NEW! Воложина Е. В объективе молодые:анализ социологического исследования, проведенного Секцией молодых библиотекарей Челяб.обл.

Е. Воложина,

зам. директора

МУ «Городская библиотека»,

г. Снежинск, Челябинская обл.

В объективе молодые: анализ социологического исследования, проведенного Секцией молодых библиотекарей Челябинской области

Сегодня все понимают необходимость серьезных перемен, реформ, преобразований в библиотечном деле. И об этом можно даже не говорить. Их ждут, о них думают, говорят между собой, спорят на семинарах и конференциях. Всех интересует, что будет сделано. Но давайте зададим себе другой вопрос: кем?

Нельзя не признать того, что в условиях рыночной экономики, низкой заработной платы и соответственно невысокого престижа профессии библиотекаря «старение» кадров становится одной из важнейших проблем отрасли. И на этом фоне появление молодых талантливых сотрудников в наших учреждениях не только желательно, но и просто спасительно. Нет, мы далеки от того, чтобы даже легким намеком противопоставлять разные поколения библиотечных сотрудников: без старых, опытных профессионалов любая, даже самая передовая, библиотека может оказаться на мели. Но все же...

Объективный анализ динамики изменений кадровой ситуации в библиотеках Челябинской области позволяет выявить ряд тенденций:

  1. Персонал стареет с каждым годом.
  2. Сокращается число профессионалов.
  3. Профессиональные учебные заведения не обеспечивают приток молодых кадров. Прием на библиотечные специальности сократился до такой степени, что стало ясно: даже в количественном выражении выпускников уже не хватит. Реально же будет работать «по профилю» лишь небольшая их часть.

Понятно, что такое положение дел беспокоит. Библиотекам, как и другим организациям, стремящимся к развитию, требуется приток «свежей молодой крови», чтобы придать библиотечному делу динамику и современное развитие в духе 21 века.

Понимая это, на I слете Молодых библиотекарей области в июле 2007 года при Совете директоров ЦБС Челябинской области была создана Секция молодых библиотекарей. В ее состав вошли те, кто обладал инициативой и желанием сделать жизнь и работу молодых насыщенной. По большому счету, задача Секции - найти творческих, думающих людей, помочь им раскрыться, найти себя, свое место в профессии.

Но для того, чтобы начать полноценно работать, надо понять, за что же браться в первую очередь? Понять кто мы, какие мы - молодые библиотекари? Все ли нас устраивает? Чем привлекает работа в библиотеке и привлекает ли вообще? С этой целью с мая по сентябрь 2008 г. проводилось анкетирование библиотечных сотрудников области в возрасте до 35 лет включительно.

В опросе участвовали 142 человека, из 12 городов и 8 районов Челябинской области. Анкеты были разосланы на электронные адреса центральных библиотек области. Консультантом проекта выступила Оксана Юрьевна Фрост, доцент, кандидат философских наук, преподаватель кафедры культурологи и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусства.

Все вопросы анкеты условно можно разделить на несколько блоков:

1. Отношение библиотекарей к своей профессии.

2. Творческая активность молодых специалистов.

3. Мотивация в карьерном росте.

4. Потребность в повышении квалификации и непрерывной профессиональной подготовки молодых библиотекарей.

5. Выявление приоритетных направлений в работе Секции.

6. Некоторые сведения личного характера, а именно: возраст, уровень образования, стаж работы, профессиональный статус.

Заполнение анкеты респондентами не контролировалось. Поэтому были четко сформулированы вопросы, не допускающие двусмысленных вариантов ответов.

Часть вопросов была открытого типа, подразумевавшего развернутый ответ. Например: «Какие проекты Вы хотели бы осуществить?». Но 64,8% этих вопросов остались без ответа. Причин тому видится несколько: эти вопросы требуют умственного напряжения, поэтому отсутствует желание отвечать; недопонимание вопроса; вопрос не соответствует знаниям и компетенции респондента; вопрос не интересен; опрашиваемый не хочет показать себя с неблаговидной стороны; мешают внешние раздражители - трудно сосредоточиться; просто нечего сказать.

Блок 1: Отношение библиотекарей к своей профессии

Итак, что показало анкетирование?

До начала работы в библиотеке, большинство респондентов не могли и предположить, что они туда попадут - 63% опрошенных попали в библиотеку случайно; 18,3% - с детства ощущали тягу к книге, то есть попали по призванию; 13,7% - назвали другие причины; 4,2% - решили выбрать профессию согласно семейной традиции; и 0,7% - затруднились ответить.

И все же, несмотря на то, что у 63% большинства респондентов выбор профессии не был осознанным, они работой вполне довольны - 51,4% или скорее довольны, чем недовольны - 35,9%; безразлично относятся к работе - 0,7% (1 человек); скорее недоволен, чем доволен - 2,8%; совершенно недовольны - 0,7% (1 человек); затруднились ответить - 8,5% респондентов.

Наиболее привлекательными чертами работы в библиотеке называются такие: в первую очередь - это общение с людьми 69% (98); возможность заниматься творческой работой 61,3% (87); самореализация - 37,4% (53); возможность приносить пользу обществу - 35,9% (51); социальная защищенность - 28,2% (40); просто нравится профессия - 27,5% (39); признание и уважение коллег - 23,2% (33); в перспективы продвижения по службе верят мало - 19,7% (28); и меньше всего молодых библиотекарей привлекает научная работа - 8,5% (12), хотя это кажется странным. Так как научная работа позволяет заниматься как творчеством, так и интересными исследованиями (см. Диаграмму №1).

Основная часть вопросов анкеты была посвящена трудовой деятельности.

Среди респондентов - наибольший процент рядовых сотрудников - 70,4%; далее следуют заведующие секторами - 9,2%; главные специалисты отдела - 5,6%; заведующие отделом - 12%. Руководящий состав представлен - 0,7% (1 человек) в должности заместителя директора (см. Диаграмму №2).

Из них высшее образование имеют 62,7% (89); неполное высшее - 13,4%(19); среднее специальное - 20,4%(29); среднее - 2,8%(4)

Если судить о стаже работы в библиотеке, то получается, что большинство работают от 5 до 10 лет - 29,6% (42); свыше 10 лет - 21,8% (31); от 3 до 5 лет - 19,7% (28); от 1 до 3 лет - 15,5 (22); до 1 года - 12,7% (18).

Из них наибольших карьерных успехов добились те, кто имеет стаж от 5 до 10 лет и свыше 10 лет. Среди них: заведующие секторами, главные специалисты отделов, руководители отделов и руководители высшего звена. Но есть респонденты, которые, проработав небольшой срок, уже являются руководителями или главными специалистами отделов. Этому может быть несколько объяснений: в небольших библиотеках карьеру сделать легче, так как меньше конкуренция; доверие со стороны руководства может способствовать продвижению по службе.

Реализация собственного потенциала - один из признаков состоявшейся личности.

Что думают по этому поводу молодые библиотекари?

На их взгляд большинство реализуют свои способности лишь частично - 69% (98); полностью себя реализуют лишь 23,2% (33) опрошенных; остальные 7% реализуются либо мало, либо совсем никак.

А мешает этому: низкая заработная плата - 45,8% (65); отсутствие необходимых знаний, опыта - 40,8% (58) - это главные причины. Далее идут: отсутствие дополнительных стимулов, заинтересованности, поддержки со стороны руководства, психологический дискомфорт в отношениях с коллегами. И лишь 16,2% (23) ничто не мешает себя реализовывать (см. Диаграмму №3).

Тем не менее, 36,6% (52) опрошенных из библиотеки уходить не собираются, но 40,8% (58) рассматривают и такой вариант. Причем этот вариант рассматривают и те, кто на данный момент своей должностью доволен и чьи потребности частично, но все-таки реализуются. 6,3% (9) готовы поменять место работы, несмотря на то, что у некоторых стаж превышает 10 лет. 16,2% (23) - затруднились ответить.

Блок 2: Творческая активность молодых специалистов

Известно, что библиотечная работа - это по своей сути коллективный труд, который требует здоровых взаимоотношений, способствующих созданию творческой атмосферы, направленной на достижение конечного результата. Именно деловые, товарищеские отношения позволяют развивать инициативу, поиск инновационных форм и методов библиотечного обслуживания, раскрывать потенциальные возможности каждого. Зачастую недоверие к знаниям и навыкам молодого работника, повышенный контроль над качеством и сроками выполнения работы обижает и расхолаживает, отбивает стремление совершенствоваться.

Но в нашем случае инициатива приветствуется у 71,8% (102) опрошенных, осторожно ответили - иногда 27,5% (39) и лишь 1 человек сказал категорическое «нет».

Но, несмотря на то, что инициативу поощряют инициатором или участником каких-либо проектов, программ являются лишь 36,6% (52) опрошенных, 63,4% (90) - пока никак себя не проявили. Что интересно, в основном инициаторами выступают рядовые сотрудники - 27 человека и руководители отделов - 11 человек. У всех остальных, а это - заведующие секторами, главные специалисты отделов, активность крайне слаба. Тот факт, что рядовые сотрудники лидируют, может говорить о том, что для них важно стать заметными, по крайней мере, в своем коллективе.

И все-таки, стоит задуматься над тем, действительно ли созданы все условия для развития.

Так один из респондентов, на вопрос: «Какие проекты Вы хотели бы реализовать?», ответил: «Любые, лишь бы никто не мешал».

Вообще на этот прогностический вопрос не ответили 65,5% (93) респондентов, в то время как другая половина выдвинула множество предложений. Авторами большинства предложений стали опять же рядовые сотрудники и руководители отделов. Всего предложено 50 вариантов, которые условно можно разбить на несколько направлений: компьютеризация библиотеки; издательская деятельность библиотеки, изменение интерьера и имиджа библиотеки; работа со средствами массовой информации; использование информационных ресурсов и услуг; расширение функции и структуры библиотеки; модификация всех технологических процессов.

Логичным продолжением деятельности являются участие в конкурсах профессионального мастерства. Процент сотрудников участвовавших в конкурсах низок - 35,9% (51); 64,1% (91) - участия в конкурсах не принимали.

Наибольшей популярностью пользуются конкурсы областного масштаба - 14,8% (21); далее идут внутрибиблиотечные конкурсы - 13,4% (19) и городские - 12% (17). В региональных и всероссийских конкурсах участие принимают очень немногие. Причина может быть в том, что информация об этих конкурсах просто не доходит до потенциальных участников, отсутствует поддержка со стороны руководства и коллектива или у людей существует определенная неуверенность в себе, в своих возможностях.

Тем не менее, те, кто принимал участие во всероссийских или региональных конкурсах, стали дипломантами или заняли призовые места.

Блок 3: Мотивация в карьерном росте

Интересным для исследования был вопрос о соответствии уровня профессиональной компетентности занимаемой, на данный момент должности. Основная часть опрошенных 52,8%(75) оценило свои знания и умения на 4 балла по 5 бальной шкале; далее идут те, кто относят себя к крепким профессионалам - 22,5%(32) - 5 баллов; уровень знаний на 3 балла - 11,3%(16); на 2 балла - 0,7%(1); затруднились ответить - 12,7%(18) (см. Диаграмма №4).

Основная масса респондентов довольна занимаемой должностью - 65,5% (93), есть, конечно, и обиженные, то есть не довольные - 12,7% (18) и 21,1% (30) - затруднились ответить. Видимо, люди вполне адекватно соизмеряют свои силы и профессиональные навыки, и бежать впереди паровоза не собираются. Но процент затруднившихся ответить довольно высок, на это следует обратить внимание руководителям для оптимизации кадровой политики.

Достаточно интересные сведения получили о карьерных притязаниях опрашиваемых. 36,6% (52) не могут определиться в каком качестве они хотят работать. Из традиционных должностей есть претенденты на: специалиста по компьютерным технологиям - 17,6% (25), ведущего библиотекаря - 13,4% (19), PR-менеджера - 11,3% (16). Остальные предложения не перешагнули и 10%барьера, а именно: заведующий сектором - 9,2%(13), заведующий отделом - 8,5%(12), маркетолог и методист - 6,3%(9) директор библиотеки - 5,6%(8), заместитель директора - 4,9%(7), и замыкает список - ведущий библиограф - 2,8% (4) (см. Диаграмму №5).

Блок 4: Потребность в повышении квалификации и непрерывной профессиональной подготовки молодых библиотекарей.

Непрерывное профессиональное образование играет важную роль в деятельности любого специалиста и очень часто влияет на его карьерный рост. И если вспомнить, что одна из главных причин, по которой библиотекари не могут себя полностью реализовать - это отсутствие необходимых знаний и опыта, то в курсах повышения квалификации и другого рода помощи необходимость есть у 75,4%(107); нет - 14,1%(20); затруднились ответить - 10,6% (15). Необходимость в повышении квалификации возникла еще и потому, что, скорее всего, респонденты не имеют профильного, то есть библиотечного образования. И поэтому развитие их в профессиональном плане должно сопровождаться обучением. Хотя , конечно, знания лучше получать в специальных учебных заведениях.

Самой популярной формой оказались практические семинары - в них нуждаются 47,9%(68) опрошенных, далее названы: методические рекомендации - 40,8%(58), деловое общение - 40,1%(57), консультации - 38,7% (55), стажировки в других библиотеках - 32,4%(46), и лишь один человек ответил, что все это в их библиотеке уже существует, хотя хотелось бы больше.

Блок 5: Выявление приоритетных направлений в работе Секции

Если помните, то одной из задач анкетирования была определить основные направления в работе Секции.

Что же считают по этому поводу молодые библиотекари?

Приоритетное направление, и это не стало неожиданностью, - социальная поддержка молодых библиотекарей - 57% (81). Все-таки уровень заработной платы - это, пожалуй, самый действенный фактор как стабилизации кадров, так и привлечения молодых специалистов. Далее стоит основательно задуматься о привлечении органов местной власти к решению проблем библиотеки - 52,1% (74). За обмен информацией и опытом работы ратуют 38,% (54). Объединять усилия и координировать действия в целях развития библиотечного дела области призывают 34,5% (49). И меньше всего опрошенных интересует создание правовой нормативной базы деятельности библиотек 14,8% (21). Это удивляет, так как знать свои права - это насущная необходимость. Объяснение этому - простой библиотекарь (таких большинство) просто не рассматривает себя в схеме правовых отношений (см. Диаграмму №6).

Итак, среднестатистический молодой библиотекарь Челябинской области - это молодая женщина в возрасте от 25 до 30 лет, имеющая высшее образование и совершенно случайно выбравшая эту профессию, но в процессе работы полюбившая ее и готовая приобретать необходимые знания и навыки, при условии поддержки, как со стороны коллектива, так и со стороны руководства.

Результаты анкетирования ориентируют не только Секцию молодых библиотекарей, но и руководителей органов управления культурой, директоров библиотек разного уровня обратить особое внимание на вопросы, связанные с положением молодых в библиотечных коллективах, проводить как можно больше мероприятий по их адаптации, дальнейшему закреплению в профессии.

Сегодня, к сожалению, на выбор профессии зачастую влияют модные тенденции или чужие мнения. Молодежь ищет... и эти поиски нередко приводят к увольнению из библиотек, если они туда вообще доходят. Но думаю, вы со мной согласитесь, считать, что успешная карьера определяется уровнем дохода или широтой известности, однобоко. Очень много зависит от самоощущения. И вот это самоощущение и стоит воспитывать и поддерживать.

Дорога и почет

Спасибо за такую обширную и крайне интересную статью!!! Прочитала с удовольствием. Да, учиться, например, на библиотекаря идут уже люди (преимущественно - женщины!), кто проработал в библиотеке несколько лет, но не имеет специального образования. Молодежь же идет, потому что не прошли на другой, желаемый, факультет. А выучившись, не всегда выбирают библиотеку местом работы. Заработная плата является одним из болезненных вопросов. Но не всегда единственным. Многие мои сверстники (23-27), работающие в каких-нибудь фирмах или на предприятиях днями и ночами и получающие большие деньги, говорят, что весьма важным является то, что работа должна нравиться, а не быть только источником дохода. Есть печальные примеры, когда ребята уходили с денежной работы из-за нервных стрессов или плохих отношений с коллегами. Хочется верить, что библиотеке такое не грозит, ведь здесь собрались интеллигентные люди! И, безусловно, без опыта старшего поколения молодежь не справится. Все должно быть в меру и в правильной пропорции. Не мешает также приобщить к этой профессии мужчин, потому что раньше библиотекарями были мужчины, и надо сказать, что они неплохо с этим делом справлялись. Библиотекари были в большом почете. Но зависит это еще и от политики государства, если страна сочтет важным ставить на первое место культуру, которую хранят и передают в том числе библиотекари, то все будет хорошо!

Анкета

Татьяна, если вам интересно, могу выслать опросник. Оставьте свой e-mail или могу через Марину Вячеславовну передать. Е. Воложина

Очень интересно

tanypervukhin@yandex.ru! Мне очень любопытно) Буду ждать! Заранее спасибо!

Я за молодой кадровый состав!!!!

Действительно, это так - молодые специалисты нужны библиотеке, как спасательный круг. И ведь реально правда: из-за того, что мало платят, молодежь не рвется идти работать в библиотеку или учиться на библиотечное отделение различных колледжей и вузов, зная эту проблему, и поэтому там всегда мало желающих.

Но все-таки мы, молодые специалисты - есть!J

Старые, опытные профессионалы есть во всех организациях, и кто, если не они нас будут обучать своим навыкам, своему опыту. Мы (молодые специалисты) просто должны смотреть на будущее новым взглядом, и предлагать свои свежие креативные идеи и мысли.

Очень интересное исследование было проведено среди молодых библиотекарей. Было любопытно посмотреть результаты. Ну, на мой взгляд, все не так уж и плохо. Вот бы в нашей библиотеке провести такое подобное исследование. Очень интересно, что думают наши молодые специалисты! Сама бы с удовольствием поучаствовала.

Как ни печально, но Вы, верно, говорите, о том, что молодежь ищет! Как что-то новое приглянулось более интересное, хорошо оплачиваемое молодежь увольняется. И самое ужасное: это когда есть в библиотеке много молодых работников, но, работать они не хотят, и часто слышишь, например, такую фразу: закончу учиться - уйду, или еще что-либо подобное. Стоит ли таких удерживать? Хотя лично я пока не собираюсь никуда уходить, мне очень нравится работать в библиотеке (хотя если честно, по началу учиться на библиотекаря никогда не думала и не собиралась).

Вот она проблема: пожилые библиотекари не хотят уходить порой на пенсию, т.к. очень привязались к библиотеке, но от этого результатов все равно не прибавляется. А молодежь, наоборот, не идет сюда работать, т.к. считают профессию библиотекаря не престижной. Вот по началу было у меня, когда говорила, где я работаю друзьям или знакомым, у них даже выражение лица меняется (не у всех, конечно), и иногда спрашивали: а что ты там книги выдаешь? Или еще хуже - пыль сдуваешь? Обидно было. Так, что всеми силами приходилось объяснять, что они не правы. Рассказывала фактически всю внутреннюю работу библиотеки, и то НЕ ВЕРИЛИ!!! Хотя уже перестали смотреть на меня как на ненормальную. И, к сожалению, не только у меня такие друзья и приятели были. Но и у моих коллег-подруг. А сейчас уже они (друзья) привыкли, и иногда интересуются: Как библиотека?

Так как же привлечь молодежь работать в библиотеку? Деньгами! (как ни печально) А как сделать так, чтоб увеличилась зарплата библиотекаря? Нужно сделать библиотеку престижней: реализовывать новые идеи и проекты, выступать в СМИ (!!!ЧАЩЕ!!!) разрабатывать новые библиотечные продукты и проч.! Вот и приехали: цели, задачи, планы есть. А реализовывать практически не кому. Какой-то замкнутый круг…

Остается чаще пропагандировать библиотеку и ее деятельность среди молодежи. Главное высокая заработная плата для стимула.

Да проблем в библиотеке много: низкая посещаемость, Интернет наш и друг, и враг и т.к.

Давайте бороться за молодой и энергичный кадровый состав!!

С уважением, молодой специалист, Татьяна Первухина, СОБДиЮ

Мотивация

Исходя из собственного опыта,на сегодня для молодых (да и не только) самая лучшая мотивация - это деньги. Хоть во всех умных книгах и пишут о том, что материальная мотивация работает лишь некоторе время, но по моему, это, мягко говоря, преувеличено. Е. Воложина

Мотивация

Хочу с Вами не согласиться. Деньги, безусловно, являются мотиватором, но лишь одним из, и далеко не всегда основным. Это показывают многие исследования (как зарубежные, так и отечественные) и мой личный многолетний опыт работы в библиотеке, в т.ч. в качестве руководителя высшего звена. Слабо представляю себе сотрудника/специалиста, работающего в библиотеке исключительно за деньги (как правило, небольшие). Совершенно разные мотивы выступают - это и интерес к работе, и творческий характер, и гарантии социальной и экономической стабильности, и возможность повышать свой культурный и профессиональный уровень и многое-многое другое. У каждого "своя кнопка" и задача руководителя - ее найти. Выдвигать на первое место материальную заинтересованность однобоко и неэффективно. Для меня всегда на первом месте был и остается интерес в работе, не могу я ходить на службу "за зарплату". И еще важно, чтобы коллектив был "здоровый" и руководитель понимающий и поддерживающий и т.д. Из всего этого и складывается положительная профессиональная мотивация. По этому поводу я могу много и долго рассуждать. Некоторые размышления опубликованы в виде статей в профессиональной печати. Меня эта тема глубоко волнует, потому и взяла ее в качестве темы диссертационного исследования. М.П. Захаренко

Спасибо за

Спасибо за интересное сообщение и содержательный анализ исследования. В продолжение заключительных тезисов скажу, что совершенно с Вами согласна и решила плотно заняться этой темой - работаю над диссертационным исследованием "Профессиональная мотивация молодых библиотечных специалистов", в рамках которого провожу исследование "Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России". Анкета была распростарнена в июле (период отпусков) и уже сейчас у меня 1170 анкет! Такая активность библиотечной молодежи говорит о назревшей проблеме и готовности внести свою лепту в улучшение кадровой ситуации отрасли. Хочу поделиться результатами еще одного небольшого исследования, проводимого в преддверии видео-интернет-конференция «Легко ли быть молодым… библиотекарем?», в которой приняли участие делегаты Конгресса "Современная молодежь в современной библиотеке" и молодые библиотечные специалисты из Караганды, Киева и Николаева. По предложению оргкомитета Конгресса участники заполняли анкеты, что позволило заранее получить персонифицированный портрет диалоговой аудитории. Анализ показал, что ее средний возраст составил 28,5 лет, а 77,8 % имеют высшее образование. Отрадно, что 83,3 % опрошенных на вопрос «Не жалеете о том, что работаете в библиотеке, а не в банке, например?» утвердительно ответили - «нет», только девять человек (8,3 %) - «иногда» и лишь два ответа (1,8 %) - «да». Участникам анкетирования предлагалось еще подумать над вопросом: «В каких случаях быть молодым библиотекарем легко?». Большинство считают, что легко, когда тебя поддерживают и помогают (64,8 %), когда понимают и уважают (50,9 %), когда тебе верят и в тебя верят (46,3 %). Более половины респондентов считают, что молодым библиотекарем быть легко, потому что любая молодежь мобильна и активна (53,7 %), потому что нравится учиться (48,1 %), потому что интересен мир и все, что в нем происходит (44,4 %), потому что хочется все делать по-современному (38,8 %). Среди других наиболее часто встречающихся ответов выделим утверждение о том, что легко, ибо «нет груза стереотипов и традиций». В то же время негативное отношение к работе возникает у молодых библиотечных специалистов, когда мешают, а еще хуже завидуют профессиональному успеху и молодости (33,3 %), когда не хватает профессиональных знаний (32,4 %), когда не можешь доказать, что ты прав и что твоя новаторская идея имеет право на жизнь (26,8 %), когда твоя интересная идея не поддержана (23,1%), когда не находится общий язык со старшим поколением (23,1%). Главными причинами возникающих сложностей на пути освоения библиотечной профессии молодежь видит в расхождении общественного мнения о профессии с объективной реальностью (одну из актуальных и перспективных профессий часто представляют как нечто застывшее и «покрытое пылью») - 47,2 %, в необходимости усидчивого освоения большого количества профессиональных и общекультурных знаний - 43,5 %, в социальной незащищенности молодых сотрудников библиотеки - 18,5%. Кроме этого, отмечается, что в инициативе молодых старшие коллеги видят «тайное» желание занять их должности, молодых часто считают выскочками, малы шансы на карьерный рост, невозможность самостоятельного выполнения работы, психологическое давление авторитетов. С результатами своего "большого" исследования обязательно познакомлю коллег на страницах профессиональных периодических изданий и во время профессиональных встреч, конференций. Марина Павловна Захаренко, заместитель директора по региональным и общественным связям Российской государственной библиотеки для молодежи, аспирант МГУКИ

Есть над чем подумать!

Очень важная тема поднята, Марина Павловна. Хорошо бы её сделать постоянной в профессиональной периодике. Возникает немало вопросов по взаимоотношениям "библиотечных поколений", и не очень привлекательный портрет "старших коллег" вырисовывается по результатам опроса. Есть над чем подумать! М.В. Ивашина

Есть над чем подумать!

Спасибо, Марина Вячеславовна, за позитивный отклик! Да, тема крайне важная. По поводу постоянной рубрики в профессиональной печати стоит подумать, материала много. А рассмотрение кадровой ситуации в библиотеках через поколенческий подход требует своего осмысления. М.П. Захаренко

Что дальше?

Жаль, что такой интересный доклад выставлен уже под финал конференции. Он вносит жизнеутверждающую ноту, но и ставит ряд вопросов. Отличный опыт инициативы Секции молодых библиотекарей, помогающей раскрыться и найти себя только входящим в жизнь. Поколения не противопоставляются, но внимательно изучаются условия, которые будут способствовать притоку "свежей крови". Только вот как поддерживать самоощущение, которое позволит не только остаться в профессии, но и работать по её развитию? Хотелось бы узнать - а что дальше?

Не все так просто

Я бы не стала утверждать, что доклад оптимистичный. А вот то, что он ставит ряд вопросов - это да. Например, в области 910 библиотек, но участие в анкетировании приняло всего лишь 20-ть! И это несмотря на то, что на все адреса были разосланы анкеты (и не раз)и велись переговоры непосредственно с директорами этих библиотек. Понятно, что в некоторых библиотеках такой возрастной группы нет в принципе, но я не думаю, что во всех 890. Если судить по ответам респондентов, то складывается ощущение, что имеет место быть синдром "профессионального выгорания". И это в тридцать-то лет??? А еще вспомним выражение "плох тот солдат, который не хочет стать генералом". Но и тут удивительное рядом - не хотят. Что это, боязнь ответственности, или еще чего-то??? В общем, не все так просто...
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"