Рыжкова И.А. Молодежные субкультуры (Информационные материалы для работы с подростками)

Ирина Александровна Рыжкова,

зав. читальным залом,

Центральная городская библиотека

для детей и юношества,

г. Новоуральск

Молодежные субкультуры

(Информационные материалы для работы с подростками)

Во все времена молодые парни и девушки старались выделиться из толпы, стать не такими, как все.

Подростки воспринимают окружающий мир по-своему. Особенности психологического состояния подростков не позволяют большинству молодых людей выражать в одиночку свой взгляд на мир. Поэтому подростки предпочитают объединяться в компании, «сбиваться в стаи», где «чувство локтя» - единственно возможный для них способ выживания в обществе.

Перед людьми в непростой период перехода от детства к зрелости возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на имеющийся опыт, либо на опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваются с теми же проблемами и имеют такие же ценности и идеалы.

Объединяясь, молодые люди образуют субкультуры. Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм.

Молодежные субкультуры создают свою собственную культуру, которая помогает молодым людям:

1. удовлетворить потребность подростков в общении;

2. обучает навыкам общения и как следствие - повышает авторитет подростка в глазах сверстников;

3. оказывает психологическую поддержку со стороны членов субкультуры;

4. помогает подросткам адаптироваться к жизни.

Почему подростки отдают предпочтение не общественным молодежным организациям, а молодежным субкультурам? Общественные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на общественную жизнь, не затрагивая личную. Именно поэтому молодежь отдает предпочтение молодежной субкультуре.

Участие в субкультуре - это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них.

Признаки субкультуры

  • Стержень любой молодежной субкультуры - это уличный стиль.
  • Большинство молодежных субкультур рождается вокруг определенного стиля музыки.
  • Сленг - одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком - пропуск в группу.
  • Стиль одежды. Если у молодого человека появляется необычный стиль одежды, поведения, высказываний - все это могут быть приметы причастности к определенной субкультуре.

Субкультуры в России

После того, как наша страна из СССР превратилась в Россию, ее гражданам была предоставлена свобода самовыражения. Появились новые субкультуры, пришедшие к нам с Запада.

Одной из специфических черт российской молодежной культуры является американизация культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. В сознании подростков все большее место занимают прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и влиянию моды, а не собственному выбору или советам родителей!

Конфликтная ситуации, возникшие между молодежными субкультурами, чаще всего решаются не мирным путем, а с помощью физической силы (в этом особенность подросткового возраста).

ГОТЫ

Одна из самых загадочных и необычных молодежных субкультур современности - это субкультура готов. Готы - это не дикие племена, предки германцев, жившие в эпоху средневековья, это современные юноши и девушки с выбеленными лицами, черными волосами и губами цвета крови.

Внешность готов

- Только черный цвет одежды (иногда с элементами красного)

- Длинные, выкрашенные в черный цвет волосы

- Обильно подведенные черной тушью глаза

- Помада и ногти от ярко-красного до черного цвета

- Амулеты, цепи, кольца и кресты

- Мертвецкая бледность лица и шеи, на которые уходит не одна пачка пудры

- У девушек-готов ярко-выраженный стиль Вамп, все стильное, сексуальное

Есть как минимум 7 разновидностей готов. Различия, в основном, проявляются в одежде.

Виды готов

Готы-панки - это ветераны движения. Они носят кожаные куртки, рваные джинсы, английские булавки.

Готы-андроиды пытаются скрыть свою половую принадлежность, сильно гримируются, носят кожаные ошейники, высокие каблуки и корсеты.

Готы-фетишисты носят обтягивающую одежду из кожи и латекса, наносят вызывающий макияж.

Готы-язычники надевают мешковатую одежду, плащи, капюшоны. Они не красят волосы и носят деревянные и каменные руны.

Киберготы украшают себя микросхемами, шестеренками и проводами, волосы красят в яркие цвета (зеленый, голубой).

Романтик-готы носят костюмы викторианской эпохи и делают сложные «исторические» прически.

Если готы работают в компаниях с определенными требованиями к одежде, то они стараются сохранить «готичность», одеваясь во все строгое и черное, не прибегая к украшениям и макияжу.

Одеваться «под гота» стало модно. Черным лаком красят ногти даже обычные бизнес-леди, а платья с закосом под средневековье встречаются и на светских раутах. И все-таки - это так, баловство, веяние моды.

У готов же все серьезно. Готы - это, прежде всего, мировоззрение, которое базируется на определенных жизненных принципах.

Мировоззрение готов

1. Один из жизненных принципов готов гласит, что сегодняшний день может стать последним в жизни, поэтому прожить его нужно соответственно: настоящие дружба, любовь, вера в себя. Необходимо пытаться изменить каждый серый банальный день - внести в него эмоции и чувства. Но вместо того, чтобы в полную силу наслаждаться позитивными эмоциями, готы берут вдохновение из депрессии, отчаяния и душевной боли.

2. Готы питают особую слабость к кладбищам и часто совершают там прогулки. Могилы не трогают, не шумят. Готы ходят на кладбище не выбирать себе место, а любоваться старинной надгробной архитектурой. Особая энергетика кладбищ наполняет их силами и действует умиротворяюще.

3. Готы идеализируют смерть, но при этом тоже любят жить, только с надрывом. Суть их идеологии - смакование боли и страданий. В их понимании уныние - это не христианский грех, а естественное состояние. Они умеют переплавлять все свои эмоции, как позитивные, так и негативные - боль, отчаяние и подобные - в жизненную энергию. Они не слабеют от грусти, мрачности и депрессии, а находят в этом свою радость, энергию и силу. Большинство готов довольно уравновешенные люди.

4. Готов иногда путают с сатанистами за мрачный образ и любовь к потустороннему миру. Гот может быть любого вероисповедания (христианин, буддист, мусульманин).

5. Черный цвет - это щит, барьер, защита от повседневной, банальной, псевдо-разноцветной серой жизни.

6. Основной знак готов - это египетский Анк, символизирующий вечную жизнь.

7. Готическая культура разнообразна: здесь встречаются христианские, египетские, кельтские мотивы: кресты, звезды, пентаграммы, орнаменты. Оккультизм сильно повлиял на культуру готов, чем объясняется огромное количество пентаграмм и восьмиконечных звезд, символизирующих хаос.

Искусство готов

Готическое искусство (рисунки, музыка, книги и др.) должно обладать атмосферой, соответствующей стилю «темной романтики».

Готическая музыка

Музыка готов - это готический рок, готический металл или готик-электроника; всегда возвышенная, сверх-эмоциональная, мрачная или холодная (печальная) музыка с «ангельским» женским вокалом, элементами хорового пения, колоколами... Основной вокал - это мощный или отстраненный готический голос (чаще мужской) или женский - вкрадчивый, проникновенный, вдохновенный, иногда злой шепот. Тексты - от философских, романтических до сугубо жизненных, мистических.

Литература

Литературные любимцы готов - это Эн Райс (автор вампиристических новелл), Эдгар По, Лавкрафт.

Кино

Есть у готов и свое кино. Это ужасы. Культовый м/ф «Ночной кошмар перед Рождеством», х/ф «Жучиный сок», «Носферату», «Кабинет доктора Калигари» и др.

Почему становятся готами?

  • К готике многие приходят через «черную полосу» в жизни, которая заставляет отделить фальшь от истинных эмоций. В этот период восприятие человека обострено и способно чувствовать разницу между истинной вкусовой музыкой и конвейерной.
  • Часто готами становятся после гибели близкого человека. Смерть для таких людей становится ближе, чем жизнь.
  • «Всю жизнь меня мучила гиперчувствительность, посещали мысли, о которых никому не могла рассказать, боясь столкнуться с непониманием. Однажды стало так грустно, что захотелось умереть. Стала много читать, собирая информацию о похожих на меня людях, и поняла: готика - моя философия, это и есть я. Уже не чувствую себя слабой, как раньше. Знаю, что я сильнее многих», - это письмо молодой девушки, размещенное на одном из готических сайтов. В готической среде много изгоев. «Бывают люди - никто, люди, которых на самом деле нет», - слова еще одного гота.
  • Многим просто нравится депрессивная тяжелая музыка.
  • Кому-то приятно быть похожим на средневекового персонажа.

Отношение к готам

Отношение к готам разное, чаще - негативное. Одни - боятся, а другие - искренне их жалеют. Родители и вовсе бьют тревогу: смерть не лучший синоним слову «ребенок».

Комментарии психолога

Подростки делают игрой то, чего боятся. Страх смерти свойственен всем, и, защищаясь от него, мы прибегаем, например, к черному юмору. Готическое мировоззрение - это психологическая самозащита и стремление мыслящих одинаково людей сплотиться и почувствовать себя лучше.

Депрессия для гота - далеко не всегда медицинское понятие, а прежде всего имя нарицательное, часть имиджа.

Тактика родителей

  • Тактика «держать и не пускать» по отношению к человеку, стремящемуся в готику, не принесет успеха.
  • Надо постараться войти с ним в диалог и дать возможность раскрыться.
  • Не отвергать и не поддакивать, не разубеждать, а пробовать найти то, что ему еще будет интересно.
  • Принимать, пытаясь понять.
  • Слушать и слышать. Верить и любить.

Но если вовлеченность подростка в атрибутику и философию любого движения становится слишком всеохватывающей и подминающей под себя другие ценности, есть смысл посоветоваться с психиатром, особенно если в субкультуре муссируется тема смерти.

И все же готика - не приговор. Это скорее игра, в которую подростки превращают свои страхи. У юношей и девушек есть все шансы стать собой, храня память об эксцентричной молодости. Главное - не заиграться до смерти.

ЭМО

Субкультура Эмо появилась в 80-х годах ХХ века в США. Родилась она из эмо-музыки. В середине 2000-х годов «эмо» стала популярным культурным явлением.

Эмо-киды

Поклонники эмо-музыки называют себя «эмо-киды» (эмо-эмоции, кид - ребенок).

  • Каждый из нас ребенок. Ребенок воспринимает все иначе. Он может найти радость в любой мелочи, но даже самая незначительная неудача может сильно расстроить его. Эмо-кид - это человек, который чувствует окружающий мир и не боится своих эмоций.
  • Эмо-любовь - это идеальное чувство, которое нельзя скрывать, считают эмо-киды. Поэтому, если сердце «разрывается на куски», эмо не будет молчать об этом, он будет открыто грустить, переживать, плакать навзрыд. Эмо-киды постоянно переживают, мучаются из-за неразделенной любви или из-за суровых реалий грубого внешнего мира.
  • В свободное время эмо-киды постоянно тусуются с друзьями, делятся с ними своими проблемами личного характера, бродят по интернету, слушают эмо-музыку.

Внешность эмо

  • Первая и самая характерная черта эмо-образа - темные, чаще всего черные волосы и длинная косая челка длиной до кончика носа и прикрывающая один глаз.
  • При желании можно делать розовые пряди, вставить случайные заколки; сзади прическа должна быть слегка взлохмачена.
  • Классическая одежда эмо - одежда в черно-розовой гамме, где узоры также 2-х цветные. Еще один яркий атрибут - шарф, желательно ярких расцветок или сочетающий 2 цвета (черный и розовый). Эмо-киды носят майки и футболки с детскими рисунками, либо черные с названиями эмо-групп. Любят пиджаки с кучей эмо-значков или носят рюкзаки и сумки через плечо, на лямках которых тоже крепятся значки. Эмо-киды питают особую страсть к черепам на одежде.
  • Макияж распространен как у девушек, так и у парней. Эмо-макияж - это подводка глаз черным карандашом, можно использовать светлый тональный крем. Лицо должно быть бледным, ярким пятном выделяются густо-подведенные глаза. Глаза - зеркало души, а душа - это эмоции. На ногтях эмо - черный лак.
  • Эмо-киды любят украшения в черно-розовой гамме - браслеты, крупные бусы, заколки.
  • Любимая обувь эмо-кидов - черные кроссовки с розовыми шнурками, розовые кеды.

Эмо-музыка

Особенно сильные эмоции вызывает в эмо-кидах музыка. Эмо-музыка основана на сокрушительно сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, а иногда хаотичной музыке. Визг, стоны, плач, шепот, срывающийся на крик - отличительные особенности этого стиля. Тексты про личные переживания автора. Песни о несчастной любви, жестокости и несправедливости. Самое главное, чтобы эмоции были искренними.

Музыка эмо - как непредсказуемый океан: то очень красивый, тихий, завораживающий, то, вдруг, опасный, взрывной, где каждая волна несет в себе какую-то новую ноту, новое настроение, новую смерть...

Поэзия

Поэтические тексты должны быть об умирающих воспоминаниях, о потерянной любви, о превратностях судьбы и противостоянии жестоким окружающим.

Сидеть на балконе, курить сигарету,

С весенним дождем уносясь в никуда,

Так страшно, так больно,

Тебя рядом нету...

Ты снова пишешь мне: «Люблю!»,

И вновь считаешь расстоянья,

Слова ушли все в пустоту,

И впереди одно молчанье.

Я иду по мокрой дороге,

С неба капает дождь,

Все равно, что устали ноги,

Ведь ко мне ты уже не придешь.

Антиэмо

Из-за широкой популярности эмо-культуры многие забывают об ее истинном значении и фокусируют внимание только на внешнем виде. Вследствие произошло разделение среди ее представителей: истинные эмо называют себя «ТРУ» (от англ. «правда», «настоящий»), а тех, кто отдает предпочтение эмо-моде, а не музыке, называют «позерами» (от англ. «подражатели»).

Конфликт между подражателями и истинными эмо перерос в появление так называемых «антиэмо». Они, в свою очередь, преследуют позеров, бьют их и обрезают им челки - характерную черту внешнего вида эмо.

Отношение к эмо

Сами эмо-киды говорят, что основная суть эмо - это умение сочетать разум, чувства и эмоции, а не следовать в жизни одному только разуму. И позитивные эмоции, так же как индивидуальность и личность, здесь не забываются и ценятся.

Но отношение в обществе к ним разное. Одни стараются их не замечать, другие - посмеиваются над ними, а третьи - бьют тревогу. Например, 20 февраля 2008 г. «Независимая газета» опубликовала следующую информацию:

«Нижегородское правительство озаботилось борьбой с субкультурой Эмо. Местное Министерство образования разослало во все школы циркуляры, предупреждающие о социальной опасности этого молодежного течения...

...Эксперты ФСБ сегодня прогнозируют увеличение числа Эмо, популярность этого течения среди подростков растет. Чекисты предупреждают о случаях самоубийств, поскольку употребление наркотиков, порезы запястий и другое причинение вреда собственному телу становятся нормальной каждодневной деятельностью Эмо».

А вот советы эмо-кидам с одного из эмо-сайтов в интернете: «Тщательно спланируйте план своего самоубийства, расскажите о том, что собираетесь умереть, всем...»

Мнение психолога

Чрезмерно эмоциональные люди должны поощряться обществом, чтобы выйти из депрессивного состояния.

Если ребенок (возможно, словно бы невзначай) заводит разговор о самоубийстве - это значит, что он давно о нем думает. Ваша готовность поддержать эту «опасную» тему даст возможность выговориться. Суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидально опасными. Из 10 покушающихся на свою жизнь подростков 7 делятся своими планами. Не отмахивайтесь от этих разговоров, думая: «Он это говорит, чтобы привлечь внимание!». Если он заговорил о самоубийстве, значит, это серьезно.

Если попытка самоубийства уже была, не исключена и вторая. Дело в том, что после первой попытки расстаться с жизнью, человек ощущает постоянную поддержку окружающих. У человека возникает чувство, что все его любят. Но проходит некоторое время, и жизнь входит в свое русло (все, опекавшие подростка, занялись своими делами; у него возникает впечатление, что все от него отвернулись). Тут-то и приходит в голову мысль, что единственный выход из положения - повторная попытка расстаться с жизнью. И начинает планировать суицид с удвоенной энергией. При этом вид у него совершенно счастливый, ведь про себя он думает: «Ничего, скоро все это кончится».

Забота, понимание и сочувствие - вот рецепт лекарства от суицида.

В 2007 г. вышла новая книга о субкультуре Эмо: Владимир Козлов «Эмо».

Скинхеды

Самая агрессивная молодежная субкультура - это скинхеды или «бритоголовые» (от англ. «Skin head» - бритая голова). Сами они называют себя коротким словом «скины».

История скинхедов

Самые первые бритоголовые появились в Англии в конце 60-х годов. Ничего общего с современными скинами они не имели. Скорее наоборот. Скинхеды «первой волны» были субкультурой рабочих районов Британии, которая возникла как молодежная классовая культура протеста против официальной буржуазной культуры тех лет. Самое интересное, что скинхеды «первой волны» хорошо относились к чернокожим: они слушали музыку «черных»; в клубах они толклись вперемежку с мулатами и неграми. Скинхеды устраивали драки, но дрались они с рокерами, хиппи и другими молодежными группировками.

«Вторая волна» возникла в конце 70-х годов. Ее вызвал экономический кризис в Англии. Дети безработных, сами безработные не видели никаких перспектив (нет денег, работы). Единственное развлечение - подраться с такими же, но из соседнего района. Кроме того, в конце 70-х годов в Англии активизировались неофашисты, которые быстро стали образцом для подражания у скинхедов. Неофашисты давали деньги на создание скин-клубов. Скин-группы стали петь песни на откровенно расистские темы. Излюбленным лозунгом скинхедов стал «Сохраним Британию белой!».

В 80-х годах наци-скины появились во многих странах мира. В Европе форпостом движения наци-скинов стала ФРГ. Если в других странах скинхеды избивали чернокожих и азиатов, то немецкие скины сразу «прославились» убийствами.

Скинхеды в России

В России скинхеды появились в начале 90-х годов. Их было несколько десятков. Вели себя тихо, наши первые скины просто подражали западным скинхедам, о которых узнали в годы перестройки из СМИ. Однако в начале 1994 г. скинхеды вдруг стали если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. К концу 1999 г. в России насчитывалось более 20 тысяч скинов. Сейчас их более 40 тысяч (по официальным данным).

Внешность скинхедов

  • бритые головы
  • темные или светлые джинсы
  • ремни с утяжеленной пряжкой
  • высокие армейские ботинки
  • камуфляжные куртки без воротников

Иногда украшают ремень якобы декоративной цепью. На самом деле цепь делает этот импровизированный кастет еще опаснее.

Скины обычно не носят с собой никакого оружия (чтобы не «привлекли»), но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанной на руку.

Организации скинов

Большинство скинхедов сформированы в маленькие группы по месту жительства и учебы. Однако есть и крупные организации: в Москве «Скинлегион», в Санкт-Петербурге «Русский кулак» (в них от 100 до 150 человек). В Екатеринбурге в настоящее время существуют несколько скинхедовских группировок, которые активно взаимодействуют между собой: «Заречный фронт», «Оранжево-черно-зеленые» (куда входят фанаты футбольного клуба «Урал»), «Стальные монстры», «Heles shicken» («адские куры», куда входят только девушки), также существуют многочисленные группировки в Кольцово и Верхней Пышме.

Занятия скинхедов

Любимый вид времяпровождения у скинов - напиться пива или водки и идти охотиться на какого-нибудь темнокожего студента.

Архангельск. 1998 год. Судили группу наци-скинов, которые создали организацию, поставившей своей целью насильственное изгнание из Архангельска всех «черных». Члены группы - подростки 14-18 лет совершали вооруженные нападения на кавказцев.

Москва. 2000 год. Судили, так называемых, «чистильщиков» (подростков 16-19 лет). Они проводили «зачистку» Москвы от «оскорбляющих облик столицы» бомжей, которых просто убивали.

Екатеринбург. 2005 год. Скинхедами убито несколько армян.

2006 год. Горели кафе и рестораны, принадлежавшие кавказцам, разорено старинное мусульманское кладбище в центре Екатеринбурга.

2008 год. Трое скинхедов избили 40-летнюю мусульманку на остановке, после чего выкололи ей глаз.

Примеров террора скинхедов множество. Это отнюдь не безобидное молодежное движение.

Принципы скинхедов

  • Русский скинхед должен охранять и защищать людей, принадлежащих к славянскому братству - русских, украинцев, белорусов; дружественно относится ко всем белокожим нациям европейского происхождения; оказывать им помощь и поддержку.
  • Скинхеды негативно относятся ко всем эмигрантам из Китая, Африки, Пакистана и т.д., считая, что они ведут оккупацию и захват русской земли, отбирают у россиян лучшие рабочие места и самых красивых девушек, разрушают русскую культуру и распространяют культуру наркотиков.
  • Скинхед не имеет права дружить с инородцами, старается не общаться с ними.
  • Не допускается даже временное сотрудничество между белым и черным человеком.
  • Скинхед должен стараться не пользоваться продуктами и изделиями азиатского происхождения.
  • Принимать помощь от инородца разрешается только в крайних случаях, а предлагать ему свою помощь строго запрещается.
  • Цель бритоголовых - возрождение белой России и уменьшение числа «нацменов» в стране. Их девиз - «Россия для русских!».
  • Бритоголовые выступают против эмиграции и считают, что место инородцев в «гетто». Или «каждый должен быть на своем месте: если ты грузин - живи в своей Грузии, если еврей - езжай в Израиль...», - так сказал один из новоуральских скинхедов.
  • Скинхеды - ярые противники смешанных браков. Завидев на улице «не русского» с русской девушкой, бритоголовый обязан напасть на него и избить. Девушку трогать не рекомендуется. Скины считают, что от смешанных браков рождаются «расово неполноценные дети» - «гибриды».
  • Скины также негативно относятся и к белым русским людям, если они являются наркоманами, алкоголиками, гомосексуалистами, нищими, бомжами и инвалидами.
  • Скинхед не должен слушать музыку хип-хоп и некоторых других стилей, если исполнителем является не белый.
  • Канал MTV видится скинхедам главным врагом, т.к. является масонским TV и отвлекает молодежь от борьбы за главенство белой расы.

Культура скинхедов

У бритоголовых есть собственная пресса. Это журналы: «Белое сопротивление», «Отвертка», «Я бывалый» и др., есть сайты в интернете.

Бурно развивается и музыкальная скинкультура. Больше всего музыкальных скин-групп в Москве: «Штурм», «Коловрат», «Вандал», «Дивизион», В Санкт-Петербурге - «Totten Kopf» (в честь дивизии «Мертвая голова»). Тексты песен чрезвычайно агрессивны. Вот тест песни группы «Террор»:

Стало много кавказцев,

Поднял голову негр,

Но на улицы наши,

За девчат с дискотек,

Против негра и турка,

Да за русский народ

Встал не мент и не урка,

Не префект - «патриот» -

Бритоголовые идут!

Черный «бомбер», злой ветер

Бритый лоб, камуфляж,

Здесь не будет мечети -

Будет русский пейзаж.

Перебить без пощады

Всех кавказских чертей!

Мы за русский порядок

Ради наших детей.

Шефы

Ультраправые и фашистские партии и организации смотрят на скинхедов как на свой резерв. В Москве со скинами работает Русский национальный союз (РНС). В нем даже есть специальный департамент по работе со скинами. В Санкт-Петербурге со скинами работает национально-республиканская партия России. В настоящее время активной работой среди скинхедов занялась народная национальная партия. Она распространяет среди бритоголовых особую идеологию, согласно которой в ХХ веке было «2 великих арийских героя - Николай II и Адольф Гитлер», причем Гитлер был мстителем за принесенного большевиками и жидами в ритуал жертву Николая II и пытался нести крест-свастику в порабощенную жидами Россию.

Показательно, что большинство наших ультраправых партий начали работу со скинами после того, как в последние годы из США, Германии, Австрии неоднократно приезжали представители неофашистских группировок, которые «делились опытом» работы со скинхедами.

Причины движения скинхедов в России

Мы уже говорили о том, что в начале 1994 г. скины в России стали если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. Почему?

Октябрь 1993 г. - расстрел парламента танками. Далее следовал период «особого положения» в Москве. Тысячи человек, преимущественно с неславянской внешностью, были арестованы, избиты и депортированы из Москвы. Посмотрев, как омоновцы грабят и безнаказанно бьют людей с «недостаточно арийской внешностью», подростки-двоечники из «спальных» районов, из неблагополучных семей быстро нашли «пример для подражания».

Еще больший рост численности скинхедов вызвала первая чеченская война и сопутствующая ей пропагандистская кампания.

На расцвет скинхедовского движения повлиял катастрофический экономический спад, начиная с 1991 г. Рост цен, безработица, задержки зарплат, нищета привели к тому, что, лишившись привычного образа жизни, население России стало быстро дичать - преступность, алкоголизм и наркомании захлестнули страну.

Параллельно с развалом экономики шел процесс развала системы образования и воспитания. Под предлогом борьбы с тоталитаризмом в России запретили воспитание. Само понятие «воспитание» почему-то связали с комсомолом и пионерией, которые были распущены, а взамен ничего создано не было. А ведь комсомол занимался не только идеологической работой, но и всей молодежной деятельностью (спортивные соревнования, рок-фестивали, кружки).

Кроме того, в России была произведена ликвидация созданной в советские времена разветвленной системы внешкольного воспитания и образования (ДК, СЮТа и т.п.). Детские кружки были выброшены на улицу и погибли. Школьники вне школы оказались предоставлены сами себе.

В последнее время в России наблюдается процесс, который нельзя назвать иначе, как реабилитация фашизма. В борьбе с коммунистической идеологией в 90-е годы СМИ явно перегнули палку (реабилитация генерала Власова и ему подобных). Появились даже рассуждения типа: «А может быть, и не стоило побеждать фашистов, раз сегодня в России люди живут хуже, чем в Германии». В учебниках на тему второй мировой войны была полная неразбериха: фашизм объединили со сталинизмом под общим названием «тоталитаризм»; писали, что Гитлер всего лишь предупредил нападение Сталина и т.п.; поскольку общей тенденцией было «бичевание советской власти и коммунистов», многие учителя без устали бичевали Сталина и почти не говорили о преступлениях фашистов; количество часов, отведенных на изучение в школе Великой Отечественной войны, было сокращено в 6 раз.

В результате в голове у подростков образовалась полная путаница. Так, в стране, потерявшей в войне против фашизма 35 млн. человек, фашизм из предмета всеобщей ненависти превратился в загадочную и увлекательную тему для подростков. Появилась даже мода на фашизм.

Таким образом, скинхеды в России - продукт не национальных, а социальных изменений.

Отношение власти

А власти с наци-скинами не борются. Нет и антискинхедской пропаганды. Телевидение клеймило в последние годы американцев, вакхабитов, кого угодно, только не фашиствующих бритоголовых.

Уроки истории

А ведь подобная ситуация уже была в истории. Итальянские и немецкие либералы первой половины ХХ века тоже думали, что фашисты будут бить коммунистов, послужат им противовесом, станут дополнительной защитой от «красной опасности», ради этого они закрывали глаза на их подвиги, давали им деньги. Последствия этого им известны...

Мнение психолога

Скины в психопатологическом отношении - самая неблагополучная неформальная группировка. Главные качества - ненависть, выражаемая открыто и страх, который скины прячут за агрессию. В психологии существует термин «aggro» (агро), что означает «игру в депрессию». Бритая голова и армейские ботинки сами по себе вреда не приносят - это aggro. А вот избиение человека - это уже сама агрессия. Если человек задумал настоящее зло - он не будет своих намерений демонстрировать, он будет действовать быстро и без предупреждений. Среди участников агрессивных молодежных групп, таких, как скинхеды, всего 5% реальных агрессоров, 70% скинов - это модники, которых привлекают только внешние атрибуты агрессивности. Скинхеды сегодня - это те, которые не могут приспособиться к сложностям реальности. Это сильно невротизированные дети. Наблюдения показывают, что причастность к военизированным структурам и обряды инициации, которыми изобилуют неонацистские группировки, - просто бальзам для невротизированной психики. Постоянный поиск врага во вне - не что иное, как идущая с детства неуверенность в собственных силах. Общество должно не кричать о фашистской угрозе, а занять детей делом.

Антифа

В противовес скинхедам возникла радикальная антифашистская субкультура Антифа. Это движение стремительно набирает силу. Основную часть этих полувоенных формирований составляют совсем молодые люди - от 16 до 25 лет. Они и выглядят и действуют практически одинаково. Единственно возможным методом борьбы они считают насилие. Увидев, как толпа атакует группу фашистов (или наоборот) сторонний наблюдатель никогда не догадается, кто из них кто. Омоновские маски и марлевые повязки на лицах, пустые бутылки, одежда одних и тех же марок. Узнать, кто одержал победу в драке можно лишь по кличу победившей стороны. Если орут: «Зиг хайль!», значит победа за наци. Если слышится «антифа» - сразу понятно, кто на коне.

Участники движения Антифа говорят: не надо путать фашистов и антифашистов, приписывая тем и другим одинаковые методы борьбы. Добро должно быть с кулаками, считают представители Антифа. Фашисты нападают на невинных иностранных студентов, детей, панков и бомжей. Антифа же только на фашистов.

Война между ними идет не только на улицах, но и в виртуальном пространстве, и на информационном поле. С обеих сторон активно действуют «разведчики». Они стараются как можно больше выяснить о вражеских группировках: кто в них состоит, в каких клубах бывают, на какие концерты ходят, домашние адреса, телефоны, место работы. Затем эти досье выкладываются на общедоступных сайтах в интернете с припиской вроде «Их надо знать в лицо». Совершаются хакерские атаки на сетевые ресурсы врага: блокируют сайты противника, вскрывают его электронные почтовые ящики, доставая конфиденциальную информацию. Никакого общего центра ни у тех, ни у других не существует. И со стороны Антифа и со стороны нацистов выступают не связанные друг с другом группировки.

Но свою уличную войну они воспринимают настолько серьезно, что ради победы готовы пожертвовать многим: здоровьем, свободой, жизнью. Любопытно, что подъем движения Антифа в России (как и движение скинхедов) связан с футбольными фанатами. Не всем из них нравились фашистские идеи, долгое время владевшие умами большинства их единомышленников. Группировки антифа понемногу начали привлекать поклонников разных команд.

Это противоречит европейской традиции, согласно которой фашисты одного клуба чаще всего придерживаются одинаковых политических взглядов. В России футбольные убеждения политическим не помеха. Именно наши фашисты и антифа так похожи, что вышли с одних и тех же трибун.

В отличие от скинов у антифа очень мало людей (если у скинов - тысячи, то у антифа - сотни). Но их действия приводят к тому, что активность скинов поубавилась во многих городах.

Заключение

15 декабря 2007 г. в Новоуральске состоялся Молодежный форум (в центре общественных организаций), где присутствовали представители многих молодежных субкультур Новоуральска: готы, экстремалы, рокеры и другие.

Главный вопрос форума: каким сами молодые видят молодежное пространство Новоуральска? Итогом работы этого необычного форума стало принятие решения:

1. о создании молодежного сайта;

2. об открытии единого молодежного центра;

3. о выдвижении кандидата от молодежи в Думу НГО.

Выводы

1. Можно как угодно относиться к тем или иным явлениям, но всегда стоит помнить, что каждый человек имеет право на выбор. И этот выбор, если он не ограничивает права других, необходимо уважать.

2. При встрече с человеком, который не похож на других, не стоит спешить с осуждением, ведь мы не знаем, какие переживания и, возможно, трагедии скрыты за его внешним обликом.

3. При знакомстве с готами, эмо или кем-то другим ни в коем случае не «косите» под них. Оставайтесь собой. Будьте естественны.

4.Страшна не молодежная субкультура сама по себе. Опасны массовые психические эпидемии, фанатичные увлечения, ограниченность целей в жизни.

И последнее, большая часть молодежи не слишком подвержена влиянию молодежных субкультур. Точнее сказать, это влияние не очень глубоко для большинства. В основном они используют влияние молодежной моды (одежда, прическа, речь) и значительно меньше это сказывается на образе жизни, поведении и взглядах.

Чтение лекции сопровождается показом слайдов. При подготовке иллюстративного материала использовались ресурсы интернет.

Прикрепленный файлРазмер
Молодежные субкультуры.ppt3.13 Мб

Др. субкультуры

Уважаемый автор, многие молодёжные субкультуры Вы в данной статье не рассмотрели, а именно: - чем различные религии отличаются от субкультур? Это в принципе то же самое. Христианская молодёжь, увлекающмеся йогой молодые люди, веряшие, что их кто-то просветлит, спасёт... - попсовая дискотечная молодёжь, фюрер - Собчак. - маги, сдвигающие точку сборки различными методами (Кастанеда). - хиппи, ростоманы (негритянская прививка). - панки, по сути своей нигилисты. - сектанты всякие, кришнаиты, Ошо, мормоны, свидетели Яхве (Иеговы) и т.п. Что можно отнести к религиям, т.к. религии - по сути узаконенные тоталитарные секты. Взрослые редко перерастают всё это.

Такие разные

Занятно, что представители молодежных субкультур читают книги и даже пишут стихи. Хотя, они такие же люди, просто со своей начинкой внутри. В Екатеринбурге, к примеру, развито движение студенческих отрядов. У них тоже есть свои книги, песни, стихи, форма, род занятий, традиции и идеи. Можно ли их считать молодежной субкультурой? Для интереса - недавно созданный журнал свердловского областного студенческого отряда http://evamihe.livejournal.com/ и сайт http://www.sso.ru/. Спасибо за познавательную статью!!!

опечатка

Прошу извинить за опечатку в тексте лекции. В разделе "Скинхеды"(мнение психолога)следует читать "В психологии существует термин "агро", что означает "игру в агрессию".Автор.

Спасибо!

Спасибо за глубоко раскрытую тему и очень содержательную презентацию. Данный материал будет использован в работе нашей библиотеки.:) С уважением, ГУК "Амурская областная детская библиотека".

Роль субкультур в диалоге поколений

Думаю, стоит отметить положительную тенденцию - вместо очередного разговора о непонимании поколений автор предлагает больше узнать о подростках,понять по какому принципу они выбирают субкультуру, какие идеи они принимают и транслируют, примыкая к той или иной группе. Лекции о молодежных субкультурах безусловно поспособствуют развитию толерантности как в среде подростков,так и в среде взрослых. Казакова Елена, СПбГУКИ, кафедра детской литературы

Суперважно!

Ирина, материал суперважный. Но сейчас больше всего имеет значение даже не ЧТО вы рассказываете, а КАК вы это делаете. Именно гуманитарные технологии. Потому что грань между тонкой психологической интерактивной работой и пропагандой того или иного образа жизни может быть очень тонкой. И список, Ирина, список. Я вам уже писала. Всё-таки вы смельчаки! М.В. Ивашина

По поводу молодежных субкультур

Спасибо за высокую оценку моей работы. Лекцию про субкультуры читаю старшеклассникам уже второй год.Всплеска субкультурной активности в Новоуральске после моих лекций не наблюдается,хотя интерес к этой теме у подростков, несомненно, есть.В конце прошлого года прочитала эту-же лекцию завучам школ и психологам.Их оценка подачи данного материала была положительная.В результате, многие школы целенаправленно отправили свои старшие классы в библиотеку на данную лекцию.Стараюсь показать разные точки зрения на проблему субкультур - мнения взрослых, мнения специалистов - психологов, мнения самих подростков - членов субкультур.Моя цель - не сделать рекламу той или иной субкультуре, а предоставить подростку наиболее полную информацию (часто противоречивую) на ту или иную проблему,дать ему возможность самому сделать выбор. При этом важно не оскорбить чувства ребят - представителей субкультурной молодежи, которые часто присутствуют в аудитории. Согласна с тем, что психологическая грань здесь очень тонкая, но я твердо убеждена в том, что если в нашей жизни присутствует это явление - молчать об этом не имеет смысла. Предлагаю список литературы на эту тему. • Юношеские субкультуры Урала [Текст] /сост., введение, аннотирован. библиогр. Ю. В. Шинкаренко. - Екатеринбург : Союз юнкоров, 2005. - 208 с. • Баронов, М. Черно-розовые дети [Текст]: в их одежде преобладает темное, а в душе? / М. Баронова // Лит. газ. - 2008. - № 37 (сент.). - С. 13. • Берштейн, А. Парни с форштадта [Текст] / А. Берштейн // История. - 2004. - № 14 (апр.). - С. 22-24. • Верховский, А. « Мы их еще не знаем» [Текст] / Верховский А. // Огонек. - 2006. - № 40. - С. 25. • Воронов, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре? [Текст] / В. Воронов, Е. Черничкина // Воспитание школьников. - 2001. - № 5. - С. 23-26. • Куликова, М. Марш подавленного страха [Текст] / М. Куликова //Огонек. - 2005. - № 14. - С. 46-47. • Обыкновенный антифашизм [Текст] // Огонек. - 2006. - № 40. - С.20-21. • Почему ксенофобов становиться все больше? [Текст] //Эхо планеты. - 2006. - № 20/21. - С. 6-11. • Радионов, Е. Скинхеды в Новоуральске [Текст] / Радионов Е. // Новая городская газета. - 2002. - 28 авг. (№ 35). - С. 6-7. • Скинхеды Урала [Текст] // Корабли subкультур. - 2006. - № 1. - С. 7-11. • Синицина, И. Свастика по городу [Текст] : кто виноват? / Синицина И. // Новая городская газета. - 2006. - 20 сент. (№ 38). - С. 7. • Стрелкова, И. Русский подросток - что дальше? [Текст] / Стрелкова И. // Москва. - 2004. - № 9. - С. 162-175. • Тарасов, А. Бритоголовые [Текст] / Тарасов А. //Дружба народов. - 2000. - № 2. - С. 130-150. • Тарасов, А. Каша в бритой башке [Текст] / Тарасов А. // Ровесник. - 1999. - № 11. - С.12-15. • Ципко, А. Свой - чужой [Текст] Еще раз о ксенофобии, национализме и фашизме в России / Ципко А. //Рос. газ. - 2006. - 20 марта (№ 63). - С. 20. • Шергина, Н. Тимка [Текст] / Шергина Н. // Огонек. - 2006. - № 40. - С. 22-24. Кроме того, очень рекомендую посетить сайты различных субкультур в интернете. Там можно, как говориться, почерпнуть информацию из первых уст.

Суперважно!

Ирина, материал суперважный. Но сейчас больше всего имеет значение даже не ЧТО вы рассказываете, а КАК вы это делаете. Именно гуманитарные технологии. Потому что грань между тонкой психологической интерактивной работой и пропагандой того или иного образа жизни может быть очень тонкой. И список, Ирина, список. Я вам уже писала. Всё-таки вы смельчаки! М.В. Ивашина

По поводу молодежных субкультур

Спасибо за высокую оценку моей работы. Лекцию про субкультуры читаю старшеклассникам уже второй год.Всплеска субкультурной активности в Новоуральске после моих лекций не наблюдается,хотя интерес к этой теме у подростков, несомненно, есть.В конце прошлого года прочитала эту-же лекцию завучам школ и психологам.Их оценка подачи данного материала была положительная.В результате, многие школы целенаправленно отправили свои старшие классы в библиотеку на данную лекцию.Стараюсь показать разные точки зрения на проблему субкультур - мнения взрослых, мнения специалистов - психологов, мнения самих подростков - членов субкультур.Моя цель - не сделать рекламу той или иной субкультуре, а предоставить подростку наиболее полную информацию (часто противоречивую) на ту или иную проблему,дать ему возможность самому сделать выбор. При этом важно не оскорбить чувства ребят - представителей субкультурной молодежи, которые часто присутствуют в аудитории. Согласна с тем, что психологическая грань здесь очень тонкая, но я твердо убеждена в том, что если в нашей жизни присутствует это явление - молчать об этом не имеет смысла. Предлагаю список литературы на эту тему. • Юношеские субкультуры Урала [Текст] /сост., введение, аннотирован. библиогр. Ю. В. Шинкаренко. - Екатеринбург : Союз юнкоров, 2005. - 208 с. • Баронов, М. Черно-розовые дети [Текст]: в их одежде преобладает темное, а в душе? / М. Баронова // Лит. газ. - 2008. - № 37 (сент.). - С. 13. • Берштейн, А. Парни с форштадта [Текст] / А. Берштейн // История. - 2004. - № 14 (апр.). - С. 22-24. • Верховский, А. « Мы их еще не знаем» [Текст] / Верховский А. // Огонек. - 2006. - № 40. - С. 25. • Воронов, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре? [Текст] / В. Воронов, Е. Черничкина // Воспитание школьников. - 2001. - № 5. - С. 23-26. • Куликова, М. Марш подавленного страха [Текст] / М. Куликова //Огонек. - 2005. - № 14. - С. 46-47. • Обыкновенный антифашизм [Текст] // Огонек. - 2006. - № 40. - С.20-21. • Почему ксенофобов становиться все больше? [Текст] //Эхо планеты. - 2006. - № 20/21. - С. 6-11. • Радионов, Е. Скинхеды в Новоуральске [Текст] / Радионов Е. // Новая городская газета. - 2002. - 28 авг. (№ 35). - С. 6-7. • Скинхеды Урала [Текст] // Корабли subкультур. - 2006. - № 1. - С. 7-11. • Синицина, И. Свастика по городу [Текст] : кто виноват? / Синицина И. // Новая городская газета. - 2006. - 20 сент. (№ 38). - С. 7. • Стрелкова, И. Русский подросток - что дальше? [Текст] / Стрелкова И. // Москва. - 2004. - № 9. - С. 162-175. • Тарасов, А. Бритоголовые [Текст] / Тарасов А. //Дружба народов. - 2000. - № 2. - С. 130-150. • Тарасов, А. Каша в бритой башке [Текст] / Тарасов А. // Ровесник. - 1999. - № 11. - С.12-15. • Ципко, А. Свой - чужой [Текст] Еще раз о ксенофобии, национализме и фашизме в России / Ципко А. //Рос. газ. - 2006. - 20 марта (№ 63). - С. 20. • Шергина, Н. Тимка [Текст] / Шергина Н. // Огонек. - 2006. - № 40. - С. 22-24. Кроме того, очень рекомендую посетить сайты различных субкультур в интернете. Там можно, как говориться, почерпнуть информацию "из первых уст".

Молодежные субкультуры

Хотелось бы увидеть список источников, которые использовал автор при написании статьи. Для тех, кому интересны молодежные субкультуры: Михаил Лурье, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Выступление на тему «Молодежные субкультуры современной России: между протестом и индустрией» http://contextclub.org/events/y2009/m2/n10 Это можно бы и обсудить. Елена Смутнева

Субкультуры

Тема очень важная, актуальная, а особенно ценно то, что востребована подростками! Тут видится только один(?) подводный камень: как бы не перегнуть в сторону агитации за тех же готов или эмо, например. Т.Патракова,СОБДиЮ.
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"