
Хрептович З.В. Диалоги с читателями (Фрагменты дневника библиотекаря)
Хрептович Злата Вячеславовна,
главный библиотекарь,
Свердловская Областная библиотека
для детей и юношества, г. Екатеринбург
Диалоги с читателями
Фрагменты дневника библиотекаря
О чтении
Учитель: Ничего не читают, им все неинтересно. Заставить не могу прочитать «Вишневый сад», «Всадник без головы», «Последний из могикан». Им ничего неинтересно. А родители! Их надо слышать!
Мама: Я никогда не читала, и моя дочь не будет читать. Мы и так богато живем, еще время на чтение тратить, деньги надо зарабатывать.
Папа: Дочь не любит читать. Не могу заставить.
Библиотекарь: Современный подросток порой не понимает, что его ждут большие перемены и многочисленные испытания. Жизнь и поведение его в это время непредсказуемо.В этот период подросток сам делает вывод, чем ему заниматься, многие перестают принимать чтение как любимое занятие, как творчество, рассматривая его как только средство получения образования. Но читающий подросток осознает, что необходимо читать, чтобы идти в ногу со временем, чтобы в будущем самостоятельно решать жизненные проблемы и не зависеть ни от кого. Подросткам нравится современная литература без нравоучений, без ложного пафоса. Им хотелось бы видеть героя книги сильным, преодолевающим все преграды. Они хотят обсуждать свои проблемы, ставить вопросы, которые нужно решать здесь и сейчас, а готовые ответы на эти вопросы им не нужны. Подростки хотят спорить, обсуждать, драться за свою правоту. Им хочется прочесть книги о себе, понять, как решают типичные проблемы их ровесники.
Учитель: Хорошо бы им предложить книги о подростках и для подростков.
Библиотекарь: Можно их познакомить с книгами Жаклин Уилсон, вышедшими в издательстве «Росмэн»
Ж. Уилсон - чрезвычайно популярная в Великобритании писательница. Многие годы она пишет о девочках и для девочек. Ее именем - «Джекки» - назван один из самых популярных в Англии девчачьих журналов, где давным - давно начала свою творческую карьеру будущая властительница дум.
Учитель: у нас в субботу девичник, пожалуйста, представьте книги Жаклин Уилсон.
Раздумья читателей после прочтения книг Жаклин Уилсон.7класс
- Книги Жаклин Уилсон мне близки, потому что они о моих чувствах и переживаниях.
- Жаклин умеет мечтать и фантазировать.
- Я, как фиалка, одинока, правда, я делаю вид, что у меня все хорошо. Я выдумала свою страну, где живут принцы и принцессы.
- Я прочитала книгу Жаклин Уилсон «Разрисованная мама» и не могу представить свою маму такой.
- Девочки ищут любовь, так и надо делать, а то останешься один на свете.
- И необязательно быть красивой и модной, главное быть самой собой.
- У нас в классе тоже есть плохие девочки, они могут предать, выдать твои тайны. Я считаю, что никому не надо доверять своих секретов.
- «Девочка в поисках любви» - это первая книга в жизни, которая мне понравилась.
- Девочки в книгах Жаклин Уилсон - такие же, как я, как мои подруги. У нас все не так, как в Англии, там родители пытаются понять своих детей, дома с ними беседуют, дети доверяют родителям свои тайны. Даже удивительно! А мои родители всегда куда - то торопятся, им не до меня.
Девять причин прочитать книги Жаклин Уилсон. Реклама книг
-Ее героини - девочки - девятиклассницы...
- Ты узнаешь все их тайны...
- Ты сможешь сравнить, одинаковые ли у вас вкусы, желания, мечты...
-И посмеяться над самыми нелепыми моментами в их жизни...и даже поплакать.
- А, главное, ты узнаешь много нового о мальчиках...
- Супер - шанс читать книгу Жаклин Уилсон «Полночь». Не пожалеешь! Может быть, будет немного страшно!
- Попадешь в сложные ситуации, выберешься из них чудом!
-Я знаю, тебя никто не понимает, меня тоже.
- В жизни происходит столько удивительных событий! И ни об одном из них нельзя рассказать родителям! Но тебе совет и не один! Читай книгу Жаклин Уилсон «Девочки гуляют допоздна»!
Семейное чтение
Библиотекарь: от этих слов веет домашним уютом конца 19 начала 20 века. ...Веранды, качели, чай для домочадцев одновременно, неторопливая размеренность жизни. Вспоминаются слова А. Толстого о детстве: «Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа. Отчим читал вслух Н. А. Некрасова, Льва Толстого. Моя мать, слушая, вязала чулок, я рисовал.
Никакие случайности не могли нарушить тишину. Все ушло в прошлое...
Мы живем в другом мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер.
А богатой наша душа, как и душа наших детей, может стать только от общения с добрыми людьми и хорошей книгой.
Размышляем над книгой А. Толстого «Детство Никиты». 3 класс
- Это было в 19 веке.
- Нет в начале 20 века.
- Родители Никиты были рабочими.
- Нет, они были дворянами, у них кареты, лошади, дворовые, свои крестьяне.
- Красиво описывается природа: узоры на окнах, снег белый, чистый.
- Я утром встаю, одеваюсь, умываюсь и иду в столовую, а там меня ждет мама, она целует меня, как мама целовала Никиту.
- Мне бы хотелось жить в деревне, играть, как Никита, чувствовать, переживать, как он.
- Это невозможно, переживать, как он, каждый переживает по- своему.
- Подарки Никите не дарят, как нам, папа Никиты хочет, чтобы он стал сильным, бесстрашным, физически здоровым.
-Ему подарили коня Клопика, а мне дарят обычные подарки: сотовый, диски.
- у Никиты хороший учитель, только он загадочный.
- Наша семья похожа на семью Никиты: все там было спокойно, все шло своим чередом, никто не кричал, не возмущался.
Сейчас много в жизни изменилось: жизнь стала какой- то быстрой, не успеешь оглянуться, уже вечер и спать ложиться надо.
- А мне понравилось, как праздновали рождество: украшение елки, игрушки делали дети сами, и все было таинственно, когда взошла звезда, открыли дверь в зал, где стояла елка, там зажглись тысячи свечей и подарки как- то забылись. Дети были очарованы.
-Эта повесть таинственная, там есть загадочная комната, где никто не живет, только один несчастный предок на портрете, очень худой и бледный, очень хрупкий. У него была несчастная любовь, и он очень страдал.
-Никита похож на нас, а вот девочка Лиля не такая, как наши девочки из класса, она скромная, очень красивая, какая - то вся воздушная.
Мое мнение. Размышляем над книгой
Аники Тор « Остров в море»
- Эта книга заставляет нас задуматься над прошлым, настоящим и будущим.
- «Остров в море» можно было бы так назвать «Остров в мире» - это больше, чем история немецкой девочки, которую спасла шведская семья. Это взгляд на большой мир, куда попадает оторванный от семьи ребенок.
- Штеффи мгногое непонятно в окружающих ее людях: они не только одеты по-другому, у них другая пища, они молятся богу, в которого не верят, они скупы на слова и чувства.
-Мне эта книга напоминает книгу Анны Франк «Дневник», а также книгу
Л. Воронковой « Девочка из города», но эта книга глубже.
Автор проникся чувствами и переживаниями этой мужественной девочки.
- Мне близок образ Штеффи. У меня в жизни тоже случаются моменты, когда мне не хочется жить, но разве мою жизнь можно сравнить с жизнью Штеффи.
Неизвестный Гайдар? Точка зрения
- Книги Гайдара устарели, их неинтересно читать, читал только потому, что задали в школе.
- Мне Гайдар известен, его герои вызывают у меня сочувствие, его книги учат добру, если бы я встретил Гайдара, я попросил бы у него автограф.
- Я бы хотел дружить с Тимуром, но я считаю, что сейчас не может быть тимуровцев, потому, что каждый заботится только о себе.
- В городе тимуровской команды быть не может, только в селе.
- Добрые дела можно делать и сейчас, я бабушке своей помогаю, я тимуровец.
- Такие ребята есть и сейчас, отважные, смелые, умеют постоять за себя.
- Я бы хотел, чтобы Тимур был моим другом, он добрый и серьезный.
- Сейчас бескорыстно, как Тимур никто ничего делать не будет, только за деньги.
- Мы отличаемся от тимуровцев потому что живем в другое время, мы не носим красных тряпочек на шее.
Известный Марк Твен?
-Не представляю, как можно не любить Тома. Он веселый, сообразительный мальчишка, ему неведома скука, потому что ему ничего не стоит придумать какую - нибудь шалость, чтобы скоротать свободное время.
-У него свои представления о зле и добре. В этом мире он чувствует себя легко и свободно, как рыба в воде.
- Мне Том близок тем, что он мечтатель, как и я. А еще он не может без игры, потому что он фантазер.
-А вот моя история о Марке Твене и моем любимом герое Томе Сойере:
Твен наблюдательный художник, тонкий психолог.
А Том стремится к свободе, его влечет неизведанный мир, нетронутая природа Австралии.
А еще Том мне близок тем, что он хитрый мальчик и любит проказничать.
- Том - весельчак, он всегда среди друзей. Он очень впечатлительный. Тонко чувствует природу, может сильно пережить обиду, легко ранимый «черный мститель испанских морей» - так называет себя Том.
- Желание отомстить порождает в нем зло и обиду, жестокость.
- Том- мечтатель, он мечтает о своих героических подвигах в жизни.
- А мне не нравится Том, он очень непослушный, с ним очень трудно. Он ленив и неумен.
- Я хотела бы подружиться с Томом , потому что он озорной, правда его игры слишком грубы, но хотелось бы все - таки с ним общаться . Наверно, его озорство от того, что его обижали.
- Я бы хотел. чтобы все дети прочитали эту книгу.
- Как не любить Тома Сойера, его Марк Твен тоже любил.
- Том современен, из него бы вышел хороший предприниматель, потому что он наделен предприимчивостью, смелостью и воображением.
- Не верится, что на свете есть люди, которые, прочитав эту книгу, назовут ее скучной и неинтересной.
- Том не предает друзей.
- Когда я читал эту книгу, у меня было такое чувство, что эти действия выполняю я, и мне все это представляется.
Книги «Заветной мечты». Особое мнение
Илья Боровиков «Горожане солнца»
-Книга необычна.
-Я никогда не слышала и таких имен, как у героев произведения.
-Необычны и события и поступки героев. Не сразу мне стало все понятно в этой книге, наверное, она для меня оказалась сложной.
-Несмотря на некоторые трудности понимания произведения, я была увлечена описанием событий, которые происходят в повести.
Понять их помогают и необычные иллюстрации.
Они дополняют текст, подсказывают, что хотел сказать автор.
Владимир Поляков «Олух царя небесного»
-Прочитал повесть, что называется на одном дыхании.
Погружаешься в мир человеческих отношений, переживаний, житейских проблем.
- Главный герой, Мишка, вызывает симпатию и уважение, ему сопереживаешь, за него болеешь.
-Хочется, чтобы он непременно достиг своей цели, понимая при этом, что промахи и ошибки в поведении подростка могут стоить ему жизни.
- Отклик в душе находят такие черты характера, как честность, способность анализировать свои поступки, не замыкаться на личном, слышать других, видеть чужую боль.
-После прочтения книги захотелось воспитать в себе отзывчивость, сострадание, а главное, неравнодушие.
Борис Минаев «Детство Левы»
Главная мысль: все жизни разные и каждая хороша по - своему.
Светлана Лаврова «Кошка до вторника»
Под одной обложкой спрятались две сказочных повести, но спрятались они так, понарошку, - кто захочет, тот сразу найдет. А найдя, станет читать, а прочитав, обнаружит в самом конце фотографию автора. И удивится: до чего же автор похож на свои произведения.
Светлана Лаврова «Пираты Настольного моря»
Морские сражения, похищение прекрасной принцессы, настоящий рыцарский турнир - все это сильно захватывает. После каждой главы скорей хочется узнать, что в следующей.
Семейные диалоги
Бабушка: Я очень люблю читать книги, помню, как много лет назад почти каждый день ходила в библиотеку на поиски интересных книг. Плакала над книгой Е. Ильиной «Четвертая высота»
Мама: А я люблю книги Д. Донцовой , все, читаю и ни о чем не думаю, от всего отдыхаю.
Папа Люблю книгу Майн Рида «Всадник без головы». Много раз ее перечитываю. Наша жизнь бедна приключениями, а, читая эту книгу, забываешь обо всем на свете.
Дедушка: Джек Лондон, О. Генри остаются любимыми писателями.
Яша: Моя любимая книга «Старик Хоттабыч». Книга полна встреч, приключений, таинственности.
Семейные раздумья. 4 класс
В гостиной живут самые различные вещи. Одни из них моложе меня, другие же старше.
Вот, например, книжный шкаф достался мне в наследство от прабабушки.
Пахнет он как- то по - особенному. Взрослые говорят, что это всего лишь книжная пыль.
Но я - то знаю, что это запах сказок и приключений, маленьких и больших открытий.
Стоит только отворить дверцу старого шкафа, и ты попадешь совершенно в другой мир! Уже прочитанные книги разговаривают с тобой на правах старых друзей, а еще неизвестные призывают познакомиться, поблескивая разноцветным глянцевым боком.
Мое фортепиано тоже не слишком молодо. Однако, это не мешает ему рождать самые различные звуки.
Эти звуки могут быть громкими и напористыми, резкими и хвастливыми, плавными и тихими.
Фортепиано уводит меня в мир звуков, рожденных великими музыкантами, такими, как Моцарт, Вагнер, Чайковский.
Диалоги с читателями из переписки и разговоров
Пожелание
Читатель: Люблю читать рассказы Чехова Антона Павловича, потому что они короткие. Они и интересные, потому что короткие .
Пусть он и дальше пишет маленькие рассказы, желаю ему здоровья и долгожития.
Грустная сказка о библиотекаре
Читатель: Жил - был библиотекарь, а читателей у него не было. Ему очень хотелось хотя бы одного читателя. Он ждал, ждал его и не дождался.
Написал объявление в бегущую строку:
Библиотекарь без вредных привычек хочет познакомиться с маленьким читателем для совместного общения в библиотеке
Ответа не последовало. А жаль.
Жажда романа
Читатель: Дорогой библиотекарь, я хочу написать книгу о Вас.
Скажите, вы хотели бы вернуться в детство? Я верю в волшебство, а Вы верите? Что Вас заставило стать библиотекарем? Какую музыку вы любите? Где вы бывали летом в отпуске и бывали ли?
Чего вы больше всего боитесь?
Какой у Вас самый любимый писатель детства? Есть ли у Вас чувство юмора? Не надоела ли Вам ваша работа? Круто было бы переписываться и общаться.
Из жизни вампиров
Библиотекарь: Рассматриваем энциклопедию, читаем рассказ о вампирах и, вдруг возникает неожиданная ситуация. Мальчик говорит: « А я вампир».
Спрашиваю: «Почему ты так думаешь?»
Отвечает: Учительница сказала: «Ты у меня всю кровь выпил»
Занимательное краеведение
Библиотекарь: Сочиняя легенду об Урале, мальчик рассказывает: «Жили - были на Урале богатыри, одного звали Билл, а другого Майкл. ...»
Сказочные истории
Библиотекарь: «Почему Иван - царевич такой печальный стоит?» - рассуждает сам с собой ребенок, и сам себе отвечает: «А кому понравится на лягушке жениться!»
«Почему Дюймовочка не хотела выходить замуж за крота, - думает другой и сам себе отвечает: «Потому что он был бизнесменом»
Новое об Александре Сергеевиче.
Библиотекарь: Бывает, читаешь роман «Евгений Онегин» вместе с детьми:
«Как денди лондонский одет и, наконец, увидел свет»
И вдруг они начинают смеяться, слово «денди» для них - приставка к телевизору.
Библиотекарь, обращаясь к читателю: «Хочешь почитать сказки Пушкина?»
«Нет, не хочу», - отвечает читатель, - «я не люблю Пушкина, у меня на столе стоял Пушкин, он был черный, и с тех пор я не люблю Пушкина»
От П.П. Бажова
Библиотекарь читает: «Тот козел особенный, у него на правой передней ножке серебряное копытце. А классе смех. Библиотекарь удивлен. Оказывается слово «козел»у детей ассоциируется совсем не с козликом Серебряное копытце .
О койотах
Читатель: А этот тойота очень злой хищник ...
Из писем Артуру Гиваргизову
-Мне понравилось в Вашей книге все, кроме одного - Вы пишите маленькие рассказы. Желаю здоровья, долголетия.
-Ну, пока, Артур.
-Интересно героев описываете. А почему как-то не с начала начинаете. Вопросов пока нет. Желательно юмора добавить.
- Мне кажется, что рассказы будут веселее когда Сережка и Сереберцева попадут в лес и долго - долго будут выбираться оттуда. В ваших рассказах нет сюжета.
- Я верю в волшебство, а вы верите?
Моему другу
Прочитай Гарри Поттера, хотя эта книга не нуждается в рекламе. Мне нравится эта книга тем, что ее интересно читать. Я люблю фантастические книги.
И очень интересно ждать продолжения, ведь так интересно узнать, что случилось потом. Наверно, эту книгу любят многие дети, и я с нетерпением жду продолжения. И думаю, что следующая книга будет еще увлекательнее, хотя о чем писать, ведь, кажется , что дальше писать не о чем.
Любимый мой герой, конечно, Гарри, а любимая из всех частей «Гарри Поттер и узник Азкабана. Я часто беру книги в библиотеке, потому что все купить невозможно.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Семейный экипаж.презен.ppt | 4.27 Мб |
Прочла снова с удовольствием!
Диалоги с читателями.