Онлайн-лекция "Актуальные проблемы образовательной политики"

16 июня состоялась онлайн-лекция Александра Адамского, ректора Института проблем образовательной политики «Эврика».

В дискуссии по итогам лекции приняли участие руководители органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования Ленинградской области и эксперты в области образования Республики Бурятия и Красноярского края

Тема лекции: «Актуальные проблемы образовательной политики».

По словам лектора, обсуждение стратегии развития образования с корпусом администрации вещь довольно непривычная, потому что модернизация, реформы, развитие - это переход от одной системы правил и норм к другой, а административные работники по своему функционалу должны следить за соблюдением норм. Главная трудность сейчас - получить представление о том, как могут уживаться в одном пространстве две системы норм, одна укоренившаяся, привычная, хорошо знакомая и другая, принципиально новая. Предмет нашего обсуждения - это именно механизмы перехода от одной системы норм к другой. К одной системе мы привыкли, пусть она и не совершенна. Другая - новая, мы там неопытны, некомпетентны и поэтому конечно восприятие в штыки вполне логично.

Не менее важным является вопрос цены реформ. Это иллюзия, что перейти к новым нормам можно со старыми механизмами финансирования. Если дополнительного ресурса нет, то ситуация может быть очень осложнена.

Следующий момент - это темпы, сроки, графики, планы. Опыт показывает, что необходим план перспектив как минимум на 5 лет. Ведь сначала нужно установить некоторые правила, с ними сжиться, и только потом двигаться дальше, потому что степень консервативности пока еще слишком высока.

Перед началом основного блока лекции Александр Адамский задал несколько вопросов слушателям.

В каком из муниципалитетов деньги по нормативу доходят до всех образовательных учреждений? Есть ли такие учреждения?

Отвечает представитель г. Сосновый бор:

- У нас деньги по нормативу получает 1 частная школа, в субъекте разработана соответствующая нормативная база. Норматив на одного учащегося - в среднем 25000,0 руб./год, он включает учебные расходы и фот. Сколько приходится на содержание здания точно не скажу. Средняя заработная плата учителей - 17000,0 (примерно от 11 до 22 тысяч) с учетом доплат и надбавок за стаж. Стимулирующая введена, едина для всех и составляет 10%.

В каком муниципалитете входная скорость сети Интернет превышает 128 кбит?

Отвечает представитель г. Выборг:

- У нас несколько провайдеров. В месяц платим за Интернет 3600,0 руб. Трафик неограничен. Компьютеров в классах от 12 и выше (максимально до 30). Публичные отчеты размещаем в сети Интернет.

Далее эксперт перешел к основной части лекции.

В первой части было рассмотрено теоретических вопросов. По словам Александра Адамского, ключевая задача на период 2010-2012гг - это завершение институциональной модернизации системы образования в РФ, установление единых норм и правил. В данный момент ситуация по стране дифференцирована: в одних регионах институализация решена внутри ведомств - это Пермский край, Калининградская, Новосибирская области и др. Но сейчас эти регионы столкнулись с проблемой взаимодействия со «смежниками». Этой ситуации можно избежать, есть вводить изменения с самого начала на уровне межведомственного взаимодействия. Другая часть регионов к обновлению даже не приступила. В этом случае трезвая оценка возможности межведомственного взаимодействия - это верное начало пути.

Надо также понимать, что эффективная образовательная политика отличается от неэффективной тем, что изменяемые правила и нормы должны быть независимы от личности тех, кто управляет. Если нормы работают сами, независимо от личности управляющего.

Второе - необходимо и значимо изменение представления о качестве образования. Для администратора, чиновника перед деятельностью, прежде всего, должна стоять норма, нормативный акт. Напротив, проектная деятельность отличается именно тем, что любой проект имеет норму своим результатом. То есть, получается, что сначала будет деятельность, а потом уже норма. Можно ли сочетать на одной позиции оба этих способа? Что лежит в основании этой проблемы? Образовательная деятельность, поскольку ее осуществляют люди, имеет тенденцию развиваться, и ,изменяясь, образовательная деятельность неизбежно выходит за рамки системы, сложившейся нормы. Что делать управленцу? Или возвращать зарвавшихся новаторов в прежнюю систему норм, или создавать новую систему норм, которой эти изменения будут соответствовать. Этим как раз и вызваны собственно изменения в системе оплаты труда и появление 83 ФЗ. Мы с вами работаем с изменением норм, провоцируем развитие другой деятельности.

Почему советская школа считалась лучшей в мире? Потому что сценарий социализации был известен. Были известны правила. Школа выполняла свои задачи, обучала алгоритмам успешной социализации. Когда неопределенность стала ключевой тенденцией социально-экономической жизни, качество образования естественным образом упало. Потому что стали неясны правила. Оказалось, что ситуация в школе не повторяется в ситуации в жизни. Возникла ситуация когда социализация ребенка в школе начинает выступать в качестве показателя качества его жизни после. Сейчас нам нужно понимать, что оценить результат деятельности учительницы начальной школы можно (и нужно!) по тому, как происходит социализация ребенка в первом классе. Необходим инструментарий, при котором мы сможем это сделать не с помощью контрольных, но при помощи иных более тонких механизмов. Поэтому я против увеличения ФОТ в отсутствие этого инструментария. Разработка инструментария - одна из главных задач на сегодня. Оплата труда должна зависеть не от стажа, а от результата. В проектах модернизации, как мы видим, и нет тотальной необходимости увеличивать ФОТ, скорее есть необходимость в разработке инструментария для его увеличения. Нужно вывести социализацию и успешность в разряд качества образования и начать понимать какими результатами, компетентностями и социальным опытом мы можем этого достичь.

Лектор акцентировал внимание на трех ступенях - результаты, качество и социально-экономические эффекты. В этом смысле, эффективность вложений в образование - не в количестве отличников, а в экономической ситуации в регионе - улучшении инфраструктуры, снижение преступности, и т.д. Если нет в системе образования оценки эффективности этой связи, мы реальную картинку эффективности не видим. Например, сельская школа, которая работает на выполнение стандарта, но при этом выступает и как очаг сохранения культуры на селе, тем самым выполняет функции прямо на нее не возложенные. Все эти функции могут войти в муниципальное задание. Муниципальное задание, в данном случае, выступает как инструмент для финансирования результативности выполнения именно этих непрямых функций. То есть мы говорим, что, если селу это нужно, то за это надо платить. Нужна методика для оценки этой дополнительной услуги. Надо понимать, что бюджетный процесс - это всегда конкуренция. На пример, то что из бюджета культуры или спорта нельзя заплатить школе за услугу, которую она в этих вопросах оказывает - это нонсенс. Деньги необходимо перераспределять в соответствии с выполняемыми функциями. Нужно учесть и такой момент, если мы хотим укрепления лидерских позиций региона, то стремиться к аналоговым решениям - не тот путь. Не стоит бороться за внедрение спущенных сверху актов. Нужно учитывать специфику региона. Пока еще есть возможность продумать свою концепцию изменений.

Итак, что мы имеем? Проблема номер один заключается в том, чтобы обеспечить оплату функций за счет перераспределения средств в соответствии именно с выполняемыми функциями. Вторая - норматив за образовательные услуги разного уровня. То, что норматив лицея и школы различен не совсем верно. Норматив должен быть один. Ведь если ребенок переходит из лицея в школу норматив меняется, а это нарушение прав ребенка. Оплата самой услуги должна входить в муниципальное задание.

Александр Адамский обозначил в этой связи такие задачи, как:

1) Оплата образовательному учреждению тех задач, которые оно решает помимо образовательного стандарта. При этом нужно учитывать, что норматив обеспечивает выполнение стандарта, муниципальное задание - норматив плюс оплата за дополнительные услуги за счет перераспределения бюджетных средств. 3 региона заявились как пилотные: Кировская область, Республика Буряти, Ивановская область. Есть методики для федеральных учреждений.

2) переход на новую систему оплаты труда.

В следующей части лекции эксперт представил свою точку зрения относительно системы оценки качества образования. По его словам, шкала оценивания детских результатов в том виде, в каком она существует сейчас нежизненна. Она ни с чем не коррелирует, не ясно как учитывать результативность, социализацию ребенка, которые прежде всего обусловлены результативностью учителя. В этой связи становится актуальным вопрос изменения системы аттестации, как учителей, так и учащихся. Каким уровнем компетентности должен обладать учитель, чтобы развить необходимые компетентности у ребенка? А каким образом должна быть изменена система аттестации учащихся, чтобы мы смогли оценить и внеучебные достижения? Инструментарий их оценивания отсутствует. Мы не можем отследить индивидуальный прогресс ребенка, хотя очевидно, что необходимо отойти от соотнесения с общим шаблоном, учитывать развитие ребенка в разных направлениях, значимых лично для самого ребенка. Конечно, не стоит списывать со счета учебные достижения, но учитывать индивидуальные достижения едва ли не более важно. Однако, пока в системе аттестации учителей нет компетентностей, которые дают полный набор результатов для ребенка, то и добиваться учета индивидуального развития нет смысла, и нет смысла говорить о введении НСОТ.

Следующий блок лекции - обсуждение механизмов, обеспечивающих результаты. Ключевым отличием, от привычных методов, по мнению лектора, является уклон в сторону индивидуального образования, поиска тех индивидуальных особенностей, на которых строится общее образование. Важны характеристики этих механизмов - прежде всего, формульное финансирование и система оплаты труда, ориентированная на результат, а также общественное управление и оптимальная сеть.

Ключевая задача управления в плане создания оптимальной сети - формулирование параметров, по которым мы можем оценить ее состояние на предмет эффективности. Можете ли вы назвать те показатели, ориентируясь на которые можно утверждать, что сеть ОУ в вашем регионе эффективна? Параметры, показатели сети - это соглашение между заказчиком и исполнителем. Возникает проблема малокомплектной школы, потому что существует корреляция между размером школы и качеством образования. В том числе это слабость коммуникационной сети. Чем богаче среда, тем больше вероятность качественного образования. На материале результатов ЕГЭ мы выявили удивительную закономерность - богатство коммуникационной среды играет большую роль, чем квалификация учителя. Результаты прекрасного учителя, но в маленьком селе, сравнимы с результатами учителя посредственного в более крупном населенном пункте. Сеть - это не просто количество образовательных учреждений, сеть - это отмена крепостного права ученика обучаться в той школе, к которой он приписан. Это право ученика получать качественное образование в том образовательном учреждении, которое он выбирает, независимо от места жительства.

Следующая часть лекции - о формульном финансировании. Деньги за учеником - это понятно, но возникает муниципальное задание, которое в отличие от норматива предполагает торг. Отдайте финансовый норматив на реализацию стандарта, но измените стандарт в том смысле, чтобы образовательные программы стандарта формировали не только знания, но и компетентности.

Примечательно, что образовательные учреждения с появлением 83 ФЗ получают большую финансовую свободу: право зачислять доходы от дополнительных услуг на свой счет, на пример. Однако механизм перехода от сметного финансирования к получению субсидий - вещь очень ответственная. Необходимо качественно изменить взаимодействие со смежными ведомствами в рамках 83 ФЗ.

Еще одна задача - ввести электронный мониторинг финансовых потоков. Формульное финансирование и его вариант нормативно-подушевое финансирование строятся на снижении коэффициентов в нормативе, доведении всех средств по нормативу до учреждения. Если средства не доводятся, то мониторинг выдает информацию, что в регионе не введено нормативно-подушевое финансирование. Наличие средств сверх норматива обеспечивается по средством муниципального задания.

Наталья Цырендашиева

Презентация лекции (.ppt, 725 kb) дана в прикреплённом файле

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЛЕКТОРУ

Виктория Гуляева, учитель русского языка, Республика Бурятия:
- В Бурятии очень много малокомплектных школ, какова их судьба, поскольку проблема их финансирования остро обсуждается и до конца не решена?

Доржи Фролов, Республика Бурятия:

- Какова, на Ваш взгляд, становится роль учителя в информационном обществе? Учитель - транслятор и уже в какой-то мере даже тьютор, начинают заменятся образовательными ресурсами сети интернет - появляются видео лекции интересные в сети, интернет- лаборатории и многое другое. Начинают появляться сайты навигаторы по образовательным ресурсам интернета. Учитель, как он есть сегодня в массовой практике, начинает проигрывать образовательным ресурсам в интернете по привлекательности, интересности, результативности для детей. В связи с этим, как вам видится изменение роли и деятельности учителя, каково его предназначение?

Ирина Осетрова, директор лицея №9, г.Красноярск:
- Александр Изотович, Вы предлагаете понимать под качеством образования успешность и социализацию детей, но если соотнести с тем, какие детские образовательные результаты оценивает школа, то можно зафиксировать, что корреляции между успешностью детей и результативности зачастую не получается. Часто более успешными и социализированными являются не отличники. Если выплата стимулирующей части НСОТ предполагается за качество, то получается, что вся академическая успешность будет лежать в базовой части НСОТ, а в стимулирующей только за успешность детей и социализацию?

Татьяна Будаева, Республика Бурятия:
- Бурятия обсуждает механизмы реализации ФЗ № 83, за разработку нормативной базы отвечают Минфин, Минэкономики, Минимущества. Может ли Байкальский образовательный форум стать той площадкой, на которой могли быть услышаны этими ведомствами представители образования?

Мария Гончарова, заместитель директора школы, Республика Бурятия:
- Очень большие требования предъявляются школам со стороны различных госструктур, а финансирования нет. Перед руководством школы стоит проблема в подготовке ее к новому учебному году. Каким Вы видите решение данной ситуации?

Наталья Цырендашиева, специалист Министерства образования и науки Республики Бурятия:
- Каким образом будут регламентированы различия в муниципальных заданиях для автономных и бюджетных организаций? И чем эти различия будут обусловлены?

Валентина Хамуева, Руководитель МОУ "Турунтаевская СОШ№2", Республика Бурятия:
- Социально-экономическое положение района низкое. У школы есть желание и возможности предоставлять дополнительные образовательные услуги. Каким образом район может оплатить эти услуги?

Ханафи Гулиев, диретор школы, КБР:
- Александр Изотович! Недавно Президент РФ высказался о необходимости введения в школьное образование экологии, как эксперимент идет "Духовно-нравственное воспитание",все больше сторонников возврата НВП, ректор ВШЭ предлагает изучать экономику, есть сторонники черчения, астрономии и т.д.Как Вы считаете, будут появляться новые предметы и увеличиваться количество часов БУП или через ООП школы, используя возможности неаудиторных занятий будут внедряться новые предметы, или будут в рамках имеющихся образовательных программ? Не кажется Вам, что надо бы на федеральном уровне провести форум о содержании образования? Спасибо.

Источник - сайт Института образовательной политики "Эврика"
Прикрепленный файлРазмер
0_hfile_1911_1.ppt678 кб

Другие материалы по теме

Раздел портала:

Год Учителя
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"