Региональный центр медиа образования

Концептуальные основы развития медиаобразования в Свердловской области

В условиях информационной цивилизации формирование медиакультуры становится условием успешной адаптации подрастающих поколений к требованиям динамично меняющегося мира, формирования навыков самообразования, самовоспитания, самоорганизации, творческой самореализации, обеспечивающих конкурентоспособность и успешность личности в современной жизни.

Чтобы лучше адаптироваться к социальным переменам сегодня все больше граждан нуждаются в приобретении и умении критического отбора той информации, любых символических систем (образных, звуковых, текстовых), создании собственных медиатекстов, которые позволяют, во-первых, более полно освоить требования современной культуры. Во-вторых, полнее реализовать индивидуальные задатки и способности личности.

С приходом информационного общества возникли новые проблемы. Ориентироваться в огромной массе информации становится все более сложно. Проблема заключается не столько в объеме получаемой информации, сколько в самой природе массовой коммуникации. Для большинства детей и молодежи современные медиа (и особенно Интернет), гораздо больше, чем простые средства познания окружающего мира. Это их мир, их виртуальная реальность. Молодежи гораздо больше, чем взрослым , нравится иметь дело с новыми технологиями, и они более непринужденны в этом отношении. В тоже время молодые люди не обладают достаточными навыками, чтобы объективно оценивать истинный смысл получаемой информации.

Педагоги и родители часто оказываются беспомощными в попытке соотнести собственный жизненный и профессиональный опыт с медиакомпетентностью их детей. Многие взрослые считают невероятно сложным, даже для себя, решение проблемы, связанной с ответом на вопрос, как справиться с глубокими изменениями, вызванными современными средствами массовой коммуникации. В более широком масштабе медиа, по своей природе, способны оказывать влияние на отношение и поведение людей в обществе. Сложившаяся ситуация указывает на насущную необходимость принятия образовательных инициатив, способствующих активному критическому и вдумчивому использованию медиа: другими словами - развитию медиаобразования.

Медиаобразование можно рассматривать как обучение, направленное на развитие медиакомпетентности, критического и вдумчивого отношения к медиа с целью приобретения навыков самоорганизации, самообразования граждан, способных формировать собственное мнение на основе получаемой из различных источников информации. Медиаобразование позволит им получать доступ к необходимой информации, анализировать ее, уметь выявлять экономические, политические, социальные и (или) культурные приоритеты, содержащиеся в них. Медиаобразование обучает интерпретировать и создавать собственные сообщения, выбирать наиболее подходящие медиа для коммуникации, и, в конечном счете, в значительной степени влиять на планирование, производства медийной продукции.

«Медиаобразование - система использования средств массовой коммуникации и информации в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличии от традиционноых учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческий деятельности, моделирующей процесс эмоционально-интелектуального развития школьника, его возможностей»

Ю.Н.Усов

«Медиаобразование - образование в области массовой коммуникации, приобщение к «тайнам и закономерностям этого чрезвычайно важного феномена»

А.В.Шариков

«Медиаобразование - процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники»

А.В.Федоров

В настоящий момент чрезвычайно актуален вопрос взаимодействия профессионалов масс-медиа и педагогической общественности.

Современная цивилизация становится информационной, происходит стремительное накопление различного рода информации во всех видах культуры и деятельности человека, где все большую роль играет медиакультура. На 1 января 2007 года, по данным Федерального агентства РФ по делам печати и массовых коммуникаций, в России зарегистрировано около 67 000 СМИ, среди которых 52 000 - печатные периодические издания и более 14 000 - телеканалы и радиостанции.

Это CМИ разных уровней - от международного, федерального до локального. В каждом конкретном населенном пункте это число не столь велико. Однако есть примеры организации местных вещательных станций даже в районных центрах и селах. Только за 2006 год в России было зарегистрировано 2 430 новых СМИ, среди которых 1657 газет и журналов и 773 телеканалов и радиостанций. Это значит, что в 2006 году каждый день в стране регистрировалось в среднем 4-5 новых печатных изданий, 1 телеканал и 1 радиостанция.

Образование, которое призвано подготовить человека к жизни в современных технологических, экономических, информационных условиях, не может стоять в стороне от процессов развития медиасредств человеческой деятельности.

Медиа окружает нас всюду, но пользоваться всеми этими средствами часто осуществляется стихийно. Общественное мнение, культурные ценности, нравственные принципы формируются под воздействием средств массовой коммуникации, и нередко этот процесс сопровождается попытками манипуляции сознанием людей.

Образование, чтобы быть современным, должно содействовать приобщению личности к медиакультуре. Средством этого процесса развития личности выступает медиаобразование. Согласно наиболее признанным научным подходам, медиаобразование представляет собой динамично развивающуюся систему и рассматривается как процесс формирования личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью создания условий для формирования культуры общения с медиа, творческих коммуникативных способностей, критического мышления, навыков самообразования, самовоспитания, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения путем медиатворчества.

В социализации подрастающего поколения роль средств массовой коммуникации постоянно и неуклонно возрастает, образование в этих условиях должно подготовить обучающихся к грамотному взаимодействию со СМИ, которые становятся второй, «параллельной школой». Однако система образования пока еще не готова целенаправленно использовать новые средства в интересах развития личности. Исследователями выявлены противоречия между:

- общественной потребностью формирования медиакультуры личности и недостаточной готовностью системы образования обеспечить этот процесс в полном объеме и в соответствии с запросами общества;

- необходимостью демократизации образования, обеспечения государственно-общественного характера управления образованием и неразвитостью институтов гражданского общества, общественного телевидения, образовательных телеканалов, системно отражающих образовательные запросы общества в СМИ;

- реально сложившейся глобализацией информационных потоков (Интернет, ТВ), возникновением особой медиасреды, ее возможностями мощного влияния на развитие подрастающего поколения и отсутствием влияния системы образования на формирование и направленность этой медиасреды;

- развитием медиасферы и отсутствием соответствующих разделов в программах развития образования всех уровней, неподготовленностью управленческих и педагогических кадров системы образования к адекватному пониманию сущности медиаобразования и его реализации;

- снабжением образовательных учреждений современными компьютерными средствами и отсутствием культуры их использования как средств медиаобразования;

- задачами духовно-нравственного воспитания обучающихся и сложившимися негативными тенденциями на телевидении как основном компоненте медиасреды, среди которых необходимо выделить несколько аспектов:

1. Некорректная и/или избыточная («назойливая») политическая пропаганда;

2. Некорректная и/или избыточная («назойливая») реклама;

3. Агрессия, физическое и/или моральное насилие на экране;

4. Порнография или эротические элементы, противоречащие моральным нормам;

5. Систематическое искажение реальности;

6. Избыток негативно окрашенной социальной информации; неоправданно большое число сообщений о катастрофах, убийствах, жертвах и т.п.;

7. Трансляция образцов дурного поведения;

8. Некорректный, исковерканный язык;

9. Чрезмерное количество зарубежной продукции;

10.Высказываемое неуважение к конкретным людям и организациям;

11.Высказываемое неуважение к национальным символам, национальной истории и культуре;

12. Некорректные правовые или антиправовые действия самих телеканалов;

- ростом количества СМК и умножающимся количеством проблем, возникающих между медиасферой и запросом общества на ее использование;

- стратегическими задачами реализации Приоритетного национального проекта «Образование», уделяющего огромное внимание широкому использованию современных, в первую очередь информационных технологий в образовании и ограниченными возможностями его реализации средствами медиаобразования;

- новыми возможностями и задачами медиаобразования и устаревшими представлениями об информационных средствах как только технических средствах обучения.

Таким образом, сегодня в государстве сложился ценностно-нормативный конфликт между бурно развивающейся медиасферой и российским обществом, который проявляется:

· во-первых, в усилении значимости медиакультуры личности и быстром сокращении образовательного влияния традиционных средств (чтение и др.);

· во-вторых, в нарастании недовольства россиян негативными явлениями в деятельности электронных СМИ, входящими в острое противоречие с традиционными нравственными нормами и ценностями российского общества и образования.

Количественные изменения неизбежно приводят к качественным сдвигам. Россия находится на пороге нового скачка, который коснется, прежде всего, электронных СМИ, но неизбежно повлияет и на остальные сегменты развития медиасферы. Происходящее внедрение цифрового вещания еще больше расширит число телеканалов и радиостанций. В связи с этим предсказывается быстрое развитие интерактивных форм, которые и должны обеспечить взаимодействие аудитории слушателей и вещателей. Если изменится вещание, значит, изменится и аудитория, и характер их взаимодействия.

Данные факты поставили чрезвычайно остро проблему сохранения в России письменно-печатной культуры, что одновременно усиливает и ответственность современной массовой школы. Параллельно возникает другая проблема - развитие адекватного восприятия материалов аудиовизуальных СМИ, которая предполагает обучение детей и подростков языку аудиовизуальных средств массовой коммуникации. Все это подталкивает структуры образования к тому, чтобы школа серьезно занялась выработкой инновационных подходов и направлений в педагогике, которые бы учитывали новые социально-культурные реалии.

Педагоги во всем мире отмечают тенденцию к сокращению доли учебной, просветительской информации в общем ее объеме, получаемом обучающимися. Школа должна принять данный вызов, сформулировав на него адекватный ответ.

Россияне настойчиво стали требовать введения «моральной», или «социальной», цензуры в СМИ. Так, по данным ВЦИОМ, полученным во всероссийском репрезентативном опросе в июне 2007 года, «82% россиян считают, что на телевидении нужна социальная цензура. Причём число сторонников цензуры на российском телевидении резко увеличивается. Если год назад за неё выступали 63%а опрошенных, то в этом уже 82%. С 35 до 47% возросла доля безусловных сторонников цензуры. Что касается противников цензуры, то их число резко сократилось - с 29 до 16%». При этом на вопрос о том, нужно ли вводить политическую цензуру, позитивно ответил лишь 1% опрошенных. Следовательно, речь идет не политических, а о социально-культурных корнях явления.

В сложившихся условиях адекватным ответом, на наш взгляд, будет развитие регионального образовательного телевидения, развитие медиаобразования, создание структур, способных решить новую образовательную задачу.

РЦМО способен в перспективе взять на себя функцию интеграции усилий системы образования и специалистов медиасферы по системному развитию медиаобразования и телевизионного образования в Свердловской области, сделать медиаобразование и телевизионное образование органичной составной частью образования и самообразования современного гражданина, повышения его общей культуры.

Кафедрой ЮНЕСКО факультета журналистики МГУ в 2001 году начата работа по созданию и реализации российской программы медиаобразования. Российский модуль - это комплекс программ, рассчитанный на разные уровни овладения знаниями о СМИ и навыками пользования ими. В связи с этим предлагается 4 уровня российского медиаобразования, представленные следующими образовательными программами:

Уровень 1. «Знакомство со СМИ и привитие первичных навыков осознанного пользования ими».

Уровень 2. «Развитие понимания СМИ и обучение навыкам постоянного пользования».

Уровень 3. «Осознанное участие в СМИ».

Уровень 4. «Развитие медиатворчества (включая умение самостоятельно создавать СМИ)».

Данный подход может быть использован в развитии медиаобразования в Свердловской области.

Согласно Кельнской Хартии (1999 г.) «Цели и задачи обучения в течение всей жизни» (Саммит «Группы восьми»), «Концепции модернизации образования», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Разделы «Развитие образования», «Развитие культуры и массовых коммуникаций»), многочисленным международным документам по медиаобразованию (ЮНЕСКО, Совета Европы), экономика, основанная на знаниях, требует инновационных образовательных систем и надежных, прозрачных и недискриминационных нормативно-правовых и политических условий; взаимодействия сферы образования и сферы массовых коммуникаций, их активного сотрудничества в плане создания высококачественных образовательных и культурных программ; взаимодействия педагогического и родительского сообщества с профессионалами масс-медиа, бизнес-сообществом по созданию качественного контента, сохраняющего научное, культурное наследие в оцифрованном формате в рамках глобальных информационных ресурсов: все виды телевидения, системы Интернет.

Органы управления образованием, профессиональные объединения, заинтересованные в развитии телевизионного медиаобразования, и другие заинтересованные стороны должны открыто обмениваться информацией и лучшими практиками по широкому кругу вопросов, связанных с модернизацией образования, играть важную роль в достижении общих целей образования. (Саммит «Группа восьми» «Образование для инновационных обществ в XXI веке», Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года).

Направления деятельности по расширению общественного участия в управлении образованием сегодня должны быть обозначены следующим образом:

- информационная открытость системы образования и формирование экспертного отношения общества к состоянию и развитию образования, оценке качества образования;

- развитие механизмов участия гражданского общества в управлении конкретными процессами и явлениями в системе развития образования.

Основные положения Закона РФ «Об образовании» нашли свое отражение и логику реализации в Программах развития образования Свердловской области: Программа-1 (1992-1996 гг.), Программа-2 (1997-1999 гг.) и Программа-3 (2000-2003 гг.). В соответствии с решением Коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.10.2003 №5/1 «О состоянии гражданского участия и социального партнерства и общем образовании» развитие гражданского участия в образовании, развитие общественной составляющей управления образованием, инициирование и научно-методическое обеспечение общественной экспертизы результатов образования стали приоритетным направлением в реализации «Мероприятий по развитию системы образования Свердловской области на 2004-2007 годы» (Программа-4).

Реализуемые в области механизмы управления развитием общего образования в 2000-2007 годы были призваны способствовать развитию оснований и форм социального партнерства в образовании, формированию нового качества образовательного сообщества.

Особая важность информационной открытости и обеспечения условий диалога субъектов образовательного процесса провозглашается органами государственной власти Свердловской области.

В настоящее время создан Центр управления цифровым телевещанием на базе ОТВ (Областного телевидения). В области в самое ближайшее время планируется создание образовательного телевизионного канала, который будет призван способствовать не только информационной открытости системы образования, но и формированию экспертного отношения образовательного сообщества к проблемам развития современной школы. Интерактивные проекты образовательного канала станут реальным механизмом значимого влияния на общественное мнение, обеспечивающего актуальное развитие диалога власти и общества.

Образовательное ТВ - одно из направлений развития медиаобразования в Свердловской области, поэтому оно занимает в структуре медиаобразования особое место. ТВ - не только направление, но и универсальное средство, способное синтезировать все виды обучения, просвещения и воспитания.

Причем под образованием с помощью ТВ подразумевается не только передача знаний, умений и навыков, но и процесс преобразования личности зрителя, формирование Человека-творца, призванного подходить к решению любой жизненной задачи с высоких культурных и нравственных позиций. Следовательно, речь идет о воспитании Человека посредством телевидения, социальном моделировании Человека посредством телевидения. Таким образом, телевизионное образование - это комплексный процесс развития образования, воспитания и просвещения, реализуемый предложением целого спектра телепроектов разных жанров, обеспечивающих самообразование и самовоспитание личности.

Три подсистемы ТВ-образования - образование, просвещение, воспитание - связаны как с основным, так и с дополнительным образованием. Таким образом, основная цель ТВ-образования и медиаобразования как части образования в целом - научить человека самостоятельно мыслить, чувственно-эмоционально воспринимать мир, вырабатывать решения, реализация которых позволяет успешно раскрыть индивидуальные способности в разнообразных видах социально-полезной деятельности.

Приоритетный национальный проект «Образование», уделяя большое внимание широкому использованию современных, в первую очередь информационных технологий, оказал существенное влияние на продвижение идей телевизионного медиаобразования в Свердловской области, разработку креативных моделей сотрудничества, социального партнерства системы образования и СМИ. Формирование новых составляющих современного, востребованного обществом качества образования, поэтапного создания интерактивной медиасистемы с такими базовыми сегментами, как телевидение (образовательный проект «Камертон»), печать (ежеквартальный журнал «Медиа. Образование. Общество. Пространство сотрудничества», интернет-сайт www.omo-ps.ru.) Все это является важным фактором конструктивной общественной экспертизы происходящих в системе развития образования процессов.

Медиаобразование - это пространство самообразования, и в этом смысле дополнительное и медиаобразование имеют единые психолого-педагогические обоснования, базируются на общих социокультурных принципах.

Дополнительное образование - это благоприятная среда для становления медиапедагогики, медиатворчества, формирования медиакультуры высокого достоинства. Обе сферы ориентированы не только на привитие знаний, умений, навыков, но и, прежде всего, на развитие творческих способностей, становление личности.

Дополнительное образование и медиасфера - это свободные системы, в которые человек попадает по собственной инициативе, руководствуясь собственными интересами и мотивами. Медиаобразование - это сформированная мотивация к постоянному самосовершенствованию. ГбОУ со «Дворец молодежи» как институт дополнительного образования Свердловской области исторически связан с медиаобразованием. В России медиаобразование своими корнями уходит в кинообразование и в сферу воспитания подрастающего поколения на материалах прессы, то есть в юнкоровское движение. За рубежом, например, этот процесс опирался, прежде всего, на средства массовой информации - телевидение, радио, рекламу - в силу технологической развитости и массового распространения разных медиасредств и медиатехнологий. В конце 70-х - начале 80-х гг. в ГбОУ со «Дворец молодежи» был проведен уникальный эксперимент.

Эксперимент заключался в приобщении учащихся профессионально-технических училищ (Дворец молодежи находился в системе профтехобразования) к языку кино, к пониманию природы и законов киноэкранизации. Это был кинолекторий «Литература и кино. Экранизация произведений школьной программы». Параллельно кинолекторию функционировал киноклуб. Обсуждались фильмы реально существовавшего в доперестроечные годы детского и юношеского кинематографа. Это были фильмы Динары Асановой, Сергея Бодрова-старшего, Юрия Клепикова, Ролана Быкова, фильмы Грамматикова, Приемыхова - ушедшее безвозвратно духовное, умное кино России.

Все это было чрезвычайно ценным опытом в общении детей и взрослых, в межличностных контактах ребят с педагогами, мастерами, которые также участвовали в обсуждениях, в диалогах. К сожалению, не сохранилось описание этого опыта, за исключением брошюрок с учебно-тематическим планом лектория и вопросника для обсуждения фильмов, которые демонстрировались тогда в рамках киноклуба.

Начало 90-х: студия юных журналистов, сотрудничество с новой детско-юношеской газетой «Окно», 93-й год - первая педагогическая лаборатория приглашенного во Дворец молодежи российского медиапедагога, социолога А.В. Шарикова, одного из первых теоретиков российского медиаобразования, автора программы по медиаобразованию для школы. Из теоретических работ А.В. Шарикова, образно говоря, как из «шинели», вышли многие отечественные медиапедагоги. Среди уральцев - это Е.В. Черкашин, преподаватель Уральского педагогического университета; М.А. Мясникова, доцент кафедры РВ и ТВ факультета журналистики УрГУ; Ю.В.Шинкоренко, А.Р. Кантор.

Середина 90-х годов: медиаклуб и школа молодого критика, старт двух телевизионных проектов (в рамках нового дециметрового телевидения «4 канал», затем «ОТВ»): «Час Дворца» и «Документальный экран России».

Первой суждено будет стать летописью уральского образования на долгие годы. В 2009 году этот проект отмечает свое 15-летие. Принцип конвергентности в сфере медиа получает свое развитие в начале XXI века, когда «Час Дворца», проект, состоящий из более чем 200 программ, начинает выходить и в формате газетной полосы, и на страницах сайта. Это совместный проект «Часа Дворца» с «Областной газетой» и общероссийской газетой «Труд» (1-2 раза в квартал), а также сайт пресс-службы www.dm-pressa.narod.ru. В результате выстраивается обратная связь с аудиторией телепроекта: детьми, родителями и педагогами, чьи оценки, комментарии, решения по тем или иным проблемам появляются на форуме сайта. Таким образом, медиаобразование в системе образования Свердловской области проходит несколько этапов: от кинообразования, медиаобразования к активному медиатворчеству. На определенном этапе «Час Дворца» становится поистине моделью медиаобразования и медиатворчества, так как в работе над проектами активно участвуют обучающиеся школ и студенты гуманитарных факультетов уральских вузов, и не только гуманитарных. Активно сотрудничают с программой и в программе студенты УГТУ-УПИ, осваивая на практике и в совместной деятельности с профессиональными операторами, режиссерами, видеомонтажерами процессы медиатехнологий.

В 2005 году появляется ряд курсовых, а затем и дипломная работа «Образовательная телевизионная программа, опыт реализации проекта «Час Дворца молодежи».

Образовательный проект «Камертон» РЦМО, который создается по заказу областного Министерства общего и профессионального образования, развивает гуманные, духовно-нравственные традиции проекта «Час Дворца». Крупный план здесь отдан также педагогам, родителям, детям.

Таким образом, в Свердловской области создан целый комплекс условий для поэтапного перехода к новому уровню медиаобразования - формированию базы и содержания такого мощного информационного ресурса, как образовательное телевидение. Именно поэтому Региональный центр медиаобразования должен выстраивать свою деятельность по трем векторам развития: исследовательскому, образовательному, творческому.

Выводы

Медиаобразование решает проблему образования и воспитания полноценного гражданина, умеющего выстраивать отношения с масс-медиа и через масс-медиа с другими институтами общества на основе активного их использования для самореализации и самоутверждения в современном динамично меняющееся мире.

Созрела необходимость преодоления устаревшего понимания медиаобразования как простого использования ТСО на традиционных уроках.

Медиакультурная грамотность становится условием успешной адаптации подрастающих поколений, их творческой самореализации, а для общества - условием сохранения его культурной идентичности, конкурентоспособности и успешности. Медиакультура выступает и как среда жизни современного человека, и как содержание его самообразования и активной социокультурной деятельности.

Особая роль в медиасреде принадлежит средствам массовой информации, и в первую очередь телевидению. Развитие телевизионного и медиаобразования становится приоритетным направлением деятельности Регионального центра медиаобразования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

http://www.omo-ps.ru/videoteka

Медиаобразование

Уважаемые коллеги, быть может, Вам пригодятся следующие ссылки на полнотекстовые библиотеки книг и статей по тематике: медиаобразование, медиапедагогика, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиаобразование, кинообразование, информационная грамотность: Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России: Russian Association for Film and Media Education http://edu.of.ru/mediaeducation (Russian and English versions) Открытая электронная полнотекстовая библиотека "Медиаобразование" Open Media Education Library (Russian and English versions) http://edu.of.ru/medialibrary Информационная грамотность и медиаобразование Information Literacy and Media Education (Russian Version) http://www.mediagram.ru Журнал "Медиаобразование" Russian Journal 'Media Education': http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm МОО "Информация для всех" http://www.ifap.ru Медиаобразование и медиаграмотность на портале «Альянса цивилизаций» ООН Media Literacy Education in United Nation Alliance of Civilization: http://www.aocmedialiteracy.org/
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"