Безденежных Л.И. Мне это принадлежит, и я это сохраню!

Людмила Ивановна Безденежных,

зам. директора по филиалу,

Свердловская областная библиотека

для детей и юношества, г. Екатеринбург

Мне это принадлежит, и я это сохраню!

Начто вороне большiе разговоры, знай ворона свое воронье кра!

В.Даль

Полюбопытствуем в справочниках, что такое краеведение.

Край-начало и конец, рубеж, предел, грань. Веден - см. водить - провожать на ходу, или указывая путь, или предводительствуя. Разъясняет толковый словарь Даля.

Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны главным образом силами местного населения. Наиболее массовая форма в СССР - школьное краеведение.

Трактовка советского энциклопедического словаря.

Краеведение - полное изучение определенной части страны, города или деревни. Таким изучением обычно занимаются ученые специалисты.

Выдает Интернет-ресурс Википедия.

Ну что ж, сколько источников, столько трактовок. О них и поговорим в формате традиционной маркетинговой схемы SMART: конкретно, измеримо, доступно, в пространстве и во времени. Обозначим детали. Филиал Свердловской Областной библиотеки для детей и юношества в 2008 году определил цель одного из направлений работы - пропаганда краеведческих знаний. Для этого зав. отделом обслуживания Бажукова О.М. разработала 9 игровых занятий на период учебного года по программе «Моя страна, мой город, мой район», отобрала золотой фонд серии местного издательства и обратилась за аудиторией в 5 учебных заведений. При этом прозвучало предложение организации выезда на любой понравившийся культурно-исторический объект. Темы встреч говорят сами за себя:

- горный город Екатеринбург;

- от деревенского дома до особняка;

- дом особого назначения;

- мы помним тех, кто воевал;

- уральской природы живая картина;

-тайны уральских подземелий;

- кузница страны;

- кто родством с цветком и камнем.

Не все так гладко в цепочке исторических событий любимого города, но библиотекарю не приходится кривить душой, раскрывая факты расстрела царской семьи в Екатеринбурге. Революционеры - люди своего времени, своих ценностей и убеждений. На месте жестокой расправы построен в 2003 году Храм- на- Крови, который являет связь столетий от покаяния к возрождению. Один из самых прекрасных моментов всей затеи - личный интерес поисковой работы библиотекаря в сочетании с формулой успеха «все, что знаю сама, узнают другие!».

Как известно в любом деле периодически полезно задавать вопрос «зачем?»

На него и получили мы ответ при анкетировании всех заинтересованных сторон сего начинания. Вот что получилось. Учителя экономят время и доверяют библиотекарям как более компетентным и имеющим больший ресурс наглядности в стенах библиотеки. Родители не имеют времени и подчас знаний для разговоров с детьми на тему, а что раньше было на этом месте, где мы живем? Сами школьники в силу их любознательности очень бы хотели узнать про все на свете, но чтобы им об этом кто-то интересно рассказал! Аудитория целевая подтвердила наши ожидания, все «за»!

Отвечу и себе на этот же вопрос. Главное подступает ненавязчиво, незаметно, спустя какое-то время, такое сразу не осознается. Надо много увидеть, сравнить, прочувствовать, оценить и принять. Но вот загадка.

Это глаза ребенка или взрослого (без разницы), когда он видит рядом два разных фотоснимка - его девятиэтажки сегодняшнего дня и особняк или избушку столетием ранее в той же географической точке города. Они зажигаются гордостью принадлежности к истории не какой-то далекой истории Кремля в столице необъятной родины Москва, а к той близкой истории малой родины, где родился он, его родители, и еще не одно поколение в родословной. А с еще большей гордостью звучит уже в путешествии, что мы родом с Урала, где горное дело поднимала династия Демидовых, и уральские сказы П.П.Бажова переведены на многие языки мира. Уже с первых занятий читатели стараются поделиться своей историей и появляются в библиотеке рассказы, альбомы, создается сообщество изучающих и обновляющих череду событий: связь времен. Вот и получается, что межведомственное сотрудничество (образование и культура) достигает общей цели: пропаганда краеведческих знаний формирует гражданскую позицию молодого поколения.

Результат, как факт, вещь упрямая. На сегодня две школы заключили договоры совместного сотрудничества с библиотекой, сотрудники готовят и проводят электронные презентации, игры, конкурсы, встречи. Стремление сохранить историческую память через молодое поколение, сделать себя частью истории и культуры, быть краеведом - миф это или реальность?

Краеведение важно, интересно, нужно. Но кому? Больше вопросов, чем ответов. Продвигая свою программу среди читателей, мы надеемся, что появятся здоровые амбиции у будущей молодежи: «Мне это принадлежит, и я это сохраню!»

...Растет наш город в небеса,

Будь то жилище иль концерн,

И робко жмется у дорог былого времени краса-

«Купеческий модерн».....(Бажукова О.)

Дорогие

Дорогие коллеги-соратники на библиотечной краеведческой тропе! Сердечно благодарю за выстроенные диалоги. Желаю "Ленивому следопыту" виртуозных поисковых открытий. Любовь Аркадьевне в Питер с уважением отправляю осенний уральский привет с набережной Исети, которая местами после ШОСа напоминает о северной столице. Татьяна ваш трогательный рассказ о состоянии души знаком и мне. Когда в далеком теперь уже 1982 году я возвращалась с работы ежедневно от Областной детской до городка Чекистов(гостиница Исеть)и мне было столько же сколько и Вам, я вспоминала тагильские тихие проспекты. Пусть это чувство останется с вами, поверьте оно одно из тех, которое не имеет измерения и времени. Спасибо всем за участие в конференции.

Край, мой милый край...

Край у каждого свой. Мой край - это село Байны, в котором я родилась. Я люблю свой его, т.к. там красивые живописные места. Когда уезжала в Екатеринбург учиться, мне было тяжело расставаться со своим родным селом. Хотя и приезжаю домой на выходные, практически каждую неделю, но так грустно уезжать обратно. Или, наоборот, по каким-то причинам останешься в городе надолго - скучаешь по дому, селу и вообще близким людям.

Курс «Краеведение» я изучала еще в училище. Мне этот предмет сразу понравился, ведь столько много я узнала о г. Екатеринбурге (а так же Свердловской области) его истории, достопримечательностях. Если раньше как-то не обращала внимания и не предавала особого значения на прекрасные архитектурные сооружения, различные памятники и проч., то сейчас если вижу старое красивое здание, то сразу начинаю его рассматривать, читать на них таблички, которые поясняют, что это за то или иное здание.

Люблю посещать краеведческие музеи. Очень интересно рассказывают работники музея про Екатеринбург. Есть такие экспонаты, у которых можно долго стоять, и рассматривать их.Я так же отношу себя к тем, кто любит сравнивать старое фото с настоящим. Трудно представить, что по ул. Ленина трудно было проехать, ведь там была ужасная, размытая дождями дорога. Да тут можно без остановки с увлечением рассказывать.

Библиотеки не исключение: тоже уделяют внимание краю, в котором они расположены! Очень интересные темы, которые придуманы вашими сотрудниками библиотеки, которые так и манят посетить такую-нибудь краеведческую встречу.

А вообще изучение любого края - всегда интересно. :)

Желаю творческих успехов!

Татьяна Первухина, СОБДиЮ

Краеведение важно, интересно, нужно. Но кому?

Очень актуальная тема. Очень приятно, что в библиотеке еще есть люди не только горячо любящие свой край, но и прививающие эту любовь подрастающему поколению. Краеведение важно, интересно, нужно в первую очередь учителям, т. к. они главные единомышленники библиотекарей-краеведов и посредники между ними и детьми. Не хочется говорить банальные фразы, но скажу: если дети не знают и не любят свой город, край, то у них нет исторической Родины, а значит - нет будущего! P.S. В СОБДиЮ существует также программа «Тайны Рифея» и клуб «Ленивый следопыт». Балакина Н. Л.

Наталья

Наталья Леонидовна спасибо за ваше признание и сотрудничество! Историческая родина - это здорово. Владислав Крапивин, вернувшись в г.Тюмень, где он родился благодарно и с гордостью за свою малую родину отметил все позитивные изменения. Не умолчал и о чувстве благодарности за теплый прием земляков. Кстати 14 октября у него был день рождения, еще раз поздравляем. Пришло время "собирать камни", помочь детям рассмотреть то бзизкое, что оставит след в душе на всю жизнь. Мы принимаем всё, что получаем, За медную монету, а потом - Порою поздно - пробу различаем На ободке чеканно-золотом. С.Маршак

Отличная идея!

Идея отличная, хотя и трудная для реализации. Нужны энтузиасты. Как, впрочем, везде. Добавить к путешествию по книгам живое путешествие - это здорово. У вас вообще много творческих людей. Успехов! М.В. Ивашина

Марина

Марина Вячеслававна всегда рада вашей искренней поддержке! С такими людьми хочется работать и в команде, и без команды. Лучший способ превратить работника в генератор идей это возложить на него самую высокую ответственность. Д.Огилви

краеведение

краеведение, наука, науч.-популяризаторская деятельность, а также форма общесв. движения, направленная на комплексное изучение своего края и распространение знаний о нём, осуществяемая преимущественно местными силами.- Уральская историческая энциклопедия

вопрос какие они есть - "силы местные", и каковы их интересы...

Начнем с

Начнем с главного. Министерство культуры СВердловской области.Любое направление краеведческой деятельности и начинание всегда в поле зрения этой государственной структуры. Конечно, может где-то и есть лучше, но бывая по сторонам и весям нашей необъятной страны можно контатировать - во многом у нас лучше. Конечно городские власти не столь расторопны, как хотелось бы, в реставрации памятников культуры, даже взят с некоторых пор курс на безжалостное уничтожение заброшенных особняков,которые отданы на заклание перед взметнувшимся бумом современного строительства. Да,это местные силы одного масштаба,но есть общественные организации, научные,любительские где зарождаются исследовательские идеи, наконец местные издательства, которые пропагандируют и сохраняют историческую память. Но я бы трактовала так "силы местные" - это осознание принадлежности к тому что окружает человека, проживающего на определенной территории и совершенно жизненный интерес сохранения самого себя.
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"