
Ловкова Т.Б. Досуговое чтение юных в потоке времени
Ловкова Т.Б.
Досуговое чтение юных в потоке времени
Посвящается моему учителю Дмитрию Николаевичу Мурину
В подражании русскому философу Александру Зиновьеву, автору известного произведения «Зияющие высоты» и, наверное, менее известного - «Что такое счастье?» хотелось бы ответить на вопрос «Что такое чтение?». Собрались как-то 12 мудрецов и стали выяснять, что же такое - «чтение».
- «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», - сказал первый мудрец.
- «Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет...», - возразил другой мудрец.
- «Чтение - вот лучшее учение», - пылко воскликнул третий мудрец.
- «Одно чтение - ничто, чтение и размышление - нечто; чтение, размышление и чувствование - «совершенство», - в раздумье промолвил четвертый мудрец.
- «Читатель - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело», - подхватил пятый мудрец.
- «Мозги наукой засорять -
Здоровье попусту терять.
Усердье к лишним знаньям - вздор.
Кто жаждет их - тот фантазер», - проворчал шестой мудрец.
- «Познание умножает скорбь», - печально вздохнул седьмой мудрец.
- «Из полушек и копеек составляются рубли, а из крупинок прочитанного составляются знания», - назидательно сказал восьмой мудрец.
-«Зачитаешься - в кармане не досчитаешься!» - возразил девятый мудрец с толстой золотой цепью на шее.
- «Чтение возвышает душу», - тихо заметил десятый мудрец.
- «Чтение как труд и творчество зависит от всей духовной биографии читателя», - добавил одиннадцатый мудрец. И только двенадцатый мудрец красноречиво молчал.
Спор о пользе и вреде чтения ведется уже на протяжении нескольких столетий. Но теория чтения стала активно разрабатываться именно в наши дни. Так, читателеведение как отрасль междисциплинарного знания о специфике чтения и читательской аудитории пополнилась концепциями сразу трех докторских диссертаций по данной проблематике - В.Я. Аскаровой (Челябинск), В.А. Бородиной (Санкт-Петербург), Н.Н. Сметанниковой (Москва) [1, 3, 9]. Вместе с тем, требует дальнейшей научной разработки типо-видовая структура чтения. Сегодня в профессиональной печати употребляется свыше 50 атрибутивных характеристик чтения, но далеко не все из них имеют научно-аргументированные обоснования.
Под досуговым чтением юных (антоним - деловое чтение) понимается разновидность чтения, связанная с удовлетворением жизненно-насущных духовных потребностей личности (в отдыхе, в развлечениях, игре, творчестве, красоте и др.) посредством различных текстов (как на бумажных, так и на небумажных носителях). Понятие «досуговое чтение» также включает в себя и чтение литературы, связанной с увлечениями (хобби) человека. В ходе исследования «Изучение читательского спроса петербуржца (библиотечный и небиблиотечный читатель)» (2005-2006 гг.) были выявлены основные тенденции досугового чтения юных читателей - учащихся старших классов. Досуговое чтение как способ времяпрепровождения существенно уступает таким видам занятий, как: просмотр телевизионных передач (96% опрошенных), общение с друзьями (88%), прогулки по городу (66%), прослушивание музыки (62%), занятия с компьютером (46%). Лишь 42% респондентов называют чтение своим любимым занятием в свободное время.
Досуговое чтение современного школьника-старшеклассника носит, в основном, компенсаторно-развлекательный характер. Компенсаторное чтение помогает читателю отдохнуть, отвлечься, убежать от житейских проблем, получить психологическую разрядку, окунуться в другую иллюзорно-красивую реальность. В этом отношении компенсаторное чтение может превратиться в «запойное» чтение, в болезненную зависимость (по аналогии с пристрастием к алкоголю, наркотикам, лекарствами, сексом, игрой и т.д.). Об этом писали З.Фрейд и Фихте [5]. На психофизическом уровне читающий компенсаторную литературу испытывает состояние «легкой» эйфории, когда в кровь выбрасываются эндорфины (гормоны удовольствия). Психофизиологическое состояние катарсиса (эстетического наслаждения), описанное еще Аристотелем в «Риторике», протекает по другому механизму и требует участия более глубинных структур сознания личности читателя.
