
NEW! Воложина Е. В объективе молодые:анализ социологического исследования, проведенного Секцией молодых библиотекарей Челяб.обл.
Е. Воложина,
зам. директора
МУ «Городская библиотека»,
г. Снежинск, Челябинская обл.
В объективе молодые: анализ социологического исследования, проведенного Секцией молодых библиотекарей Челябинской области
Сегодня все понимают необходимость серьезных перемен, реформ, преобразований в библиотечном деле. И об этом можно даже не говорить. Их ждут, о них думают, говорят между собой, спорят на семинарах и конференциях. Всех интересует, что будет сделано. Но давайте зададим себе другой вопрос: кем?
Нельзя не признать того, что в условиях рыночной экономики, низкой заработной платы и соответственно невысокого престижа профессии библиотекаря «старение» кадров становится одной из важнейших проблем отрасли. И на этом фоне появление молодых талантливых сотрудников в наших учреждениях не только желательно, но и просто спасительно. Нет, мы далеки от того, чтобы даже легким намеком противопоставлять разные поколения библиотечных сотрудников: без старых, опытных профессионалов любая, даже самая передовая, библиотека может оказаться на мели. Но все же...
Объективный анализ динамики изменений кадровой ситуации в библиотеках Челябинской области позволяет выявить ряд тенденций:
- Персонал стареет с каждым годом.
- Сокращается число профессионалов.
- Профессиональные учебные заведения не обеспечивают приток молодых кадров. Прием на библиотечные специальности сократился до такой степени, что стало ясно: даже в количественном выражении выпускников уже не хватит. Реально же будет работать «по профилю» лишь небольшая их часть.
Понятно, что такое положение дел беспокоит. Библиотекам, как и другим организациям, стремящимся к развитию, требуется приток «свежей молодой крови», чтобы придать библиотечному делу динамику и современное развитие в духе 21 века.
Понимая это, на I слете Молодых библиотекарей области в июле 2007 года при Совете директоров ЦБС Челябинской области была создана Секция молодых библиотекарей. В ее состав вошли те, кто обладал инициативой и желанием сделать жизнь и работу молодых насыщенной. По большому счету, задача Секции - найти творческих, думающих людей, помочь им раскрыться, найти себя, свое место в профессии.
Но для того, чтобы начать полноценно работать, надо понять, за что же браться в первую очередь? Понять кто мы, какие мы - молодые библиотекари? Все ли нас устраивает? Чем привлекает работа в библиотеке и привлекает ли вообще? С этой целью с мая по сентябрь 2008 г. проводилось анкетирование библиотечных сотрудников области в возрасте до 35 лет включительно.
В опросе участвовали 142 человека, из 12 городов и 8 районов Челябинской области. Анкеты были разосланы на электронные адреса центральных библиотек области. Консультантом проекта выступила Оксана Юрьевна Фрост, доцент, кандидат философских наук, преподаватель кафедры культурологи и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусства.
Все вопросы анкеты условно можно разделить на несколько блоков:
1. Отношение библиотекарей к своей профессии.
2. Творческая активность молодых специалистов.
3. Мотивация в карьерном росте.
4. Потребность в повышении квалификации и непрерывной профессиональной подготовки молодых библиотекарей.
5. Выявление приоритетных направлений в работе Секции.
6. Некоторые сведения личного характера, а именно: возраст, уровень образования, стаж работы, профессиональный статус.
Заполнение анкеты респондентами не контролировалось. Поэтому были четко сформулированы вопросы, не допускающие двусмысленных вариантов ответов.
Часть вопросов была открытого типа, подразумевавшего развернутый ответ. Например: «Какие проекты Вы хотели бы осуществить?». Но 64,8% этих вопросов остались без ответа. Причин тому видится несколько: эти вопросы требуют умственного напряжения, поэтому отсутствует желание отвечать; недопонимание вопроса; вопрос не соответствует знаниям и компетенции респондента; вопрос не интересен; опрашиваемый не хочет показать себя с неблаговидной стороны; мешают внешние раздражители - трудно сосредоточиться; просто нечего сказать.
Блок 1: Отношение библиотекарей к своей профессии
Итак, что показало анкетирование?
До начала работы в библиотеке, большинство респондентов не могли и предположить, что они туда попадут - 63% опрошенных попали в библиотеку случайно; 18,3% - с детства ощущали тягу к книге, то есть попали по призванию; 13,7% - назвали другие причины; 4,2% - решили выбрать профессию согласно семейной традиции; и 0,7% - затруднились ответить.
И все же, несмотря на то, что у 63% большинства респондентов выбор профессии не был осознанным, они работой вполне довольны - 51,4% или скорее довольны, чем недовольны - 35,9%; безразлично относятся к работе - 0,7% (1 человек); скорее недоволен, чем доволен - 2,8%; совершенно недовольны - 0,7% (1 человек); затруднились ответить - 8,5% респондентов.
Наиболее привлекательными чертами работы в библиотеке называются такие: в первую очередь - это общение с людьми 69% (98); возможность заниматься творческой работой 61,3% (87); самореализация - 37,4% (53); возможность приносить пользу обществу - 35,9% (51); социальная защищенность - 28,2% (40); просто нравится профессия - 27,5% (39); признание и уважение коллег - 23,2% (33); в перспективы продвижения по службе верят мало - 19,7% (28); и меньше всего молодых библиотекарей привлекает научная работа - 8,5% (12), хотя это кажется странным. Так как научная работа позволяет заниматься как творчеством, так и интересными исследованиями (см. Диаграмму №1).
Основная часть вопросов анкеты была посвящена трудовой деятельности.
Среди респондентов - наибольший процент рядовых сотрудников - 70,4%; далее следуют заведующие секторами - 9,2%; главные специалисты отдела - 5,6%; заведующие отделом - 12%. Руководящий состав представлен - 0,7% (1 человек) в должности заместителя директора (см. Диаграмму №2).
Из них высшее образование имеют 62,7% (89); неполное высшее - 13,4%(19); среднее специальное - 20,4%(29); среднее - 2,8%(4)
Если судить о стаже работы в библиотеке, то получается, что большинство работают от 5 до 10 лет - 29,6% (42); свыше 10 лет - 21,8% (31); от 3 до 5 лет - 19,7% (28); от 1 до 3 лет - 15,5 (22); до 1 года - 12,7% (18).
Из них наибольших карьерных успехов добились те, кто имеет стаж от 5 до 10 лет и свыше 10 лет. Среди них: заведующие секторами, главные специалисты отделов, руководители отделов и руководители высшего звена. Но есть респонденты, которые, проработав небольшой срок, уже являются руководителями или главными специалистами отделов. Этому может быть несколько объяснений: в небольших библиотеках карьеру сделать легче, так как меньше конкуренция; доверие со стороны руководства может способствовать продвижению по службе.
Реализация собственного потенциала - один из признаков состоявшейся личности.
Что думают по этому поводу молодые библиотекари?
На их взгляд большинство реализуют свои способности лишь частично - 69% (98); полностью себя реализуют лишь 23,2% (33) опрошенных; остальные 7% реализуются либо мало, либо совсем никак.
А мешает этому: низкая заработная плата - 45,8% (65); отсутствие необходимых знаний, опыта - 40,8% (58) - это главные причины. Далее идут: отсутствие дополнительных стимулов, заинтересованности, поддержки со стороны руководства, психологический дискомфорт в отношениях с коллегами. И лишь 16,2% (23) ничто не мешает себя реализовывать (см. Диаграмму №3).
Тем не менее, 36,6% (52) опрошенных из библиотеки уходить не собираются, но 40,8% (58) рассматривают и такой вариант. Причем этот вариант рассматривают и те, кто на данный момент своей должностью доволен и чьи потребности частично, но все-таки реализуются. 6,3% (9) готовы поменять место работы, несмотря на то, что у некоторых стаж превышает 10 лет. 16,2% (23) - затруднились ответить.
Блок 2: Творческая активность молодых специалистов
Известно, что библиотечная работа - это по своей сути коллективный труд, который требует здоровых взаимоотношений, способствующих созданию творческой атмосферы, направленной на достижение конечного результата. Именно деловые, товарищеские отношения позволяют развивать инициативу, поиск инновационных форм и методов библиотечного обслуживания, раскрывать потенциальные возможности каждого. Зачастую недоверие к знаниям и навыкам молодого работника, повышенный контроль над качеством и сроками выполнения работы обижает и расхолаживает, отбивает стремление совершенствоваться.
Но в нашем случае инициатива приветствуется у 71,8% (102) опрошенных, осторожно ответили - иногда 27,5% (39) и лишь 1 человек сказал категорическое «нет».
Но, несмотря на то, что инициативу поощряют инициатором или участником каких-либо проектов, программ являются лишь 36,6% (52) опрошенных, 63,4% (90) - пока никак себя не проявили. Что интересно, в основном инициаторами выступают рядовые сотрудники - 27 человека и руководители отделов - 11 человек. У всех остальных, а это - заведующие секторами, главные специалисты отделов, активность крайне слаба. Тот факт, что рядовые сотрудники лидируют, может говорить о том, что для них важно стать заметными, по крайней мере, в своем коллективе.
И все-таки, стоит задуматься над тем, действительно ли созданы все условия для развития.
Так один из респондентов, на вопрос: «Какие проекты Вы хотели бы реализовать?», ответил: «Любые, лишь бы никто не мешал».
Вообще на этот прогностический вопрос не ответили 65,5% (93) респондентов, в то время как другая половина выдвинула множество предложений. Авторами большинства предложений стали опять же рядовые сотрудники и руководители отделов. Всего предложено 50 вариантов, которые условно можно разбить на несколько направлений: компьютеризация библиотеки; издательская деятельность библиотеки, изменение интерьера и имиджа библиотеки; работа со средствами массовой информации; использование информационных ресурсов и услуг; расширение функции и структуры библиотеки; модификация всех технологических процессов.
Логичным продолжением деятельности являются участие в конкурсах профессионального мастерства. Процент сотрудников участвовавших в конкурсах низок - 35,9% (51); 64,1% (91) - участия в конкурсах не принимали.
Наибольшей популярностью пользуются конкурсы областного масштаба - 14,8% (21); далее идут внутрибиблиотечные конкурсы - 13,4% (19) и городские - 12% (17). В региональных и всероссийских конкурсах участие принимают очень немногие. Причина может быть в том, что информация об этих конкурсах просто не доходит до потенциальных участников, отсутствует поддержка со стороны руководства и коллектива или у людей существует определенная неуверенность в себе, в своих возможностях.
Тем не менее, те, кто принимал участие во всероссийских или региональных конкурсах, стали дипломантами или заняли призовые места.
Блок 3: Мотивация в карьерном росте
Интересным для исследования был вопрос о соответствии уровня профессиональной компетентности занимаемой, на данный момент должности. Основная часть опрошенных 52,8%(75) оценило свои знания и умения на 4 балла по 5 бальной шкале; далее идут те, кто относят себя к крепким профессионалам - 22,5%(32) - 5 баллов; уровень знаний на 3 балла - 11,3%(16); на 2 балла - 0,7%(1); затруднились ответить - 12,7%(18) (см. Диаграмма №4).
Основная масса респондентов довольна занимаемой должностью - 65,5% (93), есть, конечно, и обиженные, то есть не довольные - 12,7% (18) и 21,1% (30) - затруднились ответить. Видимо, люди вполне адекватно соизмеряют свои силы и профессиональные навыки, и бежать впереди паровоза не собираются. Но процент затруднившихся ответить довольно высок, на это следует обратить внимание руководителям для оптимизации кадровой политики.
Достаточно интересные сведения получили о карьерных притязаниях опрашиваемых. 36,6% (52) не могут определиться в каком качестве они хотят работать. Из традиционных должностей есть претенденты на: специалиста по компьютерным технологиям - 17,6% (25), ведущего библиотекаря - 13,4% (19), PR-менеджера - 11,3% (16). Остальные предложения не перешагнули и 10%барьера, а именно: заведующий сектором - 9,2%(13), заведующий отделом - 8,5%(12), маркетолог и методист - 6,3%(9) директор библиотеки - 5,6%(8), заместитель директора - 4,9%(7), и замыкает список - ведущий библиограф - 2,8% (4) (см. Диаграмму №5).
Блок 4: Потребность в повышении квалификации и непрерывной профессиональной подготовки молодых библиотекарей.
Непрерывное профессиональное образование играет важную роль в деятельности любого специалиста и очень часто влияет на его карьерный рост. И если вспомнить, что одна из главных причин, по которой библиотекари не могут себя полностью реализовать - это отсутствие необходимых знаний и опыта, то в курсах повышения квалификации и другого рода помощи необходимость есть у 75,4%(107); нет - 14,1%(20); затруднились ответить - 10,6% (15). Необходимость в повышении квалификации возникла еще и потому, что, скорее всего, респонденты не имеют профильного, то есть библиотечного образования. И поэтому развитие их в профессиональном плане должно сопровождаться обучением. Хотя , конечно, знания лучше получать в специальных учебных заведениях.
Самой популярной формой оказались практические семинары - в них нуждаются 47,9%(68) опрошенных, далее названы: методические рекомендации - 40,8%(58), деловое общение - 40,1%(57), консультации - 38,7% (55), стажировки в других библиотеках - 32,4%(46), и лишь один человек ответил, что все это в их библиотеке уже существует, хотя хотелось бы больше.
Блок 5: Выявление приоритетных направлений в работе Секции
Если помните, то одной из задач анкетирования была определить основные направления в работе Секции.
Что же считают по этому поводу молодые библиотекари?
Приоритетное направление, и это не стало неожиданностью, - социальная поддержка молодых библиотекарей - 57% (81). Все-таки уровень заработной платы - это, пожалуй, самый действенный фактор как стабилизации кадров, так и привлечения молодых специалистов. Далее стоит основательно задуматься о привлечении органов местной власти к решению проблем библиотеки - 52,1% (74). За обмен информацией и опытом работы ратуют 38,% (54). Объединять усилия и координировать действия в целях развития библиотечного дела области призывают 34,5% (49). И меньше всего опрошенных интересует создание правовой нормативной базы деятельности библиотек 14,8% (21). Это удивляет, так как знать свои права - это насущная необходимость. Объяснение этому - простой библиотекарь (таких большинство) просто не рассматривает себя в схеме правовых отношений (см. Диаграмму №6).
Итак, среднестатистический молодой библиотекарь Челябинской области - это молодая женщина в возрасте от 25 до 30 лет, имеющая высшее образование и совершенно случайно выбравшая эту профессию, но в процессе работы полюбившая ее и готовая приобретать необходимые знания и навыки, при условии поддержки, как со стороны коллектива, так и со стороны руководства.
Результаты анкетирования ориентируют не только Секцию молодых библиотекарей, но и руководителей органов управления культурой, директоров библиотек разного уровня обратить особое внимание на вопросы, связанные с положением молодых в библиотечных коллективах, проводить как можно больше мероприятий по их адаптации, дальнейшему закреплению в профессии.
Сегодня, к сожалению, на выбор профессии зачастую влияют модные тенденции или чужие мнения. Молодежь ищет... и эти поиски нередко приводят к увольнению из библиотек, если они туда вообще доходят. Но думаю, вы со мной согласитесь, считать, что успешная карьера определяется уровнем дохода или широтой известности, однобоко. Очень много зависит от самоощущения. И вот это самоощущение и стоит воспитывать и поддерживать.
Дорога и почет
Спасибо за такую обширную и крайне интересную статью!!! Прочитала с удовольствием. Да, учиться, например, на библиотекаря идут уже люди (преимущественно - женщины!), кто проработал в библиотеке несколько лет, но не имеет специального образования. Молодежь же идет, потому что не прошли на другой, желаемый, факультет. А выучившись, не всегда выбирают библиотеку местом работы. Заработная плата является одним из болезненных вопросов. Но не всегда единственным. Многие мои сверстники (23-27), работающие в каких-нибудь фирмах или на предприятиях днями и ночами и получающие большие деньги, говорят, что весьма важным является то, что работа должна нравиться, а не быть только источником дохода. Есть печальные примеры, когда ребята уходили с денежной работы из-за нервных стрессов или плохих отношений с коллегами. Хочется верить, что библиотеке такое не грозит, ведь здесь собрались интеллигентные люди! И, безусловно, без опыта старшего поколения молодежь не справится. Все должно быть в меру и в правильной пропорции. Не мешает также приобщить к этой профессии мужчин, потому что раньше библиотекарями были мужчины, и надо сказать, что они неплохо с этим делом справлялись. Библиотекари были в большом почете. Но зависит это еще и от политики государства, если страна сочтет важным ставить на первое место культуру, которую хранят и передают в том числе библиотекари, то все будет хорошо!
Анкета
Очень интересно
Я за молодой кадровый состав!!!!
Действительно, это так - молодые специалисты нужны библиотеке, как спасательный круг. И ведь реально правда: из-за того, что мало платят, молодежь не рвется идти работать в библиотеку или учиться на библиотечное отделение различных колледжей и вузов, зная эту проблему, и поэтому там всегда мало желающих.
Но все-таки мы, молодые специалисты - есть!J
Старые, опытные профессионалы есть во всех организациях, и кто, если не они нас будут обучать своим навыкам, своему опыту. Мы (молодые специалисты) просто должны смотреть на будущее новым взглядом, и предлагать свои свежие креативные идеи и мысли.
Очень интересное исследование было проведено среди молодых библиотекарей. Было любопытно посмотреть результаты. Ну, на мой взгляд, все не так уж и плохо. Вот бы в нашей библиотеке провести такое подобное исследование. Очень интересно, что думают наши молодые специалисты! Сама бы с удовольствием поучаствовала.
Как ни печально, но Вы, верно, говорите, о том, что молодежь ищет! Как что-то новое приглянулось более интересное, хорошо оплачиваемое молодежь увольняется. И самое ужасное: это когда есть в библиотеке много молодых работников, но, работать они не хотят, и часто слышишь, например, такую фразу: закончу учиться - уйду, или еще что-либо подобное. Стоит ли таких удерживать? Хотя лично я пока не собираюсь никуда уходить, мне очень нравится работать в библиотеке (хотя если честно, по началу учиться на библиотекаря никогда не думала и не собиралась).
Вот она проблема: пожилые библиотекари не хотят уходить порой на пенсию, т.к. очень привязались к библиотеке, но от этого результатов все равно не прибавляется. А молодежь, наоборот, не идет сюда работать, т.к. считают профессию библиотекаря не престижной. Вот по началу было у меня, когда говорила, где я работаю друзьям или знакомым, у них даже выражение лица меняется (не у всех, конечно), и иногда спрашивали: а что ты там книги выдаешь? Или еще хуже - пыль сдуваешь? Обидно было. Так, что всеми силами приходилось объяснять, что они не правы. Рассказывала фактически всю внутреннюю работу библиотеки, и то НЕ ВЕРИЛИ!!! Хотя уже перестали смотреть на меня как на ненормальную. И, к сожалению, не только у меня такие друзья и приятели были. Но и у моих коллег-подруг. А сейчас уже они (друзья) привыкли, и иногда интересуются: Как библиотека?
Так как же привлечь молодежь работать в библиотеку? Деньгами! (как ни печально) А как сделать так, чтоб увеличилась зарплата библиотекаря? Нужно сделать библиотеку престижней: реализовывать новые идеи и проекты, выступать в СМИ (!!!ЧАЩЕ!!!) разрабатывать новые библиотечные продукты и проч.! Вот и приехали: цели, задачи, планы есть. А реализовывать практически не кому. Какой-то замкнутый круг…
Остается чаще пропагандировать библиотеку и ее деятельность среди молодежи. Главное высокая заработная плата для стимула.
Да проблем в библиотеке много: низкая посещаемость, Интернет наш и друг, и враг и т.к.
Давайте бороться за молодой и энергичный кадровый состав!!
С уважением, молодой специалист, Татьяна Первухина, СОБДиЮ
Мотивация
Мотивация
Спасибо за
Есть над чем подумать!
Есть над чем подумать!
Что дальше?
Не все так просто