Олефир С.В. Система профессиональных коммуникаций в продвижении детского и юношеского чтения в Челябинской области

Олефир Светлана Валентиновна,

МУК «Централизованная система детских и школьных библиотек»,

зам. Директора по автоматизации

Челябинский институт переподготовки и

повышения квалификации работников образования,

доцент кафедры педагогики и психологии

Система профессиональных коммуникаций в продвижении детского и юношеского чтения в Челябинской области

Процесс формирования подрастающего поколения в условиях общества знаний невозможен без продвижения чтения, повышения ответственности специалистов сфер культуры и образования за решение социальных проблем детей и подростков, четко сформулированных целей, задач и методов их решения. В последние годы продвижению чтения в России уделяется значительное внимание. Урал, в частности Челябинская и Свердловская области - не исключение.

В Челябинской области 906 муниципальных, 6 областных и около 1100 школьных библиотек и особенно важно, что работа по продвижению чтения поддерживается министерствами. В последние годы здесь складывается система профессиональных коммуникаций: Министерства культуры и образования, библиотеки различных ведомств, учреждения высшего профессионального образования (Челябинская государственная академия культуры и искусств - ЧГАКИ, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования - ЧИППКРО), книгоиздательские организации и общественные организации работают на продвижение чтения. В докладе министра культуры по результатам работы в 2008 году говорится, что библиотеки обслуживают 1,4 млн. пользователей (из них - детей и молодежи, охват населения ежегодно растет и составил 39,2%. Привлечению способствует активная культурно-просветительская деятельность библиотек области. Среди наиболее ярких библиотечных событий можно назвать ставший традиционным фестиваль книги и чтения «Челябинск читающий». В сентябре 2008 года проведен третий фестиваль, темой которого стала семья, семейное чтение, традиции и история семей Челябинской области. В фестивале принимают участие библиотеки Челябинска и области, в том числе школьные. Это поистине яркое событие, привлекающее население сначала на праздник, а затем в библиотеку. Фестиваль широко освещается в средствах массовой информации.

Значимой задачей является поддержка властными структурами живущих на Южном Урале авторов, которые создают литературно-художественную продукцию для детско-юношеской категории читателей. Средствами поддержки литераторов стали конкурсы, гранты, выпуск и распространение их продукции на льготных условиях. Поддерживается выпуск изданий краевой и краеведческой литературы Урала. И сами издательства : АБРИС, Издательство Марины Волковой (газета от 7 до 17) издают бесплатные газеты, доставляют их в библиотеки - детские и школьные. В рамках года чтения в 2007 году каждая школьная библиотека получила 100 энциклопедических и справочных изданий.

Одним из путей развития интереса к литературе, литературной деятельности является стимулирование литературно-художественного творчества юных читателей. Соответственно требуются управленческие решения, связанные с проведением конкурсов отдельными организациями (библиотеками, школами, издательскими организациями) - их финансирование.

Перед органами управления стоит также задача развития социального партнерства между институтами различных ведомств, участвующими в решении перечисленных выше проблем.

Один из способов - создание ведомственной целевой программы «Развитие библиотечного дела в Челябинской области (2009-2011). В прошлом году дан старт большому проекту по продвижению книги и чтения «Хорошая книга», совместно с фондом Людмилы Улицкой - известной писательницы. Наша область получит в дар тысячу комплектов «хороших книг» по 100 экземпляров в каждом, это произведения классики и современные. А приобретение краеведческой литературы финансируется Министерством культуры области и муниципалитетами в рамках программ развития библиотечного дела. Сотрудничество нашей библиотеки с издательством АБРИС позволило обеспечить создание и издание «Тетради юного краеведа. Озерск» издательством АБРИС для краеведческого компонента образования. Финансируется Управлениями культуры и образования, будет во всех школьных и детской библиотеке. Пополнение фондов библиотек современной литературой, безусловно позволяет поднять престиж книги и чтения.

Еще одно направление взаимодействия - совместные семинары, круглые столы, конференции и другие формы профессионального общения. Именно они помогают вырабатывать общие стратегии и тактики работы, развивать общие проекты. Всероссийское признание этого опыта подтверждено высокими наградами: первое место в конкурсе региональных проектов «Мы и книга» («Год детского чтения в Челябинской области», 2004) и Гран-при за проект «Читающий Урал - настоящая Россия» (2007).

Профессиональные мероприятия помогают за счет эффективной коммуникации продвигать чтение не только на межведомственном уровне, но и между областями - Челябинской и Свердловской. Примеров тому немало: Уральская библиотечная ассамблея в Челябинске (2007), Съезд школьных библиотекарей УРФО (2008, Екатеринбург) - к участию приглашены помощник представителя президента в УРФО, официальная делегация Челябинска и других областей, преподаватели ЧГАКИ, школьные библиотекари региона. Недавняя (апрель 2009) конференция Нижнетагильской социально-педагогической академии «Человек читающий в современном мире», в программе которой философские, исторические, библиотечные и даже художественно-оформительские аспекты чтения. Участники: вузовские и школьные педагоги, детские и школьные библиотекари разных городов, писатели и издатели и театральные деятели, - находят точки соприкосновения, принимают общие решения в продвижении чтения.

Коллективный опыт помог разработать Центру чтения Челябинской государственной академии культуры и искусств «Концепцию поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области». Концепция рассчитана на три года, она носит межведомственный характер и направлена на объединение усилий в обозначенном направлении всех заинтересованных и ответственных сторон. Она опубликована Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества (МЦБС) при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии в рамках реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, доступна на сайте МЦБС.

Необходимо обратить внимание на систему непрерывного образования, в 2008 году прошло 12 областных обучающих мероприятий, рассчитанных на разные категории специалистов и направленных на продвижение чтения. В семинарах также участвовали библиотекари не только Челябинской области, но и Уральского Федерального округа. Когда мы организуем повышение квалификации школьных библиотек в ЧИППКРО, обязательным атрибутом становятся экскурсии в Центральную детскую библиотеку, Областную юношескую, в музей книги Академии культуры. И даже те, кто недоумевал, зачем эти экскурсии, приходят к выводу, что «общие дети» и общие проблемы продвижения чтения требуют использования лучшего опыта в своей работе, а он неоднократно описывался. И если сейчас в жюри конкурса школьных библиотек «Библиобраз», в работу методцентра школьных библиотек включаются специалисты ЧГАКИ, то это никого не удивляет. Сотрудничают городские и областные детские и юношеская библиотеки со школьными, помогая разрабатывать программы по чтению.

Государственные структуры, институты книжного дела, образовательно-воспитательные заведения, набирающее силу гражданское общество страны ответственны за создание информационного пространства, благоприятного для образования, повышения уровня грамотности, раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения. Задача воспитания читающей нации, способной осваивать социальные, научные, технические, экономические и художественные достижения, решается путем культивирования в человеке читателя с раннего детства, формирования у него потребности в чтении как средстве полноценной самореализации. Как правило, если человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда.

Наука утверждает, что в структуре профессиональных коммуникаций существует несколько компонентов:

  • мотивационно-потребностный - стремление к профессиональной коммуникации;
  • когнитивный - знание профессиональный стратегий;
  • деятельностный - поисковые, организаторские, конструктивные умения;
  • рефлексивный - осмысливание, анализ, пересмотр опыта профессиональных коммуникаций.

Все это нам понятно и присутствует у коллег уральских библиотек. Однако, 15 мая закончился в Екатеринбурге экспертный семинар, организованный центром повышения квалификации «Учебная книга» (Екатеринбург) «Перспективы развития системы библиотек образовательных учреждений Свердловской области». В семинаре принимали участие специалисты различных ВУЗОВ, школьных, Вузовских и муниципальных библиотек. Одним из важных вопросов был: создание уральского библиотечного сообщества, общественной организации. Критической массы так и не образовалось, решение не принято, определилась лишь инициативная группа. Будем ли мы работать на новом уровне профессиональных коммуникаций - покажет время.

Сайты организаций:

http://www.culture-chel.ru/ - Министерство культуры Челябинской области

http://www.mcbs.ru/ - межрегиональный центр библиотечного сотрудничества

http://www.chgaki.ru/ - Челябинская государственная академия культуры и искусств

http://www.ipk74.ru/ - ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

http://www.uraledu.ru/ - региональный портал Образование Урала

http://www.ntspi.ru/ - Нижнее-Тагильская государственная социально-педагогическая академия

http://www.ch-lib.ru/ - МУК «Централизованная система детских и школьных библиотек» г. Озерска

Добрый день

Добрый день Светлана Валентиновна! Получила профессиональное удовлетворение от чтения вашего выступления. Хотелось бы увидеть " Тетрадь юного краеведа.Озерск", методику работы с ней. Это к слову перенять хорошее для себя. В любом деле только четкая система дает эффективные результаты, а выстроенная по законам упорядоченности бытия позволяет создать целостность, для которой личность конечно будет играть роль как элемент, но...человек работает под систему, а не наоборот. С уважением Безденежных Л.И. СОБДиЮ

Что дальше?

Острый и болезненный вопрос - будем ли мы работать на новом уровне профессиональных коммуникаций. Опыт показывает - все взаимоотношения на стыке ведомств и территорий продвигаются со скрипом. Воюют отважные одиночки-пассионарии. Названные достижения - скорее исключения из правил, чем система. Почему-то постоянно не набирается критическая масса. А все вопросы решаются на основе личных контактов, которые, в конечном счёте, оказываются решающими. Может быть, будущее Уральское библиотечное общество способно что-то изменить? Почему-то кажется, что и в нём будут работать всё те же персоны. М.В. Ивашина
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"