планируется частично проводить в территориях области. В мае этого года в Екатеринбурге состоялась Российская научно-практическая конференция "Современный библиотекарь: профессионализм и личность". Конференция прошла "под флагами" Министерства культуры и Министерства общего и профессионального образования области. В ноябре этого года в г. Березовском проводим тренинг "Современные технологии работы с молодежью". Светлана Сергеевна, как я уже сказала, ситуация в России для развития библиотек разных ведомств складывается одинаково для всех территорий. В условиях Кризиса пострадают Библиотеки, в которых отсутствует механизм управления. , мы у себя внедряем систему антикризисного управления библиотекой. Главная особенность здесь - способность быстро "подстраиваться" под меняющуюся среду, создавать возможности для улучшения позиций библиотеки, устранения слабых сторон, которые могут способствовать кризисной ситуации. С уважением, Людмила Аркадьевна.

Амбициозно, но надёжно!

Да, проекты действительно амбициозные. Интересно было познакомиться с системой антикризисного управления. Хотелось бы подробнее узнать о действиях по преодолению "рисков". Искренне восхищаемся, что вы не выживаете, но развиваетесь! Библиотекари г. Краснодара

Уважаемые

Уважаемые коллеги, спасибо за отзыв! Нам с Вами известно, что любая деятельность, связанная с управлением всегда, но в разной степени имеет рисковый характер.

Существуют риски, которые наиболее часто повторяются в процессе деятельности библиотек. Среди них: риск падения научного потенциала, риск утраты престижа библиотеки, риск падения качества работы, риск потери кадрового потенциала, риск снижения управляемости. Хочу сказать, что оценка риска является частью оценки эффективности работы библиотеки. Невероятно большое значение в условиях кризиса приобретает профессионализм в управлении ситуациями риска. Часто уровень риска зависит от восприятия ситуации руководителем, от его знаний, интуиции и опыта. Для успешного управления риском необходимо, на мой взгляд: управленческое образование руководства библиотеки, профессиональные навыки.

Любая библиотека может достичь своего успеха лишь при наличии основного показателя - находиться в состоянии неуклонного развития. Она рискует ослабить свои позиции, как бы успешно не функционировала, если целью руководства не является освоение новых технологий, развитие инновационных процессов.

В СОБДиЮ руководство библиотеки, а также специалисты, которые пользуются особым доверием у коллектива библиотеки, обладают организационными данными, вошли неофициально в специальную группу, которая отвечает за создание новых идей, стимулирует творческую активность коллектива. Возглавляет эту работу - зам. директора по науке и инновационной деятельности М.В.Ивашина. Чтобы создать условия для разработки новых идей, важна, на мой взгляд, сегодня стратегия управления нововведениями. Инновационная стратегия требует от первого руководителя способности определения приоритетов - важнейшее условие управления. Связанная с этим задача руководства - уметь выявить управленческий потенциал; периодически отмечать потенциальные возможности у наиболее способных, талантливых сотрудников.

У себя в библиотеке мы постоянно экспериментируем и анализируем неудачи и достижения, делаем выводы. Два важных аспекта творчества: личная гибкость - способность менять свое поведение под влиянием реальности. Руководитель должен уметь рисковать, главная задача здесь - не бояться проиграть!

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"