Ивашина М.В. Что дальше?

М.В. Ивашина, зам. директора

Свердловской областной библиотеки

для детей и юношества

Что дальше?

Событие состоялось! И мы ощутили на себе дыхание Большой Библиотечной истории. Благодарим всех, кто принял участие в новом пока деле и согласился играть на рискованной полосе, стараясь вместе разобраться, что происходит вокруг нас и в нас самих.

Интернет- конференция «Библиотека для молодого поколения в начале 21 века: новые вызовы и новые возможности» представила современный библиотечный ландшафт как на ладони: все взлёты, достижения и прорывы, нерешённые проблемы и очевидные провалы, а между ними - спокойная безучастная равнина, хотя на нашей карте ей выделено совсем мало места.

В конференции приняли участие:

- руководители разного уровня - министерства Российской Федерации, федеральных, региональных, муниципальных, сельских и школьных библиотек;

-библиотечные специалисты разного профиля - библиографы, методисты, комплектаторы, библиотекари отделов обслуживания из муниципальных, региональных, вузовских библиотек;

- педагоги школ, профессора высших учебных заведений,

- журналисты,

-студенты вузов.

Магия цифр завораживает: 100 докладов из 42 территорий, 12 из них - городские округа и муниципальные районы Свердловской области. Всплеск посещений (около тысячи) в первые дни, затем пошёл на спад. В итоге в среднем - 530 посещений в день. Впечатляет разнообразие жанров представленных материалов - проблемные и аналитические доклады, мастер-классы, исследования, эссе, интервью, электронные презентации, видеоролики. Большую ценность представляют комментарии: и те, что по глубине анализа можно считать самостоятельными сообщениями, и те, что просто выражают отношение - поддержку или несогласие, - все они важны для обратной связи.

Прозвучало много громких фраз. И хотя слова о том, что «феномен Екатеринбурга бередит сознание давно и настойчиво», «является центром инакомыслия и внутренней свободы», «находится среди первых» (Ю.Ф. Андреева, г. Отрадное), безусловно, ласкают слух, понимаю, что главное, чего добивались и что, кажется, удалось - создать более или менее комфортную площадку для тех, кто находится в постоянном поиске и стремится сверить «внутренние часы» с «братьями и сёстрами по разуму» из других регионов страны.

Понравилась одна из метафор: «Берём профессиональное сознание (с подсознанием) со всеми комплексами - символами - архетипами, сгребаем в кучу, хорошо размахиваемся и бабахаем по куче воображаемой кувалдой, состоящей из конкретной практики, идей (пока неясных), гипотез и сомнений». Что получилось? Движение идей, которое обязательно отразится на сложившейся практике. По крайней мере, хочется верить в это.

Виртуальные площадки

В первые дни конференции библиотечный народ более всего привлекала площадка «Культурная экспансия», представившая 21 доклад, и сразу занявшая первое место по посещениям. Самыми привлекательными здесь оказались проблемные доклады-лидеры екатеринбургского писателя А. Папченко «Про бабушку и патефон» и профессора СПбГУКИ А.В. Соколова «Разбиблиотечивание как панацея», подбросившие немало поленьев в ярко запылавший дискуссионный костёр. Новые «имидж и мессидж» - самые острые проблемы сегодня для библиотек, ищущих новые образы и роли для общественного признания. Поданные ярко, нестандартно, намеренно провокационно, они вызвали оживлённую дискуссию, которая могла бы быть более удачной, если бы авторы отвечали на комментарии. Именно комментарии быстро выявили и сильные, и слабые стороны библиотек, в частности, прискорбную привычку во время ведения профессионального спора переходить на личности при отсутствии убедительных аргументов. Своеобразными иллюстрациями к докладам А.В. Соколова и А. Папченко стали доклады и сообщения (Н. Новгород, Саров, В. Новгород, Нарьян-Мал, Тверь, Хасавюрт), подтверждающие процесс «разбиблиотечивания»: о фестивалях, флэшмобах, работе на нетрадиционных площадках и на стыке наук и отраслей, подтверждающие, что библиотеки, подобно интеллектуальной кровеносной системе могут охватить все сферы жизни местного сообщества. Привлекли внимание и вызвали вопросы антикризисные стратегии управления библиотекой - доклад Л.А. Воробьёвой (Свердловская областная библиотека для детей и юношества).

