Епишина Е.В., Зубкова Г.С. Чтение в молодежной среде

Елена Валентиновна Епишина,

заведующая отделом обслуживания

Соликамской ЦБС

Галина Стафеевна Зубкова,

ведущий библиограф ЦГБ

Чтение в молодежной среде

Тема непрерывного образования библиотекарей на сегодняшний день стоит очень остро и актуальна для всех библиотек.

С целью совершенствования профессионального мастерства библиотекарей в 2002 году создана "Программа непрерывного образования библиотекарей Соликамской МУК "ЦБС". Одна из форм - Дни работников обслуживания. Темы могут быть разные, к примеру, очередная встреча была посвящена молодежи и молодежному чтению.

Для начала определим, кто относится к этой категории читателей.

Социологические словари определяют молодежь как социально возрастную группу населения в возрасте от 14 до 28 лет. Знаменитый психолог Курт Левин охарактеризовал молодежь как слой населения, который отошел от одной группы (дети) и еще не пришел к другой (взрослые).

Чтение - один из важнейших компонентов современной жизни. Оно влияет на общение с друзьями и близкими, является средством приобщения к культуре, расширяет кругозор и, наконец, служит средством развлечения. Для многих молодых людей чтение вошло в хобби, они любят читать. У них есть свои предпочтения в чтении, хотя не редко они меняются. А для некоторых чтение, наоборот, превратилось в необходимость. Они читают только то, что им задают по учебной программе.

Мы решили провести исследование в нашей библиотеке и узнать, какие интересы и какие цели у наших читателей в области чтения.

Нами был использован метод анализа читательских формуляров (абонемента молодежной кафедры ЦГБ) за последний год. Всего просмотрено более 70 формуляров. Результат: молодые люди регулярно посещают библиотеку (74%), в основном читают книги по учебной программе. Первое место занимает классическая литература, которую задают преподаватели. Только 28% читают с целью самообразования и отдыха. Из художественной литературы предпочитают в основном детективы (например книги Шиловой, Донцовой) и любовные романы зарубежных писательниц. Популярен жанр фентези (братья Стругацкие, Ник Перумов, Лукьяненко). Из литературы других жанров чаще всего выдавался Коэльо. По одному разу встречались Майер, Браун, Зюскинд и несколько других имен. Как видим, большинство имен - современные авторы, знать произведения которых обязан и библиотекарь.

Мы предлагаем вниманию коллег материалы обзоров, представленных на дне работников обслуживания, которые могут быть использованы библиотекарями в работе с молодежной аудиторией. Некоторые авторы стали известны совсем недавно, а некоторые чуть раньше. Но всех их объединяет одно: они все рекомендуются для молодежного чтения. Рекомендуются авторитетными людьми не только в области чтения и знания литературы, но еще и людьми, которые ежедневно работают с молодежью, именно с читающей молодежью. Это кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русской литературы ПГПУ Юлия Юрьевна Даниленко и доцент кафедры русской и зарубежной литературы ПГПУ, кандидат филологических наук Татьяна Дмитриевна Долгих. При составлении обзоров нами использованы также материалы периодических изданий («Читаем вместе», «Библиотечное дело») и ресурсов Интернет.

Российская литература

Имя Андрея Геласимова сегодня становится все более известным. Впервые о нем заговорили как о переводчике в 90-е годы прошлого века. В 2001 году повесть из сборника «Фокс Малдер похож на свинью» вошла в шорт-лист премии Ивана Белкина. И вот не так давно вышла в свет новая, совершенно неожиданная по развитию и построению сюжета, книга «Степные боги».

Повествование ведется от лица 10-летнего хулиганистого Петьки, у него свои рассуждения, взгляды на жизнь, которую он, как и все мальчишки, воспринимает через призму войны. Точнее, не войны, а войнушки, в которую играет непрерывно, порой помимо своей воли. У Петьки нет отца, он появился на свет после того, как его мать изнасиловал соседский парень. С тех пор Петька и его мать изгои. Но мальчишка быстро сообразил, что помощи ждать неоткуда, он стал шустрым, вертким, научился избегать опасных ситуаций, ни в ком не нуждаться.

