
Пальгуева Г.М Читать? Надо читать!
Галина Михайловна Пальгуева,
зам.директора по научно-методической работе
Нижегородской областной детской библиотеки,
г. Нижний Новгород
Читать? Надо читать!
В день своего рождения премьер-министр Российского правительства В. Путин встретился с литераторами. Получил в подарок книги. Симптоматично. Дает надежду на возрождение старого, доброго утверждения: «Книга - лучший подарок». О значении и значимости чтения были сказаны хорошие слова. Говорили о проблемах. Очень своевременно. Наверняка многим запомнится цифра озвученная премьером: 40% россиян не прочли за год ни одной книги. Производит впечатление. Какое? И извечно русский вопрос, который часто задают, но не всегда ищут ответ: что же с этим делать?
Статистика - штука хитрая. Многое зависит от того, что исследуется с ее помощью, где и с какой целью, какие выводы планируется сделать. Можно, например, зайти во все милицейские «обезьянники» и спросить тамошних сидельцев, какую книгу они прочли в последнее время. Даже если кто-то держал в руках сборник статей уголовного кодекса, скорее всего, мы получим картину почти стопроцентного нечтения. Такой же вопрос часто задают своим посетителям библиотекари. Картина получается совсем иная. Более 70-80% процентов утверждают, что читают регулярно. Но это естественно, если они уже пришли в библиотеку, значит, читают. Такие вот два различных полюса. Надо думать, премьер использовал более объективные данные солидных исследований. Следовательно, 40% нечитающих - это реальная цифра?
Но еще несколько слов о цифрах. В IX веке 70% российского населения было крестьянским, неграмотным, соответственно не читающим. Тем не менее, в России был Пушкин, Лермонтов, была литература, которую мы теперь называем классической, была великая русская культура. Возможно, дело-то не в процентах? Так в чем же?
Один из многих ответов на этот вопрос возникает у профессионалов все чаще и чаще: в качестве. Пришла пора говорить о качестве литературы, качестве чтения, о качестве той общественной ситуации, которая способствует позитивному или негативному отношению к чтению.
Почему необходимо читать? Чтение - это базовый навык грамотности, необходимой степени образования, без которой сегодня не станешь успешным. Это понимают уже многие. Тем 40% , о которых говорил Путин, успешность, вероятно, не нужна, поэтому они не читают? Но не все так просто. Чтение для получения различных сведений, знаний - это потребление информации. Источник знания и информации сегодня - компьютер. Он справляется с этим гораздо лучше книги. Стало быть, книги и не нужны, делается многими поспешный вывод. Хорошо. Читать можно и не с бумажного листа, а с монитора, даже с мобильника. В этом отношении стоит говорить о происходящих позитивных изменениях: компьютизируются школы, библиотеки, развивается сетевая литература. Информации много, она становится доступной. Обмен информацией - это развитие разума. Разве для нас это лишнее?
Но В.В. Путин пригласил к себе авторов художественных произведений. И речь шла совсем о другом чтении. О чтении, которое питает душу, развивает культуру, приобщает к ней, а это именно то, что отличает нас от обезьяны. Чтение художественной литературы - это постижение психологических основ взаимоотношения людей, это воспитание в себе внутренней свободы, и наоборот, избавление от жестокости, цинизма, душевной тупости, в конце концов. Разве для нас это лишнее?
Вот с таким чтением у нас действительно проблемы. Дело в том, что Слово, заключенное в художественном произведении - это мощнейший инструмент воздействия на человека.
Оно может быть как позитивным, так и негативным, в зависимости от его восприятия. Риски «потребления» некачественной литературы заключаются в том, что чаще всего она находит отклик у людей готовых к внушению, т.е. к получению на подсознательном уровне четких команд, инструкций, призыва к действию, освобождающих от самостоятельного мыщления, принятия решения и ответственности за эти решения. Не случайно, большинство рекламных слоганов призывают: «пойди», «купи», «возьми все что хочешь». У детей и подростков не всегда отчетливо сформулированы ценностные ориентации и недостаточен житейский опыт. Под влиянием низкопробной литературы происходит подмена нормальных человеческих потребностей их суррогатами. К сожалению, подобные риски чаще всего невидимы и неощутимы, а потому и опасны. Особенно опасно то, что занимаются подобной подменой понятий современные авторы, адресующие свои произведения детям и подросткам. Разумеется, особенности современных детей позволяют писателям, якобы от их имени, занимать и отстаивать любые ценностные позиции, но не оправдывают ЛЮБЫЕ, в данном случае малохудожественные, примитивные, построенные по принципу потакания, СПОСОБЫ выражения позиций.
Здесь возникает вопрос о терминах. Что это такое - качество чтения? Кто возьмется однозначно на него ответить? Имеет ли отношение к качеству чтения художественный вкус, нравственная, социальная доминанта, заключенная в художественном произведении? Да и что такое художественный вкус, нравственность? Все субъективно? Разумеется. Но ...на мой наивно-старомодный взгляд, я могу отличить Пушкина от Лермонтова, Толстого и Чехова по художественным особенностям, деталям, образам, неуловимым ощущениям, чему-то еще трудно выразимому, но явственно присутствующему. Думаю, что все это и пробуждает во мне то, что принято называть художественным вкусом. Большинство современных произведений, как для детей, так и для взрослых неотличимы друг от друга именно отсутствием художественных особенностей.
Таким образом, речь должна идти, о качестве литературы. Отсюда, призыв к писателям: «сейте разумное, доброе, вечное», а не только «фотографируйте» жестокие реалии нашего времени. Мы их и в жизни видим достаточно, зачем же перегружать ими книги. Это к вопросу о том, нужно ли говорить с детьми о темных сторонах нашей жизни, истории, о жизни и смерти. Можно и нужно, но вряд ли через «реальную чернуху». Через художественные особенности - они дают шанс на позитив. Не сладкое усыпление и отвлечение от реалий, а надежду на свет в конце туннеля? Без этого не выжить? А где их взять, художественные особенности? Далеко не все современные детписы (очень мне понравилось это случайно услышанное слово) считают обязательным для себя владение Словом, Образом, Красками. Большинству достаточно социально-бронебойных патронов-слоганов.
Сегодня, речь должна идти о качестве процесса чтения. Неизвестно когда родилась поговорка: «смотрит в книгу, а видит фигу», но, увы, она отражает сегодняшнее умение читать, т.е. видеть (не видеть) в прочитанном художественном произведении нравственные ориентиры. Качественное чтение - это вдумчивое чтение и не это только - дар Божий, но и опыт. А опыт, как известно, приходит в процессе деятельности. Организовать процесс читательской деятельности задача семьи, школы и библиотеки. Сегодня семья и школа с этим не справляется. У них другие заботы. Семья нацелена на материальное обеспечение, школа на обеспечение знаниями. И ничего в этом нет плохого.
Основную роль в повышении качества чтения, с помощью семьи и школы, может играть библиотека, в особенности детская библиотека. Но у нее весьма ограниченные возможности. Согласитесь, приятно взять в руки новенькую книгу в красочной обложке, с хорошим шрифтом, на хорошей бумаге. Зайдите практически в любую детскую библиотеку. Что вы увидите? Старые, затрепанные, подклеенные многими поколениями читателей книги. Они могут быть высокохудожественными по содержанию, но взять их в руки страшно. Полюбить чтение через такие книги - невозможно. Библиотекари, практически на голом энтузиазме, прикладывают неимоверные усилия, чтобы сделать из мусора конфетку. Но все равно видно, что это сделано из мусора. На новые книги у библиотеки нет денег.
Да и сами библиотеки! Когда-то, очень давно, на заре советской власти, был объявлен поход за грамотностью. В селах и деревнях стали открывать избы-читальни. Обстановка в них: занавески и цветы на окнах, «городские» шкафы, столы и стулья, чистота и, конечно, новые книги,- все это было привлекательнее чем в родной избе. Люди тянулись к очагу культуры и приобщались к культуре. Сегодня библиотеки в этом отношении проигрывают не только городской квартире, но и деревенской избе. Для того, чтобы исполнить свою миссию приобщения к чтению, библиотека должна быть привлекательной внешне, комфортной, располагающей к общению. Что ни говорите, но библиотека, особенно детская, это не только и не столько центр информации, это место общения с избранными мудрецами прошлых веков, место передачи через книги нравственных ценностей от одного поколения другому. Нужно ли это молодому поколению россиян? Нужно ли это государству, которое устами президента и премьера говорит об инновационном пути развития?
Библиотеки у нас государственные, но государству, ни в качестве объекта культуры, ни в качестве места приобщения к культуре, они, видимо, не нужны, поскольку оно не обеспечивает их достаточным финансированием. А нужны ли они обществу? Средства массовой информации редко усматривают «информационный повод» в том, что происходит в библиотеках. Общественные деятели, депутаты разных уровней, если и заводят разговор о культуре, то подразумевают под этим в лучшем случае ансамбли песни и пляски, но отнюдь не культуру чтения. Писателям, пролоббировавшим закон об авторских правах в его сегодняшнем уродливом виде, библиотеки, видимо, тоже не нужны. Они полагают, что наше население настолько богато и приобщено к чтению, что будут покупать их книги исключительно в магазине. Разочаровал на встрече с премьером любимый писатель В. Распутин. Понятны его переживания за судьбу «толстых» журналов, но одни журналы проблему чтения не решат. Проблема эта многогранна многолика и решать ее надо всем миром.
И у нас, между прочим, принята «Национальная программа поддержки и развития чтения». Только хочется спросить чиновников, учителей, «общественность» , как в школе, поднимите руки, кто слышал хоть что-нибудь об этой программе. Не видно леса рук!?
Подписанный 24 ноября 2006 года на Санкт-Петербургском книжном салоне руководителем Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.М. Сеславинским и Президентом Российского книжного союза С.В. Степашиным закон, предполагает участие государства, общественности и бизнес-структур. Но, как у нас это часто бывает, впереди только горстка энтузиастов и ... ба, знакомые все лица - детские библиотекари. А детским библиотекам в программе не посвящено практически ни одной отдельной строки.
Подведение основных результатов Национальной программы запланировано на 2020 год и до этого времени предстоит многое сделать. И что-то конечно, делается. В Нижегородской области реализуется программа «Развитие культуры Нижегородской области» с подпрограммой «Детское чтение», принят Закон о библиотечном деле в Нижегородской области, разрабатываются и реализуются программы, которые позволят компьютизировать детские и сельские библиотеки.
Отрадно, что в центре внимания СМИ все чаще все чаще появляются библиотеки и вопросы чтения. В любимой народной газете «Аргументы и факты» (№ 37, - 9 - 15 сентября) появилась большая (почти на подвал) статья Сергея Капицы о чтении. Причем дана как главная тема номера. Называется "Россию превращают в страну дураков" И еще комментарий Т. Филипповой из института возрастной физиологии РАО. АиФ хочет даже
сделать рубрику "За читающую Россию" Хорошая статья в общем-то. Академик пишет о том, "чтобы дети снова начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка" Жаль, что как всегда это только констатация того, что плохо. И как всегда нет ответа на извечный русский вопрос "Что делать". Хотя есть, здравая мысль по поводу того, что делать: надо перестать подчинять культуру коммерции. Опять же легко сказать, а как сделать? И эта культура как-то повисает в воздухе. Что за культура, из чего она состоит? И ни слова о библиотеке, о детской литературе... В "комментарии специалиста" есть рассуждения об учителях и родителях - что они не приучают к чтению. Судя по статье, все-таки библиотека в массовом сознании, даже в понятии таких высокоученых людей не является местом, где приучают к чтению? Может нам библиотекарям писать свои статьи не только в профессиональные издания? И не только новостные сообщения с перечислением проведенных мероприятий, но и проблемные статьи. Было бы неплохо, если бы рядом со статьей С. Капицы, а в следующем номере С. Говорухина появилась статья М. В. Ивашиной и любого из нас о том, какое поколение вырастет в России, если не будет читать. Но для таких газет надо, наверное, как-то по-другому писать? И многие ли из нас умеют? И нужны ли газетам на самом деле такие статьи? Вот эта статья была написана для Нижегородской областной газеты. Не опубликовали? В реальности - это такая глыба ... но капля и глыбу точит. Кто-то же должен этим заниматься. А мы должны дать нашим детям шанс полюбить чтение
Сегодня перед Россией стоит задача преодоления не только технической, но и цивилизационной отсталости. Без высокой культуры трудно достичь самоцивилизации российского народа. А культура - это и культура творческого чтения в том числе, - это возможность беседовать с героями и мучениками совести темных времен, светочами Золотого и Серебряного века, создателями высокой духовности нашей истории, голос которых слышен лишь среди книг.
Писать в газеты и журналы!
Горечь+оптимизм
Горькая статья, Галина Михайловна. Вполне разделяю Ваши чувства. Хотя есть и вопросы. Например, о том, как говорить с детьми о тёмных сторонах жизни. Какой ракурс здесь необходим. Ведь катарсис можно пережить не только на материалах произведений Шекспира (а без катарсиса человек никогда не сможет понять боли этого мира). Это тоже в зачёт разговора о качестве чтения и литературы. Невозможно работать в этом направлении ТОЛЬКО на классическом материале. ОСТРО необходим современный. Так было и во времена Пушкина. Тоже рвали из рук новинки, чтобы думать о себе в этом мире.
И вообще ближе нам надо как-то быть к народу, и писать по-другому, например, как наш писатель А. Папченко. Тогда точно прочтут. Рецптик есть: сканадальность, провокативность, обострённость проблем на бытовом уровне, стилистическая свобода и раскованность, игра образами и словами. Вы ведь догадались, что он специально так написал? Он умеет писать и другие, серьёзные тексты. Ценю Ваш профессиональный юмор: поставить фамилию Ивашиной рядом с С. Говорухиным и С. Капицей - это очень тонко!
Вижу, Вы верите, что у нас всё получится. Мы ведь смышлённые. М.В. Ивашина
горечь? оптимизм1
Ирония вместо пафоса