
Пальгуева Г.М. Мотивационно-целевые аспекты поддержки и развития чтения на современном этапе
Пальгуева Галина Михайловна,
зам.директора по научно-методической работе
Нижегородской областной детской библиотеки,
г. Нижний Новгород
Мотивационно-целевые аспекты поддержки и развития чтения на современном этапе
Тема чтения - на слуху, она стала модной. Президент обозначил проблему, государство начинает подключаться, СМИ более охотно признают ее в качестве информационного повода.
Конечно, неплохо, что сегодня мы навалились уже практически всем миром.
В то же время, в профессиональном сообществе возникают мнения, что сегодня государство решает только проблему информатизации и обеспечения свободного доступа к информации.
Значимость информатизации и новых технологий несомненна, они позволяют библиотекам быть конкурентноспособными на рынке информационных услуг. Более того, грамотное использование возможностей информатизации увеличивает эффективность продвижения чтения, создания и поддержки позитивного имиджа чтения.
Вместе с тем, настает момент, когда не плохо бы уточнить термины и развести эти понятия: информатизация и чтение. Развести, не для того чтобы разделить, а для того, чтобы понять, в чем они могут дополнить друг друга, не подменяя друг друга и не вытесняя друг друга.
Сама по себе информатизация - это гораздо проще, поскольку данное понятие у многих зачастую ассоциируется с компьютеризацией, т.е. с количеством компьютеров в библиотеке, с использованием Интернета, получением полезных прикладных знаний
Между тем, информатизация не решает проблему собственно чтения, чтения, как работу души, формирования нравственных ценностей.
Более того, многие по-настоящему серьезные проблемы чтения, оказались в тени шумной, внешне привлекательной информатизации, стали снова невидимыми и ... снова не решаются. Имеются опасения, что информатизация упрощает и размывает понятие художественных ценностей, подменяет восприятие слова как искусства, простым потреблением утилитарных сведений, фактов, знаний, «насаждает идеологию наслаждения потреблением и даже становится статусным продуктом»[1][i].
Вместе с тем, сам термин «чтение» трактуется по-разному, и многие уже не рассматривают его как доминанту в шкале мировоззренческих ценностей, а словосочетания «кризис чтения», «проблемы чтения» от частого в последнее время употребления становятся проходными, сохраняя в основном свою внешнюю, не всем четко понятную оболочку. Утверждение «дети не читают» понимается учителями и родителями, а следом и журналистами иногда очень упрощенно: не берут книги в руки, не прочитывают тексты, заданные в школе по программе, значит не читают..
На сегодняшний день просто необходимо внедрить в общественное сознание базовое понятие чтения, помочь населению понять, в чем заключаются мотивы и цель чтения для всех вместе и для каждого в отдельности.
Прежде всего, стоит определиться с этим самим библиотекарям, потому, что в большинстве библиотечных программ продвижения, поддержки чтения не всегда ясно обозначено какова конечная цель подобных программ, для чего, собственно, нужно читать и продвигать чтение. А нам необходимо видеть четкую структуру всей проблемы чтения и представлять систему управления популяризацией чтения. (т. е. иметь в виду, что этой структурой можно управлять) Для прояснения ситуации, очень важно понимание того, что у каждого свой читательский опыт и свое представление о чтении. Кроме того, нужно отдавать себе отчет, что в среде, занимающихся чтением профессионально, с давних пор «существуют барьеры между «физиками» - представителями школ рационального чтения и «лириками» специалистами по чтению художественной литературы»[2][ii]. Тем более следует вернуться к существующим значениям термина чтения.
Для удобства разговора можно выделить несколько определений, которые в свою очередь условно обозначить как европейское и российское понимание.
Чтение - навык (привычка, тренировка, запоминание), работа с печатным текстом. Это - западное определение. Его приверженцы, в том числе и у нас решают в основном проблему грамотного функционального чтения как совокупности знаний и навыков, позволяющих отбирать, понимать, организовывать информацию. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО, НО ЭТО - ВСЕГО ЛИШЬ - БАЗА, ОСНОВА для дальнейшего обучения, а ЧТО ДАЛЬШЕ?
Российское определение чтения, основанное на духовно-нравственных традициях, не отрицая базовых умений и навыков грамотности, формулирует термин несколько иначе.
Чтение - это творческое воссоздание написанного, общение с автором через систему художественных средств, это - искусство слова, умение видеть за словом - образ. (И.И. Тихомирова) Это создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. (Н. Рубакин)
Таким образом, в зависимости от того с какой целью и по каким мотивам люди обращаются к чтению, можно остановиться на двух параллельных парадигмах.
-
Чтение как функциональная грамотность - есть потребление информации. Навыки такого чтения более всего необходимы для работы с научной литературой, для пополнения знаний, развития логики. Тут есть с чем поработать «физикам» - такое чтение должно быть рациональным.
-
Чтение как творчество - есть духовный процесс формирования личностных характеристик сознания, самосоздание мыслеобразов, жизненных ценностей под влиянием художественной литературы. Это поле деятельности для «лириков»
В любом случае процесс чтения можно и нужно рассматривать как развивающую функцию. Попробуем сравнить мотивы и цели развития информационного и творческого чтения. При этом следует иметь в виду, что развиваться необходимо и читателю, и библиотеке, и библиотекарю, и процессы эти протекают гораздо сложнее, чем они здесь представлены.
Как должен развиваться читатель? В первую очередь в направлении формирования читающего образа жизни. При таком понимании информационное и творческое чтение может быть для человека неразделимым, хотя на практике мы чаще всего наблюдаем их параллельное непересекающееся течение.
I. Информационное чтение |
II.Творческое чтение |
ЦЕЛЬ читателей |
|
Овладеть навыками (техникой ) чтения Получить информацию (знания) |
Обогатить чувства, мысли Получить опыт нравственного развития |
Читательское развитие |
|
Читательская компетентность
Анализ информации Обобщение информации. Формулирование выводов. Анализ и оценка элементов текста Интерпретация текстов |
Культура восприятия словообразов
Постижение писательского замысла Рефлексия эмоций (новое в известном) Отражение читаемого в сознании Удовольствие от процесса чтения Разгадка скрытого в системе х/средств |
Мотивация |
|
Знания и дальнейшее обучение Достижение карьерных успехов |
Общение, укрепление духа, нравственности, ментальности |
Как должны развиваться библиотека и библиотекарь? Сегодня необходимо сосредоточить свои усилия на идее библиоцентризма, когда библиотека и библиотекарь находятся в центре связки: школа, семья, общество.
ЦЕЛЬ функционирования библиотеки:
-
Привлечение в библиотеку новых пользователей; (в связи с компьютеризацией библиотеки теряют пользователей из числа молодежи и социально-активного населения);
- Формирование базы качественной и полной информации;
- Приближение информации к читателю;
-
Привлечение внимания к библиотекам со стороны организаций, партеров и спонсоров, влияющих на развитие библиотеки.
МОТИВАЦИЯ - осуществление принятой на себя Миссии.
В качестве одного из аспектов можно рассмотреть ответ на вопрос: что мы на самом деле хотим? Чтобы дети просто потребляли информацию, читали хоть что-нибудь, или читали только лучшее?
В свете сказанного можно понять, что в основе поддержки и продвижения чтения лежат две парадигмы: ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И КОММУНИКАЦИОННАЯ.
Нет сомнения в том, что просветительскую парадигму формирует информационное, деловое чтение как способ получения знаний о внешней картине мира, окружающего человека. В этом случае библиотеке достаточно помочь потребителю быстро и четко найти нужную информацию.
Коммуникационная функция библиотеки немыслима без художественной литературы, исследующей внутренние миры человека, его желания и мотивы поступков. Для этого необходимо общение, встречи читателей с хорошей книгой, с писателями и читающими библиотекарями.
Сегодня библиотекарям необходимо разделить эти понятия, видеть разницу между ними, для того, чтобы потом снова соединить в инфраструктуру популяризации чтения. Каковы системообразующие факторы названной структуры? В их число входят:
- Точка опоры: исследования, изучение картины внутреннего и внешнего мира ребенка, информационных потребностей.
- Правовое поле существования библиотеки и читателя
- Кадры решают все. Профессиональное самосознание.
- творческие лаборатории
- деловые игры
- семинары-тренинги.
- Позиционирование библиотеки в сфере информационных услуг. Реклама, в т.ч. социальная.
- Продвижение идеи чтения.
- Центры поддержки чтения.
- БСЧ (модельные, специализированные библиотеки)
- Ассоциации читающих семей
- Акции, Фестивали, Конкурсы.
- Развивающее и развивающееся чтение.
Психологами и педагогами установлено, - если дети не проходят этапа читательского развития, то дальше как читатель человек не развивается. Говоря о развивающем чтении, нам нужно говорить сегодня о том, что основные силы должны быть сосредоточены на детях. Вместе с тем, один из системных показателей кризиса чтения заключается в том, что не читают современные родители, поэтому, скорее всего, начинать надо ОДНОВРЕМЕННО и с детей, и с родителей, делая упор на коммуникационную парадигму.
Основные направления работы с родителями: привить понимание значимости, осведомленность и умение отбирать качественную художественную литературу, формировать умение читать вслух, обсуждать с детьми прочитанное. МОТИВ для работы: дети должны быть лучше нас. Мы - будущее наших детей. Будем читать мы - будут читать дети, будет читать нация. Анализ опыта работы библиотек России показывает, что библиотекари используют:
- Конкурс плакатов на тему: «семья читает». Развешены по всему городу;
- Акция: Любимая книга города ...;
- Дискуссии в СМИ: за и против ...;
- Рекламная продукция в СМИ, на улице, в аптеке, бане, роддоме, магазине...;
- Издательская продукция серии: Читатель рекомендует читателю;
- Практикумы по читательскому (акмеологическому) развитию для взрослых и детей;
- Родительские книжные Всеобучи;
- Семейные праздники чтения.
С детьми главным направлением может стать развивающее, думающее чтение. Как показывает практика российских библиотек, библиотекарям не чужды позиции, связанные с качеством чтения и влияния чтения на духовное развитие. Стратегия работы: создавать и развивать пространство для чтения не только в детской библиотеке, но и вокруг нее.
-
Программы развития чтения. Здесь много интереных находок: дебаты юных читателей, читатели рекламирую книгу и библиотеку, собирают отзывы, рецензии на книгии передают в СМИ. Совместно с книжными магазинами проводятся конкуры, на лучший рассказ о книге, чей рассказ возьмут в магазин для рекламы - тому подарки;
- Подиум-дискуссии. Свободное общение
-
Проект «Чтение-дарение» Комментированные чтения с обсуждением, выставки, закладки, буклеты с мнением библиотекарей о любимых книгах, (и не любимых - для дискуссии)
-
Психологический тренинг для читателей: «Мир детства - тайный и простой». Схема: читают, играют (в т.ч. в подвижные игры), учатся рассказывать, создавать словесные картины прочитанного, фантазировать, слушать друг друга.
-
Творческий дебют читателя «Я - талантлив» (домашний театр, хобби). Цели: повышение самооценки, моральное удовлетворение, уверенность в своих силах, раскрепощение, снятие комплексов.
-
Акция «С книжкой на скамейке» На людном месте в одно и то же время устраивается чтение вслух. Предварительная реклама, соответствующим образом оформленное (огороженное) рекламными щитами место.
-
«День апельсина» Веселое театральное представление, игра-кутерьма. Совместно с родителями. Обмен игрушками и книжками, в подарок - апельсин.
-
Библиотечно-читательский конкурс-марафон «Самая-Самая..» Приносят книги для выставки и библиотекари, и дети. Основные номинации: «Самая Первая» (№1 в б-ке), ...толстая, ...тонкая, ...тяжелая, ...маленькая, ...старая, ...ценная, ...зачитанная, ...несчастная (рваная), ... с фокусом, ...лаконичная, ... вкусная (испорченная читателями или погрызенная мышами), ...продолжающаяся (о волшебной стране), ...многочисленная (самая большая зкземплярность в библиотеке.) По итогам - встреча разных поколений библиотекарей и читателей «Книга плюс Я»
-
Детское читательское жюри: присвоение книге знака «Нравится детям ...». Создать, утвердить, разработать церемонию и все это вместе с детьми. 1 этап - представление на ЗНАК, 2- й этап открытая дискуссия, голосование, 3-й праздник победителей.
Резюмируя сказанное о целях и мотивах чтения, можно вспомнить пушкинский афоризм «Чтение - вот лучшее учение». В нем соединились понятия информационного и творческого чтения. Почему же в нашей реальности они не всегда идут в одной упряжке?
Возможно, причина, в том, что обучив в начальной школе технике чтения, дальше почти никто не развивает ни умение работать с текстом и эффективно его использовать. У родителей, библиотекарей и читателей никто не воспитывает желание обогащать палитру чувств и эмоций, необходимых для приобщения к вечным человеческим, жизненным ценностям. И не получается у нас ни информационного, ни творческого чтения.
Библиотечное сообщество, первым осознав причины и следствия кризиса чтения, находит выход в создании различных программ популяризации чтения. Но, к сожалению, как отмечали участники совещания директоров областных детских библиотек (2007г), разрабатываемые программы чтения: на государственном, региональном, районном уровне либо абстрактны - вне времени и пространства и вне социума, либо несут в себе значительные противоречия.
Первая концепция программы «Чтение», составленная Российским книжным союзом, называлась: «Программа поддержки чтения в России как приоритетного направления в области культуры». Она была привязана к культуре, и это было многообещающе. В печати она появилась под другим названием: «Программа поддержки чтения и грамотности в России», то есть все сведено только к технике чтения, функциональной грамотности.
Сегодня можно увидеть, что разрабатывают собственные программы обучения чтению даже социологи и психологи, чаще всего они основаны на той же технике чтения. Библиотекари зачастую увлекшись только информационной составляющей своей работы, забывают о чтении как образе жизни. Между тем, для того, чтобы население поддержало ту или иную программу оно должно понимать самоценность чтения безотносительно к его утилитарной пользе.
Большинство существующих программ нацелено на превращение библиотеки в интеллектуально-досуговый центр, а это размывает природную сущность библиотеки - как учреждения книги и распространения чтения
К сожалению, здесь можно говорить не столько о вине, сколько о беде библиотекарей, поскольку они часто остаются один на один с проблемой. Ни в одной государственной программе нет вопроса о возрождении журнала «Детская литература» как журнала критики детской литературы, детских государственных издательств, которые гарантировали бы издание настоящей качественной литературы по доступным ценам.
На встрече В.В. Путина с литераторами львиную долю общения заняло не обсуждение падения общей культуры и озвученного премьером факта, что 40% наших соотечественников не читают, а вопросов собственного выживания, привилегированного финансирования писателей. Сорок процентов не читающих не взволновали, а уж до вопроса о качестве чтения тем более руки не дощли.
Что ж вернемся к нашим проблемам. Одна из них государственная - подготовка кадров. Профессиональное обучение сегодня - это подготовка специалистов-информатизаторов. Да, они нужны, Но нужны также и библиотекари, владеющие методикой обучения и развития чтения. Сегодня осталась всего две кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми. Остро стоит вопрос формирования профессионального самосознания библиотекаря, в особенности, детского библиотекаря.
Мы говорим о процессе чтения, но владеют ли библиотекари методикой чтения? Не всегда, поскольку увеличилось количество случайных людей в библиотеке, не стремящихся к профессиональному развитию. Родители владеют методикой чтения? Нет. Учителя владеют? Вопрос можно оставить открытым.
Не изучается качество чтения, уходит термин «культура чтения», а, ведь, это не одно и то же с «читательской компетентностью».
Сегодня назрела проблема изучения детского чтения, но у нас нет никакого научно-исследовательского института или центра. На библиотеку могут быть возложены и исследовательские функции, она может стать центром гуманистической экспертизы. Для этого неплохо бы в государственных программах и стандартах четко обозначить место и роль библиотеки, школьной и детской как организаторов, популяризаторов, исследователей чтения детей и родителей. Между тем в национальной программе чтения отдельной строкой вопрос о детской библиотеке вообще не прописан нигде.
И все-таки, несмотря на все проблемы, мы уже можем сказать, что усилия библиотеки и библиотекарей направленные на позиционирование себя как социального института, не пропадают. Более того, библиотеки достигают в этом направлении немалых успехов. Но хотелось бы, чтобы и общество, и самим библиотекари не забывали, что обладание информацией само по себе не делает человека духовно богатым, таковым его может сделать чтение художественной литературы - хранилище лучших мыслей и ценностей человечества.
[1] Басов С. Воспоминание о будущем, или Страшная информационная сказа // Библиотечное дело.- № 6. - 2008.- С. 15-16
[2] Бородина В. «Физики» и «лирики» вновь спорят? // Библиотека.- 1998.- № 8.- С. 59-61.
Список использованной литературы
Бородина В.А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении / В.А. Бородина. - М.: Школьная библиотека, 2006.
Пеннак Д. Как роман : эссе / Даниель Пеннак; пер. с фр. Н. Шаховской. - М.: Самокат, 2006. - 196 с. - Перевод изд.: Comme un roman / Daniel Pennak. - Paris, 1992.
Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / сост. В.Я. Аскарова. - М.: МЦБС, 2007. - 272 с.
Тимофеева И.Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением / И.Н. Тимофеева. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. - 408 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып. 1-2: приложение к журналу «Школьная библиотека»).
Человек и информация. Информационно-библиографическое обеспечение учебной деятельности: учеб. пособие для основной и сред. шк. / М.В. Ивашина, А.Г. Гейн, О.В. Брюхова [и др.]; под ред. А.Г. Гейна, Н.С. Сулимовой. - Екатеринбург: Учебная книга, 2007. - 232 с.
____________________________
Аскарова В.Я. Концепция российского читателя : из XX в XXI век / В.Я. Аскарова // Чтение : Проблемы поддержки и развития : сб. статей. - М., 2004. - С. 6-13.
Бородина В. Чтение вот лучшее учение / В. Бородина // Библиотечная газета. - 2006. - № 29. - С. 3. - (Акмеологическая технология читательского развития «ЛУЧ»).
Бородина В. Преодолеть хаос стихийности: самоценность чтения в формировании личности / В. Бородина // Бибилотечное дело. - 2007. - № 5. - С. 34-37. - (Чтение).
Брозо У. Дж. Как заинтересовать юных читателей информационным текстом? / Уильям Дж. Брозо, Кристин М. Кало // Библиотека в школе. - 2007. - 16-31 авг. - С. 25-26.
Бубекина Н.В. Чтение о чтении: обзор статей журнала «Школьная библиотека» о проблемах чтения / Н.В. Бубекина // Школьная библиотека. - 2007. - № 3. - С. 23-26.
Ванюшова Н. Как разрезать «слоеный пирог»? / Н. Ванюшова // Библиотечная газета. - 2007. - № 4. - С. 3.
Громова О. Подиум-дискуссия : на примере семинара для классных руководителей в гимназии № 5 г. Сергиева Посада Моск. обл. / О. Громова // Дискуссионные формы работы в библиотеке. - М., 2005. - С. 24-28.
Коптяева Е.Н. Сражение книгочеев / Е.Н. Коптяева // Библиотека в школе. - 2008. - № 16-29 февр. - С. 13-15. - (Работа с читателями. Картотека опыта).
Кузьмин Е. Национальная программа поддержки и развития чтения намного сложнее и шире, чем пропаганда художественной литературы: предисловие к печатному изданию Программы / Е. Кузьмин // Библиотека в школе. - 2007. - 16-30 апреля. - С. 2. - (Библиотечное дело. Наши документы).
Курочкина Л. Физики и лирики эпохи Грина : как ускорить вхождение подростка в книжную культуру / Л. Курочкина, Н. Кобелева // Библиотечная газета. - 2007. - № 31. - С. 9. - (Творческие объединения).
Маслакова М.Н. Время читать вдумчиво / М.Н. Маслакова // Новая библиотека. - 2008. - № 5. - С. 26-29.
Национальная программа поддержки и развития чтения: (проект) / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Российский книжный союз // Школьная библиотека. - 2006. - № 9. - 10. - С. 20-43. - (Читаем официальные документы).
Плохотник Т.М. Кризис чтения или смена модели? : особенности библиотечного обслуживания в закрытом городе / Т.М. Плохотник // Библиотечное дело. - 2008. - № 22. - С. 39-42. - (Детские библиотеки).
Рудишина Т. Вслушиваясь в слово : литературно-педагогические чтения / Т. Рудишина // Библиотека в школе. - 2007. - 16-31 март. (№6). - С. 10-13. - (Картотека опыта).
Тихомирова И.И. Библиотека или ИДЦ? : И гусем перестал быть и птицей не стал / И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2006. - № 11. - С. 20. - (Реформа).
Тихомирова И. Московская конференция и программа «Чтение» / И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2006. - № 7. - С. 47-52.
Тихомирова И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышение уровня грамотности? / И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2006. - № 10. - С. 11-20.
Тихомирова И. Свободное и обязательное чтение: конфликт и/или диалог? / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2006. - № 7. - С. 75-79. - (Культура чтения).
Тихомирова И. О развитии творческого чтения в России: к истории вопроса / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - № 1. - С. 68-76. - (Культура чтения).
Филиппова Т. С чего начинается чтение? / Т. Филиппова // Библиотечное дело. - 2008. - № 13. - С. 1.
Чаусова С.А Для чего люди читают? : громкое чтение как форма воспитания вдумчивого читателя / С.А. Чаусова // Библиотека в школе. - 2009. - 1-15 янв. (№1). - С. 9-18. - (Работа с читателями. Курс молодого бойца).
Яковец В. «В компьютере - новости, в книге - жизнь» / В. Яковец // Библиотечная газета. - 2006. - № 26. - С.2. - (Территория чтения).
Актуально!! И правдиво, остро по-пальгуевски!
Интересно Вас читать
Марина
Чтение - феномен
Продолжение комментария Андреевой Ю.Ф.
От единомышленника