В картине досугового чтения преобладают «глянцевые» и «тонкие» журналы, облегченный вариант конпенсаторно-развлекательной литературы (прообраз изданий подобного рода - лубочная литература). Чтение литературы, связанной с увлечениями («хобби») весьма незначительно. Не более 8% опрошенных читают литературу, связанную с увлечениями (музыка, животные, спорт, компьютер). Структура досугового чтения становится более упрощенной и примитивной, претерпевая существенные изменения на всех трех стадиях чтения: выбора, восприятия (понимания), обсуждения прочитанного.
В России Х1Х в. читающую публику условно можно было разделить на три группы: те, кто читали литературу только в подлиннике, на языках оригинала (на «мертвых» и новых); те, кто читали преимущественно на русском языке и читателей «из народа». У каждой группы читателей был свой круг досугового чтения (как книги, так и журналы), Н.А.Рубакин в «Этюдах о русской читающей публике» (1895) писал: «Сногсшибательные романы занимают свое место в читательской системе... Беллетристика притягивает к себе всевозможных представителей человечества всех рангов и положений» [7, с.136].
Действительно, в круг литературных пристрастий юных читателей пушкинского времени входили произведения как Карамзина, Лажечникова, Марлинского, Пушкина, Вальтер Скотта, так и Радклиф, Жанлис, Коттен, Дюкре-Дюмениля [11]. Последние, по воспоминаниям А. Григорьева («Мои литературные и нравственные скитальчества») читались «с засосом, сластью, искренней симпатией и жадностью» [4, с.71]. Ричардсон «История сэра Чарлза Грандисона», «Кларисса Гарлоу», г-жа София Коттен «Мальвина», «Матильда», «Элизабет, или Сибирские изгнанники»; г-жа Стефания Фелиситэ Жанлис «Аделаида, или Торжество любви», «Альфонс, или Сын любви», «Аделия и Феодор», г-жа Де Сталь «Дельфина», Ж.Ж.Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»... Знакомый список?
По данным нашего исследования «Граффити как способ изучения отношения молодежи к чтению» упоминания о книгах составили лишь 0,02% (11 граффити). Среди них - «Гарри Поттер» Д.Роулинг, «Ночной дозор» С.Лукьяненко, «Волкодав» М.Семеновой, «Анастасия» В.Мегре, герои Толкиена и др.
Надо отметить, что чтение по жанрам всегда свидетельствовало о преобладании «слабых» и «средних» читателей в России (по типологии французских социологов ХХ в.). Данная тенденция досугового чтения сохраняется и воспроизводится снова и снова. Вспомните первоначальный список чтения литературной героини Татьяны Лариной: сонник, собранье басен площадных, грамматика, две Петриады, да Мармонтеля третий том... «Собранье басен площадных» - дешевые книги, предназначенные для низших сословий - прислуги, мастеровых, черни. Не пристало их читать воспитанной девушке-дворянке. Картина чтения Татьяны Лариной отражает довольно неразборчивый вкус провинциальной барышни. Как знать, может быть, именно чтение книг по онегинскому списку позволило ей из провинциальной барышни превратиться в хозяйку модного столичного салона.
В конце Х1Х века юный читатель зачитывался романами А.Дюма, М.Рида, Ф.Купера, Ж.Верна, Поль де Кока, Вс.Крестовского, Л.Чарской, А.Вербицкой, Шеллер-Михайлова, книгами из серии «Приключений на суше и на море» известной библиотеки П.П.Сойкина. А учителя той поры жаловались на то, что ученики даже на уроках читают о похождениях Ната Пинкертона.
Отношение просвещения и литературной критики к компенсаторно-развлекательному чтению всегда было каким-то недоверчивым и пренебрежительным. В начале ХХ века автор детективных романов Г.К.Честертон даже выступил со статьей «В защиту дешевого чтения», в которой писал о том, что «Вульгарная» литература не вульгарна уже по тому, что захватывает пылкое воображение миллионов читателей» [10, с. 364].
Волны чтения прозы неожиданно сменялись - «поэтическими взрывами». Известно, что великий князь К.К.Романов, скрывающийся под псевдонимом К.Р., даже организовывал в солдатских полках поэтические досуги (Лермонтовские, Майковские, Полонские и др.).
