NEW! Матвеева И.Ю. Печатные библиографические средства продвижения книги и библиотеки

Матвеева Ирина Юрьевна,

канд. пед. наук, доцент,

декан Факультета информационных ресурсов и технологий

ФГУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Печатные библиографические средства

продвижения книги и чтения

Большинство современных исследователей чтения констатируют уменьшение обращения людей к печатному слову и увеличение внимания социума к цифровым каналам СМИ - телевидению и Инернет. В этих же исследованиях отмечается, что потенциал печатного слова и традиционного чтения на несколько порядков выше, чем у электронных коммуникационных каналов: традиционное чтение - это «не просто способ получения информации, а средство стимулирования личного, творческого потенциала индивида <...>, мощный регулятор творческой рефлексирующей деятельности человека» (3, с. 1159).

Противоречие, складывающееся между потенциалом чтения и его востребованностью обществом, привело к всплеску интереса к проблемам физиологии, психологии, социологии чтения, продвижения чтения в семье, библиотеках, учебных заведениях, книготорговых организациях, издательствах. На общегосударственном и региональном уровнях обсуждаются проблемы и перспективы продвижения чтения. В 2007 году принята комплексная «Национальная программа поддержки и развития чтения». В регионах реализуются комплексные программы продвижения чтения, охватывающие широкие социальные аудитории: детей, школьников, студентов, будущих родителей, пенсионеров, любителей определенных жанров художественной литературы и др. В рамках работы по этим программам ведется поиск инновационных форм сервисной, библиотечной, рекламной, педагогической деятельности.

В контексте переосмысления деятельности по поддержке и продвижению чтения, поиска их инновационных форм необходимо учитывать возможности библиографии.

Библиографическая деятельность генерирует многообразие продукции, направленной на продвижения книги и чтения: печатные, карточные и электронные каталоги, картотеки и базы данных, библиографические пособия всех форм и жанров, рекламная библиографическая информация издательств и книготорговых организаций, информационно-аналитические издания (дайджесты, библиографические журналы, досье и т.д.), комплексные тематические медийные продукты и др.

Эти информационно-библиографические продукты являются результатом библиографирования (процесса создания библиографической информации). Библиографическая информация, составляющая ядро библиографии, является средством систематизации документов (объектов чтения) и организации чтения пользователей (субъектов чтения). Поэтому в библиографической информации можно выделить два компонента: 1) содержательный (первично-фактографический) включает семантическое преобразование первичной информации для краткого изложения содержания документа; 2) документографический (вторично (мета)-фактографический) включает описание документа или его фрагмента по определенным формальным признакам для его идентификации в процессе поиска. Библиографическая информация представляет собой неразрывное единство этих двух компонентов и используется по нескольким направлениям:

  • для информирования пользователя о документальном массиве, потоке или готовящихся к публикации документов;
  • для поиска информации в распределенных документальных источниках (в том числе электронных);
  • для экспертной оценки содержания документа и ориентации пользователя в информационных массивах.

Эти направления реализуют три функции библиографической информации: коммуникативную, поисковую и оценочную, каждая из которых способствуют поддержке и продвижению чтения. В процессе библиографирования ключевым моментом является оценка документа, сопровождаемая коммуникацией - публикацией или устным словом и дальнейшим разысканием при заданном поисковом образе документа. В условиях, когда в сфере книгоиздания, книгораспространения и библиотечно-библиографической деятельности остро стоит вопрос об экспертировании качества художественной и отраслевой литературы, наиболее востребованной оказывается оценочная функция библиографической информации. Для понимания значения и особенностей организации оценочной функции библиографической информации необходимо учитывать, что, оценивая документы, библиограф должен опирается не на собственные профессиональные знания, а на данные соответствующих наук, к которым библиографируемый документ принадлежит по содержанию, и мнения авторитетных специалистов отрасли.

Помимо собственно оценки документа библиографу необходимо произвести релевантный реальному или потенциальному запросу отбор документов. В процессах библиографирования и библиографического обслуживания важно создать библиографическими средствами такой образ содержания документа, чтоб он оказывал влияние на сознание и поведение пользователей библиографической информации, реализующееся в выборе документа к просмотру и/или прочтению.

Учитывая возможности информационного влияния за массово-информационной и рекомендательной библиографией еще в советское время официально закрепился статус средства пропаганды и руководства чтением.

Пропаганда как вид информационного воздействия связана с распространением политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности (1, с. 1255). Пропаганда является агрессивной формой информационного влияния. Естественно, что в период политической и социальной демократизации произошел отказ от использования данного термина, в том числе в сфере продвижения книги и чтения.

Руководство чтением как сквозной процесс соответствующих социальных институтов трактовался как «элемент педагогического процесса: систематического, целенаправленного воздействия на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного» (8, с. 597).

С целью изучения возможностей и эффективности влияния рекомендательной библиографии на чтение различных категорий читателей в 1980-х гг. было проведено всероссийское исследование «Рекомендательная библиография в руководстве чтением» (6), по результатам которого данный вид библиографии было рекомендовано активно использовать для пропаганды и руководства чтением в библиотечно-библиографическом обслуживании читателей библиотек всех типов и видов.

Современные исследователи провозглашают информационную функцию рекомендательной библиографии, видя ее цель в информировании, основанном на принципе качественного отбора информации с учетом конкретного читательского адреса (4, с. 20). Однако изменилась не только сущностная, содержательная сторона поддержки и продвижения чтения.

Развитие технических средств и технологий существенно расширило возможности использования различных коммуникационных каналов для таких целей. В условиях интенсивного развития информационных технологий и «информационного взрыва» укрепляется главенствующая роль системы средств массовых коммуникаций (СМК) в передаче социально значимой информации, что приводит к усилению их влияния на политические, экономические и социальные процессы. Среди них, как отмечают специалисты, лидирует экранная культура, включающая телевидение, кино; продукция мультимедиа, электронная почта, компьютерные сети и Интернет. Современное развитие культуры характеризуется высоким уровнем медийности. Термином «медиа» в последнее десятилетие обозначают средства массовой коммуникации: печать, радиовещание, телевещание, Интернет, кино, различную мультимедийную продукцию и т.д. Рассмотрим возможности продвижения чтения библиографическими средствами в печати.

Печать является одним из видов массовых коммуникаций, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование информации на бумажном носителе. К печатным СМК относятся книги, газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени. Можно выделить три основных печатных формы, включающих библиографическую информацию: издания библиографических пособий, информационно-библиографические периодические издания и библиографическая информация на страницах отраслевых и литературно-художественных периодических изданий.

Издания библиографических пособий

Одновременно с появлением и развитием письменности, мануфактурного, а позже индустриального книгоиздания появились библиографические издания, раскрывающие книжный репертуар конкретной библиотеки, совокупности библиотек или книгоиздания в целом.

После отказа в 1990-х гг. крупнейших библиографических центров от создания рекомендательных библиографических пособий, библиотеки особое внимание уделяют составительской деятельности, особенно ее малым формам.

Неуклонно увеличивающийся поток информации делает отбор, оценку, представление и продвижение нужной информации жизненно необходимыми. Библиотеки выпускают списки литературы и тематические библиографические указатели. Большее внимание уделяется созданию библиографических пособий малых форм: списков, закладок, буклетов. Тематику библиографических пособий определяют информационные запросы пользователей, приоритетные направления и программы, по которым работают библиотеки: краеведение, рекомендации новинок художественной литературы, актуальные проблемы конкретных социальных групп (детей, молодежи, школьников, пенсионеров, молодых семей и т.д.).

Особо следует отметить опыт в подготовки текущих рекомендательных библиографических указателей по новинкам художественной литературы. После продолжительного «библиографического молчания» профессиональную общественность и читателей библиотек порадовал проект массово-информационных библиографических пособий Свердловской областной библиотеки для детей и юношества «Литературный странник. Современный круг чтения. (Зимние, весенние, летние, осенние) странствия», представляющий собой рекомендательный библиографический указатель сезонных новинок художественной литературы. Инициативу библиотеки подхватили в центральных регионах страны и провинции.

Зачастую библиографические издания готовятся на основе библиографических, фактографических и полнотекстовых баз данных библиотек. Так, Краснодарская КЮБ на основе библиографической базы данных «Мир молодежи» выпускала одноименный текущий библиографический указатель. В Кемеровской ОЮБ на основе полнотекстовой базы данных по проблемам наркомании и СПИДа вышел выпуск обзорной информации «Игла - смертельная игра». Практически по всем тематическим библиографическим базам данных Свердловской ОБДЮ выпускаются печатные издания (например, тематические выпуски краеведческих библиографических указателей (библиографическая база данных «У нас на Среднем Урале») и т.д.

