NEW! Степанова Л.В. Детский библиотекарь в поисках «пятого угла», или где мы?

Степанова Л.В.,

ст.преподаватель СПбГУКИ,

гл.библиотекарь ЛОДБ

Детский библиотекарь в поисках «пятого угла», или где мы?

(Очень субъективные заметки от первого лица*)

«Когда вам было интереснее жить, сейчас или в детстве?»

Вам не приходилось испытывать себя поиском той точки в «ландшафте» современной культуры, которая, позволяет вам проницательно оценить происходящее и представить стратегии развития (?), сохранения (?), преобразования (?) детской библиотеки, как современного института? С благодарностью готова принять опыт моих единомышленников и оппонентов, этим и объясняется дерзость сохранения речи «от первого лица»*.

Я принадлежу к поколению детских библиотекарей традиционной школы идей и концепций детской библиотеки, природа которой разворачивалась в замыслах Е.П.Приваловой, Н.Н.Житомировой. Для меня процесс сознания детским библиотекарем статуса своей позиции в современной культуре включает опыт диалога с детьми, их ближайшим социальным окружением. Непременная часть содержания подобного диалога - открытие для нового поколения детской библиотеки, как тонкого и замечательного инструмента, устроенного специально для творчества личности в самопознании, образовании и преобразовании мира.

«Свобода читать!» - так озаглавлен плакат с рекламным образом[i] библиотеки. Он был создан, чтобы объединить нас в диалоге, для развития отношений к детской библиотеке на основе доверия к её позиции. Библиотека здесь не цель, а средство, органичная часть мира детской повседневности, соразмерная масштабу событий детской жизни, открытое пространство взаимодействия с взрослым, который не впереди, не отстает, а находится рядом.

Попробуйте погрузиться в интонации смыслы, сюжеты диалога, который возник между подростками из небольшого города Сланцы и писателями У.Старком, Р.Ниемеля, Л.Круун, переводчицей А.Сидоровой вот здесь: http://www.ringbook.lodb.ru/viewforum.php?f=44 Хотите, присоединитесь к размышлению вот над этим вопросом: «Когда вам было интереснее жить - сейчас или в детстве?» Представьте автора этого вопроса: «У вас герои добрые, интересуются жизнью других людей. Вы не любите писать про злых людей? О чем будет ваша следующая книга?». Объединитесь в постижении этой проблемы: «Как Вы думаете, хотят ли люди в наше время быть вместе и делать мир лучше, не разрушая его?» «Если бы вы смогли превратиться в зверя или птицу, то кем бы стали?» - будете увлечены этим вопросом? Впрочем, выбирайте сами - пространство диалога перед вами.

Неделю продолжалось вдохновенное сооружение Книжного моста на фундаментальной основе - таланте взрослого слышать детский вопрос и доверии ребёнка к взрослому. Обратите внимание, как возникает смысловая архитектура диалога, как он соразмерен по композиции и поэтике. Ответ взрослого увлекает юного собеседника к открытию самого себя. Детский вопрос, как начало движения вперёд и для взрослого, и для ребёнка!

Ни один вопрос не умер вместе с ответом, каждый обнаруживал новые перспективы размышлений. Подчеркну особо - книжный мост открыл для детей возможности понимания и принятия взрослого, его идей, ценностей, сомнений, вдохновения, грусти. Взрослые создали свой образ речью, обращённой к детям, испытвая невероятный интерес к собеседнику, движению вместе с ним.

Теперь вернёмся в реальное место состоявшегося диалога взрослых и детей и обнаружим, что электронный способ перемещения в пространстве, уход за физические границы библиотеки, преобразовал библиотечный контент. Своеобразие и волшебство этого события заключено в опыте наших детей по осознанию себя центром пересечения идей и смыслов, воплощённых в книге вдохновением писателя и творчеством читателя.

Кому нужна эта детская библиотека?

Где находится детская библиотека, куда и кем вытесняется, перемещается, или исчезает (и пр.) в перспективе таких событий, как современный литературный процесс, национальные и мировые стратегии книгоиздания, законы книжного рынка? Данные события локальны в сравнении с глобальными процессами, которые волнами накатывают на детскую библиотеку, вынуждают её к выходу из себя, преобразованию ресурсов и трансформации библиотечного пространства. Это и образование, и деятельность личности в реальности и мифологии информационного общества, изменение технологий воспроизводства культуры. Жизнетворчество современного ребёнка происходит в иных реальностях: «Мы живём в эпоху становления виртуальной идентичности. Речь идёт о процессах перевода в цифровой код внешнего мира и человеческой индивидуальности, создание её информационного отпечатка в пространстве всемирной сети[ii]».

Создание и осмысление современного образа библиотеки требует проявление её идеологии для социума, изобретения такой формы предъявления, чтобы детская библиотека была включена в систему развития отношений между взрослыми и детьми.

В декабре 2008 года мы с коллегами провели испытание демонстрационной модели детской библиотеки на выставке «Лучшее - детям» в Москве, в ЦВЗ «Манеж». Огромное выставочное пространство было предоставлено российским производителям товаров для детей, а в рамках специальной программы экспонировались социальные проекты, где мы и обозначили свою позицию.

В чём выражена суть нашей позиции? Прежде всего, в ответственности за последствия развития библиотечного пространства для детей. Вот они, эти последствия, по-моему, разумению:

Новое поколение детей должно иметь современную книжную среду, где сбываются ожидания каждого ребёнка о любимой (необходимой, своевременной) книге для образования, развития, а также для поиска, выбора и создания новой информации.

Дети, подростки, их родители и учителя имеют право на свободный доступ к новой детской книге вне зависимости от удалённости реального или электронного доступа к ней.

Детская книга и детское чтение, как органичная часть современной детской культуры, является сферой партнёрства лидеров социума и культуры.

Интонация перечисления мною здесь сохранена не случайно. Это повод для обсуждения границ нашей деятельности в данном направлении. Границы заданы не только базовыми функциями нашего с вами института, но и тем, что происходит с книгой, её бытованием в реальной повседневности, её жизнью в библиотеке в составе огромного книжного собрания детской литературы. Как и куда, будут уходить детские книги прошлого столетия, как сохранить во времени уникальные пласты литературы? Проблемы, имеющие и этический, и материальный аспекты.

Впрочем, вернёмся к нашему опыту «встраивания» позиции детской библиотеки в среду, которая была озаглавлена в Манеже «Лучшее - детям». Для меня и моих коллег было важно найти форму выражения идеи библиотеки. Именно ту форму, которая была бы открытой и пластичной как часть общего пространства и в то же время способной вобрать себя смыслы и ценности окружающего. Эти амбиции нами были реализованы на открытом стенде специальной, уникальной конструкции. Позволю себе напомнить «закон детского вопроса», как события, которое необходимо для того, чтобы осознавать себя центром понимания. М.Гаспаров[iii] определил «обязанность понимать» как путь к независимости и правам личности.

Мы моделировали наши отношения в предлагаемом библиотечном пространстве, как наш ответ на вопрос: зачем и кому это нужно? Что произойдёт не с нами, а для них? Кто они? Поддамся соблазну и предложу, вам, коллеги довольно скучный фрагмент текста. Но давайте воспользуемся жанром интернет - публикации и тем, кто сочтёт подробности излишними, просто посмотрите вот здесь: http://www.deti.spb.ru/news/?_id=55%20

Итак, кто они? Зачем мы им? Дети: Обнаружение детской библиотеки как одного из способов общения и взаимодействия с миром. Личностная и читательская коммуникация со сверстниками, новый опыт отношения к собственному чтению, узнавание себя как читателя, читательское самоутверждение. Создание новых событий вместе со сверстниками и взрослыми. Взрослые: Писатели, издатели, социальные лидеры. Встреча с новой генерацией детей, возможность диалога для понимания опыта другого поколения. Знание современных детей и их интересов и возможностей. Освоение вместе с детьми современных территорий чтения, знание основных проблем детей в информационном потоке. Оценка библиотечной культуры отношения к детям. Информация для анализа возможностей библиотеки, определение перспектив развития информационной среды для детей местным сообществом. Родители: Оценка новых мест для образования, развития, развлечения своих детей. Способы защиты ребёнка от информационной агрессии, опыт информационного поведения в электронной среде для детей, опыт пребывания в книжной и электронной среде вместе с детьми. Наблюдение за тем, как ведут себя дети среди книг, оценка возможностей чтения для собственных детей, Консультация со специалистами о качестве современной детской литературы. Учителя: Способы наблюдения за детьми в электронной и книжной среде, понимание поведения детей в библиотечном пространстве, использование ресурсов для уроков. Адресные ориентиры в книжной и электронной среде для пополнения списков литературы по предметам. Знание, как преодолеть настороженное отношение к современным детским книгам Библиотекари: Интенсивное взаимодействие с коллегами в процессе освоения многоуровневого пространства современной читательской деятельности Представление перспектив деятельности библиотеки, подтверждение статуса библиотеки.

Есть? Идеальная детская библиотека для современных детей?

Интерактивный принцип доступа к Стенду под названием «ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: ДЕТИ И КНИГА БЕЗ ГРАНИЦ» обеспечивается комплексным сочетанием дизайна и формы представления ресурсов и содержания деятельности. http://www.deti.spb.ru/knigi_det/knig_salon/knig_salon_2009/udivitsobit/

Телекоммуникационный доступ участников и проектов (детей и взрослых) на Стенд позволяет демонстрировать масштаб и представительность деятельности в реальном времени и пространстве, которые обнаруживает детская библиотека, как сфера творчества. И что же произошло? Возникла... идеальная детская библиотека для современных детей, как необходимая реальность. Её создавали все: дети и взрослые: издатели писатели журналисты. Детская библиотека рождалась идеями из тех модулей, которые были предоставлены ЛОДБ для оригинального конструирования. Её главным центром является ребёнок - его реальный образ, без стереотипов и предрассудков был ярко представлен в электронной и реальной среде самими детьми.

Открытый Стенд создавал множество вариантов интерактивного доступа к информации, необходимой для поиска, оценки, выбора книги и библиотеки. Стратегия Стенда ЛОДБ очень проста - поддержать каждого ребёнка, его родителей в желании книги и чтения. Уникальная конструкция Стенда предлагала модель выбора пути к новой книге без суеты и растерянности. Интенсивность посещений Стенда детьми разного возраста, коммуникация в среде Стенда между различными категориями посетителей и специалистов, встречи и консультации участников выставки на нашей территории - убедительное подтверждение успешной реализации нашего замысла Бесконечное и свободное пространство чтения и детского творчества в безопасной информационной среде.

Управление интерактивной средой Стенда, (я утверждаю: моделью современной детской библиотеки) требовало от специалистов педагогической и информационной компетентности, проницательности, динамичности. Самое главное - восприятие детской библиотеки, как целостной открытой системы. Нами актуализированы приоритетные сферы развития профессионального сознания: Опыт современного ребёнка в культуре, позиция и права современных детей. Детское чтение, как собственный выбор и идея ребёнка. Статус детской библиотеки в развитии системы коммуникаций о детстве. Исследование и прогнозирование представлений детей и взрослых о чтении в современном издательском процессе. Особенности профессионального взаимодействия детских библиотекарей. Комментарием к данным утверждениям - наш опыт рефлексии событий, обращённый к детям в рубрике «Хорошие новости». Мы создаём привлекательный образ деятельности в библиотечном пространстве, обнаруживаем для ребёнка мотивы интереса к себе, читающему, желание чтения. Нам важно выстраивание диалога в детской среде о новых возможностях чтения, поэтому контент выверяется по смыслу и поэтике таким образом, чтобы предоставить свободный выбор вариантов включения в читательское сообщество. Интеграция моделей успешного читательского и информационного поведения в детский и подростковый социум небольших поселений Ленинградской области привела нас к замыслу системы проектов под общим названием «Дети и книги без границ».

«Дети и книги без границ».

Наше сознание возможностей и необходимости экспансии пространства вокруг детской библиотеки вместе с детьми возникло из потребности обустройства культурной повседневности ребёнка. Контекст детской жизни очень важен для его желания читать. И мы поместили цикл наших проектов в публичном пространстве, мы их развиваем на основе событий, которые создают дети для себя и взрослых. Таким образом мы открываем для социума детские стратегии деятельности в культре. Коротко анонсируем наш круг проектов.

«ШКОЛА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ» («ШДЧ») - дискуссионный клуб подростков и юношества, центр событий и встреч для писателей, издателей, родителей, учителей, библиотекарей. Областная «ШДЧ» учреждена подростками при содействии ЛОДБ и Администрации г. Сланцы в 2002 году.http://www.ringbook.lodb.ru/viewforum.php?f=44

«ДЕКАБРЬСКИЕ ВСТРЕЧИ В ЛОДБ» - детская читательская элита встречается петербургскими писателями и издателями. Проводит закрытое голосование по выбору 10 лучших книг года на присвоение Знака «НРАВИТСЯ ДЕТЯМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ», провозглашает победителей в номинациях: «Читатель Года», «Покровитель детского чтения», «Детская библиотека года». http://www.deti.spb.ru/news/?_id=57

«ВОЛШЕБНЫЙ ДЕНЬ ЧТЕНИЯ!» - дети в Детских библиотеках устраивают праздник СВОЕГО ЧТЕНИЯ для всех взрослых. Взрослые идут навстречу детям с новыми идеями и книгами - в подарок! Социально-культурная акция проводится ежегодно в «Неделю детской и юношеской книги» при поддержке глав администраций большинства территорий ЛО. http://www.deti.spb.ru/news/?_id=61

«ЛЕТНИЕ ДНИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВЫРИЦЕ». ЛОДБ и Кафедра детской литературы СПбГУКИ ежегодно проводят «АВТОРСКУЮ БИБЛИОТЕЧНУЮ ШКОЛУ». Дети Вырицы приглашают в своё КНИЖНОЕ ЛЕТО известных писателей, издателей, учителей и родителей. Уличный фестиваль «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ УЛЫБКА ЛЕТОМ, ИЛИ КНИГА НА КАНИКУЛАХ» - время невероятных событий, творчество вместе с детьми, солнцем и ветром. С 2008 года проект развивается в международном сотрудничестве.

«Летние Дни» учреждены Администрацией Вырицкого городского поселения, Вырицкой детской библиотекой, ЛОДБ в 2000 году. http://www.deti.spb.ru/news/?_id=64

«СОЛНЕЧНЫЕ ВСТРЕЧИ» И «ПОПУТНЫЙ КНИЖНЫЙ ВЕТЕР» - подростковые и молодёжные уличные Акции в г. Сланцы в июне и августе. Молодые открывают библиотеку для обывателей небольшого города, как уникальное пространство. http://www.deti.spb.ru/news/?_id=66

WWW.DETI.SPB.RU - бесконечное и свободное пространство чтения и детского творчества в безопасной информационной среде, реальные возможности для создания ребёнком своей идеальной детской библиотеки в электронной среде.

Электронный ресурс развивается на основе корпоративного и межкорпоративного партнёрства, защищает авторские права детей на информационную и творческую деятельность.

«НАШ КНИЖНЫЙ КРУГ» /WWW.RINGBOOK.LODB.RU» - место встреч непредсказуемых, динамичных, дерзких, вдумчивых читающих/нечитающих людей от 10 лет. Сюда «приходят» писатели, издатели, критики, художники. Здесь впервые, вместе с М.Бычковым, Е.Мурашовой С.Востоковым, Н.Назаркиным (Россия), У. Старком (Швеция), Р.Ниемеля, Л. Круун (Финляндия) А.Сидоровой юные читатели создали мир чтения без границ, построили КНИЖНЫЙ МОСТ между детьми и взрослыми. Здесь обитает таинственный SNIF.

Электронный сетевой ресурс создан при поддержке Администрации Сланцевского городского поселения, автор решения - Л.Ц. Малыщицкий

«ПОЧИТАЕМ?» - цикл телевизионных передач ТРК «Викинг», ЛОДБ, Вырицкой детской библиотеки. Мамы, папы, их дети выходят в телеэфир для путешествия с писателями, библиотекарями, издателями в мир лучших детских книг. В Гатчинском районе открыто новое место встреч с читающим человеком от 6 до 10 лет. У телевизора.

Проект развивается при поддержке Администрации и Совета депутатов Гатчинского муниципального района, Администрацией, Советом депутатов Вырицкого городского поселения

«ЛОДБ: БЕСКОНЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЧТЕНИЯ» - маршрут БИБЛИОБУСА ЛОДБ для творчества детей по поиску и созданию идеальной детской библиотеки в национальном и мировом цифровом пространстве. Проведение телеконференций детей со сверстниками в России, за рубежом, с знаменитыми детскими писателями России и мира.

«БИБЛИОТЕКА - ВЕСЬ МИР!?» Создание нового ландшафта чтения. Освоение и экспансия вместе с людьми от 12 до 17 лет национальных и мировых территорий чтения. Доступ к мировым ценностям культуры. Учреждение в системе телеконференций юношеского читательского клуба.

Инициаторы проекта - Сланцевская Цетральная городская библиотека, Сланцевская центральная городская детская библиотека, Вырицкий Информационный Библиотечный комплекс, ЛОДБ.

«Инопланетяне?» Или встреча с братьями по разуму?

Все мои собеседники очень колоритны, каждый раз не оставляет удивление от происходящего, когда мы вместе оказываемся в книжном потоке, окружаем собою развал книг за большим столом. Мы обсуждаем вопросы - «Зачем мы читаем?», «Когда, с кем и почему мы говорим о прочитанной книге?».

Наше физическое состояние, рядом с книгами, объясняет и отзывчивость, и импровизацию в диалоге. Тотчас обнаруживаются связи с книгами, как событиями, возникают интереснейшие сюжеты в отношениях, очевидно удовольствие от возможности слушать и понимать другого, творчески создавать реальность происходящего здесь и сейчас. Вот Даша - «я сейчас добралась до книжного шкафа моих родителей, дотянулась до верхней полки и на меня свалились книги Пелевина. Понравился ранний, очень». Это Матвей, экспрессивный десятиклассник, направо и налево раздаёт идеи Д.Хармса. Андрей, рыцарь миров «фэнтэзи», но уже более лоялен к оценке и других жанров, чем полгода назад. Алёна, вдохновенная искательница истины. Виктория, для неё чтение - демонстрация оппозиции перед мамой.

Договариваемся, непременно отвечать на идею собеседника, а не только предлагать свою мысль, утверждая. Забавно, как провоцировал расширение пространства узнавания себя и своих собеседников, наш смешной запрет - «запрет поднятой руки». Все стали изобретать иной способ привлечения и расположения собеседника к себе. Способ принять и понять другого, его иную культуру. Потому восклицание Наташи: «Я иногда чувствую себя инопланетянином в поисках братьев по разуму!», автор этих заметок и предлагает в качестве заголовка, как наиболее яркую характеристику того, что происходит с подростком в изменившихся условиях для его чтения.

«Чтобы не быть одиноким», «писатель, полезный как рыбий жир», «поиск людей», «очень хочется подумать», «ухожу от родителей» - реплики наших собеседников - подростков, рефлексирующих для себя и других ценность чтения. Заметьте, новым является то, что современные подростки и их родители в отрочестве, отличаются иными «кругами чтения», увеличилось пространство несовпадения. Чтение современных подростков вбирает в себя разнообразие потока книг, который издаётся в условиях книжного рынка. Это чтение автономно от взрослых, его уже нельзя в полной мере использовать как инструмент непосредственного и опосредованного контроля, мы зачастую не можем управлять им и его последствиями. При таком положении и дети, и взрослые вынуждены заботиться о сохранении общего языка культуры для взаимопонимания.

Как же преодолеть возникающие границы понимания? М.Гаспаров[iv] в цикле своих эссе обращает наше внимание на возможные варианты развития позиции в перспективе данной проблемы. Во-первых, автор предлагает нам для осмысления статуса детей в культуре понятие - «детские адаптации». Дети обладают мощным ресурсом присвоения и воспроизводства культуры. Порою, наше стремление научить их общению в культуре приводит к противостоянию в «нашинкованных монологах», если «каждый из собеседников по ходу диалога конструирует удобный ему образ собеседника. С таким же успехом он мог бы разговаривать с камнем...».

Во-вторых, рассуждения М.Гаспарова об особенностях диалога личности с художественным произведением, позволяют понять некоторые особенности отношения взрослых к чтению подростков. Почему прочитанная подростком книга, предложенная им интерпретация, нас уязвляет? Чувство, что «из этих-то книг и слагается то драгоценное, что нам кажется собственной личностью», вынуждает взрослого смотреть на «дальние» для него тексты, которые читает подросток, сквозь свои, «ближайшие». Какой же выход? Мы же не можем отменить опыт чтения подростков, это невероятно для современных условий. По М.Гаспарову: «Максимум достижимого - это учиться языку собеседника, а он такой же трудный, как горациевский или китайский...». Мы вполне можем принять идею М.Гаспарова о плодотворности усилий по согласованию нашего языка «хотя бы на уровне литературных репутаций», добавим, и читательских репутаций. Детский библиотекарь сегодня может быть вдохновлён возможностью означения своей деятельности в детском читательском сообществе.



[i][Цв.вкладка] //Библиотечное дело - 2008 - №1 -

[ii] Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформация идентичности в виртуальном мире//Вопросы психологии - 2009 - №3 - С.13

[iii] М.Гаспаров Записки и выписки. - М.,2001, С.95

[iv] М.Гаспаров Записки и выписки. - М.,2001, С.112

Вы близки нам по духу

Ненавязчивая роль библиотекаря в современной детской книжной среде, построенная на общении, диалоге, доверии, близка и нам. Ведём постоянный поиск новых, интерактивных форм деятельности. Медиамост - один из современных способов виртуального общения, новых возможностей диалога между читателями, писателями, библиотекарями, освоенный ещё единицами библиотек. Надеемся на возведение моста между "бургами" (Санкт-Петербургом и Екатеринбургом). Вы близки нам по духу!

Читаешь статью,

Читаешь статью, и понимаешь что Петербург - это колыбель культуры. Хочется дотянуться до ваших высот. Мы все стремимся к созданию идеальной библиотеки, но часто в понимании самого библиотекаря. А актуальность, в том, что она должна быть идеальной для читателей-детей, родителей, педагогов. Как найти ту золотую середину между электронной средой и книжной детской культурой. И действительно, областная библиотека должна стать объединяющим началом для библиотек области, создать настоящие партнерские отношения. Будем учиться у вас. Потапова О. О.

Формула современной детской библиотеки

Эту статью следует предлагать для изучения каждому библиотекарю, входящему в детскую библиотеку, чтобы научиться языку собеседников, "трудному, как горациевский или китайский". "Детский вопросик" - "начало движения вперёд" для талантливого библиотекаря - одних ставит в тупик и пугает, другим он открывает удивительный яркий мир, щедро представленный в фотографиях и фрагментах на сайте библиотеки (смотри: deti.spb.ru) "Испытание" модели современной детской библиотеки неизменно проходит "на ура!", и предлагает множество вариантов не для повторения, но для самостоятельного творчества. На основе отрефлексированного, яркого и нестандартного опыта, предлагаются приоритетные сферы развития профессионального сознания. Достижимо ли? Наверное, пока утопично для подавляющего большинства детских библиотек. Но стоит начать искать "пятый угол", способный организовать новое пространство для профессиональной рефлексии.

Лестно найти на региональном сайте детских библиотек (deti.spb.ru) в разделе "Интересные адреса" адрес нашей библиотеки - Свердловской областной библиотеки для детей и юношества. Значит, по мнению сотрудников и, надеюсь, читателей, "вошли в обойму" - заслужили доверие. Это радует! М.В. Ивашина

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"