Чудинова В.П. Дети и подростки в изменяющемся информационном пространстве: состояние чтения и группы риска

Вера Петровна Чудинова,

заместитель директора,

Российская государственная

детской библиотеки, к.п.н.,

г. Москва

Дети и подростки в изменяющемся информационном пространстве: состояние чтения и группы риска

На рубеже веков чтение детей и взрослых стало осознаваться властью и обществом как государственная проблема. На высоком уровне было принято решение о разработке долгосрочной Национальной программы развития чтения в России. Фундаментом реализации этой программы являются библиотеки, а основой для поддержки чтения детей и семей - школы и библиотеки, работающие с детьми.

В современной России действует развитая сеть школьных и уни­кальная в мировой практике система специализированных детских библиотек, включающая более 70 библиотек на федеральном и региональном уровнях; более 4 тыс. детских библиотек работают в городах, поселках, селах.

В течение последних 10-15 лет детское чтение переживает явный кри­зис и многим группам пока что читающих детей угрожает опасность оттор­жения от книжной культуры. О кризисе детского чтения говорят данные двух последних международных исследований образовательных достиже­ний учащихся, в которых анализировалась читательская грамотность школьников-подростков (PISA-2000, PISA-2003), а также результаты многочисленных исследований досугового чтения детей и подростков, прово­димых в разных регионах России детскими библиотеками.

В содержании и качестве детского чтения сегодня отразились все наши проблемы отношения к детству и духовной культуре общества. Это чуткий индикатор общественного развития, отношения государства к культуре и детству. Очевидно, что перспективы развития страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, об­разование и культура подрастающего поколения будут особенно востребо­ваны в развивающемся информационном обществе - «обществе знаний».

О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение по­следних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школь­ников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. В ряде периодических печатных изданий утверждается, что «дети не читают». Те, кто работает с детьми, - педагоги, воспитатели, библиотекари, - знают, что все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить школьные за­дания. Но читают ли они для себя, для собственного развития? На этот во­прос могут ответить библиотекари, работающие в детских и школьных библиотеках. Дети - одна из самых больших групп посетителей библиотек. Но в целом сегодня они читают иначе, чем их сверстники два десятилетия назад. Часть их стала читать меньше, изменились читательские потребности и предпочтения. Однако есть многие дети и подростки, которые любят чи­тать и, как правило, регулярно посещают библиотеки.

Сложившуюся ситуацию необходимо внимательно исследовать: без системного анализа детского чтения, мониторинга и оценки происходя­щих процессов, выделения целевых аудиторий читателей библиотекарям и учителям крайне сложно выстроить новую стратегию взаимодействия с юными гражданами.

Детские библиотеки в стране проводят много различных исследова­ний, посвященных разным аспектам взаимодействия детей с информа­цией. Они изучают детское чтение и литературу для детей, чтение в семье, информационные потребности детей, их отношение к библиотекам, роль «руководителей детским чтением» - учителей, воспитателей, а также биб­лиотекарей, и многое другое.

Одним из крупномасштабных проектов изучения детского досугового чтения является комплексное исследование (Руководители НИР: Н. В. Бубекина - зав. научно-методическим отделом Российской го­сударственной детской библиотеки, В. П. Чудинова - зав. отделом социологических исследова­ний. Программа и методики исследования были разработаны группой специалистов: В. П. Чудиновой, Е. И. Голубевой, И. В. Макаровой. Материалы опросов были обработаны с помощью «Да-системы» главными специалистами А. М. Михайловой, Л. Н. Косенко.

В исследовании принимали участие: Амурская областная детская библиотека, Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева, Калининградская областная детская библиотека им. А. П. Гайдара, Кемеровская областная детская библиотека им. А. П. Гайдара, Крас­нодарская краевая детская библиотека им. бр. Игнатовых, Липецкая областная детская библиотека, Московская областная детская библиотека, Мурманская областная детско-юно­шеская библиотека, Нижегородская областная государственная детская библиотека, Ряза­нская областная детская библиотека, Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина, Пермская областная детская библиотека им. Л. И. Кузьмина, Самарская областная детская библиотека, Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Пушкина, Ставропольская краевая детская библиотека им. А. Е. Екимцева, Томская областная детско-юношеская библиотека, Тюменская областная детская научная библиотека.) «Сельский ребенок: чтение, книжная среда, библиотека», которое было проведено Российской государственной детской библиотекой совместно с центральными региональными детскими библиотеками в 2002-2005 гг. в 17 регионах России (в областях: Амурской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Рязанской, Псковской, Пермской, Самарской, Саратовской, Томской, Тюменской, на Ставрополье и в Краснодарском крае). В исследовании было опрошено 2448 подростков 11-15 лет. Опрос проводился осенью 2002 г. и весной 2003 г. в школах и библиотеках.

Полученные результаты позволяют увидеть проблемы и состояние детского чтения сельских детей и подростков, которые сегодня являются группами «читательского риска», - больших социальных групп будут граждан страны, особенно нуждающихся в помощи государства на фоне процессов развития в России информационного общества.

Состояние, факторы и тенденции детского чтения

Сегодня состояние чтения детей и взрослых вызывает тревогу: по данным социологов Аналитического центра Юрия Левады сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают - 37%. При этом 34% населения России не имеют дома книг. Жителям сел и городов с населением менее 100 тыс. человек книжно-журнальная продукция стала фактически недо­ступна [5]. Мир детства изменился и продолжает испытывать личные трансформации; детское сообщество, так же как и взрослое, стало крайне дифференцированным. Стало очевидным, что «детей вообще» нет; су­ществуют различные группы детей, испытывающие на себе влияние разнообразных социально-культурных факторов. Назовем основные из них:

1. Социально-экономические факторы; степень стратификации социального расслоения общества; уровень доходов и уровень бедности» населения.

2. Социокультурные факторы, развитость системы всеобщего среднего образования (в том числе - обучение «читательской грамотности образования»); уровень образования и культуры населения (в том числе - наличие грамотных «руководителей детским чтением» - учителей, воспитателей, библиотекарей); наличие традиции чтения в семье и развитость социокультурной и образовательной среды (в том числе - «книжной» - книжных магазинов, киосков, домашних библиотек, оснащенных обновленными книжными фондами и компьютерной техникой, общедоступных, детских и школьных библиотек).

3. Информационно-коммуникационные факторы: развитость и до­ступность различных систем связи и каналов коммуникации (телевиде­ния, телефонии и др.); доступность и развитость художественной визуальной культуры (видеотехника, кинотеатры); развитость и доступ­ность Интернета.

4. Состояние чтения детей и подростков зависит от сложного взаимодействия всех этих факторов, причем в различных ситуациях и условиях проживания какой-либо из них оказывает наиболее сильное влияние. Так, в столице и крупных городах на детское чтение особенно сильно вли­яет фактор развитости социокультурной среды (других возможностей проведения досуга), а также степень развития визуальной - «электронной культуры». Для малых городов и сел особенно значимы факторы разви­тости книжной среды и существования образованных и грамотных «ру­ководителей детского чтения» (прежде всего, учителей и библиотекарей).

5. Произошло ухудшение состояния книжной среды во многих регионах России (в том числе в результате снижения комплектования детских, школьных, сельских общедоступных библиотек - организаций, тради­ционно поддерживающих детское чтение). Недостаточная обеспечен­ность многих семей привела к тому, что книги и журналы стали слишком дороги и непосильны для семейного бюджета. Следствием разрушения системы продажи и распространения книг стало закрытие книжных ма­газинов во многих городах и селах.

6. Очевидна также деформация репертуара книгоиздания, что привело к резкому сужению репертуара актуальных книг для подростков (в том числе почти не издаются новые отечественные авторы, выходит крайне малое количество переводных изданий лучшей детской и подростковой литературы). На репертуаре и качестве детской литературы сказалось также и отсутствие государственной поддержки писателей, издателей, критиков детской и подростковой книжной культуры.

7. Какие же книги хотят читать подростки? В ходе исследования респонденты назвали: приключения (43,7%), о природе (41,5%), фантастика и фэнтези (39,7%), юмор и «веселые» книги (37,7% и 27,4%), ужастики (13,5%), книги о путешествиях (34,7%), романы о любви (32,1%, читают де­вочки), книги о спорте (31,2%, читают мальчики), комиксы (30,6%), а также книги о компьютерах, детские детективы, книги о сверстниках, сказки. Кроме того, подростки читают литературу о профессиях, технике, истории, войне, космосе и мн. др. Но поэзию и русскую классику предпочитают лишь один человек из десяти (преимущественно девочки).

8.Диспропорции в издании литературы для детей и юношества привели к тому, что в литературный процесс мало попадают современные отечественные писатели, в связи с чем репертуар чтения художественной литературы подростков и юношества пока что обновляется за счет западной литературы - таких жанров, как триллеры (ужасы), детские детективы и фэнтези. Актуальная художественная литература для подростков и юно­шества, где бы говорилось о современных проблемах, замещается, таким образом, частично - журналами, частично - детективами и любовными романами для взрослых, частично - фэнтези.

Потери и утраты в передаче литературной традиции

Существующая политика в области книгоиздания для детей привела к деформации репертуара чтения подрастающего поколения. Например, почти у половины ответивших подростков, казалось бы, есть любимые книги и герои. Однако при более внимательном рассмотрении выясняется, что далеко не все они являются действительно любимыми персонажами, и далеко не все эти герои соответствуют возрасту читателя.

На первом месте здесь книги по школьной программе. Среди любимых писателей из 1220 упоминаний были (по мере убывания): Пушкин, Роулинг, Шекспир, Гоголь, Носов, Твен, Л. Толстой (от 136 до 36 упоминаний). Но менее 30 раз были названы такие писатели, как: Берн, Линдгрен, Грин, Андерсен, Каверин, Булгаков, Васильев, Митчелл.

Менее 10 раз подростки назвали: Гайдара, Родари, Баума, Милна, Конан-Дойла, Треверс, Лондона, Булычева, Янссон, Велтистова, Льюиса, Свифта, Сетона-Томпсона, Фраерман, Диккенса, Крапивина, Лагерлеф, Паустовского, Акимушкина, Даррелла, Драгунского, Кассиля, Купера, Мало, Распэ, Сабатини, Стивенсона и др. Зато среди любимых книг есть книги для взрослых - Донцовой, Акунина, Доценко, Стил и др.

Как видим, создатели зарубежной классики, которые были любимы несколькими поколениями детей и подростков, почти не названы.

Эта литература исчезает из чтения детей и подростков, и на ее место часто приходят случайные и слабые по художественным достоинствам произведения.

Раньше лучшая детская литература, издаваемая большими тиражами, попадала в фонды детских библиотек и составляла основу чтения детей и подростков. Сегодня картина совсем иная. В целом репертуар чтения подростков крайне размыт, идет процесс его дальнейшего дробления - «атомизации». Это свидетельствует о нескольких процессах: изменении облика и интересов юных читателей, постепенном разрушении в чтении детей и подростков «золотой полки», уходя из репертуара чтения книг, традиционно входивших в него в течение последних десятилетий. И это также говорит о постепенном затухании существовавшей в России почти два века традиции чтения лучшей мировой классической литературы. По-видимому, уже скоро новые поколения не смогут понять старших.

Интенсивно идет также процесс разрушения модели литературной культуры детства, совокупности («книжного ядра») изданий, ранее составлявшей основу фонда детской библиотеки.

Источники получения литературы и роль библиотек

В крупных городах библиотеки посещают различные группы читате­лей. Дети, подростки и юношество являются основными посетителями. Чем дальше от крупных городов, тем больше востребованы библиотеки детьми и взрослыми. В последнее десятилетие во многих регионах России библиотеки являются единственными организациями, в которых чита­тели могут бесплатно получать и читать книги, газеты и журналы.

На селе библиотеки - основные источники получения литературы, и без них дети и взрослые живут в ситуации информационного и книжного голода. Домашние библиотеки сельских жителей невелики: дома до 100 книг - 62% опрошенных подростков; от 500 книг - лишь 4% подростков; детских книг дома не имели, либо имели до 10 книг - 40,8% подростков; от 10 до 30 книг - 23,5%, и более 50 книг - 24,4%. Но даже эти небольшие книжные собрания читаются и используются для того, чтобы дать книги друзьям и родственникам. Более четверти подростков читали книги из своей домашней библиотеки. Каждый девятый получил книгу от друзей. Среди детей и подростков, которые любят читать, гораздо больше тех, у кого есть домашняя библиотека.

Книги для детей, как привило, покупает мама, и именно с ней обсуждают прочитанное - 40,8% опрошенных, тогда как с отцом - лишь 7,7%. Почти четверть сельских подростков делятся своими мыслями о прочитанном с братом или сестрой, некоторые обсуждают книги с самыми старшими в семье - бабушками и дедушками. Часть из них вообще ни с кем не советуется и не обсуждает прочитанные книги.

В ситуации, когда дома книг почти нет или их немного, главную роль играет сельская библиотека, где обычно берут книги 67,1% опрошенных подростков. Велика и роль школьной библиотеки - другого основного источника получения литературы - 57,8%. Еще 40,8% мальчиков и девочек берут книги у друзей, а также покупают (37%) и выписывают по почте (14,9%). Журналы покупает более половины опрошенных (58,3%), кроме того, периодику берут в сельской (47,3%) и школьной (20,1%) библиотеках, а также у друзей (41,7%). Но лишь четверть семей может позволить себе выписывать журналы. Так, в условиях скудной социокультурной среды подростками используются все источники получения литературы.

Читатели и «нечитатели». Девочки и мальчики

В нашем исследовании деление подростков на группы по отношению к чтению осуществлялось следующим образом: к читающим подростками отнесли тех, кто выбрал среди ответов варианты типа «люблю читать», и у него (нее) в анкете было отмечено, что он (она) читали в последнюю не­делю накануне опроса. Те же, кто читать не любит (а также те, у кого не любят читать друзья, и кто не назвал читаемую им книгу), были отнесение группе малочитающих (т. е. не читающих на досуге) детей. «Среднечитающие» подростки отмечали промежуточные варианты ответов (читают периодически). Отличия этих групп проявляются по целому ряду параметров.

В группы постоянных читателей библиотек входят дети и подростки, ко­торые гораздо больше своих сверстников включены в книжную культуру. Они выгодно отличаются от своих сверстников, не посещающих библиотеки, по уровню интеллектуального и эмоционального развития, культурному багажу. Те, кто любит читать, значительно отличаются от малочитающих подрост­ков. Их репертуар чтения более разнообразен, включает разные виды и жанры литературы (вдвое больше их читают приключения, юмор и «веселые» книги, литературу о сверстниках, о жизни замечательных и известных людей, историческую литературу, поэзию и русскую классику). Комиксы же больше предпочитают малочитающие дети и подростки.

Читающие дети не только хорошо ориентируются в литературе, но и знают, как ее выбирать и у кого попросить совета, гораздо чаще знают автора, обращают внимание на серийные издания, название книги. Малочитающие в гораздо большей степени отмечают, что им просто «понравилось оформление книги». Круг интересов многочитающих детей шире, их выбор книги обусловлен интересом к теме, предпочте­нием жанра. Им нравится выбирать книги самостоятельно, но в два раза чаше они руководствуются советами библиотекаря, спрашивают мнение родителей и советы друзей. Малочитающим подросткам книги нужны, в основном, для учебы, и они чаще берут книги по рекоменда­ции учителя.

Девочки читают больше, чем мальчики, и гораздо чаще посещают библиотеки. Мальчики скорее склонны услышать советы родителей, не­жели девочки, последние же больше обращают внимание на название книги, серии и советы друзей. Но примерно одинаково выглядят их ответы на вопрос относительно выбора издания: в первую очередь книга нужна для учебы (21,7% - мальчики и 20,5% -девочки). Девочки больше и чаще, чем мальчики, читают художественную литературу. Но мальчики читают и такие книги и журналы, которые редко читают девочки. Осо­бенно эта разница проявляется в репертуаре чтения журналов. Самые по­пулярные журналы у девочек: «Cool» (читали 26,1% девочек и 9,7% мальчиков), «Маруся» (25,7% девочек и 4% мальчиков), «Все звезды» (14,1% девочек и 5,1% мальчиков), «Лиза» (9,7% девочек и 1,4% мальчиков), «Cool girl» (8,5% девочек и 1,2% мальчиков). Сельские девочки читают «Крестьянку», «Работницу», «Сельскую новь», т. е. издания, которые читают их родители.

Много в чтении сельских подростков (особенно девочек) различных журналов - телегидов, где также пишут о «звездах» кино, эстрады, шоу-бизнеса («Все звезды», «Неон», «Семь дней» и др.). И если мальчики чи­тают журналы о спорте, автомобилях, технические, компьютерные журналы, то у девочек эта сторона репертуара чтения значительно бедней. Их интерес к «гламурным» изданиям, сентиментальным и примитивным книгам, женским любовным романам, адресованным девочкам-подрост­ам и девушкам, формирует соответствующий глянцевый образ девушки, для которой слишком большое значение имеют привлекательная внеш­ность и богатство. Внутренние достоинства и красота души в лучшем случае отступают на второй план.

Деформация репертуара чтения - фактор риска

В современном российском социуме особенно интенсивен процесс дифференциации, дробления социальных групп, изменения в характере чтения, в связи с чем можно прогнозировать перемены в поведении многих групп читателей (детей, подростков и юношества) в самом ближайшем будущем. Детское читательское сообщество расслаивается.

В крупных городах мы наблюдаем кажущееся благополучие: рынок перенасыщен литературой, в том числе и детской. Общей тенденцией является диверсификация книгоиздания, т. е. дифференциация и целевая ориентация на потребителя с учетом особенностей потребления у разных социальных групп. Однако анализ книгоиздания за последнее десятилетие дает яркую картину деформирования и ухудшения репертуара и качества издаваемой детской литературы.

Так, например, в 1991 г. выходило 1610 названий книг и брошюр для детей совокупным тиражом 365,1 млн. экз. при среднем тираже 226,8 тыс. экз. В 2004 г. вышло 6002 книги тиражом 105,7 млн. экз. Если число на­званий возросло примерно в 4 раза, то тираж снизился б 3,5 раза, а средний тираж уменьшился в 13 раз (17,6 тыс. экз.) - по данным РКП. Пропорция, установившаяся на рубеже веков в репертуаре книгоиздания, свидетельствует об остром дефиците книг для подростков. Так, в 2000 г. по названиям издавалось: для дошкольников - 53% книг, для младших школьников - 30%, для школьников средних и старших классов - 2,3%, по тиражам соответственно - 64,4%; 25,2%; 9,3% [4, с. 24-29].

В последние годы появились издательства, стремящиеся перевести и издать новую и лучшую мировую литературу для подростков, но эти книги все равно не попадут в провинцию. Этому мешает как малотиражность издаваемой литературы, так и несовершенство системы книгораспространения.

В целом уход государства из сферы издания детской литературы при­вел к следующему: потребности детства не соответствуют существующей модели книгоиздания; происходит разрушение оптимальной модели книжной культуры детства в фондах библиотек.

Так, данные исследования, проведенного в Краснодарском крае Т. В. Суняйкиной, свидетельствуют о том, что потребности и интересы детства расходятся с существующей моделью книгоиздания: есть «раз­рывы» в предпочтениях подростков и репертуаре книгоиздания (подростки хотят читать книги о сверстниках, приключенческую литературу, тогда как издательствами им навязываются детективы, триллеры и комиксы; в жанрово-тематическом репертуаре чтения подростков произошел «перекос» в сторону литературы «легких», развлекательных жанров [1]).

Книги, продающиеся в поселках и малых городах, изданы массовыми тиражами: ужастики Р. Стайна, детективы (особенно - Д. Донцовой), В целом же книг для подростков сегодня издается немного. Примитивная детская и взрослая литература все чаще входит в репертуар чтения под­ростков. Самые интересные и необходимые книги для подростков (на­пример, выпущенные издательством «Самокат», которое издает сегодня лучшую западную литературу для подростков), в провинцию не попадут. В отличие от книг Р. Стайна, имеющих миллионный тираж (только за прошлый год тираж составил около 500 тыс. экз.), эти книги издаются тиражом 5-7 тыс. Лучшие книги подростки в провинции не увидят, эти издания не попадут даже во многие крупные города.

Книжный и журнальный рынок работает таким образом, чтобы ти­ражировать то, что обязательно вызовет интерес, спекулируя на возраст­ных особенностях подростков и юношества (например, на интересе к противоположному полу, сексу и развлечениям), идет тенденция на «по­нижение вкуса». Подобная литература широко издается и распространяется. В больших количествах издаются разные серии детского детектива, среди которых есть абсолютно примитивные, плохо написанные произ­ведения. Сегодня издается множество книг, не имеющих никакого отно­шения к реальной жизни и проблемам, которые ждут юных. Многие подростки «питаются» литературными суррогатами, чтивом. Причина этого в том, что в 1990-е гг. государство практически устранилось от про­цесса поддержки детской литературы и детских писателей. Сегодня эта ситуация стала чуть лучше, но проблема не решается. Решить эту про­блему смогут только созданные государством специальные механизмы, отвечающие за поддержку литературного разнообразия, написание, из­дание, распространение и рекомендацию лучшей детской литературы.

Особенно большой проблемой для библиотекарей (а также учителей и родителей) становится качество и репертуар издаваемой детской лите­ратуры с точки зрения ценностей и идеалов, моделей поведения, которые в ней представлены. Детская литература значительно меняется. Она часто лишь выглядит как детская, но таковой при этом не является (на­пример, трилогия Ф. Пулмана «Темные начала»). В таких книгах размыты нормы и ценности, часто книга не позитивна (не «дает надежду»). Зача­стую авторы не учитывают базовых основ детской психологии. Для детей издаются также широкими тиражами и книги, которые опасны и несут детям и подросткам деструктивные модели поведения.

Чтение в изменяющейся медиасреде

Динамические процессы в чтении детей и подростков связаны с двумя главными составляющими: глобальными мировыми тенденциями в чтении в контексте изменения медиасреды, а также ситуацией «догоняющей модернизации» в России.

Все больше детей и подростков в России сегодня читают мало, либо иначе, т. е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги. Меняется «модель детско-подросткового чтения», или «модель литературной социализации личности» - процесс, в котором меняются практически все характеристики чтения подрастающего поколения [2, с. 46-53;3, с. 9-26].

Одной из крайне сложных проблем, отразившихся на досуговом чте­нии детей и подростков, стала реформа школы. В младшем школьном возрасте многие еще любят рассматривать книги и читать их. От млад­шего к старшему увеличивается учебная нагрузка, все больше времени требует выполнение школьной программы. Главным становится вовремя получить информацию, поэтому, начиная с подросткового возраста, чте­ние носит все более функциональный, инструментальный характер.

Большое количество проблем в области чтения также связано с тем, что школа сегодня недостаточно развивает умения и навыки учащихся в сфере чтения и информационной культуры. Кроме того, программы пре­подавания литературы построены таким образом, что вместо любви к классическому наследию, многие школьники отторгают его и восприни­мают литературу по учебной программе чисто формально. Это обстоятельство также ведет к снижению уровня читательской культуры.

Согласно данным наших исследований, сегодня продолжается про­цесс трансформации детского чтения. В новом варианте информационного поведения «модель чтения подростка» во многом сходна с «моделью чтения взрослого человека». Так, чтение книг воспринимается ребенком и под­ростком преимущественно либо в качестве одного из инструментов по­лучения информации (по заданию школы), либо в качестве средства отдыха и развлечения (на досуге). «Человек читающий» больше не имеет столь высокого статуса в обществе, как в предшествующий период. Под­росток-книгочей чаще всего воспринимается сверстниками как «белая ворона». Отношение к художественной литературе меняется, и книга пе­рестает быть «учебником жизни». Чтение романов все меньше привле­кает подростков, особенно тех романов, которые составляют основу литературной классики.

Сегодня в российских крупных городах дети и подростки читают при­мерно столько же и примерно так же, как в Дании в середине 1990-х гг. На первом месте в структуре досуга подростков - компьютерные игры и телепросмотры, видеопросмотры, слушается радио, используется Интер­нет, а также читаются журналы и книги. Детьми и подростками используются все виды средств массовой коммуникации. В крупных го­родах именно медиасреда (наличие или отсутствие разнообразного широкого спектра электронных каналов массовой коммуникации, телевизионных, радио, Интернета, а также наличие дома видео- и ком­пьютерной техники) во многом определяет развитие новых привычек в использовании СМИ детьми и подростками. Интерес детей и подрост­ков сегодня также лежит в области компьютерных игр. От Москвы в провинцию идет распространение этого вида досуга, компьютеры из экзотики становятся повседневностью, и подросток получает возможность поиграть и поработать на них повсюду (в школе, дома, у друзей, в компьютерных клубах). Процесс изменения медиасреды в целом, изме­нения досуговых предпочтений школьников быстро распространяется от столичных городов к крупным - затем малым городам, и скорость этих изменений нарастает. Интернет приходит не только в офисы, школы, но и в дома. Проис­ходит освоение новых средств коммуникации и новых возможностей, пик интереса к ним, а затем, после их освоения, они будут включены в структуру жизнедеятельности, в образ жизни. Однако совершенно оче­видно, что чтение сдает свои позиции и становится качественно иным.

Мы стоим перед рядом острых проблем: утраты традиции передачи литературной культуры от поколения к поколению, снижения уровня культуры чтения детей в стране, а также перед проблемой утраты разви­того читателя - лидера чтения.

Пути решения проблем

Одной из главных задач улучшения состояния детского чтения является реформирование школьных подходов, программ и методик обучения чте­нию, а также преподавания литературы. Необходимо введение в школах должности «учителя чтения и информационной культуры», задачей кото­рого станет внедрение новых методик и обучение школьников различным стратегиям чтения и методам работы с текстом с 1-го по 11-й классы. Школе требуются квалифицированные библиотекари-педагоги, и сегодня школьный библиотекарь должен играть большую роль в развитии навыков чте­ния и умения работать с информацией на разных носителях.

Детям необходимы образованные консультанты - детские библиоте­кари, а сегодня соответствующие специальности отсутствуют во многих вузах культуры. Необходимо восстановить в этих вузах кафедры, готовя­щие специалистов по детско-юношескому чтению.

Крайне важно решение проблемы доступа к книгам - создание и под­держка развитой книжной среды (и прежде всего - укрепление детских и школьных библиотек как гарантов бесплатного доступа к книгам и ин­формации). Должна быть построена такая система распространения книг, чтобы любое издание смогло стать доступным для ребенка, будь оно в пе­чатной или электронной форме.

Надо сделать все, чтобы лучшие писатели, создающие книги для детей и подростков, обрели в обществе высокий статус, а их книги изда­вались большими тиражами и стали доступными для детей. Издание дет­ской литературы нуждается в государственной поддержке. Требует развития и система экспертирования издаваемой книжной и журнальное продукции для детей (как это делается в развитых западных странах).

Мировой опыт свидетельствует о том, что все эти проблемы можно и нужно решать. Для того чтобы поддержать детское чтение и сохранить читающее поколение, необходимо изменить отношение к чтению детей и взрослых, а также к библиотекам - его главной основе и ресурсу. Детские и школьные библиотеки - это фундамент, который дает возможность выра­сти читающему ребенку. Сегодня очень важно, чтобы роль библиотек оценили по достоинству. Библиотека должна быть укомплектована всеми лучшими и необходимыми для развития личности книгами и журналами.

Наряду с группами тех, кто посещает библиотеки, возникают и увеличиваются группы «удаленных пользователей» - детей и подростков как из своей, так и из других стран. Многие детские библиотеки активно развивают новые подходы и вырабатывают стратегию работы с детьми. Перемещение библиотекарей в киберпространство дает им новые возможности. Возникают международные проекты, которые позволяют увидеть культуру других стран через виртуальные детские библиотеки.

Новая стратегия информационной политики должна строиться с акцентом на приоритет интересов детей - будущих граждан «общества знаний». Все библиотеки разных типов, работающие с детьми, должны быть оснащены новой техникой и включены в информационные сети, в том числе, в стратегию, концепцию и разработку создаваемого информационно-образовательного и культурного пространства. В связи с этим одной из ключевых становится задача повышения квалификации детских, школьных библиотекарей для работы с новыми информационными технологиями.

Все это требует коррекции существующей стратегии построения в России «общества знаний», изменения в существующей информационной, культурной, в том числе библиотечной, и образовательной политике.

1. Суняйкина Т. В. Репертуар художественной книги для подростков на рубеже XX-XXI вв.: процессы формирования и освоения: автореф.дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03 / Т B.Суняйкина. - Краснодар, 2005. - 272 с.

2. Чтение детей и подростков в России: проблемы и перспективы // Шк.б-ка.- 2003. - №8.

3. Чудинова В. П. Чтение детей и подростков в России: смена модели чтения / В. П. Чудинова // Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде / Рос. гос. дет. б-ка. - М.: Шк. б-ка, 2004.

4. Яганова Е. Г. Детская литература в зеркале статистики / Е. Г. Яганова, А. А. Дымов // Библиография. - 2001. - № 6. - С. 24-29.

5. Яковлева Е. Скажи, что ты читаешь, и станет ясно, какой будет Россия / Е. Яковлева, // Рос. газ. - 2005. - 27 июля.

Ранее статья публиковалась:

Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник научно-практических работ / Сост. В. Я. Аскарова. - М.: МЦБС, 2007. - 272с.

детей нет есть пользователи?!

Да, грустно, что увлекшись информатизацией и перенимая соответствующие термины, в детских библиотеках, а уж тем более в статьях и разных докладах-сообщениях мы говорим не о детях, а о пользователях. Ведь уже был период (17-18век), когда на детей смотрели как на уменьшенные копии взрослых.И теперь у нас в детских библиотеках уменьшенные копии взрослых юзеров? Пальгуева Г.М.

Проблема кроется в нас

От прочтения этой статьи становиться как то грустно.Не только из-за состояния детских библиотек,а в первую очередь за самих детей.Они ведь страдают из-за незаинтересованности и безразличности к ним и их детству взрослых.Проблема использования информационных ресурсов и их предоставления зависит от нас самих - от родителей,учителей,библиотекарей...Согласна, что главная трудность материальная необеспеченость и отказ от помощи государства,но ведь это не влияет на наше желание помочь и поддержать ребенка.Я думаю ,что не смотря на все перечисленные мешающие факторы( образование,материальное состояние,сохранение традиций в семье и обществе..)можно найти выход из сложившейся ситуации.Просто, на мой взгляд, сейчас многие родители и библиотекари перестали относиться к детству с трепетом и вниманием,от этого и происходят проблемы чтения детей. Лукина Мария,СпбГУКИ,кафедра детской литературы.

(Тема не указана)

Уважаемая Вера Петровна!

Вы говорите всё абсолютно правильно! Но кто нас с Вами услышит? Правительство? Министерство образования? Министерство культуры?

В связи с этим у меня вопрос: - Как удаётся и удаётся ли решать эти проблемы Российской государственной детской библиотеке?

Чтение

Сельские дети и подростки - группа "читательского риска" - полностью согласна, причём растёт число детей, нуждающихся в коррекции. С такими детьми нужны особые методы библиотечной работы. Если есть такие материалы, поделитесь, братья по разуму! Поделюсь одним из путей решения проблем с недостатком красивых книг - сдаём 100 кг макулатуры с детьми - покупаем одну книгу!

чтение

Одна из мер повышения чтения, вы пишите: "Библиотека должна быть укомплектована всеми лучшими и необходимыми для развития личности книгами и журналами." В нынешнее время даже для больший библиотек это, увы, большая проблема. Получается, что все говорят правильно, а действительность...
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"