Востребованы библиотечной практикой тематические дайджесты. Несмотря на то, что дайджест широко распространен в издательском деле, он успешно используется в библиографической деятельности. Дайджест содержит фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, рефераты), выбранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями и находящиеся в сфере интересов пользователей. По способу предоставления материала дайджесты наиболее подходят для публичных библиотек.

Библиотеки пробуют выпускать путеводители по страницам периодики. Кемеровская ОЮБ выпускает ежеквартальный бюллетень «Интересное. Необычное. Спорное», Новосибирская ОЮБ выпускает издание «Деловой блокнот», Красноярская КЮБ - «О тебе и для тебя», Самарская ОЮБ - дайджест-конспекты «Абитуриенту», «Оперативный словарь», «Культура и искусство», «Рок-энциклопедия», «Барды». В НБ Республики Башкортостан издается «Вестник молодежи», Как правило это дайджесты наиболее интересных статей периодических изданий, отсутствующих в продаже, а также в фондах районных и сельских библиотек.

Подключение библиотек к Интернету делает необходимым поиск, оценку, отбор и продвижение не только печатных, но и электронных изданий и даже целых сайтов. Интересный вариант рекомендации сайтов создала Свердловская ОБДЮ, выпустив в серии «Информнавигатор» красочно оформленные буклеты-путеводители по Интернет-ресурсам: «Универсальные энциклопедии в Интернет», «Тематические энциклопедии в Интернет», «Энциклопедии на английском языке в Интернет», «Книги и литература в Интернет», «Интернет для выбирающего профессию: психодиагностика, профориентация, трудоустройство», «Интернет для абитуриента: все об образовании» и т.д.

Таким образом, информационно-библиографическим изданиям современных библиотек характерно жанровое своеобразие, поиск инновационных форм представления материала. Наблюдается тенденция усиления представленности фактографической информации в изданиях. Прослеживается четкая обусловленность тем библиографических изданий социальными противоречиями и проблемами различных социальных групп пользователей. Поэтому рекомендательная информационно-библиографическая продукция библиотек ориентирована на различные возрастные, гендерные, профессиональные группы. Они представлены в основном сигнальными и аннотированными изданиями, реже - реферативными и обзорными.

Использование библиографических средств поддержки и продвижения чтения в печати требует определенных организационных условий. Прежде всего, это хорошее текущее комплектование, качественный справочно-библиографический аппарат библиотеки, высококвалифицированные библиографические кадры, плодотворное сотрудничество со специалистами, экспертирующими документальный поток по различным областям знаний, достаточное финансирование проектов продвижения чтения.

Информационно-библиографические периодические издания

На протяжении всего ХХ века и по сей день активно ведется поиск оптимальных рекомендательных массовых библиографических средств продвижения книги и чтения. В советское время весьма успешными оказались попытки выпуска литературно-библиографических изданий. Так, в 1927, 1928 гг. выходила еженедельная иллюстрированная литературная газета «Читатель и писатель» (издающая организация - Госиздат РСФСР), целью которой стало пропаганда книги и чтения. В эти же года (1925 - 1928 гг.) выходил ежемесячный журнал библиографического бюро Главполитпросвета «Что читать деревне». В нем печатались аннотированные обзоры новых книг, отзывы крестьян о книгах, статьи по организации библиотечного обслуживания на селе и другие материалы. Журнал был адресован деревенским читателям и библиотекарям.

В 1936 - 1941 гг. выпускался ежемесячный журнал рекомендательной библиографии «Что читать?» (издающая организация - НИИ библиотековедения и рекомендательной библиографии). Задачей журнала стала «помощь в руководстве чтением, рекомендация лучших книжных новинок путем обзоров массовой тематики, рецензирования публикаций рекомендательных списков литературы» (3, с. 1159). У журнала была широкая читательская аудитория - любители книг и словесности, библиотекари. Выпуск журнала как критико-библиографическиого издания был возобновлен в 1958 г. Министерством культуры РСФСР. Основное внимание в обновленном журнале уделялось массовой литературе общественно-политического, научно-популярного характера и художественной литературе. Авторами журнала были ведущие библиографы страны, ученые и писатели. В 1961 г. журнал получил новое название - «В мире книг». В 1990 году журнал реорганизован в литературно-публицистический журнал «Слово», потеряв книговедческую направленность.

В сложное перестроечное время выпуск библиографических журналов был прекращен, однако этот опыт получил новую жизнь в ХХI в. С 2004 года ежеквартально выходит журнал «У книжной полки» Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» (тираж 3500 экз.). Издание ориентировано на любителей художественной книги и библиотекарей. Содержание этого журнала отличает многообразие форм литературоведческого, литературно-критического и библиографического материала: интервью с современными писателями, рецензии на книги современных зарубежных и отечественных авторов, презентации издательств, их книжной и журнальной продукции, обзоры книжных серий, презентации бестселлеров, собраний сочинений классиков, хроника литературной жизни (литературные премии), обзор юбилейных событий и дат, итогов литературоведческих конференций и фестивалей. Особый интерес представляют анонсы изданий, готовящихся к печати. Такой широкий спектр материалов весьма корректно укладывается в логичную и емкую структуру рубрик: «Интервью», «Представляем издательство», «Тематические рубрики», «События», «Имена», «Бестселлер», «Анонс», «Литературное путешествие» и др. В журнале много иллюстраций: фотографий, рисунков, фото обложек книг. Оформление текста традиционное, выдержанное в едином стиле. Элементы оформления (рубрики, заголовки статей, организация текста) позволяют легко ориентироваться в журнале. Каждый номер журнала сопровождает указатель изданий, упомянутых в номере. Качество рецензий оценивается специалистами положительно (7).

С 2005 года два раза в год выходит приложение к журналу «Школьная библиотека» альманах «Библиогид. Книги и дети» (тираж 6 000 экз.), где публикуются лучшие статьи, рецензии, обзоры и тематические списки художественных книг, составленные по материалам одноименного сайта Российской государственной детской библиотеки (http://www.bibliogid.ru/). Издание ориентировано на библиотекарей, педагогов, детей и их родителей. Среди рубрик альманаха - «Книга за книгой», «Осторожно, кNiГа» (рецензии на отдельные издания), «Тема» (обзоры детской литературы), «Писатели о себе» (ответы на анкету современных российских детских писателей), «Рассказы о художниках», «Любимые герои» (литературоведческие и книговедческие статьи), «Парад героев» (аннотированные тематические библиографические списки), «Чтение для души», «Забытые книги» (презентация известных детских книг) и др. Рецензии, обзоры, аннотации написаны интересно и познавательно. Стоит обратить внимание на то, что журнал продвигает не только новинки детской художественной литературы, но и книги, полюбившиеся не одному поколению родителей (А. Н. Толстого, В. Крапивина, Н. Носова и др.). Справочный аппарат издания представлен именным указателем и указателем названий произведений, упомянутых в альманахе. Альманах имеет черно-белое оформление, частично иллюстрирован.

Оценочная и коммуникативная функции рекомендательной библиографии объективно проявляются в библиотечно-библиографических продуктах. В сфере книжного бизнеса библиографическая информация становится маркетинговой, стимулирует продажи издательств и книготорговых организаций. Поэтому рекламно-информационные периодические издания сферы книжного бизнеса имеют определенную специфику.

С 1995 по 2005 года общественной организацией «Союз книжников «Слово» ежемесячно издавался журнал «ПИТЕРbook плюс» (тираж 5 000 экз.), содержание которого было связано с правовым обеспечением и тенденциями развития книжного бизнеса г. Санкт-Петербурга. В каждом номере журнала использовалась библиографическая информация для продвижения и рекламы книжных новинок. Рубрика «Книжные новинки» содержала перечень книг по основным отраслям знаний (художественная литература, гуманитарные науки, экономическая и юридическая литература, медицина и т.д.) и издательствам («Питербург-Аванта», «Инфра-М», «Издательство ДНК», «Финансы и статистика» и др.). В рубрике «Книжный бизнес» публиковались сезонные рейтинги продаж Санкт-Петербургского Дома Книги (Невский проспект, д. 28). Разделы «Книжная ярмарка», «Литературная хроника», «Вышли в свет» и др. содержали рецензии на отраслевую литературу, отечественную и зарубежную художественную литературу. В журнале было изобилие рекламной информации с презентацией книжных серий и отдельных изданий. Интервью с современными авторами сопровождается выдержками из их произведений. В журнале анонсируются издания, готовящиеся к выходу в свет.

В справочный аппарат входил список изданий, отрецензированных в номере. Оформление журнала черно-белое с цветной обложкой и вкладкой. Журнал распространялся бесплатно, существуя за счет средств, вырученных за размещение рекламы издательств и доходов Книжной ярмарки в ДК им. Крупской. В 2005 году Союз книжников «Слово» принял решение ограничиться электронным форматом журнала и на базе редакции создать Информационно-справочную службу Книжной ярмарки ДК им. Крупской. Теперь журнал существует в электронном виде на сайте Книжной ярмарки (http://krupaspb.ru/).

В 2006 году при поддержке Российского Книжного Союза и Московского Дома Книги появляется ежемесячный журнал «Читаем вместе» (тираж 10 000 экз.), девизом которого стал лозунг «навигатор в мире книг». Это красочно иллюстрированный, глянцевый журнал, продвигающий отраслевую и художественную литературу. Журнал имеет ярко-выраженную книговедческую направленность: в нем анонсируются российские и зарубежные события в мире книжного бизнеса, имеется материал об истории и современном состоянии книгоиздательской и книготорговой деятельности, интервью известных деятелей науки, культуры, писателей о творчестве, роли книги и чтения в их становлении (А. Макаревич, Я. Л. Вишневский, Н. Фоменко и др.). В журнале регулярно публикуются литературоведческие, библиотековедческие, педагогические материалы.

Постоянной является рубрика «Почитаем?». Здесь представлены рецензии и аннотации на книги художественной и отраслевой направленности (история, культура, политика, религия, деловая книга и др.). Каждая книга оценена редакцией журнала по пяти-звездочной системе, каждому набору звездочек соответствует рекомендация (5 - приобрести в личную библиотеку, 4 - прочитать обязательно, 3 - достойно прочтения, 2 - можно читать, 1 - лучше пройти мимо). В журнале размещается анонс аудиокниг, образовательных программ, лучшие из которых также сопровождают рецензии и аннотации. В каждом номере представлены тематические обзоры книг на различные темы и читательские аудитории (для любителей фантастики, приключенческой и исторической литературы, краеведов и т.д.). Журнал содержит игровые формы коммуникации - викторины. Каждый номер журнала включает список книг, анонсированных в номере.

С осени 2008 года стал выходить ежемесячный журнал Издательского дома «Книжное обозрение» «Что читать. Обо всем на свете через книги» (тираж 51 000 экз.). Высокий уровень полиграфии, цветное исполнение, авторство и индивидуальное художественное оформление материалов издания, громкие имена экспертов чтения (Н. Сванидзе, А. Генис, М. Сегельман, К. Цзю и др.), стильная реклама раскрученных брендов создают впечатление гламурного журнала о ... книгах и чтении?! Основной формой информирования о книгах являются авторские литературоведческие и критические статьи. Среди малых форм информирования активно используются мнения рядовых читателей журнала (рубрика «Ярлыки»), известных политических и культурных деятелей («5 книг о русской истории: выбор Александра Гениса», «5 книг о светской жизни: выбор Евгении Миловой», «5 автобиографий: выбор Николая Сванидзе» и т.д.), и, наконец, самой редакции (рубрика «Выбор редакции»). Справочный аппарат издания представлен «Списком книг, рассказы о которых вы найдете в этом выпуске».

Таким образом, не все современные периодические издания продвижения книги и чтения можно назвать библиографическими. Они сочетают в себе литературоведческие, критические, библиографические, художественные, публицистические, журналистские, рекламные материалы, целиком и полностью направленные на информирование читателей о новейших, интереснейших книжных новинках, персонах истории литературы и современного литературного процесса, тенденциях развития последнего, читательской моде и т.д.

Периодические издания библиотечных организаций и ассоциаций имеют ярко-выраженный информационный характер, они отличаются традиционным подходом к представлению библиографической информации (списки, обзоры, аннотации), тогда как в журналах книжного бизнеса ведется поиск инновационных форм представления рекламной информации о книгах и чтении. Библиографическая информация используется как один из элементов рекламной или маркетинговой информации. Однако, к сожалению, это приводит к пренебрежению издателями правилами создания стандартизированной библиографической записи. Они, как правило, ограничиваются небольшим набором отдельных элементов записи (автором, названием, издательством), включая важные им элементы - рейтинговые оценки, цену, формат и др. Каждый из журналов имеет минимальный справочный аппарат (более развернутый справочный аппарат у альманаха «Библиогид. Книги и дети»), что делает удобным использование издания в библиотечно-библиографической практике.

Ни одно из изданий не отражает полно репертуар издаваемой художественной или отраслевой литературы, они не могут быть источниками комплектования библиотек, однако это уникальный рекомендательный ресурс для поддержки и развития чтения. Стоит отметить, что отдельные формы продвижения книги и чтения проанализированных журналов могут заимствоваться библиотеками в библиографировании и организации локальных мероприятий (выставок, презентаций, обзоров).

Библиографическая информация на страницах отраслевых

и литературно-художественных периодических изданий

При характеристике библиографических средств поддержки чтения в печати нельзя не учитывать разнообразные информационно-библиографические материалы, помещаемые на страницах отраслевых и литературно-художественных периодических изданий.

Библиографическая информация на страницах периодических изданий отличается оперативностью, широким распространением и четкостью целевого и читательского назначения. Будучи по содержанию тесно связанной с самим периодическим изданием, она обеспечивает читателю возможность ориентироваться в новой литературе в соответствии с профилем издания. Это приводит к высокому уровню эффективности библиографических материалов.

Массовый характер присущ лишь библиографическим материалам, публикуемым в литературно-художественных, общественно-политических и научно-популярных журналах. Наиболее дифференцированно подходит к рекомендации книги, литературно-художественная периодика. «Толстые» литературные журналы непосредственно отражают литературный процесс современности как публикациями литературно-художественных произведений, так и различного рода критическими работами, дискуссиями, полемикой, а также библиографической информацией, информирующей о художественной литературе.

Среди значимых современных литературно-художественных журналов можно назвать «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Звезду», «Дружбу народов» и другие ежемесячные или выходящие с иной периодичностью («Континент», «Грани») издания.

В литературно-художественных журналах критико-библиографические разделы представлены широко и содержательно. В литературно-художественной периодике библиографические разделы имеют различные названия: «Библиография», «Книжное обозрение», «Коротко о книгах», «Книжные новинки» и т.д. Некоторые журналы («Знамя», «Октябрь», «Новый мир») создают 2-3 информационных отдела, другие же («Аврора», «Юность») от составления подобных рубрик отказываются. Материалы, публикуемые в них, охватывают широкий круг явлений литературной жизни: дискуссии и споры по актуальным проблемам, обсуждения новых произведений, различного рода обзоры, выявляющие тенденции современного литературного движения. В критических статьях и рецензиях анализируется опыт отечественной и зарубежной литературы, творчество писателей и отдельные произведения. В целом отделы критики и библиографической информации содержат материал, позволяющий читателю быть в курсе литературной жизни, понять острую идеологическую борьбу.

В наименьшей степени используется библиографическая информация в специальной (отраслевой) периодике. Можно назвать лишь ряд популярных журналов, публикующих путеводители по книжным новинкам, аннотации и рецензии на книги (например, журналы «Здоровье», «Огонек», «Родина», «Geo»). В профессиональной и деловой прессе разделы, связанные с продвижением книг также встречаются часто (журналы «Секрет фирмы», «Делопроизводство», «Индустрия рекламы» и др.). Справедливо будет отметить, что рекомендация изданий в большинстве отраслевых журналов ведется стихийно, носит характер случайных упоминаний, не имеет внутренней логики отбора и организации материала. Меж тем в условиях планомерного размещения текущей библиографической информации библиографические сообщения могут эффективно воздействовать на читателя, поскольку читатели периодики в большинстве случаев постоянно обращаются к одним и тем же журналам. Публикуемые в них рекомендательные библиографические материалы из единичных, изолированных сообщений перерастают в систему знаний о литературе за определенный период времени.

Пожалуй, единственным исключением выглядят периодические издания книжной и библиотечной сферы. Сведения о выходящих книгах можно почерпнуть из журналов «Книжное дело», «Библиотечное дело», «Школьная библиотека».

Так, журнал «Библиотечное дело» (выходит с 1996 года) включает широкий спектр литературоведческих материалов по вопросам истории литературы и современного литературного процесса. В каждом номере журнала публикуются рецензии на новые книги модных читаемых авторов художественной литературы и книжные серии (автор большинства рецензий Д. Рощин). Часто используется жанр презентации продукции издательств, библиографических обзоров (например, цикл обзоров деловой литературы Н. В. Жадько в 2006 году).

Отдельно следует отметить библиографическую вкладку газеты «Книжное обозрение» (тираж 10 000 экз.) - это массово-информационная библиография, отличающаяся неопределенным адресом (широким читательским назначением). В газете еженедельно публикуется по тематическим рубрикам список новых книг и брошюр, поступивших в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Таким образом, библиографическая информация о произведениях печати в большинстве журналов представляется, в основном, в трех формах: краткие сообщения о книгах, библиографические списки литературы, обзоры. Описание и краткая аннотация свойственны текущим библиографическим спискам. Рецензии, аннотации глубокого информационного содержания связаны с составлением материалов ретроспективного характера - списков, обзоров, путеводителей.

В периодических изданиях (особенно в литературно-художественных журналах), возможности доведения библиографических материалов до самых широких кругов читателей несравненно выше, чем этого можно ожидать от самостоятельных библиографических изданий. Ценность латентных библиографических материалов обусловлена еще и тем, что большинство из них публикуется только на страницах периодики, и лишь немногие впоследствии перепечатываются в коллективных или авторских сборниках.

К недостаткам журнальной библиографической информации можно отнести субъективную выборочность отбора материала для библиографирования, запаздывание библиографической информации, зачастую ее не высокое качество.

Таким образом, на фоне отсутствия оперативных, полных и доступных форм информирования о книгах, слабой ориентированности СМК на продвижение и медийную поддержку книги и чтения печатные формы представления библиографической информации являются основным источником получения информации об отраслевых книжных новинках и публикациях художественной литературы

Одной библиотеке или редакции издания продвижения чтения невозможно охватить все читательские аудитории, предусмотреть все мотивы обращения к книге и чтению, учесть все многообразие тем, нуждающихся в информационном обеспечении. Здесь необходим системный подход в подготовке библиографической информации, который может быть реализован в условиях партнерства, координации деятельности библиотек и издательств.

Меж тем актуальность библиографической информации возрастает в условиях кризиса литературной критики. Критика в России на протяжении двух последних веков была неотъемлемой и равноправной составляющей литературного процесса, существенно влияла на движение общественной мысли, претендовала на статус «философии современности». В последние годы ситуация существенно изменилась. Тираж литературных журналов - основного «места обитания» критики - упал почти до предела. Критика переместилась в газеты и «глянцевые» журналы, где по большой части превратилась в отрасль рекламного бизнеса и издательского маркетинга. Специалисты отмечают плачевное состояние критики, детской в том числе (2, с. 4).

Литературная критика и рекомендательная библиографическая информация в периодической печати имеют внутреннее и внешнее единство: первое проявляется в общности объекта (художественные произведения), второе выражается в том, что критические и рекомендательные библиографические материалы обычно помещаются в одном разделе журнала. Однако перед библиографической информацией стоят специфические проблемы, не присущие литературной критике: максимально экономного свертывания первичной информации; релевантности вторичной информации, отбираемой и выдаваемой потребителю; «упреждающего» дозированного распределения информации.

Список литературы

1. Большой российский энциклопедический словарь. - М. : Большая рос. Энцикл., 2003. - 1888 с. : ил.

2. Голубева, Е. И. Карта книжного моря : о проблеме ориентации в читательском пространстве / Е. Голубева, О. Мургина // Библ. дело. - 2004. - № 4 (16). - С. 4 - 6.

3. Губина, Е. В. Чтение / Е. В. Губина, Ю. П. Мелентьева // Библиотечная энциклопедия. - М., 2007. - С. 1158 - 1159.

4. Знаменщикова, О. Ю. Руководство в дружеской манере : опыт создания рекомендательной библиографии / О. Знаменщикова // Библ. дело. - 2007. - № 9 (57). - С. 19, 20.

5. Мотяшов, И. П. Чтение детское / И. П. Мотяшов // Педагогическая энциклопедия. - М. , 1968. - Т. 4 (Сн - Я). - С. 667 - 672.

6. Рекомендательная библиография в руководстве чтением : (итоги исследования) / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. - М. : Книга, 1975. - 112 с.

7. Фрумкина, Р. Книга, с книгой, о книгах, без книг... / Р. Фрумкина [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.polit.ru/%20science/2009/10/15/review.html. - (21.10.2009).

8. Ханин, М. Г. Чтение / М. Г. Ханин, В. Д. Стельмах // Книговедение : энцикл. словарь. - М., 1982. - С. 597.

будущее за библиографией?!

Ирина Юрьевна, читая Вашу статью, поймала себя на ретроградской и одновременно крамольной мысли: зачем нам информатизация-компьютеризация? Не в смысле, что она не нужна, а в смысле: что будет после нее. Когда мы ВСЕ в библиотеке компьютеризируем, что будет дальше, чем будем заниматься? Недавно "открыла для себя" труды Г.В. Иванченко о гуманитарной экспертизе. Ваша статья подтвердила возникушую у меня убежденность, что библиотека, когда пройдет эйфория от компьютеризации, и оная компьютеризация станет привичной повседневностью, может стать проводником, сферой применения, заказчиком и исполнителем гуманитарной экспертизы. А библиографирование, как "оценочная и коммуникационная" работа, как "экспертирование качества художественной лиературы", вполне может быть практическим инструментом развития книжной, а лучше сказать литературной инкультурации. И еще я согласна с Вами и уверена, что библиотекари и ученые и практики должны заявлять о себе не только в профессиональных, но и в общих СМИ. В этом случае библиографическое информирование, наверное, будет наиболее эффективным,конечно, при условии что оно будет грамотным и "доступным массам" Очень жаль, что никто из библиографов не откликнулся - здесь есть что обсудить, например, что все новое - это хорошо (и зря) забытое старое?) С уважением и благодарностью за возникшие мысли. Пальгуева Галина Михайловна.

Галина

Галина Михайловна! спасибо за положительный отзыв о моей статье. Я сейчас пытаюсь найти средства продвижения чтения.. и помимо библиографических выявила еще несколько важных: литературная критика, журналистика, медийные продукты, отзывы читателей в Интернет... и т.д. Все они обладают стремлением дать оценку документа, но каждый своим способом и со своей целью.

Я сторонник того, что значение библиографической деятельности будет усиливаться... Информационное общество без библиографии рискует превратиться в информационную свалку, где много полезного, интересного, правдивого и ложного и ...неизвестного!...

Еще плюс библиографии в том, что она дает объективную оценку документа или ресурса... тогда как журналистика, критика и др. профессиональные сферы деятельности зависят от целей заказчика их интеллектуального продукта (автора, организации,..) и поэтому вынуждены привлекать рекламные (маркетинговые) технологии, цель которых - информирование и последующая продажа рекламируемого объекта..

Однако и у библиотек имеются существенные ограничения. Анализируя информационные сообщения в СМИ одной из библиотек, я увидела, что библиотека продвигает не книгу, не чтение в СМИ, а свои продукты и услуги, себя в конце концов.... Такая ситуация типична.

Мне кажется, нужно разворачиваться в этом отношении к книги и к чтению.... без читателей не будет и библиотеки... Зато работают традиционные библиографические средства ВНУТРИ библиотеки.

Спасибо еще раз за отклик:) Ирина М.


Все верно.

Но приходится возвращаться на тот же круг: качество. О качестве литературной критики много не могу сказать, но кажется с этим напряженка, по крайней мере без журнала "Детская литература" как-то неуютно. Очень мне нравится БиблиоГид РГДБ. Да, библиотеки сейчас достаточно много пишут в общие СМИ, но в основном новостные материалы и передачи и ... да продвижение своих услуг, это типично, НО вынужденно, чтобы быть на виду , чтобы люди и представители власти хотя бы не забывали об их существовании. Более проблемные, экспертные статьи требуют качественного подхода к материалу. Увы, большая часть библиотекарей этим не могут похвастаться: то ли не дано, то ли не научили и не научились, то ли никак не осмелятся, тут действительно нужно перешагнуть через традиционную скромность библиотекарей. А поскольку сейчас в библиотеках идет вымывание по разным причинам людей с профессиональным образованием(старение, выход на пенсию, переход в другие структуры)а на сменуприходят люди не только с не профессиональным образованием, это не суть страшно, из педагогов получаются иногда лучшие библиотекари, очень много людей просто случайных, которым ничего не нужно и уж конечно они не владеют и не хотят овладевать навыками библиографа. Тут проблема очень большая. Ббиблиотекари (не все) не умеют профессионально интересно написать аннотацию к библиографическому описанию, отзыв о книге, рекомендацию к тому же списку литературы. Мы у себя много раз пытались и проддолжаем вести в СМИ постоянные рубрики о чтении и книгах. Иногда получается иногда нет. Тут вопрос качества очень острый. А надо библиотекарям и ученым, и практикам взять это дело в свои руки, не отдвать на откуп "борзописцам" Успехов Вам. ПГМ.

Чем же могут ответить библиотеки в эру Информатизации?

В настоящее время информация в цифровой форме превращается в главный ресурс, товар и инструмент. С увеличением количества электронных книг и периодических изданий, числа устройств для считывания электронных текстов связаны кардинальные изменения в информационной инфраструктуре.К сожалению, развитие современной информационной инфраструктуры идет в обход библиотек. Библиотеки предоставляют услуги на уровне, который ниже требований и возможностей цифровой эпохи. Только предоставление услуг на уровне требований наступившей цифровой эпохи позволит традиционным общественным институтам (библиотекам) сохраниться в цифровом пространстве.Человеческий прогресс бесконечен, поэтому библиотекам необходимо следовать за пользователем, чтобы вписаться в новую цифровую эпоху.
© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта