Региональный проект "Урал. Человек. Истоки"

Отправной точкой для создания регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки» послужила программа «Социокультурные истоки» профессора И.А. Кузьмина (Москва) и разработанный на ее основе учебно-методический комплект «Истоки», автор - А.В. Камкин, доктор исторических наук (Вологда). Опыт выстраивания воспитательной системы школы на основе проекта «Истоки» широко распространен в субъектах РФ от Европейской части до Дальнего Востока. Но только в Свердловской области «истоковские» технологии воспитания на социокультурном опыте получили развитие в виде собственного регионального образовательного проекта. В 2002 году на общественных началах сложился творческий коллектив по развитию проекта в Свердловской области, наиболее активными участниками которого стали Долгушина Анна Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ №9 г. Ирбита, и Субачев Виктор Васильевич, учитель мировой художественной культуры МОУ СОШ № 166 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга.

Особая ценность проекта состоит в том, что он позволяет выстроить систему воспитательной работы с четкими целевыми установками, преемственностью содержания, использованием преимущественно активных форм работы с учащимися, и что очень важно - имеет необходимое учебно-методическое обеспечение от программ до учебных изданий с готовым содержательным наполнением. У педагога, классного руководителя нет необходимости тратить огромные временные ресурсы на поиск и отбор содержательной основы воспитательной деятельности.

Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России принятая в 2009 году, выдвигает перед образовательным сообществом цели и задачи, которые уже на практике решаются участниками проекта «Урал. Человек. Истоки».

Региональный образовательный проект «Урал. Человек. Истоки» призван сформировать ответственность молодого поколения за настоящее и будущее своей семьи, малой родины и всей страны, подвести учащихся к принятию духовных и культурных традициях народов Урала, воспитать в них чувство «духовной оседлости».

В качестве задач выдвигаются:

- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;

- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа;

- развитие мотивации к саморазвитию.

Учебно-методический комплект «Урал. Человек. Истоки» носит надпредметный характер и нацелен на формирование ценностных ориентаций и установок учащихся на целостное освоение культуры народов Урала. Учебные издания способствуют духовно-нравственному становлению личности ребенка, глубокому чувственно-эмоциональному проникновению в прошлое и настоящее своей Родины, изучению духовных и трудовых традиций уральцев. Основой проекта являются учебные пособия серии «Урал. Человек. Истоки» для начальной школы и 5-7 годов обучения, в создании которых принимали участие педагоги-практики. Учебные программы для 1-4 и 5-7 классов, а также учебные пособия серии «Урал. Человек. Истоки» прошли экспертизу в Областном экспертном совете и имеют гриф «Допущено Министерством общего и профессионального образования Свердловской области».

Состав комплекта «Урал. Человек. Истоки»:

1. «Мир родного Урала». Учебное пособие для учащихся второго года обучения. Авторы: Мурзина Ирина Яковлевна, Наумова Татьяна Михайловна. 2005 г.

2. «Истоки уральского характера». Учебное пособие для учащихся третьего года обучения. Авторы: Долгушина Анна Ивановна, Субачев Виктор Васильевич. 2005 г.

3. «Традиции земли уральской». Учебное пособие для учащихся четвертого года обучения. Авторы: Долгушина Анна Ивановна, Субачев Виктор Васильевич. 2006 г.

4. «Истоки творчества». Учебное пособие для учащихся пятого года обучения. Авторы: Долгушина Анна Ивановна, Субачев Виктор Васильевич, Аплеснина Ольга Ивановна, Дьячкова Маргарита Анатольевна. 2007 г.

5. «Истоки ремесла». Учебное пособие для учащихся шестого года обучения. Авторы: Долгушина Анна Ивановна, Субачев Виктор Васильевич. 2008 г.

6. «Времен связующая нить». Учебное пособие для учащихся седьмого года обучения. Авторы: Дьячкова Маргарита Анатольевна, Калистратова Эмилия Алексеевна. 2008 г.

7. Педагогический альманах «Урал. Человек. Истоки» - методические материалы для педагогов, пять выпусков (2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.). Разработкой программ для начальной и основной (5-7 класс) школы руководили Разумейко Е.С. и Воробьёва Е.С.. Основной автор методики для начальной школы - Долгушина Анна Ивановна. Ведущими авторами-составителями учебных программ являются Долгушина А.И. и Субачев В.В.

8. Рабочие тетради для начальной школы «Моя Первая книга» (2009 г.):

- для учащихся второго года обучения «Мир родного Урала», авторы: Долгушина Анна Ивановна, Крумина Оксана Геннадьевна, Манькова Наталья Сергеевна.

- для учащихся третьего года обучения «Истоки уральского характера», авторы: Долгушина Анна Ивановна, Крумина Оксана Геннадьевна, Манькова Наталья Сергеевна.

- для учащихся четвертого года обучения «Традиции земли уральской», авторы: Долгушина Анна Ивановна, Манькова Наталья Сергеевна.

Художественный редактор издательского проекта - Анна Валентиновна Кострикова, художник Ольга Стулова.

Научные консультанты проекта - Игорь Алексеевич Кузьмин, профессор РАЕН (Москва), Алексей Геннадьевич Мосин, доктор исторических наук, профессор УрГУ (Екатеринбург), Ирина Яковлевна Мурзина, доктор культурологии, профессор УрГПУ (Екатеринбург).

Проект «Урал. Человек. Истоки» реализуется во многих общеобразовательных учреждениях Свердловской области в качестве: отдельного курса, основы воспитательной программы школы, кружковой деятельности. Развивающий и воспитательный потенциал проекта высоко оценен педагогами и родителями.

Особенности построения образовательного процесса:

- Неразрывность воспитательного и учебного процессов.

- Освоение духовно-нравственных категорий - основа образовательного процесса.

- Постоянное сотрудничество с семьей учащегося.

- Деятельностный характер по освоению социокультурных категорий и ценностей, традиционных для России и Урала на основе социально-значимых проектов и музейной педагогики.

- Воспитание гражданской позиции - ответственности за собственное развитие, сохранение доброго имени своего рода, Родины.

- Различные варианты введения учебного курса в образовательный процесс ОУ.

- Использование эффективных педагогических технологий: активные формы обучения и воспитания; комплексная оценка знаний: самооценка, взаимооценка, экспертная оценка учителя; взаимодействие с учащимися на уровне «Взрослый - Взрослый»; обеспечение взаимного доверия и взаимопонимания между учителем и учащимся.

Основное содержание учебных пособий для начальной школы:

  • 2 год обучения: целостное восприятие окружающего мира - родной очаг, родные просторы, уральские мастера, уральские книги и библиотеки.
  • 3 год обучения: ценности внутреннего мира - вера, верность, надежда, терпение, совесть, трудолюбие, любовь, милосердие, доброта, мудрость (на примере жизни известных уральцев и произведений уральских авторов).
  • 4 год обучения: традиции как способ сохранения преемственности поколений - родные образы (семья, дом, природа, родной край), традиции слова (красота слова, доброе слово), традиции дела (трудовая честь, опорный край державы), традиции праздника (образ праздника, праздничные заботы, народное гулянье).

Основное содержание учебных пособий для основной школы:

  • 5 год обучения: развитие творческого потенциала личности - школа, как дом творчества; о пользе учения, из истории образования на Урале; постижение красоты - на примере уральских зодчих, художников, писателей; пути познания, образ ученого - персоналии: А.С. Попов, И.М. Первушин, К.А. Бархотова, А.Е. Ферсман, Т.С. Мальцев, Е.П. Серебрянникова и др.; связь времен, хранители памяти - персоналии: А.Г. Потоскуев, В.Б. Городилина, В.П. КругляшоваВ.С. Рутминский, О.Е. Клер, В.П. Бирюков; УОЛЕ, краеведческие и школьные музеи.
  • 6 год обучения: палитра уральских ремесел, мотивация - забота и служение людям, от ремесла к профессии, уроки ремесла, юные изобретатели.
  • 7 год обучения: изучение семейных традиций и подготовка к освоению новых социальных ролей - внутрисемейные отношения, духовная чистота, целомудрие, дружба, семья - дар судьбы, традиции семейного воспитания, связь поколений, основные генеалогические понятия, честь рода, духовная оседлость.

Социальная значимость проекта «Урал. Человек. Истоки»:

  • Проект включен План мероприятий по реализации Концепции «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года».
  • Учебные пособия серии «Урал. Человек. Истоки», благодаря поддержке Правительства Свердловской области и лично Нестерова Валерия Вениаминовича, были изданы тиражом 20 тысяч экземпляров каждое и направлены во все школы области.
  • В областных конкурсах детских исследовательских и творческих работ «Истоки Великой Победы», «Истоки уральского характера», «Мой род в истории», «Традиции земли уральской» приняли участие более 500 человек из различных территорий области.
  • Стало традицией проведение педагогических чтений по тематике проекта в некоторых районах области при активном участии и поддержке Екатеринбургской епархии. Впервые с благословения владыки Викентия
  • Системная работа по проекту ведётся во многих образовательных учреждениях Свердловской области. Особо хочется отметить гимназию № 18 г. Нижний Тагил, школУ № 9 г. Ирбит, Невьянскую школу Алапаевского района, ДОУ «Звёздочка» г. Заречный, образовательное сообщество Белоярского района - пионеров этого проекта.

Материал подготовлен Наумовой Татьяной Михайловной, ответственным редактором серии «Урал. Человек. Истоки».

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"