Требования к школе возрастают

3 февраля. Александр Мишарин в екатеринбургском общеобразовательном учреждении № 104 провёл совещание по теме «Наша новая школа». Губернатор, обращаясь к участникам встречи, которая прошла в Год учителя, обозначил цель совещания - обсудить перспективы развития системы образования Свердловской области.

Глава области привёл слова Президента России Дмитрия Медведева о том, что модернизация и инновационное развитие - единственный путь, позволяющий нашему государству стать конкурентным обществом, обеспечить достойную жизнь его гражданам. В данном контексте требования к качеству образования и роль средней школы, подчеркнул губернатор, неизмеримо возрастают.

Ключевые задачи современной средней школы обозначены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Этот стратегический документ определяет основные направления деятельности в сфере образования.

- Нам предстоит определить: каким потенциалом обладает система образования Свердловской области с точки зрения инициативы «Наша новая школа», наметить пути её успешной реализации, - сказал Александр Мишарин.

Губернатор сформулировал ряд задач, стоящих перед руководством области.

Во-первых, это переход на новые образовательные стандарты.

Как известно, с 1 января 2010 года (в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации) в общеобразовательных учреждениях страны вводятся государственные стандарты, позволяющие создать основу для дальнейшего повышения качества данных услуг.

Некоторые условия для перехода на новый образовательный стандарт в Свердловской области уже созданы. Образовательные учреждения региона достаточно хорошо оснащены современной компьютерной техникой. В школах на 10 учащихся в среднем приходится по одному компьютеру (для сравнения, в Челябинской области на 14 школьников приходится один компьютер). Впрочем, и этого не достаточно.

Все школы Среднего Урала имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, в частности, к Интернету. Основная цель дальнейшей работы - предоставить школьникам и учителям возможность пользоваться электронными библиотеками, получать сообщения о новостях науки, техники и культуры; обмениваться опытом, взаимодействовать и общаться в сети. И тем самым углублять знания, повышать качество образования.

Вместе с тем, подчеркнул губернатор, для эффективного внедрения новых образовательных программ в школах области недостаёт кадровых, финансовых, материально-технические и других ресурсов. Да и компьютерная грамотность нашего педагогического сообщества пока не на должной высоте. Поэтому, чтобы значительные средства, вложенные в компьютеры, сети, программное обеспечение, давали прогнозируемую отдачу, необходимо пойти дальше - разработать и утвердить стратегию развития системы образования Свердловской области.

Второй аспект «Новой школы» - поддержка талантливых детей.

Здесь на первый план выходит система дополнительного образования. К сожалению, на Среднем Урале начала проявляться опасная тенденция: сокращается выбор программ дополнительного образования. Что ощутимо сказывается на развитии научно-технического и исследовательского творчества школьников, требующего значительных материально-технических и кадровых ресурсов.

- В сфере развития дополнительного образования перед нами стоит несколько задач, - сказал Александр Мишарин. - Одна из них - обеспечить занятость детей из так называемой «группы риска».

Как правило, это учащиеся старших классов, чьи интересы находятся уже в профессиональной плоскости. Потому, считает губернатор, необходимо разрабатывать и внедрять программы дополнительного образования, которые позволяют подросткам реализовать свои интеллектуальные, духовные, творческие задатки.

Необходимо выстроить разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Для этого в каждом муниципалитете предстоит наладить эффективную систему сетевого взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования. Цель работы - выявлять и развивать задатки, способности детей разного возраста к учебной и внеучебной деятельности.

Кстати, в настоящее время завершается разработка программы развития дополнительного образования в Свердловской области. Она направлена на развитие творческой среды.

Третий вопрос заключается в совершенствовании учительского корпуса. Новые задачи, стоящие перед областной системой образования, должен решать «новый» учитель. В нашем регионе уровень профессиональной подготовки педагогов достаточно высок - более двух третей из них имеют высокие квалификационные характеристики.

Вместе с тем, есть и негативные тенденции: в школу приходит всё меньше молодых специалистов, педагогический коллектив стареет. В последнее время многое делается, чтобы переломить складывающуюся ситуацию, повысить престиж преподавательского труда, привлечь к нему молодых профессионалов.

2010 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом учителя. Кстати, торжественное открытие его в Свердловской области состоится в Театре эстрады 9 февраля. С этого дня планируется провести мероприятия, направленные на поддержку людей столь важной профессии.