В конце первой - начале второй недели самой рейтинговой стала площадка «Библиотеки: курс на on-line», на которой выставлено 13 докладов. Внимание к новым технологиям вполне понятно, в центре внимания - способы и средства установления взаимоотношений между поколениями «цифровых аборигенов» и «цифровых иммигрантов». При освоении виртуального пространства интерактивность становится важнейшей технологией. Поэтому понятен повышенный интерес к докладам, посвящённым блогам (о чём свидетельствуют обширные дискуссии в комментариях): М.В. Ивашиной (Свердловская областная библиотека для детей и юношества», Е. Ефимовой (Научная библиотека Уральского государственного университета), А.А. Широглазовой (Забайкальская детская библиотека, г.Чита). Движение по направлению к «дванольной библиотеке» (основанной на интерактивных партнёрских отношениях библиотекарей и читателей по созданию и использованию ресурсов) несомненно, но для этого надо разметить виртуальную карту и расставить интернет-вешки на ней. Поэтому пользовались популярностью практически все доклады, дающие анализ разных сторон виртуальной жизни и общения. Modus Vivendi: интернет как образ жизни = информация + общение + учёба + развлечения + работа. Различные стороны этого феномена были освещены в материалах из Новосибирска, Самары, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Сарова, Читы, Екатеринбурга. Одна из самых перспективных идей - развитие творческих способностей детей с помощью компьютера, нашла отражение в материалах Ю.Ф. Андреевой (г. Отрадное), Г.М. Пальгуевой (г. Н.Новгород), Т.М. Плохотник (г. Саров).

Тем не менее, первой в рейтинге посещений к финалу конференции оказалась площадка «Перезагрузка сознания», где выставлено всего 9 докладов (меньше только в «Транспартнёрстве»). Метафора необходимости «перезагрузки», довольно часто звучавшая при встрече президентов двух великих держав, чрезвычайно точно отражает ситуацию, связанную с развитием нашей профессии и профессионального сознания. Они действительно нуждаются в «перезагрузке». Профессия в кризисе, как в глубоком обмороке. Поэтому образ, найденный библиотекарями из Центральной городской библиотеки для детей и юношества для своей прошлогодней областной конференции - «библиотека на велосипеде» - очень точен. Надо непрерывно крутить педали, а то упадёшь. И при этом знать, куда движешься, а то заблудишься. О чём бы ни заговорили на каждой из дискуссионных площадок - вопрос всё равно упирается в профессиональный уровень и сознание специалистов. По какой бы теме ни начинался разговор - всё завершалось ЛИЧНОСТЬЮ библиотекаря. Особое внимание - докладам О.Г. Афанасьевой (Свердловская областная библиотека для детей и юношества») и питерских специалистов Н.В. Буяновой (г. Сланцы) и Л.В. Степановой (С.-Петербург).

Виртуальная площадка «Пространство чтения», долгое время занимавшая 4-е место, несмотря на 38 докладов (!), к финалу вышла на 3 место. Это удивительно, ведь то, что выставлено - колоссальный интеллектуальный багаж, который может быть использован и для расширения кругозора и для развития собственной практики и для латания дыр и пробоин в сложившейся системе продвижения чтения.

Унизительные для державы данные исследования PISA (2000, 2003, 2006 годов). Странная (по меньшей мере) Национальная программа чтения. Где можно действовать самим - библиотекарям, родителям, педагогам, издателям, а где без государства - никак? Постоянное смятение в рядах защитников чтения: войны «физиков» и «лириков», сторонников рационального и творческого чтения. Национальная программа поддержки чтения игнорирует достижения современной науки, базирующиеся на исследованиях психологов, рассматривая процессы чтения упрощённо. Практики существуют ВНЕ этих споров, развивая традиционные и продолжая искать новые формы с ориентацией на конкретных читателей. Жаль, они часто не могут отрефлексировать богатейший накопленный опыт, представляя его в форме сценария или профессионального отчёта.

Опыт, предложенный коллегами из Екатеринбурга, Новоуральска, Лесного, Сарова, Н. Новгорода, Сланцев, Волгограда, Кунгура, уникален и может послужить толчком для собственных оригинальных решений. Теоретические системы, аналитические исследования и удачные практические решения предлагают профессора СПбГУКИ В.А. Бородина, И.И. Тихомирова и ЧГАКИ Н.К. Сафронова и Т.О. Бобина, зам директора по науке РГДБ В.П. Чудинова. Если нам удастся выпустить тематический сборник, он сможет украсить «методический шкаф» каждой библиотеки и значительно обогатить арсенал гуманитарных технологий библиотечных практиков. Отличный профессиональный анализ секции «Пространство чтения» сделан профессором В.А. Бородиной в разделе «Предварительные итоги».

Несмотря на то, что секция «Архивная лавка», посвящённая истории библиотек, оказалась малочисленной (здесь выставлено 10 докладов, в рейтинге посещаемости она на 5-м месте), градус обсуждения проблем в комментариях и профессиональной тусовке оказался неожиданно высоким. Исследование и создание истории библиотеки, а также её продвижение - особая задача, но и загадка. Будут ли составленные нами летописи событий и списки имён «провинциальным тупиком», или «смотровой площадкой» Большой истории, с которой открываются далеко ведущие перспективы в направлении глобальных процессов, захватывающих и наш регион? История - значительный культурный ресурс высокой степени эмоционального насыщения. Как представить её в нелинейном, полицентрическом ключе с поправкой на приходящие поколения, которые будут чувствовать себя в лабиринтах истории, как у себя дома? Ответ на эти вопросы дают материалы о создающихся в библиотеках музеях (доклады Л.А. Воробьёвой, Н.А. Микрюковой и А.И. Водатурской, Свердловская областная библиотека для детей и юношества) и библиотеках мемориального типа в Кунгуре и В. Туре, отстаивающих своё право на индивидуальность и историческое имя.

Часто стиль и форма исторических исследований ограничивают их использование только лишь в узком профессиональном кругу. Конечно, ушедшие в прошлое события и лица будут интересны будущим потомкам, особенно профессионалам, но как привлечь к ним внимание современных подростков? «Метафизическая литература» сейчас у нас и на Западе на пике моды, а подкинутая Н.С. Сулимовой (Екатеринбург, СОУНБ) идея «метафизики» библиотеки, позволяет рассматривать её в историческом и культурно-философском контексте, и всё это сквозь призму собственной индивидуальности. В обсуждениях-комментариях прозвучало, что интеллектуальная «игра» может создать интригу не только в профессиональном тексте, но и стать основой для вовлечения в ряды сторонников и приверженцев (а, значит, возможных читателей) молодёжной аудитории. Не случайно, среди советов, как залатать «чёрные дыры» в историческом сознании поколения Google, прозвучали темы «Ночи в библиотеке», так или иначе связанной с её историей - с балами и дискотеками, литературными и историческими конкурсами, встречей с «патроном» (тем, чьё имя носит библиотека). Так «живая история» будет создаваться не только в музейных витринах и строго задокументированных текстах библиотечных летописцев, а при непосредственном участии самой молодёжи.

Наименее популярной (6 место в рейтинге посещений) оказалась виртуальная площадка «Транспартнёрство» (название выбрано по аналогии с новым термином «трансграмотность» - объединение всех видов грамотности). На ней представлено 8 докладов: опыт библиотек Читы, Калининграда, Снежинска, Кушвы, Озёрска, Сарова, Кунгура. Ещё раз можно сделать вывод: все взаимоотношения на стыке ведомств и территорий продвигаются со скрипом. Воюют отважные одиночки-пассионарии. Названные достижения - скорее исключения из правил, чем система. Почему-то постоянно не набирается критическая масса. А все вопросы решаются на основе личных контактов, которые, в конечном счёте, оказываются решающими. Т.е. обнажены все наши слабые места. Имеются «знаковые» комментарии:

  • Практически отсутствует описание опыта "внедрения" первых лиц библиотек в "высший свет", туда, где раздают обещания и деньги. Почти не встретишь рассказов о том, как и что представители "бомонда" читают в библиотеках (а главное, как библиотекарям удалось это устроить!). Кого сегодня удивишь описанием совместно со школой проведенных мероприятий? Это норма.
  • Вспоминаю давнее выступление А. Архангельского на Форуме библиотек в поддержку чтения. Он, рейтинговая телеперсона, говорил о том, что книга, чтение, библиотека никогда не будут желанными гостями СМИ, потому что они "нетелегеничны" по определению: нужны динамика, "движуха", "разбиблиотечивание", а это противоречит нашим интеллигентским принципам.

Доклады-лидеры: почему?