Молодой Игорь Лотарев (будущий король поэтов) вынашивал свои поэтические замыслы в казармах Новочеркасского полка в Санкт-Петербурге. Одно из первых стихотворений И.Лотарева было напечатано в солдатском журнале «Досуг и дело» [8, с. 116-118].
«О вкусах и цветах не спорят», - говорили в средние века. Каждый год в рамках темы «Диалоговые формы библиотечного обслуживания» я предлагаю студентам обсудить какую-нибудь книгу. Что они выбирают? «Я, Эдичка...» Э.Лимонова (2005 г.), А.Камю «Посторонний» (2006 г.), «Вероника решает умереть» и «Алхимик» П.Коэльо (2007 г.), И.Бэнкс «Осиная фабрика» (2008 г.), П.Зюскинд «Парфюмер» (2009 г.). И каждый раз меня удивляет их выбор.
В 1989 году роман А.Рыбакова «Дети Арбата» был прочитан во всех возрастных группах. Есть ли сегодня такая межпоколенческая книга? В профессиональном сообществе лично я хотела бы обсудить романы У.Эко «Имя розы» и М.Елизарова «Библиотекарь».
По мысли П.Флоренского, культура помогает Логосу бороться с Хаосом. И иногда становиться пронзительно-странно, когда проповедника отца Меня убивают накануне Всемирного дня грамотности или атака террористов 11 сентября застает чету Бушей на уроке по культуре чтения.
Недавно я была на выставке одной вещи в Кунсткамере. Выставляли инструмент для письма - «калам». И рядом две цитаты: одна из «Корана» - «Читай!»..., а другая из Паскаля о том, что человек - это «мыслящий тростник».
По моему глубокому убеждению, из четырех видов интеллектуальной деятельности человека (чтение, письмо, слушания, говорение) нельзя ни одним пренебречь без последующей деформации для личностной структуры. А именно это знание не дает человечеству зайти в тупик.
Досуговое чтение - это и четкий индикатор жизни общества, и личностного роста человека.
- «Рукописи не горят», - сказал первый.
- «451* по Фаренгейту», - возразил второй...
А где-то рядом на золотой ниве просвещения вечный сеятель разбрасывал семена, и они прорастали:
Что спасает нас в минуты скуки?
Требует и сердца, и ума?
Если долго будешь с ним в разлуке,
Нападет внезапная хандра.
И еще отметить очень важно:
Ежедневно выходи на пашню.
Примечание:
В дискуссии о чтении принимали участие: Д.Дидро, М.Пруст, А.С.Пушкин, Н.А.Рубакин, К.Д.Ушинский, С.Брант, В.И.Даль, И.Бунин, Вольтер, В.Ф.Асмус, Цицерон и др.
ЛИТЕРАТУРА:
- Аскарова, В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец Х - начало ХХ вв)/В.Я.Аскарова. - Санкт-Петербург: Изд-во СГУКИ, 2003. - 426 с.
- Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество/В.Ф. Асмус//Вопросы литературы. - 1961. - № 2. - С.36-47.
- Бородина, В.А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. В 2 ч./В.А. Бородина. - М.: Школьная библиотека, 2006.
- Григорьев, А. Воспоминания/А.Григорьев. - М.: Наука, 1988. - 440 с.
- Мелентьева, Ю.П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире/Ю.П.Мелентьева; РАН. - М.: Наука, 2007. - 355 с.
- Рейтблат, А.И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине Х1Х в./А.И.Рейтблат. - М.: Изд-во МПИ, 1991. - 240 с.
- Рубакин, Н.А. Этюды о русской читающей публике/Н.А.Рубакин//Избранное. - В 2 т. - М., 1975. - Т.1. - С.35-106.
- Северянин, И. Стихотворения/И.Северянин. - Таллин: «Ээсти РААМАТ, 1988. - 127 с.
- Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению/Н.Н.Сметанникова. - М.: Школьная библиотека, 2005. - 509 с.
- Честертон, Г.К. В защиту «дешевого чтива»/ Г.К.Честертон.//Человек читающий. Homo legens. - М., 1990. - С.361-366.
- Чтение в библиотеках России. Вып. 6. Развлекательное чтение в библиотеках. - СПб.: РНБ, 2007. - 151 с.
Нечтение поэзии
Про чтение поэзии подростками: