NEW! Кесарева Н.Г. Несколько слов о Школе творческого чтения и программе «Читаем сказки»

Кесарева Надежда Григорьевна

Заведующая Центром детского чтения

ГУК Челябинской областной детской библиотеки

Несколько слов о Школе творческого чтения ипрограмме «Читаем сказки».

Сразу оговорюсь: не умею писать статьи. Но назрела необходимость подвести некоторые итоги сделанной работы за несколько лет, обдумать «что хорошо и что плохо». Необходимость отдать накопленное и обмысленное - вам нужны рабочие сокровища?

Жанр обозначился сам - размышление. Размышления о неудачах и находках.

Итак, «двигателей» в работе было два: желание поделиться с детьми своей радостью от чтения и научить их радоваться в ответ и...сомнения. Сомнения приводили к тому, что занятие переделывались, изменялись, перестраивались. Какие-то авторы и книги уходили, какие-то становились основными, «ударными», объединяющими, как стало со сказкой А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Речь идет о работе Школы творческого чтения в Центре детского чтения Челябинской областной детской библиотеки. Школа творческого чтения (ШТЧ) существует 5 лет. За это время опробовано несколько литературных программ для учащихся разных классов. Например, для 2-х классов проводится программа, связанная с чтениями художественных произведений русских писателей-природоведов (В.Бианки, Е.Чарушин, Б,Житков, К.Паустовский и др.).

Для 3-х классов осуществляется программа по сказкам отечественных и зарубежных авторов. В течение учебного года проходят 12-13 встреч с детьми ( 2 раза в месяц). Встречи посвящены (какое хорошее слово! Мы действительно стараемся бережно относиться к Автору и к Слову) сказкам А.С.Пушкина, П.П.Ершова, А.Погорельского, С.Т.Аксакова, А.П.Гайдара, А.Н.Толстого, П.П.Бажова, В.П.Катаева, К.Г.Паустовского, Т.И.Александровой, Р.Распэ, Г.-Х.Андерсена, Р.Киплинга, Дж.Ч.Харриса, С.Лагерлеф, К. Коллоди, А.Линдгрен, Э.Хогарт, Дж.Родари, О.Пройслера.

Темы занятий за 5 лет выстроились в определенную систему. Костяк системы, ее хребет - в классической литературе. Как видите, новых имен в списке почти нет, хотя говорим на занятиях и о сказках С.Сахарнова, С.Козлова, Н.Абрамцевой, В.Кротова, С.Седова. Совсем новое имя для детей - Кейт ДиКамилло и ее «Удивительное путешествие кролика Эдварда».

За 5 лет выявились и основные вопросы, которые волнуют ребят: это жизнь в семье, это жизнь в классе, это строительство отношений с друзьями, это самостроительство, созидание (осмысленное!) своего «Я». Это вопросы по вертикали и горизонтали - отношения со взрослыми и ровесниками. Это философские вопросы юного открывателя жизни. А на вечные вопросы ответы стоит искать в вечной литературе, т.е. в классической, всеохватной.

Каждая встреча заканчивается моим вопросом - итогом: «Как вы думаете, о чем это сказка? Что здесь главное? Зачем она написана?».

И хотя подводить черту, делать выводы всегда сложно, тем более 9-10-летнему человеку, ответы детей впечатляют. «Сказка о царе Салтане» Пушкина - на самом деле о счастливой семье и готовности отстаивать это счастье. «Черная курица» Погорельского - о предательстве, прощении и душевной ране навсегда. («Спасательной сказкой» назвал ее Егор из 3-го Б). «Теплый хлеб» Паустовского - об эгоизме, черствости, раскаянии, прощении. «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена - о преданности, мужестве, надежности, о нежности и умении «стоять» всегда прямо, даже если у тебя слабая опора. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Лагерлеф - об испытаниях, взрослении, дружбе, ответственности. «Путешествие Голубой стрелы» Родари - об умении разглядеть чужое горе, другую жизнь и посочувствовать, поучаствовать в этой жизни, поделиться своим хорошим.

На занятиях разговор с обсуждения поступков книжных героев порой переходил на разговор о современной жизни. Отношение современных детей к поступкам героев 100-150-летней давностей удивляло и радовало. Например, на вопрос «Могла ли Дюймовочка стать счастливой, если бы вышла замуж за крота? Ведь он богат, солиден, надежен» дети, как один, кричали: нет, нет, крот слепой, ему не нужно солнце, свет, он копошится и живет под землей, он считает свои припасы и накопления, ему не важно, о чем мечтает и думает Дюймовочка, а важно, что она мало ест, непритязательна, а значит, не потребуется расходов на нее.

Самое интересное: большинство детей из говоривших живут в обеспеченных семьях, а приоритет отдают добрым чувствам и отношениям - не достатку и накопительству. Знаю, что в этих семьях дети - жданные и любимые, значит, по-другому они и не могут думать, значит, ответы искренние.

Форма наших занятий такова: сначала для разогрева и поднятия настроения проводится викторина с забавными вопросами и вопросами, которые требуют знания произведения. Произведение дети читают дома, до занятия .

Например, такие:

- Что брали с собой в ночную охрану в поле братья Данила и Гаврила, а что - Иванушка? (Ершов «Сказка о Коньке-Горбунке»).

- К какому виду растений мог принадлежать аленький цветочек? (Аксаков «Аленький цветочек»).

- Почему царя Салтана не заинтересовали 2 старшие девицы? (Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

- Какую песенку пела белочка у князя Гвидона? (Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

- Перечислите родных и друзей домовенка Кузьки? (Александрова «Кузька»).

- Какое условие Элизе поставила ведьма для спасения братьев? (Андерсен «Дикие лебеди»).

- Какое слово из льдинок должен был выложить Кай в чертогах Снежной королевы (Андерсен «Снежная королева»).

- Какое имя обычно дают новорожденной девочке, по мнению Карлсона? ( Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»).

- Первой пищей Буратино была луковица, а у его прообраза Пиноккио - что? ( Толстой «Золотой ключик» и Коллоди «Приключения Пиноккио»).

- Кто был товарищем Маленькой Бабы-Яги? ( Пройслер «Маленькая Баба-Яга»).

- Каким даром наградила природа Джельсомино? ( Родари «Джельсомино в стране лжецов).

Следующая часть наших занятий - мой рассказ о писателе: кто он, когда жил и где, как пришел в детскую литературу, какие книги для детей написал. Казалось бы, достаточно тривиальная часть. Но муки были при отборе биографических фактов для беседы. Задача - рассказывать не все, а самое яркое, впечатляющее, иначе получится мешанина из сведений, дат, лиц.

Например, о Погорельском осталось мало сведений, т.к. биографическая рукопись была использована почти полностью на салфетке для куриных ножек невежественным слугой. Или: безудержная отвага будущего сказочника в бою, когда он летел на коне на врага с криком: «Хоть тысяча французов!»

Например, об Андерсене: сказка о гадком утенке - автобиографичная. Андерсен был очень некрасив и смешон (привожу слова из воспоминаний его современника).

О Харрисе: был новатором в изучении американского негритянского фольклора. Показал обаяние, хитрость, изворотливость нового героя - Кролика. Не тигра, не буйвола, не крокодила - нет, маленького животного, идущего против коварного Лиса.

О Лагерлеф: была учительницей и написала книгу по истории, географии, биологии, геологии, этнографии Швеции, которая стала увлекательным учебником для детей младшего и среднего школьного возраста. Вы знаете учителей, написавших такой же популярный учебник и получивших за это Нобелевскую премию?

О Пройслере: во время Великой Отечественной войны был в плену у нас, в России. Неплохо знает русский язык, и в мирное время, не раз бывал у нас. Учитель с большим педагогическим стажем.

Об Александровой: прекрасная и нежная статья «Лучшая из женщин» В.Д.Берестова содержит все, что необходимо для рассказа о Татьяне Ивановне. Повествование окрашено в светлые, теплые, акварельные тона.

3-я часть наших встреч - это непосредственно само обсуждение произведений. Ему отводится примерно 25 минут (первые две части - по 7-10 минут каждая, не больше, и в стремительном темпе). Порой получается так, что занимательные вопросы викторины выводят на серьезный разговор о книге и писателе, и тогда все смыкается воедино, превращаясь в большой диалог с ребятами.

Известный и уважаемый Лев Айзерман, литератор, учитель, журналист, как-то поделился сокровенным: перед каждым занятием он решает для себя, зачем он идет на урок.

По примеру умного Учителя я старюсь настроить себя и выяснить, что хочу дать детям сегодня и что услышу, возможно, от них (не «хочу услышать», не запрограммированное, не заранее известное, а именно возникшее сейчас, озарение или что-то долго носимое внутри, а сейчас оформленное в слова). Ведущие обсуждение знают, как порой продуманная и выстроенная система занятий вдруг «выстрелит» неожиданно возникшей в беседе побочной темой (она может изменить ход и характер разговора или вообще увести в сторону) или «больными» вопросами, которые требуют немедленных ответов.

Какую же цель преследую я, идя на занятия?

Сначала она была конкретной для каждой встречи. Например, разглядеть в Фильке из сказки «Теплый хлеб» Паустовского человека заплутавшего и одинокого, старавшегося выжить любым путем, но, на самом деле, страдающего, старательного, признающего свои ошибки. Или: почему так легко отзывается на просьбы людей о помощи Бенвенуто-не-сидящий-ни-минуты из сказки Родари «Джельсомино в стране лжецов», хотя знает, что при этом укорачивает свою жизнь на десятилетия. Или: кто по своей сути барон Мюнхгаузен - бахвал? лгун? хитрец? фантазер? мечтатель? революционер выдумки?

Потом пришла мысль - иметь цель, объединяющую все встречи с детьми. Это общая цель тоже возникла в ходе обсуждений: мы думаем, что читаем книги и говорим о них, а на самом деле, мы говорим о жизни, о нас, наших отношения и делах. А классическая литература - нам в помощь, для сомнений, для вопросов, для страданий (каждый ли готов их принять, чужие - то?), для счастья.

Отступление. Как-то одна третьеклассница с восторгом говорила о книге Муни Витчер «Нина - девочка Шестой луны» и предложила ее для обсуждения. Я, в свою очередь, предложила ей составить несколько вопросов по этой книге. Она не смогла. Нет, не от неумения. Просто эта книга не таит в себе вопросов, не дает дополнительной работы для души и ума. А если книга ничего не дает, то зачем она? Девочка задумалась.

М.Горький русскую классическую литературу называл «сердечной». Вот мы и пошли от этого сердца к жизни, от своих страданий и радостей- к чужим.

Встреча первая. У нас - сказки Пушкина. Ребята сами выбирают сказку для разговора. Чаще всего это «Сказка о рыбаке и рыбке». В сказке 3 главных героя - старик, старуха и золотая рыбка, но в названии произведения о старухе - ни слова. Почему? После споров мы выясняем, что в сказке и так понятен нрав старухи, ненасытной, жадной, жестокой. А вот как поведет себя старик в условиях «все можно, все дозволено», будет ли ему стыдно за жену, решится ли остановить ее, скажет ли свое веское мужское слово или окажется безвольным, бесхарактерным, в полной зависимости от старухи? Ребята вспоминают, что один раз старик пытался урезонить зарвавшуюся в желаниях старуху, когда она захотела стать царицей:

Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь

Насмешишь ты целое царство.

Но слова старика не затрагивают конфликта сказки, идут по касательной и оказываются не важными. А что важно? Ребята отвечают: бескорыстие, умение быть благодарным и благородным без желаний что-то иметь за помощь.

Еще один герой сказки не остается не замеченным детьми: это море. Оно меняет цвет, состояние, характер в зависимости от роста требований скаредной старухи. Оно предупреждает старика, но напрасно.

Еще одна сказка Пушкина, выбранная ребятами, - это «Сказка о царе Салтане». В ходе разговора выясняем, что эта сказка о семье и ее строительстве, о ее защите и беззащитности. Всех заставляет задуматься вопрос: «Зачем князю Гвидону разные чудеса - белочка, витязи, богатый остров?» Ведь Гвидон - взрослый человек, такие игрушки ему не к лицу.

Оказывается, это все приманка: князю надо завлечь отца, царя Салтана, на свой остров. Оказывается, и взрослому человеку нужен отец, нужна мать, нужно состояние полноты, завершенности, защиты, идеального счастья.

И это счастье, семейное счастье надо уметь оберегать. Не случайно Пушкин в начале сказки говорит о доверчивом и слабохарактерном Салтане, поверившем навету, подлому слову, которое разрушило его семью.

Следующая встреча - со сказкой Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Удивительно, как тонко и точно дети чувствуют одиночество Алеши в петербургском пансионе. Литературный герой 18 века и дети начала 21 века оказываются ближе друг к другу, чем думается. В Чернушку верят как в друга, как в избавление от одиночества, как в чудесную мечту. Ребята переживают за Алешу, когда он потерял волшебное конопляное зерно, досадуют и сердятся на его высокомерие, заносчивость, грубость, ужасаются предательству Алеши по отношению к беззащитным подземным жителям и невозможности все изменить к лучшему. На вопрос «Простил ли Чернушка Алешу?» дети отвечают, что простил и сказал важные слова: «...я тебя прощаю: не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и все тебя люблю, хотя ты сделал меня несчастным, может быть, навеки!.. Еще в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко-далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно!..»

Алеша понес наказание за переселение целого народа. И эта вина, и эта потеря останутся с ним до конца жизни, как печальная память, как предупреждение от других дурных необдуманных поступков. Недаром эту сказку дети назвали «спасательной», т.е. предупреждающей, защитной, имеющей могучие иммунные силы.

В сказке Погорельского много непонятных слов и выражений: букли, тупей, вакантное время, империал, шандалы, голландские изразцы, бекеша, салоп.

При обсуждении мы стареемся разобраться с непонятными словами, выяснить их значение по словарю. Эти слова не отпугивают, а только усиливают интонации старинного повествования - дымчато-нежные, отдаленные, печальные, невозвратимые.

Еще одна встреча - со сказкой «Аленький цветочек» Аксакова. Это сказка о любви, о поисках любви, о прекрасном и безобразном, о терпении, о силе и слабости. Можно ли полюбить некрасивого человека в жизни? От чего и от кого зависит счастье? Что надо самому иметь в душе и сделать так, чтобы сказка пришла в жизнь и украсила ее?

Язык сказки воспринимается с удовольствием. Ребята говорят, что он похож на былины, на колыбельные. Особенно их зачаровывает обращение меньшой дочери к чудовищу в конце сказки: «Ты встань - пробудись, мой сердешный друг...» Так в старину заклинали бурю, ливень, мор, в отчаянии обращаясь к небесным силам.

Обращаю внимание ребят и на такую деталь: в сказке сказано «цветет цветок цвету алого, невиданного». Тройное повторение одного корня здесь не является тавтологией. Этот прием необходим для усиления явления чудесного цветка, который стал символом любви в сказке.

Из сказок зарубежных писателей на ребят особое впечатление произвели книги Дж.Родари, С.Лагерлеф, О.Пройслера.

Мы читали и готовились к обсуждению 2-х сказок Родари - «Джельсомино в стране лжецов» и «Путешествие Голубой стрелы».

В первой сказке я просила детей обратить внимание на необычного, даже уникального героя, подобных которому, пожалуй, нет в других сказках. Это Бенвенуто-не-сидящий-ни-минуты. Он буквально отдал жизнь людям, помогая им и стремительно старея при этом. Сам он ничего героического в своих поступках не видел, потому что жил сердцем и действовал по сердечному велению. Воистину жизнь для других, бескорыстная помощь и ощущение счастья от необходимости людям!

Во второй сказке дети так определили тему: «игрушки сами дарились тем, кто беднее и несчастнее всех». Задержите внимание на этом глаголе - дарились. Он очень точно подобран ребятами: значит, новогодние игрушки сами находили нуждающихся, жалели их и оставались у них навсегда.

Сказку «Путешествие Голубой стрелы» невозможно читать с каменным сердцем. Картины жизни маленьких бедолаг, сирот вызывают не просто жалость и сочувствие, а страстное желание исправить их жизнь, устранить социальную несправедливость, подарить счастье обездоленным и терпеливым. Вот это драгоценно: видеть чужую беду и не остаться бестрепетным и равнодушным.

Лишь с одним героем этой сказки автор расстается без сожаления. Ребята ищут в тексте, почему Родари так сделал. Генерал пушечной артиллерии хотел лишь стрелять, сражаться, убивать. Такой герой не мог получить поддержку от автора-пацифиста.

Есть у нас и особая встреча, на которой мы с ребятами сравниваем два произведения: «Приключения Пиноккио» К.Коллоди и «Золотой ключик» А.Н.Толстого. Из двух деревянных героев нам милее и понятнее оказывается Буратино. Он не просто стремится стать человеком (ведь все его душевные движения - страх, нахальство, простодушие, жалость, озорство - уже говорят о нем, как о живом, чувствующем человеке), он стремится быть в центре всех событий, старается помочь куклам и папе Карло. Он бесстрашен, предприимчив, находчив, обаятелен и весел. Пиноккио отстает от него по всем параметрам: он себе на уме, хитер, способен совершать поступки совсем не добрые и не красивые.

Но наши сравнения двух сказок не приводили к отрицанию одной из них и восхвалению другой. Нам нужен был этот метод, чтобы посмотреть на развитие одной темы и одного героя у двух разных авторов разных времен и стран.

За время работы Школы творческого чтения убедилась в особенности обсуждения как формы работы. Обсуждения - это полнота чувств, бесконечные вопросы, погружение в тайны книги, неожиданные повороты, изящество формы, бесконечность смысла. И поэтому никогда не ставлю точки в конце занятия, а предлагаю снова, по горячим следам, перечитать книгу. Потому что не все открытия еще сделаны...

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"