NEW! Гришина С.М. Детская библиотека в контексте глобализации

Светлана Михайловна Гришина,

Директор, Центральная городская библиотека

Берёзовского г.о., доцент УГТУ-УПИ, к.п.н.

Детская библиотека в контексте глобализации

Последнее десятилетие 20 и начало 21 века характеризуется существенной трансформацией мировой системы. Наблюдается активизация взаимодействий в экономической, социальной и культурной областях. События в одной части Земного шара влекут изменения в других регионах, происходит усиление взаимовлияния в мире. В последнее время широкое распространение в качестве характеристики современного мира, для описания происходящих глобальных процессов получил термин «глобализация» (от лат. globus - шар). Существует целый ряд определений этого явления. "Глобализация - слишком сложный процесс, чтобы охарактеризовать его одним определением. Каждая из существующих версий раскрывает какой-то один аспект, рассматривая процесс с той или иной стороны. Глобализация - это взаимодействие государств, народов, этносов, социальных общностей в единой системе отношений на планетарном уровне; - это система открытого культурного обмена, заимствования образцов поведения и адаптация культурных стереотипов к условиям глобального бытия; - это процесс расширения границ общения во всех сферах человеческой деятельности и возникновение глобального экономического, экологического, информационного пространства, вызывающего глубокие взаимозависимости и необходимость выработки согласованных действий народами и государствами" (2)

  • Глобализация затрагивает все сферы и взаимоотношения современного мира: от экономических, политических до социальных, культурных; от групповых, классовых до национальных, государственных. Глобализация как явление вовсе не является чем-то уникальным и присущим исключительно современной эпохе. Стремление к неограниченному росту, экспансии и бесконечной ассимиляции любого инокультурного материала свойственно всякой культурной системе, что и было многократно явлено в человеческой истории, начиная с древневосточных империй, кончая совсем недавним прошлым. Разве Советский Союз не пытался осуществить глобализаторский проект в рамках идеологии мировой революции, а затем "программы-минимум" - мировой системы социализма?
  • Генезис процесса глобализации начинается с XVI века со стихийным формированием мирового рынка и установлением экономической взаимозависимости стран в системе метрополия-колония. Уже к середине XIX века в ходе разделения труда (Англия, Индия, Южная Африка, Австралия, Канада) четко проявляются черты экономической глобализации, а в начале ХХ века с формированием мирового хозяйства можно говорить о завершении этого процесса. Вместе с тем с полным политическим разделом мира в это же время на глобальной экономической основе формируется и политико-военная и дипломатическая глобальность. Глобализация мира становится историческим фактом. Первая мировая война, появление Лиги Наций, тоталитарных режимов, угрожающих миру новой мировой войной, новым разделом мира и т.д. ярко свидетельствуют об этом. Одновременно в глубине глобального мирового хозяйства и политической общности начинает набирать силу социокультурное ядро глобальности. Взаимосвязанные и взаимозависимые страны и народы в глобальном мире по своей внутренней социальной природе и структуре были разнородными. Подавляющее их большинство стояло на уровне докапиталистических форм развития, которым соответствовали и архаичные культурные ценности и смыслы. С крахом колониальной системы и появлением новых независимых государств Азии, Африки, Латинской Америки с начала 60-х гг. происходит процесс социокультурной трансформации освободившихся стран, формирование родственных с Западом структур при сохранении цивилизационных различий. Теперь все страны и народы, как элементы и части общесоциокультурной мировой системы, объединяет нечто общее, качественно единое, при сохранении их индивидуальности, своеобразия. На единой социокультурной основе складывается социокультурный плюрализм, плюрализм ценностей и смыслов.

С целью адекватной оценки и осмысления современной ситуации, необходимо определиться с тем, какие черты современных глобальных процессов наследуются из исторического прошлого, и в чем состоит их инновационная специфика. Как указывает Т. Киселева (МГУКИ), традиционным является стремление к языковой, экономической, аксиологической, политической и др. унификации разнообразных культурно-исторических форм на основе некоей базовой модели (например единой общности - советского народа). Реализация этой тенденции в истории всегда выглядит одинаково: на тактическом уровне она создает удобства для управленческих процессов и манипуляций. На стратегическом же уровне она приводит к гибельной гомогенизации культурного пространства, т. е. истощению внутренней разнородности (разности потенциалов), что неизбежно приводит к угасанию, распаду и смерти культуры. Кроме того, этнос метрополии - автор базовой культурно-цивилизационной модели, этого «общего знаменателя» глобализации всегда плата за гегемонию блокировкой развития национальной культуры (на примере нашей страны - русской культуры). Исторически преемственным является и то, что современный глобализационный процесс не имеет имманентной конечной цели. А это, в свою очередь, означает, что рубежи глобализации могут быть поставлены только извне. Неслучайно, ЮНЕСКО в своих документах, касающихся информационного общества, подчеркивает необходимость создания не только единого, но и мультикультурного пространства. Провозглашение концепции от «всемирного информационного общества к обществу знания» определило четыре наиболее общих основных принципа, которыми могут руководствоваться и библиотеки:

Культурное многообразие

Равный доступ к образованию

Всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием

Свобода самовыражения.

Т.Г. Киселева определяет ряд совершенно особенных черт, присущих современным глобализационным процессам. По ее мнению все прежние глобализационные проекты в истории носили идеократический характер. Главным средством реализации такого проекта было прямое военно-политической насилие, а его историческим воплощением - теократическая империя. Теперь же, когда эпоха идеалов сменилась эпохой интересов, прямое военно-политическое насилие оказывается средством неадекватным. Ему на смену приходит неолиберальный проект глобализации. При анализе современных тенденций, следует учитывать следующие факторы:

1. Глобальные процессы разворачиваются на фоне приближения системного кризиса всей человеческой цивилизации, который по усредненным подсчетам должен произойти около 2025-2030 гг. (Расчет группы С. П. Капицы и др.).

2. Важнейшим фактором современного культурного климата является постмодернизм, который давно перестал быть узкой интеллектуальной модой, а является главной формой стихийного мировоззрения большей части образованного человечества.

3. Одним из определяющих факторов структурно-качественных трансформаций культурно-цивилизационных параметров современного мира и самой психики человека ближайшего будущего, является экранная революция, сопоставимая по своей значимости, разве что с возникновением письменности.

Но глобализация общества характеризуется не менее мощным социальным негативом. Благодаря новому информационному режиму современный социум становится проницаемым для любых информационных импульсов. Информационное общество, обретя невиданную ранее свободу, единство в многообразии, динамизм развития, обрело и новую степень уязвимости перед деструктивными факторами и различными социальными девиациями. Негативные факторы, получившие в глобальной системе новые стимулы и возможности, разнообразны, их диапазон простирается в границах от международного терроризма до хакерства, стандартизации культурных ценностей, распространения манипулятивных технологий и т. п.

Как процесс многогранный и, по всей видимости, необратимый, глобализация характеризуется такими явлениями, которые обуславливают собой неоднозначное отношение к ним. Как указывает Н.А. Сляднева : «Осознавая сильные стороны, то есть позитивные моменты влияния новых информационно-коммуникативных технологий на сферы образования и состояния культуры повседневности, многие ученые испытывают тревогу по поводу негативных тенденций глобализации в целом. К их числу правомерно отнести и такие феномены, как информационную неупорядоченность и утрату критериев отбора информации. Намечается явный разрыв между технологическим потенциалом информатизации социума и личности и качественными характеристиками глобализации применительно к состоянию культуры». С другой стороны глобальная информационно-коммуникационная система кардинально изменила условия для культурного обмена и взаимодействия, образования, бизнеса, межличностного общения, все более успешно стирая пространственные, временные, социальные, языковые и иные барьеры, формируя единое информационное пространство.

Это диктует и приоритеты в национальной политике, экономике, социокультурном развитии, образовании. Владение новыми информационными технологиями, эффективное встраивание России в глобальную информационно-коммуникационную систему является условием ее процветания, равноправного участия в мировом сообществе. Экспансия всех сфер и направлений деятельности в виртуальную среду (бизнес-процессов, науки, образования, культуры, социально-культурной деятельности, межличностных коммуникаций и т.п.) формирует глобальные информационные ресурсы (сайты, электронные библиотеки, интернет-журналы, конференции, базы данных и т.п.), что является самоценным социальным результатом нового информационного режима.

Очевидно, что мировое сообщество еще не овладело в полной мере новыми инструментами социального управления, не освоилось с реальностью глобальной информационной системы, не научилось обуздывать своеволие информационных игроков. Необходимо формирование новой культуры - информационной, новой этики - этики виртуальных коммуникаций, новых знаний и умений, обучение новым профессиям и технологиям, формирование современной информационной культуры общества и личности. Именно в этом векторе развития общества и личности можно видеть источник социального оптимизма.

Позитивное значение данных процессов трудно переоценить. Благодаря им, огромные пласты людей были вызволены из информационно ограниченного круга бытия с преобладанием материальных, социальных параметров и погружены в постоянно расширяющееся информационное пространство нового времени. Единое информационное пространство как важнейший компонент и фундамент глобализации можно рассматривать как величайшее "географическое открытие" новейшего времени, соизмеримое с открытием и освоением новой среды обитания и деятельностной экспансии человеческой цивилизации. Виртуальная реальность является по сути новой средой, стихией, которая вслед за сушей, водным миром, недрами, воздушным и космическим пространствами на порядки расширяет ноосферу, возможности для социального креатива. (Н.А. Сляднева).

Каково же место детской библиотеки в этой всеобъемлющей структуре. В Руководстве ИФЛА для детских библиотек одной из задач стоящих перед детскими библиотеками было подготовить детей к сменяющейся природе информации. Сегодня эта смена уже произошла. Экранная культура, к которой относится и кино, и телевидение, и компьютеры ворвалась в нашу действительность и не оставила нам выбора.

Сейчас телевидение превратилось в единственно доступное средство приобщения к культуре для 90% населения России. Но, к великому сожалению, качество телевизионных передач не всегда находится на должном уровне. Некоторые передачи имеют откровенно коммерческую природу, создают новые мифы и культовые фигуры, представляемые как сверхзначимые. Это стало характерными чертами телевизионной части экранной культуры.

И все же телевидение - это наша повседневность. Оно неустанно воспроизводит для огромной аудитории новую "массовую культуру", информацию обо всем и для всех, сближая во времени и пространстве разобщенных людей, превращая современную цивилизацию в "глобальную деревню". (М. Маклюэн). Идеи и образы, транслируемые через телеэкран, присутствуют в культуре как готовые формулы и стереотипы представлений, обеспечивающие основу общения людей из разных стран, разных социальных слоев, разных поколений.

Но вернемся к книге. Трудно удержаться и не разделить вместе с У. Эко восхищение самым гениальным изобретением человечества - изобретением алфавита, с помощью которого возможно порождение бесконечного числа текстов, книг, определивших судьбу человечества. Первоначально именно книга сыграла большую роль в универсализации освоения культуры. Ее создание было революционным шагом к глобализации знаний о мире, во многом благодаря тому, что появилась возможность пространственного и временного перемещения письменной информации, заключенных в книгах.

Эстонский ученый А. Лепик предлагает учитывать различные аспекты совместной работы библиотеки и телевидения:

- влияние телевидения на методы пропаганды книги, используемые в библиотеках; изменение традиционных средств пропаганды книги с точки зрения телепродукции;

- формирование совместной работы библиотек и средств массовой информации;

- изменение формы и содержание библиографической работы при условии использования телевидения;

- расширение сферы влияния библиотек с использованием возможностей телевидения;

- участие библиотек в телевизионных программах: библиотеки на телевизионном экране.

С появлением компьютеров в среде интеллигенции, особенно технической, стало крепнуть мнение об исчерпанности резервов книжной культуры. Книги громоздки, для их размещения библиотекам требуется большое пространство. CD же компактны, способны вместить в себя огромное количество информации и легко доступны для пользователя, которому теперь нужно меньше времени на поиск необходимой информации. И все же связь с книжной культурой продолжает здесь сохраняться.

Известный ученый и писатель Умберто Эко отмечает: "... компьютеры - это орудие для производства и переработки образов. Но также и очевидно, что старые компьютеры рождались как орудие письменности, а не зрительного ряда: по экрану ползли слова и строки, пользователь должен был читать... Если телевидение - это мир, явленный в образах, то дисплей - универсальная книга, где мир явлен в словах и разделен на страницах". С развитием технического прогресса функции книги вобрала в себя компьютерная сеть, Интернет, с интерактивным способом создания и распространения новых культурных текстов. Философ В. Межуев отмечает: "Книга в форме экрана объединяет в одном лице читателя, писателя и издателя (трех классических персонажей эпохи книгопечатания), совмещает их в разных пропорциях при отсутствии и без посредства внешнего редактора". В средствах массовой информации развернулась дискуссия по поводу электронной литературы. Многие считают, что время бумажных изданий безвозвратно уходит, и их роль в будущем сведется к минимуму. "Можно утешать себя тем, - пишет Александр Генис, - что ученые создали электронную игрушку, не имеющую серьёзных последствий, но именно так в начале века относились к радио, кинематографу и телевидению. Появление электронной книги завершит процесс компьютеризации литературы и сделает нашу эру поистине постгутенберговской". Сетевая литература откроет новую и, скорее всего, последнюю страницу в истории издательского дела.

Мы полагаем, что развитие экранной культуры не уничтожает преимуществ книги. Она рассчитана на спокойное и вдумчивое чтение, на получение эстетического удовольствия не только от содержания, но и от оформления произведений классической литературы, томика любимых стихов, увлекательного детектива или фантастики. Отметим также, что для серьезной интеллектуальной работы сегодня нужны не только компьютеры, но в первую очередь книги, где содержится подавляющая часть культурной информации, особенно когда речь идет о прошлом. К сожалению, Россия, традиционно усматривавшая в книге источник знаний, страна, издававшая на протяжении пятидесяти лет 75% всех мировых научных публикаций, утрачивает свои позиции. Она больше не упоминается в мировой статистике среди стран с высоким уровнем развития науки и технологий а, следовательно, с обширным объемом соответствующей литературы.

Россия не смогла без потерь выйти на новый виток исторического развития, хотя за многие годы кропотливого труда российскими учеными был накоплен позитивный опыт в развитии наукоемких технологий и научной мысли, а наша система образования признана одной из лучших в мире. Книги сохранили этот опыт, и сегодня к нему следует обращаться снова и снова, чтобы компенсировать эти потери.

Культура перегружена сегодня экранной информацией. Печатное слово отступает под напором видеоряда, визуальный образ, а не слово, стал носителем идеологии. Манипулятивная мощь экранной культуры еще при ее зарождении была отмечена многими отечественными и зарубежными исследователями. Как отражается на общественном сознании переход к такой "конкретной" культуре? Не является ли она угрозой способности к абстрактному мышлению, к обобщениям? Не становятся ли уже готовые "сфабрикованные" образы, стереотипы, мешающими видеть происходящие вокруг реальные изменения?

Безусловно, опасность такого рода имеется. В связи с экранной революцией коренным образом изменяется сознание современного человека. Постиндустриальная цивилизация, переживающая системный кризис в социально-политической, экономической, экологической и др. сферах, в то же самое время характеризуется наступлением своего рода "новой иррациональности", возвращением к до-рациональным формам мироощущения. В частности, речь идет о таких явлениях, как магический ренессанс, неомифологизм, мистицизм. Но, с другой стороны, прогресс человечества связан, на наш взгляд, не со сдерживанием распространения экранной культуры и насильственным насаждением письменной, книжной. Нужно их разумное сочетание. Экранная культура способна многократно усиливать возможности книжной. Компьютерная грамотность расширяет рамки доступа к любой литературе, раскрывает новые перспективы для развития образования и глобализации информационной культуры, позволяет современному человеку достойно отвечать на исторические вызовы времени, обусловленные предельной сложностью и динамизмом современной цивилизации. Она сочетает в себе универсальные и национальные, мультикультурные и собственно традиционалистские идеи, которые могут быть постигнуты только при владении языками двух культур: книжной и экранной.

"Средний" человек находится под мощным воздействием средств массовой информации. Масс-медиа фактически превращаются в четвертую власть, кардинальным образом влияющую на все мировое сообщество в условиях глобализации. Развитые страны получают большую возможность воздействия на культуры других стран. Неравноценность культурного обмена между развитыми и развивающимися странами становится все более очевидной, вплоть до нарушения политического суверенитета. В этих условиях перед Россией встает задача активно сохранять и развивать русскую культуру, знакомить с ней мировое сообщество, с одной стороны, и стремиться к увеличению степени культурной интеграции в мировое сообщество - с другой. Совершенствование отечественной экранной культуры может сыграть в этих процессах существенную позитивную роль.

Именно детские библиотеки могут внести значимый вклад. Решение проблемы обеспечения реальных прав детей и подростков на информацию и образование и одновременно формирование духовно-нравственных основ личности, способной жить во благо обществу - такую задачу должны ставить перед собой детские библиотеки. Эта задача соотносится с новой концепцией устойчивого развития общества, признающей уникальность каждой личности, ее право выбирать себе судьбу в соответствии с формами и образами собственной культуры. Условиями успешного решения задач, стоящих перед нами являются: привлечение к чтению путем использования возможностей новых информационных технологий; разнообразие форм информационной и документальной поддержки общего образования; поддержка самообразования, познавательной активности, поэтапность включения ребенка в культурное, информационное, образовательное пространство библиотеки; гармонизация влияния информационной макросреды общества. Не случайно одним из приоритетных направлений Флагманской программы ЮНЕСКО «Информация для всех» стало формирование информационной культуры. В основу же была положена концепция информационной культуры, разработанная на базе Кемеровского государственного университета культуры. В университете само название программы «Информация для всех» было осмыслено как информация для нас и информация о нас. Информация для нас отражает такое направление работы как подготовку различных групп населения в области поиска, анализа и использования информации как важнейшего жизненного ресурса. Информация о нас предполагает, что жители любого региона не только потребители информации, но и ее создатели. Новые информационные технологии, и, прежде всего, Интернет, открывают невиданные ранее возможности для превращения региональной информации во всеобщее достояние, обогащения мировой культурной палитры за счет уникального колорита отдельных регионов. Детские библиотеки могут и должны занять свое место в системе производства информационных продуктов для детей. Ведь дети в любом обществе нуждаются в адаптированной информации.

Еще одна важная проблема, напрямую касающаяся детских библиотек - это содействие развитию многоязычного содержания и систем. И тут вопрос не в самом языке, а в ограничениях, которые он создает для возможности общения в сети, как все твердят, универсальной. Без языка невозможно участвовать в дискуссионных группах. Невозможен обмен знаниями о культурах. Невозможна доставка информации из других источников. Экономический прогресс замедлен. Культура исковеркана. Дети, вынуждаемые употреблять иностранный язык, как показывают некоторые работы, подвержены риску потери родного языка. Можно даже предвидеть возможность полного исчезновения некоторых языков. Некоторые ученые прогнозируют исчезновение до 90% существующих ныне языков. А ведь язык - это неотъемлемая часть культуры. Создание новых русскоязычных Интернет-ресурсов, для детей в том числе - еще одна задача. И уже есть вселяющие надежду примеры - сайты Ленинградской ОДБ, Озерской ЦСДШБ, Новоуральской ЦГБДиЮ.

Еще один аспект, о котором сегодня еще мало говорят - это влияние сетевой культуры на личность человека. Новые информационные технологии предоставляют читателям прекрасные перспективы для профессионального, интеллектуального и любого другого всестороннего развития личности. Однако пользование ими зачастую сопряжено с появлением проблем поведенческого, эмоционального, физического характера, отрицатель сказывающихся на психологической стабильности. Сам процесс восприятия электронной информации физиологически отличается от чтения обычной книги, зачастую оказывая на пользователя негативное воздействие. Известно, что далеко не все могут чувствовать себя комфортно, «листая» страницы Интернет. Воздействие цифровых технологий на организм человека огромно. Оно происходит подсознательно и непосредственно неощутимо. У отдельных читателей происходи визуально наблюдаемая дестабилизация нервно-сенсорной. Мыслительной деятельности, уход «в себя», или наоборот, агрессивное или эмоционально-шумное («протестное») поведение. «Внешняя» стандартизация приводит к унификации мышления, психики, направления развития (или не развития) личности. По поводу последнего особенно тревожатся психологи и педагоги. Вместе с тем человек - это всегда индивидуальность. Унификации противостоит мощное, заложенное биологически и подкрепляемое социально (системой образования, творческого развития и т.п.), стремление к индивидуализму. Новые технологии, Интернет, с одной стороны стандартизируют (пристрастия, приоритеты, вкусы, образ мыслей, лексику), а с другой - заставляют задуматься об том, как пользоваться этим с «умом», а ум, интеллект надо воспитывать, развивать. Тем более что теперь каждый пользователь пропускает через себя все более и более мощные информационные потоки, недоступные читателям прошлого.

Накапливаясь, «информационная грязь» проявляется в сознании. Грант Демирчоглян даже относит это воздействие к сфере сенсорного терроризма. Деструктивное информационное воздействие психика и мозг человека выдерживают только до определенного предела, и у разных людей он различный. Электронное представление и использование информации требует определенного времени подстройки. Когда мозг не готов к приему передаваемой информации, возникают специфические стрессы, трудно выявляемые и диагностируемые. Такого рода повреждения наблюдаются сейчас даже у детей с достаточно юного возраста.

Налицо проблема: с одной стороны новые, безграничные возможности доступа к информации (обучения, получения профессиональных знаний, интеллектуального развития) на основе новых технологий, с другой психическое, нравственное, эстетическое, физическое здоровье пользователей. Безусловно, человечество не откажется от возможностей новых технологий. Способы решения проблемы лежат на пути выявления и использования факторов, смягчающих, нивелирующих вредное воздействие электронного всемирного потока. С одновременным обучением оптимальному пользованию возможностями, предоставляемыми цифровыми технологиями. Станислав Ежи Лец, однажды заметил, что техника дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя. Наша задача противопоставить технологии гуманитарную составляющую развития человеческой цивилизации.

В заключение хотелось бы познакомить аудиторию с некоторыми предложениями для детских библиотек, поставленных сегодня в условия глобализации окружающего мира.

- Осознайте свою уникальность во всем, в том, что касается ваших ресурсов, возможностей и задач.

- Используйте все возможности, но не забывайте об опасностях.

- Ищите пути сотрудничества, а не противостояния.

- Помните, что читатель первичен, а библиотекарь вторичен.

- Учитесь анализировать любую информацию - ту, которую получаете со страниц периодики, экранов телевизоров, разговоров с коллегами и друзьями.

- Учитесь прогнозировать.

- Делитесь своими проблемами, вполне вероятно, что кто-то уже нашел их решение.

И тогда у вас есть шанс не пропасть на просторах глобализации.

Список использованной литературы.

  • 1. Гришина, С.М. «Давая детям книги, мы даем им крылья»: /С.М. Гришина, И.В. Сатымова //Юношеские библиотеки России: Вып.2(29). - М.,2004. - С.54-74.
  • 2. Дилигенский, Г.Г.,. Глобализация, население, человек / Г.Г Дилигенский, Н.М Римашевская // Труды Фонда Горбачева. -Т. 7.- С. 173
  • 3. Демидов, А.А. Шаги к информационному обществу: Реализация Флагманской программы ЮНЕСКО в России: / А.А. Демидов // Библиотечное дело. - 2004. - №6 (18). - С.2-5.
  • 4. Киселева, Т.Г. Глобализация культуры: [Электронный ресурс] / Т.Г. Киселева // Режим доступа: http://www.gpntb.ru/
  • 5. Киселева, Т.Г. Экранная культура в меняющемся мире: [Электронный ресурс] / Т.Г. Киселева // Режим доступа: http://www.gpntb.ru/
  • 6. Монтвилов, В.М. Равноправие в киберпространстве / В.М. Монтвилов // Библиотечное дело. - 2004. - №6 (18). - С.6-9.
  • 7. Петрусенко, Т.В. Дилемма XXI века / Т.В. Петрусенко // Библиотечное дело. - 2004. - №6 (18). - С.13-14.
  • 8. Сляднева, Н.В. Информатизация и глобализация - ведущие взаимообусловленные цивилизационные тенденции современности: [Электронный ресурс] / Н.В. Сляднева // Режим доступа http://www.gpntb.ru/

Ну о-о-очень

Ну о-о-очень серьёзная статья, Светлана Михайловна. Боюсь, что в соответствии с предсказанием, мы совсем скоро научимся обходиться без себя. Думаю, что советы, данные детским библиотекам (очень дельные!), нам помогут. М.В. Ивашина

Может быть,

Может быть, спасение и перспективы развития библиотек в объединении современных информационных технологий с душевностью, вниманием к отдельной личности, ее желаниям и потребностям
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"