Программа - счётчик вела скрупулёзный учёт посещений докладов и секций. Разброс достаточно велик: от 70 до 674. Перед вами топ-десятка самых читаемых материалов (рядом в скобках указано количество посещений и комментариев), по версии счётчика (изъято из машинной статистики):

Ивашина М.В. Библиотекарь на виртуальной кухне, или Для чего библиотеке блог (674/26)

Афанасьева О.Г. Профессионализм + креативность: библиотечные фантазии в стиле Web (438/16)

Буянова Н.В. Зачем и в какую сторону меняться? (431/10)

Папченко А. Про бабушку и патефон (384/23)

Рыжкова И.А. Молодежные субкультуры (Информационные материалы для работы с подростками) (369/10)

Андреева Ю.Ф. Мультимедийная презентация как средство развития интереса к поэзии у подростков (332/9)

Соколов А.В. Разбиблиотечивание как панацея (Раздумья интеллигента-книжника) (330/9)

Микрюкова Н.А. Жила-была библиотека (321/12)

Чудинова В.П. Дети и подростки в изменяющемся информационном пространстве: состояние чтения и группы риска (319/5)

Водатурская А.И. Значит, это кому-нибудь нужно? (306/17)

На вопрос, почему именно их читают, в чём причина исключительной популярности - однозначный ответ дать невозможно. Вот несколько гипотез. Конечно, провокационные и проблемные материалы привлекают внимание больше. Конечно, «горячие» темы неотвратимо влекут к себе пытливые умы. Конечно, притягивают известные имена, специалисты с определённой репутацией, т.е. те, кто может всегда выдать нечто «эдакое», что можно проглотить, как горячий пирожок, и просто получить удовольствие, либо не согласиться и выработать собственную аргументированную позицию. Но! Счётчик срабатывает в момент открытия доклада, когда ищущий пищи для ума ещё не понял, заслуживает ли материал его пристального внимания, не вульгарный ли отчёт, скучное теоретизирование или заурядный опыт ему подсунули. Значит, самое важное - это название, как яркий цвет и умопомрачительный запах растений, приманивающих пчёл? Материал открывают, ещё не зная, оправдает ли он гипотетические ожидания. Участники будущих конференций должны учитывать все эти факторы. Но, без сомнения, у каждого участника конференции есть и своя версия популярности, и свои любимые материалы.

Больше всего дискуссий вызвали проблемы:

  • Лидерство в профессии
  • Непростые взаимоотношения библиотечных поколений (выявленные сначала в дискуссии по материалам доклада М.В. Ивашиной «Великая библиотечная мечта, или Оптимистический крик о помощи», а затем - Лизы Воложиной из Снежинска «В объективе молодые: анализ социологического исследования, проведённого Секцией молодых библиотекарей Челябинской области»
  • Интерактивность - требование нового языка, позволяющего установить контакты «цифровых аборигенов» с «цифровыми иммигрантами»

Минусы конференции (выявлены в ходе личной переписки и анализа комментариев):

  • Трудности чтения с экрана. Невероятно представить себе подвиг прочтения всех 100 докладов, хотя, не поверите, в дни работы конференции ПОСТОЯННО, в том числе в выходные дни и праздники, вплоть до глубокой ночи (или раннего утра) на портале бродили «наши» - человек по 25. Но психофизиологические особенности экранного чтения не позволяют перерабатывать продуктивно такие объёмы информации
  • Модерация затруднена. Конференция получилась практически не управляемой. Хотя нельзя сказать, что анархия захлестнула её полностью. Однако созданные для дискуссий по темам секций площадки в нашем блоге (со специальными «зубодробительными затравками») почему-то не сработали. Несмотря на то, что выход в него был предусмотрен с главной страницы конференции через интерактивную ссылку «Профессиональная тусовка», все предпочитали цеплять комментарии к площадкам докладов, секций, главной страницы, не заходя в блог, о котором с таким увлечением прочли в моей статье. А мы-то надеялись, что, оставив комментарий к докладу, народ потянется обсуждать проблемы в целом в блог. Не вышло. А так бы славно всё обсудили и блог бы посмотрели! Собственно, на его площадках и делались все объявления. Именно он должен был стать общим микрофоном.
  • Архаичность традиционного стиля, которым написана значительная часть докладов. Привычный «чиновно-библиотечный новояз» - язык справок, отчётов, выступлений на традиционных конференциях - на виртуальных площадках не воспринимается совсем. Требуются яркие, образные, но простые и не вгоняющие в дрёму средства выражения, в то же время не противоречащие значимости поднятых проблем и позволяющие организовать рефлексию на высоком профессиональном уровне. В конце концов, формализованный чиновничий язык и наукообразие - всего лишь имитация научности и профессионализма.
  • Профессиональная этика была полностью забыта во время жарких споров на нескольких площадках (один из докладов был снят, несмотря на астрономическое количество посещений). Увы, выход за рамки толерантности свидетельствует о слабости нашей позиции и непрофессионализме.

Что дальше?

Такое ощущение, что вопросов стало гораздо больше, чем раньше. Возможно, были затронуты неожиданные для сложившейся практики аспекты.

Хочется верить, что в результате конференции произошло некоторое ДВИЖЕНИЕ ИДЕЙ, которые не только будут способствовать взрыву творческой энергии, но расширят границы библиотечной деятельности, способы освоения новых концептуальных пространств и помогут поиску нового профессионального языка.

От всей души благодарю наших партнёров и друзей из Центра повышения квалификации «Учебная книга», на чьём портале «Образование Урала», обеспеченном значительными возможностями интерактивности совершенно реально были размещены виртуальные материалы конференции.

Вдогонку

Уважаемые коллеги! Уже после того, как итоговый материал был выставлен, обратила внимание, что, наступив на горло собственной песне и не разрешив себе быть субъективной, слишком много уделила внимания исследованию "коллективного бессознательного". Т.е. пыталась обнародовать не видимые другим материалы статистики буквально всего, сделанные программой, и рационально объяснить передвижение по виртуальным площадкам "людских потоков" и их интерес к тем или иным материалам. Теперь, поскольку долг объективности отдан, могу позволить быть себе субъективной.

У себя в библиотеке для подведения итогов конференции я предложила сотрудникам ответить на 2 вопроса:1. Что "зацепило" (со знаком+ и со знаком -) 2. Что захотелось изменить в библиотеке?

Конференция не изменила, а лишь подтвердила мою убеждённость в том, что библиотеку "делают" личности-пассионарии, по образу и подобию своему, как и заведено у Создателя. Тут статистика не ошиблась. В каждом действительно интересном докладе видна ЛИЧНОСТЬ - в стиле, позиции, выборе путей развития. Даже самые яростные дискуссии о концепциях продвижения чтения или, скажем, диффузии управленческих, гуманитарных и информационных технологий, позволяют ИМ убедиться, что они "одной крови", хоть и разных взглядов. Независимо от состояния нормативно-правовой базы и финансирования, ИХ библиотеки будут развиваться. Конечно, это аномалия, характерная, вероятно, лишь для нашей страны. Но мы живём здесь. У нас есть целые "аномальные" территории с авторскими библиотеками.Благодаря конференции, я познакомилась с нижегородской и питерской "аномалиями" (хотя мы гордимся и своими - Новоуральском, Лесным, Н. Тагилом). Как настоящий гурман, я читала глубокие и нестандартные материалы Г.М. Пальгуевой (Н. Новгород), Т.М. Плохотник (Саров, Нижегородской обл.), Н.В. Буяновой, Т.Б. Жамковой (Сланцы, Лениградской обл.), Ю.Ф. Андреевой (Отрадное, Ленинградской обл.). Очень надеюсь, что нашла новых друзей.

Зацепило "со знаком минус" - явное и местами довольно острое (это подтвердило исследование, проведённое М.П. Захаренко, данные приведены в комментариях к докладу Лизы Воложиной) противостояние библиотечных поколений. Конечно, "цифровые аборигены" (с совсем другим мышлением), недовольные тем, что их карьера, новые технологии и более гибкая система управления продвигаются слишком медленно, совсем скоро подвинут цифровых иммигрантов. Библиотеки станут другими, наверное, гораздо проще. Для "вновь приходящих" так будет лучше, ведь это их мир.Но пока и те, и другие должны стремиться к толерантности и находить общий язык. Поэтому в нашей библиотеке будет работать Совет молодых, вносящий предложения Совету при директоре.

Изменить захотелось многое - но главное сделать библиотеку более интерактивной. Весь предложенный на конференции опыт взят на карандаш. Для этого - сайты, блоги, волонтёры, опросы - на основе этого сотрудничество и постоянное изменение библиотеки.

Являясь вместе с Александром Шенбургом (автором бестселлера) пропагандистом "искусства стильной бедности", благодарю наше министерство культуры, отказавшее нам в финансировании, поэтому мы и затеяли интернет-конференцию, благодаря которой мы обрели столько друзей! М.В. Ивашина

Движение идей

Несомненные преимущества Интернет-конференции в многоавспектности, погружении одновременно в несколько значимых, актуальных тем, стратегических направлений библиотечной деятельности и как в пазлах складывается картинка библиотечного мироздания. Формат традиционно проводимой конференции, как правило, ориентирован только на одну тему, проблему. Новый формат конференции дает возможность увидеть мнение (комментарии) каждого, ограничений в числе участников нет, автор публикаций вправе устраниться от обсуждения, всколыхнуть библиотечное спокойствие и уйти в сторону. Свобода действий!

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"