Пронина А.С. Программная деятельность Тверского областного Центра детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина как стратегия раз

Анна Сергеевна Пронина

Тверской областной Центр детского

и семейного чтения им. А.С. Пушкина

зам. директора по библиотечной работе

Программная деятельность Тверского областного Центра детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина как стратегия развития

Программная деятельность является отличительной особенностью работы в сферах, требующих постоянных инноваций, инициативы, умения привлекать ресурсы и принимать управленческие решения. Именно программная деятельность или управление проектами, программами становится важным и актуальным направлением деятельности, позволяющим ЦДСЧ им. А.С.Пушкина постоянно развиваться.

Одним из положительных эффектов мирового финансового кризиса стал рост интереса к чтению. Тверской областной Центр детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина сегодня не только социальный институт, но и социально привлекательное учреждение. Одних привлекает возможность приятно и с пользой провести увеличившийся досуг, других - наличие бесплатного доступа в Интернет.

Библиотечное обслуживание никогда не играло такой важной роли для детей и их родителей, какую оно играет в современном мире. Доступ к знаниям и богатствам мировой культуры, как и непрерывное образование, и грамотность, стали приоритетами нашего общества.

Дети - достойное «вложение средств». Для поддержания на должном уровне и повышения качества материалов и предоставляемых услуг Центр детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина разработал программу «Читающие дети - читающая Россия». В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого развития, Программа определяет содержание и основные пути развития системы детского чтения и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс организационных научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области чтения детей, родителей, семьи в целом, детей с особыми потребностями. Она определяет содержание и основные пути развития системы детского чтения и направлена на дальнейшее формирование творческого начала, и состоит из подпрограмм:

  • «Мы - россияне»
  • «Дайте планете шанс»
  • Ежегодная Всероссийская неделя детской и юношеской книги
  • «Мир без наркотиков».

Подпрограмма

«Мир без наркотиков»

Подпрограмма

«Мы - россияне»

«Читающие дети - читающая Россия»

Подпрограмма

Ежегодная Всероссийская неделя детской и юношеской книги

Подпрограмма

«Дайте планете шанс»


Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив.

Цель программы:

  • изучение чтения - глубокое понимание интересов и потребностей читателя, пользователя библиотеки и, следовательно, более эффективное его обслуживание;
  • повышение престижа чтения и статуса «Человека читающего» у молодого поколения;
  • развитие молодежных инициатив по поддержке чтения;
  • развитие чтения в семье;
  • повышение роли детских библиотек в развитии уровня культуры чтения детей и юношества;
  • развитие творческого потенциала библиотекарей Тверского региона и поддержка нестандартно мыслящих личностей;
  • чтение - связующая нить поколений;
  • повышение профессиональной подготовки, образовательного уровня библиотекарей Тверской области.

Задачи:

  • формирование в читательской детской и подростковой среде активных ценностных установок: толерантности, здорового образа жизни, любви к Родине, любви к родной природе, к миру, в котором он живет;
  • формирование у юных читателей национального самосознания, лучших черт национального характера, необходимых моральных ориентиров;
  • создание системы информационной поддержки детских библиотек области;
  • обеспечение права ребенка на предоставление ему информации по интересующим вопросам: экологии, здоровому образу жизни, краеведению и др.;
  • удовлетворение потребностей детей и подростков в многообразной информации для получения образования и самообразования;
  • формирование позитивного отношения к чтению, как к занятию радостному, приносящему удовлетворение;
  • повышение авторитета детских библиотек Тверского региона.

Механизм реализации программы:

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы ГУ ЦДСЧ им. А.С.Пушкина с детскими библиотеками Тверской области в целях обеспечения права ребенка на предоставление ему информации по интересующим вопросам: экологии, здоровом образе жизни, краеведении, семейным ценностям, патриотизму, любви к Родине.

  • Организация и проведение областных семинаров, курсов, круглых столов, конференций для повышения уровня профессиональной подготовки детских библиотекарей;
  • Проведение крупномасштабных акций, кампаний, продвижение программ, способствующих привитию любви к чтению, здоровому образу жизни, любви к Родине, семье;
  • Повышение уровня профессионального образования: обучение детских библиотекарей инновационным формам и методам работы с книгой, в том числе с использованием и новых информационных технологий, организация стажировок, учебных семинаров;
  • Кумуляция интеллектуальных и творческих ресурсов детских библиотек Тверского региона и содействие эффективному их использованию.

Результаты программы:

1. Создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление стабильности, повышение авторитета детских библиотек Тверского региона.

2. Положительная динамика роста читателей детей, подростков, читающих семей и возрождение традиций семейного чтения.

3. Укрепление кадрового потенциала детских библиотек, повышение профессионального роста детских библиотекарей.

4. Активизация использования библиотечно-информационных ресурсов ГУ ЦДСЧ им. А.С.Пушкина и других библиотек области.

5. Внедрение в практику работы детских библиотек Тверской области инновационных форм обслуживания читателей.

Летом этого года Тверской областной Центр детского и семейного чтения им. А. С. Пушкина разработал новый проект «Кризис - время учиться будущей карьере».

Основная проблема состоит в том, что учащиеся старших классов не умеют и не знают, как осуществляется поиск необходимой информации из-за отсутствия элементарных знаний по библиографии. Это связано с тем, что в средних учебных заведениях исключены библиотечные уроки из школьной программы.

Проект «Кризис - время учиться будущей карьере» - оказание помощи молодым людям в приобретении умений и навыков, в развитии способностей и качеств, необходимых для дальнейшего личностного и профессионального развития, а также активного участия в общественной жизни в своем регионе.

Целью проекта является приобретение молодежью практических умений и навыков в области библиотечно-библиографических знаний, а также создание условий для успешного трудоустройства молодых людей и использование полученных знаний для дальнейшего образования. Пройдя обучение, участники проекта разработают собственные памятки о том, что необходимо знать для получения и использования оперативной информации. Оценивать проекты будет Экспертный совет, в состав которого войдут ведущие специалисты библиотечного дела. Старшеклассники получат возможность работы в летний период в Государственном учреждении культуры «Тверской областной Центр детского и семейного чтения им. А.С.Пушкина». Проекты будут опубликованы на сайте Центра для обсуждения подростками. Будет издана памятка «Оперативный поиск информации» для старшеклассников. Проект сфокусирован на целостном развитии навыков и умений молодых людей, направленных на их успешную самореализацию и активное участие в жизни общества.

Основными задачами проекта являются:

  • развивать и поддержать инициативы молодых людей, способствовать их успешной самореализации и активному участию в жизни общества;
  • содействовать распространению информационно-библиотечных знаний для самореализации в дальнейшей жизни;
  • научить получать оперативную и точную информацию на бумажных и электронных носителях;
  • способствовать творческому началу личности;
  • научить умению работать в команде;
  • свободно владеть «словом» в организации массовых мероприятий, читать и организовывать выставки лучших образцов литературы.

Как показывают исследования в Российской Федерации, подрастающее поколение ощущает себя невостребованным, как бы "заброшенным" взрослыми, не способными и не желающими помочь им интегрироваться естественным способом в большое общество. Это заставляет молодых объединяться в субкультурные группы, где они удовлетворяют их потребности в общении, интеграции и противостоянии давлению общества. Часто подростково - молодежные группы носят антиобщественный характер, где ложный коллективизм, романтика и жестокость формирует примитивный уровень мышления и преступный тип поведения. Практически все старшеклассники чувствуют социальный и психологический дискомфорт типичный для маргинальной личности, испытывающей затруднения в процессе социальной адаптации. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос: "Что Вас лично тревожит сейчас?" 63,0% тревожатся за свое будущее, 21,8% респондентов волнует их отношение с людьми, 8,7% - проблемы собственного характера и 42,4% - озабочены учебой. В сущности, всех тревожит одно: личное будущее и даже учеба волнует большинство лишь с точки зрения возможности чувствовать себя интегрированными в конкретную социальную группу в соответствии с инстинктом социального самосохранения. Следовательно, абсолютное большинство старшеклассников замкнуты на себе и своих проблемах.

В течение трех лет наш Центр работает с творческой молодежью, занимается организацией и проведением выставок картин, фотографий, произведений декоративно-прикладного искусства молодых талантливых художников города Твери и Тверской области. Художественно-творческая деятельность имеет важное значение для нравственного, эстетического, духовного развития молодежи. Духовно-нравственный потенциал человека позволяет ему гармонично сосуществовать с окружающими людьми, дает способность ценить красоту и совершенство окружающего мира. Тверской областной Центр детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина в поддержку творческой инициативы молодежи разработал программу «Талантливая молодежь». Цель, которой является раскрытие и развитие творческих способностей, творческого потенциала молодежи через организацию и проведение художественных выставок, концертов, литературных занятий в творческой лаборатории, организацию и проведение презентаций и мастер - классов, издание буклетов о творчестве молодых талантливых людей. Среди ожидаемых результатов мы видим приобщение молодежи к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, формирование эстетических ценностей и вкуса, стремление к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной и общественной жизни тверского региона, поддержка творческих молодежных инициатив, создание условий для самореализации творческого потенциала молодежи Тверской области.


Другие материалы по теме

Раздел портала:

Образовательный ресурс
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"