Доклад Министерства общего и профессионального образования Свердловской области "КПМО - "Наша новая школа"

Полный текст:

Шолина И.И.

«Об использовании результатов комплексных проектов модернизации образования при реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

При реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Свердловской области в полной мере будут использованы основные результаты, механизмы и модели Комплексного проекта модернизации образования. По итогам его реализации в течение 2007-2009 годов в Свердловской области были обеспечены качественные изменения в системе образования за счет объединения усилий всех заинтересованных сторон в деятельности по улучшению состояния и результатов образовательного процесса, реализации прав на участие в управлении образовательным процессом всех его субъектов, и в целом развитие институтов гражданского общества.

Сформированные в процессе реализации КПМО механизмы взаимодействия с муниципальными образованиями, позволили масштабно решать задачи по обеспечению современных условий обучения на территории Свердловской области. Созданные организационно-нормативные предпосылки перехода от взаимодействия по принципу «деньги в обмен на обязательства» к новому типу взаимодействий государства и образовательных учреждений «деньги в обмен на эффективность» требуют дальнейшего развития и нормативного закрепления.

Одним из приоритетов своей деятельности на предстоящий период правительство Свердловской области считает задачу разработки системы комплексной оценки эффективности региональной системы образования по расширенному количеству экономических, политических и социальных показателей. В 2009 году в рамках КПМО осуществлен комплекс мероприятий по формированию региональной модели мониторинга и оценки качества образования с учетом региональных и федеральных приоритетов.

Развитие системы оценки качества образования осуществляется с учетом формирования новых организационно-экономических механизмов управления системой образования, позволяющей отделить функции контроля качества образования от непосредственного производителя образовательной услуги, усилить влияние конечных потребителей на оценку деятельности образовательных структур. Что предполагает:

- совершенствование инструментария оценки качества образования и проведения мониторинговых исследований;

- создание региональной системы мониторинга образования в контексте единой системы мониторинга Российского образования;

- модернизацию системы статистики образования, внедрение современных ИКТ для сбора, анализа и обработки данных;

- эффективные механизмы обратной связи системы мониторинга для выявления проблем и их контроля.

Система оценки качества образования проявляется как совокупность взаимосвязанных общественных и экспертных оценок условий и результатов образования, имиджа и конкурентоспособности учреждения в целом.

Учет достижений обучающихся в системе оценки качества образования Свердловской области, помимо результатов единого государственного экзамена, осуществляется в рамках образовательного проекта «Областная контрольная работа», фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала», а также иных мероприятий, акций, проектов в системе образования на всех уровнях. Олимпиады, проводимые в рамках Фестиваля, направлены на стимулирование и мотивацию интеллектуального развития обучающихся, поддержку одаренных детей, содействию в их профессиональном самоопределении и продолжении образования, а также отработку методики работы с одаренными детьми.

Одним из перспективных проектов, направленных на сохранение и развитие интеллектуального потенциала для инновационной экономики России является создание «Виртуальной» политехнической школы при Уральском Федеральном университете. Речь идет о создание политехнической школы в рамках дополнительного образования детей как среды формирования личностных компетенций саморазвития и творчества с использованием современных технологий обучения. «Виртуальность» в данном случае означает не оторванность от реальности, а стирание границ между городскими и сельскими школами, доступность образовательных ресурсов, приобщение к лучшим образовательным практикам, возможность общения со специалистами, учеными всего мира.

Успешность проекта обусловлена развитой политехнической составляющей в системе образования Уральского региона, богатыми культурными традициями технического творчества, высоким уровнем развития ИКТ в регионе.

Кадровый потенциал системы образования требует обновления, как за счет привлечения молодых специалистов, так и профессионалов, не имеющих педагогического образования.

Модернизация региональной системы повышения квалификации и переподготовки должна осуществляться в компетентностной идеологии, на основе модульных программ, что позволит обеспечить гибкость и непрерывность процесса.

Отличительной особенностью внедряемой модели повышения квалификации работников сферы образования, является тесная взаимосвязь процессов повышения квалификации и аттестации кадров, создание электронного портфолио, позволяющего учитывать результаты достигнутые преподавателем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, методической, творческой, исследовательской.

Система аттестации педагогов полностью перейдет на региональный уровень, что значительно повысит ее статус, но одновременно и ответственность региона. Особенно важным будет процесс формирования региональных аттестационных комиссий.

Сделаны первые шаги по совершенствованию организационно-экономических механизмов функционирования системы образования в направлении стимулирования деятельности образовательных учреждений и педагогов, ориентированных на качественный конечный результат.

Правительством Свердловской области были заключены соглашения с 73 муниципальными образованиями. Был апробирован механизм выделения дополнительного финансирования при условии достижения взятых на себя обязательств по исполнению показателей проекта. Данная практика привела к выполнению практически всех показателей проекта, и значительной положительной динамике тех показателей, на достижение которых влияют такие субъективные факторы, как удаленность школ, малая численность детского населения, негативное отношение родителей и учащихся школ к укрупнению классов. Структура сети общеобразовательных учреждений преобразилась количественно и качественно благодаря не столько процессам ликвидации, а в большей степени - реорганизации учреждений и изменений их статуса, расширения спектра реализуемых образовательных программ. Это обеспечило улучшение материального состояния базовых школ, повышение доступности (в том числе транспортной) образовательных услуг, и как следствие расширение возможности каждому ребенку реализовать свое право на выбор образовательного учреждения и получение качественного общего образования независимо от места жительства.

Прошли апробацию модели новой системы оплаты труда, нормативно-подушевого финансирования, оптимизации сети, государственно-общественного управления. Опыт, полученный в процессе апробации, выявил саморегулируемые процессы в системе общего образования: оптимизация муниципальных сетей школ, штатных расписаний образовательных учреждений, выравнивание соотношения количества учащихся и учителей, наполняемость классов.

Разброс удельных финансовых расходов на одного обучающихся зависит от числа обучающихся (проектной мощности) конкретного учреждения. При этом за три года реализации проекта и при проведенной оптимизации муниципальных сетей образовательных учреждений норматив финансирования на одного учащегося вырос почти в три раза - в среднем с 7,3 тысяч рублей до 28,5 тысяч рублей для городских школ и с 11,5 тысяч рублей до 43 тысяч рублей для сельских школ. В рамках установленных обязательств удалось увеличить заработную плату учителям на 39 процентов - с 8,5 тысяч рублей до 12 тысяч рублей. При этом, в настоящее время в среднем стимулирующий фонд оплаты труда составляет не более 5 процентов. Одна из ближайших задач - доведение доли стимулирующего фонда до 20 процентов, с целью большей ориентации на результат деятельности конкретного учителя.

Прошедший год выявил основную проблему введения новой системы оплаты труда педагогов - недостаточность средств на выплаты стимулирующего характера. В этом направлении планируется решить вопрос об увеличении объема стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов до 20%.

В процессе реализации КПМО сложились предпосылки для расширения экономической самостоятельности общеобразовательных учреждений: формирование у руководителей образовательных учреждений компетенций в области менеджмента и финансово-экономической деятельности, развитие механизмов общественно-государственного управления. В ближайшее время планируется обеспечить самостоятельность тех образовательных учреждений, где уже достигнут высокий уровень организационно-экономических показателей. Такие школы должны получить возможность беспрепятственно переходить в новые организационно-правовые формы (например, автономные образовательные учреждения).

Обеспечение права граждан на выбор образовательной услуги предполагает наличие конкурентной среды на всех уровнях - между регионами, муниципалитетами, образовательными учреждениями, учителями.

В настоящее время в области продолжается создание новых форм государственно-общественного управления, разработка нормативной правовой базы, уточнение полномочий этих органов и направлений их деятельности. В числе самых распространенных органов, которые создаются в школах, - управляющий совет.

Расширение общественного участия в управлении образованием является одной из важнейших предпосылок успешности развития образования в условиях модернизации:

- обеспечения открытости образования как государственно-общественной системы;

- перехода к взаимной ответственности в сфере образования;

- усиления роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.

Основной задачей в ближайший период является подготовка к введению Федерального государственного образовательного стандарта, что потребует существенной перестройки всей организации образовательного процесса. Инструментом решения этой управленческой проблемы в Свердловской области станет проектное управление с четко очерченными результатами и сроками их достижения.

В рамках КПМО была разработана и апробирована система показателей по обеспечению современных условий обучения, содержащая требования к организации школьной инфраструктуры. Этот опыт будет учтен при формировании региональной системы нормативов, предполагающей разработку «типовых моделей» по видам образовательных учреждений.

Это будет содействовать развитию индустрии общего образования, обеспечивающей поставку оборудования, проектирование и строительство новых школ, соблюдение требований безопасности, созданию безбарьерной среды в каждом образовательном учреждении, внедрению эффективных технологий эксплуатации и обслуживания школьных зданий и оборудования.

Требования к современным условиям обучения будут включены в показатели мониторинга состояния региональной системы образования и в паспорт школы, который предполагается институционально закрепить на федеральном уровне как форму статистической отечности образовательного учреждения.

Создание школьной инфраструктуры в соответствии с требованиями к современным условиям обучения в значительной степени обеспечивает сохранение здоровья школьников.

Создание комплексной системы сохранения, укрепления и развития здоровья школьников играет особую роль и требует дополнительных мер по следующим направлениям. Первое - обеспечение качественного медицинского сопровождения в школах, в том числе оснащения медицинских кабинетов необходимой аппаратурой. В Свердловской области разработан территориальный стандарт медицинского обеспечения школьников, принята концепция совершенствования медицинской помощи учащимся. Дополнительные финансовые средства, предусмотренные в областном бюджете, позволят приобрести необходимое медицинское оборудование для школ и завершить процесс лицензирования медкабинетов в ближайшем будущем

Второе - обеспечение качественного питания школьников. На областном уровне решен вопрос предоставления дотаций на организацию горячего питания учащимся с 1 по 11 классы. В 95 процентах школ работают собственные столовые. В остальных школах питание осуществляется с привлечением организаций общественного питания.

Следующим этапом развития государственно-общественного управления должно стать не только участие в оценке качества предоставляемой образовательной услуги, но и в оценке услуг предоставляемых школьными столовыми, комбинатами питания, буфетами.

Третье - создание условий для занятия спортом. На сегодняшний день общеобразовательные учреждения имеют почти 8 тысяч спортивных объектов, в том числе более 1100 спортивных залов, 31 бассейн, 164 лыжных базы. Ведется целенаправленная работа по увеличению количества и качества занятий физической культурой.

Реализация КПМО в Свердловской области обеспечила прочный фундамент для строительства Нашей новой школы, обучение в которой будет доступным, качественным и комфортным.


Другие материалы по теме

Тип документа:

Доклад
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"