! ИТОГИ !

Уважаемые коллеги! АКТИВНОСТЬ участников предусмотрена форматом интернет-конференции в разных формах: помимо выступлений в различных жанрах, это комментарии к докладам, секциям, обсуждения на Профессиональной тусовке (в блоге библиотеки). Для тех, у кого к финалу конференции появилось желание высказаться более пространно - в форме субъективных аналитических заметок, создана новая виртуальная площадка.

Немного об итогах.

Попыталась прояснить для себя: Каковы новые вызовы для необходимости перезагрузки. Как это смотрится глазами участников конференции?Вот что у меня получилось. 1. Смена поколений библиотекарей (Буянова) То, что кадры стареют - известно, значит волей-неволей будут новыекадры, со своим видением, своим кредо, своими стереотипами (у них уже тоже сложился стереотип о могуществе денег, компьютера, успеха любой ценой) Смена поколений грозит и уже показывает кризис профессии, размывание профессионального сознания (Гришина, Захаренко); 2. пространство ДЛЯ чтения и пространство чтения (Бородина) Пространство ДЛЯ чтения расширяется (за счет тех же цифровых технологий) и приводит к усложнению выбора, поиска и отторжениЮ, отгораживаниЮ от этого пространства в силу его необъятности. Увы, пространство чтения сужается (исследования коллег из Великого Новгорода о типичных ошибкх при фактографичеких запросах); 3.При сохранении стереотипа о скучности библиотеки, происходит вымывание, выламывание (административно-насильственное) детской библиотеки из системы отношений между детьми и взрослыми, из мира детства.(Степанова Л). ЧТО делать? 1.Определить стратегию развития, сохранения и преобразовния Д/б-ки как социального института (Степанова Л), куда войдет обоснованная система мер для решения вызовов; 2.Определить миссию Д\Б как социально-культурную (Соколов А.В): информация,знания, духовность КАЖДОМУ. Это значит, повернуться лицом к ОДНОМУ ребенку. На основе понимания моделей чтения (Бородина, Тихомирова ) помочь каждому в ЕГО модели чтения,потому что ЧМО(Бородина: чувство, эмоции, образы) - это индивидуально. НЕ нужно переучивать (чему нас учит эта книга?) и не нужно загонять скопом на акции (для выполнения плановых показателей). Какие НОВЫЕ возможности у сегодняшних библиотек? По моему у участников конференции это не очень просматривается: практический опыт работы в статьях - это в основном - варианты того, что уже есть и было. Я пока тоже не знаю какие есть новые возможности. Пальгуева Г.М.

Ещё немного об итогах

Уважаемая Галина Михайловна! КАждый Ваш материал изумлял меня глубиной исследования проблемы и концептуальностью сделанных выводов.Соглашусь с большинством позиций, кроме финала. Новые возможности у библиотек есть, и это просматривается в статьях. Это путь к "дванольной библиотеке", в основе которого - развитие интерактивности. Сотрудничество с читателем, значительная часть жизни которого протекает в сети (учитывая его индивидуальность) по всем направлениям и на основе этого сотрудничества постоянное изменение. Поэтому библиотека как образ жизни - это больше чем пространство для чтения, это пространство для жизни. А читатель в нём един в трёх лицах - и Потребитель ресурсов (это не значит, что душа его не всколыхнётся от талантливого текста) , и Создатель (сколько они всего пишут-сочиняют в сети - пусть делают это со смыслом) и Эксперт (по текстам для детей и юношества он может сказать своё веское слово).

Относительно акций. Загонять не надо. Но я - за акции. Благодаря им изменяется имидж библиотеки в обществе. И если известная питерская акция (ребята-креативщики в зоопарке в клетке читают вслух стихи, к ним присоединяются посетители с детьми) имеет девиз : "Сохраним читающее меньшинство", то наши новоуральцы провели флэшмоб "Присоединяйся к читающему большинству!". Это другой имидж. Согласна с ними, что библиотека должна пронизать весь город, ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ, подобно интеллектуальной кровеносной системе. Но акции - ведь всего лишь одна из технологий, показывающая, что может библиотека. К ней нужно присоединить ещё несколько десятков - получится своеобразная диффузия социальных, гуманитарных и информационных технологий. Нам непременно надо познакомиться с Вами поближе. М.В. Ивашина

Спасибо.

Марина Вячеславовна, я последовала Вашим советам и оставила финал своего комментария таким ... открытым и слегка провокационным.Во-первых,самой нужно более системно изучить весь материал, во-вторых,хотелось чтобы на Ваш вопрос: Что дальше? откликнулись не только я и Вы. Хотелось бы, чтобы мне возразили и ученые и практики. Если исходить из названия вашей конференции и думать что же предпринимать дальше, надо нам всем вместе обозначить ... совсем НОВЫЕ ВЫЗОВЫ, такие с которыми мы еще не сталкивались, и СОВСЕМ НОВЫЕ возможности, которые мы еще не использовали, которых, может быть у нас еще и нет, но должны появиться,и мы должны их найти. Библиотека как образ жизни, как пространство для жизни, диффузия в социум - это Вы здорово определили.И в материалах конференции примеров и идей для воплощения - множество. Но, в большей, или в меньшей степени они уже апробированы. Вы в своем итоговом материале отмечали, что мало кто показал чиновника, известного человека с книгой... наша областная универсальная научная библиотека имеет очень интересный опыт в этом отношении, многие нижегородские библиотеки имеют опыт не одноразового, но постоянного сотрудничества со СМИ и социальными институтами... Думаю, что не одни мы такие ... А что Вы, все-таки, скажете по поводу СОВСЕМ новых возможностей ...? А, может, вернуться к тому, что новое - это хорошо забытое старое? Как не крутите, а массовые действа провести бывает легче, чем, когда после громких акций в библиотеку приходит ОДИН Вася, Петя, Маша - вот тут часто гораздо труднее. Даже когда читатель: "один в трех лицах" (это, как правило ярко выражено) - с ним тоже все гораздо проще, а если он... ну обыкновенный? И снова вопрос о качестве(чтения,нашей родовой работы). У меня такое ощущение, что это и вечно новый вызов и плацдарм для новых возможностей, Каких? ПГМ.

Классика

Совсем новые возможности - Библиотека.2.0. Нам ещё далеко идти до неё. А то, о чём Вы пишите - индивидуальная работа по развитию чтения - это библиотечная классика, просто у нас сейчас появился новый инструмент - компьютер. Но эта работа - не каждому по плечу. Это действительно, высший пилотаж, согласна с Вами. Ну здесь уж точно - индивидуальный путь Мастера. Я о нём писала в статье. Точно повторить этот путь другой человек не сможет никогда, это не технологично. Каждому надо искать свой путь. Но это работа для избранных, увы. Однако какие-то скромные вешки расставить можно - вот здесь могут помочь некоторые приёмы и технологии. На них и строится глава по чтению в учебном пособии "Человек и информация". У нас сейчас вышло новое - для 5-7 класса - Азбука информационной самостоятельности. Оно сделано с юмором (и цветными картинками) и полностью на материале современной детской литературы. Там есть несколько главок (оно выстроено по алфавиту, как словарь, чтобы каждый мог создать собственный индивидуальный образовательный маршрут) по чтению и психологии восприятия (например, аналогия, ассоциация, внимание, воображение). И.И. Тихомирова его одобрила. Её дочь, школьный библиотекарь, использует его в работе. Я пришлю Вам, если интересно. Оно используется в некоторых городах (15) Свердловской области для факультативных занятий и уроков по развитию речи. Насчёт того, что это вечно новый вызов - это точно. Пожалуй, он уйдёт вместе со старой гвардией. М.В. Ивашина

А библиотекарь - товар штучный?

Марина Вячеславовна, книгу обязательно пришлите. Не очень поняла, что уйдет со старой гвардией - качество работы?(я ведь это имела в виду). Уйдет тот Мастер, который, конечно от Бога, но который тоже как-то совершенствуется и шлифуется, и самим своим существованием "сподвигает" на приближение к Мастеру? И это уйдет? Мастер, Вы правы и в наше время - товар штучный, а в будущем его и вовсе не будет? А интерактивная библиотека разве не на индивидуальном мастерстве будет держаться? Вот это действительно серьезный вызов: смена библиотечных поколений. Марина Вячеславовна, приезжайте к нам на юбилей нашей библиотеки 27 ноября, продолжим наше общение. ПРоблемы, возможно не решим, но душу отведем. ПГМ.

Мастера останутся

Думаю, мастера останутся, но в другой сфере - поисковой работе, аналитической обработке информации, дистанционном образовании . К индивидуальной работе по углублённому чтению так серьёзно относиться не будут. Это останется в семье. Лишь единицы библиотекарей, немногочисленные ПОСВЯЩЁННЫЕ будут владеть этим мастерством. Вы же сами видите, что всё идёт к этому. Жаль, что не получится встретиться на Вашем юбилее. У нас в этот день Областное директорское совещание, мне придётся много работать на "арене".Но ведь мы не последний день живём? М.В. Ивашина

Спасибо!

Феномен Екатеринбурга бередил мое сознание давно и настойчиво. Слишком многое связывает мой родной Петербург-Ленинград с центром Урала. Так, например, Октябрьский пожар 1917 г., разгоревшись в Питере, достиг своего апогея в июле 1918 г. в подвале дома Ипатьева. Рухнул Великий Русский Дом и наши города оказались эпицентрами этого "землетрясения." На обломках Империи вырос новый "колосс на глиняных ногах". Этой "конструкции" суждено было простоять до 1991 г., но уже в нач. 80-ых в воздухе повеяло очередным переворотом. Русский андеграунд первым уловил смутные сигналы предстоящего крушения и передал их нам в виде рок-музыки и других произведений. Где же разместились центры инакомыслия и внутренней свободы? Ответ очевиден - в Екатеринбурге и Ленинграде. Но оставим тему социальных катаклизмов. Революция - это не только разрушение, но и созидательный прорыв, скачек вперед. Сегодня мы принимаем на себя небывалую экспансию информации, т.е. переживаем информационную революцию. Александр Папченко советует нам не уподобляться в этой ситуации бабушке с патефоном, но мы и не уподобляемся, мы рефлексируем и потихоньку двигаемся вперед, стараясь не потерять что-то ценное из накопленного багажа. Скорость у каждого своя. Одни, в силу различных причин, делают первые шаги, другие смело ведут за собой библиотечные массы. Кто же стоит впереди нашей не очень-то стройной колонны? Ответ - многие, очень многие (конференция это показала), а Екатеринбург с Питером как всегда рядом и, безусловно, среди первых. Признаюсь, что себя лично я к этой славной когорте не причисляю. Я не волшебник, я только учусь. Спасибо Вам, уважаемые организаторы и участники конференции, за то, что даете мне эту возможность. С уважением, Андреева Юлия Федоровна, главный библиограф Отрадненской городской библиотеки (Ленинградская область)

Новый уровень работы

Юлия Фёдоровна, Ваши слова выбить бы где-нибудь на мраморе и золотом! К тому же и написаны они в день исторический - 7 ноября (выходной, между прочим!). Мы гордимся, что наша конференция ассоциируется у Вас с "инакомыслием и внутренней свободой". Значит, поговорить по душам без посторонних (только свои!) удалось. Теперь только надо, чтобы движение ИДЕЙ, вызванное нашим профессиональным общением, сопровождалось каким-то ощутимым очередным витком РАБОТЫ. У нас вот новые связи завязались - 11ноября будет интернет-мост со Сланцевской библиотекой, вашей питерской - будут общаться ребята и финские писатели, разговаривать о книгах и чтении. Это тоже всё-таки результат. М.В. Ивашина
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"