Плохотник Т.М. Социальное партнерство школы и детской библиотеки

Татьяна Михайловна Плохотник,

заместитель директора по методико-инновационной

деятельности МУК «ЦСДБ им. А.С.Пушкина»,

г. Саров Нижегородской обл.

Социальное партнерство школы и детской библиотеки.

Диалоговые формы работы с художественной литературой:

обсуждение книги КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

«Прекрасен наш союз...» - именно эти строки Пушкина пришли в голову при подготовке выступления. Творческий союз Централизованной системы детских библиотек им. А. С. Пушкина и Муниципального образовательного учреждения «Лицей №3» г. Сарова действительно прекрасен. Наше партнёрство длится уже более 20-ти лет.

Сотрудничество наших организаций многогранно и включает в себя:

- исследовательскую деятельность;

- работу по библиотечным программам и литературным циклам в помощь образовательному процессу;

- проведение совместных общегородских акций по продвижению чтения;

- организацию совместных общешкольных мероприятий;

- активное участие лицеистов и их родителей в мероприятиях и конкурсах городской детской библиотеки.

Инициаторами этой огромной работы являются прежде всего библиотекари - школьные и детские. Немаловажен тот факт, что все совместные проекты библиотекарей всегда выносятся на широкое обсуждение внутри школы, благодаря чему всем (и детям, и учителям, и родителям) становятся ясны и понятны принципы, концепции, идеи нашей библиотечной работы. И, как правило, они встречают всеобщее одобрение, а это залог того, что они будут успешно и с энтузиазмом внедряться в практику. Между МОУ «Лицей №3» и МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» заключен договор о педагогическом сотрудничестве.

Остановлюсь подробнее на такой форме нашей совместной работы, как обсуждения книги.

Эта форма работы, пожалуй, наиболее сложная, очень трудоемкая по подготовке, требует от ведущего таких навыков, как умение владеть аудиторией, импровизировать, незаметно управлять ходом диалога с детьми. Но она и очень эффективная, т.к. позволяет углубленно изучить проблему, поставленную писателем.

Совместно со школьным библиотекарем мы определили художественные произведения для каждой из параллелей, согласовали этот список с учителями словесниками и разработали конференции по этим книгам. Каждая из них затрагивает важнейшие проблемы нравственности, воспитывает толерантное сознание читателя в разных аспектах жизни.

Например:

- 5 класс:

- уважительное отношение к людям преклонного возраста, понятие об истинных ценностях

- Лиханов «Мой генерал».

- 6 класс :

- сострадание, понимание к людям неимущим, сравнение военного времени, когда голод, разруха оправданы, с нынешним временем - Лиханов «Последние холода».

-отношение к т.н. «белым воронам», противостояние «Ты и коллектив», сравнение с ситуацией в классе - Железников «Чучело».

- 7 класс

- ответственное отношение к тем, «кого приручили», дружба человека и собаки, понятие самого слова «дружба», поиск решений, которые могли бы спасти Бима -Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

античеловечность понятия «война», воспитание миролюбия - Богомолов «Иван».

8 класс

- размышления о смысле жизни, поиске своего места в жизни, воспитание умения с любовью, пониманием и уважением относиться к другим людям, даже к тем, кто тебя не понимает или обижает, всегда искать в других хорошее - Ричард Бах «Чайка Джонатан Ливингстон»/

9 класс

- взаимоотношения дети-учителя-родители, умение строить бесконфликтные отношения в этой цепочке, размышление над вопросом «каждый талантлив по-своему», сравнение литературного примера с ситуацией в классе - А. Алексин - «Безумная Евдокия» /

10, 11 класс:

- тема любви по расчету, воспитанники детских домов и «благополучные» дети и подростки, понятие о жизненных ценностях - Юрий Коротков «Дикая любовь»

- умение жертвовать собой ради других, воспитание силы воли, умение выходить победителем из самой сложной жизненной ситуации - Владислав Титов «Всем смертям назло»

Каждый из вас может выбрать свои книги, те, что более близки вам и тоже затрагивают тему воспитания толерантности. Их огромное множество, художественная литература несет невероятно мощный воспитательный заряд. Как говорил Лев Толстой: «Хорошо написанная книга - источник, побуждающий радоваться чужой радости, горевать чужому горю, сливаться душой с другим человеком». А ведь это и есть умение быть толерантным!