В частности, предполагается учредить премию губернатора Свердловской области для лучших учителей региона. Молодым специалистам, поступившим на работу в образовательные учреждения Среднего Урала, начнут выплачивать единовременное пособие на обзаведение хозяйством. При выделении путевок для отдыха и оздоровления приоритет будет отдан - уральским учителям. В вузах на педагогические специальности будет организован целевой прием выпускников из числа детей преподавателей.

- Кроме того, мы намерены укреплять позитивный образ учителя через средства массовой информации, учреждения культуры и искусства, - сказал губернатор. - С этой целью в регионе учреждён знак «За верность и преданность педагогической профессии», будет осуществлён медиа-проект «Учитель - это судьба», на региональных телеканалах пройдёт цикл передач «Диалог поколений», будут организованы выставки и профессиональные конкурсы.

Ещё одна задача, требующая значительных вложений, заключается в изменении образовательной инфраструктуры. Новая школа призвана стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью. Для этого, она должна стать, прежде всего, комфортабельной, благоустроенной, безопасной, хорошо оборудованной.

К сожалению, большинству образовательных учреждений Свердловской области до этого идеала далеко. Износ школьных зданий в регионе достигает 30-40 процентов, на их капитальный ремонт и строительство достаточных средств не выделяется. На сайт губернатора в Интернете приходит масса жалоб от жителей области. Люди пишут о том, что многие школы у нас находятся в аварийном состоянии, требуют ремонта, иные просто переполнены.

Тем не менее, ежегодно Свердловская область принимает участие в федеральной государственной программе по проведению противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных образовательных учреждений. В рамках данной программы на проведение противоаварийных работ в школах региона нынче предусмотрено 10 972 тысячи рублей.

В связи с проведением Года учителя областное правительство рассматривает предложения муниципалитетов по капитальному ремонту в муниципальных общеобразовательных учреждениях. В предварительный перечень уже включены девять школ. На проведение капитального ремонта требуется 22 миллиона 666 тысяч рублей. При этом софинансирование из бюджетов муниципальных образований составит примерно 50 процентов.

Новая школьная инфраструктура должна обеспечить максимально удобную и доступную среду для детей с ограниченными возможностями. На сегодня более 300 образовательных учреждений Среднего Урала оборудованы средствами доступности для инвалидов. В минувшем году на эти цели было израсходовано 11 миллионов 627 тысяч рублей. Нынче такие мероприятия запланированы ещё в 89 образовательных учреждениях. Намечены планы по созданию условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в образовательные учреждения на период до 2015 года.

Следующая задача новой школы - это сохранение и укрепление здоровья молодого поколения.

- К сожалению, медики констатируют, что состояние здоровья детей не становится лучше, - отметил губернатор. - Поэтому школа, где ребята проводят большую часть времени, должна предусмотреть комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья, развивать физическую культуру молодёжи, прививать ей ценности здорового образа жизни.

Губернатор убеждён, необходимо, в частности, продолжить работу по организации горячего питания школьников, взять на особый контроль качество детских спортивных сооружений.

Кстати, на сегодня общеобразовательные учреждения имеют почти 8 тысяч спортивных объектов, в том числе свыше 1100 спортзалов, 31 бассейн, 164 лыжных базы. Но в ряде школ нет ни спортзалов, ни легкоатлетических площадок. Четверть всех спортсооружений требуют капитального ремонта или реконструкции. Внимание руководства области будет сосредоточено и на решении этих вопросов.

Губернатор особо остановился на расширении самостоятельности школ. Минувший год выявил проблему введения так называемого «нормативно - подушевого» финансирования, новой системы оплаты труда педагогов. Однако работа малокомплектных сельских школ требует гораздо больших затрат в расчёте на одного учащегося. Поэтому малокомплектные сельские школы оказались под угрозой. Наиболее остро данный вопрос стоит в территориях, где количество таких школ превышает 50 процентов. Предусмотренные для малокомплектных школ надбавки полностью проблему не исправят. Более того, в новой системе оплаты труда недостаточно средств заложено на выплаты стимулирующего характера.

Руководство области намерено принять необходимые меры по решению проблем малокомплектных школ, внесло в повестку вопрос об увеличении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов до 20 процентов.

- В ближайшее время обеспечим самостоятельность тех образовательных учреждений, где достигнут высокий уровень школьного хозяйства, - убеждён губернатор.

Такие школы должны иметь возможность беспрепятственно переходить в новые организационно-правовые формы, к примеру - в автономные образовательные учреждения.

Источник - сайт Правительства Свердловской области

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"