Пальгуева Г.М. Мотивационно-целевые аспекты поддержки и развития чтения на современном этапе

Пальгуева Галина Михайловна,

зам.директора по научно-методической работе

Нижегородской областной детской библиотеки,

г. Нижний Новгород

Мотивационно-целевые аспекты поддержки и развития чтения на современном этапе

Тема чтения - на слуху, она стала модной. Президент обозначил проблему, государство начинает подключаться, СМИ более охотно признают ее в качестве информационного повода.

Конечно, неплохо, что сегодня мы навалились уже практически всем миром.

В то же время, в профессиональном сообществе возникают мнения, что сегодня государство решает только проблему информатизации и обеспечения свободного доступа к информации.

Значимость информатизации и новых технологий несомненна, они позволяют библиотекам быть конкурентноспособными на рынке информационных услуг. Более того, грамотное использование возможностей информатизации увеличивает эффективность продвижения чтения, создания и поддержки позитивного имиджа чтения.

Вместе с тем, настает момент, когда не плохо бы уточнить термины и развести эти понятия: информатизация и чтение. Развести, не для того чтобы разделить, а для того, чтобы понять, в чем они могут дополнить друг друга, не подменяя друг друга и не вытесняя друг друга.

Сама по себе информатизация - это гораздо проще, поскольку данное понятие у многих зачастую ассоциируется с компьютеризацией, т.е. с количеством компьютеров в библиотеке, с использованием Интернета, получением полезных прикладных знаний

Между тем, информатизация не решает проблему собственно чтения, чтения, как работу души, формирования нравственных ценностей.

Более того, многие по-настоящему серьезные проблемы чтения, оказались в тени шумной, внешне привлекательной информатизации, стали снова невидимыми и ... снова не решаются. Имеются опасения, что информатизация упрощает и размывает понятие художественных ценностей, подменяет восприятие слова как искусства, простым потреблением утилитарных сведений, фактов, знаний, «насаждает идеологию наслаждения потреблением и даже становится статусным продуктом»[1][i].

Вместе с тем, сам термин «чтение» трактуется по-разному, и многие уже не рассматривают его как доминанту в шкале мировоззренческих ценностей, а словосочетания «кризис чтения», «проблемы чтения» от частого в последнее время употребления становятся проходными, сохраняя в основном свою внешнюю, не всем четко понятную оболочку. Утверждение «дети не читают» понимается учителями и родителями, а следом и журналистами иногда очень упрощенно: не берут книги в руки, не прочитывают тексты, заданные в школе по программе, значит не читают..

На сегодняшний день просто необходимо внедрить в общественное сознание базовое понятие чтения, помочь населению понять, в чем заключаются мотивы и цель чтения для всех вместе и для каждого в отдельности.

Прежде всего, стоит определиться с этим самим библиотекарям, потому, что в большинстве библиотечных программ продвижения, поддержки чтения не всегда ясно обозначено какова конечная цель подобных программ, для чего, собственно, нужно читать и продвигать чтение. А нам необходимо видеть четкую структуру всей проблемы чтения и представлять систему управления популяризацией чтения. (т. е. иметь в виду, что этой структурой можно управлять) Для прояснения ситуации, очень важно понимание того, что у каждого свой читательский опыт и свое представление о чтении. Кроме того, нужно отдавать себе отчет, что в среде, занимающихся чтением профессионально, с давних пор «существуют барьеры между «физиками» - представителями школ рационального чтения и «лириками» специалистами по чтению художественной литературы»[2][ii]. Тем более следует вернуться к существующим значениям термина чтения.

Для удобства разговора можно выделить несколько определений, которые в свою очередь условно обозначить как европейское и российское понимание.

Чтение - навык (привычка, тренировка, запоминание), работа с печатным текстом. Это - западное определение. Его приверженцы, в том числе и у нас решают в основном проблему грамотного функционального чтения как совокупности знаний и навыков, позволяющих отбирать, понимать, организовывать информацию. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО, НО ЭТО - ВСЕГО ЛИШЬ - БАЗА, ОСНОВА для дальнейшего обучения, а ЧТО ДАЛЬШЕ?

Российское определение чтения, основанное на духовно-нравственных традициях, не отрицая базовых умений и навыков грамотности, формулирует термин несколько иначе.

Чтение - это творческое воссоздание написанного, общение с автором через систему художественных средств, это - искусство слова, умение видеть за словом - образ. (И.И. Тихомирова) Это создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. (Н. Рубакин)

Таким образом, в зависимости от того с какой целью и по каким мотивам люди обращаются к чтению, можно остановиться на двух параллельных парадигмах.

  • Чтение как функциональная грамотность - есть потребление информации. Навыки такого чтения более всего необходимы для работы с научной литературой, для пополнения знаний, развития логики. Тут есть с чем поработать «физикам» - такое чтение должно быть рациональным.
  • Чтение как творчество - есть духовный процесс формирования личностных характеристик сознания, самосоздание мыслеобразов, жизненных ценностей под влиянием художественной литературы. Это поле деятельности для «лириков»

В любом случае процесс чтения можно и нужно рассматривать как развивающую функцию. Попробуем сравнить мотивы и цели развития информационного и творческого чтения. При этом следует иметь в виду, что развиваться необходимо и читателю, и библиотеке, и библиотекарю, и процессы эти протекают гораздо сложнее, чем они здесь представлены.

Как должен развиваться читатель? В первую очередь в направлении формирования читающего образа жизни. При таком понимании информационное и творческое чтение может быть для человека неразделимым, хотя на практике мы чаще всего наблюдаем их параллельное непересекающееся течение.

I. Информационное чтение

II.Творческое чтение

ЦЕЛЬ читателей

Овладеть навыками (техникой ) чтения

Получить информацию (знания)

Обогатить чувства, мысли

Получить опыт нравственного развития

Читательское развитие

Читательская компетентность

Анализ информации

Обобщение информации.

Формулирование выводов.

Анализ и оценка элементов текста

Интерпретация текстов

Культура восприятия словообразов

Постижение писательского замысла

Рефлексия эмоций (новое в известном)

Отражение читаемого в сознании

Удовольствие от процесса чтения

Разгадка скрытого в системе х/средств

Мотивация

Знания и дальнейшее обучение

Достижение карьерных успехов

Общение, укрепление духа,

нравственности, ментальности

Как должны развиваться библиотека и библиотекарь? Сегодня необходимо сосредоточить свои усилия на идее библиоцентризма, когда библиотека и библиотекарь находятся в центре связки: школа, семья, общество.

ЦЕЛЬ функционирования библиотеки:

  • Привлечение в библиотеку новых пользователей; (в связи с компьютеризацией библиотеки теряют пользователей из числа молодежи и социально-активного населения);
  • Формирование базы качественной и полной информации;
  • Приближение информации к читателю;
  • Привлечение внимания к библиотекам со стороны организаций, партеров и спонсоров, влияющих на развитие библиотеки.

МОТИВАЦИЯ - осуществление принятой на себя Миссии.

В качестве одного из аспектов можно рассмотреть ответ на вопрос: что мы на самом деле хотим? Чтобы дети просто потребляли информацию, читали хоть что-нибудь, или читали только лучшее?

В свете сказанного можно понять, что в основе поддержки и продвижения чтения лежат две парадигмы: ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И КОММУНИКАЦИОННАЯ.

Нет сомнения в том, что просветительскую парадигму формирует информационное, деловое чтение как способ получения знаний о внешней картине мира, окружающего человека. В этом случае библиотеке достаточно помочь потребителю быстро и четко найти нужную информацию.

Коммуникационная функция библиотеки немыслима без художественной литературы, исследующей внутренние миры человека, его желания и мотивы поступков. Для этого необходимо общение, встречи читателей с хорошей книгой, с писателями и читающими библиотекарями.

Сегодня библиотекарям необходимо разделить эти понятия, видеть разницу между ними, для того, чтобы потом снова соединить в инфраструктуру популяризации чтения. Каковы системообразующие факторы названной структуры? В их число входят:

  • Точка опоры: исследования, изучение картины внутреннего и внешнего мира ребенка, информационных потребностей.
  • Правовое поле существования библиотеки и читателя
  • Кадры решают все. Профессиональное самосознание.

- творческие лаборатории

- деловые игры

- семинары-тренинги.

  • Позиционирование библиотеки в сфере информационных услуг. Реклама, в т.ч. социальная.
  • Продвижение идеи чтения.
  • Центры поддержки чтения.
  • БСЧ (модельные, специализированные библиотеки)
  • Ассоциации читающих семей
  • Акции, Фестивали, Конкурсы.
  • Развивающее и развивающееся чтение.

Психологами и педагогами установлено, - если дети не проходят этапа читательского развития, то дальше как читатель человек не развивается. Говоря о развивающем чтении, нам нужно говорить сегодня о том, что основные силы должны быть сосредоточены на детях. Вместе с тем, один из системных показателей кризиса чтения заключается в том, что не читают современные родители, поэтому, скорее всего, начинать надо ОДНОВРЕМЕННО и с детей, и с родителей, делая упор на коммуникационную парадигму.

Основные направления работы с родителями: привить понимание значимости, осведомленность и умение отбирать качественную художественную литературу, формировать умение читать вслух, обсуждать с детьми прочитанное. МОТИВ для работы: дети должны быть лучше нас. Мы - будущее наших детей. Будем читать мы - будут читать дети, будет читать нация. Анализ опыта работы библиотек России показывает, что библиотекари используют:

  • Конкурс плакатов на тему: «семья читает». Развешены по всему городу;
  • Акция: Любимая книга города ...;
  • Дискуссии в СМИ: за и против ...;
  • Рекламная продукция в СМИ, на улице, в аптеке, бане, роддоме, магазине...;
  • Издательская продукция серии: Читатель рекомендует читателю;
  • Практикумы по читательскому (акмеологическому) развитию для взрослых и детей;
  • Родительские книжные Всеобучи;
  • Семейные праздники чтения.

С детьми главным направлением может стать развивающее, думающее чтение. Как показывает практика российских библиотек, библиотекарям не чужды позиции, связанные с качеством чтения и влияния чтения на духовное развитие. Стратегия работы: создавать и развивать пространство для чтения не только в детской библиотеке, но и вокруг нее.

  • Программы развития чтения. Здесь много интереных находок: дебаты юных читателей, читатели рекламирую книгу и библиотеку, собирают отзывы, рецензии на книгии передают в СМИ. Совместно с книжными магазинами проводятся конкуры, на лучший рассказ о книге, чей рассказ возьмут в магазин для рекламы - тому подарки;
  • Подиум-дискуссии. Свободное общение
  • Проект «Чтение-дарение» Комментированные чтения с обсуждением, выставки, закладки, буклеты с мнением библиотекарей о любимых книгах, (и не любимых - для дискуссии)
  • Психологический тренинг для читателей: «Мир детства - тайный и простой». Схема: читают, играют (в т.ч. в подвижные игры), учатся рассказывать, создавать словесные картины прочитанного, фантазировать, слушать друг друга.
  • Творческий дебют читателя «Я - талантлив» (домашний театр, хобби). Цели: повышение самооценки, моральное удовлетворение, уверенность в своих силах, раскрепощение, снятие комплексов.
  • Акция «С книжкой на скамейке» На людном месте в одно и то же время устраивается чтение вслух. Предварительная реклама, соответствующим образом оформленное (огороженное) рекламными щитами место.
  • «День апельсина» Веселое театральное представление, игра-кутерьма. Совместно с родителями. Обмен игрушками и книжками, в подарок - апельсин.
  • Библиотечно-читательский конкурс-марафон «Самая-Самая..» Приносят книги для выставки и библиотекари, и дети. Основные номинации: «Самая Первая» (№1 в б-ке), ...толстая, ...тонкая, ...тяжелая, ...маленькая, ...старая, ...ценная, ...зачитанная, ...несчастная (рваная), ... с фокусом, ...лаконичная, ... вкусная (испорченная читателями или погрызенная мышами), ...продолжающаяся (о волшебной стране), ...многочисленная (самая большая зкземплярность в библиотеке.) По итогам - встреча разных поколений библиотекарей и читателей «Книга плюс Я»
  • Детское читательское жюри: присвоение книге знака «Нравится детям ...». Создать, утвердить, разработать церемонию и все это вместе с детьми. 1 этап - представление на ЗНАК, 2- й этап открытая дискуссия, голосование, 3-й праздник победителей.

Резюмируя сказанное о целях и мотивах чтения, можно вспомнить пушкинский афоризм «Чтение - вот лучшее учение». В нем соединились понятия информационного и творческого чтения. Почему же в нашей реальности они не всегда идут в одной упряжке?

Возможно, причина, в том, что обучив в начальной школе технике чтения, дальше почти никто не развивает ни умение работать с текстом и эффективно его использовать. У родителей, библиотекарей и читателей никто не воспитывает желание обогащать палитру чувств и эмоций, необходимых для приобщения к вечным человеческим, жизненным ценностям. И не получается у нас ни информационного, ни творческого чтения.

Библиотечное сообщество, первым осознав причины и следствия кризиса чтения, находит выход в создании различных программ популяризации чтения. Но, к сожалению, как отмечали участники совещания директоров областных детских библиотек (2007г), разрабатываемые программы чтения: на государственном, региональном, районном уровне либо абстрактны - вне времени и пространства и вне социума, либо несут в себе значительные противоречия.

Первая концепция программы «Чтение», составленная Российским книжным союзом, называлась: «Программа поддержки чтения в России как приоритетного направления в области культуры». Она была привязана к культуре, и это было многообещающе. В печати она появилась под другим названием: «Программа поддержки чтения и грамотности в России», то есть все сведено только к технике чтения, функциональной грамотности.

Сегодня можно увидеть, что разрабатывают собственные программы обучения чтению даже социологи и психологи, чаще всего они основаны на той же технике чтения. Библиотекари зачастую увлекшись только информационной составляющей своей работы, забывают о чтении как образе жизни. Между тем, для того, чтобы население поддержало ту или иную программу оно должно понимать самоценность чтения безотносительно к его утилитарной пользе.

Большинство существующих программ нацелено на превращение библиотеки в интеллектуально-досуговый центр, а это размывает природную сущность библиотеки - как учреждения книги и распространения чтения

К сожалению, здесь можно говорить не столько о вине, сколько о беде библиотекарей, поскольку они часто остаются один на один с проблемой. Ни в одной государственной программе нет вопроса о возрождении журнала «Детская литература» как журнала критики детской литературы, детских государственных издательств, которые гарантировали бы издание настоящей качественной литературы по доступным ценам.

На встрече В.В. Путина с литераторами львиную долю общения заняло не обсуждение падения общей культуры и озвученного премьером факта, что 40% наших соотечественников не читают, а вопросов собственного выживания, привилегированного финансирования писателей. Сорок процентов не читающих не взволновали, а уж до вопроса о качестве чтения тем более руки не дощли.

Что ж вернемся к нашим проблемам. Одна из них государственная - подготовка кадров. Профессиональное обучение сегодня - это подготовка специалистов-информатизаторов. Да, они нужны, Но нужны также и библиотекари, владеющие методикой обучения и развития чтения. Сегодня осталась всего две кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми. Остро стоит вопрос формирования профессионального самосознания библиотекаря, в особенности, детского библиотекаря.

Мы говорим о процессе чтения, но владеют ли библиотекари методикой чтения? Не всегда, поскольку увеличилось количество случайных людей в библиотеке, не стремящихся к профессиональному развитию. Родители владеют методикой чтения? Нет. Учителя владеют? Вопрос можно оставить открытым.

Не изучается качество чтения, уходит термин «культура чтения», а, ведь, это не одно и то же с «читательской компетентностью».

Сегодня назрела проблема изучения детского чтения, но у нас нет никакого научно-исследовательского института или центра. На библиотеку могут быть возложены и исследовательские функции, она может стать центром гуманистической экспертизы. Для этого неплохо бы в государственных программах и стандартах четко обозначить место и роль библиотеки, школьной и детской как организаторов, популяризаторов, исследователей чтения детей и родителей. Между тем в национальной программе чтения отдельной строкой вопрос о детской библиотеке вообще не прописан нигде.

И все-таки, несмотря на все проблемы, мы уже можем сказать, что усилия библиотеки и библиотекарей направленные на позиционирование себя как социального института, не пропадают. Более того, библиотеки достигают в этом направлении немалых успехов. Но хотелось бы, чтобы и общество, и самим библиотекари не забывали, что обладание информацией само по себе не делает человека духовно богатым, таковым его может сделать чтение художественной литературы - хранилище лучших мыслей и ценностей человечества.


[1] Басов С. Воспоминание о будущем, или Страшная информационная сказа // Библиотечное дело.- № 6. - 2008.- С. 15-16

[2] Бородина В. «Физики» и «лирики» вновь спорят? // Библиотека.- 1998.- № 8.- С. 59-61.



Список использованной литературы

Бородина В.А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении / В.А. Бородина. - М.: Школьная библиотека, 2006.

Пеннак Д. Как роман : эссе / Даниель Пеннак; пер. с фр. Н. Шаховской. - М.: Самокат, 2006. - 196 с. - Перевод изд.: Comme un roman / Daniel Pennak. - Paris, 1992.

Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / сост. В.Я. Аскарова. - М.: МЦБС, 2007. - 272 с.

Тимофеева И.Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением / И.Н. Тимофеева. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. - 408 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып. 1-2: приложение к журналу «Школьная библиотека»).

Человек и информация. Информационно-библиографическое обеспечение учебной деятельности: учеб. пособие для основной и сред. шк. / М.В. Ивашина, А.Г. Гейн, О.В. Брюхова [и др.]; под ред. А.Г. Гейна, Н.С. Сулимовой. - Екатеринбург: Учебная книга, 2007. - 232 с.

____________________________

Аскарова В.Я. Концепция российского читателя : из XX в XXI век / В.Я. Аскарова // Чтение : Проблемы поддержки и развития : сб. статей. - М., 2004. - С. 6-13.

Бородина В. Чтение вот лучшее учение / В. Бородина // Библиотечная газета. - 2006. - № 29. - С. 3. - (Акмеологическая технология читательского развития «ЛУЧ»).

Бородина В. Преодолеть хаос стихийности: самоценность чтения в формировании личности / В. Бородина // Бибилотечное дело. - 2007. - № 5. - С. 34-37. - (Чтение).

Брозо У. Дж. Как заинтересовать юных читателей информационным текстом? / Уильям Дж. Брозо, Кристин М. Кало // Библиотека в школе. - 2007. - 16-31 авг. - С. 25-26.

Бубекина Н.В. Чтение о чтении: обзор статей журнала «Школьная библиотека» о проблемах чтения / Н.В. Бубекина // Школьная библиотека. - 2007. - № 3. - С. 23-26.

Ванюшова Н. Как разрезать «слоеный пирог»? / Н. Ванюшова // Библиотечная газета. - 2007. - № 4. - С. 3.

Громова О. Подиум-дискуссия : на примере семинара для классных руководителей в гимназии № 5 г. Сергиева Посада Моск. обл. / О. Громова // Дискуссионные формы работы в библиотеке. - М., 2005. - С. 24-28.

Коптяева Е.Н. Сражение книгочеев / Е.Н. Коптяева // Библиотека в школе. - 2008. - № 16-29 февр. - С. 13-15. - (Работа с читателями. Картотека опыта).

Кузьмин Е. Национальная программа поддержки и развития чтения намного сложнее и шире, чем пропаганда художественной литературы: предисловие к печатному изданию Программы / Е. Кузьмин // Библиотека в школе. - 2007. - 16-30 апреля. - С. 2. - (Библиотечное дело. Наши документы).

Курочкина Л. Физики и лирики эпохи Грина : как ускорить вхождение подростка в книжную культуру / Л. Курочкина, Н. Кобелева // Библиотечная газета. - 2007. - № 31. - С. 9. - (Творческие объединения).

Маслакова М.Н. Время читать вдумчиво / М.Н. Маслакова // Новая библиотека. - 2008. - № 5. - С. 26-29.

Национальная программа поддержки и развития чтения: (проект) / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Российский книжный союз // Школьная библиотека. - 2006. - № 9. - 10. - С. 20-43. - (Читаем официальные документы).

Плохотник Т.М. Кризис чтения или смена модели? : особенности библиотечного обслуживания в закрытом городе / Т.М. Плохотник // Библиотечное дело. - 2008. - № 22. - С. 39-42. - (Детские библиотеки).

Рудишина Т. Вслушиваясь в слово : литературно-педагогические чтения / Т. Рудишина // Библиотека в школе. - 2007. - 16-31 март. (№6). - С. 10-13. - (Картотека опыта).

Тихомирова И.И. Библиотека или ИДЦ? : И гусем перестал быть и птицей не стал / И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2006. - № 11. - С. 20. - (Реформа).

Тихомирова И. Московская конференция и программа «Чтение» / И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2006. - № 7. - С. 47-52.

Тихомирова И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышение уровня грамотности? / И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2006. - № 10. - С. 11-20.

Тихомирова И. Свободное и обязательное чтение: конфликт и/или диалог? / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2006. - № 7. - С. 75-79. - (Культура чтения).

Тихомирова И. О развитии творческого чтения в России: к истории вопроса / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - № 1. - С. 68-76. - (Культура чтения).

Филиппова Т. С чего начинается чтение? / Т. Филиппова // Библиотечное дело. - 2008. - № 13. - С. 1.

Чаусова С.А Для чего люди читают? : громкое чтение как форма воспитания вдумчивого читателя / С.А. Чаусова // Библиотека в школе. - 2009. - 1-15 янв. (№1). - С. 9-18. - (Работа с читателями. Курс молодого бойца).

Яковец В. «В компьютере - новости, в книге - жизнь» / В. Яковец // Библиотечная газета. - 2006. - № 26. - С.2. - (Территория чтения).

Актуально!! И правдиво, остро по-пальгуевски!

Уважаемая Галина Михайловна! Спасибо за умение остро ставить наши насущные проблемы и рассматривать их через незамутненное увеличительное стекло. Галина Семеновна.

Интересно Вас читать

Ну о-о-очень умная статья , Галина Михайловна. Любите Вы глубоко рыть. Прочла с удовольствием, отмечая Вашу страсть к систематизации и упорядочиванию всяких знаний. Восхищаясь глубиной трактовки проблем,тем не менее кое-какие вопросы понимаю иначе. Прежде всего, что касается информационного и творческого чтения. Здесь мне ближе позиция Н.Н. Сметанниковой (Стратегиальный подход к чтению). Инф. и творч. чтение различаются лишь (фазами) стадиями чтения:1.репродукция, 2.интерпретация, 3.рефлексия. ПРи информационном-включается 1-я и в лучшем случае, 2-я. При творческом обязательны все 3. Одни и познавательную литературу будут читать на уровне создания собственных мыслей и "проживания" тех или иных чувств (художественные образы здесь не обязательны). А другие и художественную литературу прочтут на уровне только фабулы. Творческим чтение становится, когда включены все три стадии, независмо от того ЧТО читает человек. Здесь важно КАК он читает.М.В. Ивашина

Марина

Марина Вячеславовна, с Вами трудно не согласиться, тем более, что я как раз не противопоставляю информационное и творческое чтение. А препарирую их для того только, чтобы высветить некие опорные точки сближения. Для меня эти точки сигнализируют, что информационное чтение - это база, основа для рефлексии, т.е. творческого чтения. Я все это упростила до схемы, чтобы было видно: нельзя останавливаться только на информационном чтении (репродукция, в лучшем случае - интерпретация) Конечно, важно КАК человек читает, а из чего состоит это КАК? И как показать библиотекарю необходимость не удовлетворяться тем, что ребенок проглотил текст из книги или компа,(пусть читают хоть что-нибудь - часто же такое говорят), а сподвигнуть(соблазнить,увлечь...), достичь вместе с ним и с его согласия, разумеется, стадии рефлексии. В ответе на комментарий Ю.Ф. Андреевой я назвала эти два вида чтения катамараном, в том смысле, что одно без другого не даст нужной устойчивости, а лучше сказать гармонизации чтения. С уважением: "больно умный студент из Харькова" (по Жванецкому), она же ПГМ.

Чтение - феномен

Или терра-инкогнита? Юлия Федоровна, спасибо Вам за комментарий и добрые слова в мой адрес. Мне очень импонирует мысль В.А. Бородиной, о том, что чтение нужно рассматривать как парадигму междисциплинарную. Я попыталась прояснить прежде всего для себя онтогенез этого емкого явления, выстроив некую схему. Как всякая схема, она имеет плюсы и минусы,и в чем-то уязвима, но мне, по крайней мере, стало понятнее, что информационное и творческое чтение (названия условные) - это не две противоположности и не две стороны медали и даже не два лика Януса и не физики и лирики, и не две стороны луны, которые никогда друг друга не увидят - это два кита, это катамаран (весьма устойчивое судно с двумя носами), которые могут плыть вместе в одном направлении и вывезти и сохранить наши ценности. Ну а соединительный мостик - это библиотекарь? Хотелось бы поговорить и на эту тему. ПГМ

Продолжение комментария Андреевой Ю.Ф.

Уважаемая Галина Михайловна! Вы совершенно верно подметили, что чтение как феномен может рассматриваться на основе различных исходных позиций или парадигм (коммуникативной; креативной; кибернетической, трактующей чтение лишь как специализированную систему приема информации, и др.). Полностью согласна с тем, что для России характерен аксиологический подход к проблематике чтения, ставящий во главу угла его включенность в систему ценностей. Как "лирик" могу сказать: "Дай Бог, чтобы эта установка сохранилась". Отмечу, что в Вашей статье нет узости. Вы напоминаете нам - неисправимо "лиричным" субъектам, что не стоит забывать и о технологических аспектах чтения. Спасибо. С уважением, Андреева Юлия Федоровна

От единомышленника

Браво, Галина Михайловна! Крайне удивлена, что нет комментариев к вашему докладу. Прочитала и ахнула, какая же Вы умница (простите за фамильярность). Обязательно перечитаю еще раз и выскажусь более подробно. С благодарностью, Андреева Юлия Федоровна (Отрадненская городская библиотека, Ленинградская обл.)
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"