
Плохотник Т.М. Продвижение русской классической литературы: новые подходы
Татьяна Михайловна Плохотник,
заместитель директора по методико-инновационной
деятельности МУК «ЦСДБ им. А.С.Пушкина»,
г. Саров Нижегородской обл.
Продвижение русской классической литературы: новые подходы
2009 год богат юбилеями писателей: 210 лет А.С.Пушкину, 200 лет Н.В.Гоголю, 195 лет М.Ю.Лермонтову... Их творческое наследие заслуженно считается классикой русской литературы и входит в круг детского чтения, в обязательную школьную программу. Но, сколько бы не твердили взрослые о том, что полезно иметь классику в своем багаже, юное поколение читает её крайне неохотно, отговариваясь тем, что книги слишком толстые и сложные, слова в них непонятные, и вообще «они... не про нашу жизнь». Как помочь сегодняшним детям и подросткам сделать знакомство с классической литературой мотивированным и взглянуть на неё под новым углом зрения?
Детская библиотека г.Сарова носит имя Пушкина третий год. Это очень почетная и ответственная миссия. К 210-летнему юбилею поэта мы начали готовиться полтора года назад. Тогда у нас появилось несколько идей, которые мы детально проработали и внедрили в практику на примере продвижения пушкинского наследия. На данный момент мы убедились в эффективности своей работы и хотим поделиться с вами опытом.
Думаю, нет нужды доказывать, что включение в школьные или библиотечные занятия яркого наглядного видеоряда делает их более привлекательными для детей и подростков, позволяет удерживать внимание, исключает монотонность.
Мы предложили нашим читателям взглянуть на классические произведения русских писателей под новым углом, познакомиться с ними через экранизацию.
Хорошая экранизация эстетически обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы. У зрителя же, которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает желание обратиться к первоисточнику.
Кроме того, с помощью таких средств, как крупный план, монтаж, музыка, талантливая
актерская игра, кинематограф переводит слово в зрительный и звуковой ряд, что создает эффект непосредственного присутствия.
С 2009 года Городская детская библиотека им. А.С.Пушкина г.Сарова (Нижегородская обл.) начала осуществление нового проекта - дискуссионного видеосалона «Классика на экране: читаем, смотрим, обсуждаем».
Можно сказать, что встречи в дискуссионном видеосалоне - это синтез нескольких методик работы, на которых сегодня делается акцент и в библиотечном сообществе, и среди педагогов. Как правило, они включают:
- громкое чтение,
- просмотр с остановками (по аналогии с методикой «чтения с остановками» О.Громовой),
- развивающее чтение (методика И.Тихомировой).
Ход дискуссий мы стараемся выстраивать так, чтобы участвовать в них могли как подготовленные читатели, так и те, кто данное произведение не читал.
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации и материалы к проведению дискуссионного видеосалона по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Постановка проблемы. Современным юным трудно разглядеть в классической художественной литературе тот тип ровесника, приключения которого можно было бы обсудить в школе или во дворе - слишком уж другая стала жизнь. Но мы можем помочь им найти точки соприкосновения с героями классики, а это может дать толчок к серьезному увлечению классической литературой.
Повесть «Барышня-крестьянка» в последние годы далеко не все учителя берут для обязательного изучения. А жаль. Конечно, она не отяжелена глубоким политическим или философским смыслом; и, по мнению Анны Ахматовой, «имеет игрушечную развязку». Но - оно написано рукой гениального мастера слова. И оно о любви, а любовь всегда современна.
Небольшая ремарка по поводу организации дискуссионных библиотечных встреч с подростками. Не секрет, что чем старше подросток, тем труднее его привлечь в библиотеку, заставить читать. Что важно в разговоре с подростками и юношеством? Как привлечь их внимание? Необходимо:
- Во-первых, исходить из интересов ребят
- Во-вторых, идентифицировать (высказывать) свое мнение (подростки ловятся на «Я» и раскрываются в ответ).
- И третье, чего желательно придерживаться нам, библиотекарям - важно создать позитив вокруг вопроса, о котором идет речь.
Именно на этих пунктах мы сделали акцент при разработке видеосалона по повести «Барышня-крестьянка».
Тема первой любви и построения взаимоотношений в подростково-юношеской среде, наверно, самая актуальная. Поголовная увлеченность Интернетом среди молодых тоже всем известна. Дискуссию на тему первой любви, проведение сравнительных параллелей между 19 и 21 веком на примере повести Пушкина, материалов Интернет-ресурсов (подростковые блоги и чаты) и мнения сегодняшних 14-16-летних молодых людей мы предложили развернуть в ходе просмотра эпизодов из фильма «Барышня-крестьянка» (1995 г.). Эта экранизация очень удачная, режиссер и актеры сумели отразить замысел Пушкина доступно для современных подростков. Вот некоторые отзывы о фильме в блогах Интернета:
- Замечательный фильм. У меня трое знакомых бросились в библиотеку за томиком Пушкина после просмотра.
- Режиссеру удалось передать привкус легкой иронии по отношению к героям фильма. Именно так написана повесть Пушкина.
- Фильм очень легко и занятно смотрится, оставляя массу приятных впечатлений.
Эпизоды фильма, необходимые для проведения дискуссионного видеосалона:
1й видеосюжет: Утро Лизы Муромской
2й видеосюжет: Рассказ Насти об Алексее Берестове.
3й видеосюжет: Первая встреча Лизы и Алексея
4й видеосюжет - Любовь пришла.
5й видеосюжет Берестовы в гостях у Муромских.
6й видеосюжет Развязка.
Примерный ход дискуссии
Вступительное слово библиотекаря:
Каждое поколение «отцов» сетует на то, что «нынешняя молодежь совсем на них не похожа». Так ли это? Давайте посмотрим на какую-нибудь грань юности со стороны. К примеру, любовь. Любовь и юность - понятия неразделимые. И это относится как к современным молодым, так и к тем, кто был молод 100, 200, 300 лет назад.
Кроме того, у первой юношеской любви есть приметы, объединяющие людей абсолютно всех поколений:
- рано или поздно первая любовь обязательно случиться, никому еще не удалось ее избежать.
- Из многовекового жизненного опыта известно, что первая любовь запоминается на всю жизнь.
-
Первой любви всегда предшествует состояние души, которое можно назвать «ожиданием чуда» (здесь можно идентифицировать мнение библиотекаря или педагога: «я хорошо помню это время, когда каждый день просыпаешься с чувством, что сегодня что-то случится, что-то очень хорошее).
- Первая любовь всегда сопровождается яркими впечатлениями, красивыми образами, то есть романтикой.
Так было, есть и будет во все времена, какими бы далекими и чужими они нам не казались.
Объявление темы видеосалона:
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с историей любви, произошедшей в 19 веке. Об этой истории написана повесть (здесь можно ввести игровой момент:) возможно, кто-то из вас ее уже читал и по ходу нашего разговора догадается, о чем идет речь - этого человека ждет приз, а совсем недавно вышла ее экранизация. Читая эпизоды из этой повести, наблюдая за развитием взаимоотношений героев на экране и сравнивая их с собой, мы попробуем ответить на вопрос: насколько современна эта история?
Главная героиня истории - молодая девушка, почти ваша ровесница. Её зовут Лиза. Какая же она? Давайте посмотрим эпизод из фильма.
1й видеосюжет: Утро Лизы Муромской
После просмотра задаются вопросы для обсуждения:
- Что вы можете сказать о Лизе, о её характере?
После обсуждения:
Для сравнения с просмотренным видеосюжетом и вашим мнением я предлагаю вам послушать эпизод из повести. Вот что пишет о героине автор:
Громкое чтение :«Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам, мисс Жаксон, сорокалетнюю чопорную девицу. .. За Лизой ходила Настя; она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня». Вот такой веселый озорной характер. Но сюжет заканчивается словами Лизы: «Скучно Настя. Так скучно, что жить не хочется». Вопрос к аудитории:
- Почему Лиза говорит Насте слова, которые совсем не вяжутся с ее характером?
Дополнительные вопросы:
- Лиза живет в деревне. Кто-нибудь из вас проводил лето в деревне? Вам там нравится? Как проходит там ваш день?
- Как вы думаете, как проходил день барышни в 19 веке? Есть ли какие-то развлечения для нее в деревне? С кем барышня могла общаться?
Да, жизнь уездной барышни того времени не отличалась разнообразием, но отсутствие развлечений «Большого света» развивало в них иные качества, главными из которых можно назвать искренность, мечтательность и невероятное обаяние. Вот что пишет об этом автор истории:
Громкое чтение: со слов:«Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни!.. до слов: и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание».
Можно себе представить, сколько шуму наделает в обществе уездных барышень приезд молодого человека их круга! Именно это и происходит в нашей истории.
Каков же главный герой?
Еще до знакомства Лиза о нем наслышана от подружек - уездных барышень. Все они с ним знакомы и все от него без ума. По их рассказам Алексей Берестов - бледный, задумчивый, с какой-то роковой тайной... Носит на пальце перстень с изображением мертвой головы и, кажется, в кого-то влюблен. Но отцы Лизы и Алексея давно враждуют и друг к другу не ездят, так что она - единственная, кто его не видел. Но вот Настя, девушка Лизы, идет на именины к знакомой в Тугилово - родовое имение Берестовых. Лиза с нетерпением ожидает свою наперстницу, чтобы расспросить о молодом барине.
2й видеосюжет: Рассказ Насти об Алексее Берестове.
- (идентификация мнения библиотекаря) Глядя на этих девушек, трудно поверить, что они жили два века назад. Явно разговаривают две очень близкие подруги. Я помню, как мы с подружкой также обсуждали мальчиков, когда мне было 15-16 лет.
Вопросы к сюжету:
- Что вы можете сказать об Алексее Берестове? Какой он, судя по рассказу Насти?
- Но до Лизы доходили совсем другие рассказы об Алексее. Как вы думаете, какой из этих образов - настоящий?
- Почему Алексей играет такую роль перед барышнями своего круга?
Примерные размышления-выводы библиотекаря:
У Шекспира есть ставшая крылатой фраза: "...Весь мир - театр. Все женщины, мужчины в нем - актеры. .. и каждый в нем свою играет роль...». Алексей (да и не он один) старается соответствовать модному в его кругу стилю поведения - задумчивый, как бы слегка уставший от жизни, он играет в «загадочность», и у него это неплохо получается, раз он заморочил голову всем барышням. Кстати, этот прием - создание загадочного, интригующего образа - очень действенный, по мнению психологов, и многие этим пользуются и сейчас (можно для аналогии привести книгу современного автора - Татьяны Воробей «Иероглиф счастья», где молодой человек морочит головы двум подружкам, создавая вокруг себя ореол загадочности). Но настоящий Алексей - в том образе, который увидела Настя, ведь с крестьянскими девушками ему нет смысла играть какую-то роль, он естественен.
- (идентификация мнения библиотекаря) Мне показалось, что наши герои по характеру очень похожи друг на друга - любят пошалить, очень легко общаются с крестьянами, несмотря на свое происхождение... А вы как считаете?
Естественно, Лиза заинтригована. А, зная ее характер, можно предположить, что она обязательно захочет познакомиться с Алексеем лично, чтобы выяснить, какой же он на самом деле, привлечь его внимание.
- Чтобы вы предприняли на ее месте? Как они могут познакомиться?
Вы сталкивались когда-нибудь с необходимостью и огромным желанием обратить на себя внимание лица противоположного пола? Не существует человека, который бы не попадал в подобную ситуацию. В Интернете на многих сайтах даже можно найти пошаговую стратегию поведения в этом случае. И вот некоторые советы:
- Собирай информацию об этом человеке, ненавязчиво и как бы между прочим интересуйся всем, что с ним связано.
- Собрали достаточно информации? Тогда в бой! Тебе надо обязательно заговорить с ним. Ищи повод или создай его сам.
Первый пункт Лиза уже выполнила - вы заметили, как она вела себя, пока Настя рассказывала об Алексее? (пыталась сделать равнодушный вид, расспросы как бы невзначай). А при её живости ума и бескрайнем любопытстве повод для встречи она найдет быстро.
Так и происходит - Лиза придумывает великолепный спектакль, сама его ставит и сама в нем играет.
Вот что читаем мы в повести: Громкое чтение: со слов: «Как бы мне хотелось его видеть, - сказала Лиза.....» - до слов: «...и заслужила полное одобрение Насти».
Просмотр 3-го видеосюжета: Первая встреча Лизы и Алексея.
Сюжет заканчивается тем, что Лиза-Акулина обещает Алексею снова прийти завтра на свидание.
Вопросы после просмотра:
- Как вы думаете, придет Лиза на следующую встречу? Почему? (она уже влюбилась в Алексея, или причина в чем-то другом? Чего она боится? Или она на что-то надеется?)
- А как бы поступили вы на ее месте?
(идентификация мнения библиотекаря) Я бы, наверно, не решилась на повторный спектакль. Слишком уж рискованно даже для нашего всепрощающего времени - можно «не выдержать лицо», сфальшивить в игре, а для молодой барышни 19 века ситуация, мягко говоря, вообще не приличная.
Кстати, здесь уместно снова упомянуть советы из Интернета - «пошаговую стратегию» привлечения к себе внимания. Вот что там рекомендуют:
- После первого разговора обязательно должен быть второй, иначе все затухнет в самом начале. Не бойся и не стесняйся, но и не навязывайся чрезмерно.
- Здоровайся с ним, задавай общие вопросы, веди беседу в дружеском тоне.
- Веди себя естественно, но вежливо и корректно, грубость и развязанность не понравится любому молодому человеку.
Такое ощущение, что барышня из 19 века внимательно прочитала все наставления Интернета и четко следует инструкциям. Заводя знакомства, мы и сегодня довольно часто играем какую-нибудь роль, но, чтобы все удалось, играть надо искренне. Чувства, которые мы демонстрируем, должны быть настоящими. Лиза - виртуозная актриса, и молодой Берестов становится не только восхищенным зрителем, но и полу-участником спектакля.
Громкое чтение: «Не прошло и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблен без памяти,... до слов:... к тому же самолюбие ее было втайне подстрекаемо темной, романтическою надеждою увидеть наконец тугиловского помещика у ног прилучинского кузнеца». Давайте посмотрим, как режиссер фильма показал этот эпизод повести на экране.
4й видеосюжет - Любовь пришла.
Но важное событие чуть было не переменило их взаимных отношений - после одного происшествия отцы наших влюбленных помирились. И вот Берестовы должны приехать в гости к Муромским.
- Как выйдет из этого затруднительного положения Лиза? Что бы вы сделали на ее месте? (мнения ребят)
Давайте посмотрим на экране.
5й видеосюжет Берестовы в гостях у Муромских.
- Вот такой спектакль. А сколько же здесь актеров?
(и Лиза, и Алексей «играют», оба они создают выбранный образ, но у Лизы, конечно же, большое преимущество - только она знает сценарий полностью)
- Алексей Берестов пытался сыграть еще одну роль, но был тут же разоблачен Лизой-Акулиной. Что это за роль?
Эту повесть некоторые критики обвиняли в чрезмерной маскарадности и карнавальности. Чего стоит каскад карнавальных превращений Лизы в крестьянку Акулину, Акулины - в Бетси! А кроме этого - попытки Алексея сыграть свои роли - загадочного молодого человека и своего же приказчика (при первой встрече с Акулиной). Но в жизни еще и не такое бывает.
Неизвестно, чем бы закончился весь этот спектакль, если бы не неожиданное решение родителей наших героев.
6й видеосюжет Развязка.
- Как вы думаете, если бы Лиза и Алексей познакомились в обычной обстановке, они бы полюбили друг друга?
(идентификация мнения библиотекаря): Мне кажется, что у этой пары больше шансов было бы в нашем времени, чем в 19 веке. Сейчас меньше ограничивающих обстоятельств, больше открытости.
- (вопрос мальчикам): Ребята, а как бы вы отреагировали на месте Алексея, если бы узнали, что девушка, которую вы полюбили, все время вела с вами какую-то игру?
Примерные размышления-выводы библиотекаря:
Летне-осенняя история любви героев повести Пушкина - не что иное, как процесс обретения ими самостоятельности, возвышения над собою и над обстоятельствами. Лиза и Алексей активно вмешались в свою судьбу, и им повезло (но так происходит далеко не всегда!).
Нелишне было бы напомнить, как сам Пушкин относился к судьбе, что о ней думал. В 1826 году в одном из его писем Вяземскому читаем: «Судьба не перестает со мной проказить... Представь ее себе огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит ее на цепь? Не ты, не я, никто». Т.Е судьба - не расписание поездов, которое при желании можно найти, прочесть, подобрать себе нужное. Впрочем, человек не освобождается от возможности и даже необходимости выбора, и наши герои этим активно воспользовались.
«Славная выдумка» Лизы, ее превращение в Акулину переносит ее и молодого Берестова из мира общественных условностей и семейной вражды в рощу, где утрачиваются законы их среды. Их любовь зарождается и крепнет в свободном мире природы, раскрывает истинные их человеческие сущности.
История первой любви у каждого своя, но и 100, и 200, и 1000 лет назад первая любовь оставляет в памяти людей яркие воспоминания, ощущение невероятного, чудесного открытия, требует принятия важных решений. И интуитивно, из поколения в поколение, чтобы привлечь чье-то внимание мы идем тем же путем, что и наши дедушки и бабушки. Но полюбить кого-то, и сделать так, чтобы и вас полюбили - это еще не все. Гораздо сложнее эту любовь сохранить на долгие годы.
В произведениях Пушкина историй первой любви - и счастливой, и несчастной - тоже немало, и каждая из них, как в зеркале, отражается в каждом новом поколении молодых, даря им бесценный опыт. Обязательно прочитайте повести «Станционный смотритель», «Метель», роман «Евгений Онегин» и, конечно же, повесть «Барышня-крестьянка» - героев этих произведений интересно сравнить и друг с другом, и с нашими собственными историями первой любви.
Я желаю вам, чтобы ваши решения и поступки всегда были единственно верными, а любовь - обязательно взаимной.
Я рассказала об одном из вариантов проведения дискуссионного видеосалона «Классика на экране: читаем, смотрим, обсуждаем». Приемы раскрытия пушкинских произведений могут быть разными. К примеру, ведя дискуссию по повести «Метель» мы делаем акцент на ассоциативный ряд, на сравнение построения фильма и повести. Видеосалон по «Дубровскому» - для аудитории, прочитавшей произведение, здесь мы даем материалы, в которых раскрывается загадка создания повести, приводятся интересные факты из биографии Пушкина.
«Конкурсный марафон «Дорога к Пушкину».
Давно известно, что конкурсы в детской библиотеке считаются наиболее эффективными формами работы по продвижению книги и чтения. И это не случайно, ведь их ключевым моментом является ИГРА и ТВОРЧЕСТВО. Тем не менее, детский возраст включает в себя несколько периодов, каждый из которых имеет ярко выраженные особенности и требует определенного подхода и приемов работы. Учитывая это, мы разработали и провели не один, а три пушкинских конкурса, которые объединились в литературно-творческий конкурсный марафон «Дорога к Пушкину». Вот идея одного из конкурсов.
- Конкурс электронных работ для подростков «Мы читаем Пушкина»
Многие взрослые до сих пор ставят Книгу и Компьютер на разные чаши весов, противопоставляют их друг другу. Мы считаем, что речь должна идти о совместном использовании этих двух великих источников знаний. Главное - грамотно воспитывать в детях компьютерную и читательскую культуру. Детей даже можно привлечь к чтению книг, в том числе и классики, используя компьютер. Но в основе такой работы должна быть ИГРА.
В нашей библиотеке 2,5 года работает проект «Я с книгой у компьютера». Суть проекта в том, чтобы объединить продвижение Книги с обучением компьютерным знаниям, показать важность обоих источников информации для жизни, работы, игры. В проект был включен и пушкинский конкурс, цель которого - создать виртуальную книгу стихов А.С.Пушкина. Каждый читатель должен был оформить одно из стихотворений (на свой вкус) в электронном виде. Выполняя эту работу, ребенок одновременно осваивал некоторые компьютерные программы, и, естественно, перечитывал стихи Пушкина.
Библиотечная радиоакция «Очарованье пушкинской строки».
Эту акцию мы провели в течение первой недели июня 2009 года, накануне пушкинского юбилея.
Нашим партнером стало городское радио, а участниками своеобразного «открытого микрофона» - читатели и друзья детской библиотеки - дети, родители, педагоги.
Ежедневные библиотечные пушкинские миниатюры - 10-15-минутные радиостранички - были посвящены тому или иному пушкинскому произведению или грани творчества.
Каждая страничка включала краткую интересную информацию по теме, которую рассказывали библиотекари, а также эпизоды из пушкинских произведений в исполнении наших читателей и друзей.
Вся работа - подбор материалов, сценарий проведения, привлечение участников, звукозапись - была сделана нами в библиотеке, на радио мы отнесли готовый материал.
«Интерактивные выставки».
Презентацию этой формы работы мы проводили в НДК-2009. В каждом отделе были разработаны и оформлены игровые выставки-инсталляции. Дети, знакомясь с ними, открывали для себя творчество Пушкина и пушкинскую эпоху с разных углов зрения:
- через музыку
- через театрализацию и творческие мастерские
- через ролевые игры и проведение аналогий с жизнью и мировой литературой
Как вы знаете, интерактивность, или взаимодействие - это двухсторонний диалог между библиотекарями и читателями. Его цель - помочь каждому читателю преобразовать информацию общего характера в личное знание.
Различают три вида интерактивности:
- между читателем и предлагаемой информацией, - между читателем и библиотекарем, - между самими читателями.
Это важно учитывать, выстраивая организацию работы по выставкам с разными возрастными группами детей.
К примеру, для учащихся младшего возраста выполнение заданий и мотивация знакомства с предложенным материалом будет облегчена взаимодействием внутри группы (в нашем случае - общением друг с другом в ходе игры-театрализации). А для большинства подростков и юношества это уже не так важно, с мотивацией дело у них обстоит уже лучше, они предпочтут работать самостоятельно.
В течение всей недели весенних каникул работа велась индивидуально в каждом отделе библиотеки, а один день - массово, в виде большого конкурсного путешествия по всем выставкам библиотеки (мы специально предусмотрели в каждом отделе задания для разных возрастных групп читателей, так что скучно не было никому). На празднике закрытия НДК-2009 победителям игры были вручены призы.
Мероприятие началось в холле, где всем присутствующим объяснялись условия игры-путешествия, выдавались «подорожные грамоты путешественника». В этой «грамоте» ставились баллы за выполненные задания, кроме того, здесь же мы предлагали детям высказать свое мнение об игре, и получили восторженные отклики и просьбу проводить такие игры чаще.
У каждой выставки сначала давалась интересная информация о пушкинской эпохе (основные занятия барышень 19 века, кто и почему стрелялся на дуэли, по каким правилам писали письма в 19 веке, о чем разговаривали в девичьих комнатах пушкинских времен, кто в позапрошлом веке мог организовать у себя дома салон и т.д.).
Потом шли практические игровые задания. Ребятам предлагалось отгадать, например, что обозначает то или иное движение веером в руках дамы, вспомнить героев Пушкина, которые в кого-то переодевались, попробовать составить письмо в стиле пушкинского времени, написать пером в альбоме девушки 19 века какое-нибудь пушкинское стихотворение, примерить сарафан барышни-крестьянки или костюм пушкинского героя и т д.
Эта новая форма работы оказалась очень эффективной и имела сильный резонанс как среди детей и подростков, так и среди учителей. Педагоги школ отметили оригинальный подход в подаче классических произведений и высказали пожелание провести по этой форме работы мастер-класс для учителей-словесников.
Громкий позитивный резонанс городской общественности (взрослых - родителей и педагогов, и, конечно, юных читателей) на нашу деятельность по продвижению пушкинского наследия убедили нас в её эффективности. Все предложенные формы применимы и в работе с творчеством любого другого писателя-классика. Будем рады, если наши идеи покажутся интересными и коллегам.
Продвижение русской классической литературы
Продвижение русской классической литературы