Некоторые особенности проведения наших обсуждений.

Подготовка

- Подготовка начинается за 2-3 месяца, чтобы у ребят была возможность прочитать

книгу и поразмышлять сначала самостоятельно. Объявляя о предстоящем мероприятии, мы вывешиваем в классе список ключевых вопросов по книге.

- На родительском собрании родителям объявляется о предстоящем мероприятии, разъясняется ее цель, рассматриваемые проблемы. Предлагаем родителям если не прочитать вместе с детьми книгу, то, по крайней мере, проконтролировать, чтобы ребенок ее прочитал, расспросить ребенка о его впечатлении (дети должны чувствовать неравнодушие, интерес родителей)

- В период подготовки обсуждения на одном из классных часов проводится обзор других книг по этой же теме или по произведениям этого же автора, а в заключении еще раз напоминаем о предстоящем мероприятии.

- К каждой такой встрече ученики пишут сочинение-размышление по предложенным

заранее темам (как правило, одна из них - непосредственно по книге, вторая - предполагает рассмотреть эту же тему на примерах из жизни)

Проведение

Наша ключевая цель, на которую направлено построение и ведение разговора - воспитание «активной, созидательной» толерантности. Истинная толерантность - это особое свойство человека, которое может проявляться в разной степени: от нуля до максимума. Толерантность включает в себя как терпимость (пассивную сторону), так и заинтересованность, сотрудничество с другим человеком (активная сторона), стремление не стоять в стороне, не бояться сказать свое слово, помочь, поддержать.

- Обсуждение проводим всегда вдвоем, - школьный библиотекарь и сотрудник детской библиотеки. Обсуждение проходит во время классного часа или на уроках литературы, если такая возможность есть.

- Всегда применяем тактику «альтернативных, противоположных мнений», когда обсуждаем проблемные вопросы - оба ведущих (взрослых) предлагают подросткам противоположные варианты ответа на тот или иной вопрос, и оба убедительно аргументируют их. Это позволяет избежать принятых стереотипов, ответов «как хочет услышать взрослый», заставляет ребят думать, рассуждать, спорить, предлагать свой вариант и отстаивать его.

- Идет постоянное сравнение ситуации из книги с жизнью (В каждом обсуждении есть 1-2 вопроса, которые, вроде бы, никак не связаны с книгой, логическая связь выстраивается в ходе обсуждения).

- В некоторые мероприятия включены элементы театрализации - ребята заранее в группах готовят сценки из книги.

- В некоторых обсуждениях предусмотрено участие родителей (например, по книге Алексина «Безумная Евдокия», Короткова «Дикая любовь» - один раз она прошла на общем собрании класса, где присутствовали и дети, и родители).

- В конце встречи предлагаем ребятам зачитать отрывки из своих сочинений и ответить, изменилось ли их мнение после обсуждения книги.

- Заключительное слово даем учителю, который дает общую оценку диалогу, умению ребят слушать друг друга, высказывать свои мысли.

Конечно, каждое обсуждение - постоянный экспромт со стороны ведущих, даже по одной и той же книге она проходит по-разному, это во многом зависит от коллектива класса, и, конечно же, от умения библиотекарей работать в паре, чувствовать друг друга. Кому-то на обсуждение хватает урока, а с кем-то, бывает, сидим по два-три часа, разгораются нешуточные споры, но мы их не останавливаем, а поддерживаем - подростки ищут в книгах и в жизни истину, а ведь это прекрасно!

Каждый год после обсуждения очередной книги в том или ином классе с удовлетворением замечаем, как «растут» наши читатели, как учатся размышлять над книгой, сопереживать ее героям, а заодно ищут ответы и на вопросы, которые ставит жизнь реальная. Не однажды мы слышали от ребят, что они плакали, когда читали «Бима», некоторые из них отказываются понимать, почему автор его «не спас» в конце произведения. Нешуточный спор разгорелся среди девятиклассников после прочтения «Безумной Евдокии». О чем спорили? «Всегда ли, если в семье один ребенок, он вырастает эгоистом?» Кстати, после обсуждения этой книги практически треть ребят приходят потом за другими книгами Алексина.

А иногда читатели только «рождаются» на наших глазах. Как приятно было увидеть на одной из таких встреч горящие глаза восьмиклассницы, с восторгом говорящей, что «Чайка Джонатан Ливингстон» Р.Баха - теперь ее настольная книга. А ведь до сих пор девочка практически не читала, по литературе - твердая «тройка» за все время учебы.

То, что работа ведется с одними и теми же организованными группами в течение ряда лет, позволяет проанализировать и динамику развития ребят, как читателей, и влияние таких встреч на их умение вести конструктивный диалог в коллективе, и в ближайшей перспективе мы планируем сделать такое документальное исследование.

От учителей мы неоднократно слышали мнение, что наши библиотечные обсуждения книг позволяют показать детям художественную литературу совершенно под другим углом, чем это делается на уроках литературы, вызывают у ребят неподдельный интерес к чтению, и, конечно, много дают в плане нравственного воспитания.

Библиотечные обсуждения книг - это не литературоведческий анализ текста, мы помогаем юным читателям «заочно» прожить ситуацию, обдумать ее, учим их слушать друг друга и размышлять, учим активно стоять на позициях добра и нравственности.

Опыт нашей работы по проведению обсуждений книг, накопленный за 10 лет, мы объединили в мультимедийную методическую презентацию, которую распространили по всем школьным библиотекам города.

а если всёже

а если всёже заменить Богомолова на Купера в 7-ом классе-"Зверобой, или Первая тропа войны", чтобы длинным текстом не утомлять, возьмите только Гл.7. может и учителя, и школьный библиотекарь будут не против? и родители, и бабушки...

Спасибо за

Спасибо за комментарий. По поводу Вашего предложения заменить Богомолова на Купера - думаю, при выборе книги для обсуждения каждый библиотекарь должен руководствоваться своим вкусом. В нашем случае выбор книг для обсуждения проводился совместно школьным и детским библиотекарями, а потом мы свои предложения выносили на суд учителей-словесников. Они одобрили наш выбор. И еще - я все-таки за то, чтобы читать книги в полном объеме, а не отдельными главами. Только так, на мой взгляд, можно понять интенцию(замысел) автора.

миролюбие...

Татьяна Михайловна, немного смутил "Иван" Богомолова и воспитание миролюбия на этом примере у семиклассников. Я своему внуку в 6-ть лет "Книгу будущих командиров" читаю и Мальчиков с бантиками Пикуля. Рано, но читаю. Он - мальчик, может в адмиралы пойдёт. И я за мир. но Иван для меня - великий образ патриота, великая жертва Родины для Победы. здесь бы поподробнее поговорить

Добрый день,

Добрый день, очень благодарна Вам за комментарий. Спасибо за вдумчивость и сомнения, ведь благодаря им я начинаю заново продумывать, оттачивать те мысли, которые в ходе обсуждения хочу донести до ребят, еще раз анализирую причины, по которым выбрала эту книгу. Трудно на виртуальной площадке много и подробно об этом говорить, но попробую сформулировать кратко. Для меня "Иван" - книга, интересная тем, что в ней нет ура-патриотизма, нет и боевых сражений, и ярко описанных допросов, к примеру, нет описанных моментов совершения подвига. Все в полутонах, в перессказе со слов кого-то, кое-где прикрыто сухим текстом отчета (я имею ввиду момент, где описывается немецкий архив и цитируется документ из этого архива, относящийся к гибели Ивана). Интересно наблюдать, как ребята, словно приоткрывая эту завесу, начинают осознавать тот кошмар, который пережил главный герой. То, что Иван совершает подвиг - это само собой разумеется и мы об этом говорим. Но главную мысль, которую мы стремимся донести до ребят - это то, что детям на войне не место, а если им там и нашлась работа, которая оказалась не под силу взрослым, то это великая беда общества. И Вы правильно сказали - он великая жертва Родины. Такие жертвы , к сожалению, необходимы, но это не меняет их статуса беды, противоестественности, античеловечности. Мы больше рассматриваем здесь общее понятие "война" в жизни ребенка, чем конкретно Великую Отечественную. Если будет желание, пишите мне на эл.адрес csdb-plohotnik@yandex.ru, буду рада с Вами пообщаться.

Уважаемая

Уважаемая Татьяна Михайловна! С интересом прочла ваше выступление. Дискуссии обмен мнениями,обсуждение прочитанного даже просто умение высказать свою точку зрения стало настолько актуально для подростков, что за этим будущее в их биографии. Если поделиться своим опытом, то стоило нам провести всего один просмотр в библиотеке документального фильма " Я дом", как появился интерес именно высказаться по поводу.Активная созидательная толерантность это очень здорово, то что библиотекарь управляет ходом диалога тоже логично, но если получиться спорная ситуация одного и того же всгляда на проблему? Случалось ли такое, как выходили из ситуации? С уважением Безденежных Л.И. (СОБДиЮ)

В споре рождается истина

Добрый день, Л.И! Спасибо за комментарий. Спорные ситуации в ходе диалога у нас бывали не раз. Мало того, мы приветствуем их - значит, "задело за живое", есть о чем подумать и что сказать. Я в выступлении говорю о том, что ведем обсуждения вдвоем, это не случайно. Методика альтернативных мнений, которой мы стараемся придерживаться - это не только для того, чтобы расшевелить детей, ненавязчиво заставить их думать. Как раз с нас, библиотекарей, и начинается "спорная ситуация"- дети видят возможность разного взгляда на одну проблему двух людей, которые, тем не менее, дружелюбно общаются и плодотворно взаимодействуют. А это ли не толерантность, не способ ее воспитания собственным примером? У ребят может появиться и третий взгляд на эту проблему, главное, к чему мы их призываем - аргументировать свою точку зрения и корректно относиться к другим в ходе обсуждения. И интересных случаев - запомнилось обсуждение повести Алексина "Безумная Евдокия". Я его упоминаю в выступлении.

Социальное партнерство школы и детской библиотеки

Уважаемые коллеги, познакомилась с вашим материалом и очень Вам позавидовала, а почему - Вам удалось заинтересовать не только школьного библиотекаря, но и родители, как я поняла, принимают активное участие. Я как мама прежде всего,и как библиотекарь решила просвещать детей духовно,посещаю раз в месяц 5"б" класс, сама придумываю тему, подбираю по возрасту книги, начитываю их и вперед. Классный руководитель мне не отказывает, предоставляет классный час,а вот поддержки от школьного библиотекаря,или от учителя нет, а хотелось бы. Я лишь радуюсь тому, что дети с большим нетерпением меня ждут(так говорит моя дочь), на переменках обсуждают прочитанное, устанавливают очереди- кто за кем читает. Во время обсуждения, каждый высказывает свое мнение. В своей работе ставлю себе минус за то, что не могу добиться от детей каких либо письменных комментариев(эссе, сочинений...) о прочитанном, а стало быть, есть над чем дальше трудиться. И еще, в заключении - я утоляю "голод"(духовный)в детской и подростковой литературе, в мое детство не было таких авторов как Мурашова, Пеннак, Паттерсон и т.д. СОБДиЮ. Ямщикова И. В.

Знакомясь с

Знакомясь с опытом библиотек, обращаешь внимание на обилие фестивалей, праздников, акций. А ведь провести дискуссию по книге и вовлечь в нее детей может быть сложнее, чем организовать праздник. Здесь и проявляется наш профессионализм. Как можно познакомиться с вашей презентацией? По каким критериям вы выбираете литературу для обсуждений? Какие книги вызвали наибольший интерес? Потапова О. О. СОБДиЮ

Ответы на вопросы.

Добрый день, О.О.! Благодарна Вам за комментарий и полностью согласна, что подготовка и проведение обсуждения книги не менее сложный процесс, чем крупные акции. А эффективность их однозначно больше. По Вашим вопросам: 1. Презентацию очень кратко я представила на форуме "Молодые в библиотечном деле" в Саратове, который только что закончился (20-22 октября 2009). Из ближайших к Вам соседей - в электронном формате, насколько я знаю, его брала зав.метод.отделом Челябинской юношеской библиотеки Елисеева Татьяна Романовна. Но, если подождете, попробую выслать Вам по эл.почте (Честно говоря, не очень хорошо владею эл.технологиями, надо узнать, как это делается). Если не получится, пришлю по обычной почте, только сообщите, на какой адрес. 2. Какие критерии при отборе книг? Сначала мы делали ставку на литературу 60-70 г.г. для детей. Сейчас эти рамки расширяются, пробуем и зарубежную литературу (Р.Бах), и русскую классику (правда, эти обсуждения идут в несколько другом формате, если будет интересно, посмотрите мое выступлении в секции № 3: Продвижение чтения: новые подходы),а в остальном - только собственный вкус и наши профессиональные знания. Глубоко убеждена, что заинтересовать подростка книгой можно только тогда, когда сам эту книгу очень любишь. С уважением, Т.Плохотник.

Социальное партнерство школы и детской библиотеки.

Описан и представлен замечательный системный опыт работы с книгой на базе образовательного учреждения. Для меня очень важно, какую роль играет учитель-словесник в этом процессе, кроме тех аспектов, которые обозначены в статье. И момент тиражирования данного опыта (мультимедийная презентация), а что еще? Данный совместный проект реализуется на базе и других образовательных учреждений?

Добрый день!

Добрый день! Спасибо Вам за комментарий, и спешу ответить на Ваши вопросы: 1. Кроме аспектов, обозначенных в статье, учитель-словесник роли в обсуждении никакой не играет. Вся организация и проведение обсуждения - работа детского и школьного библиотекарей. 2. С тиражированием данного опыта есть некоторые проблемы. Во-первых, у нас в библиотеке нет платных услуг, и продавать данную продукцию мы не можем. По своему городу мы в школах распространили диски с презентацией. В нее входят некоторые методические рекомендации (все они есть в моей статье), ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ к обсуждению (я подчеркиваю, что примерные - каждое обсуждение - это сплошная импровизация) и др. материалы (эл.презентации, сопровождающие некоторые обсуждения, к некоторым книгам - эпизоды из экранизаций). Я могу попробовать переслать Вам эту презентацию в эл.виде, если получится, только сообщите адрес. Мой e-mail: csdb-plohotnik@yandex.ru. 2. В других школах подобные обсуждения тоже проводятся, но разово, по запросам педагогов.

С большим

С большим интересом познакомилась с Вашим материалом, уважаемая Татьяна Михайловна! Ваш союз действительно прекрасен! Можно по-доброму позавидовать. На мой взгляд, такая форма мероприятия, как обсуждения книг, не просто сложная, это "высший пилотаж", по моему мнению, в деятельности библиотекаря. И нужно признаться, что в практике нашей библиотеки эта форма продвижения книги к читателю используется не так часто. Ваша статья - кладезь методических советов. Спасибо.

Дорогие

Дорогие коллеги! Хочу всем ВАМ выразить свою благодарность за комментарии и высокие оценки нашей работы. Очень приятно встретиться с единомышленниками и понять, убедиться в том, что, как говорится, "ВЕРНЫМ ПУТЕМ ИДЕМ, ТОВАРИЩИ!"
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"