Блестящий стиль, отличное чувство слова, хороший юмор, острая ирония - все это «Степные боги».

Отдельно хочется сказать о его повести «Жажда», которая получила поощрительную премию имени Аполлона Григорьева. Повесть относится к новому направлению - литературе чеченской тематики. Это направление очень интересует сегодняшнюю молодежь. Произведения о молодых людях прошедших Чечню и пытающихся внедриться в обычную жизнь, найти в ней себя, приспособиться. Итак, «Жажда». Герой существует в разных временных отрезках. Он вспоминает свое детство и одновременно войну в Чечне, а еще в Москве ищет своего пропавшего товарища. Ему не легко, т.к. он прошел через боль и войну, лицо его сильно обожжено (он горел в БТэре). Дети его пугаются, взрослые стараются не смотреть. По сути, он одинок и заливает свое одиночество (жажду) водкой. Герой пытается понять, что делать дальше, как жить. Сюда же можно отнести роман В. Маканина «Асан» ». Это произведение о войне в Чечне. Но совсем не о той войне, о которой нам рассказывают газеты и телевидение. Автор провоцирует читателя на собственные рассуждения о бытие, о сущности человеческой природы. Война и человеческая жизнь в романе неразрывно связаны. И сама жизнь людей прорастает сквозь войну, меняя ее качество.

Писатель В. Маканин - автор пяти романов, пятнадцати повестей и десятков рассказов. Новая книга лауреата премии «Большая книга 2008» и множества других престижнейших литературных премий носит название «Асан». Это роман о войне в Чечне. Но совсем не о той войне, о которой нам рассказывают газеты и телевидение. Автор провоцирует читателя на собственные рассуждения о бытие, о сущности человеческой природы. Война и человеческая жизнь в романе неразрывно связаны. И сама жизнь людей прорастает сквозь войну, меняя ее качество.

Роман Маканина «Асан» завораживает, больно ранит, заставляет задуматься. Впрочем, как и все его произведения: «Лаз», «Отдушина» и др.

Чеченскую тему затрагивают и романы «Чеченский блюз» А. Проханова, «9 рота» Ю. Короткова, «Грех» З. Прилепина.

Сегодня, говоря о литературе для молодежи критики и литературоведы употребляют новый термин - гендерная литература или гендерная направленность в литературе. Что это такое? Гендер - пол. Осознание себя, своего пола и в связи с этим своего положения и места в социуме, в обществе. Самоидентификация.

В связи с этим можно назвать повесть А.Геласимова «Нежный возраст». Это дневник мальчика - подростка. Повесть носит исповедальный характер. Герой исследует жизнь, себя в этой жизни, анализирует, наблюдает.

К этой же группе можно отнести произведения:

Н. Горланова «Тургенев - сын Ахматовой» (дневник девочки, осознание женского я),

Р.Литвинова «Обладать и принадлежать» (исследует мир мужчины и мир женщины),

З. Прилепин «Санька» (история простого провинциального паренька, который, родись он в другие времена, вполне мог бы стать инженером или рабочим, но современность не дает ему таких шансов. Сашка вступает в молодежную революционную партию в надежде изменить мир к лучшему), «Ботинки, полные горячей водкой» (пацанские рассказы),

В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»,

Л. Габышев «Одлян, или воздух свободы» (о судьбе подростка, отбывающего наказание в воспитательно-трудовой колонии и там, в зоне, постигающего смысл свободы).

Галина Щербакова в последнее время работает очень плодотворно. У нее вышла масса новых книг, среди которых есть и те, что мы можем предложить молодежи. Писательница прославилась повестью о первой любви «Вам и не снилось» (первая любовь на грани жизни и смерти, взаимоотношения школьников-подростков). Недавно она написала новую книгу, в которую вошли как ранее опубликованные тексты, так и произведение, опубликованное впервые, которое и дало название сборнику «Вспомнить нельзя забыть». Как всегда, она пишет о взаимоотношениях людей. Особенно хорошо удаются писательнице женские образы. Персонажи ищут себя, идут через трудности к любви и счастью. Трагическая повесть «Вспомнить нельзя забыть» об изнасиловании и о сегодняшнем дне. Ее героиня несмотря ни на что остается «живой мертвой» (точнее впадает в кому на шесть лет, а потом приходит в сознание). Действительность видится писательницей мрачно. Подонки, смерть, нищета. Автор сгущает краски, будто пытается доказать: каждый в этой жизни счастье свое должен заслужить, выстрадать. Но все же задается одним - единственным вопросом: что такое любовь? «Мы доподлинно изучили вдохи и выдохи моря и зависимость их от Луны. Но почему один человек полюбляет другого, не знает никто».

Перейдем к следующему направлению.

Есть гламурные журналы, и есть, так называемая, гламурная литература - чтиво, которым также увлекается молодежь. Здесь хотим представить двух авторов - это Оксана Робски и Юлия Высоцкая.

О. Робски заинтересовала читающую публику тем, что создавала свои романы по принципу «что вижу, то и пишу». Критики считают, что ее непрофессиональный подход к писательской деятельности, скорее всего, и был залогом успеха. Занимательный интригующий сюжет, красивые картинки и образы. Суши, сашими, устрицы, ризотто, дорогие бутики. Для тех, кто сам не бывал там, достаточно любопытно. Но, по мнению критиков, не стоит углубляться в размышления и анализ. Чтение развлекательное.

Ю. Высоцкая - роман «Глянец». Название говорит само за себя. Это история Золушки из глубинки, которая стремится к лучшей жизни. А лучшая жизнь, разумеется, в Москве. Оказаться в центре гламурной жизни, попасть на обложку глянцевого журнала, стать знаменитой, богатой, а значит счастливой. Автор представила свое произведение как пародию на бульварную дамскую прозу. Роман не дает рецептов, как достигнуть желаемого, а только предлагает пищу для размышления. Вот у Золушки все получилось. И вот она какая, глянцевая жизнь. И есть Надежда, что Золушка, в конце концов, поймет, что счастье - не в «глянце».

Зарубежная литература

Дорис Лессинг, английская писательница, лауреат Нобелевской премии 2007 в области литературы «за исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин».

Начала печататься в 1949 году. Ее дебютный роман назывался «Трава поет» , в период с 1952 по 1969 года она работает над полуавтобиографической серией "Дети насилия", состоящей из пяти романов. Один из них « Марта Квест» (1952).

Марта Квест, молодая романтичная идеалистка, бунтует против сложившегося монотонного уклада жизни. Ей хочется читать взахлеб, мечтать о несбыточном и танцевать до упаду. Ей хочется дать волю инстинктам в поисках мужчины своей мечты.

«Лето перед закатом» (1973). В аннотации к книге сказано, что она «погружает в глубины безумия и расстроенной психики». На наш взгляд, ничего подобного. Кейт Браун - домохозяйка с университетским образованием, владеющая тремя языками, всю жизнь посвятила «семейному очагу» - вырастила четырех детей, содержала дом в образцовом порядке, сохранила отношения с мужем, руководствуясь советами из книг по психологии и собственной житейской мудростью. Но дети выросли и больше не нуждаются в опеке, и сорокапятилетней Кейт приходится задуматься о смысле своего существования, подвести итоги и начать жизнь заново.

Автор пользуется вроде бы избитым приемом - помещает героиню в непривычную среду, вырывает из контекста стабильной жизни и исследует ее мысли и поступки.

В 1988-м увидела свет книга «Пятый ребенок», которая считается одной из важнейших в позднем творчестве писательницы. Это повествование о мальчике-уроде, находящемся на самом примитивном уровне развития. Никто не мог представить, что в самой обыкновенной семье вместо милого малыша на свет появится первобытный монстр. С этого момента жизнь многих людей в корне изменилась, причем не в лучшую сторону. В результате от выходок маленького монстра невольно страдает много людей...

Прошло 12 лет с момента первой публикации «Пятого ребенка», и Лессинг решила переосмыслить свое классическое произведение, полностью изменив направления повествования. Она написала продолжение «Пятого ребенка», «Бен среди людей», которое было опубликовано в 2000. Теперь главная жертва - это Бен, а угнетатель - современное общество. Странному получеловеку исполнилось 18 лет, семья отказалась от него, и, выйдя на улицу, он сталкивается со всеми ужасами реального мира, которые до этого не были ему знакомы.

Ахмед Са́лман Ру́шди, британский писатель индийского происхождения, лауреат Букеровской премии (1981). Критика относит писателя к магическим реалистам.

Дебют Салмана Рушди «Гримус» в жанре полунаучной фантастики не был замечен читателями и критиками. Однако следующий роман, «Дети полуночи», принёс Рушди славу и считается его лучшим произведением. В 1993 эта книга получила приз «Букер Букеров» как лучший роман из всех получивших Букеровскую премию за 25 лет, а в 2008 стала лучшей за 40 лет существования премии.

Многоплановое, фантастическое, «магическое» повествование охватывает историю Индии с 1910 по 1976 годы. Политические события, поданные ярко и пристрастно, не исчерпывают собой реальности романа. Трагикомическая и авантюрная судьба Салема Синая, рожденного в полночь индийской независимости, становится аллегорией одной из самых древних и загадочных цивилизаций мира.

Синай обладает паранормальными способностями. Он телепат, способный создавать в своей голове некое место, где могут общаться все его удивительные собратья. Один умеет входить в зеркала и выходить через любую отражающую поверхность, другому доступно знание прошлого и будущего, третий может по собственному желанию менять пол...

Иэн Бэнкс родился в 1954 году в Шотландии. Английский писатель. Автор книг «для всех». Пишет как «реалистичные» произведения, так и научно-фантастические.

"Осиная фабрика" - самый скандальный дебют в английской прозе последних десятилетий. На чердаке своего дома главный герой соорудил Осиную Фабрику - устройство, состоящее из циферблата, спасённого им с местной свалки. Внутри циферблата каждой цифре соответствует ловушка, ведущая к различным видам ритуальной смерти для осы, которую он кладет в центральное отверстие циферблата. Он использует смерть, «избранную» осой, для предсказания будущего.

По жанровой принадлежности роман близок к готической литературе, в плане исследования темы смерти, смертности и спорности в выявлении чудовищного в человеке.

«Два дня назад я решил покончить с собой» - на такой оптимистической ноте начинается очередная трагикомедия «Улица отчаяния». Это история рок-музыканта, отошедшего от дел, тихо живущего в громадном особняке. Он скрывается от своей славы, представляясь охранником своего собственного дома, пишет музыку, вспоминает историю рок- группы, в которой он играл, постепенно сходя с ума от одиночества. Это книга о человеке, прожившем бурную жизнь, взлеты и падения, который будучи в шаге от самоубийства сумел найти силы, начать свои взаимоотношения с миром сначала.

Бернар Вербер является одним из самых модных и загадочных писателей Франции. Он не дает интервью журналистам, его автобиография скупа на факты. Каждая из его книг воспринимается литературной общественностью едва ли не как шедевр.

В 1991 году публикуется его первый роман «Муравьи». Сюжет книги включает в себя подробнейшие описания нравов, поведения, мышления муравьёв, её главных героев, а также всяческих других насекомых и животных - тли, термитов, крыс, некоторых птиц и других действующих лиц. Не отрываясь от повествования, автор снова и снова рассказывает удивительные факты о представителях фауны и (отчасти) флоры нашего мира. В его рассказе о них научные сведения переплетаются с вымыслом и не всегда можно понять, где кончается одно и начинается другое.

Всё же муравьи и всякие насекомые - не единственные действующие лица книги. Рассказывается в ней также и о людях. До поры до времени две истории, о людях и муравьях, идут параллельно друг другу, лишь изредка пересекаясь. Сюжет «человеческой» части книг такой. Некая семья из трёх человек (молодые муж, жена и сын) получают от незнакомого родственника в наследство целый дом для жилья. В нём они обнаруживают крепко заколоченный подвал, притом в наследстве умерший родственник почему-то строго предупредил не заходить в этот подвал в доме.

Неожиданно оказывается, что пёсик, домашнее животное в этой семье случайно забежал в подвал. Волей не волей главе семейства приходится идти искать его. Через время он пропадает, в подвале. На поиски мужа в глубокий подвал пускается жена. И тоже пропадает. Никто не знает, куда они делись. Оставшегося одного ребёнка сдают в приют, а подвалом начинает заниматься полиция. Что будет дальше? Загадки не отпустят читателя, пока тот не дочитает книгу до конца.

Роман «Империя Ангелов» состоит из нескольких сюжетных линий, главная из них построена на противопоставлении людей и ангелов, которые являются основными героями книги. Действие романа начинается на земле в момент смерти главного героя Мишеля, а заканчивается в раю в момент его преображения из просто ангела в архангела.

Умберто Эко "Имя розы" - книга, которая сделала автора знаменитым. Действие происходит в одном монастыре в Северной Италии, в начале 14 века. Монастырь обладает редчайшей библиотекой и является важным центром переписывания книг. Вдруг там начинают происходить загадочные убийства. По ходу романа ставится множество вопросов, так или иначе волновавших Европу и мир в последующие века. Главный из них, пожалуй - свобода распространения информации. Другая проблема, поднимаемая Эко - столкновение сил "порядка" и революции.

«Таинственное пламя царицы Лоаны». Роман рассказывает о человеке, потерявшем память в результате несчастного случая. Замечательно при этом то, что главный герой утрачивает память о себе и своих близких, но полностью сохраняет всё прочитанное. Своеобразная читательская биография. Эко размышляет то, из какого «сора» вырастают умные люди, те, кого называют интеллектуальной элитой: комиксы, детские простоватые книжки, приключенческие романы, попсовые песенки, - вот она, та почва. Другой не бывает.

Ричард Бах (родился в 1936 году) - американский писатель. Областью его интересов было все, связанное с самолетами, включая работу пилота-каскадера в кино. Хотя авиация была его настоящей страстью, он всегда мечтал писать. С 1959 года у него была идея о птице, мечтающей пройти сквозь стену из ограничений и запретов. Она вылилась в книгу "Чайка Джонатан Ливингстон".

Притча, философская сказка, вернее всего, поэма в прозе обращена автором к тем, как писали прежде, "немногим избранным", кто готов предпочесть ежедневной драке за рыбьи головы бескорыстное совершенство полета.

Харуки Мураками одним из первых открыл глаза сотням тысячам читателей на современную Японию с её альтернативной молодёжной субкультурой. Его герой - это молодой бездельник, озабоченный поиском девицы с ушами необычной формы. Он любит обстоятельно питаться. Без особой цели катается на автомобиле по городу и делиться с читателями животрепещущими вопросами: почему японская "Субару" уютнее итальянского "Мазерати", как однорукие инвалиды режут хлеб и каким чудом "толстяк Бой Джордж выбился в суперзвёзды". Мураками своим творчеством разрушает привычные японские ценности, вроде стремления жить в гармонии с окружающим миром, не выделяться из среды и быть одержимым карьерой. Он с удовольствием ломает традиции, за что презираем многими японцами, приверженцами древних устоев и "правильных" привычек.

Януш Леон Вишневский - один из самых популярных польских писателей, доктор информатики, доктор химических наук, автор ставших бестселлерами романов «Одиночество в сети», «Повторение судьбы», сборников рассказов и эссе.

Книги Януша Вишневского - это попытка построить мост между научной теорией и «голосом сердца», тем, что доказано, и тем, что прочувствовано. Автор опровергает мифы, ставит под сомнение стереотипы, возмущает, забавляет. Множество интригующих фактов - и личные размышления ученого. Ученого с душой поэта.

Анна Гавальда в 1998 году завоевала премию "Кровь в чернильнице" за новеллу "Aristote" и победила еще в двух литературных конкурсах. В 1999 году вышла книга Анны Гавальды "Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал...", удостоенная в 2000 году Гран-при RTL. Этот сборник новелл в течение следующих четырех лет был переведен почти на 30 языков и принес своему автору славу новой звезды французской словесности. Ее называют "литературным феноменом", ""новой Франсуазой Саган". В 2002 году вышел первый роман Гавальды - "Я его любила".

Обращаем ваше внимание на роман «Просто вместе». Пронзительно грустная и красивая книга о любви, раскрывающая самые острые и потаенные грани этого прекрасного и загадочного чувства. Книга, в "фирменном" авторском стиле сочетающая внешнюю простоту с внутренней глубиной, тонкий психологизм с безукоризненной точностью каждого слова.

Стефани Майер -роман «Сумерки». Роман, предназначенный в первую очередь для подростковой аудитории, вышел в США осенью 2005 г. и имел оглушительный успех. Каждый следующий год Майер выпускала по одному сиквелу - «Новолуние» (2006), «Затмение» (2007), «Рассвет» (2008). Роман «Солнце полуночи» уже был наполовину написан, однако в августе 2008 г. черновик первой части просочился в Интернет. В результате Майер отложила окончание книги на неопределенный срок. В планах писательницы - роман о привидениях «Summer House», книги о путешествиях во времени и русалках.

Несмотря на смешанные отзывы в прессе, книги Майер приобрели среди молодежной аудитории культовый статус и были переведены на 20 языков, включая и русский.

Американка Элизабет Джордж - самая одаренная продолжательница традиций английского классического детектива. Неизменные герои ее книг - элегантный инспектор Томас Линли, он же восьмой граф Ашертон, и его ассистентка, сержант Барбара Хейверс. Многочисленные поклонники писательницы в России влились теперь в огромный всемирный "фан-клуб", с нетерпением ожидающий каждой новой истории. В нашей системе ее книги представлены романами ...

Дэн Браун- американский писатель, журналист, музыкант. Роман-триллер - «Цифровая крепость» быстро стал бестселлером №1 среди пользователей Интернета. Роман исследует тонкую линию между гражданской свободой и национальной базопасностью.

Дальнейшие его произведения также создавались на «стыке жанров»: в 2000 году свет увидел интеллектуальный конспирологический детектив "Ангелы и демоны", а в 2001 году вышел триллер «Точка обмана, поднимающий проблему нравиственности в политике и национальной безопасности. В 2003 году приключения профессора Роберта Лэнгдона из «Ангелов и демонов» были продолжены романом «Код да Винчи».

Разумеется, это далеко не полный перечень произведений, рекомендуемых для молодежного чтения. Вы, уважаемые коллеги, можете дополнить (или сократить) его на свое усмотрение.

Но надо помнить: увлечь молодежь чтением, «заразить» своим отношением к книге других - задача непростая. Она требует от библиотечных работников глубоких знаний не только литературы, но и педагогики, психологии, особенностей молодежной субкультуры, создания благоприятной среды для общения. Думаю, выражу мнение многих, что ощущается нехватка этих знаний и время требует начать самообразование в этом направлении.

А еще, для успешного решения этой задачи, надо иметь в фонде хорошие современные книги, которые нужно вначале уметь найти в необозримом книгоиздательском море, а затем найти способ приобрести их. Эти простые и в то же время сложные задачи мы с вами и решаем.

Помочь читателям, в конкретном случае, молодым, открыть для себя новых авторов, включить их в информационное поле современной литературы, помогут традиционные просмотры и обзоры книжных новинок.

Очень полезный

Очень полезный материал. Большое спасибо.
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"