Семинар-практикум в МДОУ "Ирбитский детский сад № 14"

17 декабря 2009 года в МДОУ «Ирбитский детский сад комбинированного вида № 14» состоялся семинар-практикум на тему: «Система работы в ДОУ, обеспечивающая позитивную социализацию детей дошкольного возраста», который вели заведующая Речкалова Ирина Олеговна и заместитель по ВМР Заусова Анна Ивановна.

«Воспитание не сводится к обучению ребёнка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагать формирование эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами, нормами …» А.В. Запорожец

17 декабря 2009 года в МДОУ «Ирбитский детский сад комбинированного вида № 14» состоялся семинар-практикум на тему: «Система работы в ДОУ, обеспечивающая позитивную социализацию детей дошкольного возраста», который вели заведующая Речкалова Ирина Олеговна и заместитель по ВМР Заусова Анна Ивановна.

Цель: создание условий в ДОУ, обеспечивающих позитивную социализацию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Обосновать актуальность данной темы.

2.Раскрыть психолого-педагогические аспекты социализации дошкольников в разнонаправленной деятельности.

3.Представить опыт практической деятельности педагогов.

Планируемый результат: готовность педагогов и родителей к систематической работе в ДОУ по социализации детей дошкольного возраста.

Участники: педагоги ДОУ, родители, специалисты УО.

На начальном этапе работы была обоснована актуальность данной темы.

Нами был осуществлен анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ.

Мы не будем отражать результат анализа всех нормативных документов, а остановимся на тех, в которых отражены аспекты социализации личности дошкольника.

Это документ проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» (2008 год), в котором говорится:

- Дошкольное образование должно обеспечить не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижению случаев асоциального поведения.

Также в ГОС (НРК) Свердловской области сказано, что:

Дошкольное детство - период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в проявлении индивидуальности на основе соблюдения основных норм и правил поведения.

Главная функция дошкольного образования: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, создающего условия для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.

В образовательной программе детского сада №14 определена миссия ДОУ:«Охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в его развитии, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Анализ показал, что, выстраивая систему работы по данной теме, педагогический коллектив сможет выйти на новый уровень развития и успешно решать ряд важных задач, которые стоят перед современным образованием.

Следующий этап работы - это раскрытие психолого-педагогических аспектов социализации дошкольников в разнонаправленной деятельности.

Педагогам было предложено провести тест «Солнышко», целью которого было определить значимость социальных ролей, проживаемых человеком в процессе жизни.

Можно сделать вывод, что процесс социализации человека продолжается в течение всей жизни.

Что мы понимаем под процессом социализации?

Педагогам было предложено несколько определений процесса социализации. Задача, которая стояла перед воспитателями - это выбрать определение, которое более точно раскрывает понятие социализации личности и обосновать, почему именно это понятие выбрано.

Социализация дошкольника - это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование у ребенка потребности в саморазвитии.

Ребенок появляется на свет и с первых дней его жизни начинается процесс социализации. Первым институтом социальных отношений является семья, далее детский сад. Ребенок в процессе жизни вовлекается в различные виды деятельности, в ходе которых идет развитие речи, сенсорики, мыслительных процессов, физических навыков, коррекция развития.

Мы представили процесс социализации в виде круга, разбитого на сектора, окрашенных в цвета радуги. Каждый сектор представляет собой те самые виды деятельности, которые способствуют успешной социализации дошкольника:

- игра,

- физическая активность,

занятия по сенсорике, по развитию речи, мыслительных операций, также неотъемлемая часть педагогического процесса психологическая коррекция.

Такое деление является условным.

Почему именно эти направления были нами выбраны?

Потому что эти направления являются на сегодняшний день ключевыми.

Далее педагоги анонсировали совой открытые занятия. Булатова Татьяна Яковлевна говорила о том, что ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности. Раскрыла, как она в работе с родителями открыла такую форму работы, как творческая мастерская.

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, где педагогический коллектив должен в системе выстраивать работу по социализации личности ребенка.

Коростелева Людмила Сергеевна показала значимость и результативность педагогических приемов, способствующих развитию мыслительных операций.

Логопед Ковальчук Наталья Владимировна напомнила коллегам, что овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения, а также играет ведущую роль в процессе социализации.

Зверева Наталья Николаевна осветила понятие сенсорного развития, и что оно, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Харитонова Светлана Анатольевна говорила о том, что чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье.

Особенно указанное воздействие важно в младшем возрасте, когда психика ребенка находится в состоянии интенсивного развития и то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и, в том числе, на его участие в физкультурной деятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.

Папулова Наталья Васильевна раскрыла особенности игровой деятельности, которые способствуют социализации детей, являются: разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире; эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом; практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации, опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социально адекватного поведения.

Психолог Новикова Ирина Витальевна в своей практике использует сказкотерапевтические приемы, основная цель которых:

1. Коррекция негативных тенденций в социальном развития детей.

2. Развитие социально - эмоционального благополучия ребенка, через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности.

Сказочные тренинги помогают ребенку с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью, и т.п.), научиться общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства.

Третьим этапом работы семинара был показ открытых занятий в дошкольных группах у педагогов.

На заключительном этапе - рефлексии, подведении итогов педагоги продолжили работу в группах.

После посещения занятий, при подготовке и проведении которых педагоги использовали методические приемы и технологии, способствующие успешной социализации детей дошкольного возраста в разнонаправленной деятельности, педагоги представили «рекламу» удачных методов и приемов, используемых в занятиях остальным коллегам, которые не присутствовали на том или ином занятии,

Работа с программой социализации, внесение предложений.

Для того, чтобы целенаправленно педагогическому коллективу строить работу по социализации личности воспитанников необходимо разработать программу по данной теме.

Коллегам было предложен примерный план по социализации личности дошкольников, который совместно обсудили и внесли коррективы. Выслушали предложения, какие мероприятия необходимо внести в данный план.

Педагогам в заключении были выданы рекомендации для работы: тренинги, выкладки из программы по воспитанию и социализации дошкольников.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский

И.О. Речкалова, заведующая МДОУ №14

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта