
NEW! Першина Е.А. Неформальное общение молодежи в библиотеке
МУК «Центральная библиотека Каменского городского округа»
библиотекарь Колчеданской сельской библиотеки
Неформальное общение молодежи в библиотеке.
(На примере работы клуба «Ровесник»)
Начало третьего тысячелетия отмечено серьезными кризисными явлениями в культуре. К сожалению это коснулось книги и чтения. Особую тревогу вызывает чтение молодежи. Согласно проводимым в России социологическим исследованиям, падение интереса к чтению стало нормой для значительной части молодого населения. Это видно и на примере нашего села.
В селе Колчедан численность молодежи в возрасте 14-30 лет составляет около 700 человек или 23%, но фактически работающих и постоянно проживающих в Колчедане намного меньше. Молодежь в основном уезжает из села, т.к. в селе возможностей реализовать себя мало: нет перспективы дальнейшего обучения, приобретения жилья, устройства на работу. Услугами сельской библиотеки пользуются 215 человек, что составляет 21% от общего числа читателей.
Как показало анкетирование, проводимое Колчеданской библиотекой среди учащейся молодежи, главная причина, которая заставляет молодежь идти в библиотеку - деловое чтение. Доля досугового чтения невелика. У книги много конкурентов - ТВ, видео, Интернет. Современная молодежь - первое поколение, выросшее вместе с компьютером. Легкость и мгновенность получаемой информации так соблазнительна, что многие предпочитают «смотреть» и «скачивать», а не читать. Некоторые респонденты на вопрос «Может ли современный человек обойтись без чтения книг?» ответили «Конечно, может, ведь есть Интернет». Так же упала культура чтения, у многих притупилось самостоятельное критическое суждение о прочитанном. В «плоть» и «кровь» молодежи стала проникать низкопробная литература.
Чтобы изменить эту ситуацию и поднять престиж книги и чтения в глазах молодого поколения Колчеданская библиотека решила создать условия для качественного изменения своей деятельности в продвижении молодежной книги. Для этого необходимо:
- разработка технологий и методов привлечения к чтению;
- изучение запросов и интересов целевой читательской группы;
- целенаправленное комплектование книжного фонда;
- реконструкция внутрибиблиотечного пространства;
-партнерство в проведении творческих конкурсов и мероприятий;
- внедрение новых услуг.
Для того чтобы охватить как можно большее число малочитающей и нечитающей молодежи было решено организовать работу по разным направлениям:
- Реклама книги, библиотеки (через СМИ, массовые мероприятия, рекламные акции);
- Индивидуальная работа с читателями (рекомендательная помощь, индивидуальные консультации, помощь в учебе и самообразовании);
- Работа с молодыми семьями (клуб семейного чтения «Доброе слово», цикл книжных выставок «Семейный калейдоскоп»);
- Воспитание культуры чтения у старшеклассников (клуб неформального общения «Ровесники»);
Для достижения максимально эффективных результатов были налажены партнерские отношения со всеми образовательными и досуговыми учреждениями села.
Прежде чем начать работу по продвижению чтения, мы изучили книжный фонд, читательский спрос и поняли, что литературы для юношества и молодежи катастрофически не хватает. Конечно, последнее время книжный фонд по своему составу изменяется в лучшую сторону, но процесс этот идет медленно и не успевает за ростом потребностей молодых читателей в новой художественной и отраслевой литературе.
По тетради «Учет отказов» была составлена заявка на докомплектование книжного фонда. В течение года библиотека проводила акцию книгодарения «Прочел сам - подари эту возможность другим». Как всегда читатели откликнулись на нашу просьбу. Было подарено более 300 экземпляров книг, пользующихся повышенным спросом у молодежи.
Провели реорганизацию библиотечного пространства: выделили книжную зону для целевой молодежной группы читателей. Издания с лучшими образцами отечественной и зарубежной литературы представили в наиболее удобном для обзора месте, в сфере открытого доступа. Подобрали книги и для любителей жанровой литературы: «Приключения», «Фантастика», «Мистика».
В течение года оформлялись яркие, интересные книжные выставки с элементами интриги, которые пользовались большим вниманием читателей:
- Книги и журналы с выставки «Размозговка» не только развлекали, но и предлагали читателям задуматься. ( «Компетентно о главном», «Для тех, кому больше всех надо», «Серьезные правила
для несерьезных тинэйджеров», «Держи контроль»)
- Книги с выставки «Золушка становится принцессой» востребованы всегда. (Рубрики: «Прекрасная или премудрая», «Стройная и грациозная», «Уроки Марьи Искусницы», «Кулинарная азбука»)
- На книжной выставке «Не потому что задали в школе» была представлена познавательная литература для старшеклассников.
- Для этой же возрастной группы была предложена книжная выставка «Удивительный дар - слово» и тематическая полка современной литературы «Книги заветной мечты».
- «День влюбленных: сердцу не прикажешь!» (С творческим заданием: «Подари сердечко другу»)
- Новые книги были представлены на выставке «Секретные материалы». К читателям обращался капитан Немо: «Тебе надоели серые будни? Мы приглашаем тебя, читатель, совершить путешествие вокруг света или на дно океана или в параллельные миры. Выбирать тебе!»
- Популярностью у молодых родителей пользовался цикл книжных выставок «Семейный калейдоскоп». (Рубрики: «Как быть родителем», «Будущим мамам», «Будь здоров малыш», «Наследники рода», «Семейный стадион», «Веселимся всей семьей»)
- Для молодых хозяек были полезны книжные выставки: «Добрая сила растений»,«Домашние цветы и Фэн-шуй»,«Дары природы щедрой»
- Тематическая полка «Разговор о важном» была приурочена к Областному дню трезвости.
- К юбилеям писателей ежемесячно оформлялись тематические полки из цикла «Литературный календарь».
- Знакомство с новым для наших читателей журналом «Все для женщины» прошло в форме просмотра и бенефиса. Яркая реклама сделала свое дело. Сейчас это самый популярный журнал в библиотеке.
Чтобы сделать молодых активными помощниками в продвижении чтения, мы предложили им писать отзывы о прочитанных произведениях в тетради «Советую прочитать». А так же принять участие в акции «Говорящие закладки».
Для того чтобы существовала обратная связь «Библиотекарь - читатель - библиотекарь» была организована «Библиопочта» (вместо книги жалоб и предложений). Любой читатель может оставить свое сообщение, которое обязательно дойдет до библиотекаря.
Сотрудничество с творческими людьми села позволило провести в стенах библиотеки выставку декоративно - прикладного творчества наших читателей «Добрым людям на загляденье», в которой приняли участие и молодые читатели.
Исследовательская работа «Колчедан литературный» пополняется творческими работами молодых поэтов Колчедана.
Сегодня перед библиотекарями стоит сложнейшая задача по-новому организовать общение с молодежью, наполнить ее атмосферой сотрудничества и взаимного доверия, увлечь чтением, развивая ее культуру, познакомить с лучшими образцами художественной литературы.
Именно поэтому в нашей библиотеке было решено открыть клуб неформального общения «Ровесники».
Клуб работает с октября 2008 года.
Программа клуба рассчитана на учащихся старших классов Колчеданской средней школы. Занятия проводятся 1 раз в месяц.
Программа занятий включает:
Ø Знакомство с книжным фондом библиотеки;
Ø Знакомство со справочно-библиографическим аппаратом;
Ø Знакомство с лучшими образцами мировой художественной литературы;
Ø Воспитание интереса и уважения к русскому языку.
Ø Пропаганда здорового образа жизни посредством информационных ресурсов библиотеки;
Первое заседание - организационное, прошло очень бурно. Учащиеся много спорили, предлагали и в конце собрания пришли к единому мнению: цель клуба - очищение русского языка, в том числе и их речи. Так же было проведено анкетирование «Роль библиотеки в жизни современного человека». Самой волнующей темой у подростков была и есть тема общения на разных уровнях. Поэтому темой второго заседания стала: «Умеешь ли ты общаться». Ребята узнали о молодежном сленге, где можно и где нельзя его употреблять. Третье заседание называлось «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь». Эта пословица помогла ребятам понять, как важно прежде подумать, а уж потом говорить, что словом можно ранить или осчастливить. Четвертое заседание было посвящено нецензурной лексике «Язык мой - враг мой». С этого заседания ребята вынесли знания о влиянии мата на здоровье человека, опасности таких слов. Одно из занятий было посвящено истории Колчеданской библиотеки и ее основателю И.Я.Стяжкину. К юбилею ВЛКСМ прошло заседание «История комсомола». Особый интерес вызвала атрибутика комсомола (комсомольский билет, комсомольские значки разных лет).
Заседания клуба проходят в свободной непринужденной обстановке. Ребята довольны, что в их жизни появился такой клуб, где они свободно могут общаться, высказать свое мнение на разные темы.
Одной из важных составляющих в работе библиотеки с молодежью являются массовые мероприятия.
В рамках работы клуба «Ровесник» было проведено:
Цикл мероприятий к юбилею Н.В.Гоголя «Одинокий гений»
Ø Книжная выставка «Одинокий гений»;
Ø Интеллектуальная игра «Литературное веретено» (совместное мероприятие с Колчеданской средней школой и Детской школой искусств);
Ø Участие в заочной районной литературной викторине «В мире книг и героев Н.В.Гоголя»;
Ø Индивидуальные и групповые консультации по творчеству Н.В.Гоголя.
Цикл мероприятий к юбилею П.П.Бажова «Певец Уральского края»
Ø Книжная выставка «Уральский сказочник»;
Ø Индивидуальные и групповые консультации по творчеству П.П.Бажова;
Ø Викторина «Малахитовая шкатулка»;
Ø Литературный праздник «Уральские самородки» (совместное мероприятие с Детской школой искусств).
Совместно с Колчеданской средней школой и Домом культуры проведена интеллектуальная игра «Умники и умницы» (к 75-летию образования Свердловской области)
В заключение хочется сказать, что работа Колчеданской библиотеки по продвижению чтения среди молодежи была бы намного эффективней, обладай она современной технической базой, достаточной компьютерной техникой, богатой подпиской газет и журналов, достаточным фондом новой современной литературой.
Мы понимаем, что задача современной библиотеки - помочь читателю сориентироваться в информационных ресурсах 21 века, оценить их, получить доступ к мировым информационным системам, но пока нам приходится надеяться на лучшее будущее, ожидающее сельские библиотеки, а в настоящем - только на свои силы, исходить из тех ресурсов, которыми мы обладаем, работать с тем фондом, что у нас есть, сидеть же сложа руки мы не собираемся.