Ольковы-Климарева-Кононова

Педагогическая династия Ольковых-Максимовых-Гороховых-Климаревых-Дубровиных-Кононовых

Учитель для меня и моих родственников - одна из самых почитаемых профессий. Это вызвано, во-первых, тем, что судьба любого человека по своей сути начинается со школьного порога. Во-вторых, учитель - есть носитель и трансформатор общечеловеческой культуры, накопленного социумом опыта. А, в-третьих, в нашей родословной профессия учителя находит место в трех поколениях. Педагогическая династия Ольковых-Максимовых-Гороховых-Климаревых-Дубровиных-Кононовых внесла свою лепту в образование школьников и студентов Томской и Свердловской областей. Общий педагогический стаж всех участников династий составляет 188 лет.

На данный момент представлена 3 поколениями.

1 поколение:

Основоположник династии Олькова (Максимова) Сусанна Степановна, педагогическая деятельность с 1919-1923гг., 1929-1941гг., стаж - 16 лет.

Олькова (Горохова) Клавдия Степановна, ее родная сестра, педагогическая деятельность с 1921 по 1956гг., стаж - 35 лет.

Горохов Григорий Петрович (муж сестры), педагогическая деятельность с 1928 по 1967 гг., стаж - 39 лет.

2 поколение:

Олькова (Максимова, Климарева) Нина Вениаминовна (Борисовна), племянница, дочь второй родной сестры Елизаветы Степановны, педагогическая деятельность с 1960 по 2000 гг., стаж - 40 лет.

Олькова (Дубровина) Маргарита Павловна, племянница, дочь второй родной сестры Елизаветы Степановны Ольковой, педагогическая деятельность с 1964 по 1995гг., стаж - 31 год.

3 поколение:

Климарева (Кононова) Елена Владимировна, внучатая племянница, внучка родной сестры Елизаветы Степановны Ольковой, педагогическая деятельность с 1983г. по настоящее время, стаж - 26 лет.

Климарева Ольга Владимировна, внучатая племянница, внучка родной сестры Елизаветы Степановны Ольковой, педагогическая деятельность с 1995 по 1996, стаж - 1год.

Нашу педагогическую династию открывает Олькова Сусанна Степановна (1900-1942), дочь крестьянина Глинской волости Пермской губарнии Олькова Степана Романовича. После окончания Невьянской женской гимназии она получила документ аттестат, дающий ей право преподавать в школе. Ее педагогическая биография началась 1 октября 1919 года в Верхне-Шубинском училище Романовской волости Томского уезда и губернии, а продолжилась в Романовской школе 1-ой ступени Красносельской волости Томского уезда и губернии. По имеющимся документам семейного архива ее мужем стал заведующий районного отдела народного образования Красносельской волости Максимов Вениамин Васильевич. В 1923 году семья переезжает в город Томск, где Сусанна Степановна поступает в Томский государственный университет и в 1929 году оканчивает курс химического отделения физико-математического факультета по специальности химия ароматического ряда, защитив квалификационную работу на тему: «Каталитическое окисление антрацена». Далее она работает в университете до 1941 года. Педагогический стаж составил 16 лет в связи с ранней кончиной.

По примеру старшей сестры учительскую профессию первоначально выбрали и младшие сестры. Это Клавдия Степановна и Елизавета Степановна.

Олькова Клавдия Степановна (1901-1986) (я ее внучатая племянница) в 1917 году поступила учиться в И рбитскую учительскую семинарию, успешно закончила ее и начала работать учительницей начальных классов в Клевакинской школе Режевского района, а позднее стала членом педагогического коллектива образцовой школы городе Реж. И, наконец, в связи с переездом семьи (в 1934 году вышла замуж за Горохова Григория Петровича) в город Свердловск, ее педагогическая биография продолжилась в школах №70 и №55. Из воспоминаний учеников Клавдии Степановны и отзывов их родителей, это была спокойная, доброжелательная учительница. В марте 1949 года Горохова Клавдия Степановна была награждена Орденом Трудового Красного Знамени. Общий педагогический стаж составил 35 лет.

Так же, как у старшей сестры Ольковой-Максимовой Сусанны Степановны, муж Клавдии Степановны - педагог. Семья оказалась учительской. Горохов Григорий Петрович (1901-1986) после окончания школы в городе Невьянске получил образование на школьном отделении Свердловского педагогического техникума имени Горького. С 1928 года молодой специалист был назначен заведующим начальной школы села Липовка Режевского района. С 1930 по 1932 годы переведен заведующим школы колхозной молодежи села Черемисского этого же района. В последующие два года назначен инструктором районного отдела народного образования по школам Режевского района. В связи с переездом в Свердловск работал с 1934 по 1941 годы завучем и учителем русского языка в школах №36, 45, 163. Большую часть педагогической деятельности (до 1967 года) Григорий Петрович отдал родной школе №55 Верх-Исетского района. Даже после закрытия школы дружный коллектив учителей долгие годы собирался вместе, отмечая знаменательные даты. Коллеги с большой теплотой отзываются о стиле руководства Григория Петровича. В семейном архиве до сих пор хранятся сочинения и письма учеников. Вот выдержки из них: «Спасибо, Григорий Петрович, за все: за данные мне знания, за воспитание, за ваши труды! Я был не прав, ссорясь с Вами в тех классах, и прошу прощения. Владимир 26.10.1942.». «В Победе, дорогой мой Григорий Петрович, есть и ваша заслуга. Вы воспитали немало воинов, которые с честью одержали Победу. Вы дали им знания, без которых ничто не дается, даже Победа. Володя 29.05.1945». В 1949 году Григорий Петрович награжден орденом Знак Почета. Общий стаж составил 39 лет.

Еще одна сестра Сусанны Степановны, самая младшая, Елизавета Степановна, окончила гимназию в городе Реж, переехала жить к сестре в Томск, поступила в университет на медицинский факультет. После окончания в 1936 году была направлена в Алтайский край работать участковым врачом. По рассказам, по просьбе директора местной школы Елизавете Степановне пришлось вести уроки истории и биологии в течение 2-х лет. К сожалению, документов, подтверждающих эту педагогическую деятельность, в нашей семье не сохранилось.

Продолжателями династии стали племянницы Григория Петровича и Клавдии Степановны, дочери Елизаветы Степановны Ольковой. Это моя мама Олькова-Максимова-Климарева Нина Вениаминовна (Борисовна) и моя тетя Олькова-Дубровина Маргарита Павловна. Так получилось, что, учась в школе №55, девочки жили в семье Гороховых. Они видели нелегкий учительский труд и плоды этого труда. Ученики часто приходили домой, просили помощи, а порой - просто узнать, как живут учителя, чем занимаются. Нина и Рита чувствовали внимание, любовь к учителям со стороны ребят. Эти обстоятельства имели положительное влияние при выборе их профессии.

Олькова-Максимова-Климарева Нина Вениаминовна (Борисовна) после окончания школы поступила в Свердловское педагогическое училище имени Горького. (Двойные фамилии и отчества говорят о трагичных 30-х годах прошлого столетия, когда детей репрессированных родителей пришлось скрывать от преследования). Окончив училище с «отличием», без экзаменов была принята на географический факультет Свердловского государственного педагогического института. В год окончания в 1960 году вышла замуж, по распределению поехала работать по месту жительства мужа в село Черемисское Режевского района, где и проработала 40 лет. О педагогической деятельности Нины Борисовны рассказывают многочисленные заметки в районных газетах. Интересные, запоминающиеся уроки, огромная внеклассная работа, общественная работа как в школе, так и в селе. Нина Борисовна на протяжении многих лет занималась туристско-краеведческой деятельностью: вела кружки, факультативы по туризму, геологии, топографии, была инициатором в организации школьного краеведческого музея. Ребята сами изготовляли наглядные пособия для уроков, оформляли экспозиции в музее. Позднее появилась возможность пополнять материалы кабинета географии техническими средствами. Кабинет географии всегда был самый богатый по оформлению, уютный, теплый, привлекательным для детей. Тесная связь с Областной Станцией Юных Туристов г. Свердловска, геологами области, краеведами давала плоды. Ученики Черемисской школы не раз были победителями районных, областных туристских и геологических слетов, краеведческих конференций и олимпиад. Из воспоминаний ученика Черемисской школы Владислава Николаевича Голендухина, выпускника географического факультета СГПИ, председателя профсоюза работников образования Режевского района: «Нина Борисовна - спокойный, уравновешенный, приветливый человек. У нее всегда шли хорошие уроки. В Черемисской школе я активно занимался туризмом. С одноклассником Борей Зиновьевым всерьез увлекались геологией: рефераты, олимпиады, научно-практические конференции, походы, отчеты. Мы все жили интересно, вносили лепту в пополнение музея. Остаются о школе самые добрые воспоминания, а наша «классная» Нина Борисовна была самой классной. Ее работа - это особая страница в истории Черемисской школы». Увлечение путешествиями по родной стране Нина Борисовна передала своим ученикам. Каждый год ребята совершали походы по родному краю, принимая участие во Всесоюзной экспедиции «Моя Родина - СССР». Кроме этого, организовывали дальние поездки по городам бывшего СССР. Нина Борисовна всегда была активным участником художественной самодеятельности, как в школе, так и в сельском Доме Культуры: отлично пела в хоре, солировала, танцевала, играла роли в постановках спектаклей. Не раз избиралась она депутатом местного и городского Советов. За свой многолетний труд Нина Борисовна награждена Значком «Отличник народного просвещения», юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, медалью «Ветеран труда», грамотами и благодарностями разного ранга, в 1977 году присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», в 2000 году присвоена высшая квалификационная категория. Общий стаж - 40 лет.

Сестра моей мамы Олькова (Дубровина) Маргарита Павловна после окончания школы в 1955 году поступила на санитарно-гигиенический факультет Свердловского государственного медицинского института, не предполага связать свою деятельность с образованием. Но тем не менее, получив диплом, была направлена на целевую аспирантуру на кафедру эпидемиологии 1-ого Московского ордена Ленина медицинского института им. М.Сеченова в г. Москва. Быстро пролетели 3 года работы над диссертацией по теме: «Роль и значение бактерионосителей брюшного тифа» под руководством заведующего кафедрой эпидемиологии, профессора И.И.Елкина. И в 1964 году после успешной защиты Маргарите Павловне была присвоена Ученая степень «Кандидат медицинских наук», дающая ей право преподавательской деятельности. После окончания аспирантуры она вернулась на родной факультет СГМИ на кафедру эпидемиологии, но уже в качестве преподавателя, проработав здесь 31 год в должности ассистента и старшего преподавателя. На кафедре Маргарита Павловна вела научную работу по эпидемиологии туберкулеза, изучив механизмы передачи вирусных гепатитов, распространение внутрибольничных инфекций, эффективность вакцино-профилактики при различных инфекционных заболеваниях. Кроме того, она осуществляла тесное взаимодействие с практическими органами здравоохранения, в т.ч. с центрами санитарно-эпидемиологического надзора, на базе которых проводились научно-практические работы по эпидемиологии актуальных инфекционных заболеваний (дизентерия, дифтерия, вирусный гепатит А и В, грипп, внутрибольничные инфекции и др.) По результатам этих работ оформлялись информационные письма и научные статьи для публикации в специализированных журналах и сборниках как областного, так и республиканского уровня. Маргарита Павловна вела курирование интернов в течение 5 лет по разным городам области. Долгие годы отвечала за создание методических разработок для проведения занятий по военной эпидемии, паразитологии, сибирской язве, брюшному тифу. Осуществляла организацию работы курсов Усовершенствования врачей - эпидемиологов. Педагогическая деятельность в высшем учебном заведении не менее сложна, чем в школе, а более ответственна, ибо предполагает осуществить главную задачу - вырастить высококвалифицированного специалиста, ответственного за жизнь и здоровье людей. Маргарита Павловна награждена медалью «Ветеран труда».

Я, Климарева-Кононова Елена Владимировна, являюсь представителем третьего поколения династии Ольковых-Максимовых-Гороховых-Климаревых-Дубровиных-Кононовых. Работаю учителем географии в МОУ СОШ №3 города Невьянска Свердловской области. Выросшая в учительской семье, я впитала дух «учительства» и заразилась этой профессией еще с детства, пойдя именно по стопам мамы. Мама была не только моим учителем географии, но и классным руководителем. Я с «детсадовского» возраста сидела за школьной партой, когда мама вела последние уроки на второй смене, а потом поздними вечерами готовилась с ребятами к различным конкурсам и соревнованиям. Вместе с мамой мы писали планы, оформляли стенды, проверяли тетради и контурные карты. Такова участь многих учительских детей. Поэтому другой профессии я себе и не представляла. После окончания 10 класса Черемисской средней школы в 1978 году поступила на географо-биологический факультет Свердловского государственного педагогического института. Примечательно, что училась у маминых преподавателей или ее однокашников. Первую педагогическую практику проходила в родной школе. После окончания ВУЗа в 1983 году работала учителем географии и биологии в школе поселка Ребристый. Много времени уделяла работе на пришкольном учебно-опытном участке. Не раз мы занимали первые места на смотре-конкурсе среди участков школ Невьянского района, а 1989 году делегация учащихся нашей школы на Областной выставке пришкольных участков заняла 2 место. По семейным обстоятельствам в 1996 году пришлось переехать в город Невьянск, где работала учителем географии в школе №4, позднее- №3. Все годы педагогической деятельности занималась краеведением, готовила с учениками исследовательские проекты, которые они успешно защищали на научно-практических конференциях. Свой опыт работы представляла перед коллегами на заседаниях городских методических объединений учителей географии, на областной и Всероссийской научно-практических конференциях, на Невьянских исторических чтениях. Часть работ опубликована в сборниках этих конференций. В последние годы серьезно увлеклась составлением родословной: собираю материал у родственников, исследую данные в Государственных архивах, пишу статьи и организую семейные праздники «Слеты поколений», посвященные юбилейным датам наших бабушек и дедушек, к сожалению, давно ушедшим от нас. Разработки таких праздников опубликованы в сборнике «Сплетались времена, сплетались страны...», выпускаемым Уральским Генеалогическим обществом. С удовольствием пропагандирую свой опыт перед родоведческими сообществами городов Невьянска, Екатеринбурга, Режа. Так, в 2009 году выступала на 8 родоведческой конференции в г. Екатеринбурге. Свою работу в этом направлении планирую продолжать. Более того, нашла единомышленников среди учеников и их родителей, помогаю им в составлении родословных.

Представляю выписку из характеристики: «Основные направления работы Елены Владимировны в МАП были связаны с повышением качества образовательных услуг. Это: совершенствование качества обучения путем управления компетентностным развитием детей в условиях интеграции урочной и внеурочной познавательной деятельности; совершенствование системы воспитания посредством реализации воспитательного потенциала учебного предмета «география» и включения детей в исследовательскую деятельность краеведческого характера, в том числе и путем реализации в практику областного образовательного проекта «ОКР»; обеспечение педагогической поддержки учащихся в решении их познавательных, жизненных и социально обусловленных проблем. Задачи, предусматриваемые аттестующимся педагогом в рамках этих направлений, соответствовали ведущим целям реализации образовательной программы школы - формирование компетентностной, социально успешной личности выпускника. В получении данного результата существенный вклад вносит Елена Владимировна. Об этом говорят показатели ее практической деятельности. Ее ученики владеют знаниями о целостном и динамично развивающемся мире, о взаимосвязи природы, населения, хозяйства, о географических аспектах глобальных проблем человечества и природы, в том числе и на территории НГО. Придавая преподаванию географии практико-ориентированный характер, Елена Владимировна добивается того, чтобы каждый ученик овладел умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту в качестве языка общения, читать статистические материалы, описывать географические объекты и процессы. Все это способствует развитию познавательных интересов к учебному предмету и мотивирует учеников на саморазвитие. Ученики охотно выбирают географию для прохождения итоговой аттестации. Ученики Елены Владимировны успешно участвуют в окружных олимпиадах УрФО по основам наук, в НПК защиты проектов по линии УО и СЮНа в форуме «Каменный пояс». В 2009 г. ученик Елены Владимировны Бонин Кирилл стал победителем районного конкурса исследовательских проектов, дипломантом областной и Всероссийской защиты, подняв социально значимую для города проблему сохранения памятника природы «Городской парк».

Елена Владимировна - способный организатор. Под ее умелым управлением в школе успешно реализуется областной образовательный проект «ОКР». Ученики 8 класса 2007/08 у.г. сумели разработать содержание и маршрут следования трех экскурсий, одна из которых - абсолютно авторская «Наша Лебяжка». Сегодня она введена в программу экскурсионного обслуживания музея г. Невьянска. Все это свидетельствует о существенном вкладе Елены Владимировне в развитие системы образования района и области, о налаживании социального партнерства со всеми образовательными центрами города, с его общественными организациями краеведов и родоведов. В досуговое время Елена Владимировна занимается исследованием своей родословной по линии семей Кононовых и Климаревых. Родословное дерево ее семей опубликовано в сборнике Уральского генеалогического общества «Сплетались времена, сплетались страны....». В 2008 г. Елена Владимировна была участницей третьих Демидовских чтений Невьянского музея, где представляла опыт управления развитием учащихся посредством реализации областного образовательного проекта «ОКР» в школе. Кроме того, опыт своей работы Елена Владимировна представляет на педсоветах районных семинарах и заседаниях кафедры. В 2009 г. на проблемно-тематическом дне семьи Кононова Е.В. организовала и провела межвозрастную игру «Эрудит», получившую высокую оценку у присутствующих на семинаре завучей.»

Стаж педагогической деятельности - 26 лет.

Составитель педагогической династии Кононова Елена Владимировна, учитель географии МОУ СОШ №3, первая квал.категория.

Город Невьянск, Свердловская область. 2010 год.


Другие материалы по теме

Аудитория:

Педагог Родитель

Раздел портала:

Год Учителя

Территория:

Невьянск
© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта