Водатурская А.И. По закону Архимеда

Антонина Ивановна Водатурская,

зав. научно-методическим отделом,

Свердловская областная библиотека

для детей и юношества, г. Екатеринбург

По закону Архимеда

УТВЕРЖДЕНИЕ 1. БИБЛИОТЕКА РАЗВИВАЕТСЯ ПО ЗАКОНУ АРХИМЕДА.

  • Стратегическая цель детской библиотеки- формирование креативной (способной к творчеству) личности.
  • Творчество и игра являются основными формами жизнедеятельности ребенка, в которых реализуются его сущностные (бытийные) способности и потребности.
  • Бытие человека по сути является общением.
  • Роль посредника в общении выполняет знак.
  • Для человека высшим знаком является слово.
  • Высшим инструментом общения человека является речь (система знаков).
  • Коммуникация и работа с художественным текстом строятся по одним законам: осознание - понимание - сопереживание - сотворчество.

Итак, «В начале было слово». Проблемы коммуникации, проблемы толерантности, повышенной агрессивности - удел недоигравших, не умеющих перевоплощаться в другого, глухих к образному слову.

Пирамида - деятельность библиотеки.

Креативная личность - цель, стратегическое направление деятельности.

Библиотечные технологии, построенные по законам творчества и игры - метод и формы.

Речь, слово - основа, содержание деятельности.

УТВЕРЖДЕНИЕ 2. БИБЛИОТЕЧНАЯ ПИРАМИДА ИМЕЕТ ТРИ ВЕРШИНЫ.

1. Креативность

Наша задача - развитие творческой индивидуальности ребенка. Л.С.Выготский "творчество - норма детского развития" (придумать, создать качественно новое). Философ Бердяев Н.А. (Смысл творчества. М,1985). Определяет творчество как создание нового, небывшего в мире. В творческом накале человек познает любовь к себе и к миру, превращает злые страсти в творческие."

Существует распространенное заблуждение: способность к творчеству (ее научное название креативность) - качество врожденное, она или уже есть сама по себе, или ее нет и не будет. Другое дело интеллект, его можно и нужно развивать. Между тем исследования психологов показывают, что все обстоит прямо противоположным образом. Это интеллект - врожденное качество, зависит от генов, возможно, от особенностей внутриутробного развития и течения родов, но корректировке поддается слабо, практически не зависит от уровня образования и рода деятельности.

А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость.

Творчеству можно научить! Стоит позаниматься даже с самыми "тусклыми" детьми - они быстро меняются - появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового. В условиях быстроменяющейся, полной неожиданностей и экстремальных ситуаций жизни умение найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете - гораздо ценнее знаний!`

В творчестве реализуются универсальность человека, его

  • неконечность,
  • способность быть собой и другим,
  • отождествление себя с объектом творчества, слияние с ним, что и лежит в основе такого наиболее трудно поддающегося выявлению механизма творчества, как
  • инсайт, озарение, момент открытия.

2. Игра

Игра является универсальной формой функционирования ребенка: в ней имеют место

  • деятельность,
  • познание
  • личностные отношения.
  • Открытая форма активности (Незавершенность, незаданность результата игры). В игре реализуется отождествление себя с другим (с ролью) и в то же время выделение себя (Я - зайчик, но одновременно я мальчик Петя")
  • Только в игре тренируется и используется непроизвольное внимание, которое не ценится в педагогике, с которым педагогика борется. А это основа креативности. Игра - метод, словно специально созданный для развития творческих способностей. (Психолог М.В. Осорина отмечает способность детей в любой ситуации найти предмет и сюжет игры, что уже недоступно взрослым).
  • Игра развивает воображение, смекалку, раскрепощает мысль, заставляет посмотреть на вещи свежим взглядом, показывает разницу противопоставлений
  • Игра снимает с сознания ребенка систему запретов: так нельзя делать, так не делают,"так обычно делают - так обычно не делают, "это возможно сделать - это невозможно сделать".

Учитывая, что в игре и творчестве непосредственно реализуются главнейшие сущностные потребности и способности человека, мы определяем игру и творчество как форму жизни личности. (Э. Берн. Сценарии жизни. «Игры, в которые играют люди»)

3. Речь, язык

Родной язык складывается тысячелетиями, запечатлевая в своих знаках важнейшие законы существования, накапливая опыт освоения мира, передавая из поколения в поколение наиболее жизнеспособные формы общения. Проникновение в глубины языка очищает сознание от хаоса и высвобождает внутреннюю энергию для собственного развития. Разрушающееся сознание упрощает язык (аббревиатуры, сокращения, сленг), слово перестает быть знаком реальности, реальность отторгается от человека.

Каждый должен проникнуть в тайны родного языка с чувством благодарности языку и тем поколениям предков, которые оставили нам опыт своего общения с большим и прекрасным миром.

Общение происходит в пределах уровня сознания (со-знания) человека.

Фольклорное сознание выстраивается внутри сферы Природы. В качестве знаков используется не только речь (многоуровневая система от ориентирования жилища по сторонам света до орнамента на посуде и одежде). Слово здесь - вершина смысловых связей и потому одухотворено, священно (Евангелие от Иоанна «В начале было слово. И Слово было Богом», Н. Гумилев «Слово»).

Обыденное сознание - ограничено смыслами выживания, осваивает круг простейших связей бытовых предметов и явлений. Обыденное слово отсечено от глубоких уровней психофизики, практически лишено одухотворенности, сакрального смысла и потому мало действенно. Нацелено на возможность выживать, осваивать территорию и как-то собой управлять.

(Обыденное сознание легко трансформируется в сознание спекулятивное (в речи используется созданная ранее форма без наполнения ее содержанием - см. рассказы М.Зощенко).

Рефлексия. Особенность этого уровня сознания - открытие собственной индивидуальной глубины (Феномен «чудиков» В.Шукшина - трагическая попытка пробуждения рефлексии в рамках обыденного сознания. Н.Гумилев. Шестое чувство). Максимально глубокое самоотождествление: что же я такое: Ощущения? Чувства? Мысли? На высшей точке рефлексии человек приходит к сознанию собственной цельности и полного единства с миром. Слово стремится к максимальной точности и искренности.

Наиболее глубокая, совершенная форма рефлексии - лирика. Она индивидуализирована, внимательна к деталям, частностям. Слово не называет предмет, а изображает его, работает в полном смысловом объеме, как образ. По сути, это сознание художественное.

Художественный текст представляет собой модель целостной реальности. Слово в нем раскрывается на полную глубину, реализуя по сравнению с обыденностью гораздо большее количество смысловых комбинаций, и следовательно, раскрывая боле глубокие уровни сознания.

Для художественного сознания важно гармоничное сопряжение двух основных противонаправленных целей: обращение к общепринятым знакам реальности и построение уникального образа. Обращение только к общепринятым знакам создает массовую культуру и целлофановую литературу. Сугубая индивидуальность - элитарное искусство. Как достичь их гармоничного сопряжения?

УТВЕРЖДЕНИЕ 3. ТЕОРЕМА СЛОЖНАЯ, - НО ДОКАЗУЕМАЯ!

??? Из блокнота библиотекаря:

  • Почему не читают классику? - Не хватает словарного запаса, неинтересно - нужен острый сюжет; не нужны реальные проблемы - их в жизни много, хочется отдохнуть.
  • Поколение NEXT читает другие книги (деловое, профессиональное чтение), они делают дело и делают деньги.

А Вы уверены, что художественную литературу нужно и полезно читать и можете это доказать?

  • Почему не читают стихи? - То же причины «в квадрате».
  • Сказка: пример креативного задания (не приехать и не прийти, быть не одетым и не голым, подарить и чтобы подарка не было). А в библиотеке часто дают задания типа: Как звали Малыша? В каком городе он жил? Сколько было членов семьи? Это закрепление памяти, это не развивающая игра.

Как мы играем?

Сейчас детские библиотеки используют следующие категории игр:1)Психолого-педагогические: для самопознания и развития личности; 2) Образовательные: игра для познания мира 3)Социально-психологические: для включения в социум, развития коммуникативных навыков,4) Креативные: для развития интеллекта, творческого начала, развития языка, фантазии.

Самые распространенные:

1)Игры, адаптирующие детей в библиотеке (библиотечный новый год, посвящение в читатели, литературные праздники, "чем пахнет библиотека") - когда утверждается статус читателя

- игры на адаптационно-интеллектуальный доступ - как воспользоваться тем, что дает библиотека: библиографические игры, ролевые игры, деловые.

2) Игры, которые формируют, разжигают читательский аппетит: обеспечить общение с худ произведением, авторским миром.

Самые сложные: игры, связанные с речевым развитием.

Художественное произведение - великолепный материал для организации творческой игры в библиотеке - в сюжетном обрамлении играть словом интересней. Ю. Лотман "В литературном произведении есть нечто подобное с игрой"

«Игровые» книги: «Сказки и истории» Карела Чапека, "Алиса в Зазеркалье»" Л.Кэролла, «Три мушкетера» А.Дюма.

Первая ступень речевых игр - проникнуть в суть слова. 1) Разминка: на каждую букву алфавита сказать что-то хорошее, имениннику - комплименты на первую букву имени. 2) Придумать новое название: Блин - мусаяна(мука, сахар, яйца), фея деревенской речки - Тихоструйка.3) Переквалифицировать профессию чтобы сохранился корень ("водяной"- "вод" - водитель, «домовой - "Дом"- доменщик). Цель - подвести ребят к пониманию слова, как созидающего, слова-образа.

Вторая ступень игр - наращивание речевого ресурса.

Речевой ресурс современного ребенка беден, функционален.

Примеры креативных игр по словесности:

  • 1) Составить несколько вариантов рассказа из трех слов (кукла, каша, девочка);
  • 2) Составить связный рассказ из слов, начинающихся на одну букву, например: «Академик астрономии Андрей Алексеевич Арбузов арендовал автобус апельсинов, а артист Ананасов арестован атаманом аборигенов».
  • 3) Написать мемуары от имени СТАРОЙ КНИГИ, СТАРОГО БАШМАКА, СТАРОГО ДЕРЕВА.
  • 4) Путевые заметки АПЕЛЬСИНА, ДОЖДЕВОЙ КАПЛИ, ВАГОНА.
  • 5) Представить, что простые слова - аббревиатуры. Придумать расшифровки: КНИГА, СКАЗКА, ШКОЛА, ДРУГ.
  • 6) Составить смешные скороговорки со своим или другим именами.
  • 7) Составить правила поведения в неожиданных местах: избушке Бабы-Яги, в подводном царстве, в гостях у семьи кенгуру и т.д.
  • 8) 10 коротких советов (для разогрева почитать Остера).

Пример программы, решающей задачи литературно-речевого развития первой и второй ступени - образовательно-игровая программа «В глубь слова» (см. Приложение)

Переход от словесной игры к литературному творчеству должен быть естественным, хоть это явление уже другого уровня. (Нельзя сказать - третья ступень) Обращение ребенка, подростка к литературному творчеству - это духовный поиск, поиск ответа на глобальные вопросы жизни. попытка вырваться из обреченной обыденности к самому себе - истинному и совершенному. Русский язык дает для этого богатейшие возможности. Методик множество, нами составлен сборник «Мастерская творчества».

Заключение: Только обогатив библиотечные технологии креативными игровыми формами, открыв ребятам живое слово, возможности самооткрытия и сотворения новых смыслов - детская библиотека станет по-настоящему интересной и значимой своим читателям и социуму.

Приложение

Образовательно-игровая программа

«В глубь слова»

Цель: «очистить» Слово, вернуться к его истоку, первосмыслу.

ТЕМА ПЕРВАЯ. ЗВУК - БУКВА - СЛОВО.

Как происходит согласование Мира Человека с Внешним Миром? Для человека главный знак общения - Слово, Слово звучащее и сохраняющее свою силу в точной записи.

Сначала выстраивалось звуковое общение, звук имел реальную «привязку» к предмету, действию, настроению и звучащее слово имело реальную силу воздействия. Эта сила сохраняется и сейчас, только на подсознательном уровне.

Задание 1.

Выберите по желанию гласный и согласный звуки.

Какие ассоциации эти звуки у вас вызывают?

А) цветовые

Б) вкусовые

В) осязательные

Г) обонятельные

Д) зрительные

Е) эмоциональные

Попробуйте передать звук жестом, телодвижением.

После появления соответствующего звуку письменного знака - буквы, появилась возможность фиксировать речевые формулы и мы почти не обращаемся к самостоятельному значению сформировавшейся речевой оболочки, используем ее бессознательно.

И только поэтическая аллитерация возвращает нас к красоте звукописи, реальной силе ее воздействия.

Велимир Хлебников, русский поэт, философ, теоретик языка математик по образованию, последователь Лобачевского. По Хлебникову, каждая буква алфавита, каждый звук, несут в себе понятийное смысловое начало. Например: первая согласная в слове управляет всем словом «задает тон», слова, начатые одной согласной, «объединяются» одним смыслом.

«Л»- переход тела «из подвижного в неподвижное».

«Слово о Эль»

Когда вода - широкий камень,

Широкий пол из снега,

Мы говорили - это лед.

Когда волна лелеет челн

И носит ношу человека,

Мы говорили - это лодка.

Когда лежу я на лежанке,

На ложе лога на лугу.

Я сам из тела сделал лодку,

И лень на тело упадает.

Ленивец, лодырь или лодка, кто я?

Задание 2.

Проанализируйте звукопись, аллитерацию, в текстах, какими средствами звукосочетаниями создается звуковой, зрительный образ, настроение?

Лишь Терек в теснине Дарьяла, гремя, нарушал тишину. (М.Лермонтов)

Август - астры, август - звезды, август - грозди винограда и рябины ржавой - август! (М.Цветаева)

Слышите: шуршат камыши у Оки, будто наполнена Ока мышами. (В.Маяковский)

Приведите свой (любимый) пример выразительной аллитерации.

Попробуйте изобразить впечатление от аллитерации в рисунке - можно абстрактном.

Буквы тоже имеют цельный смысл. Создатели азбуки не просто чертили знаки для обозначения звуков: за каждым знаком огромный смысл, свернутый образ.

Начало славянского алфавита «Аз, буки, веди, глаголь, добро, есть». Это цельное предложение в стиле заклинания - «Я буквы знаю. Глагол (слово) добро есть...». И сами начертания букв обозначают этапы познания человеком мира. (С.Есенин «Ключи Марии») А - образ человека, ощупывающего на коленях землю, Б - ощупывание человеком воздуха, В-свое тело, Г, Д - потянулся к небу, Я - человек опустил руки на пуп (знак самопознания), линия от середины фигуры - шаг, движение вперед.

Символика буквы тоже уже не прочитывается, ушла в глубину Слова. А Слово оторвалось от общения с природой, наполнилось человеческим содержанием (историческим, эмоциональным, ценностным).

Задание 3. Выберите 3 буквы алфавита и нарисуйте их в том стиле, который, по-вашему, соответствует звучанию знака. Можно за основу взять традиционные очертания, а можно придумать свои. Использовать и цветовое решение, образ. Главное, чтобы знак соответствовал звуку.

Тема вторая. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Наиболее сложная смысловая единица речи, завершенный цикл мышления - предложение. Предложение - словесная модель мира. Основа физического мира - вещь - имя существительное (суть). Какая она, вещь, ее качества -- прилагательное. Что происходит с вещью - глагол.

Вспомогательные элементы: ­ союзы, предлоги, частицы, междометия, а также знаки препинания, ­ не имеют самостоятельного значения, но имеют грозную силу, могут полностью изменить смысл предложения.

Пример: В выходные желаю вам передохнуть. - В выходные желаю вам перед\охнуть. (Доброе пожелание превращается в проклятие).

Казнить нельзя, помиловать. - Казнить, нельзя помиловать.(Помилование превращается в смертный приговор).

Механизм связи слов в предложении насколько глубок и имеет реальную силу, что предложение «работает» само по себе, даже если мы не знаем смысла отдельных слов. (И правил грамматики тоже, мы ведь воспринимаем законченную мысль, а не предложение!).

Задание 4. О ком и о чем идет речь в предложении?

Глокая куздра штеко будланула куздрёнка.

Законы русского словообразования позволяют, по Хлебникову, «найти, не разрывая корней, волшебный камень превращенья слов одно в другое». Из корня «смех». Хлебников, не нарушая законов русского словообразования, создал звучное, с еле мерцающим подобием содержания, стихотворение.

«О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами

Что смеянствуют смеяльно

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных -

Смех усмейных смехачей!»

Аналогично звучат детские считалки (дети их быстро запоминают - а есть очень длинные), языческие заговоры - непонятно, но смысл есть, и «действует».

Задание 5. Приведите примеры «бессмысленных» словообразований: в чем смысл? (тьма кромешная, горе луковое, телячий восторг).

Тема третья. ИМЯ ВЕЩИ.

Имена существительные (=Имя вещи). Вещи бывают разные .

Конкретные существительные четко фиксируют конфигурацию вещи - ее пространственные очертания. Что интересно - типовые знаки пространства напрямую соотносятся с простейшими геометрическими фигурами. Эти фигуры лежат в основе всех остальных, более сложных.

И каждая конфигурация воздействует на распределение энергии.

Задание 7.

Сравните изначальные значения круглого и прямоугольного стола:

а)Какая форма стола кажется вам наиболее удобной?б) Какой порядок устанавливается за столом, какой тип общений предполагается?В) Какой стол в вашем доме? Как вы думаете, почему?

ИМЕНА СОБЫТИЙ обозначают действия и явления - множество разнородных вещей в их взаимодействии и само это взаимодействие (со-бытиё).Понятия на уровне философского осмысления жизни. Взаимосвязность, циклическая повторяемость фрагментов потока жизни обозначается орнаментом. Орнаментальные украшения бытовых вещей служат оберегом этого непрерывного порядка.

Задание 8. Придумать орнамент для себя, своей семьи, своей библиотеки, предварительно составив речевую формулу, например:

Виноградную косточку в теплую землю зарою

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову, на любовь свое сердце настрою,

А иначе зачем на земле этой грешной живу?

Булат Окуджава

ИМЯ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ - ИМЯ СОБСТВЕННОЕ

Язык предусматривает как общее, безличное, так и индивидуальное обозначение вещей.

Имена Собственные обозначают единичные предметы, обладающие индивидуальностью. В народной культуре имя собственное является цельной единицей смысла (=образ) и обладает определенной магией (=действенностью). Связать бытование маленького человека с кругом имен сакральных, таким образом поставить его под защиту высокого духовного мира, одноименного ему - вертикальная связь. Новорожденному дают имя его предков - еще одна вертикальная связь - это и защита от старейшины рода и передача новому человеку его силы, положительных качеств. Зависимость судьбы человека от данного имени - горизонтальная связь. М.Цветаева «Душа и имя» (и не только человека: капитан Врунгель «Как вы яхту назовете, так она и поплывет».

Сакральность имени, во многих культурах, предписывает с сохранение его тайны.

М.Цветаева «Стихи к Блоку»

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

---------------------------------

Имя твое, - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

Смысловое пространство имени собственного в образной речи увеличивается, мгновенно воспроизведя все уже утвердившиеся в данной культуре связи.

Писатель часто использует «говорящее» имя: Н.В.Гоголь «Шинель» - Акакий Акакиевич (незлобивый, сын незлобивого). У М. Зощенко, его Ромуальды Пафнутьевичи и Брунгильды Савватеевны - яркое отражение развороченного, изломанного бытия, лишенного гармонии и смысла.

Донна Анна А.С.Пушкин «Дон Жуан», Анна Каренина Л. Толстого и - героиня фильма «Три тополя на Плющихе» - «видно, Нюркой и помру». «Из уважения к ее красоте» только один житель села зовет ее по имени-отчеству.

Значение, происхождение имен (святцы).

Русские дохристианские имена (Женские: Любава, Малуша, Краса, Злата - и мужские: Дар, Сила, Любим, Добрыня, Мал, Третьяк) - Остались в фамилиях: Любимовы, Нехорошковы, Маловы, Третьяковы

Задание 9. Назови себя.

Как называть человека правильно?

Одно мнение - полностью по имени-отчеству, это увеличивает энергетику имени, дает энергетическую подпитку его владельцу.

Второе мнение, - надо называть человека так, как он сам этого хочет. Удивительно при этом разнообразие: Анна Ивановна, Анна, Аня, Анюта, Нюта, Солнышко, Заинька.

Скажите - если не секрет - как вы хотите называться? (Если хотите, объясните, почему так).

Задание 10. Имя героя.

Приведите примеры из художественной литературы, где значение имени героя помогает более глубокому раскрытию характера и пониманию сюжета.

А. Грин. АССОЛЬ(поэтическое).

А. Пушкин. Итак, она звалась - ТАТЬЯНА (народное). М. Лермонтов. Тамара (царственное)

А. Чехов. ВишнЁвый сад.- ВИшневый сад.

(Более подробную информацию о программе заинтересовавшиеся могут получить у автора)

Прикрепленный файлРазмер
По закону Архимеда.ppt10.54 Мб

Язык до Киева доведет!

Автор статьи работает в библиотеке, но я предполагаю, что это филолог, увлеченный эзотерикой? Я работаю в школьной библиотеке, но тоже филолог - и считаю, что именно усиление филологической составляющей в работе библиотеки поднимет ее имидж, наполнит высоким смыслом содержание работы. Выстроенная вами стратегия детской библиотеки мне импонирует. потому что это стратегия всей системы основного и дополнительного образования, к которой и относятся библиотеки. С вашего разрешения, я хочу использовать разработанное вами "философское обоснование"проблемы в своей программе. На меня произвели впечатление предложенные вами занятия, необычные для ребят по форме и содержанию, они должны создать "Эффект озарения" о котором вы пишите, и они сценичны - я уже прикинула сценарий школьного вечера по русскому языку с использованием фрагментов из этих занятий. У меня возникло к вам несколько вопросов: 1) Какие источники вы использовали? 2) Были ли апробированы занятия и в какой аудитории? 3)Есть ли у вас сведения о наших коллегах, которые работают в этом направлении? Как с вами связаться? С уважением, Маргарита Александровна Беликова, заведующая школьной библиотекой

Язык до всего доведет!

Увы, я не филолог. Почему-то почти у всех такова первая реакция на эту программу. А знаете, я несколько раз на библиотечных тусовках ее представляла и отметила: сельские библиотеки воспринимают ее органичней, метафизическое отношение к языку в сельской местности сохранилось, видимо в большей степени. Использовали методику пока только на занятиях с литературно-одаренными ребятами. Источники выборочные и потому многочисленные. Если заинтересовались, лучше напишите мне, и я вам сброшу материалы на ящик. vadantonina@YANDEX.RU
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"