Доклад Министра общего и профессионального образования Свердловской области от 28.12.2009

Официальное название документа:
Доклад Министра общего и профессионального образования от 28.12.2009 "О достижении взятых обязательств по внедрению комплексного проекта модернизации образования. Эффекты, проблемы, решения"
Полный текст:

Свердловская область

Отчет о достижении взятых обязательств по внедрению комплексного проекта модернизации образования. Эффекты, проблемы, решения

Анализ реализации КПМО фиксирует следующие системные эффекты, направленные на качественные изменения в системе образования Свердловской области:

- актуализация инновационной деятельности в сфере образования Свердловской области на различных уровнях: региональном, муниципальном, в образовательных учреждениях;

- формирование системы комплексной оценки эффективности региональной системы образования по расширенному количеству экономических, политических и социальных показателей;

- организационно-нормативные предпосылки перехода от взаимодействия по принципу «деньги в обмен на обязательства» к новому типу взаимодействий государства и образовательных учреждений «деньги в обмен на эффективность»;

- обновление организационно-экономических механизмов функционирования системы образования в направлении стимулирования деятельности образовательных учреждений, ориентированной на результат, на обеспечение современных условий обучения.

- формирование региональной модели мониторинга и оценки качества образования с учетом региональных и федеральных приоритетов, становление единой системы оценки качества образования на всех уровнях: школьном, муниципальном и региональном;

- развитие форм государственно-общественного управления, усиление влияния общественности на этапах планирования, осуществления и оценки результатов деятельности образовательного учреждения;

- формирование системы подготовки, консультирования и информирования общественных управляющих;

- привлечение широкого общественного внимания к проблемам и вопросам образования (конкурсы, форумы, массмедиа, телевидение, Интернет )

- развитие медиаобразования.

Проблемы

- Сложность координации взаимодействий, обусловленная большим количеством муниципальных образований (73), удаленностью территорий, несовершенством организационно-финансовых механизмов взаимодействия с муниципальными образованиями.

- Ряд критериев и методика подсчета исполнения обязательств, определенные электронным мониторингом результативности реализации КПМО, не учитывают типовое и видовое разнообразие образовательных учреждений, направленность образовательных программ (показатель наполняемость классов), условия размещения образовательных учреждений в зданиях, построенных по типовым проектам (показатели по современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса).

- Угроза роста социальной напряженности в населенных пунктах, в которых возможна или планируется реорганизация (ликвидация) образовательных учреждений с низкой наполняемостью классов, что обусловлено негативным отношением родителей и учащихся школ, расположенных в малых городах, рабочих поселках к укрупнению классов и организации классов-комплектов в малокомплектных школах.

- На этапе реализации КПМО в Свердловской области выявлены две основные проблемы, сопровождающие развитие государственно-общественного управления в системе образования:

1. Недостаточность у действующих и вновь создающихся управляющих советов функций и полномочий по реализации полномочий, определенных Уставом образовательных учреждений.

2. Отсутствие в практике деятельности администрации школы взаимосвязи между обязательствами школы перед потребителями в отношении качества образовательных услуг и привлечением дополнительных средств на нужды образовательного учреждения за счет средств родителей или внешних спонсоров.

Решения

- В 2009 году Министерство общего и профессионального образования Свердловской области наиболее последовательно и строго следовало принципу «деньги в обмен на обязательства». С каждым из 73 муниципалитетов области был заключен договор, в рамках которого муниципальное образование берет на себя обязательства по достижению нормативных показателей, а в обмен получает финансовые ресурсы на строительство и капитальный ремонт зданий, покупку учебно-наглядных и методических материалов, закупку учебно-лабораторного оборудования и автобусов. Благодаря активности Министерства в части выполнения обязательств по внедрению КПМО в 2009 году Свердловская область значительно улучшила свои позиции. Из 25 показателей областью в полном объеме исполнены 21, по оставшимся показателям по сравнению с 2008 годом наблюдается значительная положительная динамика. Финансовые обязательства Свердловской области в части расходования средств федерального бюджета по предварительным данным выполнены на 98,9 процентов, в части расходования средств областного бюджета на 97,5 процентов.

- Сформированные в процессе реализации КПМО механизмы взаимодействия с муниципальными образованиями, позволили масштабно решать задачи по обеспечению современных условий обучения на территории Свердловской области. Созданы организационно-нормативные предпосылки перехода от взаимодействия по принципу «деньги в обмен на обязательства» к новому типу взаимодействий государства и образовательных учреждений «деньги в обмен на эффективность».

- Одним из приоритетов своей деятельности на предстоящий период министерство образования Свердловской области считает задачу разработки системы комплексной оценки эффективности региональной системы образования по расширенному количеству экономических, политических и социальных показателей.

- В 2009 году в рамках КПМО осуществлен комплекс мероприятий по формированию региональной модели мониторинга и оценки качества образования с учетом региональных и федеральных приоритетов.

- Основными проектными задачами, решение которых обеспечит расширение общественного участия в управлении образованием в Свердловской области, будут:

- разграничение и согласование полномочий в части государственной и общественной составляющей управления. Совершенствование нормативно-правовой базы участия общественности в управлении образованием. поддержка и распространение опыта уже сложившихся моделей общественного участия в управлении образованием на разных уровнях.

- развитие практики совместной социально-значимой проектной деятельности с общественными объединениями.

- развитие форм общественного участия в управлении образованием.

- развитие медиаобразования.


Другие материалы по теме

Тип документа:

Доклад
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"